Как научить ребенка не прокрастинировать
Прокрастинация манипулирует нашим мозгом. Вспомним, что чаще всего мы устаем не от самого труда, а от мыслей о нем. Вот, например, ребенок сидел себе играл в компьютерные игры. Зашла мама уже в который раз напомнить о том, что ему нужно сделать задание на дополнительные по английскому языку. И это последнее спокойное предупреждение. Ребенок сворачивает игру и подносит поближе к себе учебник. В этот момент срабатывает мысленная деятельность о том, как не хочется это делать, как это сложно, утомляет, настроение портит. Ужас, а не английский. И мало того, что ребенок начинает прокрастинировать. Он еще и автоматически прививает не любовь к этому занятию. А значит будет постоянно впадать в это состояние.
Чтобы ребенок начав заниматься, к примеру, домашним заданием, не бросил его, необходимо уметь справляться с этой проблемой. Существует три этапа борьбы с прокрастинацией как у детей, так и у взрослых. Но стоит помнить, что в особенности у ребенка ее могут сопровождать невнимательность и лень, а это значит, что придется бороться со всеми тремя состояниями.
Итак, три этапа, чтобы избавить ребенка от прокрастинации: атмосферная установка, «мнимая» фокусировка и анализ.
Для учителей
Используйте метод мозаики
Этот метод был разработан в 1971 году психологом Эллиотом Аронсоном. Он подразумевает, что ученики вместе работают над каким-то проектом и зависят друг от друга. «Возможно, мы научим детей прислушиваться друг к другу и уважать друг друга, если будем поручать им совместные проекты, которые собираются как мозаика», — говорил Аронсон.
Например, ученикам даётся задание изучить биографию какого-то исторического деятеля, а потом рассказать о нём классу. Все ученики делятся на группы, и каждый работает над определённым периодом жизни этого человека. Потом проект собирается воедино и каждый рассказывает о своей части.
Это не только помогает детям лучше понимать друг друга, но и даёт им возможность взглянуть на проблему с новой точки зрения, то есть развивает их оригинальное мышление.
Правильно подходите к работе в группах
Исследования подтвердили, что работа в группах не всегда эффективна Productivity Loss in Brainstorming Groups: A Meta-Analytic Integration. . Если посадить вместе пять учеников и устроить мозговой штурм, идеи, полученные в результате, окажутся не такими оригинальными. Да и в целом их будет меньше, чем в том случае, если бы каждый из учеников работал самостоятельно.
Это усложняет работу преподавателей и идёт вразрез с общепринятым мнением о том, что одна голова хорошо, а две лучше. Вот несколько причин, объясняющих, почему работа в группах не так эффективна, как кажется.
Во-первых, просто невозможно говорить всем разом. В результате некоторые идеи и некоторые ученики остаются неуслышанными. Во-вторых, существует так называемая угроза эго, из-за которой мы боимся выглядеть глупо и не высказываем свои самые необычные идеи вслух. Ну и в-третьих, нежелание выделяться.
Поэтому лучше всего дать ученикам время поработать самостоятельно, а только потом собрать их в группы для обсуждения идей. Работая в группе, как раз легче оценить, какие идеи действительно можно применить в жизни.
Заповедь 4: Не давите на детей своими ожиданиями
Большая проблема родителей – иметь ожидания относительно ребенка. Мы оказываем давление на детей, чтобы они достигли того, что мы ожидаем. Хорошо иметь моральные ценности и передавать их ребенку, но когда это становится одержимостью, вы делаете жизнь ребенка несчастной, и тогда это уже не имеет смысла. Хотеть чего-то – это не проблема. Проблема в одержимости, это буддийская философия.
Пример. Есть такая проблема: родители хотят, чтобы их ребенок был лучшим в классе. Но в классе 30 детей, и от каждого ребенка его родители хотят, чтобы он был лучшим. Тут небольшая логическая проблема: не каждый ребенок может быть лучшим. Кто-то должен принять, что его ребенок будет вторым или даже номер 30. Родители могут принять, что они будут номер 30, но не их ребенок. Потом такие родители приходят ко мне с вопросом: «Я не понимаю ребенка, он злится на меня». Я начинаю исследовать ситуацию, и нахожу, что родитель не может принять, что его ребенок не лучший. Но некоторым детям не нравится школа, некоторые – плохо учатся. У мамы есть рецепт: все, что ему (ребенку) нужно – больше работать. Ребенок воспитывается таким, что он неспособен принять неудачу. Потом мы имеем много подростков, которые кончают жизнь самоубийством из-за неудачных экзаменов.
Ко мне обратилась мама, чей ребенок не одарен в математике. Она видела в этом проблему. Я сказал: «Предположим, ваш ребенок плохо играет в хоккей. Вы бы навязывали ему, что он должен заниматься больше, чтобы стать чемпионом по хоккею?» Она ответила: «Нет, это не имеет смысла». «Если это не имеет смысла в хоккее, почему вы не принимаете это в отношении школы? – спросил я. – Ваш ребенок такой, какой есть. Школа это не конец света, хоть она и важна. Есть много людей, которые ведут прекрасную жизнь, но не являются чемпионами в школе».
Пример. Некоторые родители говорят: «Я просто хочу, чтобы мой ребенок был счастлив». Скорее всего, вы не очень счастливы и надеетесь, что ребенок сделает то, чего нет у вас. Родители не могут позволить себе, чтобы их ребенок был несчастлив. Тогда они не могут спокойно реагировать на плач ребенка. Они начинают устраивать цирк, бегут к ребенку, обнимают его. Проблема опять в компульсивном аспекте (одержимости). Ребенок упал, плачет. Может, он плачет, потому что был удивлен неожиданностью падения. Спросите его: «Тебе больно? Ты поранил что-то?» Вдруг он сразу перестанет плакать? Но если вы сразу схватите его, он начнет плакать сильнее, и в следующий раз он может использовать это.
2 этап. Фокусируемся
Как и у взрослых, так и у детей есть такая проблема как ожидание вознаграждение за каждое сделанное задание. И вот поэтому зная, что можно что-то получить за свою работу, к ней приступают охотнее, нежели к той, после которой вознаграждения не последует. Хорошо если при этом задание не затратное по времени. Т.е. когда ребенок приступает к сложному заданию, а чаще всего он оставляет его на потом, он болезненно переносит процесс работы. Возникает ментальное сопротивление, а его преодолеть очень сложно взрослому, а уж ребенку тем более.
Как же в такой ситуации поступить?
Для начала поймите, как правильнее настроить дитя на продуктивный результат. Возможно его пугает то, что его ждет длительный рутинный труд. Но если на его работу будет уходить меньше времени. Т.е. если ребенку поставить таймер на задачу. И будет необязательно за это время успеть ее сделать. У него будут следующие 25 минут. А потом еще и еще.
Это подразумевает так называемый метод «Помидора», разработанный Франческо Чирилло в конце 80-х годов. В свои студенческие годы Франческо очень любил обучение, и старался ему уделять много времени. Но его постоянно отвлекали какие-то мелочи. Так он решил провести анализ своих неудач, и пришел к выводу, что необходимо заключить сделку с самим собой. Условия сделки предполагали обучение в течении 10 минут. При этом время он засекал на кухонном таймере, который был в форме томата, так и появилось оригинальное название метода. Он действительно помог Франческо. А теперь им пользуются многие люди.
Так почему бы не использовать метод и на детях, добавив одно маленькое условие – креативность. К тому же это отличный метод для дел активной мамы. Он предполагает, как помощь взрослому справиться с прокрастинацией, так и ребёнку. Смысл метода в том, что рабочее время распределяется на 25-минутные периоды. Эти периоды и называются «помидорами». По сути у метода есть своя инструкция:
Нужно выбрать одно задание, на которое уходит больше всего времени.
- Поставить таймер на 25 минут. Как только начинается отчет, забудьте о посторонних вещах и работайте максимально усердно до окончания счета времени.
- Если появляется желание ответить на чей-то звонок, даже если он срочный, посмотреть в телефон, нарисовать на листочке что-то, то не делайте этого! Держите при себе лист бумаги или блокнот, ежедневник, открытый на этой число и в случае появления такого желания записывайте это туда. Сохраняйте все сиюминутные задачи на потом. У вас есть только одна – закончить работу. Таким образом, вы разрываете связь между желанием отвлечься и самим моментом отвлечения)
- Сделайте перерыв в 5 минут, но не берите в этом момент в руки телефон, не включайте сериал, и не читайте. Просто посидите в тишине и расслабьтесь. Выйдете на балкон, подышите воздухом.
- После 4 подходов, необходим перерыв в 15 минут. Тут можно попить чайку, перекусить.
Не стоит пропускать пятиминутные передышки, даже если вы чувствуете, что они вам не нужны. Каждый человек зависит от цикла работы и отдыха. Особенно мамы с их постоянными делами и дети, у которых поводов отвлечься больше, чем у взрослых. В пятиминутный перерыв можно вместе с ребенком сделать зарядку, размяться.
Никаких социальных сетей. Так как 5 минут могут затянуться до полутора часов.
Не обязательно работать ровно 25 минут, у каждого человека свой временной промежуток, на работу. Ребенку может хватить и 15 минут.
Поощряйте ребенка
Такие сложные, требующие умственного и волевого напряжения занятия могут быть продуктивными только при наличии между вами с ребенком доверительных отношений. Вы должны проявлять терпение, не показывая своего превосходства, но и твердость, «мягкую твердость», чтобы всегда добиваться совместного результата.
Сами занятия желательно проводить в игровой форме, обязательно в доброжелательном настроении.
Не забывайте за систему поощрений – это самая успешная мотивация для ребенка. Она может назначаться за полное занятие или за отдельные задания, или может быть накопительной.
Для чего нужна логика
Развивать логическое мышление ребенка нужно, конечно, не для победы в детских конкурсах и олимпиадах. Для таких побед нужны еще и другие качества характера, которые часто не уживаются вместе в одном человечке. Вообще, детская застенчивость, особенно присущая мальчикам, может помешать вовремя разглядеть все задатки вашего ребенка.
Не ждите, когда ребенок раскроется, – действуйте как можно раньше и во всех возможных направлениях.
Самые ближайшие примеры людей развитого логического мышления – ученые в любых научных сферах. Выстраивать логические цепочки из числовых значений, физических и химических формул, законов – это их основное занятие.
Много родителей думает, что в его ребенке такие цепочки не придется выстраивать. Но уже в жизни вашего маленького дошкольника возникает такая потребность – выстроить логическую цепочку из последовательного набора букв, и, как результат, – первое прочитанное слово.
Нам может казаться, что ребенку в жизни будет достаточно знаний, опыта и здравого смысла. Не упрощайте заранее его будущую жизнь. Потрудитесь вместе с ним над формированием его логических возможностей. Как мы развиваем гимнастическими тренировками свою физическую форму, гибкость мышц, так и регулярными упражнениями в решении логических задач мы можем развить у ребенка гибкость и быстроту ума, способность нестандартно мыслить.
Развитая логика – независимый ум, свободное движение мысли, не загнанное в комплексы «я с этим не справлюсь», «я не смогу», не зажатое собственными рамками неразвитого интеллекта.
Это способность принимать решения, подчас быстрые и нестандартные, браться за выполнение сложных задач, при этом иметь здравый смысл и уметь не только оценить, но и не переоценить свои возможности.
Упражняйтесь в терпении
Нетерпение родителей – главное препятствие к тому, чтобы дети думали
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился мыслить, вам нужно сначала поработать над собой, и самое важное упражнение для вас – упражнение в терпении. Одна мама рассказала мне о своей проблеме
Ее ребенок ест медленно. Я спросила: где тут проблема? Она ответила, что ей нужно убирать, делать другие дела, а ребенок ее задерживает. Я сказала: это ваша проблема, не нужно путать ее с проблемой ребенка. Почему бы не дать ему есть медленно? Для мамы это было странно. Ведь в таком случае она не сможет контролировать ситуацию, а в отношениях с ребенком она хочет определять ритм действий». Когда вы задаете ребенку вопрос, он может ответить на него не сразу, сказать «не знаю». Если вы нетерпеливы, вы будете говорить за ребенка (особенно если вы считаете, что все знаете).
Прищепите интерес к знаниям
Как для поддержания роста растения нужно создавать благоприятные условия, так и для развития логических способностей ребенка.
Наполняйте его знаниями и умениями своими, книжными, людей, к чьему авторитету вы прислушиваетесь, просто обращайте внимание ребенка на примеры полезного опыта и анализируйте вместе с ним.
Научите ребенка жить с «широко раскрытыми глазами», а для этого сами так живите.
Развивайте его наблюдательность и умение анализировать.Учите анализировать:– Почему в воде можно поднять маму на руках?
– Почему на коньках так легко скользить по льду?
– Почему, если на костер дуть по-разному, то его можно или затушить, или раздуть?
Начинайте с возраста «почемучек» (от 3-х до 5-ти). Не отмахивайтесь от вопросов своего «почемучки», сами не уставайте задавать интересные вопросы.
Почему ребенок не понимает смысл прочитанного
Существует множество факторов, из-за которых тяжело дается понимание текста. Одним из них является отсутствие мотивации к ознакомлению с книгой. Ребенка, привыкшего проводить свое свободное время за компьютерными играми или просмотром мультфильмов, бывает сложно приучить к чтению литературы. Нередко из-за этого происходят конфликты в семье, ведь большинство современных родителей выросли на книгах, им непонятно отсутствие интереса к такому досугу.
Важно помнить, что чтение – это сложный процесс, который требует концентрации
Психика ребенка подвижна, он часто отвлекается, переключает внимание с одного занятия на другое, поэтому ему трудно уделять много времени деятельности, требующей от него усидчивости. К книгам лучше приучать постепенно, с детства, так легче привить к ним интерес
Когда малыш еще не обучен грамоте для него читают родители. Благодаря этому у него развивается фантазия, кругозор и словарный запас, что дает хороший фундамент для приучения к книгам в будущем.
Когда малыш подрастает, он начинает изучать буквы, пробует читать первые слова и предложения
На этом этапе важно подбирать сказки и рассказы с минимумом незнакомых и сложных слов, чтобы он смог воспринимать прочитанное без помощи взрослых. Важно просить ребенка пересказывать то, что он прочитал, тогда он будет уделять больше внимания повествованию
Но даже правильный подход к обучению не гарантирует того, что интерес к литературе проявится. Часто это связано с тем, что дети не обладают развитыми навыками чтения: хорошей концентрацией, скоростью, запоминанием и пониманием прочитанного ими текста. Во многом причина кроется в особенностях программы – в последние десятки лет она изменилась, и, если раньше освоению базовых знаний уделялось много времени, то сейчас ее проходят в более сжатом режиме. В итоге ребенок, при переходе в среднюю школу, далеко не всегда обладает нужным уровнем навыков и готовностью к возросшим нагрузкам.
Проблемы с пониманием и запоминанием прочитанного – это серьезный повод задуматься и начать действовать. Развить навыки чтения своего чада можно в любом возрасте, но чем раньше приступить к занятиям, тем легче малышу будут даваться новые знания.
Как научить ребенка читать быстро и понимать текст
На современного родителя налагается множество обязательств: помимо обеспечения своего чада всем необходимым, он также должен следить за его успеваемостью. Проверка домашних заданий даже у тех детей, которые хорошо учатся, отнимает много времени
Из-за этого каким-либо дополнительным тренировкам на дому не всегда удается уделять внимание. Поэтому многие взрослые отдают предпочтение различным детским центрам, в которых проводятся занятия по интересующим направлениям
Так одним из самых полезных вариантов считается скорочтение. На подобных занятиях ребята не только учатся вдумчиво читать, но и наращивают потрясающую скорость восприятия информации. Благодаря таким курсам можно добиться чтения до тысячи слов в минуту, что делает учебу в школе намного легче. С тем, что ребенок не запоминает и плохо понимает прочитанное, подобные занятия также хорошо справляются. Благодаря этому интерес к книгам повышается, ведь знакомство с ними перестает вызывать трудности.
Но, чтобы дополнительные занятия приносили заметный результат, важно выбрать такой детский центр, обучение в котором ведется по проверенным временем методикам. Стоит отдавать предпочтение тем предложениям, которые уже давно доказали свою эффективность
Тогда формирование навыков чтения у ребенка будет происходить максимально продуктивно.
Для школьника научиться быстрому и качественному чтению – это сделать отличный вклад в свое будущее. В дальнейшем полученные навыки позволят без проблем подготовиться к выпускным экзаменам и поступлению в профильное учебное заведение. Умение читать страницу печатного текста за несколько секунд не раз пригодится и во взрослой жизни, ведь этот навык сохраняется навсегда.
Заповедь 10: Не принижайте мышление ребенка
Когда вы подходите к мышлению ребенка с жалостью, ничего не получится. Если вы дадите ему возможность, он чему-то научится. Во время «сессий» мы обсуждаем с детьми сложные вопросы. Некоторым наблюдателям (взрослым) наша дискуссия кажется давлением на ребенка, им жалко детей, которые испытывают во время беседы со мной дискомфорт или замыкаются. Очевидно, что с такими детьми родители дома не говорили на те темы, которые поднял я. Но после 3-4 раза для ребенка это уже не будет сложным.
Пример. Ребенок учится ездить на велосипеде. Первый урок ужасен. Не бойтесь, что ему сложно. Попробуйте снова. После 5-6 урока вы не сможете снять его с велосипеда. Вам надо пройти это вмеcте с ним. Если вы примите то, что вы не можете удовлетворить ребенка, то он научится. Почему родителям не нравится говорить с детьми? Это болезненно
Сперва ребенок что-то открывает, что для него важно, со стороны это может выглядеть как маленькая драма, но драма – это способ обучения. Чехов в своих произведениях позволяет нам открывать человеческую душу, но это не смешно
Почему же тогда мы смотрим его пьесы, почему Чехов считается великим писателем? Он помогает нам понять себя. Не нужно бояться драму, иначе вы будете ходить только на комедии.
Задания на логику
- «Найди, чего не хватает». Дается карточка, расчерченная на клетки. В каждом ряду предметы схожи, но имеют некоторые отличия. В последней пустой клеточке ребенок должен нарисовать недостающий предмет, имеющий отличие от других как в горизонтальном, так и в вертикальном ряду.
- Найди правильный ответ на рисунке ниже.
- «Экологические цепочки». Здесь учим думать детей, какая связь между названными понятиями. Например: листочек — гусеница — воробей, пшеница — хомяк — лисичка, цветок — пчела — оладьи с медом. Придумывать можно на ходу, играя на прогулке или в транспорте.
- Подумай и составь предложение по рисунку.
Заповедь 2: Будьте невежественны, задавая ребенку вопросы
Это я узнал у своего учителя – Сократа. Он говорил, что когда ты ищешь истину, нужно быть невежественным. Секрет в том, что когда вы задаете ребенку вопросы (а вопрошание – это ключ к тому, чтобы заставить детей думать), нужно не знать ответы на них, даже если вы эти ответы знаете. Иначе вы будете требовать от ребенка, чтобы он сказал то, что вы считаете правильным.
Пример. Если вы спрашиваете ребенка, сколько будет два плюс два и хотите в ответ услышать только четыре, это проверка знаний, но не вопрошание, не мышление. Спросите ребенка: «Сколько будет два плюс два?» Когда он ответит (вне зависимости от правильности ответа), спросите, как он пришел к этому выводу. Может, это будет интересней, чем ответ «4». Проверить, выучил ли ребенок урок, и проверить, думает ли он – разные вещи.
Пример. Если ваш сын бьет свою сестру, вы можете сделать две вещи. Первое – учить его моральным ценностям: ей больно, нельзя бить сестру и т.д. (у родителей есть функция передачи моральных ценностей). Но есть и другой способ, как работать с конфликтом двоих детей – обнаружить, почему это происходит. Спросите сына: «почему ты побил сестру?» Допустим, он ответил, что она его беспокоит. «Что это значит? Конкретней: что она сделала?» – спросите вы. «Я хотел забрать у нее какие-то вещи», – сказал мальчик. «Если сестра не делает то, что ты хочешь, она тебя беспокоит. Может, есть что-то более законное?» – задайте ребенку такой вопрос. Идея в том, чтобы вы исследовали ситуацию, проблему, задавали ребенку вопросы, обсуждали. Если в споре участвуют двое детей, и вы начали выяснять у одного из них, что происходит, второй может начать перебивать. «Подожди, давай послушаем его, попробуем понять, что он говорит, — обратитесь к тому, кто перебивает. – У каждого из нас будет шанс сказать, и мы вместе попробуем понять, что произошло». Но если вы чувствуете, что вы не в правильном настроении, вы устали от того, что дети спорят, если чувствуете, что не можете уделить время на дискуссию прямо сейчас, ничего не делайте. Просто разведите детей в разные стороны и скажите, что разберетесь с этим позже.
Осмысленное чтение
Умение читать необходимо для современного человека. То, насколько качественно и быстро мы воспринимаем текст, напрямую влияет на успех во многих сферах жизни. С грамотой человек знакомится еще в детстве – до школы или в первом классе. Начиная с изучения букв и звуков, сложения слов, он постепенно учится быстро воспроизводить фразы и целые предложения
И педагоги, и родители обращают внимание на то, что дети читают с разной скоростью, даже способность запоминать материал у каждого индивидуальна
Уже в начальной школе проводятся проверки техники чтения, на основании которых можно судить о том, как развивается этот навык с течением времени. Но педагоги делают акцент только на скорости воспроизведения, другие параметры не учитываются. Так создается впечатление, что главное – быстро уметь читать, а запоминание и понимание прочитанного второстепенны. Но по мере взросления взгляд на этот вопрос кардинально меняется.
Чем старше становится ученик, тем выше его учебная нагрузка. Если раньше вся текстовая информация, с которой нужно ознакомиться за день, умещалась в пару страниц, то теперь требуется читать целые параграфы сразу по нескольким предметам. Ученикам старших классов дается больше информации для самостоятельного изучения, поэтому многие из них тратят по многу часов в день на подготовку домашних заданий.
В этот период степень понимания и запоминания прочитанного очень важна. История, обществознание, география, литература – успеваемость по этим и многим другим школьным предметам напрямую зависит от навыка чтения. Когда ученик легко усваивает материал из учебника уже после первого прочтения, подготовка к уроку не занимает много времени. Но далеко не все обладают подобными способностями.
В тех случаях, когда ребенку трудно сконцентрироваться на книге, он постоянно отвлекается, перестает понимать смысл текста. Ему приходится неоднократно возвращаться к уже прочитанному материалу, что отнимает драгоценное время. Поэтому ситуации, когда один ученик готовится к уроку за двадцать минут, а другой за час, нередки. Именно возрастающие нагрузки толкают многих родителей на поиски способов улучшить навыки своего сына или дочки. Ведь если человек сталкивается с трудностями еще в школе, то в высшем учебном заведении ему будет намного сложнее.
Почему ребенок подвержен этому
Все зависит от возраста ребенка. Малышам свойственно отвлекаться, их интересует все вокруг
А вот школьники уже потихоньку учатся сосредотачивать свое внимание. Но во время учебы, занятий дома им хочется заниматься чем угодно, только не тем, что надо
Т.е. он вполне осознано откладывает дело на потом, но именно в этот момент даже не догадывается о последствиях его отсрочки. Скорее всего в дальнейшем он и не поймет, что, откладывая дела, он сделал плохо, пока не придет злая мама и не даст «подзатыльник».
Многие родители путают это состояние ребенка с ленью. Но если лень просто состояние, то «прокрастинация» – болезнь 21 века. Некоторые психологи ее так и называют «болезнью», так как она сопровождается внутренним дискомфортом, стрессом, диким состоянием усталости (даже больше чем, если бы он трудился), к тому же у него может возникнуть чувство вины за то, что он должен сделать, но не делает.
Это ужасное состояние самый серьезный барьер перед любым сложным делом и с ним нужно научиться справляться как родителям, так и детям. Для этого нужно во время определить признаки прокрастинации.
Признаки прокрастинации:
Не стоит прокрастинацию путать с ленью и невнимательностью. Однако признаки у них схожи:
- Выполнение задач поверхностно;
- Медлительность.
- Быстрая утомляемость;
- Плохое настроение от того, что что-то долго не получается сделать;
- Элементарные ошибки в легких задачах;
- Отвлекают разные ситуации, которые можно проигнорировать;
- Отсутствие сосредоточенности в процессе работы.
Формирование понимания прочитанного текста
Чтобы ребенок хорошо понимал текст нужно научить его читать вдумчиво, но это невозможно до тех пор, пока он будет делать это медленно. Ученик начнет быстро терять интерес к книге, если ознакомление с ней будет даваться тяжело. Когда слова проговариваются с запинаниями хорошо сконцентрироваться на смысле произведения не удастся. Поэтому сначала нужно достичь хорошей техники чтения, а уже потом делать акцент на формировании понимания и усвоения прочитанного.
Сегодня существует множество методик и упражнений, которые обучают скорочтению. Многие из них направлены также на то, чтобы научиться понимать текст с первого раза и хорошо запоминать его. Упор делается на развитие сразу нескольких свойств хорошего уровня чтения:
высокая концентрация
Умение не отвлекаться от книги, погружаться в сюжет произведения или в суть учебного пособия очень важно. Оно является основой качественного усвоения материала
Также хорошая концентрация, которая развивается в ходе занятий, положительно отражается и на успеваемости в целом, ведь, когда ученик не отвлекается, ему легче дается образовательный процесс в школе и дома.
беглое чтение. Чтобы работа с текстом была максимально продуктивной важно учиться усваивать его с не меньшей скоростью, чем устную речь. Тогда любая печатная или письменная информация будет восприниматься без особого труда, что положительно отразится на времени выполнения домашних заданий.
отучение проговаривать текст вслух или про себя. Эта привычка негативно влияет как на скорость обработки информации, так и на ее понимание. Когда мы проговариваем слова, мы отвлекаем сами себя.
отвыкание возвращаться к уже прочитанной части. Во многом это связано с плохой концентрацией и запоминанием, но иногда такая привычка наблюдается и у людей с хорошими навыками чтения. Важно вовремя отказаться от нее, ведь во взрослом возрасте переучиваться сложнее.
умение интуитивно разбивать текст на части. Этот навык напрямую отражается на усвоении прочитанного
Составление плана текста позволяет резюмировать основную суть, не уделяя внимание незначительным деталям. Умение выделить главное из большого объема информации очень полезно в учебе.
развитие памяти и воображения
Когда речь идет о художественном произведении, хорошая фантазия очень помогает усваивать прочитанное. Если ученик не представляет сюжет в своем сознании, то у него возникают проблемы и с запоминанием.
Прочесть и понять текст – не одно и тоже. Различные статьи с образовательных сайтов помогают в поиске упражнений, позволяющих научиться продуктивно воспринимать информацию
Но важно помнить, что самостоятельные занятия по общедоступным методикам могут дать результат только тогда, когда по ним работают регулярно. К тому же, в интернете много противоречивой информации, из-за которой можно потратить время и силы на нерезультативные упражнения
Право на ошибку
Малыш с самого рождения начинает познавать окружающую действительность, исследуя все вокруг. Начинается все с тактильных ощущений. Ребенок понимает, что лимон кислый, если попробует его на вкус, а что утюг горячий при случайном прикосновении. Весь детский опыт полученных ощущений фиксируется памятью в мозгу. Ребенок при столкновении с похожими предметами учится анализировать, обобщать.
Только благодаря личному опыту малыш быстрее понимает суть вещей и результат своих поступков. Уже с двухлетнего возраста у ребенка возникают первые ассоциации. Постепенно развивается интеллект и происходит развитие логического мышления.
Как научить ребенка думать? Родителям не стоит постоянно одергивать ребенка, оберегая его от ошибок. Если вы видите, что опасности жизни малыша нет, то разрешите ему ошибиться, что-то недорогое сломать, увидеть, что от плохих слов на него могут обидеться и не играть с ним, если он не выучит уроки, то с опытом поймет, что за этим обязательно последует двойка в дневнике и т. д. Ведь все, даже взрослые люди, учатся только на своих ошибках, а не на чужих.
Будьте примером
Чтобы ребенку не мешала лень, с которой вы обязательно столкнетесь, ваша задача – зародить в нем интерес к интеллектуальному труду, более того, довести его до уровня привычки.
Начните с себя – своим примером научите его тянуться к знаниям и опыту, будьте сами искренне увлечены интеллектуальным развитием.
Создайте в семье атмосферу, где уважают за интеллект и стремление развиваться, где прислушиваются к опыту и знаниям всех членов семьи, где делятся узнанным и разгаданным, где гордятся упорством и целеустремленностью в решении любых задач, особенно задач на развитие детской логики.
Добавьте элемент соревнования. К примеру, кто больше узнал за неделю, кто больше подготовил логических загадок для занятий. И, конечно, введите систему поощрений.