Профилактика и коррекция cиндрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей

Причины возникновения

К развитию данного заболевания могут привести самые разнообразные неблагоприятные факторы, как физиологического, так и психологического характера. Так, энкопрез у ребенка развивается в результате:

  1. Неправильного приучения к горшку (когда родители стремятся привить данный навык ребенку, который, в силу возраста или иных условий, к этому еще не готов).

В результате этого у малыша развивается страх перед горшком и нежелание посещать туалет для отправления естественных потребностей организма.

Невозможность посетить туалет в нужное для этого время.

Нестабильное эмоциональное состояние, стрессы связанные, например, с недостатком родительского внимания, неблагоприятной обстановкой в семье, резким изменением привычного режима дня и условий обитания (поступление в детский сад, школу, смена места жительства).

Частые запоры (например, если ребенок стесняется посещать туалет в незнакомых для него местах, либо не может сделать этого во время длительной поездки). В этом случае накопившиеся каловые массы растягивают стенки кишечника, данное состояние становится привычным для организма, рефлексы ослабевают, и в самый неожиданный момент происходит непреднамеренная дефекация. Данная ситуация наблюдается и в том случае, если ребенок по каким-либо причинам испытывает болезненные ощущения в момент опорожнения кишечника.

Нарушение моторной функции кишечника, приводящее к застою каловых масс. В данном случае в кишечнике начинаются процессы брожения, в результате которых вырабатывается зловонная жидкость, которая, минуя сфинктеры, выделяется через задний проход.
Синдром раздраженного кишечника.
Травматическое повреждение позвоночника и спинного мозга, отвечающего за развитие контроля над дефекацией и мочеиспусканием.
Эпилептические припадки, во время которых ребенок не может контролировать процесс опорожнения кишечника.
Врожденные или приобретенные нарушения строения толстого кишечника, разрывы его тканей.

Психические заболевания и отклонения в развитии, например, депрессивные состояния, слабоумие.

Инфекционные заболевания.

Поражение головного мозга и нарушение его функций.

Как проявляется?

С проявлениями гиперактивности родители могут столкнуться уже с первых дней жизни ребенка. Дети плохо, беспокойно спят, много плачут, во время бодрствования очень подвижны, возбуждены; чувствительны ко всем внешним раздражителям – свету или шуму. Именно гиперактивные дети часто «выпрыгивают» из колясок на глазах матери, выламывают прутья кроваток, опрокидывают на себя чайник с кипятком

В 4–5 лет ребенок не способен сосредоточиться на одном занятии, его внимание рассеяно: например, ему не хватает терпения дослушать до конца сказку или играть в «тихие» игры, требующие концентрации внимания. Ребенок не может ни минуты спокойно сидеть на стуле, ерзает, шумит

Родители не случайно говорят, что к их детям «словно прикрепили моторчик», и те готовы бегать и прыгать сутками. Но полагать, что это всего лишь следствие большого запаса энергии у ребенка, неправильно. Это разрядка, которая необходима ребенку из-за особенностей его организма. К тому же гиперактивность часто сопровождается беспокойными движениями, вычурностью моторики и чрезмерной вспыльчивостью ребенка.

Симптомы гиперактивности

Чтобы отличить обычного активного и энергичного малыша от ребёнка с дефицитом внимания и гиперактивностью, нужно учитывать несколько факторов. Признаки гиперактивности у детей могут появиться уже в 2-3 года. Поэтому диагноз можно определить в детском саду, когда ребёнок начинает общаться со сверстниками, с воспитателями. Чтобы понять, страдает ли этим недугом ваш малыш или нет, нужно познакомиться с особенностями гиперактивных детей:

  • Волнение и тревога без видимых причин.
  • Смена настроения, постоянные слезы, чувствительность, чрезмерная восприимчивость.
  • Проблемы со сном.
  • Осложнение речи.
  • Коммуникационные проблемы.
  • Абсолютное непослушание.
  • Агрессивное поведение.

В семьях часто возникает вопрос, что делать родителям с гиперактивными детьми. Если вашему малышу свойственны некоторые эти симптомы, вам следует обратиться к врачу. Он проинструктирует вас, что следует делать, какие лекарства принять, как успокоить ребёнка.

Как же помочь ребенку?

Справиться в одиночку с такой непростой проблемой как гиперактивность не представляется возможным и поэтому важно знать к кому близкие ребенка могут обратиться за помощью.

В начале статьи мы упоминали о том, что диагноз гиперактивность ставит врач, он же может назначить лекарства, которые будут способствовать регуляции процессов торможения и возбуждения в коре головного мозга

Кроме того, медики могут назначить препараты, которые стимулируют действие познавательных процессов, в том числе внимание и умственную деятельность. Это поможет ребенку быть более спокойным и сосредоточенным во время занятий

Но не стоит забывать о том, что принимать лекарства постоянно нельзя. Поэтому, хотя в период приема медикаментов поведение ребенка улучшается, необходимо продолжать придерживаться особой линии воспитания и следовать педагогическим рекомендациям.

Повысить устойчивость и концентрацию внимания, снизить отвлекаемость помогут специальные развивающие занятия с детским психологом. Выше мы говорили, что у гиперактивных детей часто заниженная самооценка, они не уверены в себе, тревожны, испытывают трудности в общении с взрослыми и сверстниками. Справиться со всеми этими проблемами ребенку также может помочь психолог.

Родителям очень важно быть в контакте с педагогами ребенка, воспитателями и учителями. Во-первых, достигнув взаимопонимания с педагогами, вы можете заручиться их поддержкой и вместе вырабатывать линию поведения по отношению к ребенку, опираясь на профессиональные советы специалиста

Во-вторых, педагоги могут помочь ребенку преодолеть трудности формирования навыков рисования, письма, счета, стать более организованным и дисциплинированным.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки, вы очень поможете своему ребенку, если поймете, что такие симптомы, как чрезмерная подвижность и активность, импульсивность, невнимательность могут быть сглажены при правильном построении отношений с ребенком. Помните, с годами повышенная активность уменьшается, но нарушения внимания остаются (иногда вплоть до взрослого возраста), значит, вам придется набраться терпения и настроиться на преодоление трудностей в течение нескольких лет, которые могут растянуться до конца школьного обучения. Будьте терпеливы и доброжелательны, и ваш ребенок обязательно порадует вас своими успехами.

Записаться на консультацию к детскому психологу Вы можете по телефону (812) 640-38-55,
а также Вы можете задать вопрос специалисту, заполнив форму ниже.

Спорт для гиперактивного ребёнка

Как помочь ребёнку справиться с гиперактивностью? Многие родители стараются записать малыша во всевозможные секции и кружки, чтобы к концу дня он все-таки утомился и спокойно заснул. Однако гиперактивный ребёнок не становится спокойней. Что делать? Записать в бассейн!

Пространство в бассейне организовано таким образом, что ребёнок, плавая на дорожке, практически не контактирует с другими детьми. Это помогает сконцентрироваться на себе и собственных достижениях. Секции по самообороне, по умолчанию воспитывающие защитную реакцию, и групповые виды спорта только усугубляют гиперактивность. Плавание же способствует расслаблению, успокоению нервной системы, пребывание в воде настраивает на внутреннюю гармонию.

По данным педиатров, пик гиперактивности приходится на 4-5 лет и на 7-9. Этот возраст самый подходящий для начала занятий в бассейне. Отдавать ребёнка в секцию раньше 5 лет врачи не рекомендуют. Спорт поможет малышу научиться концентрироваться, выработает уверенность в себе.

Ученые провели исследование и сделали вывод, что у детей, занимающихся плаванием, больше развиты находчивость и изобретательность по сравнению со сверстниками, увлеченными другими видами спорта.

Плавание в спортивных секциях воспитывает самодисциплину. Работая на время и на результат, ребёнок приучается к правильному режиму, умению ставить цели и достигать желаемого с юного возраста.

У гиперактивных детей специалисты наблюдают повышенную эмоциональность и тревожность. Вода имеет успокаивающее свойство, в бассейне ребёнок эмоционально разгружается. Физические нагрузки в воде вымещают лишнюю энергию. После тренировки ребёнок ощущает приятное чувство усталости.

Если у родителей есть возможность, лучше организовать индивидуальные занятия. Соревновательный дух, присущий таким видам спорта как баскетбол, танцы и даже шахматы, гиперактивному ребёнку ни к чему. Это еще больше расстроит нестабильный эмоциональный фон.

Тренировки в бассейне закаляют иммунитет. Только плавание, как вид спорта, держит в тонусе всю мышечную систему: укрепляется осанка, становятся сильными руки и плечи. Нагрузки в воде нормализуют кровообращение, улучшается общее состояние организма. Бассейн предупреждает такие заболевания, как ОРВИ, сколиоз, проблемы с костной системой.

Прежде чем записать ребёнка на плавание, ознакомьтесь с отзывами о спортивном учреждении, заинтересуйте малыша, перечислите все плюсы, которые он приобретет в результате занятий в бассейне.

Проблемы гиперактивного ребенка

Жалобы на поведение гиперактивного ребенка начинаются еще в детском саду. Воспитатели рассказывают родителям, что ребенок плохо ведет себя на занятиях, не реагирует на замечания, все время мешает другим детям. Но наиболее остро проблемы с проведением встают, когда ребенок идет в школу.

Так как гиперактивный ребенок не может самостоятельно регулировать и контролировать свое поведение, он часто ведет себя на уроках неадекватно: постоянно вертится на стуле, мешает выполнять работу другим ученикам, может вскакивать с места и ходить по классу, выкрикивать ответы, когда его не спросили и т.д.

Страдая нарушениями внимания, они часто пропускают объяснения учителя, не могут до конца выполнить задание, допускают множество ошибок. Особенно ярко это проявляется, когда необходимо заниматься трудным или неинтересным для ребенка делом (например, письменными уроками, выполнением домашних заданий). Вместе с тем гиперактивный ребенок может долго заниматься теми играми, которые ему нравятся.

Таким образом, ребенок не в состоянии выполнить требования школьного образования. От природы обладая средними или хорошими умственными способностями, такой ученик в ситуации школьного обучения не может проявить их в полной мере, поэтому часто учится хуже сверстников с такими же интеллектуальными данными.

Будучи по своей природе активным и общительным, чрезмерно подвижный ребенок, тем не менее, испытывает трудности в отношениях с родителями, ровесниками, учителями. Ему сложно в разговоре выслушивать других, соблюдать правила в игре, долго и последовательно заниматься чем-либо, все это приводит к конфликтам и ссорам.

Ощущение собственной неуспешности приводят ребенка к тому, что он перестает верить в свои силы и возможности. Остро чувствуя и переживая свою беспомощность и не способность хорошо справляться с различными заданиями, гиперактивные дети могут очень бурно реагировать на замечания и негативные оценки окружающих, отказываться от выполнения сложных заданий, бояться пробовать свои силы в новых делах.

Как воспитывать гиперактивного ребёнка?

Большинство родителей не представляют, как воспитывать гиперактивного ребёнка. Большие проблемы начинаются, когда малыш сталкивается с новым коллективом – идет в детский сад или школу. Такие дети всегда имеют особое отношение у преподавателей и психологов. Самое главное, что должны запомнить родители, что только они могут помочь ребёнку

Поэтому важно запастись терпением, мудростью, силой воли. Нельзя устраивать скандалы, ругаться и применять физическое насилие

Это только ухудшит ситуацию. Ребёнок станет более замкнутым и неуправляемым. Только при условии, что ребёнок совершил проступок, который сильно навредил другим людям, можно применять данные методы.

Как воспитывать гиперактивного ребёнка:

  • Запреты должны быть сформулированы правильно. В ваших фразах должны отсутствовать слова «нет» и «нельзя». Лучше сказать: «Пойдём вместе попьем чай с конфетами», чем «Нельзя бегать под дождём». Ваши запреты должны быть мотивированы и обоснованы. Например, если ребёнок вечером хочет ещё гулять, но уже поздно, скажите ему, что хотели перед сном прочитать ему интересную сказку. А если вы ещё задержитесь, то не успеете это сделать.
  • Постановка задач должна быть четкой и ясной. Гиперактивные дети хуже усваивают информацию, поэтому говорите коротко и односложно.
  • Гиперактивный ребёнок плохо работает в режиме многозадачности. Не стоит говорить: «Принеси из гостиной тарелки, положи их в раковину, помой руки, а затем иди обедать». Лучше соблюдать последовательность и давать задания по порядку.
  • Соблюдайте контроль над временем. Гиперактивные дети легко увлекаются и забывают про остальные дела. Поэтому необходимо контролировать их.
  • Необходимо составить распорядок дня. Если в комнате у ребёнка будет висеть график действий, он научится аккуратности и пунктуальности. А ещё это успокоит его и приучит к порядку.
  • Несите позитив в жизнь ребёнка. Хвалите его за хорошие оценки, помощь по дому. Научите его замечать прекрасное в деталях. Общайтесь с ним на положительной ноте. Формируйте его отличное настроение. Сглаживайте ссоры и одобряйте хорошее поведение.
  • Помогите ребёнку найти хобби. Это могут быть спортивные секции, езда на велосипеде, чтение книг, игра в театральной студии или на музыкальном инструменте, лепка из глины, плетение из бересты. Ребёнок должен знать, куда выплеснуть свою энергию. И будет лучше, если он выплеснет её в позитивное увлекательное дело, чем в компьютерные игры.
  • Если это необходимо, дайте малышу гомеопатическое средство. Но не стоит перебарщивать с успокоительными. И в любом случае сначала следует посоветоваться с невропатологом и психологом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: