Как понять, что уже можно читать ребенку?
Читать ребенку книжки можно с раннего возраста. Психологи утверждаются, что в будущем таким детям будет намного проще общаться со своими сверстниками, они легко будут заводить новые знакомства и быстрее заговорят по сравнению с другими детьми.
Начинать читать книжки можно с того момента, как малыш научился фокусировать свое внимание на определенных предметах. В результате родители уже могут постепенно начинать демонстрировать малышу яркие и несложные картинки
Это, так называемый, подготовительный процесс перед началом чтения сказок и других книг
Прежде всего, важно установить эмоциональный контакт между мамой и малышом. Демонстрируя картинки, обязательно проговаривайте, что на них изображено
Таким образом, ребенок будет постоянно слышать голос мамы, и стараться повторить услышанное.
Читать книги нужно с раннего возраста, усаживая малыша на колени. Это психологический контакт, в процессе которого ребенок учится доверять родителям, слышит их голос, старается контактировать с мамой и папой.
В этом случае работает правило: чем чаще читать ребенку книжки, тем быстрее он сможет заговорить. Ведь постоянное чтение – один из важных элементов развития детской речи. Следующий этап регулярного чтения – пополнение пассивного словарного запаса малыша, расширение его кругозора. Малыш старается визуализировать то, что он услышал, начинает работать его воображение, фантазия, отмечают активное развитие памяти. Рекомендуется читать сказки не только перед сном, но и на протяжении дня – по несколько раз за день.
Причем не стоит заставлять ребенка вас слушать. Нужно выбрать время, когда малыш ничем не занят и отдыхает после игры. Процесс чтения не должен вызывать у детей негативные эмоции.
Где и когда читать
•Дома перед сном
Самое лучшее время для книги — перед сном. Ребенок уже лежит в кровати, его не нужно ловить, отвлекать от игрушек и пытаться усадить на стул. В доме тишина, в темноте уютно светит неяркая лампа, мама негромким голосом читает книгу. Эта картинка неизбежно ассоциируется со счастливым детством, потому что многие поколения людей выросли, наслаждаясь ежевечерним ритуалом чтения вслух.
•В дороге (в поезде, самолете, метро, автобусе)
Чтение помогает скоротать время в пути. В самолете нет лучшего способа удержать маленького непоседу на одном месте в момент взлета или посадки, чем почитать ему вслух новую книгу и заинтересовать яркими иллюстрациями.
•В общественном месте (поликлинике, школе, банке, на почте)
Иногда мамам с маленькими детьми тоже приходится долго ждать, сидя в очереди. Как правило, окружающие не всегда спокойно реагируют на их шалости и крики, поэтому книга и здесь станет вашим спасением. Она позволит удержать ребенка на месте, сделав ожидание менее утомительным.
Книги-гляделки для детей до 3 лет
Виммельбухи — это красочные книги с большим количеством картинок и минимумом текста (или вовсе без него). Это отличный пример развивающих книг для детей от 2 до 3 лет: герои виммельбухов занимаются обычными делами, ребёнок видит похожих на него людей, запоминает их роли в реальном мире. Появляется желание узнать больше и самому попробовать сделать то же, что они.
Слушая, как родитель рассказывает, кто и чем занят на картинке, ребёнок знакомится не только с окружающим миром, но и с новыми словами. Интерес подогревается, и малыш учится сам рассказывать истории по картинкам. Его речь совершенствуется, а активный словарный запас пополняется.
Красивые детские книги без слов помогут разговорить даже ребёнка, который мало и неохотно это делает. Если родитель способен обсудить содержание рисунков просто, понятно, заинтересованно, он создаёт ситуацию общения, в которой всё усиливает мотивацию к развитию активного владения речью. Есть и знакомая для малыша тема, и беседа со значимым взрослым, и множество мелких штрихов и деталей.
Примеры виммельбухов:
Книгу «Куда торопятся машины?» написал замечательный художник и иллюстратор Виктор Бундин. Чувствуется, он знает, что интересно его маленькому сыну. Это случилось много лет назад, но потребности развития у детей с тех пор остались прежними. Да, с точки зрения малыша книга рисует нам несуществующий ныне город Ленинград и мир автомобилей страны, которой больше нет на карте. Но это всё-таки не вымысел, а свидетельство эпохи. Это увлекательное приглашение сравнить машины прошлого и настоящего, присмотреться к миру вокруг себя, попробовать уяснить идею существования прошлого.
От содержания удобно оттолкнуться, чтобы поговорить о разных темах — времена года, играх, одежде или транспорте
На видео Валерия Балабанова, психолог и педагог в группах с рождения до 3 лет в Международном Монтессори-ценре «Отрада», рассказывает, как читать виммельбухи с ребёнком правильно и в чём их польза.
Список лучших книг-гляделок для детей:
- Серия «Городок» издательства «Самокат»
- Книги Виктора Бундина: «Такая работа»,«Куда торопятся машины?»,«Город и река»
- Серия «История в картинках»: «Однажды в городе», «На реке», «В цирке», «Соседи»
- Книги Елены Запесочной: «Вверх и вниз по этажам», «С утра до вечера»
- Серия «Первые книги малыша. Учим первые слова»: «В аэропорту и в самолете», «Мы строим дом», «Техника на ферме», «В детском саду», «В лесу» и др.
- Серия «Ищи и найди»: «Весёлые пряталки в детском саду. Весёлые пряталки за городом», «Весёлые пряталки. На каникулах. В рыцарском замке», «Весёлые пряталки. Зверята. Транспорт», «Весёлые пряталки перевёртыш. Где маленький экскаватор? Где пожарная машинка?»
Где приобрести: «», «»
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Книги для детей 6 — 8 лет
1. Г.А. Александрова «Домовенок Кузька и волшебные вещи» (с продолжениями)2. Ганс Христиан Андерсен. Сказки и истории3. В.Г. Сутеев «Петя и Красная Шапочка»4. Н.Н. Носов «Незнайка и его друзья»5. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»6. П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы», «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Голубая змейка»7. А.М. Волков «Волшебник изумрудного города»8. Виталий Губарев «Трое на острове», «В тридевятом царстве», «Королевство кривых зеркал»9. В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы», «20 лет под кроватью», «Похитители собак»10. П.П. Ершов «Конек-Горбунок»11. Валентин Катаев «Цветик-семицветик», «Дудочка, кувшинчик», «Волшебный рог Оберона»12. И.А. Крылов Басни13. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», «Аленушкины сказки»14. М.А. Салье «Сказки 1000 и одной ночи»15. А.Н. Толстой «Приключения Буратино»16. Джеймс Барри «Питер Пэн и Венди»17. Лаймен Фрэнк Баум «Страна Оз»18. Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик», «Прекрасное дитя», «Апельсиновая принцесса»19. Астрид Линдгрен «Братья Львиное Сердце», «Карлсон», «Пэппи длинный чулок»20. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»21. Памела Треверс «Мери Поппинс»22. Марк Твен «Том Сойер», «Гекльберри Финн»23. А.М. Волков «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»24. Читаем с Мурзилкой. «Стихи. Рассказы. Сказки»25. Т.И. Александрова «Катя в игрушечном городе»26. Майкл Бонд серия книг о медвежонке Паддингтоне («Медвежонок Паддингтон один дома», «Медвежонок Паддингтон и рождество» и др.)27. Братья Гримм Сказки — «Три золотых волоска», «Беляночка и Розочка», «Госпожа Метелица», «Король Дроздобород»28. Былины («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей»29. Анне-Катарина Вестли «Мама, папа, бабушка, 8 детей и грузовик», «Маленький подарок Антона»30. Н.М. Грибачев «Заяц Коська и его друзья»31. В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным», «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»32. Джеймс Дрисколл серия книг «Истории про город башмачков»33. П.П. Ершов «Конек-Горбунок»34. Б.С. Житков «Как я ловил человечков», «Что я видел»35. Михаил Зощенко цикл рассказов про Лелю и Миньку36. Люси Кинкейд «Лесные истории с кротёнком Вилли и его друзьями»37. Редьярд Киплинг «Слонёнок», «Рикки-Тикки-Тави», «Как леопард стал пятнистым», «Как было написано первое письмо», «Почему у носорога кожа в складках»38. Т.Ш. Крюкова «Дом вверх дном»39. Ефрем Левитан «Наше солнышко», «Звезды – солнышкины сестрички», «В семье солнышка танцуют все», «Луна – внучка солнышка» (серия «Астрономия для умненьких детей»)40. Хью Лофтинг «История доктора Дулитла»41. А.С. Пушкин «Сказка и рыбаке и рыбке», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде»42. Саша Черный «Мои собачьи мысли»43. А.И. Шаров «Приключения Еженьки и других нарисованных человечков»44. Туве Янссон «Маленькие тролли и страшное наводнение», «Комета летит!» (в другом переводе – «Муми-тролль и комета»), «Шляпа волшебника», «Мемуары Папы Муми-тролля», «Опасное лето», «Волшебная зима», «О самом последнем в мире драконе»45. СакариасТопелиус «Сампо-Лопаренок»46. Джоэль Чандлер Харрис «Сказки дядюшки Римуса»47. Энн Хогарт «Мафин и его веселые друзья»
P.S. Получите БЕСПЛАТНО мою электронную книгу «КАК ВОСПИТАТЬ СЧАСТЛИВОГО РЕБЕНКА. 9 ПОДСКАЗОК РОДИТЕЛЯМ».
Вы узнаете ключики к взаимопониманию с вашим ребенком – с её страниц с вами будет говорить… ваш собственный сын или дочка!
Екатерина Кес, детский и семейный психолог. Мой Инстаграм
Книга о малыше
Еще одну очень полезную книгу для малыша вы можете сделать сами. Ребенок будет смотреть ее с огромным удовольствием, и это неслучайно, ведь эта книга будет про него самого! Для создания такой книги вам понадобится альбом для фотографий и подборка качественных фотографий самого малыша, мамы, папы, других близких родственников, домашних животных и даже любимых игрушек. Нужны также фотографии, изображающие самые простые действия ребенка: Маша кушает, Маша спит, купается, читает книжку, качается на качелях и т.д. Желательно, чтобы на одной странице была только одна фотография, а под ней короткая подпись крупными печатными красными буквами – «Мама» или «Маша спит». Здесь используется тот же принцип, что и при обучении по карточкам Домана – ребенок визуально запоминает написание произносимых вами слов. После многократного просмотра, он без труда будет узнавать слово «мама», написанное в другом месте.
Какие картинки рассматривать с малышом?
Для детей до года важно помнить такое правило: Чем младше ребенок, тем крупнее картинки стоит ему показывать. Картинки в приобретаемых книгах должны быть понятные. Самым маленьким будут очень интересны обучающие книги из серии «Школа семи гномов» — «Мои любимые игрушки», «Что как звучит?», «Цветные картинки»
В них на одной странице изображен только один предмет, без лишних деталей.
Месяцев в 9-10 ребенку становятся интересны не только предметы, но и простейшие действия – собачка идет, мальчик хлопает в ладоши, котенок умывается, девочка кушает и т.д. Для этого этапа подойдут книги «Кто что делает?», «Моя первая книжка» (также из серии «ШСГ»). К каждому действию в этих книгах предлагается упрощенное название – «топ-топ», «хлоп-хлоп», «буль-буль», «ням-ням» и т.д.
По мере взросления ребенок начинает проявлять все больше интереса к мелким деталям на картинках, он начинает замечать маленьких букашек, ему становится интересно отыскивать ягодки и грибочки. Поэтому в библиотеке малыша должны будут появиться книжки с более детальными изображениями.
Старайтесь подбирать для своего малыша книги с качественными иллюстрациями. Хорошенько оцените книгу еще в магазине. Современные издательства не всегда тщательно подходят к вопросу создания иллюстраций. Сейчас издается немало книг, сделанных «тяп-ляп» на компьютере, где герои могут копироваться из страницы в страницу даже без изменения позы и выражения лица. То, какие картинки вы показываете малышу с детства, безусловно, повлияет на его художественные вкусы.
11. Фелисити Брукс «Играем и учим числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop), «Играем и учим цвета» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
С невероятными книжками Фелисити Брукс обучение малыша счету и умению различать цвета превращается в увлекательную игру! Здесь за множеством открывающихся окошек-клапанов ребенка ждут интересные сюрпризы. Любопытный малыш просто не может под них не заглянуть! Ну а сюрпризы под клапанами непростые, они и количества помогут малышу запомнить, и цвета (с вашей помощью, конечно). Еще с этими книжками хорошо тренируется память, т.к. малыш пытается вспомнить, кто за каким окошком спрятался, да и мелкая моторика, ведь пальчикам тут приходится хорошенько поработать.
Книги хорошо подходят для детей от 1,5 лет.
С какими трудностями вы можете столкнуться
1) Малыш просит читать одну и ту же книгу.
Полюбив одну книгу, ребенок может просить почитать ее снова и снова. Таким образом дети учат новые слова, знакомятся с ритмичностью и музыкальностью языка. Каждый раз малыш понимает сказку или историю лучше.
Тут важно проявить терпение и читать книжку, полюбившуюся вашему сыночку или дочке, снова и снова, чтобы не вызвать у ребенка отторжение к чтению. Спустя какое-то время можно ненавязчиво предлагать другие книги, стараясь заинтересовать его красочными картинками или необычным сюжетом
Когда-нибудь малыш согласится попробовать что-то новое.
2) Ребенок отказывается от чтения.
Иногда ребенок может отказываться слушать, как мама читает вслух. Это совсем не значит, что ваш малыш никогда не будет любить книги, просто, возможно, у него сейчас такой период, что ему захотелось немного покапризничать, или же он решил узнать, какой будет реакция мамы на его отказ. В такой ситуации нужно запастись терпением. Если ребенок активно возражает, лучше не настаивать, сделать паузу, переключиться на другие занятия и попробовать возобновить чтение через несколько дней, когда малыш будет спокоен и в хорошем настроении.
3) Ребенок задает вопрос «почему?» каждую минуту.
С 2 – 3 лет ребенок входит в возраст «почемучки». В этот период речь уже достаточно сформирована для того, чтобы задавать бесчисленные вопросы, а терпение пока еще не настолько хорошее, чтобы дождаться конца главы или хотя бы страницы. Будьте готовы к тому, что чтение будет бесконечно прерываться разнообразными вопросами, не обязательно связанными с текстом. Реагировать на это нужно спокойно, чтобы не отбить у ребенка любовь к книгам.
Очень важно не отказываться от привычки читать малышу вслух при первых возникших трудностях
Эрве Тюлле. Привет, а вот и я, Тюрлютуту!
У Эрве Тюлле много книг-игрушек и книг-раскрасок. Они отличаются от всего того, что придумывают для детей у нас в стране как небо от земли. Просто другой формат. Совсем другой. Он обескураживает своей простотой. Вот, например, серия про Тюрлютуту. Есть совсем простой герой, который «просит» ребенка поиграть с ним, что-то сделать: потрясти книгу, сказать заклинание, куда-нибудь подуть или что-то покричать. В результате на следующей страничке что-то происходит. Иногда это что-то вовлекает читающего. Например, читающий должен поцеловать ребенка, если ребенок отгадает, где Тюрлютуту спрятался, а если не отгадает с первого раза, то когда отгадает со второго и так далее. Все это просто как три копейки. Но факт остается фактом: ребенок хохочет, дует, трясет книгу. Когда книга заканчивается (а всю ее можно прочитать и отыграть минут за 15-ть), требует начать все сначала. И так готов зайти на 2-3 круга подряд, пока взрослому не надоест. Тогда на помощь приходит второй ребенок (а все уже выучили к этому времени входящие инструкции) и озвучивает маленькие задания брату или сестре. И так далее до бесконечности. «Живая книга» того же автора примерно точно такая же, но исполнена в духе полного примитивизма. Там вообще нет героя, что-то происходит с какими-то разноцветными пятнами. Они «растут», перемешиваются, куда то уползают или теряются. И ребенок опять радуется и хохочет. Примерно в таком же духе сделаны и раскраски Эрве Тюлле. Он не торопится нормировать то, что рисует ребенок. А обыгрывает то, что малыши умеют рисовать: каляки-маляки превращаются у него в дым, дорожки машин, следы животных, деревья, извержения вулканов или во что-то другое. Видимо считается, что это стимулирует творческий подход. В формате сто страничной раскраски это рано или поздно надоедает. Но в качестве антипода излишней серьезности все это имеет место быть. А именно Тюрлютуту дети вполне так себе любят.
Выбираем книжку по возрасту
Отвечая на вопрос, с какого возраста можно читать ребенку, психологи утверждают: чем раньше, тем лучше. В процессе чтения малышам до 1 года, нужно помнить о некоторых важных нюансах:
- В первую очередь нужно показывать малышу картинки – это должны быть яркие изображения, на которых нарисован один или два персонажа (не стоит слишком перегружать мозг маленького ребенка).
- В таком возрасте родители могут использовать специальные книжки-игрушки, что предполагают постоянное воздействие малыша с книгой. Таким образом, ребенок будет принимать непосредственное участие в процессе чтения.
- Идеальным решением считаются книжки с соответствующими клапанами, с разными кнопками и прочими подвижными деталями. Детям нравится трогать шершавые страницы, тянуть за веревочку, трогать пушистые вставки и многое другое.
Однако не стоит переусердствовать и не путать обычный игровой процесс с основным заданием – научить малыша слушать. Одна из самых важных задач, которая стоит перед родителями – сделать все возможное, чтобы ребенку была интересна человеческая речь, а не только картинки. По мере взросления дети начинают понимать то, что они слышат. Со временем малыш разберется и поймет смысл новой информации.
Потому стоит выбирать книги с небольшим количеством спецэффектов, чтобы это не переросло в банальную игру. Потребуется дать малышу некоторое время, чтобы он успел рассмотреть картинку и сосредоточиться на ее элементах.
Для детей до года можно приобрести сенсорные книги – это мягкие и развивающие книжки, не лишенные сюжетной линии. Очень хорошо «работают» сказки, где минимум текстовых блоков и много иллюстраций, по которым можно рассказать историю. Родители имеют возможность знакомить свое чадо с небольшими стихами – как правило, это легкие четверостишья.
Для более взрослых детей – от 1,5 года, можно осваивать специальные детские энциклопедии, где автор поднимает различные интересные темы. В первую очередь малыш начинает распознавать существительные, с течением времени он узнает глаголы. Потому ближе к двум годам можно смело составлять короткие предложения, в которых всего 2-3 слова.
Но пока малыш еще не научился разговаривать – за него говорят родители. Они могут с легкостью интерпретировать любую историю на собственный лад.
От 1,5 года до 3-х лет – можно смело переходить к чтению коротких историй про разных животных, читать более длинные стишки и не отказываться от увлекательных сказочных историй. В этот список нужно добавлять книги с картинками, по которым малыш может самостоятельно «прочитать» или придумать историю.
Русские народные сказки для самых маленьких
Самые ранние наши русские-народные сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Зимовье зверей», «Семеро козлят», «Курочка ряба», «Три медведя», «Золотой гребешок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь» и подобные мы выбираем в небольших картонных книжках, которые можно таскать за собой и использовать в качестве игрушки, а некоторые из них у нас даже есть в непромокаемом варианте для ванны. По поводу этих малышковых книжек хочется сказать несколько комментариев. Во-первых, в малышковых книжках иногда жутко упрощают народный текст. Лучше рассказывать текст сказки корректно на память, прочитав его предварительно в нормальной книге сказок (а тут просто рассматривать картинки, сопровождая их малышковыми играми, типа «где у колобка глазки, где у волка ушки»), чем читать текст по такой малышковой книжке, где он часто урезан и сокращен не всегда корректно. Например, из колобка вырезают песенки, из «Маши и медведя» — приговорки вроде «Высоко сижу, далеко гляжу». Эх… Во-вторых, аккуратнее с мультфильмами. «Маша и медведь»-сказка не равна «Маша и медведь» — мультфильму в его современной сериальной версии. Мы уверенно читаем (в классических иллюстрациях) сказку «Маша и медведь», но я не стану показывать своим маленьким детям современный сериал мультфильмов по ее мотивам, потому что они «прошивают» крайне не конструктивные ролевые стереотипы. Не имеющие отношения к народным первоисточникам. Пусть такие мультфильмы ребенок смотрит подросшим и готовым самостоятельно разбираться что да как. То есть тогда, когда народная традиция ему уже хорошо знакома. В -третьих, хорошо, если каждую из этих сказок ребенок в течение своих первых лет увидит в театре. Только именно в театре, а не в мультфильме. Разница парадигмальная. А лучше, если это будет домашний театр, или театр, сделанный частично своими руками. Например, мы записали на видео «Курочка Ряба»: Дети участвовали в отрисовке декораций спектакля, потом он был поставлен в семейном формате в студии, где они рисовали.
https://youtube.com/watch?v=j1WHrozMo-s
В возрасте от 1 до 5 лет, мы были в различных кукольных театрах на постановках большинства этих простых сказок, таких как «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка» и др., а также более сложных, таких как «Морозко» и «Конек-Горбунок». И это было ДО просмотра аналогичных мультфильмов. Повторимся, сначала — фантазия. Наконец, четвертое, эти сказки можно не только читать, в них можно играть. Основные животные и персонажи из русских народных сказок есть у нас в игрушках в нескольких разных видах. Это вязанные игрушки (мы предпочитаем ручную работу, заказываем или покупаем их на «Ярмарке мастеров») и маленькие деревянные (они фабричные, продаются для настольных кукольных театров, например у производителя «Томик»). Дети играют в них бесконечно (только не ждите, что они будут играть как положено, они включают их в свои дома и железные дороги, катают на поездах и машинах и др.). А ведь каждый такой персонаж — это характер (Лиса, Волк, Медведь, Мать-коза, Козлята, Петушок, Заяц, Колобок и др.). Это способ проживания. И очень забавно смотреть, как ребенок любит, например, до поры до времени Волка (чуть ли не берет с собой в постель и носит в кармане курточки на улицу), а потом в какой-то ситуации Волк становится страшен. И ему на смену приходит Коза или, наоборот, Лев. В общем в возрасте 1-3 года все эти животные — это целый мир. Принципиально ли, что сказки именно русские? Мы тяготеем к ним. Ведь в них прошиты архетипы наших характеров и характерных для нашей культуры способов проживания. Если вы берете сказки другой культуры, хорошо бы тоже их детально проработать (в куклах и домашних представлениях). Но, если мы живем в России, то русские культурные слои стоит прожить тоже (именно прожить и проиграть, прочитать — не достаточно). Если вам не всегда понята мощь их культурного кода, посмотрите ролики Казиника на эту тему, например, как Михаил Казиник рассказывает про «Курочку Рябу».
Зачем читать детям книги? Польза чтения для детей
Для самых маленьких детей, которые ещё даже не научились говорить, чтение книг является целым комплексом различных действий. Здесь вы вместе рассматриваете картинки, рассказываете, что изображено. Ребёнок учится разглядывать, замечать детали и слушать. У малыша расширяется кругозор, появляется понимание предметов и действий. Чтение — это спокойный и полезный досуг, который отлично подготавливает маленького непоседу ко сну.
Кроме этого, существует ещё как минимум 10 причин, зачем нужно читать ребёнку:
- Чтение детям благотворно влияет на развитие творческих способностей. Благодаря такому занятию развивается фантазия и воображение у малыша. Во время данного процесса ребёнка представляет персонажей и события по-своему. В мультиках и фильмах уже есть готовая картинка и образ, поэтому здесь уже фантазировать не приходится.
- Читая малышу, не остаётся в стороне и нравственное воспитание. Малыш примеряет на себя образ героя, переживает вместе с ним, учится отличать хорошее от плохого, доброе от злого. Иногда у ребёнка даже могут возникнуть противоречивые эмоции, и он может попросить родителей перечитывать один и тот же рассказ, пока у него не сформируется собственная точка зрения. Такую работу души ничто не заменит.
- Малыши, которым родители часто читали книги, в будущем быстрее способны обучаться самостоятельно чтению, а успехи в школе становятся значительно выше.
- Чтение способствует развитию речи, пополняет словарный запас и расширяет кругозор.
- Читать детям -значит учить их анализировать, размышлять. Чтение помогает развивать логическое мышление, учит понимать причинно-следственную связь.
- Чтение-это отличный способ улучшить взаимоотношения с ребёнком. А проводя таким образом с ребёнком досуг, тёплые воспоминания останутся на всю жизнь.
- Ещё один важный плюс в чтении ребёнку-это развитие интеллекта и грамотности. Малыш уже с раннего возраста слышит правильную речь, обороты, учится мыслить и выражать свои мысли правильно.
- Чтение книг отлично тренирует память, что значительно поможет в усвоении школьной программе, а затем и в ВУЗе.
- Если читать ребёнку на ночь добрую сказку, он быстрее засыпает, а сон становится более крепким и здоровым.
- Дети, которым родители привили любовь к чтению, всегда найдут для себя полезное и увлекательное занятие. Для них лучшим досугом станет прочтение книги, чем, например, бесполезная трата времени в интернете.
Агния Барто. Стихи для самых маленьких
Я прочитала этот пост 6-ти летней дочке и спросила, что еще мы забыли из любимых детских книжек, которые часто читаем ее маленькому брату. И она сразу убежала, покопалась на книжной полке и притащила Агнию Барто. «Ты любишь эти стихи?» — спросила я ее (лично мне они порядком надоели…) «Люблю», — сказала она безапелляционно. Вот тебе и справедливый и честный детский суд. Потом я прочитала следующее:
— Мне не хватает теплоты,-Она сказала дочке.Дочь удивилась: — мерзнешь тыИ в летние денечки?- Ты не поймешь, еще мала,-Вздохнула мать устало.А дочь кричит: — Я поняла! -И тащит одеяло.
И я подумала, не купить ли мне книжку Барто потолще. Пролистать всех этих бычков и мишек. Может я просто у Барто не все знаю и не все еще поняла… Похоже, надо просто купить что-то вроде «500 страниц» Барто (как у Маршака) и искать среди того, что редко печатают в простых детских книжках-раскладушках.
Чтение от 2-х до 3-х лет
Двухлетний ребенок продолжает осваивать мир c помощью подражания, поэтому чтение в этом возрасте должно сопровождаться изображением действия, происходящего на страницах книги
Например, мама широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка, потом надувает важно щеки и растопыривает руки — неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу. Таким образом в сознании малыша выстраивается трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама о Мишке Косолапом, видит его изображение на рисунке и вдобавок с помощью маминых движений узнает, что такое неуклюжесть
После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку — в этом возрасте ему очень нравится быть «повторюшкой»: попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой…
К трем годам малыш уже неплохо говорит и превращается в настоящего почемучку — вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, в том числе и во время чтения. Читая книжку, объясняйте ребенку все непонятные слова и выражения, только не переусердствуйте. Есть веселый пример: мама, объяснявшая, ребенку, что такое «цокотуха», ушла в такие дебри, что ребенок уснул, не дождавшись любимой сказки. Читайте текст несколько раз — дети любят это. Когда вопросов будет меньше, появляется возможность поработать над содержанием прочитанного.
Книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки «читать» самостоятельно.
В этом же возрасте уместно объяснить ребенку, как устроена книга, — для чего нужны обложка, переплет, титульный лист. Можно рассказать, что у книги, как и у человека, есть свой паспорт — титульный лист, свой фасон одежды — формат, «говорящая обложка», которая рассказывает нам об авторе этой книги, о заглавии. Попросите ребенка описать словами, о чем рассказывает рисунок на обложке, и по нему предположить, о чем эта книга.
Дети этого возраста любят по несколько раз перечитывать любимые сказки. Каждый раз перед тем как малыш начнет читать, предлагайте другую сказку, даже если уверены в его отказе. В этом возрасте ребенка обуревает кризис противоречий, поэтому своей цели можно добиться методом от противного: не хочешь — не нужно, тогда я почитаю кукле или мишке. Через секунду ребенок скажет: «И мне тоже почитай!». Дети в возрасте до трех, а то и до четырех лет слушают в основном мелодику текста, стиха, они плохо воспроизводят сюжетную линию. А реагировать на текст учатся, глядя на вас. Поэтому проявляйте свои эмоции правильно и не бойтесь читать крохе «Тараканище» К. Чуковского: это вам, с высоты своего жизненного опыта, страшно. А для ребенка это стихотворение — не более чем веселое представление с бодрым ритмическим рисунком. Дети в этом возрасте не достраивают логическую цепочку и не задумываются, например, о том, что же будет с волками, если они друг друга съедят.
Почему нужно читать книги ребенку с самого рождения
Итак, на вопрос «Когда начинать читать книги ребенку» лучшим ответом будет «С рождения!» и вот почему:
Читая маленькому ребенку книги, вы расширяете его пассивный словарный запас. Конечно, малыш не сразу начнет понимать смысл услышанного, но слова будут откладываться в его памяти, и постепенно он все больше будет отождествлять их с реальными понятиями
Таким образом, чтение способствует развитию речи.
Как и другие развивающие занятия в раннем возрасте, чтение книг учит малыша концентрировать внимание, что очень пригодится ему для дальнейшего обучения.
Любое общение с родителями очень ценно для ребенка. Ребенку нравится звучание родительских голосов
Наверняка вы постоянно разговариваете со своим малышом. Чтение сказок и стихов, рассматривание картинок в книгах еще больше обогатит впечатления малыша.
Чтение способствует развитию воображения ребенка. На первый взгляд может показаться, что мультфильмы ничуть не хуже книг могут справляться с познавательной и воспитательной ролью в жизни ребенка. Однако в отличие от книги, мультфильм не дает пространство для воображения. К тому же во время просмотра мультика у ребенка нет времени для осмысления полученной информации, так как он должен воспринимать новые видеоряды, появляющиеся на экране.
Григорий Остер. Сказки
У Остера мы знаем и любим больше всего две серии сказок. Про мартышку и ее друзей (она иногда выходит под названием «38 попугаев», иногда «Привет мартышке», иногда под другими названиями) и про котенка по имени Гав. Ну про котенка и говорить нечего. Его все знают. Он существует в прекрасной анимации, в отличных аудио сказках. Но мы стараемся сначала читать, потом смотреть, у нас такое правило. Сначала — воображение и фантазия. И текст достоин того. А вот про «38 попугаев» расскажу историю. Поскольку книжки реально зачитанные и мы их хорошо знаем, а слушать сказку хотят всегда двое (в нашем случае в 2 года и в 6-ть), то мы со старшей дочкой включились в интеллектуальную игру. Я читала сказку «Привет мартышке» и стала заменять там имена животных на наши имена. Мартышка = Забава (дочь), слоненок = Никита (сын), попугай = мама, удав = папа. Не то, чтобы мне нравилось сравнение с попугаем. Но было смешно. А в некоторых моментах так и весьма похоже. Мы думали, что сынишка 2 лет, для которого и затевалось все это чтение, эту игру в замену понятий не оценит. В смысле мы хохочем и ему не плохо, но разве он может такое понять. Я шпарю по тексту про Забаву, Никиту, папу и маму (в общем, про любую семью из четырех человек), а на картинках то нарисованы животные. Какого же было наше удивление, когда Никита стал показывать животных в книжке и уверенно говорить: это — папа, это — мама, это — я… На следующий день, принялась я было читать продолжение в обычных понятиях, он протестует! Нет, мне историю про нашу семью подавай! Только про нас! И нечего, что я тут нарисован слоненком с ушами. Вот так. Попадает Остер в архетип ролевых взаимоотношений небольшой семьи.
3. Серия «Первые книги малыша. Учим новые слова» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
К сожалению такой замечательной серии не было в продаже, когда Таисия была в возрасте 1+. Это шикарное издание попалось мне на глаза совсем недавно, и я не могу не поделиться этой находкой с вами. Пособия призваны стать верными помощниками в развитии пассивного словаря ребенка.
В серии имеется несколько книг с картинками на самые разные темы – дом, деревня, лес, зоопарк, детский сад и др. Пособия выполнены из прочного картона. На полях каждого разворота вынесены различные объекты по теме, а на большой обобщающей картинке ребенок познакомиться с этими объектами в их «среде обитания». Иллюстрации великолепны, все четко, ясно, понятно.