Просьбы-отрицания
Часто можно услышать от мам напоминания: «Не трогай! Не кричи! Не бегай!» Но такие просьбы, по мнению психолога, бессмысленны. Процессы возбуждения у маленьких детей сильно преобладают над процессами торможения, потому им трудно сразу же остановить свою активность. Кроме того, фраза «Не бегай!» формирует в голове у ребенка обратное послание: «Бегай!», поскольку частицу «не» дети часто не слышат.
— Старайтесь формулировать свое послание без частицы «не». Не тормозите действие, а заменяйте его другим. Это как с поездом, мчащимся без тормозов: резко остановить локомотив сложно, а вот переключить стрелку на другие рельсы вполне реально.
А еще важно помнить, что дети сначала считывают эмоции родителей, а потом только слышат их слова. Если есть расхождения, ребенок реагирует на эмоции: выражение лица, тон голоса
Вот почему так важно, чтобы слова и эмоции «дружили» друг с другом.
Слишком много посланий в одной фразе
Не только ребенку, но и взрослому человеку трудно переварить «винегрет» из миллиона разных задач, уверена психолог. В общении с детьми она советует использовать такое правило: одно обращение — одна мысль. В противном случае ребенок выцепит одну задачу, и скорее всего последнюю.
— Если дело многоступенчатое, то его стоит разделить на отдельные короткие действия. Например, надо, чтобы ребенок разделся. Тогда сначала говорим: «Сними шапку». Когда он это выполнил, то говорим: «Расстегни куртку». Если и это сделано, то продолжаем: «Сними сапожки» и т.д. Постепенно ребенок научится раздеваться сам без подсказок, но на первом этапе ему нужна ваша помощь.
Риторические вопросы и критика
Бессмысленно спрашивать у ребенка: «Сколько можно тебе повторять?» или «Почему ты никогда меня не слышишь?». Вариант еще хуже: «А голову ты дома не забыл?».
— Если вы хотите, чтобы ребенок вас услышал, уберите из речи все вопросы, на которые нет ответа. Иначе ничего кроме раздражения и недоумения вы не добьетесь.
Если просьба родителей сопровождается вагоном критики, вряд ли ребенок станет ее выполнять. «Помните, что главная цель — быть услышанными, а не сообщить ребенку, почему мы заранее думаем, что какое-то дело ему не под силу», — подчеркивает психолог. Это не только отбивает все желание выполнять просьбу мамы, но и больно бьет по самооценке.
Игры на слуховое внимание
Воспринимать информацию на слух не так просто, особенно детям, поскольку в первую очередь развито визуальное восприятие
Поэтому родителям полезно тренировать с ребенком слуховое внимание. Вот несколько примеров таких игр для любого возраста
— Угадай звук
Раскладываем перед ребенком картинки с животными: птицами, транспортом, бытовыми предметами. Показываем каждую картинку и рассказываем, как она «звучит» (голосом или аудио). Включаем или изображаем звуки вперемешку. Ребенок должен найти подходящую картинку.
Для самых маленьких достаточно 3−5 картинок. Для детей постарше можно выбирать 7−10 картинок с более сложными звуками (голоса птиц, оркестр).
— Найди пару
Заранее делаем баночки с разными наполнителями (в двух экземплярах): гречкой, фасолью, манкой, гайками и др. Главное, чтобы они звучали по-разному. Для их изготовления можно использовать самые обычные контейнеры для киндеров. Заклеиваем баночки изолентой, чтобы ребенок не вскрыл их и не увидел содержимое. Его задача — подобрать пары баночек по звуку.
— Нос-пол-потолок
Многим знакома эта игра: вперемешку говорим слова «нос, пол, потолок», а ребенок должен показать пальцем в нужное место (нос, пол или потолок). Постепенно увеличиваем скорость. Задача ребенка — показывать все верно и не запутаться. Детям постарше можно усложнить задание: говорим слово, но сами показываем его неправильно (например, говорим нос, а показываем на пол).
— Дятел
С помощью хлопков или постукивания создаем определенный ритм. Ребенок должен его повторить. Чем он старше, тем сложнее может быть ритм. В процессе игры можно меняться ролями.
— Испорченный телефон
Можно играть вдвоем с ребенком: говорим шепотом слово, а он должен его угадать (а потом меняемся ролями). Можно сделать игру интереснее — нужно не просто услышать слово, но и найти загаданный предмет в комнате.
— Услышишь — хлопни
Загадываем слово, например, «слон». Как только ребенок его слышит, он должен хлопнуть в ладоши. С остальным словами прыгаем или топаем. Для детей постарше можно усложнить задачу и сказать, что хлопаем, когда родитель называет зверей.
— Правда — ложь
Объясняем ребенку, что правильные высказывания сопровождаются хлопками, а все неправильные — топотом. Фразы могут быть такими: «Рыба летает по небу», «Ночью светит луна», «У Маши 4 ушка и 3 ножки». Ребенок должен быстро выполнить нужное действие.
— Робот
Предлагаем ребенку побыть в роли робота, которому будут давать команды. Задача ребенка запомнить цепочку команд и выполнить. Например, можно сказать: «Подними правую руку, помаши, хрюкни, покружись». В процессе игры можно меняться ролями.
— Съедобное-несъедобное
Многие помнят эту игру с детства: берем мячик, бросаем ребенку, называя слово. Если это съедобное — он должен поймать мяч, если несъедобное — отбросить.
Такие простые игры разовьют слуховое внимание у ребенка
И это важно не только для того, чтобы он слышал просьбы мамы. Развитие фонематического слуха благоприятно влияет на речь и готовит ребенка к освоению чтения и письма в школе
Развитие фонематического слуха благоприятно влияет на речь и готовит ребенка к освоению чтения и письма в школе.
Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту [email protected]
Может ли девочка, выросшая без отца, стать хорошей женой?
Безусловно, может, ведь отсутствие отца это не клеймо, а лишь особое обстоятельство, которое учитывается при формировании личности женщины. Более того, существует масса положительных примеров, когда из девочек без отцов вырастают самодостаточные и успешные женщины, которые находят и преумножают любовь своего мужчины.
Однако, наверняка, эти женщины в свое время сумели обнаружить, какие установки и обиды на родителей мешали им двигаться вперед и проработали их. Испытания даются женщине не только для того, чтобы она стала сильнее, но и для обретения жизненной мудрости. Правильно прожитый опыт не блокирует развитие, а, наоборот, способствует ему. Ведь, все мы, независимо от семейных обстоятельств, имеем право на счастье и способны писать свой сценарий счастливой личной жизни.
Памятка мужчине
Если мужчина связал свою жизнь с женщиной, на которой остался отпечаток дефицита отца, он должен относиться к ней бережно, с пониманием и мудростью. Если эти женщины соглашаются завести семью, то относятся к партнеру с большим трепетом, поскольку видят в своем муже не только сексуального партнера, но и взрослого мужчину, способного дать ей защиту и любовь, которой она в свое время не получила.
Эти отношения будут особенными
Женщина, увидевшая в вас своего избранника, сделает все для того, чтобы вы ощущали свою важность в е жизни. Бабочки в животе будут разрывать ее, и она ежедневно будет готова делиться своим счастьем с любимым мужчиной
Она нуждается в заботе, как ребенок
Вы должны понимать, что становитесь для женщины не только другом и любовником. Она ждет от любимого мужчины защиты, которой у нее не было в детстве. Причем заботы в данном случае никогда не будет слишком много. Она жаждет всепоглощающей заботы. Для мужчины этот труд приятен, но, в то же время изнурителен. Нужно быть готовым к капризам и требованиям со стороны избранницы, ведь она наконец-то почувствовала себя маленькой принцессой и эта, раннее недоступная для нее роскошь, приносит ей огромное удовольствие.
Она не сразу вам доверится
Негативный опыт прошлого научил ее остерегаться мужчин и всячески избегать возможных разочарований. Поэтому, нет ничего удивительного, если сразу она будет вести себя гордо и неприступно. Для того, чтобы раскрыть душу и впустить вас в ее мир, она должна убедиться, что вы этого заслуживаете.
Очень много слов
Дети иначе воспринимают речь, поскольку они ее только осваивают. Особенно сложно им даются длинные фразы и абстрактные слова типа «терпение».
— Когда родители так общаются с ребенком, ему кажется, будто они говорят на другом языке. А если так происходит постоянно, то мама превращается в радио, которое все время что-то вещает и создает шумовой фон. Ребенок думает: что-то там опять говорит, ну и ладно, главное — играть не мешает.
Психолог советует озвучивать просьбу как можно короче, убирая все лишние и сложные слова. В вашем послании должна быть только суть.
— Не так: «Мы же купили тебе новую зубную щетку, зачем ты тогда ее просил, если опять не хочешь чистить зубы, микробы повредят эмаль и будет кариес, ты что хочешь к стоматологу?» Это полный провал. Лучше сказать четко и коротко: «Пора чистить зубы».