Гиперактивный ребенок: что делать и чего ждать родителям?
Предположим, обследование подтвердило ваши подозрения и у вашего ребенка действительно синдром гиперактивность. Как воспитывать гиперактивного ребенка? Главный момент — не впадайте в панику. Такие дети обладают уникальными способностями, а если правильно заниматься с ними, то и потенциальными возможностями.
Для того чтобы развить у особенных гиперактивных детей умения и навыки, которыми они ранее не обладали, необходим такой же особенный родительский подход:
Во-первых, постарайтесь смягчить любые проявления агрессии. Импульсивность и драчливость имеют непреднамеренный характер у таких детей. Объясните вашему чаду, что агрессивные действия разрушительны и вредны и что их нужно сдерживать. Расскажите ребенку, что приносить извинения за причиненный вред – это первая необходимость. Агрессивное поведение необходимо исправлять сразу, как только заметите его, чтобы защитить ребенка от взаимных обид среди сверстников и психологических травм из-за драк, споров или оскорблений.
Во-вторых, не воспринимайте гиперактивность ребенка как свою вину. Причин гиперактивного поведения может быть масса и практически все они не зависят от родителей, а потому вместо терзаний чувством вины лучше заняться поиском решения возникшей проблемы.
В-третьих, гиперактивные особенные дети нуждаются в разнообразной поддержке и помощи квалифицированных и любящих взрослых – задействуете усилия всей заинтересованной группы людей: воспитателей, преподавателей, психологов. И помните, что традиционные методики воспитания необычных детей, как правило, неэффективны.
В-четвертых, не вешайте ярлыки и противодействуйте этому в обществе
Ярлык «плохое поведение», а за ним «плохой ребенок», возникающие из-за нестандартного поведения отпрыска, провоцируют его на еще большие проступки, агрессию и неадекватное поведение – малыш привлекает внимание взрослых. Ярлыки усугубляют антисоциальное поведение и нивелируют все цели воспитания: сформировать личность, которая сможет быть счастливой в учебе, работе и личной жизни.
В-пятых, гиперактивного ребенка делает более спокойным и уравновешенным тесное общение с родителями
Ласковый и понимающий подход к чаду способен сдержать его вспыльчивость, и помочь сконцентрировать внимание на каком-либо занятии. Это может быть время, проведенное наедине с малышом, чтение сказок, беседы, совместное прослушивание тихой и спокойной музыки, ласковые объятия и постоянный визуальный контакт.
В-шестых, гиперактивные дети практически всегда нуждаются в квалифицированной помощи специалиста по воспитанию или психолога. Эти специалисты помогут ребенку избавиться от негатива и заниженной самооценки, возникшей из-за неприятия его в воспитательном или учебном заведении (сад или школе). Часто ребенок все делает назло только потому, что не находит понимания у своего близкого окружения, а потому родителям тоже не мешает посетить психолога, чтобы научиться формировать альтернативную наказаниям форму поведения в ответ на агрессию, импульсивность и непослушность ребенка.
В-седьмых, для гиперактивных детей очень важна среда, в которой они находятся. Составьте список мест и ситуаций, в которых ребенок чувствовал себя комфортно и был спокойным. Обращайте внимание на то, как влияют на его поведение сверстники. Исключите из круга общения детей, которые усугубляют импульсивность и агрессию вашего отпрыска. После анализа попытайтесь устроить его окружение и стиль жизни в соответствии с этим списком.
В-восьмых, у вас есть шанс воспитать из гиперактивного ребенка одаренного и талантливого взрослого. Невнимание у таких детей часто переходит в гипервнимание, а интенсивной концентрацией могут похвастаться далеко не все дети и взрослые. Также во многих профессиях очень важны способности фантазировать, воображать и замечать детали, что свойственно детям с гиперактивным поведением. Ребенок, неспособный проводить время впустую, может вырасти и стать трудоголиком. Миф о том, что гиперактивность предполагает лень, не выдерживает ни одного исследования в этой области.
Помните, что не существует единого руководства по обучению и воспитанию гиперактивных детей. Любая методика индивидуальна и должна пересматриваться при отсутствии реакции ребенка.
В первые годы жизни…
В первые годы жизни ребёнка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство). При наблюдении таких детей можно заметить небольшую задержку в их речевом развитии — малыши позже начинают изъясняться фразами; также у таких детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), они позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.).
Наиболее яркие проявления данного синдрома в раннем возрасте совпадают с пиками психоречевого развития: в 1-2 года, когда закладываются навыки речи, и в 3 года, когда у ребенка значительно увеличивается словарный запас.
Трёхлетний возраст является для ребёнка особенным
С одной стороны, в этот период активно развивается внимание и память. С другой — наблюдается первый, «трёхлетний кризис»
Основное содержание этого периода — негативизм, упрямство и строптивость. Ребёнок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, своё «Я».
Зачастую в 3-4 года, до поступления ребёнка в детский сад, родители, наслышанные о «кризисе двух-трех лет», не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идёт в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребёнка выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью.
Названные проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы ребёнка справляться с новыми требованиями и являются сигналом того, что ребенку нужна помощь. Мозг такого ребенка не справляется с обработкой внешней и внутренней информации из-за нарушения своих функций.
Исследования
В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Именно из-за нее у детей возникают трудности в учебе. В настоящее время нейропсихологами, нейрофизиологами, биологами ведутся исследования ММД и гиперактивности. Они, как правило, выявляют нарушения структурно-функциональной организации левого полушария, незрелость лобно-гиппокампальной системы мозга (именно она отвечает за регуляцию уровня внимания), низкий психический тонус, повышенную истощаемость. Именно из-за этих нарушений ребенок столь подвижен, импульсивен, но при этом невнимателен. Отмечено, что к подростковому возрасту повышенная двигательная активность исчезает, а вот невнимательность и импульсивность, напротив, могут прогрессировать. Кроме того, исследования показали, что гиперактивные дети зачастую испытывают трудности с письмом и речью, произнесением сложных слов, скороговорок.
Лечение энкопреза, каломазания
Уважаемая Анастасия!
Каломазание не является самостоятельным диагнозом. Чаще всего каломазание бывает проявлением или патологии желудочно-кишечного тракта, или проявлением патологии центральной нервной системы. При энкопрезе может наблюдаться каломазание. Как правило, в этом случае каломазание связано с нарушениями работы кишечника, состава микрофлоры, а также с нарушением иннервации самого кишечника (толстая кишка, сигмовидная кишка, анус) и подавлением нормального рефлекторного акта дефекации. То есть влияет комплекс причин. К патологии жкт может присоединять патология цнс. Например, на фоне запоров возникает нарушение консистенции каловых масс, что приводит к болезненным ощущениям при дефекации и дальнейшего подавлению нормального рефлекторного акта в связи с болевыми ощущениями. Вместе с тем, нельзя исключать влияние перинатальной энцефалопатии на дальнейшее формировании патологии всей нервной системы. Из перинатального поражения ЦНС вытекают и многие последующие диагнозы, например, задержка психоречевого, речевого, психического развития, задержка умственного развития, сенсомоторная алалия, синдром дефицита внимания и гиперактивности, ранний детский аутизм, дислалия, минимальная мозговая дисфункция, зрр зпрр, зур, зпмр.
В данном случае, исходя из описанных вами симптомов, можно сделать предварительный вывод о нарушении моторики кишечника, подавлении акта дефекации, как Вы пишите, «связанного с головой», плюс явное наличие проблем в пищеварительной системе. Врач Сарклиник также считает, что определенное отрицательное влияние оказала крестцово-копчиковая тератома, которую Вы удалили в месячном возрасте.
Наиболее эффективный вариант лечения – это комплексная терапия неврологических нарушений и гастроэнтерологической патологии.
Сарклиник проводит лечение энкопреза, каломазания, недержания кала у мальчиков и девочек, детей и подростков, дошкольников и школьников в России, Саратове. Применяются аппаратные и неаппаратные методы терапии, восточная и традиционная медицина, диетотерапия. Лечение амбулаторное, идет курсами по 10 рабочих дней. Количество курсов терапии определятся индивидуально, в зависимости о степени тяжести патологии.Отзывы о лечении в сарклиник.
Запись на консультации.Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Текст: SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrсlinic.ru Фото: photo-deti / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
Наиболее эффективные способы лечения
Основная сложность в лечении СДВГ у взрослых связана с поздней диагностикой. Чем раньше было выявлено данное расстройство, тем легче будет проходить лечение. Но, в любом случае, оно должно быть комплексным.
Осуществлять лечение синдрома дефицита внимания может психолог или психотерапевта с обязательным назначением медикаментозных препаратов.
Ведущую роль при коррекции такого расстройства, как синдром дефицита внимания у взрослых людей, является психотерапия. Наиболее эффективную методику психотерапевт подбирает исходя из индивидуальных особенностей пациента и тяжести его состояния:
- Когнитивная и поведенческая терапия позволяет поднять самооценку пациента и способствует его самоутверждению.
- Полезны расслабляющие тренинги, используя их человек может снять груз тяжелых психоэмоциональных нагрузок.
- Поведенческие курсы помогают пациенту научиться организовывать свою жизнь, с максимальной пользой использовать свое время, а также распределять его между работой и отдыхом.
- Семейная психотерапия позволит наладить взаимоотношения между супругами, один из которых страдает СДВГ. Для нормализации профессиональной сферы используются рабочие тренинги.
Лечение лекарственными препаратами для взрослых людей строится по той же схеме, что и при терапии детской формы синдрома. Больные СДВГ не могут сами контролировать прием препаратов, в отличи от здоровых людей, поэтому в этом вопросе нужен контроль со стороны родственников.
Наиболее эффективными средствами при лечении СДВГ являются психостимуляторы. Но эта группа препаратов способна вызывать привыкание, поэтому их прием должен контролироваться специалистами. В ходе лечения синдрома дефицита внимания также могут применяться ноотропные препараты. Под их воздействием улучшается мозговая деятельность, с также стабилизируются мыслительные процессы. Рекомендовать конкретные лекарственные средства может только квалифицированный врач после того, как будет проведено тщательное обследование пациента и поставлен точный диагноз.
Медикаментозное лечение позволяет несколько улучшить способность к концентрации внимания, но оно не в состоянии решить проблемы с дезорганизацией, забывчивостью и неумением рассчитывать собственное время. Для того, чтобы лечение было успешным, нужно сочетать известные способы коррекции СДВГ у взрослых.
К каким докторам следует обращаться если у Вас Гиперактивность у детей:
Психолог
Психиатр
Психоневролог
Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Гиперактивности у детей, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.
Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.
Как перестать бояться стоматолога
Способ избавления от дентофобии зависит от степени вашего страха.
Легкая тревога
Обычно в этой ситуации человек все равно рано или поздно идет к врачу. Чтобы избежать даже небольшого стресса, постарайтесь бывать у стоматолога чаще, на профилактических осмотрах. Вы привыкнете сидеть в кресле врача, а профилактика обычно полностью безболезненна, так что со временем стоматолог перестанет ассоциироваться у вас с болью.
Перед визитом к врачу постарайтесь хорошо выспаться, можно за несколько дней начать принимать легкие растительные успокоительные или глицин.
Ни в коем случае не смотрите страшные видео стоматологических процедур, особенно если боитесь крови, и не читайте негативные отзывы. А вот общие статьи почитать вполне можно – знание снимет вашу тревогу, так как вы будете знать, что ожидать от процедуры.
Правильный выбор врача тоже важен. Обязательно подберите стоматолога, который будет вызывать у вас приятные эмоции. Он должен быть вежливым, аккуратным и, конечно же, высококвалифицированным. Расскажите ему о своей тревоге, попросите подобрать более сильные анестетики и никогда не терпите боль – скажите прямо, что вам неприятно, и попросите принять меры.
Подберите стоматолога, который будет вызывать у вас приятные эмоции
Все это в комплексе поможет вам забыть о страхе перед стоматологами.
Сильный страх
Сильный страх уже близок к фобии, так что он является поводом для проведения терапии, пусть и самостоятельной.
Иногда понять, чего именно вы боитесь, бывает сложно. В таком случае психологи предлагают заполнить таблицу. В ней нужно в правой колонке расставить процедуры, а в левой – степень своего страха от 1 до 4: «совсем не боюсь», «немного боюсь», «очень боюсь» и «безумно боюсь».
Таблица может выглядеть так:
Боюсь: | Уровень страха |
Сверлить зубы | 4 |
Удалять зуб | 3 |
Укола | 3 |
Удаление нерва | 4 |
Побочных эффектов от анестезии | 2 |
Имплантации | 4 |
Профессиональной чистки | 2 |
Критики от стоматолога | 1 |
Проводите тест в тишине и покое, желательно в тайне о всех, чтобы не стесняться своих ответов. После этого сядьте, посмотрите внимательно на тест и найдите возражение к каждому пункту.
Например: «Боюсь сверлить зубы, потому что в детстве мне это сделали без анестезии, было очень больно. Разговаривал с друзьями, в клинике, которую они посоветовали, ставят хорошие современные анестетики, боли нет совсем. Почитал про анестетики и принципы их действия, боль действительно полностью блокируется, а боль от укола можно убрать специальным гелем».
Практика показывает – этого часто полностью достаточно для того, чтобы избавиться от страха и записаться на прием.
Советы из пункта выше про выбор врача и прием легких успокоительных тоже вам подойдут.
Дентофобия
Если метод с таблицей не помог, а статьи вызывают у вас только больший страх – это уже признак дентофобии. В этом случае мы советуем обратиться к психологу, и так ему и сказать: «Боюсь стоматолога, что делать?».
Психолог подберет для вас подходящий метод – арт-терапия, йога или даже гипноз.
ВАЖНО: Позаботьтесь о визите к психологу заранее, до того, как зубы серьезно пострадают, так как терапия занимает несколько месяцев
Сильная дентофобия
В этом случае психолог вам уже не поможет – понадобиться обратиться к психотерапевту или даже к психиатру. Он пропишет вам сеансы терапии, лекарственные препараты, возможно назначит лечение под наркозом или седацией.
При сильной дентофобии обратитесь к психотерапевту
Гиперактивность ребенка: симптомы
Гиперактивность и дефицит внимания у детей (СДГВ) – вовсе не издержки воспитания, а патология, связанная с нервной системой, которую специалисты отмечают практически у трети современного детского населения. Обычно поведение гиперактивного ребенка проявляется в неумении сосредоточиться: он все время отвлекается, не может усидеть на одном месте, импульсивен в своих желаниях. Характеристику гиперактивного ребенка можно дополнить такими качествами как агрессия и склонность к зависимостям. Кроме того, именно у гиперактивных детей чаще возникают иные психические расстройства. Специалисты утверждают, что лишь 40% гиперактивных в детстве с возрастом «перерастают» свою патологию.
Конкретную причину появления гиперактивности у ребенка медицина пока не определила, но врачи все чаще склоняются к тому, что патология может возникать либо из-за влияния определенных генов, либо по причине присутствия ребенка в неблагоприятной среде (осложнения и стрессы во время беременности или родов, заболевания в неонатальном периоде).
Диагностические симптомы
Выделяют несколько признаков, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей. Их можно сгруппировать по следующим направлениям, имеющим ряд поведенческих характеристик: гиперактивность, импульсивность и невнимательность.
Гиперактивность
- Частые беспокойные движения в кистях и стопах, даже сидя на стуле, ребенок крутится, вертится.
- Часто встает со своего места в классе во время уроков или других ситуациях, когда это неприемлемо.
- Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть.
- Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо.
- Часто бывает болтливым.
Импульсивность
- Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
- У него часто меняется настроение.
- Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
- Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.
- Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.
- Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
- Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам.
- Это человек действия, рассуждать он не умеет и не любит.
Невнимательность
Не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
Оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением домашней работы, уроков или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
Испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (школьные принадлежности, игрушки, книги, карандаши).
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
Проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Часто переходит от одного незавершенного действия к другому. Наличие шести или более из перечисленных признаков, которые сохраняются у ребенка на протяжении последних шести месяцев и заметно выражены, являются основанием для предположения наличия у ребенка СДВГ
Наличие шести или более из перечисленных признаков, которые сохраняются у ребенка на протяжении последних шести месяцев и заметно выражены, являются основанием для предположения наличия у ребенка СДВГ.
СДВГ, к счастью, не всегда пожизненный диагноз. При грамотном подходе к воспитанию и организации режима немалая часть гиперактивных детей «перерастает» проявления гиперактивности уже к подростковому возрасту.
Важно, чтобы родители адекватно и серьезно воспринимали беды своего ребенка, любили его и ценили его здоровье, искренне желали помочь ребенку, были готовы встать на его место и посмотреть на себя его глазами, контролировали свои чувства и эмоции, были терпеливыми и последовательными, верили в успех своих детей. Как предупредить рождение ребенка с СДВГ? Что делать, если в семье гиперактивный ребенок? Как же вести себя с таким ребенком? Чем может помочь его семья? Обязательно ли использовать медикаменты для лечения гиперактивности? Это те вопросы, перед решением которых стоят родители гиперактивных детей и на которые мы ответим в других выпусках журнала
Как предупредить рождение ребенка с СДВГ? Что делать, если в семье гиперактивный ребенок? Как же вести себя с таким ребенком? Чем может помочь его семья? Обязательно ли использовать медикаменты для лечения гиперактивности? Это те вопросы, перед решением которых стоят родители гиперактивных детей и на которые мы ответим в других выпусках журнала.
Основные проявления
В международной классификации болезней есть целый раздел, посвященный СДВГ. Диагнозы различаются по наличию и преобладанию симптомов патологии, но в большей части они касаются детей, поскольку большинство из этих проявлений исчезают по мере взросления. Прежде всего, это касается гиперактивности.
У взрослых людей она проявляется редко. Это объясняется тем, что организм человека полностью меняется после полового созревания, и его энергетический ресурс становится ограниченным. Но, в то же время, после совершеннолетия возникают новые симптомы СДВГ. Среди них наиболее ярко проявляется неустойчивость внимания. Таким людям очень сложно выполнять ежедневные обязанности, например, производить уборку в доме, готовить еду, сортировать вещи и раскладывать их по своим местам.
Люди с СДВГ склонны провоцировать конфликты. Постоянные ссоры становятся причиной разрушения семьи. Определить, что у взрослого человека есть СДВГ можно по таким признакам:
- сложности с выполнением рутинных дел, таких как, уборка или готовка еды. В быту такие люди дезорганизованы, они рассеяны, легко отвлекаются на посторонние дела и постоянно опаздывают;
- неспособность составлять и контролировать собственный бюджет, а также своевременно оплачивать коммунальные и другие счета. Люди с СДВГ не умеют копить деньги и рационально их использовать;
- отсутствие умения выслушивать собеседника до конца;
- отсутствие тактичности при общении с другими людьми. Человеку с данным видом расстройства сложно сдерживать спонтанные высказывания, они крайне импульсивны;
- забывчивость, которая проявляется в невозможности регулярно принимать лекарственные препараты;
- отсутствие интересов и хобби. Синдром дефицита внимания у взрослых проявляется в неспособности концентрироваться на работе и заниматься одним видом деятельности на протяжении длительного времени;
- возникают постоянные трудности при планировании своей деятельности, а также при последующем выполнении задуманного. У пациентов с синдромом дефицита внимания практически всегда отсутствуют долгосрочные планы;
- невозможность составить отчет, сделать вывод или заключение. Неспособность анализировать что-либо.
Все эти проявления заболевания негативно сказываются на работе человека. Невозможность концентрироваться на выполнении рабочих обязанностей и важных поручений не позволяет продвигаться по карьерной лестнице и достигать высот в профессии. Несдержанность и импульсивность, а также отсутствие такта, осложняет отношение с коллегами и начальством. По этой же причине могут возникать конфликты в семье с близкими людьми.
При СДВГ могут возникнуть трудности с вождением автомобиля, поскольку такие люди не могут концентрировать свое внимание на дороге, при этом замечать всех участников движения, дорожные знаки, сопоставлять картинки с зеркал обзора, оценивать ситуацию и осуществлять необходимые в этот момент действия. Сказывается синдром и на интимной сфере, особенно это касается женщин
Достичь оргазма им при этом расстройстве практически невозможно. В ходе полового акта нужно полностью сконцентрироваться на происходящем и своих ощущениях, а СДВГ не позволяет этого сделать
Сказывается синдром и на интимной сфере, особенно это касается женщин. Достичь оргазма им при этом расстройстве практически невозможно. В ходе полового акта нужно полностью сконцентрироваться на происходящем и своих ощущениях, а СДВГ не позволяет этого сделать.
Неимоверно сложно взрослому человеку с СДВГ читать книги и смотреть фильмы, особенно если сюжет не захватывает с первых слов или секунд. У таких людей попросту не хватает терпения, они утрачивают интерес к истории уже после нескольких минут.
Диагностика Гиперактивности у детей:
Оценка симптомов
Внимание
Оценивают по тому, какое время ребенок продолжает чем-либо заниматься, включая рисование, чтение, игры в одиночестве или с другом
Обращают внимание на частоту переключения с одной задачи на другую или между разными деятельностями. Гиперактивные дети не могут длительное время заниматься даже интересными делами
Двигательная активность
Оценивают по тому, как долго ребенок может сидеть во время занятий, которые указаны выше в первом пункте. А также учитывают, какую долю времени он ерзает и пытается встать; как часто убегает во время семейных прогулок или в магазине.
Дифференциальная диагностика
Нормальность
Родители могут считать ненормальными невнимательность и беспокойность, которые на самом деле лежат в пределах нормы.
Ситуационная гиперактивность
Некоторые малыши гиперактивны только дома или только в детсаду. Им нельзя диагностировать гиперактивность. Некоторые исследователи всё же считают, что ситуационная гиперактивность является более легким вариантом устойчивой гиперактивности.
Поведенческие расстройства
Часто сочетаются с настоящей гиперактивностью, но иногда могут лишь имитировать ее
Дети могут проявлять отклонения только в одном месте, потому важно, сохраняются ли беспокойность и невнимательность во время выбранных занятий, таких как чтение, рисование, игры с одногодками, постройки лего. Если да, то подозревают смешанное расстройство гиперактивности/поведения
Эмоциональное расстройство
К беспокойности и невнимательности могут привести тяжелая тревога, мания, депрессия. Есть ребенок гиперактивен и у него есть эмоциональные симптомы, более тщательно собирают историю с целью установить, что началось первым. Если сначала проявились эмоциональные симптомы, то у ребенка подозревают эмоциональное расстройство. Но если сначала были симптомы гиперактивности, то это может оказаться острым эмоциональным расстройством поверх гиперактивности.
Тики, хорея и другие дискинезии
Их можно по ошибке спутать с ерзаньем. Следует внимательно следить за движениями. Дети с тикозными расстройствами могут быть также гиперактивными, и гиперактивность может проявиться задолго до появления тиков в принципе.
Расстройства аутистического спектра
Их подозревают в случаях, когда невнимательность и беспокойность сопровождаются социальными нарушениями, ригидным и повторяющимся поведением аутистического характера, отклонениями общения, отсутствием спонтанной символической игры.
Генерализованная недостаточная обучаемость
У такого ребенка внимание и регуляция могут быть адекватными умственному возрасту, но снижены относительно его хронологического возраста. Дети с генерализованной недостаточной обучаемостью еще и гиперактивны (многие из них)
Диагностика Гиперактивности у детей:
Оценка симптомов
Внимание
Оценивают по тому, какое время ребенок продолжает чем-либо заниматься, включая рисование, чтение, игры в одиночестве или с другом
Обращают внимание на частоту переключения с одной задачи на другую или между разными деятельностями. Гиперактивные дети не могут длительное время заниматься даже интересными делами
Двигательная активность
Оценивают по тому, как долго ребенок может сидеть во время занятий, которые указаны выше в первом пункте. А также учитывают, какую долю времени он ерзает и пытается встать; как часто убегает во время семейных прогулок или в магазине.
Дифференциальная диагностика
Нормальность
Родители могут считать ненормальными невнимательность и беспокойность, которые на самом деле лежат в пределах нормы.
Ситуационная гиперактивность
Некоторые малыши гиперактивны только дома или только в детсаду. Им нельзя диагностировать гиперактивность. Некоторые исследователи всё же считают, что ситуационная гиперактивность является более легким вариантом устойчивой гиперактивности.
Поведенческие расстройства
Часто сочетаются с настоящей гиперактивностью, но иногда могут лишь имитировать ее
Дети могут проявлять отклонения только в одном месте, потому важно, сохраняются ли беспокойность и невнимательность во время выбранных занятий, таких как чтение, рисование, игры с одногодками, постройки лего. Если да, то подозревают смешанное расстройство гиперактивности/поведения
Эмоциональное расстройство
К беспокойности и невнимательности могут привести тяжелая тревога, мания, депрессия. Есть ребенок гиперактивен и у него есть эмоциональные симптомы, более тщательно собирают историю с целью установить, что началось первым. Если сначала проявились эмоциональные симптомы, то у ребенка подозревают эмоциональное расстройство. Но если сначала были симптомы гиперактивности, то это может оказаться острым эмоциональным расстройством поверх гиперактивности.
Тики, хорея и другие дискинезии
Их можно по ошибке спутать с ерзаньем. Следует внимательно следить за движениями. Дети с тикозными расстройствами могут быть также гиперактивными, и гиперактивность может проявиться задолго до появления тиков в принципе.
Расстройства аутистического спектра
Их подозревают в случаях, когда невнимательность и беспокойность сопровождаются социальными нарушениями, ригидным и повторяющимся поведением аутистического характера, отклонениями общения, отсутствием спонтанной символической игры.
Генерализованная недостаточная обучаемость
У такого ребенка внимание и регуляция могут быть адекватными умственному возрасту, но снижены относительно его хронологического возраста. Дети с генерализованной недостаточной обучаемостью еще и гиперактивны (многие из них)
Основные симптомы СДВГ
К основным признакам патологии относятся:
- Нарушение внимания. Ребенку не удается сконцентрироваться на каком-либо виде деятельности, он избегает выполнения рутинных занятий.
- Гиперактивность. Ребенок выполняет много бесцельных движений, разговаривает без остановки, имеет очень выразительную мимику.
- Импульсивность. Не умеет соблюдать последовательность действий, планировать, ждать, руководствуется только своими желаниями. У таких детей отмечается эмоциональная лабильность, то есть быстрый переход от смеха к плачу и наоборот. Они не чувствуют опасность, из-за чего часто совершают действия, приводящие к травматическим повреждениям.
Уровень интеллекта ребенка с СДВГ, как правило, соответствует возрасту или даже превосходит его. Однако, он трудно взаимодействует со сверстниками, являясь слишком навязчивым или агрессивным. Страдает эмоциональное развитие. Ребенку свойственны такие качества, как неуравновешенность, капризность, чрезмерная эмоциональность. Взрослые его часто сравнивают с другими, более послушными, детьми. В связи с этим развивается низкая самооценка, ребенок отстраняется от общества или протестует, становится агрессивным.
Синдромы гиперактивности
Уже на первом году жизни у детей с гиперактивностью наблюдается общее беспокойство, повышенная возбудимость, нарушение сна и аппетита, частые срыгивания, дрожание подбородка и рук. В возрасте от одного до трёх лет заметны повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, слабая прибавка в массе тела, некоторое отставание в речевом и моторном развитии
К трём годам обращает на себя внимание моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, импульсивность, двигательная расторможенность, упрямство и негативизм, могут проявляться задержка в овладении навыками опрятности. Все эти признаки чаще всего замечают только специалисты, родители считают их проявлениями возрастной нормы и не спешат обращаться за помощью
Наиболее явными симптомы гиперактивности становятся в дошкольные и младшие школьные годы, когда ребёнок начинает выполнять общественно полезную деятельность и постоянно находится в социуме. Тогда воспитатели, родители, учителя отмечают невнимательность, импульсивность и гиперактивность ребёнка, которые могут наблюдаться как в комплексе, так и раздельно.
Невнимательность: ребёнок плохо воспринимает обращённую к нему речь, он как будто не слышит вас, не может сосредоточиться на задании, постоянно отвлекается от него, перескакивает с одной деятельности на другую, ничего не доделывает до конца, часто теряет свои вещи. В школе невнимательность проявляется на уроках: ребёнок не слышит учителя, не может организоваться сам, постоянно отвлекается, допускает много ошибок в заданиях.
Импульсивность: не способен дождаться своей очереди в играх и в разговоре, вмешивается, прерывает их; отвечает на вопросы, не дослушав их до конца; не может дождаться вознаграждения; всегда сначала что-то делает, а потом думает, зачем он это сделал; не чувствует опасности, склонен к рискованной деятельности; показывает разные результаты в школе.
Гиперактивность: не может спокойно сидеть на одном месте, крутится, вертится, барабанит пальцами, ходит по классу или комнате, пытается куда-то залезть; часто всё время что-то бубнит или говорит; становится неуправляемым на уроках физкультуры и музыки.
Из-за этих особенностей поведения гиперактивному ребёнку сложно наладить контакты со сверстниками: он не слушает и не понимает их, не любит играть по правилам, гиперчувствителен по отношению к себе, и не чувствителен по отношению к другим.
К счастью, ребёнок растёт и развивается, его организм при правильном подходе и воспитании постепенно гармонизируется и приходит к контролируемому состоянию.