Дисциплина и порядок
Понятие дисциплины
Что такое дисциплина и как к ней приучить?
Дисциплина – это способность человека придерживаться определенного распорядка, контролировать свои желания, и делать то, что нужно, в конкретный момент.
Фактически дисциплина – это приучение деток приспосабливать свои желания к требованиям общества. Научить этому ребенка ой как непросто. И даже личного примера часто недостаточно. Методы будут зависеть от возраста детей.
Дисциплина и возраст
Малыши до трех лет – сложные клиенты, в этом плане. Задача родителей – дать им возможность расходовать полностью свою энергию, шалить в меру. И главное – усвоить факторы опасности. Проще говоря, дисциплина для малышей это «нельзя трогать печку и утюг», «нельзя залезать на подоконник» и прочее, в этом же духе.
Если переиначить слова одного известного детского психолога, про родителей, как «тайную опору», то можно сказать вот что. Родители должны набраться терпения, мягко увещевать, твердо запрещать. контейнировать эмоции (правильно относиться к сильным проявлениям эмоций ребенка), поддерживать и хвалить. Но не кричать и не шлепать.
Детки от 3 до 5 лет – с ними чуть проще. Они уже усвоили главные «нельзя». Более того, они слышат похвалу и воспринимают ее. И направлять их энергию на полезные дела не так уж сложно. Например, с пятилеткой можно составить простое расписание дня. И придумать ему несколько ежедневных домашних обязанностей. Также можно сделать «доску заслуг», и клеить туда звездочки, за каждое хорошее дело. Конечно, не забывайте поощрять и хвалить от души своего ребенка.
Главное здесь – не перестараться с обязанностями и дисциплиной, давать чаду резвиться вволю и активно хвалить.
Школьники от 6 до 12 лет должны уже четко знать, что такое дисциплина, порядок, отдых и труд. Можно вместе создать таблицу поощрений, где будут начисляться баллы за каждое полезное дело. И за определенное количество баллов будет полагаться конкретная приятность.
Я надеюсь, теперь вы точно знаете – как приучать ребенка к порядку.
Главное – искать подход к каждому ребенку в его воспитании. И прививать эти качества с любовью, но не насильно!
Чем опасна гиперопека?
Многим родителям тяжело смириться с тем, что ребенок растет. Стремление уберечь самое драгоценное от всех опасностей на свете понятно, но губительно для самого объекта чрезмерной заботы.
Наш эксперт объясняет:
Гиперопека может иметь следующие неприятные последствия:
— недостаточные представления об окружающем мире;
— отсутствие самостоятельности;
— невозможность найти работу;
— сложности в коммуникации;
— неуверенность в себе;
— безответственность;
— сложности с адаптацией в социуме;
— инфантилизм и др.
В этой связи полезно будет перечислить некоторые приемы для взрослых, которые помогут ослабить «бразды правления»:
1. Прежде всего необходимо расслабиться и осознать, что ребенку придется получить свой собственный опыт. Если он не усвоит уроки самостоятельности с детства, то придется это сделать уже во взрослой жизни, что может привести к губительным последствиям.
2. Стать малышу другом и заранее принять все ситуации, которые не всегда будут соответствовать представлениям взрослых о правильности. Ребенок может по-своему видеть происходящее и действовать по-другому, и это нормально!
3. Быть наставником. «Давай я покажу тебе, как мы вместе с тобой это сделаем». Когда ребенок чувствует поддержку со стороны родителей, он приобретает уверенность в себе и быстрее усваивает навыки.
4. Научиться получать положительные эмоции от достижений карапуза. Ничто так не наполняет организм силой, как положительные эмоции. Постарайтесь искренне радоваться его даже самым маленьким успехам.
5. Чтобы расслабиться и получить положительные эмоции во время занятий с ребенком, можно петь или слушать любимую музыку. Мурлыканье под нос снимает тревогу и вызывает улыбку на лице, а приятная мелодия поднимает настроение.
6. Пока малыш оттачивает свои навыки самостоятельности, полезно заняться дыхательной гимнастикой, которая позволит расслабиться, привести физическое и физиологическое состояние в порядок
Дыхательные упражнения помогают контролировать эмоции, снять чувства тревожности, стресса, победить бессонницу, а также улучшить память и внимание
Хорошее начало – половина дела
Отвечая на вопрос родителей: с какого возраста следует приучать детей к порядку, следует отметить, что малыши подвержены родительскому влиянию. Они очень рано начинают копировать поведение мамы и папы, считают их неоспоримым авторитетом, образцом для подражания. Следует максимально использовать эту особенность, чтобы приучить к чистоплотности детей. Именно любящие родители могут вдохновить малыша на новые свершения и выработать у него необходимые умения, например, разложить вместе вещи по местам, вымыть с мамой посуду или полить цветы, с папой убрать инструменты на даче.
Важно! Если родители сами постоянно поддерживают в комнате чистоту, то им легко требовать это от ребенка. Наоборот, если близкие не желают навести порядок, вряд ли возможно будет научить этому малыша
И еще: никогда не ругайте любимое чадо при неправильных действиях, следует поощрять проявленную инициативу и показывать, как правильно убирать.
Например, многим знакома ситуация: дочка пытается помыть посуду, подходит мама, начинает говорить, что тарелки плохо вымыты, отправляет ее играть и домывает сама. Такое поведение мамы моментально отбивает желание делать уборку в дальнейшем. А если мама похвалит, покажет, как правильно навести порядок, у девочки появится желание выполнять домашнюю работу, чтобы заслужить похвалу.
Основные этапы приучения к порядку
Процедура приучения к порядку может занять длительное время, лучше делать это в несколько этапов.
Первым этапом является осознание. Ребенок должен понять, для чего следует убирать в доме и выполнять домашнюю работу. Следует рассказать, что кровать нужно всегда заправлять, чтобы создать уют в доме. Растения следует обязательно поливать, так как они завянут и перестанут радовать своей красотой
Малыш должен осознать важность данной работы, чтобы впоследствии делать ее самостоятельно.
Вторым этапом является планирование. При формировании полезной привычки у малышей родителям придется изменить распорядок жизни, выделяя в нем время для домашних дел
Если ребенок должен ежедневно заправлять собственную постель, то следует перенести время утреннего подъема на более ранее время. В итоге вечером также придется укладывать его спать немного раньше. Если дошкольник собирается ухаживать за цветами, то нужно поставить лейку и воду в доступное место, чтобы ему не приходилось просить помощи у мамы или папы.
Важно! Родители должны понимать, какую именно домашнюю работу в состоянии выполнить любимое чадо. Это зависит от возраста, физических и психологических особенностей
- Третий этап подразумевает правильное настроение. Во время приучения ребят к домашним делам и уборке не нужно говорить им, что это нужно для выработки у них полезной привычки. Следует делать упор на то, что уборка и помощь родителям в домашних делах касается жизни всей семьи. Пусть это будет интересным занятием, которое нужно проводить ежедневно. Главное, показывать доброжелательность и не высказывать недовольства, если любимое чадо сделает что-то не так.
- Четвертым этапом является воплощение идеи в жизнь. Когда маленький член семьи осознает, для чего нужно убирать и помогать родителям, он зарядится энергией и будет делать все без напоминаний. Нужно освободить ему время для повседневных дел, чтобы они не слишком тяготили его и не заменяли игру, приготовление учебных заданий; выработать список доступных домашних дел; подготовить все необходимое для детского труда.
Важно! Привычку убирать следует вырабатывать ежедневно, нельзя пропускать повседневные домашние дела, иначе ребенок не осознает важности процесса. Привлекая ребятишек к домашним делам, следует основываться на некоторых принципах, которые обязательно подскажут родителям, как приучить ребенка к порядку и дисциплине
Привлекая ребятишек к домашним делам, следует основываться на некоторых принципах, которые обязательно подскажут родителям, как приучить ребенка к порядку и дисциплине.
Постоянство является важной составляющей хорошей привычки. Нужно чаще напоминать маленькому члену семьи о том, что ему предстоит сделать
Можно поставить напоминание на телефоне или компьютере, написать записку и приклеить на холодильник или воспользоваться другими интересными способами.
Освобождение времени для домашних дел крайне необходимо. Надо незаметно встроить домашние дела в режим дня. Младший школьник будет знать, что после школы ему обязательно нужно полить цветы, а после прогулки протереть обувь. Главное, не требовать выполнения уборки в конкретное время, а использовать режимные моменты.
Физическое развитие пятилетнего ребёнка
- Окружность грудной клетки: 52-57 см;
- Рост: 100-120 см;
- Вес: 17-25 кг.
Достигнув пяти лет, малыши начинают активно расти, поэтому хорошее и правильное питание для них очень важно. Родители должны исключить из рациона «пустые углеводы»: конфеты, газировку, фастфуд, и постараться убрать все перекусы
В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину.
Физическое развитие пятилеток позволяет им буквально молниеносно осваивать разнообразные спортивные навыки, поэтому этот возраст идеален для начала занятий в какой-нибудь спортивной секции. Главные физические навыки, которые необходимо развивать в пятилетнем возрасте — это равновесие, координация и скорость.
Пятилетний ребёнок должен уметь:
- Быстро лазать по гимнастической стенке;
- Прыгать с высоты 40-50 см;
- Бросать мяч в мишень с 2-х м;
- Прыгать на одной ноге;
- Бежать без остановки на расстояние не менее 200 м;
- Ходить без посторонней помощи по гимнастической скамье.
Мелкая моторика у пятилетнего ребенка
У пятилеток достаточно хорошо развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, кривые), делать простые аппликации, складывать паззлы и собирать соответствующие возрасту конструкторы.
Всему свое время
Приучение детей к труду, отмечает матушка Ольга Стриевская, — это открытый процесс: «Все мы приучаемся к труду до конца жизни. А на своем опыте понимаешь, что и детей надо приучать к труду постоянно. Ведь если в тебе живет леность, то как же не жить ей в твоих детях?» Психолог Евгения Пайсон также считает, что не стоит строить иллюзий и надеяться, что, если ребенка почаще заставлять выполнять работу по дому, это войдет у него в привычку и напоминать больше не придется: «Если ребенок в принципе не склонен к высокой ответственности, странно ожидать, что он отнесется серьезно именно к домашним обязанностям».
Каковы же должны быть домашние обязанности, которые ребенок мог бы выполнять с большей или меньшей регулярностью? Это зависит то того, насколько большая семья и насколько заняты на работе родители. Но даже в большой семье домашняя работа для ребенка должна быть с конкретной задачей, с четкими началом и завершением, чтобы он мог увидеть и оценить результат своего труда. Работа не должна быть долгой. В разном возрасте и домашние поручения у ребенка будут разные. Трехчетырехлетний ребенок может помочь маме рассортировать высушенное белье, убрать свои игрушки. Не стоит в этом возрасте затевать с ребенком крупных проектов: просить убрать комнату — для него слишком неопределенная задача. А вот шестилетнему она уже по плечу, только нужно разбить ее на несколько четких этапов: сложить игрушки, убрать вещи, протереть пыль со стола. В этом возрасте дети уже могут убрать что-то не только за собой, но и за другими членами семьи, например книги. В семь-восемь лет ребенку уже можно предложить вынести мусор, попылесосить (он уже сообразит, что не стоит «засасывать» денежную купюру или закатившееся колечко). С этого возраста домашнюю работу можно разделять по половому признаку: мальчиков можно просить помочь маме нести «тяжелые» сумки с продуктами.
Даниил Ильяшенко вспоминает, что с семи лет один ходил по просьбе мамы в магазин, при этом оговаривая, что раньше все же было другое время. Мама писала список, что и в каком количестве надо купить, и он вполне с этим заданием справлялся. К мужской работе в семье протоиерея Александра Ильяшенко мальчиков приучал отец. Даниил рассказывает: «Я всегда папе помогал мастерить, сверлить, гвозди забивать, чинить краны, велосипед. Папа многое умел делать сам, и мы для мелких работ не приглашали мастеров. Сначала я смотрел, как что делается, затем помогал — что-то поднести, подержать, а потом постепенно научился делать сам». Нагружая детей домашними обязанностями, не нужно забывать о том, что с семи лет у них появляется новый труд — учеба. И он становится для них главным. В это время как раз и возникают многочисленные конфликтные ситуации между родителями и детьми: родитель видит, что ребенок способен помогать больше, но недооценивает, что он также устает после школы, как после рабочего дня. «Я стараюсь не прибегать к ежедневной помощи по дому тех детей, которые учатся, — говорит Ольга Стриевская. — Они должнызнать, что дома могут отдохнуть перед тем, как сесть за уроки. Конечно, я могу их попросить убрать в своей комнате перед сном, но вымыть за всеми посуду уже не попросишь». «В нашей семье, — рассказывает Даниил Ильяшенко, — у каждого были свои обязанности, их распределяли между нами родители. Кому-то, например, приходилось каждый день выносить мусор, а кто-то мыл коридор два раза в неделю, и это занимало минут пятнадцать-двадцать».
Конечно, есть старшие дети, для которых особая радость, когда мама их просит посидеть с малышами, но таких детей не так уж много. Тем не менее очень часто именно такая помощь детей востребована, учитывая и то, насколько малышам приятно, когда с ними общаются их старшие братья или сестры. В этом случае психолог Евгения Пайсон советует поступать так: «Мне кажется, заниматься с младшими братьями и сестрами на регулярной основе — дело родителей, а не старших детей. Если ребенок не хочет постоянно няньчиться с сестрой или братом — это его право. Но мама может попросить его сделать какую-то другую работу, пока она побудет с малышом: разгрузить стиральную машину, почистить картошку, сходить в магазин. Уход за младшими детьми не должен быть переложен на старших без их личной инициативы». И педагоги, и психологи, и родители согласны в том, что для решения проблемы приучения детей к труду нет однозначного рецепта. Наверное, потому, что ее корни лежат в системе взаимоотношений родителей и детей. И начинать строить эти отношения правильно никогда не поздно.
Начинаем приучать с раннего детства
Маленькие дети обычно стремятся принять участие в том, чем занимаются их родители. Например, когда мама моет посуду, малыш может проявлять интерес, и даже изъявить желание попробовать сделать это самостоятельно. Когда папа что-то ремонтирует в доме, это вызывает не меньший интерес и любопытство. Но родители, как правило, только прогоняют ребенка, чтобы он не мешал
В итоге он теряет интерес к домашним делам, так как все равно это ему делать не разрешают, и направляет свое внимание на другие действия. Это скажется на поведении в дальнейшем
Когда мама захочет приучить ребенка помогать, сделать это будет уже намного труднее. Ведь родители сами приучили его к тому, что в домашних делах он участвовать не должен. Даже с возраста 2 лет ребенок может выполнять какие-либо небольшие задания.
В возрасте 2-4 лет
Ребенок уже вполне все понимает, и может выполнять простые просьбы родителей о помощи. Например, принести книгу или другой предмет из другой комнаты. В 3-4 года малыш может начать учиться одеваться и раздеваться самостоятельно. Он должен знать, где лежит его одежда и обувь, и убирать их на место.
Когда малышу 4-5 лет
В этом возрасте задания могут быть более сложными. Малыш должен уметь после игры положить игрушки на место, рассортировать одежду, носочки. Вместе с мамой он может разложить принесенные из магазина продукты, протереть пыль с мебели, поставить на стол тарелки. Главное, чтобы ребенок понимал, что он помогает маме с делами, так как ей тяжело со всем справиться. Покажите ему, что вы цените это.
От 5 лет
Это уже достаточно взрослый ребенок, чтобы поддерживать чистоту в своей комнате или на своем рабочем месте. Ведь скоро он пойдет в школу, и там ему придется обходиться без помощи родных. Он должен четко понимать свои обязанности. Например, поручите ему поливать цветы хотя бы в своей комнате, застилать постель, собирать свой рюкзак сначала в садик, а затем и в школу. При необходимости можно составить график и списки. В возрасте 7 лет ребенок уже может самостоятельно пойти на прогулку с собакой (конечно, если она небольшая). Он уже может мыть за собой тарелку, приготовить чай, бутерброд.
Ужас и хаос учебной жизни
Ребенок ушел в школу, забыв дома пенал и плавки для бассейна, дома поздно пообедал и болтал ногами до вечера, затем внезапно схватился за уроки (обнаружив, что не записал задания по паре предметов), впопыхах собрал рюкзак и забрался в постель на час-полтора позже, чем стоило бы. Знакомая картина? Если нет, вас можно поздравить! – вы редкий вид среди родителей школьников. А большинство мам и пап годами размахивают кнутом и пряником, чтобы приучить ребенка к самостоятельности.
Но давайте разберемся со всем по порядку. Во-первых, нормальна ли детская беспечность и забывчивость? – психологи отвечают: да! В большинстве случаев, детям нужно немало времени, чтобы научиться самостоятельно справляться со своими обязанностями. Формирование этого навыка продолжается вплоть до 13-15 лет, и это нормальный человеческий процесс. Ведь мы – организмы, а не механизмы, наша жизнь плавная и гибкая, она очень зависит от внешних условий и не всегда ровненько вписывается в рамки и клеточки
А дети – особенно спонтанны и несобранны, и недаром возле школ всегда ставится дорожный знак «Осторожно, дети!» — это еще одно напоминание взрослым, что мы должны долго и терпеливо учить наших отпрысков быть внимательными и контролировать себя. Кроме того, многое зависит от наследственности и особенностей нервной системы маленького человека, говорят специалисты
Если мама или папа в детстве «ловили ворон» и теряли тетрадки, то и ребенок не сможет продемонстрировать чудеса самоорганизации.
Тогда возникает второй вопрос: как, все-таки, приучать ребенка к организованности и самостоятельности? И здесь, прежде всего, нужно помнить, что вне зависимости от типа нервной системы и склонности к творческому хаосу, организованность – это навык, который можно поставить. Иными словами, мы можем установить программное обеспечение под названием «Самоконтроль и дисциплина» в организм нашего ребенка. Но распаковка и установка этого ПО займет какое-то время и, может быть, пакет установится не с первого раза. Хотя при упорстве с нашей стороны – все получится.
Родители порой впадают в две крайности.
Первая крайность: пустить все на самотек, «бросить ребенка в воду, чтобы он научился плавать». В этом случае участие родителей в школьной жизни ребенка минимально (сходить на собрания, расписаться в дневнике), детка все делает сама — и сама же расхлебывает последствия своей забывчивости. В такой ситуации ребенок может и «выплыть», а может и надолго забуксовать, упираясь в груду проблем, которые кажутся ему неразрешимыми. При таком подходе родителями порой руководит сильная занятость, и очень часто – внушающая ужас идея, что «если я буду с ним нянчиться, он не научится организовывать себя сам НИКОГДА!»
Другая крайность – контролировать ребенка во всем, помогать ему просыпаться, завтракать, вести в школу, неотступно учить с ним уроки и отслеживать школьные задания, переживать за двойки и тройки больше самого ученика. Родители действуют «из лучших побуждений», но здесь есть риск, что ребенок настолько привыкнет к поддержке и постоянному понуканию, что ему сложно будет брать ответственность за свою учебу (а в перспективе – и жизнь) на себя и осуществлять именно сознательный САМОконтроль.
И, наверное, где-то между этими крайностям лежит подходящая именно вашей семье золотая середина.
Как навсегда отбить у ребенка любовь к порядку
Уборка через давление
Не нужно пытаться заставить, угрожать, ставить ультиматумы. Не уберешь – не получишь мультики, телефон. Ты меня не слышишь, не помогаешь, живешь, как свинья. Мы получаем испорченные отношения, негативные эмоции, которые могут возникнуть не сразу. Ребенок потом может сорваться на младшем, на друзьях или даже и на самих родителях. Потому что он прожил эту эмоцию, он её закопал поглубже, убрал в комнате из-под палки, но агрессию и сопротивление сохранил. Вы же не убираетесь тогда, когда нет вдохновения. А, если и начинаете, то быстро устаете.
Ругать за уборку
Некоторые мамы умудряются накричать на ребенка за плохо сделанную уборку. Им кажется, что ребенок ничего не умеет и руки у него растут не из того места. И, конечно же, если каждый раз озвучивать детям свои мысли по этому поводу, то привет низкая самооценка. Здравствуй, нежелание убирать за собой игрушки и вещи. Или, наоборот, маниакальная тяга к чистоте всегда, везде и любыми способами (чтобы маме доказать).
Ругать за беспорядок
Я очень долго отучала себя от фраз «Как мне надоела твоя разбросанная обувь» и «Опять бардак на столе». Часто просто сама пыталась навести порядок и всё разложить по нужным местам. Но, когда мне это надоело, я сменила тактику. Теперь мои дети слышат: «Убери, пожалуйста, обувь на место» и «Пора бы навести порядок на столе».
Уверена, что такая манера подачи информации о беспорядках дает гораздо больше результата, чем постоянные крики, споры и ругань.
Убирать вместо ребёнка
Мы так часто жалеем своих крох и стараемся максимально облегчить их детство, что можем не заметить, как «малыш» вырастет и привыкнет к тому, что всегда есть кто-то (мама, жена), кто чисто уберет и вкусно накормит. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок понял и полюбил процесс наведения порядка, не делайте за него то, что он может сделать самостоятельно. О том, что и в каком возрасте уместно требовать от ребенка, мы обсудили выше.
Переделывать уборку после ребёнка
Понятно, что дети не всегда всё делают идеально. И я тоже иногда прохожу по следам убранного детьми. Но делать это нужно только тогда, когда они этого не видят! Не указывайте на ошибки и не обесценивайте труд ребенка. Это точно не прибавит ему энтузиазма и отобьет охоту наводить порядок надолго, а может быть и навсегда
Хотите на что-то обратить внимание, чтобы в следующий раз было лучше? Похвалите! И мягко направьте в нужное русло. «Ух ты! Ты уже и пыль вытер, здорово! Так быстро и красиво, молодец! А знаешь, как еще быстрее можно?» И покажите свой вариант
Например, сначала нужно всё убрать с полки, протереть пыль, а потом вернуть всё на места. Так и быстрее и предметы тоже можно протереть, лишним не будет.
Уборка перед сном
Это затрудняет процесс. Во-первых, ребенок уже устал, во-вторых, хочет успеть по максимуму наиграться, почитать или посмотреть мультики пока не прозвучала команда «отбой!». Учитывайте это! И напоминайте о необходимости навести порядок в комнате не за 10 минут до отхода ко сну.
Помните, главней всего погода в доме, а остальное – ерунда. А идеальный порядок будет не всегда и с этим просто нужно смириться.
Когда рекомендации не работают. Что делать, если ребенок не хочет помогать по дому
Бывает, ко мне приходят мамы в отчаянии: «Ни в какую, ни под каким предлогом ребенок не хочет помогать по дому, что делать?»
Еще раз аккуратно попробуйте каждый совет. Посмотрите внимательно, насколько честно вы следуете советам выше. Вы спокойно попробовали несколько раз или переволновались и бросили на середине? Среди моих рекомендаций нет единственного «секретного» способа. Результат тем лучше, чем больше советов вы превратите в свои привычки.
Станьте наблюдателем. Забудьте на две-три недели про крики, одергивания, напоминания, требования, манипуляции деньгами и подарками. Кто этот маленький человек? На что он реагирует, что ему нравится, что вызывает отрицание? Что у него получается, а что нет? Посмотрите на мир его глазами.
Возможны неожиданные открытия: например, ребенок сам предложит помочь, когда на него перестанут обращать внимание. Может, выяснится, что он плохо держит в руках столовые приборы, когда уже положено есть самому
Или, наоборот, способен на большее.
Пресекайте шантаж. Рекомендации также не сработают, если вы живете ради ребенка, и он все привык получать «по мановению палочки». В таком случае он просто уверен, что стоит ему заплакать или обидеться, как вы мгновенно придете к нему на помощь и все сделаете за него. Даже если покричите — потом все равно сделаете.
Как приучить ребенка помогать по дому советы психолога работают для родителей, которые хотят привить детям самостоятельность.
Откажитесь от слияния — знаменитого родительского «мы»: «Мы пописали!», «Мы поиграли», «Мы убрались!». До шести-семи лет это допустимо. Но в более старшем возрасте ребенка от слов «Мы пойдем убирать», «Мы помыли посуду, теперь отдыхаем» просто корежит. В ответ на слияние родители могут получить принципиальный беспорядок со стороны ребенка, целью которого является отстаивание своих границ.
Не стесняйтесь обратиться за помощью. Менять привычные способы поведения и отношения не так просто, сложно заметить в себе «что же я делаю не так?». Если в течение месяца ситуация с маленьким помощником не улучшается, можно обратиться за помощью и поддержкой к психологу.
6) И другое…
Забиваем гвозди
Почти у каждого малыша есть игрушечный молоточек. Вот только что с ним делать, кроме того как стучать по мебели и получать замечания от родителей, едва ли кто знает. Предложите крохе забивать «гвозди». Возьмите картонную коробку потолще и проделайте в ней отверстие чуть меньше диаметра палочек от мороженого или для суши. Подойдут даже незаточенные карандаши. Ребенок должен попадать по «гвоздю» молотком, добиваясь его исчезновения в коробке.
Волшебный горшочек
Выделите ребенку горшочек для цветов и расскажите, что он сам может вырастить в нем фасоль. Для этого возьмите несколько фасолинок и положите их между двумя мокрыми тряпочками на блюдце. Предложите малышу на следующий день проверить фасоль и снова смочить тряпочки. Когда вы обнаружите, что фасоль проросла, посадите ее в горшочек с землей и снова полейте. Каждый вечер проверяйте с ребенком сухость почвы, следите за поливом и наблюдайте за быстрым ростом растения!
Больше полезных и интересных материалов о воспитании детей — в нашем канале на .
Что нужно делать?
- Трудитесь вместе. Не отказывайтесь от помощи ребёнка, отправляя его поиграть. Напротив, предложите ему заниматься домашними хлопотами вместе. Совсем маленький кроха может мыть овощи, дети постарше способны замешивать тесто, нарезать салаты или накрывать на стол. А благодаря вашему присмотру снизится вероятность травмирования.
- Совмещайте выполнение домашней работы с развитием ребёнка. К примеру, уборку в помещении можно проводить параллельно с рассказыванием сказочной истории о Золушке. Убирая игрушки, можно повторять их цвет и т.д.
- Превращайте уборку в весёлое занятие. Этот совет актуален в раннем возрасте и в случае, если ребёнок отлынивает от выполнения домашних обязанностей. К примеру, кружки и тарелки можно мыть «волшебными пузырями», а уборка игрушек – вообще поиск настоящего пиратского клада.
- Учитывайте возраст и желания ребёнка. Чтобы получать наилучшие результаты, попробуйте составить перечень трудовых обязанностей, которые соответствуют возрастным и психологическим особенностям ребёнка. А уже затем нужно позволить ему выбрать те, какие бы он хотел выполнять.
- Обязательно хвалите за помощь. Это может быть как простая благодарность за выполненную работу, так и стимулирующие слова, которые позволят активнее включать ребёнка в работу. Например: «Ты лучше всех чистишь картофель» или «Лучше тебя никто не справится с прополкой моркови». Конечно, до очень грубой лести опускаться не следует.
Подарите ребенку красивый и удобный ОБРАЗЕЦ
В когнитивной психологии существует наглядный расклад: чтобы ребенок научился самоконтролю, ему просто необходим эталон. Такой образец желательного и поощряемого поведения, на который он будет равняться. Ребенок будет сверяться с этим образцом и постепенно разовьет свой самоконтроль: научится планировать свою работу для достижения образца, а потом проверять самого себя, хорошо ли он воспроизвел образец и как в следующий раз сделать лучше. И мы, родители, вместе с учителями должны этот эталон ребенку предоставить, потому что иначе он возьмет образец на улице, в телевизоре или Вконтакте. Как же это сделать?
* Родители сами должны быть достаточно организованными людьми
Важно, чтобы ребенок видел и знал, что в родительской жизни есть место порядку и дисциплине: мама-папа умеют делать над собой усилие и выполнять свою работу и другие обязанности (готовить ужины семье, содержать дом в чистоте – все это тоже плюсы в пользу самоконтроля)
* У ребенка должно быть упорядоченное пространство для учебных маневров: стол или парта для уроков, полки и ящики для книжек и тетрадок, место в шкафу для школьной одежды, будильник, телефон, продукты к завтраку и обед в холодильнике.
* Родителям вслед за учителями нужно регулярно подсказывать ребенку: что, когда и как удобно делать, чтобы с учебой у него все было хорошо .
* И нужно не просто рассказывать и подсказывать, «что такое хорошо и что такое плохо», но и помогать ребенку придерживаться «хорошей» линии, напоминать о необходимых действиях, стимулировать и подбадривать. И, конечно, хвалить.
* И даже не только помогать, напоминать и хвалить, а еще и обращать внимание на последствия хороших действий: «Смотри, ты выучил уроки пораньше – весь вечер был свободен, здорово? Ты хорошо подготовился по английскому – и на уроке тебе было все понятно, приятно же? Ты перестал забывать пенал – и больше не приходится просить ручки и карандаши у ребят, удобно, да?»