Дистанционное обучение или очное: что лучше?

Онлайн-образование или домашнее обучение?

Онлайн-образование — это формат, при котором весь учебный процесс строится вокруг определенной онлайн-платформы: уроки и задания, тесты и оценки, общение учеников и учителя. Это могут быть сервисы для высшего и среднего образования, курсов, мастер-классов, интенсивов. Методики, по которым построены занятия, могут быть как традиционными, так и полностью авторскими. Используются все технические возможности: видеоуроки, анимация, VR.

То, с чем столкнулись мы в период самоизоляции — это, скорее, дистанционное обучение на дому. Нюанс в том, что здесь нет единой платформы или инструмента, который решал бы все задачи. Ученикам и педагогам приходится пользоваться сразу несколькими сервисами и средствами связи, а также — обычными тетрадями и учебниками. Сам учебный процесс построен примерно так же, как и в обычной школе, без каких-либо технических новшеств.

На конференции «Открытые инновации» генеральный директор «Агентств инноваций» Алексей Парабучев высказал идею: теперь самыми востребованными в EdTech стали продюсеры онлайн-курсов — то есть те, кто умеет упаковывать образовательный контент в новый цифровой формат.

Главные тренды в онлайн-образовании, по данным HolonQ:

  1. Доступность. Как сообщает ООН, более 263 млн детей в мире не могут учиться очно — из-за географической удаленности, бедности или закрытия школ в зонах вооруженных конфликтов. Онлайн-обучение может решить эту проблему.
  2. Большие данные и ИИ. С помощью аналитики и специальных алгоритмов можно оптимизировать учебный процесс и организовать его так, чтобы всем было удобно работать даже с большими объемами информации. ИИ поможет персонализировать обучение, вовремя отследив, какому ученику нужна помощь.
  3. Креативность. Новые технологии дают больше свободы для творчества, нестандартных форматов и подходов в обучении — вплоть до AR и VR-уроков. При этом рутинные задачи можно автоматизировать с помощью тех же алгоритмов, чат-ботов, онлайн-отчетности.
  4. Микрообучение (микролернинг). Метод, при котором большие объемы информации разбиваются на маленькие блоки, чтобы их было проще усвоить. Это особенно актуально сейчас, когда дети поглощены гаджетами и не могут концентрироваться на чем-либо дольше пары минут.
  5. Онлайн-платформы и агрегаторы. Это онлайн-ресурсы вроде Coursera, iSpring, Skyeng или «Яндекс.Учебник», где можно проводить онлайн-курсы, школьные уроки, групповые или индивидуальные занятия. К сожалению, пока нет единой платформы для государственных школ и вузов: большинство занятий проходят в Zoom или других видеочатах, а задания рассылают по почте или в мессенджерах.

Как создать вокруг себя эффективную образовательную среду в условиях самоизоляции

Вынужденное заточение людей в своих домах показало, насколько важны социализация, живое общение, обратная связь и сплочение.

Экономика инноваций

Что станет с экономикой и обществом после нынешнего кризиса

Вот некоторые советы, которые я взяла из своей практики и которые могут помочь вам в условиях самоизоляции:

  1. создайте для себя расписание и освободите время на учебные ритуалы (к примеру, перед началом урока выпивайте кофе из любимой кружки);
  2. учитесь сообща, делитесь образовательным опытом с коллегами, друзьями, семьей;
  3. используйте современные технологические инструменты и платформы (Zoom, Padlet, Miro, Sutori, учебные чаты);
  4. помните, что онлайн-обучение — это не только курсы на Coursera, но и подкасты, книги, кино и многое другое;
  5. создайте для себя уютное рабочее место, исключите отвлекающие факторы;
  6. дозируйте информацию и не загружайте себя, чтобы получать от учебы удовольствие.

Какие форматы онлайн-обучения смогут развить «гибкие навыки»

В последнее время актуален вопрос тренировки гибких и коммуникационных навыков, которые сегодня так востребованы. Речь идет об эффективном взаимодействии в команде, грамотной обратной связи, развитии эмоционального интеллекта, ведении переговоров и т.д. Насколько реально обучиться этому онлайн? Стоит понимать, что волшебной таблетки здесь не существует. Нужны живая тренировка и эмпатия.

Онлайн-обучение шагнуло далеко вперед. Современные технологии позволяют проводить интерактивные live-форматы, причем это не только традиционные вебинары, но и полноценные воркшопы. Именно такие live-форматы или комбинированные курсы в формате перевернутого класса лучше всего сработают на получение многих навыков навыков коммуникации, где важны реакция сокурсников и преподавателя и максимально возможное приближение к живому, оффлайн-формату. Они лучше всего сработают с небольшой группой, в которой эксперт-практик сможет организовать групповые и индивидуальные упражнения, по которым затем даст обратную связь.

Единственная настоящая роскошь — роскошь человеческого общения. Это как никогда имеет отношение к онлайн-обучению. Сегодня, когда на первый план выходят такие человеческие качества, как эмпатия, умение общаться, давать обратную связь, делиться знаниями и скиллами, уметь мотивировать своих сотрудников и коллег, в онлайн-обучении необходимо создавать среду, где в центре будет человек и его личностный комфорт.

Запомнить

Чтобы выбрать полезный курс и пройти его до конца, нужно:

Четко сформулировать свою цель обучения.
Проверить ее практическую применимость в обычной жизни или карьере.
Установить дедлайн и подумать о возможных трудностях на пути к цели

Определить, какие ресурсы вы готовы на нее потратить (финансовые и временные).
Выбрать курс или программу, психологически комфортные с точки зрения правил, формата обучения и личных предпочтений к окружению.
При выборе обратить внимание на профиль преподавателя, актуальность и релевантность контента и программы, техническую поддержку курса, отзывы о нем, а также посчитать, насколько выбранное обучение экономически целесообразно..  — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале

 — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Об отношении

Когда мы говорим о том, что система образования должна стать более гибкой, подстроиться под запросы современной цивилизации и активнее вести работу по внедрению информационных технологий в учебную практику, мы большей частью имеем в виду «онлайнизацию» образовательного пространства. Технологии в данном случае выступают в качестве инструментов, которые призваны помочь сделать обучение более эффективным, комфортным и привлекательным.

Дистанционное образование — это совершенно самостоятельная форма получения знаний, которая сочетает в себе различные элементы онлайн- и оффлайн-активности. Его нельзя рассматривать в качестве вспомогательного инструмента, оно давно заслуживает того, чтобы считаться равнозначной альтернативой традиционным «живым» формам обучения.

Онлайн-курсы: пару слов о теории

Сразу отметим, что онлайн-курсы — это не синоним дистанционного обучения, а один из его видов.

Дистанционное обучение — это занятия по разработанной программе, куда включены несколько разных дисциплин. Все методы, которые применяются офлайн, адаптируются под информационные технологии. Ученик слушает лекции и получает знания по разным предметам. Обычно этот процесс занимает от полугода до двух-трех лет. Яркий пример: дистанционное обучение в вузе.

На онлайн-курсах тоже занимаются по программе, но, как правило, их цель — получение конкретного навыка. На таких курсах студентов обучают, как применить навык на практике — для этого преподаватели дают задания, проекты и упражнения, а потом сразу проверяют и разбирают работу.

Картина вторая. Проблемная

А если попробовать оттолкнуться не от образовательных возможностей — коммерческих и находящихся в свободном доступе, — а попытаться проблематизировать?

Когда мы говорим об онлайн-образовании, что мы имеем в виду? Не является ли это зачастую спором немого с глухим, когда каждый понимает по-своему, но отчаянно пытается доказать свою правоту?

Сегодня к этой проблеме мы относим множество вопросов:

  • Тотальная информатизация образовательного и жизненного пространства. Здесь смысловые акценты могут смещаться кардинальным образом: от философского позитивизма к голливудскому постмодернизму;
  • Влияние информационных технологий на интеллектуальные способности молодого поколения. Тема, которая никогда не утратит актуальность и всегда будет звучать под лозунгом «Мы такими не были!». Так, из спора ретрограда с электроником мы узнаем, что современные дети не умеют писать, не знают дату Бородинского сражения, не мыслят себя без гаджетов и в целом тотально дебильны и инфантильны. Тема (лже)деградации молодого поколения сегодня неизменно пересекается с проблемой информационной зависимости либо, правильнее сказать, гаджетомании и девайсофилии;
  • Реформирование системы образования. Продвинутые мира сего то и дело призывают отринуть пережитки «совка» и бодрым шагом вступить в эпоху технотронного education;
  • Образование как бизнес. Информатизация как глобальное явление позволяет огромному количеству компаний делать большие деньги на инновациях в сфере образования. Чего сегодня только нет! Мы готовимся к ЕГЭ, играя; учим иностранный язык, проходя виртуальные квесты; в сети мы самоопредлеяемся, профориентируемся и занимаемся ещё тысячей дел, крайне полезных для становления личности.

Многообразие тем порождает и многообразие мифов. И если само по себе мифологическое мышление присуще каждому из нас, по крайней мере, на уровне бытовой самоидентификации, то процессы замыливания смыслов и подмены понятий уже грозят всем нам окончательным погружением в мир, сплошь состоящий из предикатов, не имеющих субъектов.

Что такое МООК и в чем их особенности

Традиционные образовательные учреждения первыми начали пробовать себя в сфере онлайн-обучения. Разные формы онлайн-обучения уже адаптировали для своих потребностей тысячи учебных заведений. Яркий пример инновационного подхода — программа «Виртуальный обмен» технологического университета Делфта в Голландии. Она позволяет студентам набирать необходимые кредиты, проходя онлайн-курсы партнерских вузов.

Программа обучения: «Digital-старт: первый шаг к востребованной профессии»

Институты и колледжи могут предлагать смешанные или гибридные программы, в которых стандартные «живые» лекции сочетаются с работой онлайн. Так, посещать занятия можно удаленно: подключаясь к трансляции в реальном времени (синхронная опция) или прослушивая запись (асинхронная опция), курс может включать Skype-сессии и вебинары. На базах других вузов запущены полностью дистанционные курсы, не предполагающие личного присутствия студента: учеба и экзамены проходят удаленно.

Первые МООК стали логичным развитием движения за открытость знаний и данных, сопровождавшего развитие интернета и цифровых технологий. С 2000 годов университеты США и Европы начали экспериментировать с онлайн-инструментами, чтобы предоставить как можно большему числу людей возможность изучать преподаваемые предметы. Они использовали Moodle для дискуссий между студентами и RSS-подписку для рассылки учебного материала.

Постоянно расширявшиеся технические возможности для коммуникаций, доставки и потребления онлайн-контента привели к созданию первых независимых агентов онлайн-обучения — коммерческих и некоммерческих МООК-платформ. Среди них — старожил платного онлайн-образования Lynda.com, запустившая секцию онлайн-курсов в 2002 году, а так же Udemy, Khan Academy и Peer2Peer University.

В 2012 году мир МООК буквально взорвался и начал массово переходить на рельсы коммерции. Практически одновременно заработали крупнейшие платформы Coursera, Udacity, британская FutureLearn, французская OpenClassrooms и австралийская OpenLearning. В том же году, в ответ на резкую переориентацию онлайн-образования в сторону извлечения прибыли, преподаватели Массачусетского технологического института и Гарвардского университета инициировали крупнейшую некоммерческую платформу edX, на базе которой сегодня публикуют свои бесплатные курсы более 70 организаций и вузов.

Первая массовая открытая степень, магистратура компьютерных наук, была предложена пионером онлайн-образования — технологическим университетом Джорджии в партнерстве с Udacity в 2014 году. Сейчас онлайн можно получить любое научное звание вплоть до доктора. Всего, по подсчетам Class Central, у студентов есть доступ к 500 различным МООК и МООС-дипломам и сертификатам.

По данным за 2017 год на МООК-платформах, количество которых в мире превышает семь тысяч, размещены более девяти тысячи курсов от 800 университетов. Из них 150 курсов приходятся на долю российской МООК-платформы «Открытое образование». Лидер индустрии Coursera предлагает доступ к двум тысячам курсов, а число зарегистрированных пользователей достигает 25 миллионов человек из 200 стран мира.

Почти 40% всех МООК составляют курсы по бизнес-практикам и технологиям, пятая часть — это курсы по гуманитарным и точным наукам. Но встречаются и совсем неожиданные специальности. Например, при необходимости, можно записаться на онлайн-курс по правильному выращиванию марихуаны в медицинских целях, грамотному инвестированию в подобный бизнес и получить стипендию на учебу по этому направлению.

Часть I. Обзор рынка онлайн-образования

Рынок онлайн-образования растет и развивается как в России, так и за рубежом. Растет количество предложений — от вузов, учебных центров, онлайн-университетов — и спрос со стороны специалистов и бизнеса.

Перспективы роста рынка

Проникновение онлайн-технологий в российское образование находилось на уровне 1,1%, что в денежном выражении составляло 20,7 млрд руб.. В 2021 году ожидаются такие показатели: 2,6% и 53,3 млрд руб.

Динамика роста рынка онлайн-образования в России

  • Восточная Европа в числе быстрорастущих рынков в мировом EdTech (educational technologies — образовательные технологии) благодаря России. По оценке аналитиков и игроков рынка, российский EdTech прибавляет по 17–25% в год.
  • Среди наиболее быстрорастущих — компании, предлагающие решения, основанные на игровых механиках и симуляции реальных процессов. В России эти направления в первую очередь используют игроки B2B.
  • Максимальный потенциал роста у дошкольного, школьного и корпоративного образования, а также изучения иностранных языков и репетиторства. Сейчас же в России наиболее прибыльные области EdTech — дополнительное профессиональное и высшее образование.

Объем рынка дополнительного профессионального образования по данным исследования

Тренды онлайн-образования

В качестве трендов онлайн-образования авторы вышеупомянутого исследования выделяют:

  • Усиление роли высококачественного видеоконтента.
  • Внедрение новых технологий (большие данные, виртуальная реальность и др.).
  • Обучение на проектной работе и смешанное обучение, когда сочетаются онлайн- и очные занятия (эти тренды относятся больше к высшему образованию).
  • Глобализация, возможная благодаря технологиям машинного перевода и распознавания речи.
  • Симуляция реальных процессов и геймификация (направления популярны в сфере корпоративного обучения).
  • Адаптивность — когда платформа учитывает индивидуальные особенности и интересы пользователя, что приводит к большей вовлеченности.
  • Непрерывное обучение как альтернатива традиционному образованию.
Направления обучения в онлайне

В топе интересных направлений:

  • Английский язык.
  • Развитие личной карьеры и управление персоналом.
  • IT и новые технологии (Big Data, VR и т. п.).
  • Личная эффективность и предпринимательство.
  • Маркетинг и PR.

Данные исследования HeadHunter

На тот случай, если вы ищете курсы или хотите изучить конкурентов, — список представителей рынка по некоторым вышеперечисленным направлениям:

  • Английский — Puzzle English, SkyEng.
  • IT и программирование — GeekBrains, SkillBox.
  • Личная эффективность и предпринимательство — «Универсариум», Coursera.
  • Развитие личной карьеры и управление персоналом — iSpring, Eduson.
  • Интернет-маркетинг — Webcom Academy, CyberMarketing.

Очное образование: кому оно еще нужно?

Плюсы традиционной школы

Хотя дистанционное обучение обретает популярность, в привычную школу все еще ходят более 15 миллионов детей. У этого есть несколько разумных причин.

Привычный переход от дошкольного к среднему образованию

Ребенок выпускается из детсада, проходит подготовительные курсы и идет в первый класс в ближайшее к дому учебное заведение. Пусть это не самый простой период для семьи, но весь процесс прозрачный и понятный. 

Меньше вовлеченности со стороны родителей

Маме и папе надо выбрать школу, оформить документы и иногда следить, что ребенок ходит на занятия и делает домашние задания. Периодически приходится расписываться в дневнике, спрашивать, почему вдруг появились низкие оценки, ходить на родительские собрания — и на этом всё. Ответственность за качество образования несут школа и государство. 

Дистанционное обучение

Итак, дистанционное обучение – это учебный процесс, во время которого учащиеся и преподаватели находятся на расстоянии друг от друга и взаимодействуют с помощью ИТС, главным образом интернета. Совместная работа может быть организована в разных формах.

Синхронно

Это онлайн-обучение в режиме реального времени, когда студенты (ученики) и преподаватели контактируют «здесь и сейчас». То есть в прямом эфире разбирается материал, проводится опрос, беседа, практикум, лабораторная и т. д. В таком формате проходят онлайновые трансляции, вебинары с прямой связью в чатах, конференции в Skype, Zoom и других мессенджерах и на образовательных платформах. 

Асинхронно

Для этого вида онлайн-обучения используют заранее составленные курсы. В них могут входить записи лекций, видеоматериалы, презентации, текстовые файлы, ссылки на дополнительные материалы из открытого интернета, обучающие задания и контрольные тесты. 

Дистанционное обучение, проходящее асинхронно, бывает двух типов:

  1. Автоматизированное – полностью самостоятельное, без участия преподавателя: студент изучает все материалы, сдает тесты с автопроверкой и получает сертификат об окончании курса или проходит в его следующий модуль – и так до полного завершения программы. По такому принципу построена учеба на многих сайтах дистанционного обучения.
  2. С поддержкой тьютора – в этом случае на определенных этапах самостоятельного дистанционного обучения студентов поддерживает и контролирует преподаватель: он проверяет домашние задания, разъясняет сложные места курса в общем чате учебной группы или на специальном форуме. Обычно в таком формате занятия проходят в специализированных системах дистанционного обучения – СДО, они есть у большинства вузов и крупных компаний, занимающихся онлайн-образованием. Еще один вариант платформ для асинхронного электронного обучения в крупных образовательных организациях и компаниях сферы EdTech – LMS (Learning Management System), то есть системы управления обучением.

Смешанно

Такой формат называется blended learning. У смешанного дистанционного обучения тоже может быть два типа.

  1. Синхрон + асинхрон. Комбинация синхронного и асинхронного дистанционного обучения. В программах такого типа сочетаются онлайновые занятия, проходящие по расписанию, и самостоятельная работа с цифровым контентом в удобное для студента время.
  2. Онлайн + офлайн. Сочетание дистанционного электронного обучения и обычных занятий в аудиториях. Часть курса изучается через интернет, часть – лично в учебном заведении.

По второму принципу разрабатываются многие очно-заочные или заочные программы в вузах, колледжах и на курсах повышения квалификации или профпереподготовки.

Blended learning постоянно развивается, уже появились его новые формы. Например, занятия могут проводиться одновременно для студентов, собравшихся в аудитории, и для слушателей, подключившихся к онлайн-трансляции с домашних компьютеров или из аудитории в другом вузе – своеобразный телемост. Больше того, те, у кого не получилось присутствовать онлайн, могут изучить запись вебинара и все дополнительные материалы в системе дистанционного обучения.

В целом в современных реалиях дистанционное обучение предполагает обязательное использование интернета, который дает возможность применять в электронной среде самые разные дистанционные образовательные технологии.

Принципы дистанционного обучения

Чтобы такое обучение дало максимальный результат, автор книги «E-Learning: Как сделать электронное обучение понятным» Майкл Аллен советует соблюдать 4 основных принципа.

Представление

8 секунд — столько времени люди изучают курс и закрывают, если не находят ничего полезного. Чтобы вовлечь в обучение, на втором слайде курса очертите выгоды: о чем курс, чему учит и как это поможет человеку в работе.

Мультимедиа

Инфографика, видеозаписи, озвучка помогают воспринимать информацию быстрее. Люди запоминают:

  • 10% того, что слышат,
  • 20% того, что читают,
  • 70% того, что видят и делают.

Потому помимо текста добавьте в состав удалённого обучения мультимедийный контент: видеоролики, музыку, тесты, диалоговые тренажеры. Рабочая формула: 60% мультимедиа и только 40% — текст.

Передышка

Согласно опыту Майкла Аллена, взрослый человек способен заниматься монотонной работой только 20 минут

После внимание отключается.  Потому давайте обучающимся расслабиться и отвлечься, например, вставьте в электронный курс слайд с предложением сделать пятиминутный перерыв или веселое видео по теме, во время просмотра которого можно отдохнуть

Чередование

Однообразное быстро надоедает

Но если проходит смена объектов или действий, можно долго удерживать внимание ученика. Вот почему при разработке программы обучения или электронного курса рекомендуется следовать правилу 5+1: пять слайдов теории и один практики

Что еще почитать по теме:

  • 3 теории обучения взрослых, которые должен знать каждый педагогический дизайнер;
  • 7 способов вовлечь в дистанционное обучение сотрудников.

Сходства и различия онлайн-обучения и дистанционного обучения

Главное сходство онлайн-обучения и дистанционного — процесс получения новых знаний и навыков вне аудиторий и непосредственного контакта с преподавателями. Понятие “дистанционное обучение” указывает на то, что между студентом и преподавателем существует расстояние. А “онлайн-обучение” означает, что это обучение происходит при помощи интернет-соединения и гаджетов.

В остальном — они практически полностью идентичны и обладают такими преимуществами:

  • индивидуальный темп обучения — изучать материалы можно по собственному графику, без привязки к группе, времени и месту занятия
  • доступность — учиться можно с любого компьютера в удобное время
  • персональные консультации с тьютором — эффективная обратная связь от преподавателей в ходе всего периода обучения
  • курс в “кармане” — можно в любой момент пересмотреть урок или пропущенный вебинар в записи, скачать учебные материалы и сдать работу на проверку тьютору.

Дистанционное обучение

Это словосочетание чаще всего ассоциируют с заочной формой обучения, но оно подразумевает совершенно другое понятие.

Дистанционное обучение — это форма получения образования, при которой преподаватель и студент взаимодействуют на расстоянии с помощью информационных технологий. Во время дистанционного обучения студент занимается самостоятельно по разработанной программе, просматривает записи вебинаров, решает задачи, консультируется с преподавателем в онлайн-чате и периодически отдает ему на проверку свои работы.

Дистанционное обучение стало популярным с появлением интернета, открыв новые возможности развития для жителей удаленных населенных пунктов и деловых людей с плотным рабочим графиком. Вначале дистанционное обучение воспринималось лишь как дополнительный способ приобретения знаний или подготовки к экзаменам. Сейчас можно пройти полноценные дистанционные курсы и программы повышения квалификации от престижных университетов, коммерческих и некоммерческих компаний из разных стран, находясь в любой точке планеты.

Есть ли отличия между дистанционным и онлайн-обучением, мы поинтересовались у тех, кто работает в этой сфере:

Еще о возможностях онлайн-обучения

Кроме выполнения заданий и составления проектов, онлайн-обучение предлагает другие формы — каждый может выбрать наиболее удобную

Но сначала важно понять, что именно необходимо: например, фундаментальные знания, навык, обмен опытом, повышение квалификации или получение новой профессии

Видеоуроки. По сути это лекция преподавателя, где он делится своими знаниями и опытом. В этом формате можно учиться у самых известных профессоров и новаторов. Обычно видеоуроки — это лекция в записи, поэтому задать вопрос преподавателю не получится. Отработать навык тоже вряд ли выйдет, зато получить мощную теоретическую базу по нужной теме — вполне.

Онлайн-тренинги. Здесь ученики под руководством преподавателя получают новые навыки и отрабатывают их на практике на примере реальных рабочих ситуаций. Например, в Академии Эдюсон есть подробный разбор бизнес-кейсов реальных компаний, тренажеры продаж, диалоговые симуляторы и интерактивные тесты: человек полностью погружается в ситуацию и применяет знания в работе с виртуальными клиентами. Это помогает учиться на собственных ошибках и при этом не допускать их в работе с настоящими клиентами.

Вебинары — это онлайн-конференция. Один или несколько спикеров освещают тему с разных сторон, а участники вебинара могут задавать им вопросы через чат. Вебинары хороши для обмена опытом и знакомств с экспертами в определенной области.

Онлайн-обучение — это тренд образовательных технологий, и он прочно закрепился благодаря своим возможностям. Скорее всего, традиционный формат обучения оно вряд ли вытеснит совсем, но однозначно заставит его подвинуться — мы уже наблюдаем, как это постепенно происходит

Например, если раньше работодатели с осторожностью относились к кандидатам с дипломами онлайн-университетов, то сейчас это не имеет никакого значения: качество онлайн-образования на том же уровне, а то и выше, что и офлайн

В Академии Эдюсон можно получить новую профессию и практические навыки: например, подготовить сотрудников отдела продаж или колл-центра и повысить их квалификацию. Преподаватели — профессора Гарварда, Стэнфорда, Лондонской школы бизнеса и ведущие российские эксперты. В Академии вы сможете отработать навыки в условиях, приближенных к реальным — с помощью игр, кейсов, тренажеров и специально созданных сценариев.

Случаи, когда онлайн образование противопоказано

Если в профессии, которую вы хотите получить, не допускается применение исключительно электронного обучения. Стать врачом, летчиком-испытателем, физиком-ядерщиком, обучаясь онлайн, не получится. 

Проверить, внесена ли профессия, которую вы хотите получить, в список запрещенных можно по ссылкам:

  • ;
  • для вузов. 

Если вы не привыкли самостоятельно учиться. В школе над вами стояли учителя, требуя приходить на уроки подготовленными. Нежелание получить двойку заставляло делать домашнее задание.

При дистанционном обучении отвечать за график занятий будете исключительно вы. Никто не будет проверять, посмотрели ли вы вебинар, сделали ли конспект, выполнили ли домашнее задание. Без силы воли и умения организовать себя учеба будет отодвигаться на второй план. Если, делая выбор между кино и домашними заданиями, вы привыкли выбирать первое, онлайн-формат вряд ли подойдет. 

Зачем учиться онлайн

Преимущества заочного образования

Экономия времени

Ребенку и родителям не надо тратить время на дорогу в школу, участвовать в обязательных факультативах и официальных классных часах. Надо только являться для прохождения промежуточной и государственной аттестации. Семья выбирает подходящий график обучения и вписывает в него семейные дела, кружки и спортивные секции.

Расходы только на образование

Дистанционной школе или репетитору не нужны деньги на новые стулья или пластиковые окна, они не будут ждать дорогих подарков к праздникам. Также не приходится ежегодно заказывать школьную форму или искать редкий учебник во всех книжных города.

Гибкое расписание и программа

Родители и ребенок сами решают, что будут изучать и в каком объеме. Более того, преподавателей тоже можно выбирать. Ситуаций, когда дети вынуждены отсиживать (или прогуливать) уроки посредственных учителей, не возникает. Конечно, для гармоничного развития нужно составить сбалансированный учебный план и придерживаться его — тут пригодится помощь профессиональных методистов.  

В домашней школе «Фоксфорда», например, начиная с пятого класса, можно составить индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — персональную программу вплоть до конца 11 класса. Помимо математического и гуманитарного профиля, можно выбрать естественно-научный, технологический, физико-математический и социально-гуманитарный.

Учебные материалы всегда под рукой

Любой дистанционный урок можно посмотреть в записи, при необходимости — несколько раз.

Shutterstock / Monkey Business Images

Недостатки 

Здесь нет звонков и строгих учителей, которые ждут в классе. Разработать режим дня и следить за его соблюдением, сбалансировать работу и отдых, добавить в расписание кружки и спорт — все это требует большого участия и внимания со стороны всех членов семьи.

«Конечно, для успешного обучения необходима мотивация. Нет внешнего давления, как в обычной школе, а значит, надо самому садиться за уроки. Поначалу это странно и трудно. Но постепенно перестраиваешься. 

Чем больше свободы получаешь, тем выше взлетаешь. Когда я поняла, что в домашней онлайн-школе мне доступны любые знания — только успевай брать, — я начала больше к ним стремиться».  

Мария Соколай, 10 класс

Надо придумать, как ребенок будет социализироваться

Общение со сверстниками в традиционной школе — важный элемент развития. Несмотря на его негативные аспекты (соперничество, агрессию, необходимость сравнивать себя с другими и подстраиваться под социальную группу), оно все же дает опыт тесного взаимодействия с другими людьми. Не говоря уже о том, что на базе ежедневного личного общения в классе можно завязать вполне здоровую дружбу. 

При дистанционном обучении это придется компенсировать: учить ребенка знакомиться и заводить друзей во время занятий спортом и творчеством, организовывать совместные мероприятия с другими семьями, чтобы дети общались и сближались со сверстниками.

Выводы

  • Традиционная школа — простой и понятный вариант. Родителям не нужно разбираться в программе и принимать решения относительно учебного плана. 
  • В то же время традиционная школа не может похвастаться гибкостью: сложно наверстывать пропущенный материал или совмещать учебу, например, с профессиональным спортом; нет возможности заменить слабого преподавателя или сфокусироваться на профильных предметах. 
  • Онлайн-школы и дистанционные репетиторы экономят время и позволяют строить удобное расписание. 
  • На дистанционном обучении ребенок получает больше свободы, но вместе с тем и больше ответственности: ему нет смысла списывать, зубрить или делать шпаргалки. 
  • Если вы хотите перевести ребенка на дистанционное обучение, будьте готовы принимать активное участие в образовательном процессе: выбирать преподавателей, выстраивать расписание, следить за соблюдением режима, обеспечивать ребенку достаточно возможностей для социализации и физической активности.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: