Сроки введения прикорма

Итак, пищевой интерес – что это?

По большому счёту это проявление двух важных моментов:

  • ребёнок стремится быть ориентирован на взрослого;
  • его пищеварительная система созрела для знакомства с новой пищей.

До 6 мес. мы стараемся кормить только грудью, без лекарств, добавок, ферментов и т. д. Думаю, вы слышали такой термин «исключительно грудное вскармливание» — вот так и нужно постараться сделать.

У большинства детей именно в период между 6 и 7 месяцами появляется желание залезть в мамину тарелку, перехватить ложку или добраться до куска яблока, сушки, груши, если Вы её кушаете при ребёнке. Это и есть пищевой интерес! Ребёнок буквально сигналит – «ХОЧУ! Я готов! Дай мне тоже попробовать!»

Вот в этот период и оптимально начинать прикорм. Раньше в силу каких-либо личных обстоятельств тоже можно, но лучше всё равно идти маленькими шагами, не заменять грудные кормления прикормом и не стремиться увеличивать порции – иначе аппетит совсем пропадёт.

У детей до года на восстановление пищевого интереса уходит от 2 до 4 недель. Если ребёнок плохо ест в год, то восстановление аппетита займёт от 3 недель до 1,5-2 месяцев! Чем старше, тем сложнее – поскольку уже и социальные факторы накладываются, и характер, и привычки.

Старайтесь сразу всё сделать во время и правильно!

Полезное по теме:  5 ВРЕДНЫХ СОВЕТОВ МАМАМ ГРУДНИЧКОВ О ПРИКОРМЕ

Медицинские причины нарушения аппетита у маленьких детей

Можно выделить пять основных и самых распространенных медицинских причин нарушения аппетита у детей.

Причина 1. Пищевые аллергии и непереносимости

Пищевые аллергии и непереносимости могут не проявляться внешне, проходить достаточно скрытно, но наносить урон детскому организму и приводить к тому, что ребенок не хочет есть. К ним можно отнести непереносимость глютена и казеина. Они не видны внешне, но данные проблемы приводят к разрушению стенки кишечника, эти причины влияют и на аппетит, и на поведение ребёнка (у ребенка наблюдаются плаксивость, раздражительность и т.п.). У детей с аутизмом подобная причина наблюдается очень часто.

При этом даже самые безобидные аллергии, проявляющееся лёгкой сыпью у некоторых деток могут вызвать практически полное отсутствие желания есть (напоминаю, так реагирует организм ребенка). Поэтому консультация у аллерголога в случае проблем с отказом ребенка от еды также может быть необходимой.

Почему ребенок не ест прикорм?

Только представьте: 6 месяцев малыш питался грудным молоком или адаптированной смесью. Их вкус уже привычен и знаком крохе. А теперь мама пытается накормить его странной пищей: безвкусным кабачком или капустой. Конечно, ребенок не хочет есть предложенные ему «лакомства»!

Но помимо непривычных вкусовых ощущений существует множество причин, по которым ребенок отказывается от еды:

Грудничок не готов к прикорму.

Как определить готовность к прикорму?

  1. Ребенок интересуется тем, как вы едите (тянет ручки, просит еду из ваших рук).
  2. Может сидеть в стульчике хотя бы с опорой.
  3. У него отсутствует выталкивающий рефлекс (то есть он не выплевывает рефлекторно твердую пищу).

В этом случае нужно отложить начало прикорма на некоторое время, а затем попробовать ввести прикорм заново.

У ребенка режутся зубы.

Если у грудничка режутся зубы, он может отказываться от пищи. Твердая еда причиняет боль — воспаленные десны раздражаются и причиняют сильную боль малышу. Съев ложку каши ребенок может заплакать, отталкивать маму, отпихивать ложку.

Что делать?

Нужно временно отложить прикорм и возобновить его после улучшения самочувствия ребенка.

Даже если ребенку 9 месяцев, он вполне спокойно проживет на одном грудном молоке или смеси — за несколько дней он не потеряет в весе и не лишится питательных веществ.

Прикорм до года — всего лишь знакомство грудничка с пищей, а основное питание — это молоко или адаптированная смесь!

Ребенок болен. Если у малыша температура, или его что-то беспокоит — давать прикорм не только не нужно, но и опасно! Выясните причину недомогания младенца и отложите введение прикорма до улучшения самочувствия.

Невкусная еда.

Малыши в силу возраста не знакомы с солью, сахаром и специями. Однако даже при этом они понимают, что вкусно, а что не очень.

Грудничкам, питающимся маминым молочком в этом плане проще: через молоко они получают некоторое знакомство с запахами и вкусами «взрослой пищи».

Многие дети, находящиеся на искусственном вскармливании, получают однообразное питание и тяжелее переносят начало прикорма.

Что делать, если ребенок не ест прикорм по этой причине?

Пробовать готовить разные блюда. Конечно, тяжело разнообразить еду, когда готовишь пюре из кабачка или брокколи.

Однако и здесь есть варианты:

  • отваривать или готовить овощи на пару (разная степень обработки дает различные вкусы);
  • можно пробовать промышленные баночные пюре разных фирм, если ребенок не ест мамину еду.
  • Следите, чтобы пища была оптимальной по температуре: возможно, ребенку не нравится слишком холодная или горячая еда.
  • После первого прикорма, когда надо давать монокомпонентные пюре, придумывайте различные вкусовые сочетания: безвкусный кабачок и ароматная тыква, вкусный картофель и цветная капуста, интересный по вкусу зеленый горошек и шпинат…
  • В каши добавляйте фрукты и капельку сливочного масла — так еда покажется малышу более вкусной и сладкой.
  • Найдите нужную консистенцию: возможно ребенок не ест жидкие пюре, но захочет съесть мелко порезанные овощи. Или не хочет есть обычную кашу, и ее нужно вбить блендером для получения более нежной консистенции…

Почему пищевой интерес может не просыпаться?

  1. Возможно Вы ждете очень активных действий от ребёнка, а он у вас по темпераменту тихий — попросил один раз, руку протянул – не дали, ну и ладно – ушёл своими делами заниматься.
  2. Время усаживания за стол.

Лучше усаживаться с ребёнком за стол через 1-1,5 часа от его просыпания и при этом не кормить грудью сразу перед приемом пищи. Грудь — это что? Это и спокойствие, и уверенность, и питание! Некоторых детей грудь может сбивать.

  1. Ребёнок садится за стол всегда только с мамой, вдвоём.

Это на самом деле бич нашего образа жизни. Папа на работе, приходит поздно – когда малыш уже спит. Гости могут заходить редко. И получается, что мама одна должна воссоздать для ребёнка и конкуренцию, и большую общину, и показать, что еда — это ценность.

Подробнее об этих важных моментах организации питания смотрите в курсе Азбука прикорма: безопасное введение прикорма>>>

Для некоторых детей этот момент имеет первостепенное значение

Ребёнок видя маму за одним и тем же действием каждый день не чувствует важности этого события. Да и, если честно, посмотрите как мы едим, когда кушаем одни? Скорее всего быстро, без особого интереса, сильно не украшая и не накрывая стол: поели – убрали — помыли

Ребёнок ничего толком и не понял!

  1. Внутреннее ожидание от ребенка что «нужно есть…»

На эту тему можно отдельную статью  написать, но дети невообразимым образом чувствуют наше внутреннее состояние. Если мы внешне делаем всё верно, как я и рассказываю в курсе, но внутри сидит ощущение и мысль: «Ну когда же ты съешь эту тарелку супа? Почему опять ешь мало?», — не будет прогресса.

  1. Ешьте так, как едите какой-то запрещенный продукт, и не хотите им делиться.

Чтобы полностью прояснить для себя: как, что и в какой последовательности делать, чтобы добиться хорошего аппетита у ребёнка – смотрите курс по прикорму для мам деток от 4 мес. до 1 года.

На данный момент это лучшее решение!

Что ещё хочется сказать по поводу письма автора:

Слушать и переживать насчёт мнения бабушек не стоит – до года грудное молоко полностью способно обеспечить ребёнка всем необходимым!

НО! При этом не стоит расслабляться, т. к. в период между 7 и 9 мес. ребёнок должен решить очень важную задачу – научиться пережёвывать твёрдые кусочки и глотать их! Если мама пропускает это возраст – могут быть (не обязательно, но могут) сложности с твёрдой пищей.

Мне регулярно пишут мамы, которые вводили прикорм пюрешками и сейчас, когда ребёнку 1 – 1,5 лет, он не может есть твёрдую пищу: давится, плюётся, выталкивает.

Проанализируйте те причины, которые описаны в этой статье, может быть, исправив их, вы уже заметите, что ребёнок с большим интересом смотрит на взрослую еду.

Всему в природе отведено своё время!

Нужно ли заставлять ребенка есть?

Питание – одна из базовых потребностей человеческого тела. Сон, поход в туалет, еда – это основа основ.

Конечно, морить ребенка голодом ни в коем случае не нужно. Это — резкий способ вернуть аппетит. Инстинкт возьмет свое, если вы не лишаете ребенка пищи, а просто ставите рамки допустимого поведения, но вот нервов и вы и ребенок потратите много.

Мы пойдем более плавным путем.

Малыши-двухлетки плохо едят по двум основным причинам:

  1. физиологическая (они сейчас меньше растут, чем до года);
  2. и психологическая (изучать окружающий мир интереснее, чем сидеть над тарелками).

К тому же, у каждого из них свой вес, рост, скорость обменных процессов, энергозатраты. Учитывайте это.

И еще. Ребенок этого возраста прекрасно понимает: насытился он или нет.

Знайте! Поэтому, если на тарелке что-то постоянно остается, просто немного уменьшите порцию: возможно, вам просто кажется, что у вашего ребенка в 2 года плохой аппетит.

Но, если вы начнете войну за объемы, закармливая его, потому что «он маленький и худенький», то это лишь вызовет бурный протест.

Аппетит пропадает при острых заболеваниях

Да, никто с этим не спорит. Поэтому так и хочется все-таки найти у своего ребенка этакую невиданную болячку, от которой он перестал есть. И задача по ее поиску падает на плечи участкового врача или гастроэнтеролога.

Однако стоит помнить следующее: снижение или отсутствие аппетита при острых и воспалительных болезнях — это нормально. Это своеобразная реакция организма на заболевание: нужно направить свои силы на борьбу с инфекцией и «разгрузить» печень, которая в данный момент борется с токсинами. Несколько дней без полноценного питания ребенок выдержит. Главное, чтобы он пил.

Но назвать такую болезнь, при которых бы не было других симптомов кроме плохого аппетита довольно-таки сложно. Все равно есть другие признаки: боли, повышение температуры, рвота, катаральные симптомы, нарушение мочеиспускания и многие другие. Да и такие простейшие исследования, как общий анализ крови и мочи, копрограмма, рентгенография, обязательно помогут в постановке диагноза. Следовательно, после диагностики острого заболевания и ее лечения у соответствующего специалиста аппетит наладится.

Правила введения прикорма

При введении прикорма необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Не ранее 4 месяцев, не позже 6 месяцев.
  2. Сроки введения и продукт прикорма устанавливает только врач, который учитывает антропометрические показатели, состояние здоровья, пищевой статус ребенка, факторы риска, социальные условия, региональные особенности и др.
  3. Нежелательно начинать введение прикорма в жаркую погоду и во время проведения профилактических прививок.
  4. Начинать введение любого нового продукта только тогда, когда ребенок здоров.
  5. Прикорм следует давать детям до кормления грудью, с ложечки, а не через соску.
  6. Постепенное увеличение объема. Каждый новый продукт начинают вводить с небольших количеств (сок – с нескольких капель, пюре и каши – с 1/2 чайной ложки), увеличивая его в течение 7 дней до возрастного объема, внимательно наблюдают за его переносимостью.
  7. При появлении симптомов плохой переносимости (нарушение функции кишечника, аллергические реакции и др.) необходимо этот продукт временно исключить из рациона, а затем попытаться ввести его в более позднем возрасте (не ранее, чем через 3 месяца). При повторной негативной реакции следует отказаться от введения данного продукта и попытаться заменить его аналогичным (например: сливовое пюре – грушевым, манную кашу – рисовой и т.п.).
  8. Постепенный переход от монокомпонентных к поликомпонентным блюдам. Введение любого нового вида пищи начинают с одного продукта, постепенно переходя к смеси двух, а затем и нескольких продуктов данной группы. Например: первым вводится яблочный сок, затем яблочно-абрикосовый, позднее яблочно-абрикосово-апельсиновый; такие же правила соблюдаются и при введении овощных пюре, каш, мясорастительных и рыборастительных блюд.
  9. По консистенции прикорм должен быть гомогенным и не вызывать затруднений при глотании. С возрастом переходят к новой, более густой, а позже – к плотной пище, требующей жевания. Наиболее понравившиеся ребенку блюда дают в более густом виде, а в более старшем возрасте – измельченные кусочками.
  10. Начинают с фруктов и овощей, произрастающих в данной местности.
  11. Все новые продукты вводятся поочередно с интервалом не менее 5-7 дней.
  12. Первый прикорм (овощное пюре или каша) вводят во второе утреннее кормление. Второй прикорм (каша или овощное пюре) дают через месяц после первого, третий – через месяц после второго.
  13. Овощной и злаковый прикормы вытесняют по одному молочному кормлению, мясной прикорм добавляется, как правило, к овощному прикорму.
  14. Постепенное формирование у ребенка «завтрака», «обеда» и «ужина»
  15. Объем соков не учитывается в суточном объеме питания, фруктовое пюре – 50% от объема.

Однообразие – враг прикорма!

Что делать, если ребенок, который с удовольствием ел новую пищу, вдруг резко от нее отказался?

Частая ситуация, когда по рекомендации педиатра, вы давали в течение недели-двух кабачковое пюре и каждый день увеличивали объем, пытаясь довести до 200 гр. А ребенок вдруг резко взбунтовался и не ест.

Когда ребенку вводится новый продукт, он в восторге. Для него это новый опыт, новый вкус, новые ощущения на языке. Все это стимулирует его просить еще и еще.

Прикорм у детей в возрасте 6–8 месяцев основывается на интересе, поэтому не обязательно малыш должен наедаться новой пищей, он воспринимает это как игру и делает это, потому что это интересно, вкусно и ново.

Важно! Когда прикорм каждый день однообразен, один и тот же вкус, одна и та же консистенция, пищевой интерес исчезает. Чаще всего рекомендация введения нового продукта около 7–10 дней дается детям-аллергикам

У них может проявиться аллергическая реакция на еду, которая кажется безобидной

Чаще всего рекомендация введения нового продукта около 7–10 дней дается детям-аллергикам. У них может проявиться аллергическая реакция на еду, которая кажется безобидной.

Читайте актуальную статью Аллергия на прикорм у грудничка>>>

Если у ребенка нет пищевой аллергии, продукт можно тестировать в течение 1–3 дней, затем предлагать новый.

Новый продукт — это всегда новый вкус, новые ощущения и эмоции. Главное, продолжать поддерживать пищевой интерес малыша. Разнообразие — это основа хорошего аппетита ребенка.

Частая причина отказа — однообразие, поэтому маме нужно обратить на это внимание и попробовать разнообразить прикорм. Придерживаться можно простых правил:

Придерживаться можно простых правил:

  • дать малышу продукт;
  • убедиться, что нет аллергической реакции;
  • познакомить и идти дальше.

Важно! Задача прикорма с 6 до 9 месяцев — не накормить, а познакомить! Наедается ребенок грудным молоком

Почему пищевой интерес может не просыпаться?

  1. Возможно Вы ждете очень активных действий от ребёнка, а он у вас по темпераменту тихий — попросил один раз, руку протянул – не дали, ну и ладно – ушёл своими делами заниматься.
  2. Время усаживания за стол.

Лучше усаживаться с ребёнком за стол через 1-1,5 часа от его просыпания и при этом не кормить грудью сразу перед приемом пищи. Грудь — это что? Это и спокойствие, и уверенность, и питание! Некоторых детей грудь может сбивать.

  1. Ребёнок садится за стол всегда только с мамой, вдвоём.

Это на самом деле бич нашего образа жизни. Папа на работе, приходит поздно – когда малыш уже спит. Гости могут заходить редко. И получается, что мама одна должна воссоздать для ребёнка и конкуренцию, и большую общину, и показать, что еда — это ценность.

Подробнее об этих важных моментах организации питания смотрите в курсе Азбука прикорма: безопасное введение прикорма>>>

Для некоторых детей этот момент имеет первостепенное значение

Ребёнок видя маму за одним и тем же действием каждый день не чувствует важности этого события. Да и, если честно, посмотрите как мы едим, когда кушаем одни? Скорее всего быстро, без особого интереса, сильно не украшая и не накрывая стол: поели – убрали — помыли

Ребёнок ничего толком и не понял!

  1. Внутреннее ожидание от ребенка что «нужно есть…»

На эту тему можно отдельную статью  написать, но дети невообразимым образом чувствуют наше внутреннее состояние. Если мы внешне делаем всё верно, как я и рассказываю в курсе, но внутри сидит ощущение и мысль: «Ну когда же ты съешь эту тарелку супа? Почему опять ешь мало?», — не будет прогресса.

  1. Ешьте так, как едите какой-то запрещенный продукт, и не хотите им делиться.

Чтобы полностью прояснить для себя: как, что и в какой последовательности делать, чтобы добиться хорошего аппетита у ребёнка – смотрите курс по прикорму для мам деток от 4 мес. до 1 года.

На данный момент это лучшее решение!

Что ещё хочется сказать по поводу письма автора:

Слушать и переживать насчёт мнения бабушек не стоит – до года грудное молоко полностью способно обеспечить ребёнка всем необходимым!

НО! При этом не стоит расслабляться, т. к. в период между 7 и 9 мес. ребёнок должен решить очень важную задачу – научиться пережёвывать твёрдые кусочки и глотать их! Если мама пропускает это возраст – могут быть (не обязательно, но могут) сложности с твёрдой пищей.

Мне регулярно пишут мамы, которые вводили прикорм пюрешками и сейчас, когда ребёнку 1 – 1,5 лет, он не может есть твёрдую пищу: давится, плюётся, выталкивает.

Проанализируйте те причины, которые описаны в этой статье, может быть, исправив их, вы уже заметите, что ребёнок с большим интересом смотрит на взрослую еду.

Всему в природе отведено своё время!

Плохой аппетит из-за низких энергозатрат

Все логично: чем больше энергии тратит человек, тем больше пищи должно поступать в его организм. Родителям ребенка с плохим аппетитом стоит тщательно проанализировать образ жизни своего ребенка. Как это сделать? В течение 10-14 дней обычной школьной жизни записывать все, что делал ребенок в течение дня, обязательно отмечая время, отведенное на каждое занятие

На что обратить внимание при подведении итогов?

Сколько времени в день ребенок гуляет? Ходьба от дома до школы или от подъезда до машины за прогулку не считаются. Бегает ли он во дворе со своими товарищами, играет ли в подвижные игры, проводит ли время за сезонными развлечениями (санки, лыжи, коньки, велосипед, ролики)? Как он проводит свои выходные? Сколько времени в выходной день ребенок провел на свежем воздухе?

Можно провести простой тест и сделать из него важные выводы относительно аппетита ребенка: уехать в выходной за город и провести весь день на свежем воздухе за активными играми. Наверняка довольный и нагулявшийся ребенок с аппетитом съест предложенный ему ужин и будет с нетерпением ждать следующих выходных, чтобы снова так отдохнуть.

Хронические болезни тоже влияют на аппетит?

Геморрой в 79% случаев убивает пациента

Если острой болезни не обнаруживается, но отсутствие аппетита все равно тревожит родителей, так и хочется связать эту проблему с каким-нибудь хроническим заболеванием, а их у современных детей немало. И спектр таких болезней широк: от аденоидов и хронического пиелонефрита до мифического дисбактериоза и дискинезии желчевыводящих путей. Влияют ли они на аппетит? В глобальном смысле нет. Если же ребенок с хроническим заболеванием нормально учится в школе, плюс успевает на дополнительных занятиях, «скачет» по дому все свободное время, то маловероятно, что он не доедает от своей болезни и сильно страдает от этого.

Если же помимо нарушения аппетита, есть другие долгоиграющие проблемы и симптомы, то стоит все-таки заняться лечением у профильного специалиста. Многие хронические болезни дают о себе знать в будущем, обостряются в период полового созревания и в другие периоды. Поэтому каждый родитель должен знать максимальное количество информации об имеющихся проблемах со здоровьем своего ребенка, своевременно посещать лечащего врача и выполнять рекомендации.

Кстати, встречаются индивидуальные особенности обмена веществ, когда человек в принципе ест немного, но при этом он испытывает хороший аппетит. Однако такие особенности не возникают внезапно. Если ребенок с малых лет ест то, что положено, пусть и в небольших количествах, но при этом он не выглядит больным и истощенным, то это нормально.

Почему ребенок не хочет есть?

Во-первых, отсутствие аппетита у ребёнка может быть чисто субъективным мнением родителей. К примеру, если Ваш годовалый малыш в течении дня с удовольствием (!) съедает 100 гр. каши, пару сухариков, кусочек банана и несколько ложек творога, скорее всего у Вас просто завышенные требования к аппетиту детей. И даже если у Вас самих или в Вашем ближайшем окружении есть дети, которые в таком же возрасте уплетали всё за обе щеки без остановки – необходимо помнить, что все мы разные, и конкретно этот ребёнок имеет полное право не иметь такого аппетита.

Во-вторых, сниженный или отсутствующий аппетит может быть симптомом какого-то скрытого заболевания. Сама я, не являясь медиком, на данный момент времени могу доподлинно сказать только о пяти самых распространённых медицинских причинах нарушения аппетита у детей. Естественно, их может быть намного больше, поэтому рекомендую изначально найти очень хороших педиатра и гастроэнтеролога.

Почему пропал аппетит?

Причин может быть много, важно найти «ту самую». Кроме того, о чем я уже сказала, причины плохого аппетита у ребенка могут быть следующими:. Новый продукт;

Новый продукт;

Дети двух лет настороженно относятся ко всем новинкам. Они не готовы пробовать эти продукты. Поэтому вводить новые продукты нужно лишь в качестве дополнения к основным, без фанатизма.

Перекусы «между прочим»;

Двухлетки склонны есть именно так – в процессе игры, чтобы не отвлекаться. Подумайте: если ваш ребенок в 2 года не ест кашу в нужный час, возможно, он успел раза три «зарядиться» булками, пряниками, шоколадками?

Смена времени года;

Зимой детки обычно кушают больше и сытнее (особенно, после прогулки). Летом же, когда жарко и душно, они больше пьют. А едят одну «зелень» (фрукты, овощи). Но ведь и у взрослых происходит так!

Болезнь;

Плохой аппетит вызывают болезни, особенно, с температурой, когда силы организма направлены на борьбу с вирусами, а не пищеварение.

Нормально есть мешают молочница во рту, прорезывающийся или кариесный зуб (читайте статью о том, как происходит прорезывание зубов у детей>>>), воспаленные десны, заложенный нос, запоры.

При этом, пожалуйста, не кормите кроху насильно!

Важно! Кроме того, дети часто инстинктивно избегают той пищи, которая вызывает у них аллергические или болевые реакции (при болезни желчного пузыря, например). У ребенка в 2 года причины плохого аппетита могут крыться в отсутствии режима;

У ребенка в 2 года причины плохого аппетита могут крыться в отсутствии режима;

Если ребенок мало бывает на воздухе, почти не играет в подвижные игры, плохо спит (соответственно, получает мало кислорода и тратит немного энергии), к тому же его организм не знает точно, когда пора кушать – плохой аппетит обеспечен.

На сайте есть актуальная статья: Ребенок плохо спит, как ему помочь?>>>.

Ребенок живет в тоталитарной семье, где у него нет права на что-то влиять, он лишь подчиненный. Тогда протест, в виде плохого аппетита или отказа от еды, неизбежен.

Принципы введения прикорма

Постепенность.

Начинать надо с монокомпонентных овощных пюре (а если ребенок набирает мало в весе, то с каши, сваренной из одного вида крупы). Фруктовое пюре вводить можно с 6 месяцев, но желательно, после круп и овощей.

Добровольность.

Нельзя заставлять ребенка есть: на пользу ему это не пойдет.

«Ложечка за папу и ложечка за маму» не привьет любовь к пищи и не вызовет пищевой интерес: малыш должен захотеть есть сам, а не для кого-то.

Грудное вскармливание — это главное.

Прикорм ребенку надо вводить осторожно: каждый продукт начинайте давать по 1 чайной ложки, довод за неделю до возрастной нормы: так минимизируется риск аллергических реакций

Особенности пищевого поведения в разные периоды внутриутробного развития

Принято выделять следующие этапы формирования пищевого поведения у ребенка:

  1. 4 месяц внутриутробного развития. Отмечаются открывание рта и глотание околоплодной жидкости, белок которой является важным источником питания и фактором, стимулирующим деятельность пищеварительной системы. Нормально развивающийся плод заглатывает порядка 450 мл амниотической жидкости.
  2. 5 месяц внутриутробного развития. На этом сроке появляются спонтанные жевательные и сосательные движения. Под влиянием состава околоплодной жидкости формируются обонятельные и вкусовые предпочтения, важные как в качестве пищи, так и для формирования ранних детско-родительских отношений. У ребенка складываются первые обонятельные впечатления о матери с последующим предпочтением ее запаха другим.
  3. К моменту рождения у новорожденного существуют обонятельно-вкусовые предпочтения, влияющие в последующем на выбор в пользу тех пищевых продуктов, которые употребляла его мать во время беременности.
  4. После рождения продолжается формирование пищевого поведения, которое складывается в сложный комплекс, включающий поведенческие реакции, функции пищеварительной, вегетативной и центральной нервной системы. В момент кормления этот комплекс осуществляется следующим образом:
  • Ребенок производит сосательные движения. В первые минуты и часы жизни сосательные движения возникают спонтанно и свидетельствуют о готовности к приему пищи;
  • Происходит изменение ряда вегетативных показателей: дыхания, сердечной деятельности, артериального давления, моторики желудка и кишечника и другие реакции на кормление. Новорожденный ребенок способен осуществлять сосание, дыхание и глотание одновременно, тогда как взрослый в момент глотания задерживает дыхание.
  • Осуществляется двигательная активность: движения пальцев рук, конечностей;
  • Происходит изменение параметров гомеостаза.

Процесс сосания новорожденного как основа пищевого поведения

Пищевое поведение в процессе сосания складывается из следующих моментов:

  • Поисковый рефлекс – поиск соска;
  • Захват соска;
  • Сосание.

Стимулами являются запах и тепло матери, вкус материнского молока. В дальнейшем помимо обоняния и вкуса, повышается значение зрительных и тактильных стимулов, формирующих отношение к приему пищи как к приятному событию, в том числе позволяющему ощутить материнскую любовь и заботу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: