Почему у детей возникает агрессивное поведение?

Причина плохого поведения детей: генетика или воспитание?

До того как появились результаты проекта «Геном человека», у нас были бы основания предполагать, что каждая из дочерей рождалась с генетическим кодом, отвечающим за предрасположенность к трудному характеру. Люди с определенной последовательностью ДНК страдают генетическими заболеваниями вроде синдрома Дауна, и, согласно этой теории, то же самое относилось бы к плохому характеру.

Но данная модель была полностью дискредитирована: практически никто из ученых больше не верит, что существуют особые гены, отвечающие за интеллект, личностные качества или, как в нашем случае, поведенческие проблемы детей.

Насколько не вызывает сомнений тот факт, что варианты генов не являются причиной плохого поведения, настолько же очевидна важность воспитания. Проводилось множество исследований, в рамках которых ученые наблюдали за детьми с первых лет до взросления и которые показали, что поведенческие проблемы, такие как непослушание и агрессия, уходят корнями в воспитание в детстве

Отсутствие родительского тепла, враждебность и раздражение в любом возрасте делает ребенка более склонным к агрессии. Исследования доказывают, что трудные дети чаще имеют родителей, которые пытались применять к ним «силовые» методы.

Их постоянные придирки, капание на мозги — «Перестань», «Я сказал, перестань», «Я СКАЗАЛ, ПЕРЕСТАНЬ» — переходят в крик. Далее может наступить кульминация в форме физического насилия, которое, как доказано, напрямую вызывает агрессию в детстве и насилие во взрослом состоянии независимо от генов.

Короче говоря, существуют неопровержимые доказательства, что агрессивные дети с деструктивными склонностями получили эти качества в результате непреднамеренного воспитания. Их родители слишком часто полностью теряют контроль, краснеют от злости и становятся эмоционально несдержанными, как ребенок, которого они пытаются воспитывать. С большинством из нас, если не со всеми, иногда случается подобное, однако у некоторых родителей такое поведение входит в обыкновение и повторяется все чаще.

Мамы и папы ведут себя так, потому что — сюрприз! — у них самих были родители, неспособные к «авторитетному», взрослому воспитанию. Столкнувшись с нормальным избытком чувств и самовыражением маленького ребенка, они начинают реагировать с агрессией, потому что сами пережили истерики и приступы гнева родителей (у которых было то же самое, и так из поколения в поколение). Отчасти это простое подражание, отчасти — идентификация и отчасти — травма вследствие плохого обращения, когда родители кричали на них и регулярно теряли самоконтроль.

Вышеупомянутый пример матерей и дочерей, записывавших свои переживания, показал: с матерями плохо обращались в детстве, и теперь им казалось, что дочери плохо обращаются с ними. И правда, дочери действительно были трудными. Но матери не могли понять, что сами провоцировали их на агрессию, придираясь, срываясь и наказывая физически.

Проявления кризиса

Чувствую полную беспомощность. Я не могу справиться со своим ребенком.
Мы не ходим на горшок, не ходим гулять, потому как на улице у нас жуткие истерики и гулять нам не нравится. У нас нет ни одной целой игрушки, мы все поломали, я уже не покупаю ничего, потому что обидно деньги выкидывать — кубики валяются везде с оторванными картинками, сил нет их собирать…
Мы не укладываемся спать днем, а если засыпаем, то около 5 часов, потом не уложишь ночью…
Приучить его к чему-либо: к еде, порядку, к тому, чтобы не обижать свою сестренку невозможно.
Мы не слушаем колыбельных, как только я начинаю петь, он плачет и пытается убежать, книжки только рвет, сказки тоже не слушает…

Его нельзя ничем отвлечь, любые попытки переключить на какие-то другие занятия приводят к ужасной истерике, валянию по полу и разбрасыванию всего, что под руку попадется… (ЧерниКа)

Бьет всех, капризничает, ложится на пол, чуть что не так. Стараюсь не обращать внимания, приласкать его лишний раз, но бить никого не позволяю, шлепаю легонько по ручкам, а он смеется и продолжает в том же духе. (Нюша)

Без истерик не проходит ни дня. Домой с прогулки почти всегда возвращаемся волоком, валяясь по полу в подъезде… Очень неприятно, но после 10 минут уговоров приходится тащить. (Эхомама)

Проявления истерики могут быть самые разные. От демонстративного лежания на полу, криков, топанья ногами до битья окружающих, швыряния вещей и ломания игрушек. Поводов для них тоже масса, причем взрослым они часто кажутся ничтожными или абсурдными. Например, ребенку вдруг хочется молока, которого в доме нет, поздним вечером; или он хочет ехать именно на грузовом лифте, а пришел пассажирский. Подчас требования ребенка совершенно невыполнимы.

Что стоит за агрессией

Агрессивность, к сожалению, заложена в каждом организме. Способность к агрессивному поведению унаследовано нами от наших предков. Когда-то, много веков и тысячелетий назад, агрессивность была проявлением защиты от разрушающих внешних факторов, позволяла человеку приспосабливаться и выживать. 

В процессе эволюции, с развитием цивилизованного общества потребность в агрессии для выживания резко уменьшилась. Поэтому в норме агрессивные инстинкты подавлены и не проявляются. Но это в норме. В случаях, когда нервная система начинает испытывать нагрузки, психика подвергается деформации, запускаются болезненные изменения и агрессивность может выливаться наружу.

Жестокость — разновидность агрессивного поведения, проявляющаяся в виде грубого и безжалостного отношения к окружающим. Жестокость, по мнению психологов, является следствием дефицита в эмоциональной сфере, сфере общения и планирования своего поведения и предвидения последствий своих действий.

И если агрессивность как более широкий по проявлениям феномен может быть болезненным симптомом, а может и временной обратимой реакцией здоровой психики; то жестокость часто оказывается признаком какого-либо заболевания нервной системы и психики.

Вопрос психологам

Спрашивает: Ирина

Категория вопроса: Дети

06.09.2010

ТОП лучших советов психологов

Поведение девочки 13 лет (1 ответ)

Проблемы с дочерью (13 лет) (5 ответов)

Дочери 13 лет, у нее анорексия (2 ответа)

Все советы психологов (всего 421270 советов)
Получите рекомендации от лучших психологов!

Психолог онлайн БЕСПЛАТНОили обратитесь к психологу по скайп или анонимно

Хватит! Читать советы для других людей!

Получите Ваш бесплатный советпсихолога прямо сейчас

Или…
Найдите ответ на свой вопрос!В базе из 400 тысяч советов

Советы по категориям

Отношения
Семья
Секс
Дети
Здоровье
Красота и внешность
Работа, бизнес, карьера
Стресс и депрессия

Пищевое поведение
Кризисы
Зависимости
Страхи и фобии
Сон и сновидения
О смерти
Самопознание
Эмоции и чувства

Деньги
Отдых
Я и психолог
Психология и психологи
Интересно
Другое
Все советы психологов

Агрессия — отражение отношений

Очень часто агрессивное поведение является отражением тех отношений, которые малыш наблюдает в семье. Если родители часто применяют физические наказания, не надо удивляться, что ребенок не умеет общаться по-другому. Малыш знает, что мама или папа бьют его, чтобы добиться послушания. Естественно, он привыкает к тому, что если нужно что-то получить от человека, его следует ударить. Бессмысленно убеждать ребенка не отнимать, а вежливо просить приглянувшуюся игрушку у другого малыша, если вы сами только что накричали на него, отбирая, скажем, грязную палку. Со временем такие дети могут стать практически неуправляемыми, не реагирующими на просьбы и уговоры, — только на повышенный тон или физическое воздействие.

Ребенок может вести себя агрессивно из-за стремления привлечь внимание окружающих. Например, по каким-то причинам он не выделяется среди других детей умением петь или рисовать

Но если разрушить снежную крепость, которую строила вся детсадовская группа во главе с воспитателем, его непременно заметят и будут говорить о происшествии весь день. Это вам не стишки на табуретке читать! «Рецепт» здесь только один: ваши действия и слова должны постоянно убеждать малыша в том, что его любят не за что-то, а несмотря ни на что.

Получено 2 совета – консультации от психологов, на вопрос: Агрессивное поведение дочери 13 лет

Сергеева Марина Александровна

Психолог Стерлитамак
Был на сайте: Сегодня

Ответов на сайте:     Проводит тренингов:     Публикаций:

Показать контакты

Отправить вопрос бесплатно

Здравствуйте, Ирина. Мало того, что Ваша младшая дочь не является ребенком «ранним», она ещё и переживает подростковый возраст, а на фоне старшей «положительной» дочери (которую Вы наверняка приводите ей в пример) поведение девочки, которое Вы описываете, вполне объяснимо. Наверняка Вы уделяли ей в детстве больше внимания и позволяли больше, чем когда-то старшей, так? А теперь в какой-то степени «пожинаете плоды» своей любви к ней и недоумеваете, за что она говорит Вам такие слова и ведет себя настолько плохо (или неблагодарно). Из Вашего письма невозможно выяснить всё, что происходит в отношениях между вами в семье, однако кое-что можно сказать. Прошу прощения, если я поняла Вас не совсем верно, тем не менее — постарайтесь оставить в разговорах с младшей дочерью тему о том, какая хорошая старшая, чего она уже добилась в жизни и т.д. Такими примерами у подростка не вызовешь рвения поступать так же, скорее наоборот, создашь впечатление, что он ни на что не годится по сравнению со старшим ребенком. Это, в свою очередь, вызывает протест и злость, которая и выливается в грубости и «бешенстве». Поймите, подростки иногда говорят какие-то плохие и обидные для нас вещи не потому, что действительно не любят и не уважают нас, а потому, что не способны ещё нормально выразить свои чувства и мысли и потому, что их переполняет какая-то обида. Перестаньте её на время «воспитывать» — говорить о том, что такое хорошо и что такое плохо, уверена, что Ваша дочь и так знает эти нормы, ей все же уже целых 13 лет. Иногда, даже когда сильно хочется сказать, что она должна замолчать, сами стисните зубы и промолчите в ответ на её грубости. Поведите себя не так, как ведете всегда в ситуации споров и ссор с ней. Посмотрите на её реакцию. Она, как минимум, удивится, и присмиреет. Выберите момент и поговорите о том, каких взаимоотношений в семье хочет она, что её не устраивает, чего ей не хватает. Только постарайтесь не «цепляться» к её словам и не переходить в процессе разговора к обвинениям и воспитанию, просто послушайте, понаблюдайте, спросите, можете ли Вы ей помочь в каких-то её проблемах. И ещё — если у нее есть среди Ваших родных и знакомых человек, чье мнение для нее авторитетно, попросите этого человека путем рассказа о ком-то другом в разговоре с дочерью донести до нее какую-то важную мысль.

Старайтесь понимать другу друга, общаться и не обижаться на дочь, которая «довела все семью». Ведь ей тоже нелегко, думаете, она не переживает из-за своего поведения?

Проблемы с дочерью (13 лет) (5 ответов)

Хороший ответ4Плохой ответ1

Меры предосторожности

Правильно реагируйте на агрессию ребенка, не наказывайте, не кричите на него в ответ

  1. Почаще общайтесь с малышом, интересуйтесь тем, что у него на душе, спрашивайте, что его беспокоит.
  2. Старайтесь повышать самооценку ребенка, хвалите за его достоинства.
  3. Постарайтесь оградить ребенка от просмотра агрессивных программ, телепередач, фильмов.
  4. Всегда интересуйтесь мнением малыша, совместно принимайте решения.
  5. Если наказываете ребенка, делайте это правильно. Помните о том, что оба родителя должны быть солидарными в определении запретов.
  6. Не запрещайте малышу проявлять свои негативные эмоции. Научите правильно это делать.

Важно понимать, если ребенок ведет себя агрессивно, значит, что-то этому предшествовало. Недопустимо кричать на малыша, наказывать его за агрессивное поведение

Важно разобраться с первопричиной возникшего состояния. Помните о том, что иногда именно поведение родителей влияет на возникновение агрессии у детей. Если самостоятельно не удается разобраться с происходящим, обращайтесь за помощью к детскому психологу.

Агрессивное поведение подростков: что делать?

На тему повышенной эмоциональности подростков существует множество фактов и еще больше вымыслов. С позиции здравого смысла взрослым все понятно — всему виной гормональный дисбаланс и перестройка. Тогда почему же вполне взрослые мамы и папы не всегда могут справиться с подростками?

А попробуйте поставить себя на их место! Твое тело, про которое ты все знал еще вчера, которым вполне был доволен, начинает резко меняться. Руки длинные, одежда толком не сидит, на лице появляются прыщи, голос — и тот тебя предает. Тебя окружают сплошные истерички и психи (ведь все их окружение переживает те же изменения, что и они сами, то есть подростки постоянно находятся в довольно взрывоопасной обстановке). Ну и, конечно, родители не понимают.

Психологами проводились исследования, в результате которых было выявлено, что эмоциональные реакции, которые для взрослых были бы симптомом болезни, для подростков — норма. Вы представляете, как им тяжело? Чем же мы можем помочь своим любимым детям?

  1. Будет замечательно, если вы сможете показать ребенку, что испытывать разные эмоции — это нормально. Приводите в пример себя или родных. Донесите до него, что бывают удачные и неудачные дни, и настроение может быть разным. «Но мы же любим друг друга в любом случае. Ты, главное, не молчи, приди — и мы поговорим».
  2. Помогут методы контроля гнева. Побить подушку, постучать по боксерской груше, принять душ, взять мячик-антистресс. Еще отличный метод — «вилами на воде писано». Он прост: водить пальцем по воде, описывая все свои грусти и обиды. А потом воду спустить, она выльется и унесет с собой все переживания.
  3. В этом возрасте появляется потребность в адреналине. Помогите ребенку найти такое занятие: вместе летайте в аэротрубе или займитесь картингом, катайтесь на сноуборде или прыгайте с парашютом — ребенок будет вам благодарен.
  4. Расскажите ему о том, как вы боретесь со стрессом. Алкоголь и сигареты не в счет! Быть может, ваш опыт будет ребенку полезен.

Защита от окружающего мира

Некоторые дети используют агрессию в качестве защиты от непредсказуемого и враждебного окружающего мира, исходя из того, что лучший способ обороны — это нападение. Такое поведение свойственно детям, чьи родители не имеют четкой стратегии в воспитании и могут по-разному оценивать поступки своего чада в зависимости от настроения, наличия рядом посторонних и т.д. Малыш знает, что от людей можно ожидать всего, чего угодно, поэтому ведёт себя агрессивно «на всякий случай».

Мише 2,5 года, он очень подвижный ребенок и иногда обижает своих «коллег» по песочнице. Но вот он набегался, успокоился и сидит на корточках, ковыряя песок лопаткой. Какой-то мальчик случайно задевает его руку, и лопата резко дергается вверх, осыпая детей песком. Мишина мама, не особенно вникая в детали происшествия, даёт сыну несколько профилактических шлепков. Миша начинает громко реветь, и мама сразу же берется его успокаивать, гладя по голове. Вроде бы конфликт исчерпан. Но через некоторое время мама тянется к Мише, чтобы поправить ему воротничок, а он опасливо встаёт в оборонительную позу и бьёт её по руке. Откуда ему знать, принесет мамина рука шлепок или ласку?

Про коммуникацию: — «не выполняет мои просьбы»

Важно, какого рода просьбы она не выполняет. Связанные с коллективными обязательствами — это одна история

Или вы делаете ей просьбы (советы) на счет нее — то немного другая. Например, если у нее есть обязанность перед семьей пылесосить квартиру по пятницам, (раньше она это делала, а сейчас только после того, как вы на нее вскрикните), то хорошая стратегия снова поднять разговор о ценности обязательств и о том, что другие члены семьи тоже для нее что-то выполняют и без этого ей будет значимо тяжелее справляться. Если она не убирает свою комнату, это вопрос того, кто согласно ценностям, принятым в семье, отвечает за комнату — ребенок или родитель. Если родитель, то он же и выбирает степень убранности комнаты, а исполнитель этой убранности — ребенок (или сам родитель, или иногда уборщица). Если комната ребенка — его комната, то степень убранности выбирает он, другие дают советы, но совет всегда можно не учесть при принятии финального решения, на то он и совет, а не приказ (за неисполнение которого следуют санкции). В подростковом возрасте высоковероятно такое, что ребенок постарается (осознанно или нет) сделать свое своим и проверить «границы», что на самом деле его (он решающая инстанция), а в чем он исполнитель. Одеть тапки из той же серии — кто и в чем отвечает за заботу о здоровье ребенка? Если и по вашим, и по своим представлениям — она, то ей и решать, когда каким элементом одежды утепляться и какого совета слушаться, а какой пропустить. Если и по вашим, и по своим представлениям — вы, то она бунтующий исполнитель, возможно, готовящий «переворот» власти в этом вопросе. Если по вашим представлениям — вы, а по ее — она, то это будет предполагать, большое количество словесных конфликтов. Каждый из которых не будет означать нелюбовь, неблагодарность или неуважение к вам.

— «постоянно дерзит»

Здесь имеет значение, она «нападает» или «защищается». Если «нападает» — это должно проявляться, что она входит в комнату и говорит вам первая какую-нибудь обидную гадость, например, что вы ей что-нибудь должны поверх того, что уже даете. Если «защищается», то это предполагает, что она говорит вам что-то, что вас расстраивает после того, как вы что-то сказали ей. «Защитные» выпады указывают с большой вероятностью на то, что негласно встали вопросы власти и ответственности, о которых я начала говорить выше.

— не проявляет «благодарности ко мне и к мужу»

Для кого-либо осмысленного комментария по этому вопросу требуется больше деталей. Что раньше она делала, что вы чувствовали ее благодарность и чего сейчас не делает, что переживается вами как неблагодарность?

— «огрызается и очень агрессивно себя ведёт»

Это тоже может дублировать уже поднятую в пунктах выше тему власти и ответственности, а также «защитных» и «нападающих» выходок.

«Скажите мне, как психолог, это вообще нормально?»

Нормально, но от вас как от родителя еще многое потребуется, чтобы разрешить эту ситуацию конструктивно. В детской психологии распространено представление, что отношения ребенка и родителя проходят стабильные и кризисные участки. В моменты кризисов должна произойти перестройка отношений, способов взаимодействия. И подростковый возраст — это вне сомнения один из самых трудных переходов. Если у вас с вашими родителями этот этап прошел гладко и незаметно для вас (такое тоже возможно), на основании этого не стоит ожидать, что с вашей дочкой должно обязательно получиться также. Вы другая, чем ваши родители, а ваша дочка другая, чем вы.

Если у Вас остались вопросы, готова обсудить их с Вами на консультации в Скайпе или очно.

Что означает агрессия ребенка в разном возрасте

3 года. В этом возрасте агрессия для ребенка — это протест против власти взрослых. Если его наказывать, то он станет еще более агрессивным, но и не стоит быстро сдаваться и потакать его прихотям, так как он поймет, как добился желаемого результата, и такое поведение закрепится у него надолго. Не стоит забывать, что данный возраст для детей является кризисным и имеет свои особенности.

4–5 лет. В этом возрасте ребенок уже может контролировать свои эмоции, он уже способен отличить, что можно делать, а чего нельзя.

5–6 лет. В этом возрасте агрессия — это уже специфическая форма взаимоотношений ребенка с окружающими.
Вполне естественно, что мальчики чаще проявляют агрессию, чем девочки. Согласно сформировавшимся в нашем обществе стереотипам, мужчина должен быть сильным и умеющим за себя постоять, то есть «крутым». Неагрессивные дети в школе и детском саду уже воспринимаются как редкость. Приходится родителям учить своих детей ,чтобы давали сдачи, поскольку иначе они просто не смогут «вписаться» в «мужское общество», в котором одной из основных ценностей является умение постоять за себя. Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться «белыми воронами» и изгоями среди одноклассников или друзей во дворе.

Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Нередко агрессивные реакции детей бывают обусловлены установками, предрассудками и системой ценностей значимых для них взрослых. Например, дети из семей, в которых отношение к людям зависит от их положения на иерархической лестнице, способны сдержаться, когда их отчитывает учитель, но нахамят уборщице, гардеробщице или дворнику. Хорошо, когда в семье финансовое благополучие. Но если члены семьи измеряют все количеством денег, их дети начинают неуважительно относиться ко всем, кто зарабатывает мало. Это проявляется в вызывающем поведении в школе, в демонстративном пренебрежении по отношению к учителям.

Детям, особенно подросткам, свойственно делить всех людей на «своих» и «чужих». К сожалению, это нередко приводит к откровенной агрессии против «чужаков». Дети, как губка, пропитываются всем, что можно назвать «семейными установками». Именно поэтому очень тревожит факт агрессивного поведения детей, вызванного расовыми предрассудками или расовой неприязнью.

В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Дети нуждаются в коррекции агрессивности, поскольку она искажает их представление о реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение к себе.

Ужасные дети — в четырех поколениях одной семьи

В начале XX в. одна мать считает свою новорожденную дочь некрасивой. Чтобы скрыть ее некрасивость от взоров гостей — и собственного — она часто прикрывает ее лицо накидкой. Мать, выросшая в скромной семье и вышедшая замуж за представителя верхних слоев среднего класса, боится социального унижения.

Позже она говорит своей «некрасивой» дочери, что та не найдет себе мужа, и жалуется в дневнике: «Что я сделала не так, что моя дочка не имеет успеха в обществе и не располагает к себе?».

Десятки лет спустя в старости дочь напишет о себе: «Грустная правда в том, что, признаюсь, я жила и продолжаю жить в мире воображения, я не выношу реальность». На реальный мир набросили накидку.

Предполагаемая некрасивость младенца (девочка родилась недоношенной, с маленьким весом) является проекцией чувства неполноценности и социальной непривлекательности самой матери. Это тот случай, когда ребенку приписывают нежелательные ощущения родителя, перенося на внешность ребенка собственную социальную непривлекательность («Я в порядке, ты — нет»).

В 1940-х дочь сама становится матерью. В свою очередь она пишет, что одна из ее дочек «была невозможна. Она кричала и орала, пока не получала того, чего хотела. Она шумела и не контролировала себя с рождения и до подросткового возраста». Женщина пишет об этой девочке так, как будто та мучила и тиранила ее. Мать считает, что проблема в девочке.

В 1970-х у «невозможной» дочери рождается собственная дочь. Позже женщина напишет, что дочка ненасытна, постоянно кричала в младенческом возрасте и была «очень трудным» ребенком и подростком. Как и ее предшественницы по материнской линии, мать считает, что причина сложного характера в самой девочке и не связана с тем, как она обращалась с ней.

В 2013 г. эта «девочка» написала мне по электронной почте письмо о своей семилетней дочери. Та ужасно капризна, не переносит попыток матери следить за ее нарядами, питанием, своевременным посещением школы (если ребенок вообще ходит в школу). Ежедневные приступы гнева похожи на детские истерики, во время которых девочка царапает и бьет мать. Дочь тиранит маму, говорит ей, где встать, нападает на нее с заднего сиденья автомобиля, отказываясь идти в школу пешком.

Четыре матери одна за другой страдали от собственных дочерей, трое из которых были маленькими тиранами. История повторялась из поколения в поколение по материнской линии. С помощью какого механизма она передавалась?

Возрастные особенности

Ребенок в год уже может проявлять признаки агрессии. Например, в ситуации, когда мама отказывается брать его на руки.
У малыша двухлетнего возраста могут отмечаться неконтролируемые вспышки агрессии. Нередко такой ребенок подобным поведением пытается добиться желаемого или увидеть, как будут реагировать взрослые. В таком возрасте агрессия нередко проявляется укусами.
Ребенок в 3 года уже разнообразнее проявляет свою агрессию, он может бросаться игрушками, толкаться, царапаться, впадать в истерику, плеваться. Подобное поведение может быть обусловлено, как попыткой достичь желаемого, так и быть способом заявления о своей самостоятельности, нежеланием от кого-то зависеть.
В 4 года ребенок уже пытается контролировать свои эмоции, понимает, что за агрессивное поведение может быть наказан, ведет себя более спокойно, сдержано. В такой период агрессия может проявляться однообразно, бросанием игрушки или стуком кулака по столу. Зачастую подобное явление отмечается, как знак протеста.
В пятилетнем возрасте мальчики могут прибегать к физической агрессии, а девочки – к словесной. Причин подобного поведения может быть множество.
Шестилетние дети уже умеют контролировать себя, высказывать агрессию выборочно, могут направлять свою злость на тех, кто слабее

Основной причиной подобного поведения в этом возрасте может быть недостаток внимания взрослых, наличие ассоциального окружения.
В жизни ребенка семи лет происходят перемены, он впервые приходит в школу, попадает в новое окружение
Нередко это становится причиной появления агрессии, особенно если имеет место конфликт между одноклассниками или отсутствует понимание с учителем.
Если в 8 лет ребенок все еще ведет себя агрессивно, то важно обратить внимание на то, какие фильмы, программы по телевизору он смотрит, во что он играет. Возможно, ему нравится злодей, которого он пытается копировать
Потребность в агрессивном поведении может обуславливаться и дефицитом родительского внимания.
Девять – десять лет

Причиной возникновения агрессивного поведения может быть протест против ограничения личного пространства, ответ на запреты, недостаток родительской любви, ревностное отношение к младшей сестре или брату, просмотр жестоких фильмов, компьютерных игр, проблемы со сверстниками.
Подростковый период. Подростки нередко прибегают к агрессии, причем к таким ее формам, которые могут быть неприемлемыми со стороны общества. Обуславливается подобное поведение зачастую серьезным гормональным всплеском, непониманием перемен, происходящих с телом, наличием внутреннего дискомфорта.

Классификация

Аутоагрессия — агрессия, направления на себя

Различают:

  • экстравертную агрессию — нередко отмечается у дошкольников, еще не способных контролировать свое эмоциональное состояние, также возможно у деток с патологическими отклонениями в деятельности нервной системы;
  • интровертное (скрытое) — может обуславливаться страхом насилия, наказания, угнетающим стилем преподавания или воспитания в семье, отсутствием близости с родными или наличием психотравмы. Может развиваться у деток, начавших ходить в школу, также у подростков. При этом большинство окружающих будет видеть в таких детях уравновешенных, спокойных индивидов. Но в определенном социальном кругу такой малыш может вести себя грубо, проявлять свою агрессию и злость (например, в уличной компании, среди одноклассников, в социальной сети). Вырастают такие дети, как правило, манипуляторами и лицемерами. Проработать подобное состояние под силу только психологу, совместно с родителями.

На основании того, на кого направлена агрессия, различают:

  • гетероагрессию — под ее влияние попадают другие люди;
  • аутоагрессию — ребенок направляет всю свою агрессию на самого себя. Нередко отмечается в подростковый период.

В зависимости от причин:

  • спонтанная агрессия — обусловленная внутренними импульсами;
  • реактивная — отвечает на внешние провоцирующие факторы.

На основании формы проявления:

  • вербальная — путем высказываний, слов;
  • экспрессивная – агрессия проявляется посредством мимики, интонации, позы, жестов;
  • физическая – с использованием физической силы.

В зависимости от типа темперамента ребенка его агрессивное поведение может проявляться по-разному:

  • сангвиники – зачастую прибегают к словесному выплескиванию агрессии;
  • меланхолики – посредством истерики и слез;
  • флегматики – ведут себя скрытно;
  • холерикам присущи различные способы проявления агрессии.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: