8 признаков того, что вы были подвержены эмоциональному насилию в детстве

Виды

Травма насилия – это общая характеристика для психологической травмы, нанесенной другими людьми. Существует несколько ее форм и вариантов. Не стоит думать, что какой-то вид насилия причиняет меньшую боль, что с ним легко справиться. Скорее всего, потребуется помощь специалиста. Если человек постоянно переживает нападки со стороны, то его душевное спокойствие утрачивается. Становится вообще сложно осознать себя, ощутить уверенность в себе. Вот почему терапия должна быть грамотной и своевременной. Стоит подробнее остановиться на видах насилия – в каждом случае травма будет отличаться.

Эмоциональное насилие

Проистекает из ситуации, когда личность постоянно подвергается нападкам со стороны. Под эмоциональным насилием следует понимать насмешки и оскорбления, систематические унижения, непонимание и всевозможные ограничения. Если индивид не имеет личного пространства, не может испытывать радость от соприкосновения с близкими людьми, то его чувство внутреннего комфорта обязательно изменится. Постепенно мечты и стремления начнут угасать, появится неосознанное стремление уйти от ограничивающих обстоятельств. Среди последствий стоит отметить притупление эмоций, формирование недоверия к людям, невозможность выстраивать полноценные близкие отношения.

Физическое насилие

Все, что причиняет боль физическому телу, при этом исходит от другого человека, можно назвать физическим насилием. Когда муж поднимает руку на свою жену, это физическое насилие. Если дети подвергаются избиению со стороны собственных родителей, это называется так же. Эта форма насилия особенно опасна тем, что в порыве гнева и эмоционального бессилия человеку могут быть нанесены серьезные телесные повреждения и даже увечья.

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие всегда тяжело переживается, чем бы оно ни было вызвано. К сожалению, нередко встречается ситуация сексуального насилия в браке. Женщины, состоящие в серьезных отношениях, отмечают, что муж их не понимает, не учитывает их потребности и желания. Сексуальное насилие обесценивает личность, заставляет бесконечно сомневаться во всем. Девушка перестает осознавать собственную ценность, поскольку не видит выхода из создавшейся ситуации.

Постоянная паника

И тревожный, и не тревожный мозг постоянно учится чему-то новому. Однако, в отличие от человека, страдающего от хронической тревожности, обычному человеку куда проще «забыть» о каком-то жизненном уроке после того, как он извлечет из него все возможные выводы. Тревожному же человеку это сделать намного труднее.

К примеру, представьте ситуацию, в которой двум сотрудникам, чьи показатели в последнее время ухудшились, сообщают о том, что их непосредственный начальник хочет с ними пообщаться.

Тот из сотрудников, который не страдает от тревожности, скорее всего, не будет воспринимать эту встречу как что-то угрожающее, и будет считать ее нейтральной (если только заранее не узнает, что это не так). Тревожный же человек может сразу же начать паниковать, считая, что его наверняка вызывают о том, чтобы сообщить о каких-то ошибках в сделанной им работе.

Более того, его тревожный разум может оказаться неспособен сосредоточиться на чем-либо кроме предстоящей встречи. В результате этот человек изводит себя почем зря по причине, которой может и не существовать.

Травма насилия

Очень часто в результате опыта насилия у человека формируется психологическая травма. Но так бывает не всегда. Случается, когда пережитое насилие не становится травмой.

Взрослому человеку обычно легче справляться с разными стрессовыми, болезненными ситуациями, чем ребенку. У детей еще очень мало ресурсов, чтобы совладать с таким опытом.

Поэтому, если с насилием сталкивается ребенок, то гораздо больше вероятности, что в результате такого опыта, у него сформируется психологическая травма. Особенно в случае, если он вовремя не получает помощи и поддержки от взрослых.

В зависимости от степени тяжести последствий от пережитого насилия выделяют четыре стадии:

  1. Отсутствие последствий – это когда опыт насилия не влечет за собой каких-то особых негативных последствий для будущего ребенка и не приводит к формированию у него психотравмы.
  2. Избегание повторения опыта насилия («никогда больше») – когда человек не утрачивает свою чувствительность, но при этом стремится сделать так, чтобы опыт насилия в его жизни больше никогда не повторился.
  3. Отключение эмоциональной и телесной чувствительности, диссоциация («это было не со мной», «этого не было», «я ничего не чувствую по этому поводу», «ничего страшного в этих ситуациях не было») – когда опыт насилия стал для человека травматическим. И чтобы с ним справиться, его психика прибегла к защитному механизму – диссоциации. При котором произошла блокировка чувствительности. Это в итоге приводит к снижению общей чувствительности и эмпатичности человека, что влечет за собой многие негативные последствия, с которыми он может столкнуться в своем будущем.
  4. Изменение образа «Я» и картины мира «мир – это место, где сильные всегда бьют более слабых», сильная идентификация с жертвой («со мной можно только так») либо сильная идентификация с агрессором («я сам буду делать то, что делали со мной»). То есть, человек начинает постоянно снова и снова отыгрывать в своей жизни сценарий насилия, где он является или жертвой, или агрессором. Или постоянно меняет роли. В его картине мира отношения между людьми не могут быть без насилия.

К травме насилия необязательно приводит опыт, когда сам человек пострадал от насильственных действий по отношению к себе. Опыт наблюдения за тем, как совершается насилие по отношению к другому человеку, тоже может привести к формированию травмы насилия. Такую травму обычно называют травмой свидетеля.

Переживания, связанные с насилием, пережитым в детстве, часто «отщепляются» и вытесняются из психики. Это выглядит так, что этих переживаний у человека как будто бы и нет. Он может либо вообще напрочь забыть, что в его жизни был опыт насилия, не помнить этих ситуаций. Либо может помнить их, но ничего не чувствовать по этому поводу.

Он может считать, что с ним ничего страшного не происходило, что опыт насилия – это норма. Он может чувствовать себя так, как будто эти ситуации происходили не с ним. Но это совсем не значит, что у него нет травмы насилия.

На поддержание изолированности этих переживаний от сознания психика тратит огромное количество энергии. И этот «отщепленный» опыт может «давать о себе знать» через различные психологические или телесные симптомы, через флешбэки (внезапные вспышки воспоминаний о пережитом насилии или каких-то частей этих воспоминаний, например, только переживаний), через травматические сновидения или через навязчивое повторение жизненных ситуаций, где есть похожий опыт насилия.

Наша психика так устроена, что при наличии непроработанных психологических травм, она стремится снова и снова перепроживать травмирующий опыт. Чтобы, наконец, найти способ справиться с последствиями этой травмы.

Считается, что в любых созависимых отношениях есть те или иные виды насилия. Так что, если вы когда-либо находились в зависимых отношениях, то в них вы точно переживали опыт насилия, как минимум, психологического. А причиной того, что вы находились именно в таких отношениях, как раз может быть – попытка вашей психики воспроизвести вашу изначальную детскую травму насилия в ваших взрослых отношениях.

Неспособность реализовать весь свой потенциал

Исследователи из Университета Флориды и Университета Джорджа Мейсона четко связали травмы детства с качеством жизни ниже среднего.

Как пишут они сами, «Ученики, которым в детстве были нанесены психические травмы, часто показывают недостаточные успехи в учебе, что, в свою очередь, ведет к антисоциальному поведению, уменьшению количества возможностей, и даже к неспособности заработать в будущем себе на жизнь».

Также исследовательская команда нашла четкую связь между социально-экономическим статусом и травматическим стрессом. Люди, воспитывавшиеся в бедных семьях низкого социального статуса с более чем на 65% вероятностью страдают от психических травм детства, чем дети из «среднего класса».

Как со всем этим справиться

Во-первых (и, пожалуй, это важнее всего), если вы знаете о ребенке, с которым плохо обращаются, или над которым совершают насилие, свяжитесь со службой защиты детей или полицией. Если уж начинать лечить раны прошлого, то лучше это делать как можно раньше — хотя делать это никогда не поздно. И хотя активные действия в таких ситуациях не всегда возможны, если такие дети смогут хотя бы поговорить с дружественными взрослыми о том, что с ними происходит, это может оказать на них очень благотворное влияние.

Но что же делать взрослым? Как считают специалисты Helpguide.org, всемирно известной организации, занимающейся душевным здоровьем, есть целых четыре вещи, которые помогают взрослым в исцелении своего травматического прошлого.

1. Займитесь физическими упражнениями

Чтобы противостоять этому, регулярно занимайтесь какими-то физическими упражнениями — по 30 минут в день, пять дней в неделю. Если вам пока что сложно это сделать, начните с трех десятиминутных разминок в день.

2. Не изолируйте себя от общества

3. Приведите в баланс свою нервную систему

Это очень важный пункт, так что обратите на него максимальное внимание. Вы можете уменьшить уровень возбуждения вашей нервной системы с помощью дыхательных упражнения или медитации

Сделайте 60 глубоких вдохов и выходов, сосредоточив свое внимание на каждом вдохе и каждом выдохе

Вы можете уменьшить уровень возбуждения вашей нервной системы с помощью дыхательных упражнения или медитации

Сделайте 60 глубоких вдохов и выходов, сосредоточив свое внимание на каждом вдохе и каждом выдохе

4. Следите за своим здоровьем

Врачи рекомендуют выделять на сон не менее 7-9 часов, максимально избегать алкоголя и табака (или других веществ) максимально сбалансировать свою диету и регулярно отдыхать для снижения стресса.

«Сексуализированное насилие про власть и доминирование»

Специалистки «Тебе поверят» часто сталкиваются с реакцией: «А вы не перегибаете палку? Неужели вокруг столько педофилов и извращенцев? Не верю!» Анжела Пиаже, со-основательница проекта и координаторка работы его психологического направления проекта, поясняет: как правило, у насильников нет ментальных отклонений и/или расстройств полового влечения. Часто в качестве агрессора выступает кто-то из семьи, из людей, приближенных к ребенку. Авторами насилия бывают и женщины, и мужчины. Но женщины совершают только от двух до пяти процентов преступлений. 

«Многим это непонятно, но сексуализированное насилие не про секс. Оно про власть и доминирование, — рассказывает Пиаже

— Да, там проигрываются сексуальные моменты, но насильник обращает свое внимание на ребенка, не только потому что этот ребенок сильно его возбуждает, не из-за особенного фетиша преступника. А потому что ребенок доступен, он самый беззащитный и уязвимый в семейной структуре

И можно начать подбираться к нему потихоньку, а дальше уже делать все, что хочешь».

Конечно, среди авторов сексуализированного насилия над детьми бывают люди с расстройствами влечения и ментальными особенностями. Но, как подчеркивает Анжела, в подавляющем большинстве случаев — это здоровые, дееспособные, отдающие себе отчет в том, что они делают. И, как сказали бы окружающие, нормальные люди.

Автор иллюстрации: Diana Berlioz

Не пытаясь оправдать авторов насилия или снять с них ответственность, со-основательница проекта Юля Кулешова называет системные проблемы: практически нулевой уровень сексуального образования в стране, размытые представлениях о личных и телесных границах детей, подростков и отсутствие представлений о психологических последствиях.

«Мы думаем, что часть людей делает эти вещи, не понимая их травматичности, — продолжает Кулешова. — Есть представления, что “ребенок не вспомнит”, “ничего в этом такого нет”, “это просто игра”. Часть ситуаций, с которыми мы работаем, происходят именно потому, что взрослые просто не воспринимают свои действия как приносящие вред другому человеку.»

Насильниками бывают не только отцы и отчимы, часто это дедушки, дяди и старшие братья. В крайне редких случаях — женщины. Распространена конфигурация, когда насильник — подросток, а ребенку, переживающему насилие, лет пять-шесть. 

«Ты же сама ко мне на коленки лезла»

Обращаться в проект за помощью можно не только в случаях непосредственного проникающего изнасилования. Словосочетание «сексуализированное насилие» объемное: насильник мог показывать и обнажать собственное тело, рассказывать о нем, мастурбировать, принуждать к взаимной мастурбации, подводить ребенка к тому, чтобы он тоже обнажился, принуждать к оральному насилию.

Вопреки распространенному представлению, насилие дома принципиально отличается от уличного. Дома ребенку вдвойне сложно идентифицировать, что происходит. Насилие начинается постепенно, с тонких, едва уловимых моментов, которые даже взрослого человека могут привести в недоумение: «Мне сейчас показалось, или, правда, было? А если и было, то что?»

Как это происходило у тех, кто обращался в проект за помощью? Например, однажды рука отчима или отца на две секунды задержалась в районе ягодиц. При купании в речке он сказал: «Дай-ка я подсажу тебя, дочка» и положил ладонь на промежность. Или даже: «Бегай без купальника, так можно». Уже внезапно распахнувшийся халат или «случайно» вывалившиеся из широких трусов гениталии. Совместный просмотр телевизора на диване вечером, когда дочка спиной почувствовала эрекцию. В некоторых историях в какой-то момент дверь в ванную закрывалась, и взрослый начинал мастурбировать. Иногда автор насилия начинал смотреть и обсуждать с ребенком порнографию, показывать картинки. В некоторых случаях преступник под видом ласки, заботы, или просто не комментируя свои действия, молча, начинал трогать гениталии ребенка, стимулировать эрогенные зоны. И, конечно, во многих историях происходило проникающее насилие.

«Для ребенка это настолько стыдный, обескураживающий и дикий опыт, что он не может понять, что делать и надо ли обращаться за помощью, — поясняет Анжела Пиаже. — Сначала как будто нечего предъявить. Непонятно, что это такое, какими словами об этом сказать. Даже если предположить, что ребенок такой решительный или непринужденный, что быстро расскажет о странном поведении взрослого кому-то другому из семьи, преступнику очень легко отвести от себя подозрения, отшутиться, сказать, что ребенок все неправильно понял, что это была просто зарядка, просто массаж, просто история, просто сон. Взрослому мнению верят куда охотнее, чем сбивчивым рассказам ребенка».

По ее словам, бывает, что дети поначалу весьма радуются и ценят внимание от взрослого человека, как будто приватно направленное на себя. Воспринимают это как долгожданную любовь, ласку, защиту

Насильник использует детское доверие в своих интересах и оборачивает его против ребенка. «Ты же сама хотела, ко мне на коленки лезла! То есть, это все тебе нравилось, а вот это нет? Ты врешь! А если не нравилось, что же ты молчала?»

Авторы насилия делают насилие совместной тайной: «Мы с тобой об этом никому не расскажем, а то мама расстроится (или у нее будет сердечный приступ, или очень сильно наругает нас)». Нейтрально, жалобно или угрозами насильник внушает ребенку чувства вины, стыда, страха и глобальной ответственности за происходящее, за благополучие семьи. «Что будет, если я расскажу? Как это переживет семья? Родители разведутся? Их посадят в тюрьму? А что будет со мной? Мне кто-нибудь поможет или станет гораздо хуже?»

Это невидимая преграда, закрывающая рот ребенку на долгие годы и оставляющая его или ее в тотальном одиночестве, без возможности обратиться за помощью. Вменяемость и осознанность действий авторов насилия видны, так как они заметают следы. «Крайне редко люди из семьи начинают совершать проникающее насилие в отношении маленьких детей. Почему? Это банально оставляет физические повреждения, которые могут увидеть. Это уголовно наказуемо. Поэтому чаще всего они трогают, щупают, целуют, стимулируют или принуждают к мастурбации. А к проникающему насилию переходят уже потом, лет с 10, когда ребенок подрастает», — комментирует Анжела.

Конкретный список с запросами и обращениями составить трудно, отмечают психологи. Но если человек проносит какое-то воспоминание сквозь годы, мысленно к нему возвращается, волнуется, сомневается (или не сомневается), понимает, что это была не просто родительская или братская любовь, что вообще-то такие прикосновения не нормальны, — это нужно обсуждать со специалистом.

Травма и взрослая жизнь

Травма, конечно, никуда не исчезает, когда кто-то становится взрослым. Человеческий мозг растет быстрее всего в возрасте от 0 до 6 лет, и часто эта травма очень сильно связана с умом человека.

Человек, страдающий от детской травмы, часто не осознает, как это влияет на их жизнь – причина в том, что напоминание о конкретных детских событиях таится где-то в подсознании. Истории изобилуют пациентами, которые во время сеанса терапии переживают наплыв травматических воспоминаний. В то время, как происходит жизненно важный шаг в процессе восстановления, напоминание о случаях травмы может быть ошеломляющим.

Ниже мы опишем пять типов поведения, которые проявляются у человека во время взрослой жизни из-за детской травмы.

Проявления

Травма насилия проявляется довольно специфическим образом. Чаще  всего, у людей отмечаются одни и те же симптомы, которые говорят о том, что они испытывают колоссальный стресс. Говоря иными словами, проявления говорят сами за себя, их не получится долгое время не замечать. В основном в каждом отдельном случае присутствует свой набор симптомов, но иногда они наблюдаются все сразу.

Нарушения сна

Травма насилия часто не дает покоя, даже во сне. Личность концентрируется на том, что ее тревожит, и это создает невозможность заснуть. Иногда человек подолгу лежит с открытыми глазами и не знает, как облегчить свое эмоциональное состояние. Преследует ощущение пустоты, безразличия ко всему происходящему, постоянной тревоги за будущее. Нарушения сна – это негативное последствие длительного эмоционального напряжения.

Нарастание тревожности

Чувство страха – один из самых ярких и выраженных симптомов. Человек, переживший травму, постоянно испытывает тревогу, досаду, огорчение. Ему кажется, что от всего нужно ждать подвоха, что ничего не делается просто так. Его одолевает глубокая печаль, иногда может присутствовать полное разочарование в жизни из-за того, что нет никаких перспектив, а прежние надежды утрачены. Становится невероятно сложно объяснить себе, почему все происходит так, а не иначе. В большинстве случаев тревожность нарастает постепенно и увеличивается день ото дня.

Ожидание худшего

Боязнь принимать решения происходит из неосознанного стремления все контролировать. Страх перед действием неизбежно возникает, когда приходится переживать травму насилия. Кажется, что ничего хорошего впереди не ждет и уже никогда не станет легче. Если в прошлом личность преследовали сплошные неудачи, то в будущем, скорее всего, возникнет стремление настороженно относиться ко всему происходящему. Ожидание худшего – это тягостное ощущение, не поддающееся контролю.

Хроническая напряженность

Травмы, источник которых находится за пределами тела (насилие, буллинг, стресс и так далее) заставляет мозг ребенка активировать реакцию типа «бей или беги». Активизируется выработка гормонов стресса (таких, как кортизол и норэпинефрин), и они поступают в тело, чтобы помочь ему защититься от угрозы. В этот период наше тело автоматически напрягается.

Проблема этой напряженности в том, что она далеко не всегда уходит даже после того, как угроза исчезает или нейтрализуется. Если этого не происходит, нейронные сети мозга дальше стараются поддерживать состояние максимальной бдительности, ведя себя так, будто угроза все еще актуальна — и, естественно, тело реагирует на это соответствующим образом.

Получение помощи

Прежде всего, если вы знаете о жестоком обращении с детьми или оскорблениях, обратитесь в местное представительство по защите детей или в правоохранительные органы. Никогда не поздно начать исцелять раны прошлого. Хотя эти действия могут быть трудными, правильное лечение может иметь большое значение.
В «Helpguide.org», авторитетной организации, сосредоточенной на психическом здоровье, указывается четыре вещи, которые может сделать кто-либо незамедлительно, чтобы исцелиться от своего травматического прошлого.

1. Упражнения

«Травма нарушает естественное равновесие вашего тела, оставляя вас в состоянии гиперчувствительности и страха. По сути, ваша нервная система «застревает» в одной точке».
Делайте некоторые физические упражнения в течение 30 минут, пять дней в неделю. Если это покажется для вас лишком сложным, попробуйте заменить этом время 3, 10-минутными несложными упражнениями в день.

2. Не изолируйте себя

«Общение с людьми лицом к лицу поможет вам исцелиться, поэтому старайтесь поддерживать свои отношения и избегать времяпровождения в одиночестве».

3. Регулируйте свою нервную систему

Это важно, поэтому, пожалуйста, обратите пристальное внимание на этот пункт.
«Как бы вы ни волновались, не беспокоились или не контролировали себя, важно знать, что вы можете изменить свое эмоциональное настроение и успокоиться».
Опустите уровень своего возбуждения, упражняясь в технике дыхания или медитации. Сделайте 60 вдохов, сосредоточив свое внимание на каждом выдохе

4. Следите за своим здоровьем

«Это правда: здоровое тело может увеличить вашу способность справляться со стрессом, вызванным травмой».
Авторы рекомендуют спать от 7 до 9 часов, избегая употребления алкоголя и наркотиков, хорошо сбалансировать питание и снизить свой уровень стресса.

Перевод статьи —  5 Adult Behaviors of Someone That Experienced Trauma As A Child via Клубер

Дорогие взрослые!

Мамы, папы, бабушки, дедушки, воспитатели, учителя, тренера

Важно не только выполнить свои воспитательные функции. Важно и то, как, каким способом вы это делаете, с какой интонацией

Насильно кормить, лечить, обучать или принуждать что-то делать – это не только глубоко травмировать. Это еще и обучать способу взаимодействия.

Когда ребенок вырастет, он будет строить взаимодействие с теми, кто слаб, также. Давайте осознавать и изменять травмирующие и порождающие несчастных людей, традиции прошлых поколений – стыдить, унижать, обвинять, заставлять, на другие – более гуманные – устанавливать рамки (правила), объяснять, договариваться, мотивировать, вдохновлять. Конечно, это не просто. За такими изменениями стоит большая внутренняя работа.

Дорогие взрослые! Мамы, папы, бабушки, дедушки, воспитатели, учителя, тренера. Если вы, взаимодействуя с детьми, используете принуждение, унижение, стыдите, обвиняете, властны, значит, с вами поступали также. Значит, в вас живет травмированный маленький ребенок. Может быть, вы сразу и не вспомните ту самую, унижающую вашу личность детскую историю эмоционального насилия. Эти истории настолько сильны и разрушающи, что психика человека, помогая ему выживать, стирает их из нашего сознания, но они все равно остаются в нас, только уже в подсознании.

В детстве почти каждого человека можно найти историю насилия, эмоционального или физического, а это означает, что мы не только являемся носителями своих не проработанных детских травм и негативных эмоциональных реакций. Мы заражены способами взаимодействия, которые нам показали.

Хорошие новости. Клиентка, о которой я рассказывала в самом начале, ушла со встречи, ощущая легкое чувство голода. Это говорит о том, что конфликт найден и проработан. И это – чудо, что можно изменять сегодняшнюю реальность и улучшать жизнь, проработав травмы прошлого. Именно с этого необходимо начинать каждому, кто собирается рожать, воспитывать или обучать детей.

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста.
Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, , Telegram.

Елена Гаврилова

Последствия пережитого насилия

Насилие всегда приводит к ощущению униженности. А если человек после пережитого опыта насилия сталкивается еще и с обвинением и стыжением со стороны общества, то это переживание униженности усиливается. Это в итоге часто приводит к разрушению у этого человека чувства собственного достоинства.

Сложности с установлением личных границ.

В результате пережитого насилия человек начинает путаться, как с ним можно, а как нельзя, чего он хочет, а чего не хочет, за что отвечает он, а за что несут ответственность другие люди. В итоге ему сложно отстаивать и защищать свои границы. Либо, плохо чувствуя свои границы или боясь повторения опыта вторжений, человек устанавливает слишком жесткие границы между собой и другими людьми.

  • Слишком агрессивное поведение (при идентификации с агрессором) или запрет на агрессию (при идентификации с жертвой).
  • Склонность к сильному, токсическому стыду и токсичному, необоснованному чувству вины.
  • Отсутствие ощущения базовой безопасности, базового доверия к миру и к другим людям. Установка на то, что мир опасен и враждебен, приводит к либо появлению сильного страха перед людьми, который мешает развиваться и выстраивать отношения. Либо к невозможности вообще почувствовать страх. Из-за чего человек лишается возможности распознавать угрозу и опасных для себя людей. Также эта установка приводит к усилению чувства одиночества. Которого у людей, переживших насилие, и так достаточно много из-за виктимблейминга со стороны общества. Из-за того, что мало возможностей обсуждать с другими то, что с ними произошло, не нарвавшись на очередные обвинения.
  • Одиночество, избегание близких отношений или отношения выстраиваются по насильственному сценарию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: