Сон как разделение, или почему дети не хотят идти спать

Режим дня и «сонные» ритуалы

Режим. Начать лучше с режима — недели и дня, бодрствования и сна. Сколько ребенку положено спать в конкретном возрасте, сколько он спит днем, как рано встает, сколько у вас в семье прогулок на свежем воздухе и физической активности, когда происходит последний прием пищи — все это стоит учесть и при необходимости скорректировать. 

Как бы многие ни писали, что у них «нережимные дети», специалисты все чаще приходят к выводу, что нережимными оказываются обычно родители. А малышам вплоть до пубертата режим очень даже полезен.

Туалетная лексика, мат и оскорбления. Что делать, если ребенок говорит плохие слова

Ритуалы. Нужен отдельный ритуал для дневного и отдельный для ночного сна. Своя цепочка действий, которые повторяются день ото дня, неделя за неделей, и в марте, и в августе, и в ноябре. Например, ванна с ромашковой солью, чтение сказки, легкий массаж при выключенном свете, пение колыбельной.

Конечно, существуют поездки в гости, ночевки в отелях, в палатках. Но, во-первых, и вы понимаете, что это исключение, и не ждете от ребенка супер-результатов. А во-вторых, даже там вы используете свои ритуалы, доступные на тот момент, и тем самым помогаете ребенку войти в состояние покоя и поскорее уснуть.

Когда придумываете ритуалы, обратите внимание на три важных момента:

  1. Ритуалы должны занимать четкое время. Не «ну ма-а-ам, ну я хочу сегодня две сказки». Договорились одну, значит одну. Если в ванне лежим 15 минут, то это 15, а не полтора часа. Приятные исключения начнем делать, когда правило будет хорошо усвоено и отработано.
  2. Ритуалы не должны быть привязаны к конкретному человеку. Привычка крутить мамин локон перед сном не позволяет папе уложить ребенка до тех пор, пока он себе кудри не отрастит. Ну и до этих самых пор мама не будет иметь права выхода из квартиры вечером. 
  3. Ритуалы не должны быть привязаны к конкретному месту. Ну это про те самые отели и палатки, которые мы выше обсуждали. Рассказать сказку и спеть песенку можно везде — и это прекрасно.

Здорово, если у вашего малыша появляются «сонные» атрибуты: «сонная» кроватка, «сонная» игрушка, «сонная» одежда и так далее. Все они станут его маленькими помощниками. Выбирать и покупать все эти предметы можно с самим ребенком, чтобы, во-первых, не промахнуться с цветом, размером и текстурой, а во-вторых, у ваших сына или дочки будет отличный стимул воспользоваться результатами своих трудов: сам выбрал пижаму, сам ее надел, сам в ней уснул. Красота!

Порядок действий довольно прост: после соблюдения вечернего ритуала уложили ребенка в «сонную» кроватку, первые дни посидели рядом, пока не уснет, потом в метре от постели стул поставили, потом в дверях неделю постояли, а там, глядишь, ребенок начнет засыпать самостоятельно. Заодно и научится снова уходить в сон без чьей-то помощи, если ночью вдруг проснулся. 

Все повторяется. Что делать?

И вот вы все счастливые, румяные, выспавшиеся. Но вдруг, спустя время, ребенок снова начинает бегать к вам в кровать. Вы с супругом методично его отводите обратно, сверяете режим, отправляетесь за новой подушкой в магазин, а на следующую ночь малыш опять приходит.

Что делать?

Во-первых, никаких наказаний, попыток пристыдить или высмеять, мол, такой большой, может, соску еще прикупить? Сначала выясняем причину.

Плохо себя чувствует? Возможно, вам на время будет удобнее переехать к нему в комнату на матрасик рядом. Потом, когда выздоровеет, проще вам постепенно выйти из его пространства, чем запретить свое.

Путешествие на территорию страха. Что делать, если ребенок боится темноты?

Видит кошмары? Разбираемся со страхами, работаем с помощью книг, рисунков, сказок, психологических приемов, как угодно, но не оставляем малыша один на один с его монстрами.

Скучает? Даем больше тактильной ласки в течение дня: обнимаем, целуем, играем в игры, помогающие снять тактильное напряжение.

Просто «хочу к вам»? Твердо, но ласково объясняем про наше правило. Взрослые кровати для взрослых. Детские — для детей. Да, возможно, придется утешить малыша и перетерпеть слезы тщетности, но вместе и поддерживая, а не просто «он там испуганный орет, а мы принципиально не приходим».

В период обучения некоторым родителям помогает техника договора: сначала тебе можно спать с нами три раза в неделю, потом исключительно на выходных, потом разрешается прийти один раз и то под утро, когда станет светло, и так далее на уменьшение.

Другие используют метод фишек, выдавая за каждую «удачную» ночь наклейку, а за десять наклеек назначая более весомый приз, например, совместную поездку в зоопарк или на аттракционы. Ох уж эта неисчерпаемая родительская фантазия!

В любом случае, какой бы методики вы ни решились придерживаться: разрешать или запрещать, выдавать наклейки или закупаться особыми игрушками — я искренне верю, что у родителей всегда есть выбор вариантов. Больше, чем два.

Как уложить ребенка спать: 3 приема

«Моему сыну три года, и укладываемся мы иной раз вечером по полтора часа. Я пробовала не укладывать его, и в итоге он мог просидеть до двух ночи. Пробовала не укладывать днем, но тогда он сам отключался в четыре часа, потом просыпался в семь, и „да здравствует веселая ночка“… О самостоятельном засыпании и не мечтаю, в моем бы присутствии засыпал…»

Бывает, заснуть мешает повышенная нервная возбудимость. Когда я работала воспитателем в детском саду, мне встречались такие дети. То есть в каждой группе были такие, кто спокойно ложился и засыпал, и такие, к кому требовался особый подход. Некоторые дети даже лежать спокойно не могут: теребят одеяло, чешутся, ковыряют в носу, накручивают волосы на палец, дергают брови.

Я садилась на стульчик рядом с кроваткой. Одной рукой мягко фиксировала ноги малыша, положив руку на бедро, вторую руку клала на плечико. Далее делала очень легкие покачивающие движения. Это элемент из телесно ориентированной терапии, позволяющий быстро снизить тонус напряженных мышц, оказывающий расслабляющее действие на нервную систему.

Кроме этого я использую технику подстройки дыхания. У возбужденного ребенка дыхание частое и поверхностное. У спящего — равномерное, глубокое. Значит, чтобы ребенок уснул, нужно перевести его дыхание в другой режим.

Удерживая свои руки на теле ребенка, я присоединяюсь к его дыханию, некоторое время дышу, как он, — наши вдохи и выдохи совпадают. Через некоторое время я начинаю дышать более глубоко и медленно, так, как дышит человек в состоянии расслабления. Дыхание у ребенка тоже становилось более глубоким.

Эту технику можно применять одновременно к двум детям (у меня же две руки). То есть я ставлю стульчик между кроватками, правую руку кладу на плечико одного ребенка, а левую — на плечико второго. Потом начинаю тихонько раскачиваться вперед и назад, в такт своему дыханию. Колебательные движения передаются детям. Вскоре наступает мышечное расслабление, дыхание замедляется, и малыши засыпают. Требуется для этого от трех до пяти минут. Максимум десять.

Еще один прием, после которого у меня мгновенно засыпала половина группы, — чтение сказки. Но читать нужно не артистично, с выражением, а мелодично, даже монотонно, постепенно замедляя темп речи. Предложения надо произносить протяжно, на выдохе, а затем делать паузу для плавного вдоха, это приводит к тому, что у слушателей дыхание замедляется.

Еще я бессовестно нарушала оригинальный текст, вставляя в него фразы про расслабление, отдых, сон: «И подумал тогда медведь (вдох, после чего плавно, на выдохе произносится следующая фраза), сяду-ка я на пенек (вдох), съем пирожок (вдох), лягу на травку (вдох), подремлю чуток (вдох). А Маша ему из короба (вдох): «Поспи чуток (вдох), но не ешь пирожок…»

У Маршака есть замечательное «засыпательное» стихотворение: «Сказка о глупом мышонке». И ритм подходящий, и часто повторяющаяся фраза про сон. Главное, не начать читать с выражением, имитируя ржание лошадей и хрюканье свиней; читать это стихотворение нужно «трансовым» голосом, с паузами, покачиваясь, а если знаете его наизусть, то и с закрытыми глазами. (Тут бы не уснуть раньше ребенка.)

Описанные приемы очень эффективны, но обратите внимание: прежде чем применять их, нужно самому быть спокойным и расслабленным. Самое сложное для мам, после того как дети уснули, соскребать себя со стульчика, выводить из сонного транса и бодренько идти делать свои взрослые дела, завидуя спящим детям..

И еще один важный момент. К вопросу перехода ко сну нельзя подходить механистически. Даже тем детям, которые в принципе неплохо засыпают, иногда требуется помощь. Наблюдательные родители способны уловить настроение ребенка и понять, может ли он сам заснуть или ему нужно помочь снять дневное напряжение: посидеть рядом, погладить спинку, потеребить волосы, покачать.

Засыпание: как помочь ребенку

В случае с ребенком нужно задаться теми же вопросами. И устранить причину.

  1. Слишком короткое время бодрствования, предшествующее ночному сну. Например, ребенок поздно встал после дневного сна. Тогда логично время ночного сна немного сдвинуть. Определенного режима дня, конечно, придерживаться нужно, но не следуйте ему фанатично. Не стоит держать в кровати ребенка, который по известным вам причинам совсем не хочет спать. В том, что ребенок уснет на час позже, никакого криминала нет. Важнее, чтобы он уснул с удовольствием.
  2. Трудность в переключении от активной деятельности ко сну. Если ребенка, который скачет по комнате на мяче, с этого мяча снять и поместить в кровать, то ребенок будет скакать и там. Это примерно как выдернуть взрослого с важных переговоров и сказать: «Спи!». Нет ведь, не уснет. Будет прокручивать в голове аргументы оппонентов и просчитывать последствия сорванных переговоров.

То, что пора спать, — это понятно взрослому, а ребенку непонятно. Для ребенка фраза «Пора спать!» — полная неожиданность. А неожиданность — это стресс: не успел, не закончил. Дайте ребенку возможность закончить игру. Предупредите заранее, что скоро спать. Учите ребенка заканчивать игру, проигрывая сюжет вместе с ним: «Машинки уехали в гараж», «Куклы ушли спать». Заранее переключите ребенка с активных игр на спокойные, так как от спокойных игр переход ко сну легче. Продумайте ритуал засыпания — привычную последовательность действий, которая будет настраивать на сон.

  1. Наличие внешнего раздражителя, мешающего засыпанию (свет, звук). Постараться убрать раздражитель или уменьшить его воздействие.
  2. Раздражитель внутри — навязчивая мысль, страх, сомнение. Поговорите с ребенком на эту тему. Просто задайте какой-нибудь вопрос, а потом внимательно слушайте. Малыш сам расскажет, что его беспокоит.
  3. Физический дискомфорт (новая подушка непривычной высоты, колючая пижама, жарко, душно). Выход самый простой — создать комфортные условия.

Правда, уставший ребенок способен заснуть, сидя на пороге в верхней одежде или на коврике возле дивана, свернувшись калачиком поверх деталей Лего, или даже с ложкой в руке над тарелкой супа… Если ребенок не хочет спать, может, ему не хватает физической активности?

  1. Стрессовая ситуация, новые условия (приходится засыпать в новом месте, в доме присутствуют новые для ребенка люди, не выполнен привычный ритуал засыпания). Такое бывает в путешествиях. Дайте ребенку время, чтобы адаптироваться, привыкнуть к непривычной для него ситуации. Пусть освоится на новом месте, пообщается с незнакомыми прежде людьми, поисследует все, что представляет для него интерес, убедится в безопасности. А потом постарайтесь соблюсти ритуал засыпания — если не весь, то хотя бы некоторые элементы.
  2. Напряжение, перевозбуждение. Умойте ребенка. Сделайте расслабляющий массаж. Можно при этом что-то тихо приговаривать. Спокойная, размеренная, монотонная речь действует успокаивающе. Почитайте книгу сказок. В любом народном фольклоре есть «усыпляющие» произведения.
  3. У ребенка сформирована негативная установка на сон, и он «включает» сопротивление. Чтобы улизнуть из кровати, ребенок может придумать тысячу и одну причину. Он может активно саботировать просьбу идти спать или манипулировать вами. Про подобное поведение шутники говорят: «При слове „спать“ на ребенка нападают жажда, голод и запор…»

В этом случае сделайте так, чтобы кровать вызывала у ребенка только положительные эмоции. Придумайте вместе с ним, как ее украсить, выберите вместе постельное белье, желательно с рисунком, навевающим сон (у меня есть детское белье со спящими медвежатами в пижамах, с совами на фоне звездного неба — расцветки темные, сдержанные). Пусть в кровати будет «сонная» игрушка, которая уже соскучилась и зовет малыша присоединиться.

При достаточной дневной активности, при спокойных играх перед сном, при соблюдении ритуала перехода ко сну и положительном отношении к месту сна ребенок легко засыпает. Не заставляйте его спать. Создавайте условия для засыпания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: