Как вести себя родителям в этот период
Родители не должны расстраиваться из-за частого плача ребенка. Маленькому человеку сложно поспевать за стремительно растущим организмом. Увеличивающиеся в размерах кости и мышцы могут вызывать неприятные тянущие ощущения у ребенка. Маме не нужно искать скрытые болезни и лекарства от них.
Если родителям удастся сохранить самообладание и не превратиться в комок нервов, ребенку будет гораздо проще пережить каждый свой кризис. В это время мама может:
- чаше выходить на улицу в хорошую погоду, чтобы отвлечь малыша от его сложных тренировок;
- ласково разговаривать с грудничком, не допускать резкого тона;
- чаще обнимать ребенка, чтобы он чувствовал поддержку родных.
Важно! Труднее всего приходится маме, которая в кризисные для младенца дни должна успевать справляться с домашними делами. Поэтому именно в эти моменты маме требуется помощь папы
Второй скачок роста — познание своего тела
8–9-я недели (пик 8-я неделя)
Лейтмотив: «Вот я какой!»
Что теперь умеет малыш:
держит голову, поворачивает ее, следя за предметом;
обнаруживает, что у него есть руки, ноги, внимательно их изучает;
различает звуки, вкус, запахи;
удерживает игрушку в руках;
пытается перевернуться со спины на живот и обратно;
ему любопытно все, что двигается;
громко заявляет о себе, привлекая внимание.
Особенности поведения
Мир стал для карапуза настолько большим и разнообразным, объем информации так велик, что это приводит его в замешательство. Где спасение? Конечно, рядом с мамой. И если познавать все, то только вместе с ней. Вот он и требует ее постоянно и так рад, когда она реагирует на него.
Что делать родителям?
Берите на руки малыша и носите по квартире, вынимайте из коляски на улице, показывайте различные предметы, людей, объясняете, что и кто это. Давайте крохе в руки игрушку. Пусть он изучает себя. Перебирайте с ним пальчики, прикасайтесь к его ушкам, носику, глазкам, показывайте их на себе и произносите, как все называется. Реагируйте на то, что кроха произносит, отвечайте, давайте ему понять, что вы его слышите. Разговаривайте с ним о том, что видите и делаете. Включайте музыку, спокойную классическую, когда малыш засыпает или беспокоится и капризничает, можно подобрать записи шума моря, пения птиц. В период бодрствования попробуйте что-то ритмичное. Но не навязывайте ему то, что нравится вам. Наблюдайте за тем, к чему проявляет интерес сам малыш, и следуйте за ним. Расширяйте горизонты, которые важны именно ребенку.
Совет психолога:
В 6–7 недель происходит так называемое зрительное развитие руки, ребенок начинает внимательно смотреть на свои пальцы, кулачки. Он еще не понимает, что они его. Он не должен находиться все время на руках мамы, хотя этого-то ему и хочется. Так кроха и правда видит много чего интересного, но в этом случае у него медленно происходит зрительное открытие руки. Его нужно обязательно класть полежать. Тогда уже месяца в три он сможет сам держать погремушку и рассматривать ее сознательно.
Десятый скачок роста — мир систем
72–75-я недели
Лейтмотив: «Я, ты, мы, они»
Что теперь умеет малыш:
-
начинает проявлять гибкость в применении принципов и примеряться к обстоятельствам. В этом возрасте начинается формирование совести;
-
понимает, что его действия приводят к определенным событиям, что он обладает властью над вещами, способен принимать решения;
-
отмечает, что другие люди имеют отличные от его предпочтения;
-
замечает различия между своими и чужими;
-
рисует окружающие предметы, себя.
Особенности поведения
Более возбудим, хочет находиться с мамой все дни напролет. Порой ребенок может показаться вам просто невыносимым в своей настойчивости.
Что делать родителям?
Дайте выход его энергии. Дурачьтесь вместе, устраивайте шумные игры, пускайте мыльные пузыри, бегайте. Это период, когда ребенок выбирает, что ему интересно. Будьте внимательны, наблюдайте, пытайтесь разобраться, какими способностями и склонностями он наделен. Поощряйте его новые умения и интересы. Позвольте ребенку познакомиться с разнообразными системами. Сейчас он стремится к порядку — дайте ему возможность насладиться этим: купите пазлы, объясните, как их собирать.
Совет психолога:
Когда пошел годовалый ребенок, видно, что он бежит, куда его ноги несут — под ним земля вертится. А полуторагодовалый конкретно двигается из пункта А в пункт Б, у него есть четкий маршрут. Он может споткнуться по дороге, но он понимает, куда ему надо. Это качественно другой уровень.
Питание ребенка в 6 месяцев
Основным продуктом питания ребенка в этом периоде остается грудное молоко, если он не находится на искусственном вскармливании. В это время ребенку начинают вводить первый прикорм. Обычно родители начинают с различных безмолочных каш, овощных и яблочных пюре. Ни в коем случае нельзя начинать кормить малыша ягодами, яркоокрашенными фруктами и цитрусовыми.
Знакомство с новыми продуктами нужно начинать постепенно, а маме желательно вести дневник прикорма. Новое блюдо давать ребенку перед основным приемом пищи по пол чайной ложки. Обязательно нужно следить за состоянием здоровья малыша, в случае обнаружения сыпи и расстройства пищеварения продукт отменить.
Если знакомство с новым блюдом прошло успешно, через неделю вводится новый продукт.
Как справиться с кризисом 1,5 лет?
Нервная система малыша в этот период находится в постоянном напряжении, нет сомнений, что он переживает этот кризис не меньше, чем родители. Как же пережить это время с пользой для психики крохи?
В этот период сон ребёнка может ухудшиться. Его сложно уложить спать, беспокоят частые пробуждения. Это связано с нервным напряжением и родителям нужно помочь малышу успокоиться заранее. Если ваше чадо любит гулять, проводите больше времени на улице, играйте в подвижные игры, чтобы малыш успел потратить энергию.
Заранее, как минимум за час до сна, начинайте предупреждать малыша, что скоро спать. Например, скажите: сейчас погуляем, пойдём домой, покушаем, переоденемся в пижаму и ляжем спать. Напоминайте постоянно, возможно, когда придёт время сна он и не согласится с этим, но уставший и предупрежденный примет это спокойнее.
Во время скачка развития кроха может требовать к себе больше внимания, просить, чтобы мама с ним постоянно играла. Отнеситесь к этому проще, не думайте, что вы идёте у него на поводу, скоро это пройдёт. А пока проводите больше времени с ребёнком, играйте, предлагайте новые занятия. Больше позволяйте. Хочет есть сам, позвольте, пусть даже большая часть еды при этом окажется на полу.
Разумеется, это не касается вещей, которые запрещены и опасны. И если он хочет играть с ножом, сколько бы слёз и истерик ни было, разрешать этого нельзя. Если слёз избежать не удалось, позвольте малышу поплакать, при этом не оставляйте его одного, приласкайте, скажите, что любите. Ничего страшного, это естественно и ребёнку иногда нужно выплакаться. Отвлекайте, заинтересовывайте. Например, если не хочет гулять, скажите, что на улице с ним хотят поиграть голуби. Не хочет домой, напомните, что дома скучает любимая игрушка.
Главное, мама должна помнить, что скачек развития говорит о том, что ребёнок растёт и развивается нормально. И вы просто должны помочь ему пережить этот период и научиться новому
Поэтому важно, чтобы родители были спокойны, ребёнок это чувствует и сам при этом успокаивается
Чем занять малыша?
В этот период ребёнку может понравиться:
- танцевать,
- играть в прятки, догонялки,
- играть в ролевые игры с участием мягких игрушек,
- играть с воздушными шарами и мыльными пузырями,
- играть с мячом,
- лазить по различным предметам,
- кормить птиц,
- клеить наклейки, рисовать, лепить.
Продолжительность кризиса для каждого малыша может отличаться, обычно он проходит в течение месяца. Когда этот период закончится вы увидите, что кроха опять стал спокойным и весёлым. Теперь, в привычных ситуациях он ведёт себя иначе. Больше интересуется другими детьми, научился проявлять сочувствие и сопереживать. Но нужно набраться терпения, кризис полутора лет – лишь репетиция более серьёзной перестройки детской психики – кризиса 3 лет.
Развитие ребенка в 3 месяца и как ему помочь освоить новые возможности
Первое, что нужно делать чтобы малыш освоил мир плавных переходов — как можно больше с ним разговаривать, повторять звуки которые он произносит и, возможно, начинать учить первым словам
Речевое взаимодействие со взрослыми в этом возрасте невероятно важно.
Если ребенок пытается завести с вами разговор — непременно ему ответьте, не оставляйте инициативу без внимания. Некоторые мамы считают, что живое общение можно заменить просмотром радио, телевизора или прослушиванием аудиокниг
На самом деле это ошибочное мнение, ведь со стороны гаджетов, какими бы они не были модными и современными, нет ответной реакции.
После скачка 12-й недели ребенок начинает не только плакать, но и визжать — от радости, привлекая к себе внимание или по другим причинам. Такие проявления также нельзя оставлять незамеченными — ведь иначе малыш не поймет, что его голос привлекает внимание окружающих и вызывает ответные реакции.. Первое, чему нужно учить ребенка в этой сфере — брать предметы
Здесь непременно следует учесть, что малыш пока еще не умеет оценивать расстояния и его нужно мотивировать, располагая интересные вещи на близком расстоянии, чтобы он без труда мог до них дотянуться.
Кроме того, в это время он начинает понимать, что поверхности могут отличаться друг от друга с тактильной точки зрения. Старайтесь давать потрогать ему игрушки из разных материалов и непременно описываете что, малыш ощущает прикасаясь к ним словами.
Первое, чему нужно учить ребенка в этой сфере — брать предметы. Здесь непременно следует учесть, что малыш пока еще не умеет оценивать расстояния и его нужно мотивировать, располагая интересные вещи на близком расстоянии, чтобы он без труда мог до них дотянуться.
Кроме того, в это время он начинает понимать, что поверхности могут отличаться друг от друга с тактильной точки зрения. Старайтесь давать потрогать ему игрушки из разных материалов и непременно описываете что, малыш ощущает прикасаясь к ним словами.
Развитие самовосприятия
На этом этапе развития малыш изучает лицо и движения собеседника. Медленно водите перед ним руками из одной стороны в другую, постепенно он будет пытаться повторить Ваши действия.
Совершив скачок плавных переходов, малыш начинает более активно двигаться
Поэтому важно чтобы он хоть какое-то время проводил голышом — так проще освоить новое
После скачка 12-ти недель с малышом можно начинать играть. Однако делать это нужно не только медленно и спокойно, но и недолго, чтобы ребенок не успевал утомиться. Среди развлечений могут быть:
- самолет, когда взрослый поднимает ребенка, имитирует полет и потом плавно приземляет;
- горка, когда ребенок плавно съезжает по вашему телу, играть в эту игру удобно на кровати или в ванной;
- маятник — игра, заключающаяся в том чтобы посадить малыша на колени и качать его из стороны в сторону.
Возможны и другие игры. Главное чтобы движения совершаемые во время развлечений были не резкими и плавными.
Что касается игрушек, то арсенал их можно пополнить неваляшкой, колокольчиками с мелодичным звучанием, качалкой, маятником, фактурными мягкими игрушками из разных материалов и погремушками.
По книге Хетти Вандерейт и Франс Плой «Капризничает? Значит, развивается!»
12 неделя — мир мягких переходов
К 3 месяцам движения ребенка становятся более мягкими и точными. Он начинает замечать изменения вокруг: как меняется голос мамы, когда она поет, как в комнате становится темнее, когда солнце заходит за тучу. Мир становится более организованным для малыша.
К 4 месяцам формируются биологические ритмы ребенка, появляются первые признаки режима, происходит регресс сна. Ребенок становится сильнее и пробует выбираться из пеленки. Стоит следить, чтобы пеленание продолжало обеспечивать покой и комфорт, но при этом не создавало опасности. Убирайте пеленание, если малыш уже переворачивается на живот во время сна. Отрабатывайте перевороты, пока малыш бодрствует, чтобы во время сна он реже просыпался.
Кризис трех лет
Так называемый кризис 3 лет может произойти не строго в 3 года. Он имеет достаточно широкие временные границы. Время его начала и завершения может колебаться от 2 до 4 лет – это связано с индивидуальными особенностями отдельного ребенка. Также этому периоду характерны острые скачки с проявлениями, которые мало поддаются корректировке. От родителей потребуется немалое терпение и выдержка. Не стоит очень резко реагировать на истерики и капризы малыша (рекомендуем прочитать: как правильно реагировать на истерики ребенка?). Достаточно эффективным является в таких ситуациях метод переключения внимания. При очередном истерическом всплеске нужно постараться отвлечь кроху, заняв его чем-то другим, более интересным.
Как справиться с кризисом 1.5 лет?
Ребенок переживет этот кризис — можете быть уверены. Вопрос в том, как бы справиться в этот момент со своими нервами! И сберечь дорогие нервные клеточки :).
Самое главное, что я могу вам посоветовать — это больше времени проводить с ребенком. Качественно. Обязательно старайтесь понять, чего именно он хочет и удовлетворите его желание, если это не идет наперекор безопасности и жизненно важным принципам
То есть вы не дадите ножницы малышу, даже если он бьется в истерике, а стараетесь отвлечь его внимание, приласкать, обнять, спеть песенку. Мою дочку в этом возрасте лучше всего отвлекали красивые стихотворения, например, «Я пришел к тебе с приветом»
Кстати, это отличная возможность изучить что-то новое, чтобы заинтересовать малыша — жонглировать, танцевать, петь фальцетом, делать оригами или еще что-то.
Если же ребенок требует погулять подольше или кушать за общим столом, а не в своем стульчике, или достать из холодильника желаемое, то в момент кризиса 1.5 лет позвольте ему сделать это. Скоро, буквально через недельку, все встанет на свои места. Но пока малыш отчаянно хочет видеть, что в нем распознают личность, что он может делать, что захочет, что его не ограничивают. Представьте, как это вообще сложно: ты только-только узнал, что ты отдельная личность и волен выбирать: подчиняться или нет, кушать кашу или нет, идти на качели или на горку; и через пару недель ты осознаешь, что должен также соблюдать какие-то правила, которые, оказывается, все соблюдают! И где же граница между «я», «мы» и «они»? Как жить-то теперь вообще?!
Наверное, мы с вами уже и не сможем представить, каково это. Вот недавно муж учил меня кататься на велосипеде, и не мог объяснить, как поворачивать, потому что делает это много лет на автомате. А для меня было абсолютно непонятно, как повернуть так, чтобы не упасть — объясни, помоги. Именно этого и ждут от нас наши дети, и если мы уже не в состоянии понять, как можно чего-то не знать и не уметь, то должны хотя бы поддержать.
Поэтому терпения и еще раз терпения! Вы обязательно справитесь. Желаю вам пережить кризис 1.5 лет с минимальными потерями, потому что этот скачок роста — последний. Осталось потерпеть совсем чуть-чуть. Следующий кризис уже именуется кризисом трех лет, правда, у некоторых деток он начинается уже около двух. Кстати, дальше кризисы будут все реже и реже, однако по мощности — гораздо сильнее. Возможно, для кого-то из вас предстоит в скором времени перенести кризис среднего роста у своего мужчины, а это вообще ого-го! Не стоит забывать и о наших вторых половинках — им тоже нужна наша поддержка и опора.
Всего вам самого наилучшего!
Ваша Блогомамочка — Екатерина Ульянова
Что нового происходит в физическом и психоэмоциональном развитии в 2 месяца
Первый признак скачка 8 недели — это достаточно сильное увеличение окружности головы. Импульсы мозга приобретают совершенно иной характер, и мир для малыша становится не единым целым, а расписанным разными «узорами». Притом, это узоры не только в привычном для нас понятии — это и звуки, и вкусы, и запахи, и даже собственное тело. Не случайно малыш именно в это время неожиданно начинает рассматривать свои ручки, фиксировать положение тела и даже строить первые гримасы.
Итак, что же приходит в жизни ребенка вместе с новым видением мира? Скачок 8-й недели (2 месяца) затрагивает практически все сферы, что для малыша особенно трудно в психоэмоциональном плане — объем информации, который он получает, очень большой, и справиться с ним не так просто.
Что умеет делать ребенок в 2 месяца
- когда малыш бодрствует и находится в хорошем расположении духа он может самостоятельно удерживать голову;
- появляется возможность поворачивать голову вслед за каким-либо предметом или в сторону звука;
- малыш делает попытки переворачиваться с бока на спину или живот;
- активно дрыгает ручками и ножками;
- помогает Вам подтянуть себя в положение «сидя» и даже «стоя»;
- лежа на животе начинает опираться руками о плоскость, а также поворачивать голову по сторонам;
- начинает «строить мордочки», на лице появляются эмоции и гримасы.
Также в этой сфере могут происходить другие изменения, в соответствии с индивидуальным темпом развития ребенка. Они наверняка не останутся незамеченными родителями.
Сфера «что я могу брать, трогать и чувствовать»
- малыш начинает бить по висящим над ним игрушкам руками или даже ногами. Если раньше мобиль его интересовал постольку поскольку, то теперь это развлечение становится одним из самых любимых;
- появляются первые попытки дотянуться до понравившейся игрушки и даже получается сжать в руке ту, которую в нее положили заботливые родители;
- начинает ощупывать и трогать игрушки, словно медленно их изучая.
Некоторые малыши могут делать что-то еще, это зависит в большей степени от индивидуальных особенностей.
Сфера «что я могу видеть»
первое, что открывает для себя малыш и внимательно рассматривает во время 8-недельного скачка — это свои части тела: руки, стопы и колени;
кроме того, теперь он внимательно наблюдает за людьми, которые находятся в комнате и занимаются своими делами, непрерывно передвигаясь в пространстве;
дети, которые играют в комнате, теперь не просто привлекают ребенка — они приводят его в восхищение;
появляется новая сфера интересов — мультики
Правда, на данном этапе малыша интересует не столько сюжет, сколько смена картинок на экране;
малыш активно начинает наблюдать за происходящими вокруг движениями: движение занавески в комнате или листвы на улице, пламя свечи и так далее;
появляется интерес к магазинным полкам и витринам, а также блестящей одежде, пуговицам и прочим ярким, привлекающим внимание вещам;
малыша привлекает мимика лица мамы и других взрослых — он может довольно долго наблюдать за тем, как кто-то разговаривает или жует;. Также малыша может привлекать что-то другое
Заметить его предпочтения и следовать за ними, в любой сфере — одна из главных задач мамы на этом этапе развития.
Также малыша может привлекать что-то другое. Заметить его предпочтения и следовать за ними, в любой сфере — одна из главных задач мамы на этом этапе развития.
Как помочь ребенку пережить скачки развития
Представьте, что вы неожиданно проснулись на чужой планете и вокруг — новый, совершенно неизведанный мир. Вряд ли при этом удастся чувствовать себя комфортно. То же самое случается с малышом, переживающим скачок психоэмоционального развития — новые эмоции, новые впечатления, новый взгляд на привычные вещи. Все вокруг неожиданно меняется.
Надежной опорой остается только мама, поэтому не стоит обижаться на ребенка за то, что он стремится быть рядом с вами, капризничает, просится на руки и требует внимания. В данной ситуации проявить терпение должны именно родители — ведь они не только старше, но и мудрее.
Старайтесь не только быть рядом с ребенком, но и поддерживать все его начинания. Возможно, именно так вы поспособствуете развитию уникальных способностей, которые в дальнейшем назовут талантом. К слову, будущие гении уже с детства проявляют себя и скачки развития у них проходят гораздо острее, чем у других сверстников. Правда, не стоит забывать о том, что совершать открытия самостоятельно всегда сложно
Поэтому можно аккуратно направить малыша и его внимание в нужном направлении. Ведь кто как ни мама чувствует его лучше других, на подсознательном уровне?
И еще один момент. Лояльно относитесь к тому, что график и распорядок дня после каждого скачка неожиданно меняется. В какие-то периоды ребенок захочет больше играть, когда-то наоборот — заниматься и «читать» книжки с мамой. Поэтому не нужно слепо следовать распорядку. Ребенок — это не ТВ-программа, где все четко и в определенное время.
Новая способность — новый мир!
После того, как ребенок становится беспокойным и капризным, родители начинают внимательнее за ним наблюдать и неожиданно вдруг замечают, что у него появились новые знания и навыки. То, чего раньше не удавалось добиться даже после долгих изнурительных занятий, например, научить собирать пирамидку или искать соответствующие картинки, приходит словно само собой.
Кроме этого, приятный бонус — после того, как малыш совершил новый скачок, он вновь становится веселым и активным, комфортно существуя на ставшем привычным для него уровне, проявляет самостоятельность, активно применяя новые навыки на практике. У мамы наступает «затишье и покой». Правда, так будет продолжаться недолго — ровно до того момента, как мозг не созреет для перехода на следующую ступень.
Личный опыт
Я от Макса за прошедшие 1,5 года получила бурю эмоций, капризов и истерик. Реагировала на них тоже далеко не спокойно. Сейчас я мастер спокойствия и понимания 50 уровня)))) Все думала зубки у нас режутся и магнитные бури. И никто ведь не подсказал. Особенно ярко выражены эти скачки у чувствительных, эмоциональных и темпераментных детей.
Ближе к году это истерики «мама не горюй», с неотпусканием в туалет, жуткими криками на морозе в -20 и дома если хотя бы что-то не так, как он думал, целыми днями на ручках…к году то я, конечно, подкачалась, а вот моя психика не успела.
Спокойные ангелочки в эти периоды могут лишь немного похныкать и мама не видит ничего особенного в их поведении.
Очень надеюсь, что вы эту статью прочтете вовремя и вам эта информация пригодится) Все же проще осознавать, что это какие-то скачки, а не ваш ребенок пытается вас свести с ума!
По книге Хетти Вандерейт и Франс Плой «Капризничает? Значит, развивается!»