«Щенячий патруль» (Канада, США)
Мультфильм канадского производства был показан широкой публике в 2013 году. Это — приключенческий анимационный сериал о команде щенков-спасателей во главе с мальчиком Райдером. Сериал имеет маркировку «0+», то есть рассчитан на самых маленьких детей.
Кадр из мультфильма «Щенячий патруль»
Мнение мам:
«Моему сыну после „Щенячьего патруля“ сносит крышу. Ребёнок становится невменяемым, агрессивным, дерганным. В общем, у нас под запретом», — Любовь Ратомская.
«„Щенячий патруль“ не нравится: слишком громкий, аляпистый, возбуждающий», — Анна Гольдштейн.
«С точки зрения морали в них вроде все в порядке. Но во всех этих мультах — синтетическая эстетика! Некрасивая 3D анимация: гипертрофированные фигуры, эмоции, цвета. Дети перестают воспринимать более тонкие материи, абстракцию, полутона. Это как пересоленная или переслащенная еда», — Надежда Низамова.
«Почему никто не говорит о том, что часть мультфильмов из списка вредит ещё и тем, что опустошает родительский кошелёк? У кого дети смотрят „Щенячий патруль“, сколько предметов на каждого щенка в вашей домашней коллекции?» — Милана Касакина.
Проблема современных мультфильмов
- Они отличаются быстрым темпом;
- Мельканием кадром;
- Потоком событий, не всегда понятным, но быстрым.
Эта скорость завораживает детей, они не могут оторвать взгляда от этого мелькающего потока впечатлений, непрерывного движения – просто не понимают смысла, что происходит.
Попросите ребенка нарисовать то, что он запомнил
В фильме должна быть всегда пауза, чтобы понять, немножечко предвидеть, что будет, самому включиться в сюжет. Чем быстрее, ярче фильм, быстрее блокируется, парализуется сама воля, сознание зрителя.
Наше подрастающее поколение уставилось в экраны различных устройств, смотрит мультики уже с двух лет. Это занятие стало для них преобладающим, вытесняет игру, так называемые продуктивные виды деятельности:
- Рисование;
- Сочинение сказок;
- Лепка и т.д.
Все это уходит на периферию, главное внимание привлекает экран. Детям, привыкшим к этому мельканию, трудно смотреть настоящие художественные произведения, сосредоточится
Они не удерживают хода события. Им кажется, он очень медленный, скучный, занудный. Поэтому, профессиональные современные фильмы для дошкольников скучны, не интересны. Они называют их отстой!
Детям, привыкшим к этому мельканию, трудно смотреть настоящие художественные произведения, сосредоточится. Они не удерживают хода события. Им кажется, он очень медленный, скучный, занудный. Поэтому, профессиональные современные фильмы для дошкольников скучны, не интересны. Они называют их отстой!
Отучаем по правилам
Мамы, которые однажды решили отучить своих детей от увлечения мультфильмами, отмечают, что попытка отобрать пульт от телевизора заканчивалась истерикой. Если сил хватало выстоять “здесь и сейчас”, то последствия ещё долго давали о себе знать в виде ночных кошмаров, беспричинных слёз и агрессии.
Как же быть?
- Попробуйте сами провести несколько дней без телевизора. Оцените, сколько времени проводите перед телевизором вы сами. Нельзя говорить “иди поиграй”, а самим включать очередное ток-шоу и укладываться на диван. Это несправедливо как минимум, как максимум – непрактично! Малыш тут же свалится на пол и начнёт требовать “переключить”. Посмотреть фильм можно и тогда, когда ваше чадо будет спать. А включённый фоном телевизор, пока вы моете посуду, и вовсе ни к чему – это лишний звуковой хаос.
- Разрешайте смотреть мультфильмы, но делайте это в особом режиме. Скажем, не «посмотри, но только час», а «ты можешь посмотреть одну серию». Закончилась серия – выключаем телевизор. Главное, устоять и не дрогнуть перед воплями сына или дочки.
- Перед сном смотреть телевизор нельзя! Перенесите время просмотра на первую половину дня. Мультфильмы на ночь – прямой путь к кошмарам, даже если ребёнок смотрел невинного “Карлсона”. Переизбыток эмоций и впечатлений не даст малышу спокойно уснуть.
- Выбирайте мультфильмы сами. Запомните главное правило: малыш в возрасте до 4 лет ассоциирует себя с главным героем, поэтому отдавайте предпочтением тем сказкам, где герой не будет вызывать отрицательных эмоций, не будет слишком агрессивным.
- Переориентируйте интерес ребёнка. Да, банально, но другого выхода нет. Увлеките другими занятиями: лепка, рисование, книги, ролевые игры. Дети любят, когда с ними играют по-настоящему искренне, увлечённо, тогда и виртуальный мир отходит даже не на второй, на десятый план.
- Побольше гуляйте! Особенно это актуально в первые дни “без телевизора”. Ребёнок закатил истерику? Быстренько выходим на улицу. Смена обстановки и ваша невозмутимость отвлекут маленького человека, жаждущего продолжения истории о супермене.
- Если своими силами справиться не удалось, обратитесь к детскому психологу. Поверьте, это не тот случай, когда можно ждать, что “всё само рассосётся”. Мультзависимость может аукнуться в школьном возрасте, когда ребёнок не сумеет сконцентрироваться на учебе и будет числиться в отстающих. Грамотный специалист способен решить проблему. Для этого в его арсенале есть специальные приёмы и техники от арт-терапии до семейных консультаций.
Фото: pixabay.com.
Сколько времени ребенок может проводить перед экраном
Родители должны строго контролировать количество времени, которое дети тратят на мультики. Это необходимо как минимум по трем причинам:
-
чтобы не допустить развитие зависимости;
-
чтобы телевизор не заменял ребенку остальной мир: общение со сверстниками, игры, творчество, учебу;
-
чтобы защитить здоровье чада.
Оптимальное время просмотра зависит от возраста зрителя. Основные рекомендации врачей и психологов отражены в нижней таблице.
Возраст |
Продолжительность одного сеанса |
Частота сеансов |
3–4 года |
5–15 минут |
не чаще 1 раза в день |
5–7 лет |
20–40 минут |
не чаще 2 раз в день |
8–12 лет |
до 1,5 часов (то есть один полнометражный мультик) |
оптимально — 2–3 раза в неделю, лучше по выходным |
старше 12 лет |
до 2 часов |
оптимально — 2–3 раза в неделю, лучше по выходным |
Во время просмотра мультика ребенок должен находиться на расстоянии 2,5–3 метров от экрана. Кроме того, нельзя смотреть телевизор в темное время суток при выключенном освещении.
Существует ли понятие полезные мультфильмы
Начиная с трех лет можно говорить о некотором позитивном моменте фильмов:
Расширить мир ребенка (познакомить с природными растениями, сюжетами, событиями), которые не доступны ему в реальной жизни.
Мультфильм расширяет переживания малыша
Если он включается в события, переживает герою, то соответственно развивается его эмоциональная сфера.Он переживает те эмоции, которые не доступны в повседневной жизни.Самая главная эмоция – эстетическая, переживания чего-то красивого, важного. Возможно, ребенок, это не осознает, но происходит приобщение к эстетике наряду с книжками.
Модели поведения героев
Персонажи, за которыми наблюдает малыш, совершают разнообразные поступки. Вот эти поступки (если происходит переживание), становятся некоторым образцом.
Представления (как плохо или хорошо), тоже могут, приходит с экрана.
Как правильно выбирать мультики для просмотра
Юный человек впитывает информацию как губка и практически не чувствует тонкую грань между «черным» и «белым». Именно поэтому от качества мультика зависит воспитательный эффект. Ребенок может как освоить нравственные принципы, так и нахвататься дурных привычек. Ниже приводятся критерии, позволяющие выбрать хороший мультфильм и отсеять информационный мусор.
Признаки «нежелательных» мультиков
Наличие сцен жестокости, насилия, смерти, тяжелых заболеваний и другого шокирующего контента. Известный пример из мультика «Тарзан» — гибель браконьера Клейтона из-за случайного запутывания в лианах.
Подчеркнутая сексуальность персонажей. Пример — Джэссика Рэббит из мультфильма «Кто подставил кролика Роджера».
Поощрение поведения, идущего вразрез с принципами нравственности
Здесь важно не наличие в персонаже плохих качеств как таковых, а манера их подачи. Например, в советском мультике «Песенка мышонка» герой изначально был лоботрясом, но потом перевоспитался
А вот в сериале «Спанч Боб» деградация, отупение и инфантилизм главных персонажей преподносится как нечто забавное. Губка Боб и Патрик обзывают друг друга тупицами, ловят медуз и поедают несъедобные предметы.
Акцент на атрибутах «красивой» жизни. Так, в мультфильмах для девочек героини часто зациклены на отношениях с парнями или модных шмотках. Кроме того, женские персонажи (в частности, волшебницы «Винкс») часто имеют анорексичное телосложение и создают в головах детей недостижимый идеал.
Демонстрация экспериментов, которые не стоит повторять в реальной жизни. Ведь маленькие дети не всегда чувствуют опасность.
Сильное противоречие контента традиционным ценностям. Западные мультики часто грешат феминизацией, высмеивая хорошие женские черты: скромность, милосердие, материнство.
Обилие спецэффектов и тревожной музыки. Они не дают ребенку сосредоточиться на содержании видео, истощают психику и формируют зависимость.
Многие родители считают, что нестандартная прорисовка персонажей плохо влияет на детскую психику. Однако такое мнение спорно. Если главный герой мультика ведет себя порядочно, хотя и выглядит уродцем, то может выступать эталоном для ребенка. Ведь внешность не главное.
Признаки хороших мультиков
После сортировки нежелательного контента выбрать хорошие варианты становится проще. Вот признаки мультиков, полезных для детской психики:
-
Четкое разделение на положительных и отрицательных персонажей. При этом «злодеи» в конце получают по заслугам.
-
Наличие познавательного контента. То есть мультик дает детям новые знания, в том числе о взаимоотношениях между людьми.
-
Простая, но не скучная подача информации.
-
Логичное развитие сюжета, понятный финал. В противном случае мультик будет чрезмерно напрягать психику ребенка и формировать зависимость.
-
Спокойный звуковой ряд.
- Чистая и грамотная речь у персонажей.
Кроме того, видео должно подходить ребенку по возрасту и интересам. Например, «Лунтик» — очень добрый и поучительный мультик о дружбе. Но дети старше 7–8 лет, скорее всего, сочтут сюжет примитивным.
Списки полезных мультфильмов для детей разных возрастов
3–5 лет |
6–9 лет |
10 лет и старше |
Первые сезоны «Смешариков» |
«Смешарики», серия «Пин-код» |
«Золотая» классика Disney: «Король Лев», «Золушка», «Мулан», «101 далматинец» |
«Лунтик и его друзья» |
«Фиксики» |
«Мой сосед Тоторо» |
«Даша-путешественница» |
«Щенячий патруль» |
«Спирит: душа прерий» |
«Гуппи и пузырьки» |
«Бемби» |
«Маленький принц» |
«Робокар Поли» |
«Чаччингтон: веселые паровозики» |
«Карлик Нос» |
«Клуб Микки Мауса» |
Советская классика: «Мама для мамонтенка», «Котенок по имени Гав», «Приключения крокодила Гены и Чебурашки» |
«Трое из Простоквашино» |
«Маша и Медведь» (Россия)
«Маша и Медведь» — мультипликационный сериал, который вышел на экраны в 2009 году. Сериал создан студией «Анимаккорд» при помощи трёхмерной графики. Идея сюжета принадлежит аниматору Олегу Кузовкову, и говорят, у Маши даже есть реальный прототип — озорная девочка, которую аниматор однажды случайно увидел на пляже в Крыму.
Несмотря на то, что сериал считается одним из самым популярных мультфильмов в России и за рубежом, ряд психологов говорят о его пагубном влиянии на детскую психику.
Кадр из мультфильма «Маша и Медведь»
Мнение мам:
«Как-то встретилось мнение психолога, что прототип отношений Маши и Медведя — это отношения „воскресного“ папы, всё терпящего в силу чувства вины и ребенка, активно пользующегося обстоятельствами», — Елена Небольсина.
«Когда мы со старшей дочкой смотрели „Машу и Медведь“, я заметила, что после просмотра она перенимала манеру поведения Маши, и это было кошмаром. Она била по столу, требуя каши, постоянно убегала и не слышала обращений и вообще была как-то возбуждёна и отрешена от родителей», — Алёна Романченко.
«Из всего списка я против только „Маши и Медведя“, т.к. главная героиня — бешеная девочка с выпученными глазами и с явными поведенческими проблемами. Я даже сама не могу его смотреть: голова начинает болеть от шума, музыки, визгов и какого-то неадекватного движа на экране!» — Инна Боткина.
«В „Маше и Медведе“ много странного: где родители, почему девочка живет одна на станции, вечно лезет в жизнь бедного медведя, устраивает ему сущий ад, а потом вроде раскаивается, почему ее кузина Даша сначала повезла Машу в город, а потом вернула? По „Маше“ миллион вопросов», — Вера Рязанова.
Выбор психолога: мультики и фильмы о дружбе
Если у вас сейчас нет времени на то, чтобы искать ребенку подходящий репертуар, воспользуйтесь подборкой, которую составила Ольга Никитина.
Мультфильмы о дружбе:
«Приключения кота Леопольда», «Приключения поросенка Фунтика», «В стране ловушек», «Чебурашка и крокодил Гена», «Серая шейка», «Цветик-семицветик», «Про больших и маленьких», «Золотая антилопа», «Друзья-товарищи», «Котенок по имени Гав», «Самый большой друг», «38 попугаев», «Винни-пух», «Малыш и Карлсон», «Давай дружить», «Варежка», «Крошка Енот», «Приключения Нильса с дикими гусями», «Конек-горбунок»
⠀Фильмы о детской дружбе:
⠀
Для детей 7−10 лет:
«Приключения Петрова и Васечкина», «Мост в Терабитию», «Пеппи Длинныйчулок», «Боба и слон», «Арабелла — дочь пирата».
⠀
Для 10−13 лет:
«Дневник слабака», «Чудо», «Инопланетянин», «Замок в Испании», «Джуманджи», «Сорванец», «Останься со мной», «Великан», «Таинственный сад». «Привет, Джули!», «Гостья из будущего», «Где ты, Багира?», «Потапов, к доске!», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Кортик», «Бронзовая птица», «Чудак из 5 „Б“».
⠀
Для подростков 13+ лет:
«Большой», «Короли лета», «Мад», «Я, Эрл и умирающая девушка», «Хорошо быть тихоней», «Клуб „Завтрак“».
Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту [email protected]
Мультфильмы: вред или польза?
Вред мультфильмов для детей
Вероятный вред можно условно разделить на физиологический и эмоционально-психический. Что касается физического здоровья ребенка, то на первый план выходит нагрузка на глаза и позвоночник. Если ребенок смотрит телевизор очень долго, очень близко, и особенно если качество изображения при этом плохое, то не просто сильно устают глаза, но также портится зрение. Нужно следить за громкостью звука, чтобы она не превышала нормы. Между прочим, иногда в детских передачах и мультфильмах звучат прямые призывы сделать звук громче или сесть поближе к экрану: все это должны контролировать родители, а страшим детям можно объяснить, чего делать ни в коем случае не следует. Головные боли, усталость, повышенная раздражительность и возбудимость тоже могут быть следствием длительных просмотров мультиков. Помимо этого, ребенок черпает из них не только хорошие воспитательные качества, но и плохие: агрессию, ненависть, зависть, корыстолюбие, ощущение безнаказанности и прочие. Маленькие дети воспринимают всё, что видят на экране телевизора, как жизненную правду. Они ещё не умеют анализировать, разделять поступки героев на хорошие и плохие.
Зато они быстро впитывают всю поступающую им информацию, перенимают и копируют модель поведения, предложенную создателями анимационных фильмов. А герои многих современных мультфильмов, особенно западных, ведут себя далеко не образцово. Психологи утверждают: детский мозг ещё не готов обрабатывать информацию, которая поступает с экранов телевизоров со слишком большой скоростью. Малыш, смотрящий телевизор, на самом деле не развлекается, а напряжённо работает. Длительное нахождение перед экраном может привести даже к развитию у ребёнка неврозов или психозов.
Пример
38-я серия «Покемонов» получила известность из-за того, что 685 японских детей были госпитализированы после ее просмотра с симптомами, напоминающими эпилептический припадок. А «Телепузики» прославились после того, как Сара Грэм, бывший продюсер канала Children’s BBC, созналась, что эти и другие программы были придуманы под воздействием галлюциногенов. И это печально!
«Свинка Пеппа» (Великобритания)
«Свинка Пеппа» — самый «старый» мультсериал из нашей подборки. Он вышел на экраны в 2004 году. В обще сложности отсняли 4 сезона.
Мультфильм рассказывает о приключениях свинки Пеппы и ее семьи — папы, мамы и младшего брата Джорджа. Каждая серия длится всего 5 минут, поэтому мультфильм могут смотреть дети с самого раннего возраста.
Кадр из мультфильма «Свинка Пеппа»
Мнение мам:
«Никогда не показываю „Свинку Пеппу“, потому что это безобразно нарисованные персонажи, совсем никакого сходства с животными, доминирование матери в семье, мол, она разумная и если не она, все бы жили в луже. Авторитет отца напрочь упразднен, он как мебель и на потеху детям. По мне так жалкое подобие семьи. И смех — он не веселый и задорный, он глупый», — Кристина Заволжская.
«Большинство детей маленького возраста подражают тому, что видят. И мультикам в том числе. В „Свинке Пеппе“ мне не нравится, как относятся дети к папе, не совсем уважительно. Но я не запрещаю смотреть», — Наталия Чепикова.
«Не нравится „Свинка Пеппа“ потому, что там свиньи, и они рыгают. Хотя ребенок именно после этого мультика стал что-то просить, говоря: „Ну мамочка, ну пааапочка!“» — Ольга Невская-Вике.
«„Свинка Пеппа“ — не самый подходящий вариант из-за неуважительного отношения к папе. Само словосочетание „папа-свин“ — уже некая программа, которую я хотела бы избегать и пока успешно это делаю. Мультфильм действовал как наркотик для дочери, приходилось ее переотвлекать. Около года мы старались его забыть. Сейчас ей 6, и если она его видит в ленте, аж подскакивает. Меня это смущает как минимум», — Алёна Романченко.
«А нам ещё не нравится, что все герои неправильно нарисованы. У меня ребёнок в два года говорит, что если повернуть голову, то видно один глазик, а не два», — Ирма Реброва.
Как мультики влияют на детскую психику
Мультфильмы — лишь один из элементов системы воспитания. То есть они действительно оказывают влияние на ребенка, но параллельно с другими факторами: окружением, чтением, играми. Неверно утверждать, что плохие мультики обязательно «сломают» детскую психику. Одну и ту же сцену два ребенка воспринимают по-разному.
Так, многие психологи видят в сериале «Том и Джерри» сцены насилия и жестокости. Сильный (кот) считает себя вправе обижать слабого (мышь). Однако целое поколение детей выросло на этом мультике психически здоровыми личностями. Некоторых людей «Том и Джерри» научил полезным вещам. Например, тому, что ум побеждает грубую силу, а плохие поступки нередко оборачиваются против самого обидчика.
«Школа кролика Бобо»: добрый сюжет и овца размером с лошадь
Этот мультик горячо любим молодыми мамами. Его выбирают в качестве полезной «развивашки» для самых маленьких. Ольга Никитина посмотрела несколько серий. Общее впечатление — положительное.
— Мультфильм добрый, в нем хорошая подача материала. Песенки легко запоминаются, поэтому приготовьтесь, что ребенок будет их напевать целыми днями.
Если со смыслами в мультике все в порядке, то к внешнему виду героев есть вопросы. И дело здесь не в разности вкусов. Образ персонажей далек от реальных прототипов, поэтому детям сложно будет понять, как они выглядят в реальности. Для развивающего материала это не очень хорошо.
— Изображения животных своеобразные. Кролик почему-то в футболке, но без штанов и в очках. Вид такой, что даже сразу и не скажешь: перед вами — кролик. Овца почти не отличается по размеру от лошади, а у кошки глаза прорисованы, словно она — человек.
Ольга Никитина считает, что в целом это неплохой выбор для просмотра. С одной оговоркой: детям можно давать уже более сложный материал.
— Повторюсь: я не сторонник того, чтобы малыши до 3 лет смотрели мультики, а после этого возраста, мне кажется, показывать «Школу кролика Бобо» уже поздновато. Выбор за родителями.
В каком количестве можно показывать
В раннем возрасте дети прилипают к мелькающим картинкам. Они уже требует получения этого видео ряда. Родители легко уступают им. Дети начинают плакать, кричать, требовать, закатывая истерики. Без этого занятия они уже не могут спать, есть, не могут занять себя. Поэтому маленькое количество очень быстро перерастает — большое.
Яркий персонаж из мультфильма
Видимость, что ребенок застыл, уставившись в экран телевизора, планшета, компьютера, неотрывно следит за тем, что происходит.
Когда мы смотрим фильм (взрослые люди), наш мозг давно сформирован. Конечно, на нас оказывается влияние, но оно минимальное.
Но когда ребенок смотрит телевизор, его мозг только находиться в активной стадии формирования, развития, роста. Это означает, если он часто и подолгу смотрит быстро мелькающие картинки, то его мозг привыкает, что надо постоянно выделять вещество, чтобы тормозит восприятие.В будущем у такого малыша будет четко сформулирована привычка, не уметь быстро реагировать на то, что быстро происходит вокруг, уже в обычной жизни.
Какие мультфильмы рекомендуются к просмотру
3 – 4 года:
- Здесь контекст ребенка в основном семья.
- Различные бытовые правила поведения.
- Жизнь, каких-то животных, растений.
- Модели поведения, усвоение гигиенических правил.
Для этого возраста продолжительность 10 -15 минут.
Интересный факт, очень важно для малышей показывать один и тот же фильм много раз. Они сами это просят, чтобы встретиться со знакомым героем, воспроизвести, что им показали
Ребенок смотрит только яркие мультфильмы
Люди старшего поколения, которые утверждают, что советские мультики – бессмертны, абсолютно правы. Именно эти мультики, отчасти благодаря строжайшей цензуре, практически всегда преследовали цель поучительную:
- Объяснить ребенку разницу между хорошо и плохо;
- Можно или нельзя;
- Преподнести реалии жизни более мягким способом, отчасти даже шутя.
Кто не помнит смешных «Ну, погоди!», где проворный, смекалистый заяц всегда благодаря сноровке все время перехитрил угловатого, но сильного волка. Конечно, кроме таких поучительных мотивов, в этом многосерийном мультике существует ряд странностей, где волк много курит, иногда даже пьет, конечно, такие моменты не смогут научить вашего ребенка ни чему хорошему.
Винни-Пух, нашего производства, что диснеевский – настоящее произведение искусства. Наш учит детей, что нельзя никогда унывать, как это делает ослик, нужно вести активный образ жизни, есть поменьше сладкого, иначе не пролезешь в дверь при необходимости, как тучный медвежонок. Даже маленьких аспектам этикета – на день рождения обязательно нужно приходить только с подарком, чтобы сделать приятно близкому человеку.
«В тридевятом царстве» — вовсе настоящее пособие, каким быть в этом мире не стоит. Весь сюжет крутиться вокруг маленького, но очень ленивого мальчика, принципом которого становится притча — «И так сойдет». Весь мультфильм этот парень, который прыгает от сказки к сказке, пытается обмануть законы природы, общества и получить все легким путем. Но, как говориться, в итоге, не добившись никаких результатов от волшебства, мальчуган понимает, что все нужно делать собственными руками, много учиться. В итоге, он даже замахивается построить настоящий дворец старухе из «Золотой рыбки».
Дети находится очень близко от телевизора
Цикл серий «Простоквашино» нравится взрослым и детям за счет необычного сюжета – в попытках самостоятельности ребенок переезжает в деревушку Простоквашино, где обитает вместе с говорящим, хитрым и хозяйственным котом Матроскиным, верным другом и сотоварищем Шариком. Мультфильм показывает реалии жизни, что нужно заботиться о близких, хозяйстве, чтобы получить доход.
Что касается зарубежного проката, то тут точится множество споров. Бесспорно, лидирующее место в списке хороших мультиков заняла компания Уолт Диснея, особенно хороши ее творения девяностых годов: «Бэмби», «Синдерелла», «Синдбад», «Король Лев», «Гуффи», «Чип и Дейл», «Утиные истории». Приятные цвета, натуралистичность, мораль – это есть в качественных мультфильмах, которые сегодня стали классикой.
Приятны к просмотру пресловутый «Спанч Боб», «Даша-путешественница», «Денни Фэнтом», «Джимми Нейтрон» и другие мультфильмы, которые можно увидеть сегодня на Никелодеоне. Настоящий фурор произвел мультфильм производства канала «Аватар, легенда об Аанге, легенда о Корре», по мотивам которого даже снят полноэкранный фильм с многомиллионным бюджетом.
Из современного продукта, стоит обратить внимание «Маша и Медведь», где девочка откровенно выводит из себя могучего, но доброго медведя, который всегда терпит причуды Маши, ведь он горячо ее любит. «Лунтик», «Фиксики» — достойные рисованные картины для просмотра
«Лунтик», «Фиксики» — достойные рисованные картины для просмотра.
С какого возраста детям можно смотреть мультики
ВОЗ считает, что детям до трех лет не стоит показывать мультики. В столь раннем возрасте малыши еще неспособны осмыслить содержание картины, а сосредоточены на смене ярких картинок. Просмотр мультфильма не несет для них воспитательной ценности, зато наносит вред физическому здоровью:
-
мешает развитию опорно-двигательного аппарата;
-
ухудшает зрение;
-
способствует набору веса.
Маркировка на упаковке DVD-диска «0+» не говорит о том, что видео могут смотреть груднички. Она лишь означает отсутствие взрослого контента: сцен насилия, нецензурщины, «черного» юмора, запутанного сюжета.
Положительные последствия
Добрые и развивающие мультики нужно показывать ребенку. Почему они положительно влияют на детей:
Расширяют кругозор
Во время просмотра ребенок знакомится с новыми растениями, животными, предметами техники, городами и странами. Особенно полезны в этом плане развивающие мультики вроде «Бубы» и «Фиксиков». Кроме того, ребенок пополняет словарный запас.
Воспитывают положительные черты характера
Маленький ребенок обычно подражает любимым персонажам. Он старается перенимать их качества: доброту, альтруизм, целеустремленность, смекалку.
Учат переживать новые эмоции
Когда ребенок представляет себя на месте главного героя, то нередко «заражается» его настроением. Например, уверенностью или любовью по отношению к близким. Впоследствии ребенок переносит такой опыт в реальную жизнь и быстрее адаптируется.
Влияние мультфильмов на человеческие качества ребенка
Ведь далеко не все из них должным образом влияют на весьма хрупкую психику малыша.
Начнем с того, что ребенок в этом возрасте, словно губка, впитывает все, что видит на экране, пытается повторить в жизни, верит в реальность, которую проецируют режиссеры в мультфильме. Поэтому, если малыш смотрит мультики о сверх героях – ждите, что он захочет вскоре летать, иметь лазерный меч или другие нечеловеческие способности. Никто не говорит, что это плохо, просто стоит быть начеку – а вдруг он возьмет себе в голову, что тоже сможет пройти через стену, разгонится и ушибется.
Ребенок восторге от мультфильмов
Начнем с того, что мультфильмы, да и вообще телевизор или видео на компьютере ребенку в день можно смотреть не более полутора часов. Кроме того, это не очень полезно для глаз. Может по-настоящему вырвать малыша из реальности или стать для него вполне реальной зависимостью, без которой он будет капризничать, кричать, плакать, требуя вернуть «мультики».
Если вы, осознали, тогда можно переходит непосредственно к самому перечислению тех мультипликационных фильмов, которые не только не вырвут малыша из реальности, но и будут обучать его таким важным человеческим качествам как:
Сострадание;
Внимание к окружающим;
Доброта;
Признательность;
Благодарность;
Умение действовать рассудительно в сложных ситуациях.
Как защитить детей от вредных мультипликационных фильмов
К счастью, любой родитель вполне может защитить своего малыша от негатива телевидения. Для этого нужно не так много. Необходимо хорошо знать содержание анимационных произведений, которые смотрит ребёнок. Нужно постараться, чтобы малыш не видел сцен насилия, не слышал вульгарного юмора, нецензурных высказываний. Даже самый вредный мультфильм не отразится на психике ребёнка, если он будет смотреть его вместе с родителями. Время от времени смотрите мультфильмы вместе с ребенком. Так вы сможете обсудить и прокомментировать некоторые моменты. Например, в мультфильме один герой может постоянно терроризировать другого («Том и Джерри»), автоматически такой сюжет вызывает смех
Но после просмотра мультфильма стоит спросить ребенка, а не кажется ли ему, что мышонок слишком жесток и кота стоит пожалеть? Тогда в следующий раз ребенок станет смотреть сюжет более осознанно. Не стоит разрешать смотреть мультфильмы слишком маленьким детям. Родителям важно понять, если есть возможность до 3-х лет полностью оградить ребенка от ТВ (мультфильмов и т.д.) — надо это делать. Как именно воспримет ребенок тот или иной образ — со 100% уверенностью не может сказать никто
Правильно выбирайте мультфильмы. Они должны быть по возрасту ребенка, в них должны рассматриваться вопросы и проблемы, актуальные для данной возрастной группы детей. Мультфильмы должны быть со смыслом, а не просто развлекать чередой ярких, бессмысленных кадров и событий. Доверив же воспитание малыша телевизору, родители могут потерять контроль над своим
Какие мультфильмы посмотреть?
Что нравится и подходит одним деткам, то может оказаться недопустимым для других. Вы должны выбрать любимые детские видео вместе. Из наиболее часто рекомендуемых — «Лунтик», «Маша и Медведь», «Смешарики», из старых — «Фунтик», «38 попугаев», «Винни Пух», «Ну, погоди!», «Карлсон», «Маугли», «Дюймовочка», «Котенок по имени Гав», «Мороз Иванович», «Простоквашино», «Умка», «Бременские музыканты». Вообще, музыкальные мультфильмы относятся к особой категории и даже запоминаются лучше. Однако еще раз акцентируем на том, что все очень индивидуально.
Вред мультфильмов для детей
Маленьких детей привлекают яркие, живые картинки. Поэтому практически любые мультики они смотрят охотно и с удовольствием.
Но психологи утверждают: детский мозг ещё не готов обрабатывать информацию, которая поступает с экранов телевизоров со слишком большой скоростью. Малыш, смотрящий телевизор, на самом деле не развлекается, а напряжённо работает.
Длительное нахождение перед экраном может привести даже к развитию у ребёнка неврозов или психозов.
Психологи также предупреждают о вреде чрезмерно ярких картинок, мелькающих перед глазами ребёнка во время просмотра ими анимационных сериалов и фильмов. Они рекомендуют детям до 3-х лет показывать чёрно-белые варианты мультиков.
Кроме того, сайт sympaty.net выяснил у профессиональных педагогов и психологов: маленькие дети воспринимают всё, что видят на экране телевизора, как жизненную правду. Они ещё не умеют анализировать, разделять поступки героев на хорошие и плохие.
Зато они быстро впитывают всю поступающую им информацию, перенимают и копируют модель поведения, предложенную создателями анимационных фильмов. А герои многих современных мультфильмов, особенно западных, ведут себя далеко не образцово.
После просмотра: наблюдаем за ребенком
Сразу после просмотра родители должны оценить эмоциональное состояние ребенка. Если он воодушевлен, заинтересован или хотя бы спокоен, значит, мультик, вероятно, оказал позитивное воздействие на психику. А вот о проблеме свидетельствуют следующие признаки:
-
бурное негодование из-за того, что серия закончилась;
-
капризы и настойчивые требования не выключать телевизор;
-
истерический смех;
- подавленность.
Чтобы закрепить воспитательный эффект, рекомендуется подробно обсудить мультфильм с ребенком. В частности, выслушать с его стороны пересказ сюжета, дать оценку поступкам героев, объяснить сложные моменты. Такая практика укрепит взаимоотношения в семье и поможет ребенку быстрее сформироваться как личность.