Симптомы фобий
Такие расстройства проявляются у всех по-разному, в зависимости от индивидуальных черт человека, его личности, эмоционального и физического состояния. Это может быть легкая обеспокоенность, паническая атака, телесная боль и т. д.
Эмоциональная сфера реагирует так:
- накатившийся внезапный страх перерастает в панику;
- теряется чувство реальности;
- возникает боязнь умереть;
- потеря контроля над ситуацией и собой;
- бессилие, невозможность что-то сделать;
- желание как можно быстрее убежать от источника раздражения.
Проявления физиологические:
- тяжело дышать, не хватает воздуха;
- кружится или болит голова;
- озноб;
- сухость во рту и горле;
- тремор конечностей, их оледенение;
- тахикардия, аритмия;
- повышение температуры;
- боль в груди;
- тошнота, переходящая в рвоту;
- сильное потение;
- спазм желудка;
- повышение или снижение артериального давления;
- бледность или покраснение кожных покровов.
Психика, в свою очередь, на предмет фобии реагирует немотивированным, необъясняемым ужасом, который человек не в состоянии унять. Тревога будто парализует волю, не позволяя что-то сделать, успокоиться, сосредоточится и начать трезво мыслить. Такое состояние совершенно выбивает из колеи, вызывает истерику и слезы.
Навязчивые мысли о предмете страха вызывают напряжение, которое отравляет жизнь, мешает нормальному существованию индивида, не дает ему возможности бывать в определенных местах, нормально общаться и работать, истощают физически и духовные силы. При этом на самом деле ему ничего и никто не угрожает.
К этому прибавляется еще и следующее. Подверженный немотивированному страху человек переживает, испытывает чувство неловкости, что окружающие заметят его состояние, слабость и осудят. В итоге человек замыкается в себе, самоизолируется.
Если отнестись к наличию иррационального страха несерьезно, считая, что ничего в этом «смертельного» нет, то в конце концов такая патология может вылиться в более тяжелые нарушения психики. И даже суицид.
Как было «раньше»?
Всё начинается как всегда – в семье и школе. Многодетная семья давала естественную среду, где люди приучались к общению в разновозрастных группах.
Мы не будем напрасно стенать о многодетных семьях и повернёмся-ка лицом к школе. Там ещё возможно сделать хоть что-нибудь.
Когда-то школа поддерживала и поощряла общение детей в разновозрастных группах. Вспомните хотя бы практику «вожатской работы» или «шефство пионеров над октябрятами», а «комсомола над пионерами».
Так закладывались прочные дружеские связи между людьми с разницей в возрасте 5-7 лет (которая сегодня кажется непреодолимым препятствием к дружбе и обретению общих интересов) и это было нормально.
Ещё больше в этом плане давала внеклассная, внешкольная работа – работа творческих и научных кружков и секций, работа Дворца Пионеров.
Помните пример с шахматами? Да и решение внеклассных задачек по математике не спрашивает: «Сколько тебе лет?» Оно лишь спрашивает: «Ты сечёшь?»
Если мы углубимся в историю ещё дальше, то увидим, что – воспитание и образование всегда велось в смешанных, разновозрастных группах.
Ланкастерская система взаимного обучения, где старшие подтягивали по предметам младших, ремесленные артели, общежития подмастерьев и работников разных возрастов, пансионы, где в одной классной комнате готовили свои уроки ученицы от 7 до 17.
Разделение детей для целей обучения или воспитания строго по «годам рождения» – это «подарок» всего лишь новейшего времени и конечно же – подарок от бюрократического государства, больного обсессивным расстройством.
Ему так удобней. Нам – нет. Пора это уже понять.
Ведь сверстники-погодки мало что могут дать друг другу. Да почти ничего.
Разновозрастная же, смешанная группа – лучший естественный «учитель» и лучший неназойливый «воспитатель».
А главное – дешёвый (на что и напирала ланкастерская педагогика взаимного обучения).
И «большие», и «маленькие» каждую минуту совместного пребывания – учатся чему-либо. Если вы – педагог, старайтесь набрать в группу дополнительных занятий – разновозрастных детей и суметь подружить их между собой. Не подбирайте детей «по возрасту». Это – порочная бесплодная практика.
Как определить, что это фобия
реакция
Фобия – это иррациональный страх. Например, человек может смертельно бояться собак и стараться избегать их любым способом. При этом, скорее всего, опасной ситуации не возникнет.
Люди годами испытывают ужас перед одной и той же ситуацией. Они отдают себе отчет в необоснованности страха, но ничего не могут поделать. В этом случае нужна помощь профессионала, так как кроме психологических расстройств они могут сопровождаться разнообразными вегетативными симптомами: учащенным сердцебиением, потливостью, покраснением лица, дрожью в теле, сухостью во рту, тошнотой, неприятными ощущениями в животе, нарушением дыхания и даже удушьем.
Специалисты выявили десятки фобий. В список входят странные и абсурдные – страх цветов и бороды – а также более понятные: боязнь дантиста или болезни. Расскажем, как называется каждая фобия.
Еще несколько интересных фобий
Метро
В мегаполисах гораздо больше раздражителей, которые могут стать объектом фобии. К примеру, после взрывов в спальных районах столицы у жителей появился страх перед терактами, а трагедии в метро привели к метрофобии.
И хотя по статистике самый опасный для жизни – автомобильный транспорт, 60 % москвичей боятся именно подземки, особенно эскалаторов и переходов. По мнению специалистов, уже сам факт спуска ассоциируется с повышенной опасностью, которую подкрепляет недостаток воздуха и давка раздраженных людей, нарушающих личное пространство друг друга. Кстати, боязнь метро связана не столько с беспорядками, сколько с длительным пребыванием под землей, как правило от 40 минут до часа.
Рабочие
На фоне социальных катаклизмов — экономического кризиса и сокращения штатов — наиболее распространенным становится страх потерять работу. Специалисты считают это совершенно нормальным явлением, к тому же теоретически — именно теоретически! — ситуация может стать явью. Поэтому человек примеряет ее на себя и чем больше думает об этом, обсуждает с родными и друзьями, тем более реальным становится этот образ в его сознании. А дальше формируется очаг возбуждения, и очередное упоминание о сокращении вызывает появление навязчивого патологического страха.
Стрессы, напряженные графики и ответственная работа изнуряют психику, открывая доступ для эргофобии — боязни не справиться со своей работой, гелленологофобии — не понять научные термины, кайрофобии — страха перед новыми ситуациями, интернетофобии — боязни выходить в Интернет.
Городские
Популярный источник страхов жителей мегаполиса — вероятность подцепить инфекцию – молизмофобия (особенно в разгар пандемии).
По мнению врачей, этот типичный городской страх связан с тем, что каждый вынужден ежедневно контактировать со многими людьми, от которых он потенциально рискует чем-нибудь заразиться. Произойти это может не только на улице, в магазине или в метро, но и на вечеринке.
Масла в огонь подливает и массовая реклама препаратов, постоянно напоминающая о всевозможных инфекциях и заболеваниях, передающихся в быту. Фобии, вызванные средствами массовой информации, встречаются весьма часто.
Их проявление спровоцировано не только криминальными хрониками, но и аналитическими программами о глобальном потеплении, таянии айсбергов в Антарктиде, возможных наводнениях. Кстати, масштабное изменение климата может привести к еще одной — погодофобии (это – одна из самых странных фобий).
Стремление к идеалу
Опасность представляют попытки самостоятельно принять меры по устранению мнимого дефекта. Люди, страдающие «от избыточной массы тела», садятся на диеты. Вместо рационального диетического режима выбирают изматывающие, быстродействующие методы. Результатом становится анорексия или булимия.
Увлечение спортом приводит к спортивной аддикции. Стремящиеся получить идеальное тело люди злоупотребляют физическими нагрузками, доводят себя до состояния, когда спорт превращается в наркотик. Пропуская тренировку, нервничают, переживают, что обрастут жиром. Проблема в том, что самые интенсивные тренировки не вызывают у них чувство удовлетворения, ведь постоянно находится часть тела, которую нужно отточить.
Дисморфофобия, помимо желания убрать лишний вес, может сопровождаться убежденностью в излишней худобе. Тогда спортивная зависимость выражается стремлением нарастить мышечную массу. Больные увлекаются бесконтрольным употреблением спортивного питания, вставляют в мышцы имплантаты.
Особое внимание уделяется пластической хирургии. Дисморфофобы увлеченно разыскивают информацию о клиниках пластической хирургии, о ее методах, начинают копить средства на операцию
Но часто им отказывают в проведении операции в связи с отсутствием показаний. Если хирургическое вмешательство было произведено, то больные часто остаются недовольны его исходом. По их мнению, дефект устранен не полностью и все равно остается заметным. Если же изъян удается скорректировать, то находится новый.
Если больных занимает не пластика, тогда косметические процедуры: уколы красоты, подтяжка лица, коррекция бровей, ресниц в преувеличенном количестве.
Крайней точкой становится попытка самолечения. Нередко дисморфофобию так и называют «синдром Ван Гога» (об этом было сказано выше). Однако здесь речь уже идет о дисморфомании, когда идеи о дефекте приобретают сверхценный характер, достигая уровня бреда.
Так вот, Ван Гог отрезал себе ухо с помощью опасной бритвы. Завернув его в газетку, пошел в бордель предъявить улику знакомой проститутке и снять напряжение. Такую историю поведал полицию его друг, художник Гоген. То, что произошло с Ван Гогом, называют дисморфоманическим бредом. Он становится проявлением другого психического расстройства, доминирующего над личностью. В случае с Ван Гогом это могла быть шизофрения или эпилептический психоз – достоверно неизвестно.
Убежденность о своем уродстве настолько ужасает, что требует немедленного избавления от дефекта. И в данном случае все методы хороши: ампутации, прижигания, иссечения «испорченных» органов. Желание действует как импульс. Больной в один момент членовредительствует, не задумываясь, как будто неведомая сила подталкивает его. Никами уговорами его остановить невозможно.
Повелевающие (императивные) галлюцинации при дисморфомании также способны заставить больного совершить над собой подобную экзекуцию.
Причины появления страхов:
Невротические страхи появляются на фоне психотравмирующего события. Они могут закрепиться в сознании ребёнка надолго, неблагоприятно сказываясь на его психоэмоциональном состоянии и развитии.
Поэтому главной причиной является психотравмирующее событие и страх, что оно может повториться.
Однако, часто детей пугает не само происшествие, а чрезмерное реагирование на него со стороны близких людей.
Более подробно о причинах:
- Напоминание о возможном неприятном и пугающем ребёнка событии.
- Увиденное или услышанное о пугающих событиях.
- Запугивание родителями разными несуществующими персонажами.
- Особенности нервной системы ребёнка.
- Испуг – основная причина страхов. Причины испуга.
- Внезапный, громкий крик.
- Паника, истерика одного из родителей.
- Неожиданный укус или нападение животного.
- Авария.
- Погребение близких.
- Жёсткие запреты и угрозы наказания.
- Ограничения двигательной.
- Чрезмерно развитая фантазия.
- Частые скандалы и конфликтных ситуации в семье.
- Социальное отвержение сверстниками.
- Подражание, когда кто-то из близких чего-то боится и ребёнок перенимает данный страх.
- Чрезмерная тревожность и страхи родителей.
- Чрезмерная забота.
- Неполная семья.
Что может привести к фригофобии
Причины расстройства разнообразны: от генетики до ситуационных обстоятельств. Дети способны унаследовать фобию от родителей. Когда с самого раннего возраста малыша приучают тепло одеваться даже в знойный день, закрывают окна в доме, а в мороз стараются не выходить на улицу, чтобы «ребенок не заболел», то у ребенка автоматически зарождается страх перед холодом.
Криофобия развивается у чада совершенно здоровых родителей, но проявляющих гиперзаботу о своем наследнике. По этой причине они стараются спрятать малыша от холода, опасаясь, что ребенок заболеет.
Другая группа причин фобии – ситуационная. Человек пошел гулять в парк, одевшись достаточно легко, внезапно погода ухудшилась, температура заметно снизилась. Перемерзнув во время прогулки, индивид заболел. Недуг длился долго, с высокой температурой. Вследствие такой ситуации вполне может развиться криофобия на фоне боязни заболеть.
Страх холода возникает, когда человек слишком много времени провел на морозе. Случаев может быть много. К примеру: поехал на горнолыжный курорт, отправился в одиночку кататься на лыжах, неудачно упал, повредил ногу. Идти самостоятельно не мог. Пока дожидался прихода помощи, испытал всю гамму неприятных ощущений: онемевшие конечности, дрожь во всем теле, «деревянные» пальцы.
У особо впечатлительных людей фобия формируется при наличии яркого примера перед глазами. Возможно, родственник пострадал от действия низких температур, получив обморожения. Наблюдая за последствиями, у чувствительного зрителя развивается страх получить подобные травмы, следовательно, формируется боязнь холода.
Дурной пример в отдельных случаях подает просмотр фильмов, телепередач на данную тему.
В китайской культуре криофобия связана с определенным состоянием, именуемым koro. Китайцы на Тайване связывают с низкими температурами процесс, когда мужское достоинство «съеживается», втягивается в тело. Для них данное явление означает потерю мужской силы, из-за чего этнические китайцы страдают от фригофобии.
Доказано, что эмоционально истощенной организм становится гиперчувствительным, но обладает низкой стрессоустойчивостью. Поэтому если для обычного человека легкая прохлада становится нормальным явлением, то для психически расстроенного индивида она оказывается некомфортной, раздражительной. Такой человек лишен внутренних ресурсов для борьбы с дискомфортом, на фоне чего у него зарождаются различные патологические состояния, в том числе фобии.
Фобии и стресс у детей причины
фобии и стресс у детей причины
- Родительское воспитание. Жестокость в семье или напротив, гиперопека могут привести к развитию фобий. К примеру, если мама или папа остро реагируют на плохую оценку ребенка в школе, может развиться фобия, связанная с посещением школы или ответом у доски.
- Кинофильмы, телевизионные передачи, изобилующие жестокостью, кровавыми сценами или фильмы ужасов. Немалую роль в развитии фобий и стрессов у детей играют «ужастики» и реалистичные передачи с демонстрацией насилия.
- Однократный и сильный испуг. К примеру, ребенка могла напугать большая лающая собака, после чего собаки стойко ассоциируются с опасностью, тревогой, ребенок начинает избегать встреч с собаками, обходить их стороной.
- Психические заболевания или расстройства. Фобии могут развиться, например, на фоне тревожного состояния.
- Непроработанные детские страхи. В норме любые страхи, возникшие в детстве, с взрослением ребенка должны проходить. Если этого не происходит, если в сознании ребенка страхи остаются необработанными, возникают фобии.
Факторы развития и истинные причины расстройства
Выдвигается множество теорий развития дисморфофобии. Например, считается, что существует определенная комбинация генов, отвечающая за развитие ряда расстройств, в том числе BDD. Другие факторы – нарушение нейромедиаторного обмена, аномалии отдельных участков мозга. Даже существует гипотеза, объясняющая формирование расстройства в результате искажения зрительного восприятия.
Однако главная роль в развитии патологии отводится модели воспитания. Родительская любовь должна быть безусловной. Она предполагает принятие ребенка таким, каков он есть, с его достоинствами и недостатками.
Редко встречаются дети, с самого маленького возраста недовольные своей внешностью
Они любимы близкими, окружены заботой и вниманием. В таких условиях малышу и в голову не придет выдумывать себе несуществующие уродства
Взрослея, ребенок, конечно, нуждается в критике, но в КОНСТРУКТИВНОЙ. Это необходимо для формирования адекватной модели мира и соответствующего поведения, правильного самовосприятия.
Проблемы начинаются, когда нарушаются принципы воспитания. Например, родители систематически кричат на ребенка, обзывая нелестными выражениями. Или мама, непонятно почему, давит на девочку: да, ты у меня не красавица, и ножки кривоваты. Но ничего, я тебя любую люблю. В итоге из девочки вырастает девушка, уверенная в том, что ее тело дефективное. Она носит юбки в пол, бесформенные балахоны, стесняется общаться с людьми, заводить знакомства
Такая девушка считает, что недостойна любви, восхищения, никогда не выйдет замуж – конечно, кто ж на такую уродину обратит внимание
К особенностям воспитания, предположительно способным стать основой для формирования BDD, относят:
перфекционизм и отметание родителями права на ошибку;
грубое, пренебрежительное отношение к ребенку. Пример: девочка в раннем возрасте лишилась родителей. Проживала со старшей сестрой, у которой на тот момент была своя семья. Девочка выполняла всю работу по дому, при этом редко слыша в свой адрес слова одобрения. Жила на правах домработницы. Очень любила племянников, ухаживала и за ними. Считала себя уродом, не имеющим возможности создать собственную семью. Была уверена, что имеет физические недостатки, отпугивающие людей, поэтому лишала себя возможности устроиться на работу. С людьми общение резко ограничивала. Выходя из дома, куталась в широкий платок;
холодность родителей, малая эмоциональность даже при доброжелательном отношении. Например, у родителя существует эмоциональный барьер
Он не может похвалить объективно ребенка за реальные успехи, просто сделать комплимент, фиксировать внимание не на недостатках, а достоинствах ребенка. Помочь ему не заострять внимание на своих недостатках, если таковые имеются, принимать себя таким, каков есть
Издержки воспитания зарождают у ребенка такие черты характера как мнительность, неуверенность в себе, перфекционизм, как заключительный штрих – низкую самооценку. Такие дети подвержены влиянию чужого мнения. Поэтому очень часто дисморфофобия развивается под воздействием неуместной реплики со стороны, критики и издевательств сверстников.
С другой стороны, немало детей, которые даже под резким негативным натиском, порой жестоким, не теряют себя, игнорируют чужое мнение. И уж, конечно, не ищут в себе мнимые недостатки. Это люди с адекватной самооценкой и реальным отношением к жизни.
Как бороться?
Беседа о страхе. Самое простое, что может помочь в борьбе со страхом, – беседа. Во время диалога, будьте спокойны, говорите неторопливо. Чем больше ребёнок расскажет о своем страхе, тем быстрее он сможет от него избавиться.
Рассказ или сказка о страхе. Сочините вместе с ребенком сказку на тему его страха
Важно, чтобы в конце сказки был герой, который побеждает страх.
Рисунок страха. Методы арт-терапии очень эффективны в борьбе со страхом
После того, как ребёнок нарисует, можно сжечь или разорвать и выбросить рисунок страха
Хвалите ребенка, обращая его внимание на то, какой он молодец, что смог победить страх.
Определить источник страха. Некоторые источники страха можно легко ликвидировать
Например, если ребёнок боится темноты, то на ночь можно зажигать ему маленький ночник.
Талисман для борьбы со страхом. Создайте, или пусть ребенок выберет какой-то предмет, который будет поддерживать его, когда ему будет страшно.
Похвала и поддержка. Повышение самооценки ребенка способствует устранению многих страхов.
Расскажите ребёнку о своих страхах и о том, как вы их преодолевали.
Придумайте защитный ритуал. Например, “защитника от страхов”: плюшевого мишку или какие-то волшебные слова.
Важно!
- Не действуйте с помощью силы, это усугубит страх ребёнка.
- Не стыдите ребенка за проявление страха.
- Ликвидируйте внешние фрустрирующие факторы.
Постоянная паника
И тревожный, и не тревожный мозг постоянно учится чему-то новому. Однако, в отличие от человека, страдающего от хронической тревожности, обычному человеку куда проще «забыть» о каком-то жизненном уроке после того, как он извлечет из него все возможные выводы. Тревожному же человеку это сделать намного труднее.
К примеру, представьте ситуацию, в которой двум сотрудникам, чьи показатели в последнее время ухудшились, сообщают о том, что их непосредственный начальник хочет с ними пообщаться.
Тот из сотрудников, который не страдает от тревожности, скорее всего, не будет воспринимать эту встречу как что-то угрожающее, и будет считать ее нейтральной (если только заранее не узнает, что это не так). Тревожный же человек может сразу же начать паниковать, считая, что его наверняка вызывают о том, чтобы сообщить о каких-то ошибках в сделанной им работе.
Более того, его тревожный разум может оказаться неспособен сосредоточиться на чем-либо кроме предстоящей встречи. В результате этот человек изводит себя почем зря по причине, которой может и не существовать.
Возмущение многодетных
Прочитав множество комментариев, я, кажется, понял, что вызвало возмущение многодетных – реальных людей, с которыми я знаком, а не сильных мира сего, которые вместо обсуждения болезненной темы пытаются все запретить. По сути о. Павел Великанов поставил вопрос: является ли многодетность путем к святости. Естественно, автоматически она не спасает – это очевидно всем. Точно так же, как автоматически не спасает жизнь в монастыре или работа врачом. И, вместе с тем, многодетность – один из тех немногих идеалов, которые достижимы в миру, особенно для женщин. Ведь для человека нормально стремиться к подвигу, к святости. Нельзя лишать его идеала, заменяя расплывчатыми «подражайте Христу» или «имейте любовь».
И те, кто идет путем многодетности, чувствуют, что на этом пути им споспешествует Бог и это действительно их призвание. Они и так постоянно слышат от близких: «Вы что, с ума сошли, сколько можно рожать???». А супруги действительно так спасаются. Ведь далеко не всегда многодетность является символом нищеты. И часто именно многодетная семья позволяет лучше раскрыть в ребенке то, что в нем заложено. Ведь личность раскрывается в отношениях. И адекватное воспитание одного или двух детей – это действительно очень трудно. Одного – из-за того, что единственный ребенок «становится недопустимым центром человеческой ячейки» (не удержался от ссылки на Макаренко). Двух – из-за постоянного противоборства и противопоставления. Но после третьего эти проблемы смягчаются (хотя и растет общая психологическая нагрузка на родителей). А дальше возникают уже довольно нелинейные вещи, которые вряд ли будут описаны в ближайшем будущем
Вряд ли – потому, что там мы имеем дело со сложной динамической системой, в которой важно все: и разница в возрасте, и пол детей, и психологическое состояние родителей. Вот о последнем и хочется поговорить отдельно
Общие причины развития
Появление стойкого, ничем не подкрепленного страха к определенному предмету или явлению обусловлено такими причинами:
- Детские травмы. Затрагивающие психику события в жизни ребенка с течением времени им забываются, но откладываются в подсознании. Страх, испытанный давным-давно, дает о себе знать и взрослому человеку.
- Наследственность. Боязнь чего-либо может передаваться на генном уровне от предков.
- Неудачный опыт. Отрицательный, неожиданный результат какого-либо действия.
- Подавленность, стресс, изматывающий организм.
- Навязанный страх, как заразительное явление. Он передается от родителей, за поведением которых наблюдает их чадо долгое время. Сюда же можно отнести негативное влияние СМИ, кинематографа, окружающих людей и т. д.
- Травмы головного мозга.
- Длительная депрессия.
- Хронические заболевания.
- Особенности характера.
Следует отметить, что развитие любой фобии зависит от нескольких факторов, и для каждого отдельного случая они свои.
Самые эффективные методы психотерапии в борьбе со страхами у детей:
Сказкотерапия. Психолог вместе с ребёнком придумывает историю про беспокоящий его страх, и помогают через сказочные образы найти способ его побороть. Также помогает чтение сказок. Необходимо подбирать сказки таким образом, чтобы они соответствовали детскому страху. Подавать их следует так, чтобы ребёнок смог ощутить себя храбрый и сильным.
Игротерапия. Игра — доминирующий вид деятельности в детском возрасте. Играть в кабинете психолога максимально безопасно, и это помогает ребенку получить новый опыт справляться со своим страхом.
Песочная терапия. Дети любят песок, он притягивает ребенка, как магнит, своей возможностью принимать разные формы. Работа с песком — это отличный инструмент, который помогает реализовать скрытые ресурсы ребёнка. Песок является способом проявления внутреннего символизирует психики.
Танце-двигательная терапия. Это метод, в котором танец выступает, как инструмент психокоррекции разного рода психологических сложностей. Танец способен интегрировать эмоциональное и физическое состояние. Это приятный и увлекательный метод работы с детскими страхами.