Родители друга запретили со мной общаться

Как можно научить ребенка дружить?

И снова я не буду оригинальной: все начинается с семьи! 

Как общаются друг с другом члены вашей семьи? 

Активное слушание, я-сообщения, уважение к собеседнику, к его потребностям, к его границам. 

Когда все это есть в семье, когда ребенок растет в атмосфере здорового взаимодействия между самыми близкими людьми, он напитывается этим и приносит в социум. 

Что в семье происходит с эмоциями? Как вы их выражаете? Умеете ли обращаться с ними? 

Когда у ребенка развит эмоциональный интеллект, тогда и в социуме он чувствует себя более уверенным.

Это происходит хотя бы потому, что к таким людям (эмоционально здоровым) тянутся другие люди. 

Компания в чате, поговорить не с кем и «друг напрокат». Можно ли сегодня дружить по-настоящему?

И, конечно, читайте с детьми книги, смотрите фильмы. Во всех детских историях есть сюжеты про дружбу, про приключения друзей. Вспомните «Каникулы Петрова и Васечкина». А «Гостья из будущего»? В начальной школе самое время читать истории Владислава Крапивина (у младшего сына любимая «Трое с площади Карронад»), в средней — «Два капитана» Каверина. Ну, а подростки будут зачитываться Ремарком. 

Мы живем в мире, где на смену теплому личному общению приходит не менее теплое общение в сети. Вот только, когда мы дружили лично, нам приходилось разрешать конфликтные ситуации (куда без них?). Теперь есть кнопка «заблокировать». Сокращается количество взаимодействия, неумолимо съедается время, проведенное с друзьями, мы закрываемся в своих скорлупках. А дети растут. Растут и развиваются рядом с нами. И отражают то, что делаем мы. И здесь самое время задать главный вопрос: а что с друзьями у вас?

Карманные деньги и возможность зарабатывать

У детей, особенно у подростков, должны быть карманные деньги

Им важно иметь возможность что-то купить, угостить друзей — у них так принято. Не каждый может попросить их у родителей, многим просто неловко

Отсутствие карманных денег может подтолкнуть на воровство. Как этого избежать? Либо давать ребёнку какую-то небольшую сумму, либо придумать, как он может эти деньги заработать. Во все времена желающий найти работу её находил. Моя семья жила скромно, и я пошёл подрабатывать на рынок грузчиком, чтобы иметь собственные деньги. Сейчас есть возможность зарабатывать с помощью интернета.

Найти подработку могут помочь и родители. Один мой знакомый поручил дочке за определённую плату делать в интернете рассылку объявлений о приёме на работу для большого круга лиц. Она с удовольствием этим занималась, в итоге и отцу помогала, и зарабатывала. Такая практика кажется мне очень верной: ребёнок приучается к мысли, что прежде чем что-то получить, надо потрудиться. Если же подросток получает деньги от родителей просто так, ему будет казаться, что они ничего не стоят — и такое отношение сложится не только в отношении своих денег, но и в отношении чужих.

Хрупкий баланс

Как и любые крайности, гиперопека и её противоположность – полное отсутствие контроля – чреваты проблемами как для ребёнка, так и для родителей.

Статья по теме

Ругать запрещено. Психолог о том, как бороться с вредными привычками детей

«Границы — одна из базовых наших потребностей. Они необходимы детям, без них, как ни странно, возрастает тревога и неуверенность. Поэтому правила в семье нужны. Дети — не наши друзья, им нужна иерархия. где они не наверху, а внизу, а родители для них — и авторитет, и опора. Другая грань — гиперконтроль — тоже опасна. Если речь идет о подростках, то зачастую те, кому совсем нет свободы самовыражения, начинают выражать себя опасными методами: наркотики, деструктивное поведение. Подростковый возраст — период, когда ребенок должен понять, кто он и что он. А задача родителя ему в этом не помешать», — говорит семейный психолог Анастасия Менн.

Специалист отмечает, что целью родителей должно быть выстраивание доверительных отношений с ребёнком, чтобы он сам хотел делиться со взрослыми подробностями своей жизни.

«Если очень пугает, что подросток от вас отделяется и сейчас ему интереснее проводить время с друзьями (что нормально) — вспомните о себе, о своих забытых интересах, о своих отношениях

Может это звучит странно, но сейчас важно ослабить тетиву, отпустить своего подростка, он стоит на пути взросления и надо ему в этом не помешать», — советует психолог


«Нет, я сказала». Почему ребёнок не прислушивается к запретам
Подробнее

«Приведу усредненный пример из моей практики. Семья была очень включена в учебу и дополнительные занятия ребенка, вместе писали доклады, вместе участвовали в олимпиадах, родители даже говорили о ребенке «мы»: «мы выиграли турнир», «мы закончили четверть» и т.д. И эта ситуация оставалась более-менее стабильной долгие годы. Но вот в подростковом возрасте грянул кризис: родители уже ждут от ребенка самостоятельных решений и желаний, устали и выдохлись, хотят наконец-то заслуженного отдыха – «ведь мы уже столько в него вложили». Однако ребенок ощущает себя совершенно неготовым к этой свободе, она пугает, к тому же часто он или она обнаруживает, что сверстники к этому времени уже прошли какой-то путь, освоили эту «самостоятельность», и приходится их догонять. Часто это выливается в хроническую апатию у подростка – «ничего не хочу», — предупреждает о последствиях гиперконтроля преподаватель курса по детской психологии Елена Трушина.

Что делать, если вы вдруг поняли, что чрезмерно опекаете ребёнка или, напротив, «запустили» его? Специалисты утверждают: резкая смена линии поведения только навредит.

«Родители решают внезапно поменять существующую систему, буквально с завтрашнего дня пытаются начать новую жизнь, «взяться за ребенка» или наоборот оставить все попытки помочь – «пусть делает что хочет». Оба этих сценария, как правило, имеют преимущественно негативный эффект, тогда как постепенные изменения «маленькими шагами», позволяют ребенку самому брать на себя все увеличивающуюся ответственность», – говорит Елена Трушина.

Читать или не читать

Статья по теме

Детство в Сети. Как обезопасить ребёнка в Интернете

Когда речь заходит о границах контроля, перед родителями встаёт вопрос: можно ли читать переписку своего ребёнка с другими людьми в соцсети и в целом следить за его поведением в Интернете.

«Если говорить о частной переписке, это одно, а если о публичном пространстве, то другое. Сами по себе социальные сети – не приватное пространство, это своего рода «улица». Нормально, что родители хотят знать, где и с кем ребенок гуляет, и нет ничего зазорного в том, что мы спрашиваем, интересуемся, можем даже выйти на улицу или посмотреть из окна, с кем и где он, в данном же случае – добавиться к нему в друзья и периодически просматривать страничку. Если же речь о частной переписке, то от ее чтения, скорее всего, нужно воздержаться, особенно если человек уже достаточно взрослый», — говорит специалист по семейным отношениям, старший преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института Владимир Якунцев.

Вместе с тем специалист советует родителям интересоваться, с кем общается ребёнок.

Преподаватель Елена Трушина советует родителям поговорить с ребёнком о правилах безопасности в Интернете: предупредить его, что не стоит вступать в переписку с подозрительными людьми и тем более отправлять им свои фотографии. Ребёнок должен знать, что его рассказ о проблемах не вызовет немедленного осуждения со стороны родителей

Также важно на своём примере научить его неприкосновенности границ: стучаться при входе в комнату, не читать переписку, не обыскивать вещи

«Самое важное, что можно сделать для защиты своего сына или дочери — информировать, быть рядом, поддерживать, уважать. Возможность контролировать жизнь ребенка будет исчезать с каждым годом, такой контроль будет требовать все больше ресурсов и санкций, истощать и разочаровывать, тогда как ваши отношения, ваша любовь будет служить вашему сыну или дочке защитой в течение всей жизни», — резюмирует специалист

Популярное за 7 дней

Как поступить, если грех, который был исповедан, продолжает беспокоить совесть?
10.05.21 15:48

Женщина может спасти, а может погубить
16.05.21 08:51

Религиозная живопись Виктора Васнецова
11.05.21 14:00

Свт. Игнатий (Брянчанинов): 11 фраз о любви
13.05.21 12:47

Состоялось первое в 2021 году заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви
12.05.21 13:01

Какой возраст считается самым лучшим?
13.05.21 10:04

Молитва Архангелу Уриилу. Почему он помогает учащимся?
12.05.21 09:48

Радоница. Смысл поминовения и советы святых, как молиться
10.05.21 18:16

Синод поручил КДА провести мероприятия, посвященные соборности Церкви
12.05.21 14:22

Красота Святогорской Лавры
13.05.21 14:50

Воровство как наркотик

Сталкиваясь с романтизацией преступников в массовой культуре, подросток верит, что нет ничего плохого в том, чтобы легко достигнуть своих целей. Не получается добыть айфон честным путём — значит, можно отобрать у другого. Если в первый раз всё получается и кража сходит с рук, у него начинается эйфория, он ощущает вседозволенность.

Сейчас есть много людей, которые, чтобы пощекотать себе нервы и ощутить всплеск адреналина, прыгают с парашютом, лезут на крутые скалы, занимаются экстремальными видами спорта. Воровство сродни всему этому. Постепенно оно становится своеобразной зависимостью, болезнью. Профессиональный вор может быть очень состоятельным человеком, которому нет нужды воровать, но он всё равно идёт и крадёт — не потому, что ему нужны деньги, а чтобы ощутить опасность, пощекотать нервы. Это для него как наркотик, он не может без этого. Ребёнок, если его не остановить вовремя, может тоже прийти к такой зависимости. С одной стороны, он самоутверждается, показывает, насколько крут, с другой — ощущает эйфорию от пережитого всплеска адреналина. Именно поэтому так опасно, если ребёнок крадёт безнаказанно. В таких ситуациях надо бить во все колокола, потому что человек пропадает.

Как выстроить общение свекрови с ребёнком

Если поведение бабушки в той или иной степени вредит внуку, то нужно, прежде всего, придерживаться общих правил выстраивания отношений:

  • обязательно проговорить свои претензии — дипломатичный, вежливый разговор со взрослым и сознательным человеком, например, относительно того, что у мамы и у бабушки разный уровень авторитета, что слово мамы — закон, который нельзя нарушать для демонстрации «своей любви», обязательно возымеет свои плоды;
  • ограничить время общения, если разговоры не помогают (например, раз в неделю, раз в две недели), но чтобы окончательно не испортить отношения, границы общения с ребёнком нужно чётко аргументировать («я против более частого вашего общения, потому что…»);
  • стараться несмотря ни на что относиться к свекрови уважительно — при встрече здороваться, интересоваться здоровьем и т. п. (это нужно прежде всего вашему ребёнку, который должен видеть, что его мама — взрослый воспитанный человек, умеющий держать себя в руках при любых обстоятельствах);
  • не воспитывать ребёнка при бабушке, не давать ей лишний повод думать о невестке как о дилетанте в воспитании детей.

Для более детального определения рамок общения ребёнка с бабушкой нужно отталкиваться от стратегии поведения при конкретных причинах негативного влияния на внука.

Разговор начистоту с обсуждением и обоснованием условий общения с внуками — первый шаг на пути к выстраиванию отношений между невесткой и свекровью

При выстраивании стратегии и тактики поведения в отношении свекрови нужно отталкиваться от причин неблагоприятного влияния бабушки на ребёнка.

Попытка вернуть потерянные позиции в жизни сына

Иногда свекровью двигает желание вернуть утраченные позиции. До появления в жизни сына жены она была главной женщиной. У сына появилась семья — роли сместились. Рождение внука воспринимается ею как сигнал к возможности восстановить свои позиции, ведь у неё «огромный опыт по воспитанию детей». В этом случае стоит:

  • переключить активность свекрови в нейтральное русло (например, увлечь её ведением блога по кулинарии, путешествиями);
  • проявить выдержку и терпение, дипломатично объяснив, что вы благодарны ей за такого замечательного сына, но ваша семья — это ваша территория.

При общении бабушки с внуком следует организовать встречи так, чтобы около 2/3 из них вы проводили втроём

Здесь важно показать, что причина не в том, что вы не доверяете, а в том, что хотите проводить время с ребёнком. Да и против общения с бабушкой тоже ничего не имеете, ведь ребёнку важно видеть, что его все любят

С самого начала организовывайте ваши встречи так, чтобы вы всегда были рядом, так можно минимизировать неправильные действия бабушки по отношению к ребёнку

Способ борьбы с собственным одиночеством

Когда сын отделился и стал жить своей семьёй, его мать может чувствовать свою ненужность. Внук — это шанс снова стать востребованной. Для снижения накала ситуации стоит:

  • регулярно интересоваться делами свекрови, например, звонить раз в неделю;
  • советоваться по мелочам — вопрос о количестве корицы в тесто для булочек не подорвёт вашу веру в себя, а одинокой пожилой женщине будет приятно почувствовать себя значимой.

Внука тоже нужно приучить звонить бабушке

Здесь важно контролировать содержание разговора: если начались вопросы и комментарии из «списка претензий», диалог стоит прервать, например, обыграть ситуацию внезапного визита одноклассника или сослаться на необходимость собираться на логопедическое занятие

Побуждайте ребёнка звонить бабушке по телефону: свекрови это приятно, к тому же немного компенсирует общение «вживую», а вы можете незаметно контролировать ход беседы

Компенсация недостатка внимания к собственным детям

Свекровь в своё время могла уделять своим детям время гораздо меньшее, чем ей бы хотелось. Причины могут быть разные: необходимость работать или руководящая должность, когда на семью просто не остаётся времени. Но теперь она чувствует себя вполне свободной, чтобы уделить максимум внимания своим внукам. В этом случае, кроме попытки найти для свекрови занятие по вкусу, можно направить её неуёмную энергию в нужное русло: пусть водит ребёнка на кружки, секции, в театр, в цирк и пр.

Многие бабушки с удовольствием гуляют с внуками, а мама в это время может спокойно заняться хозяйством

Почему невестка препятствует общению бабушки с внуком

Какие же основные претензии могут быть у невестки к маме мужа в контексте её взаимоотношений с внуком? Психологи выделяют три основные причины, по которым свекровь ограничивают в общении с наследником:

  • навязчивое вмешательство в модель организации быта (одеть ребёнка потеплее, накормить поплотнее — «полезно всё, что в рот полезло»);
  • подрыв авторитета мамы и папы в глазах ребёнка, например, разрешением того, что запрещают родители («Как нельзя сладкое? Это же питание для мозга! Пойдём в магазин — купим шоколадных конфет»);
  • вовлечение ребёнка в деятельность, которая может угрожать его здоровью, физическому или психологическому (например, походы с внуком на собрания секты или проведение закаливающих процедур без согласия родителей) – в этом случае вопрос общения нужно ставить однозначно, то есть либо по вашим правилам, либо никак.

Часто невестка препятствует общению ребёнка с бабушкой по отцовской линии из-за личной обиды на мужа, на его маму

Такая модель поведения свекрови чревата:

  • мелкими, а иногда и крупными ссорами жены и мужа — подсознательно свою раздражительность на родственницу женщина переносит на супруга;
  • тревожностью у малыша — опровергая своими поступками авторитет родителей, свекровь порождает сомнения у ребёнка относительно того, кто в семье главный;
  • тенденцией внука к манипуляции окружающими — он учится получать то, что хочет, играя на противоречиях между взрослыми (в 99% случаев уже к подростковому возрасту такой ребёнок становится хитрым и расчётливым);
  • инфантильностью взрослого человека, выросшего под гиперопекой бабушки.

Обстоятельства выбора модели отношений со свекровью

Разбираясь в этом вопросе, нужно принять во внимание два важных момента:

  • Свекровь, несмотря на всё недопонимание в отношениях с невесткой, любит своего внука, а он любит бабушку, поэтому они имеют право общаться.
  • Статус отношений мамы ребёнка с мужем. Если пара в разводе, и ребёнок живёт с мамой, возможно, отношения с отцом разладились, тогда желание женщины оградить ребёнка от влияния «этой семейки» вполне очевидно: свои обиды, боль она проецирует на малыша. Однако здесь надо руководствоваться не своими чувствами, а желаниями и ощущениями сына/дочери. Иными словами, если бабушка с большой любовью и заботой относится к ребёнку, не подрывает авторитет мамы ненужными, а порой и непонятными малышу разговорами о разрыве родителей, то стоит абстрагироваться от своих переживаний, перестать опосредованно навязывать их малышу и разрешить встречи с бабушкой. Иначе велик риск того, что в старшем возрасте наследник не раз припомнит маме, что она лишила его полноценной семьи.

Тем более, право родственников на общение с ребёнком защищено законом — статьёй 67 Семейного кодекса Российской Федерации.

Даже если родители в разводе, ребёнок имеет право на общение с бабушкой и дедушкой по отцовской линии

Есть и иной случай: пара в браке, но у мамы и папы разный взгляд на присутствие в жизни ребёнка бабушки — муж считает закономерным желание бабушки проводить время с внуком, жена по вполне обоснованным причинам придерживается противоположного мнения. В этом случае конфликтов не избежать. Поэтому нужно сначала прийти к консенсусу между собой, а затем обсуждать условия общения бабушки с внуком.

А может быть и так, что и отец, и мать малыша придерживаются одного мнения относительно степени близости своего чада с представительницей старшего поколения. И здесь хотя бы не будет противоречий в отношениях мужа и жены. Осталось только конкретизировать, как выстроить взаимодействие бабушки с внуком.

Что происходит в современном мире?

Во дворах дети практически не гуляют. В школу — на машине или в сопровождении взрослого. Из школы забирает бабушка или няня и бегом-бегом на кружки-секции. 

После того, как ребенка «дополнительно развили», его везут домой, где кормят и сажают за уроки. Встреча со сверстниками в неформальной обстановке — это в лучшем случае день рождения ребенка (даже не буду начинать тему того, как родители изощряются и превращают обычные семейные торжества в походы в клубы, где их чада отрываются по полной — с аниматорами). 

Когда ребенок подрастает, схема остается прежней, но исполнение становится самостоятельным (хотя бывает очень по-разному, конечно). 

Ну, а дальше вуз или колледж. И вот здесь, если очень сильно повезет, можно еще успеть обрести друзей. Но должно совпасть много факторов. 

«Со мной никто не хочет дружить». Как помочь ребенку найти друзей и уберечь его от плохой компании

Все, что я описываю, я знаю не понаслышке. Мои старшие дети прошли этот путь. 

У старшего сына первый друг появился в восьмом классе, и, спустя год общения, его семья эмигрировала из страны (они до сих пор общаются, но в сети). В старшей школе появились и друзья, и дружный класс. Но там была просто невероятная классная руководительница. Еще и я вписалась в эту историю в качестве председателя родительского комитета. 

У дочери с друзьями в школе было получше, но ни разу за одиннадцать лет учебы в четырех школах не было дружного класса. Был намек на дружный коллектив в начальной школе, и учитель была лучшая из лучших, но там скорее дружили взрослые, а не дети. 

Дочь нашла свою компанию в восьмом классе, вне стен школы. Я практически заставила ее прийти на организационное собрание в школу юного психолога МГУ. Делала это я именно потому, что больше не могла смотреть, как моя яркая и активная дочь чахнет посреди той разрухи, которая творилась в школе (я на родительском собрании услышала выяснение отношений между двумя родительницами по поводу того, что один ребенок порезал другого ножом для резки бумаги). К занятиям в МГУ дочь добавила участие в жизни школьного самоуправления округа. Одним словом, нашла рыба воду почище. 

Другие опасности

Невозможно защитить детей от всех бед на свете. Опасность может прийти откуда не ждёшь. Чтобы предупредить неприятности, нужно знать круг общения детей. Однако в современном мире и этого мало: сейчас дети общаются в соцсетях, на различных сайтах, и следить за таким общением намного сложнее. Мы все помним шумиху вокруг сообщества «Синий кит», которое призывало подростков совершать самоубийства. Люди на расстоянии влияли на детей, причём нередко — детей благополучных.

Подростки управляемы, и умелые психологи знают, как заставить их либо постоять «на стрёме» во время совершения ограбления, либо сделать закладку наркотиков в нужное место. Наша задача — не быть равнодушными. Мы должны рассказывать об опасностях, отслеживать, с кем общается ребёнок, вновь и вновь делать всё, чтобы не разорвалась ниточка доверия. Я имею в виду не выпытывание тайн, а нормальное общение. Конечно, оно не обезопасит от всего, но даст возможность не растеряться в неожиданной ситуации.

Нам нужно быть бдительными. Есть слепая любовь к детям, которая не задумывается о том, что ребёнок не может расти без ограничений и рамок. Но без контроля и ограничений жизнь ребёнка превратится в хаос, и наша задача эти рамки создать. Ну и, конечно, надо за детей молиться — это главное оружие родителей-христиан.

Почему крадут дети, у которых всё есть?

Нередко кражи совершают дети из состоятельных семей, которые ни в чём не нуждаются. Почему так происходит? Ребёнок хочет занять в жизненной иерархии особое место, хочет выбиться из общего ряда, показать, что он значим, что он может быть лидером. Если кража удалась и вора не нашли, ребёнок ощущает себя могущественным, «крутым» — он всех обманул, он умнее всех.

Надо ещё учитывать, что у нас сейчас преступный мир очень романтизируется в массовой культуре. Хотя, если обратиться к прошлому, то можно и там найти отношение к преступлениям как к чему-то доблестному. Вспомним того же Робина Гуда — он ведь самый обыкновенный разбойник, для которого нормально прийти и отобрать чужое добро. Удобно потом раздать его и прослыть щедрым! Но он не заработал всё это потом и кровью, не приложил никакого труда — так какое право он имел распоряжаться?

Что говорить о современной культуре, где нарушители закона очень часто становятся героями! Ребёнок не имеет ещё критического взгляда, он верит тому, что ему рассказывают, и полагает, что добро ценой преступления — это нормально. Тем более — подросток, которому нужно найти оправдание своим некрасивым поступкам, объяснить себе и окружающим, что он — не плохой, не преступник, а герой. В преступном мире вообще есть такая черта: романтизировать то, что по сути романтизироваться не должно.

Подросток крадёт: что делать?

Если вы обнаружили, что какой-то подросток крадёт, прежде всего надо обратиться к его семье. Родители могут даже не подозревать, что у них под боком случилась такая беда. Раньше окружающие не были так равнодушны к чужим детям. Родители не защищали личные границы своих чад так рьяно, как сейчас, и каждый сосед за проступок мог наказать точно так же, как и родители. Сейчас никто не хочет связываться с чужими детьми, потому что можно от родителей не то что поддержки не получить, но, наоборот, попасть в очень неприятный конфликт. Родители же, всячески выгораживая и защищая своих детей, нередко просто губят их, потому что преступления оказываются безнаказанными, что ведёт к усугублению преступных наклонностей ребёнка.

Если родители не реагируют, нужно обращаться в правоохранительные органы, потому что если из подростка вырастет профессиональный вор, ничего хорошего в этом не будет. А если эти кражи приведут к необходимости защищаться, и он нанесёт травму другому человеку? Это уже другая статья, другое наказание, после которого судьба подростка может пойти по очень печальному сценарию.

«Ваш мальчик совершенно асоциален»

Младший сын растет совсем иначе. Во-первых, в его жизни есть двор (к счастью, есть безопасный двор у дома). Во-вторых, с пяти лет у него есть футбол. А в-третьих, у нас, родителей, есть возможность забрать его из государственной школы. 

Да, детский футбол — это не про дружбу, а про конкуренцию. Да, все зависит от тренера. Но когда стайка мальчишек оказывается один на один с соперником на поле, хочешь не хочешь, они начинают взаимодействовать и слышать друг друга. И пусть на кромке поля стоят родители, которые кричат своим птенчикам: «Убей! Мочи гада!», — когда те идут в атаку на ворота, в которых стоит мой сын.

Дети всегда(!) настолько лучше своих родителей, что они пытаются дружить, несмотря на все усилия взрослых.

А в школе, из которой я забрала сына год назад, классный руководитель, учитель с тридцатилетним стажем, сказала мне на прощание: «Вы приняли правильное решение. Вашему мальчику не надо учиться в моем классе. Он совершенно асоциален. У него проблема с контактом».

Сейчас этот «асоциальный» мальчик — душа компании и один из самых ярких учеников образовательного центра, куда он ходит на занятия (вариант семейного обучения). 

Итак, подведем итог сказанного выше: от взрослых зависит, умеют ли дружить дети, которых они воспитывают. Конечно, есть особенности человека, есть люди, которым хорошо в одиночестве, но в большинстве своем человеку нужен человек. 

Дружба — это не только совместная игра, это не только совместное времяпрепровождение. Дружба — это умение договариваться, умение слышать и слушать другого, уважать его интересы, это сопереживание и участие в здоровых, конструктивных конфликтах. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: