Что делать после того, как ребенок падает?

Много проигрывать — вредно!

Проигрыш – это урок, это тренировка, это опыт… Но, не будем лукавить, – опыт негативный.

Каждый проигрыш – это микроскопическая капля в чашу нашей неуверенности в себе, это очередная порция непродуктивных сомнений, это просто неудача

В гомеопатических дозах все это полезно: нет лучшего способа развить разумную осторожность, чем разбитая коленка. Но ребенок, который «разбивает коленки» каждый день, в конце концов, будет бояться ходить!

Поэтому организуйте ребенку достаточное количество побед (поражения найдут его сами), чтобы он не потерял вкус к состязаниям как таковым. Оптимальная пропорция побед/поражений для каждого ребенка своя, но побед должно быть больше – это общее правило.

Не забывайте хвалить ребенка за победы (даже если он обязан ими удачно брошенному кубику), и обязательно обдумывайте вместе с ребенком, какую пользу можно извлечь из поражения. Пусть удача не всегда на его стороне, но мама – всегда!

14.04.2017

  
  о детях от 4 до 7 лет, ребенок и родители, взаимоотношения с окружающими  Другие статьи автора

Проигрыш или поражение?

На самом деле вопрос глубже, чем кажется на первый взгляд. Да, мы часто употребляем эти слова как синонимы, но, если задуматься,

Теперь изменится если не вся жизнь, то, во всяком случае, значительная ее часть – и совсем не так, как планировали.

Так что точная реакция родителя должна следовать сразу за предложением «поиграть в интересную игру», а вовсе не когда ребенок неадекватно воспримет ее итоги

Если вы начинаете играть с малышом, обязательно обратите его внимание на то, что суть происходящего в процессе, что весело и интересно передвигать фишки на игровом поле, или догонять друг друга, или ловко прятаться

Что делать вначале

Если ребенок падает с кровати, важно сохранять спокойствие. Пока у ребёнка не закрылись роднички (большой на середине темени и малый на затылке), они, в случае удара защитят малыша от перелома черепных костей

Когда ребенок или малыш падает с кровати, важно оставаться спокойным и быстро оценить ситуацию. Немедленно позвоните в скорую помощь, не трогая ребенка, если:

Немедленно позвоните в скорую помощь, не трогая ребенка, если:

  • Он потерял сознание
  • Ребёнок неподвижен (до падения он был активен, возможно, ползал и переворачивался, после падения лежит без движения).
  • Появились судороги (ручки и ножки ребёнка непроизвольно подергиваются, дрожат веки).
  • Нарушилась координация. Этот симптом можно проследить у ребёнка, который уже умеет сидеть и производить действия с игрушками. Например, он до падения умело складывал предметы в какую-либо емкость, но после падения не может стоять или спотыкается через каждые 2-3 шага.
  • Рвота
  • Внезапная выраженная вялость и сонливость ребёнка.
  • Сильный плач
  • Кровь из носа (это может быть довольно опасное состояние, которое говорит о серьезной травме черепных костей. Кровянистые или, наоборот прозрачные выделения могут появиться из ушей).

Перемещение ребенка с травмой головы или позвоночника может вызвать серьезные осложнения

Однако, если ребенок находится в месте, где существует опасность получения дальнейших травм, его можно осторожно переместить в более безопасное место

Если ребенка рвет или у него приступ, осторожно поверните его на бок. Удостоверьтесь, чтобы шея ребенка была прямая, пока вы переворачиваете

Осторожно проверьте его, обращая пристальное внимание на его голову, на удары, ушибы или другие травмы. Проверьте остальную часть тела ребенка, включая руки, ноги, грудь и спину. Если вы видите повреждения, самим вправлять суставы, трогать или нажимать на кости нельзя ни в коем случае

К месту ушиба можно приложить холод – для этого подойдут любые продукты из морозильной камеры. Их нужно обернуть в мягкое полотенце и подержать там, где образовалось покраснение. Если есть рана, ее нужно обработать перекисью водорода, чтобы остановить кровь, наложить стерильную повязку и ждать приезда врача

Если вы видите повреждения, самим вправлять суставы, трогать или нажимать на кости нельзя ни в коем случае. К месту ушиба можно приложить холод – для этого подойдут любые продукты из морозильной камеры. Их нужно обернуть в мягкое полотенце и подержать там, где образовалось покраснение. Если есть рана, ее нужно обработать перекисью водорода, чтобы остановить кровь, наложить стерильную повязку и ждать приезда врача.

Если ребенок не показывает никаких видимых признаков травмы, наблюдайте за ним в течение короткого времени, чтобы убедиться, что ничего не меняется.

Как поддержать ребенка

Теперь мы поговорим о том, какие конкретно действия должны предпринимать родители в случае проигрыша ребенка на соревнованиях:

  1. Поговорить с ребенком о том, что он сделал хорошо, несмотря на то, что в итоге он проиграл.
  1. И ребенку, и самим родителям поиск положительных моментов, поиск того, что ребенок сделал действительно хорошо, даст огромный мотивационный заряд на будущее. Даже один хорошо выполненный элемент ясно дает понять, что ребенок, как минимум, не только хочет, но и может (то есть обладает талантом).
  1. Что-либо сделанное хорошо мы запоминаем во много раз лучше, чем сотня сделанного плохо. Именно поэтому мы помним, как уступили место в транспорте и нас за это поблагодарили — помним все в достаточно мелких деталях, и в то же время не помним десятки случаев, когда не уступали. Это классика психологии. Дайте ребенку запомнить хорошие моменты из соревнований!
  1. Разобрать вместе с ребенком то, как проходили соревнования, и найти основные проблемы.
  1. Это должны быть действительно фундаментальные проблемы. Те проблемы, которые мешают ребенку выступить лучше. Перед этим разговором лучше всего провести беседу с тренером, чтобы понять, что действительно ребенок делал не так (тренер разбирается в случившемся намного лучше вас, помните об этом). После того, как проблемы выявлены, следует разработать конкретный план по их преодолению. 1–2 основные проблемы — достаточно.
  1. Попробовать подготовить ребенка к поражению.
  1. Перед соревнованиями необходимо поговорить с ребенком о том, что он будет делать, если все-таки проиграет. Предположить, что на соревнованиях могут быть дети, которые готовы лучше, и выступают лучше. Если же вы, как родитель, не обладаете нужными знаниями и умениями в области подобных бесед, просто пропустите этот пункт.
  1. Самое главное во всем этом — научить ребенка перестать бояться поражения. Внушить ему, что поражение — не конец света, а лишь повод проанализировать собственные умения и повод двигаться дальше, готовиться и стараться для того, чтобы на следующих соревнованиях выступить намного лучше, чем сейчас.

Ситуация 4. Ребенок расстроен или обижен

Дети дошкольного возраста очень чувствительные. Когда ребенок чем-то расстроен, то может находиться во власти чувств и эмоций. В зависимости от возраста ребенка, способность понимать, что с ним происходит, меняется. Чем младше ребенок – тем больше он нуждается в участии взрослого, в признании и разъяснении того, что с ним происходит. В этом случае плачущему ребенку   необходимо помочь:

  • попробовать  выяснить, что могло его обидеть или расстроить.
  • разобраться, что предшествовало этой реакции. Маленький ребенок не в состоянии сам проложить причинно-следственную связь между событием и реакцией на него.

Чтобы помочь сориентироваться в ситуации, обращайте внимание на телесные проявления ребенка, когда он плачет. Например, грустный ребенок выглядит поникшим, а обиженный ребенок чувствует еще и злость, что делает его тело более напряженным

Игры, основанные на случайности. Что такое не везет, и как с этим бороться

Простейшие карточные игры, игры, основанные на бросках кубика – тут уж нужно быть настоящим шулером, чтобы обыграть его величество случай. И не надо этого делать! Во время игры старайтесь обеспечить соответствующую атмосферу: легкую, шутливую, непринужденную

Чаще обращайте внимание ребенка на какие-то смешные моменты, которые возникают на игровом поле: фишки «толкаются» на одной клетке, «догоняют» друг друга с шуточными угрозами, «отдыхают», пропуская ход… А вот на выигрыше или проигрыше акцент делать не нужно, просто кто-то первым добрался до финиша

Чему ребенок учится?

Очень важной вещи он учится! Уж точно не менее важной, чем знание шахматных правил: не все и не всегда зависит от нас, не всегда проигрыш – это наша вина, а выигрыш – наша заслуга. Бывает удачное и неудачное стечение обстоятельств, и нужно спокойно принимать как первое, так и последнее

В чем причина?

Для того чтобы научить свое чадо принимать правила игры и не бояться проигрывать, стоит разобраться, почему дети вообще так чувствительно относятся к поражению, если игра – это всего лишь развлечение?

Дело в том, что дети в возрасте до 9-10 лет находятся в состоянии «всемогущества». Они привыкли к тому, что в глазах окружающих являются центром вселенной и не понимают, что в жизни существуют определенные границы. Особенно ярко этот синдром проявляется у единственного в семье ребенка или же у любимчика, пользующегося привилегиями у родителей. Часто такие дети воспринимают себя слишком позитивно, имеют завышенную самооценку и в любых ситуациях привыкли добиваться своего. Проигрыш они считают покушением на собственный нарциссизм и настоящей трагедией, особенно если родители всегда требуют от них побед.

Победить в играх любой ценой – зачастую девиз ребенка и в многодетной семье, когда соперничество между братьями и сестрами имеет место во всех жизненных сферах.

Как научить ребенка проигрывать?

Когда ребенок не умеет проигрывать и сразу плачет, то стоит применять в воспитании следующие рекомендации.

Поясняйте, для чего проводится игра

Перед тем как начинать игру, важно пояснить малышу правила и что необходимо сделать, чтобы выиграть. Если ребенок будет знать все «подводные камни» игры, ему будет проще смириться с поражением, легче принять мысль о несправедливости проигрыша.
Создавайте комфорт во время игр

Тщательно выбирайте компанию и сам вид игры. Предлагайте играть в ту, которая интересна для малыша. А в гости приглашайте тех ребят, которые не вызывают у вашего сына или дочки негативные эмоции. Пусть детка во время игры чувствует себя комфортно и уверенно.
Поменяйте акценты. Проведите ассоциацию между игрой и тортом, на котором глазурь – это победа. Но получать наслаждение от торта можно и без сахарной глазури сверху.
Держите себя в руках. Когда ребенок начинает рыдать из-за того, что у него меньше баллов, чем у его соперника, вам стоит оставаться невозмутимым. Настройте себя на то, что подобное выражение чувств после поражение – это естественная реакция.
Проявите сочувствие и любовь. Расскажите, что вы понимаете и разделяете чувства. Обязательно уточните, что поражение – это вовсе не плохо и ваше отношение к любимому сыночку из-за этого не поменяется. Родители любить его меньше не станут, а его талант никуда не испарился, просто в игре не всегда все зависит от самого игрока.
Правильная реакция важна. Когда вы играете вместе с ребенком, сдерживайте собственную бурную радость, если у вас все выходит, а детка не в ударе. Пусть малыш поймет, что его чувства для вас чрезвычайно важны. Посмеивайтесь над собственными неудачами, но показывайте, что для вас они не важны. Просто подавайте позитивный пример.
Не скупитесь на похвалу. В случае победы малыша, не стоит указывать ему на его прошлые неудачи: «Вот видишь, ты выиграл. И не стоило прошлый раз реветь». Или наоборот, никак не реагировать на успех своего ребенка. Не стыдитесь проявлять свои эмоции, скажите ему, как вы счастливы его победе. Постоянно указывайте, что игра – это не только возможность выиграть, но и радость от общения с друзьями и от самого процесса игры.
Давайте возможность проиграть. Например, российский психолог Елена Петрановская во время лекции – консультации по теме: «Кризис семилетнего возраста» рассказала, что не нужно специально поддаваться и имитировать неудачу, чтобы превознести заслуги ребенка. Так вы только сформируете неправильное отношение к конкуренции. Рано или поздно его все равно ожидает неприятный осадок от проигрыша и сейчас ваша задача развить у него упорство, терпимость умение использовать в игре стратегию. Она утверждает, что одним из главных страхов ребенка в возрасте 7 лет, является боязнь проигрыша или неудачи. Без умения проигрывать малышу будет сложно во взрослой жизни. Ведь у него не будет опоры, которая могла бы ему помочь смириться с ролью проигравшего и идти дальше.

Что нельзя делать родителям

Итак, чего не должны делать родители, если их ребенок проиграл на соревнованиях:

  1. Не занимать позицию «аутсайдеров».
  1. Позиция «аутсайдеров» выражается в классических фразах «Да брось ты, это все ерунда!», «Не переживай так сильно, это всего лишь соревнования». Такая позиция может негативно сказываться на личном опыте ребенка-спортсмена (не забывайте, что ребенок, выступающий на соревнованиях, временно изменяет собственное Я-состояние с ребенка-школьника (в школе) или ребенка-ребенка (дома) на ребенка-спортсмена).
  1. Не обманывать ребенка и не создавать вину, перекладывая ее на других.
  1. «Это не ты проиграл, это тебя судьи засудили», «Да наверняка этот Вася, который тебя опередил, допинг употребляет! Пойдем и тебе допинг купим — мороженое», «Ты был лучше всех, просто судьи слишком глупые и не поняли этого». Позиция родителя-лжеца или родителя-судьи негативно сказывается на жизненные взгляды ребенка и может стать причиной необратимых изменений в его характере в краткосрочной и особенно в долгосрочной перспективе.
  1. Не говорить «не повезло».
  1. У спортсменов есть поговорка «Везет тому, кто везет», и в ней заключается вся «спортивная» правда — выигрывает тот, кто работает, а уповать на везение — дело последнее.
  1. Ребенок, который согласится с тем, что ему просто «не повезло» не будет в себе ничего менять. Он будет терпеливо дожидаться следующих соревнований, уповая и будучи уверенным в том, что в этот раз ему «повезет». Но такой настрой не имеет ничего общего с настоящим спортом и характером спортсмена. Ребенку следует объяснить, что любое его неудачное действие — следствие вполне конкретной ошибки.

Итак, мы договорились о том, что родители должны вести себя так, как и должны себя вести добропорядочные и честные люди: не обманывать ребенка, не обвинять других без причины, не принижать собственные достоинства.

Как научить ребенка адекватно воспринимать проигрыш?

Не ругайте и не осмеивайте ребенка за его проигрыш, а наоборот дайте ему понять, что вы его любите и гордитесь им, несмотря ни на что. Не сравнивайте его с теми, кто оказался сильнее, а отметьте его старания, похвалите за борьбу в игре, за то, что он не сдался, а дошел почти до самого конца. Объясните ребенку, что в игре намного важнее участие, а не победа и что все соревновавшиеся, а не только победитель – молодцы, и никогда не используйте такие слова, как «выбывший», «вылетивший», «проигравший» и тд. Будет здорово, если вы придумаете утешительные призы для проигравшего, только постарайтесь, чтобы они были не хуже, чем призы для победителя, иначе ребенок все равно почувствует, что оказался хуже, чем кто-то другой.

Дети всегда берут пример со своих родителей, поэтому продемонстрируйте собственным поведением, что проигрыши можно воспринимать без злости и обиды. Если вы проиграли, скажите: «Значит, мне повезет в другой раз» или «В следующей партии я придумаю новую стратегию и обязательно выиграю». Внесите веселую нотку в поражение словами «Ну и что, что я проиграла, зато я – самая добрая мама на свете, правда?».

Если вы играете с ребенком один на один и оказываетесь победителем, поддержите маленького проигравшего словами «Мне было очень тяжело играть с тобой», «Эта победа далась мне нелегко», «С каждым разом мне все труднее тебя победить!». Ну а потом можно предложить ему поиграть в другую игру – в ту, где он точно окажется победителем. Это, к примеру, могут быть «Крестики-нолики» или «Камень-ножницы-бумага», так как в этих играх поражения быстро сменяются победами и наоборот, и ребенок начинает воспринимать проигрыш как временную и незначительную неудачу.

Следуя этим простым советам, вы постепенно научите ребенка спокойно принимать свои поражения и воспринимать их как ступень к дальнейшему совершенствованию своих навыков.

Виктория Котлярова

Конфликтен ли ваш ребенок?

Дети не могут управлять своим гневом и идти на уступки. «Я-родитель» предлагает вам пройти тест на определение уровня конфликтности своего чада и узнать, какая помощь нужна ему со стороны взрослых.
Пройти тест

Поражение. То, что нас не убивает

Игра и есть игра – она закончится и тот, кто поставил шах, и тот, кто не сумел на него ответить, снова станут друзьями и начнут новую партию. Совсем другое дело, если на кону… ну, пусть не корона, но спортивный разряд, поездка на соревнования, прием в музыкальную школу. Словом, когда итог важен, а поражение – принципиально?

Чем важны родители в этой ситуации? Кроме того, что они демонстрируют столь важное для ребенка абсолютное приятие (мы любим тебя очень сильно, вне зависимости от того, проиграл ты или выиграл), они должны показать «свет в конце тоннеля», отвлечь от проигрыша и открыть перспективу, где, несомненно, будут многочисленные победы. Да, ты проиграл, но…

  • Как быстро ты бежал! Все были удивлены и восхищены, и твои друзья, и твой тренер. Да, ты проиграл, но если ты и дальше будешь так улучшать результаты, то в следующий раз непременно выиграешь!
  • Да, на этой конференции все соперники гораздо опытнее тебя, но твоя работа была неплоха. Теперь ты знаешь, как ее улучшить, и на районном фестивале она точно возьмет первый приз!
  • Что ж, жаль, что ты не попал на московский чемпионат, но сейчас для тебя будет намного полезнее съездить на соревнования в Томске.

Это не конец света, а просто очередная ступень, к тому же ведущая вверх, а не вниз – вот что нужно донести в этот момент до ребенка.

Чему ребенок учится?

Планированию: ставить дальние цели и следовать по выбранному пути, который, к тому же, вовсе не прямая – «кратчайшее расстояние между двумя точками», а особая дорога, которая подходит только ему одному.

Ситуация 4. Ребенок нуждается во внимании

Плач – это один из действенных способов привлечь к себе внимание. Есть дети, которые не умеют по-другому позвать к себе взрослых

Тогда в любой момент, когда они нуждаются в присутствии родителя, начинают плакать. В такие моменты ребенок чувствует себя одиноко и переживает тревогу, что его все оставили

Важно возвращать таким детям ощущение связанности, родства. В таком случае родителям рекомендуется проводить больше времени с детьми:

обнимайте ребенка чаще – дети через тактильный контакт получают признание себя существующими и любимыми;
если вы вынуждены уходить надолго, всегда говорите ребенку, когда вы вернетесь, и возвращайтесь в срок.
обучайте детей разным способам связи

Например, придумывайте совместные ритуалы и неизменно следуйте им. Это создает важное для ребенка ощущение безопасности.

Важно не забывать, что  во время сильного плача у детей часто сбивается дыхание, что затрудняет возможность проявиться эмоции снаружи и как следствие – быть пережитой до конца, а значит и успокоиться малышу сложно

Поэтому обращайте собственное внимание и внимание  ребенка на его дыхание. Это поможет в будущем ему самостоятельно саморегулироваться в моменты интенсивных переживаний

Например, можно сказать плачущему ребенку: «Ты можешь плакать, только дыши». Или: «Давай подышим вместе, чтобы помочь слезкам твоим». Можно также подышать вместе с плачущим ребенком, которому трудно успокоиться.

Что дает поражение

Поражение на соревнованиях — великолепная площадка для развития внутреннего мира ребенка. Ни одна победа не может дать ребенку столько пользы, сколько может дать поражение. И чем обиднее поражение, чем больше оно шокирует ребенка, тем лучше (это парадоксально, но это факт). Негативная почва, рождающаяся после поражения на соревнованиях, словно мы «размягчает» внутренний мир ребенка. Поражение может временно, кратковременно превратить достаточно сформировавшегося 10-летнего ребенка вновь в 2—3-летнего малыша, чрезвычайно податливого к учению и внушению.

Проигравшего ребенка можно сравнить с камнем, вдруг превратившемся в пластилин — это тот период (очень кратковременный), в который правильный подход со стороны родителей может дать ребенку гигантский пласт полезных качеств и знаний. Период после поражения на соревнованиях наилучшим образом подходит для воспитания новых качеств и оттачивания старых. И родители должны воспользоваться этим шансом для того, чтобы сделать ребенка умнее, сильнее, крепче и закаленнее.

Детская капризность как следствие неправильного воспитания

Наиболее распространенными типами нарушения воспитания детей, что приводит к возникновению капризности, являются гиперпротективный (разрешительный) и гипопротективный (запретительный). Крайне неблагоприятным для детской психики является попеременное сочетание обоих из них (когда один родитель разрешает все, а другой запрещает).

Гиперпротекция приводит к тому, что ребенок практически не понимает запретов и любой из них вызывает у него буйный и продолжительный протест. Настойчивые попытки ввести такого ребенка «в рамки» приводят к припадкам, напоминающим истерические (синеют губы, дыхание становится прерывистым, движения теряют скоординированность). Зачастую родители пугаются столь грозных проявлений и отказываются от своих попыток, чем еще больше усугубляют ситуацию.

Гипопротекция, то есть постоянные запреты приводят к тому, что изначально ребенок пытается соблюсти все запреты и угодить родителям, но вскоре начинает чувствовать сильнейший психологический комфорт и буквальное желание выйти за рамки, восстать против привычного. Таким образом, уже с другой стороны, но развивается все тот же протест, капризное поведение, которое еще больше раздражает родителей, которые в свою очередь обычно продолжают запрещать, на этот раз капризы. Этот замкнутый круг может длиться годами, существенно коверкая психику ребенка.

Не менее опасной почвой для развития детской капризности является внутрисемейная дисгармония. Конфликты между матерью и отцом, женой и свекровью и т.п. не остаются незамеченными детьми. Ощутив и влившись в таким образом построенные семейные отношения, ребенок начинает использовать членов своей семьи удобным для себя образом. На первый взгляд может показаться странным, что маленький человек быстро ориентируется, что и как можно обыграть на пользу себе, однако разрозненность во взрослых отношениях на практике остается популярным объектом для манипуляций со стороны малыша.

В данном случае крайне необходимо работать над эмоциональной атмосферой в семье, не исключены консультации психотерапевтов.

Что делать, когда ребенок капризничает?

Можно придерживаться той точки зрения, что ребенок перерастет возраст капризов. Можно полагать, что его нервная система дороже и потаканием сокращать длительность переживаний. Однако наиболее верным алгоритмом действий являются подобные ниже приведенным:

не реагировать на крики и плач ребенка — как бы сложно это не было, но необходимо сохранять спокойствие и некое безразличие;
оставить малыша наедине с самим собой, что тут же лишает маленького манипулятора возможности производить впечатление, он успокоится уже лишь от того, что не увидит сокрушающегося над его действиями родителя;
не кричать на ребенка, не переходить на его же методы — в противовес происходящему нужно соблюдать все ту же выдержку и хладнокровие, возобладать над своими эмоциями;
придерживаться своей изначальной точки зрения и объяснять ее спокойным тоном ребенку — «нет» означает «нет», а необходимость послушаться родителя должна быть выполнена;
аргументируйте свою точку зрения — пресекайте детские капризы не словами «Так нужно и точка!», а основательным объяснением своей правоты и демонстрацией уважения, однако несогласия с мнением малыша;
уделяйте ребенку внимание и демонстрируйте любовь — речь идет не об удовлетворении любой его прихоти, а о родительском объятии и напористых словах любви вопреки отказу в желании;
не балуйте и не перебарщивайте с опекой — с малых лет закладывайте в основу детской личности самостоятельность и ответственность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: