Как сочинить сказку вместе с ребенком
Сочиняя вместе с ребенком сказки, вы можете прикоснуться к его внутреннему миру, узнать о том, что его беспокоит, пугает, или напротив – вдохновляет и поддерживает. Сюжет сказки строится по определенным канонам: по сути она представляет из себя последовательность событий, объединенных неким сюжетом.
Начните с того, что создайте главного героя. Придумайте ему имя и образ. Можно подключить здесь и арт-терапию – нарисовать героя или вылепить его из пластилина. Узнайте у ребенка, какими качествами обладает герой, какой у него характер. Обсудите, о чем будет ваша сказка. Как правило, у главного героя есть цель и есть препятствия на пути к ее осуществлению. Также в сказке есть герои-союзники и герои-противники. В процессе создания сюжета пробуйте проводить параллели с реальной жизнью ребенка: спрашивайте, как это связано для него с его опытом и переживаниями, в связи с чем он выбрал для героя именно такую цель и такие испытания?
Как рассказывать сказки?
При чтении или рассказывании необходимо точно передавать эмоции и чувства. Нужно научиться с помощью голоса точно выражать любые эмоции. Грусть это, или восторг, или неуверенность.
Не стоит выдерживать слишком долгих пауз, если же пауза все-таки возникла, необходимо обыграть сюжет в ее пользу. Или же нужно заранее подготовить ту сказку, в которой вы хорошо ориентируетесь.
Не стоит «на блюдечке» преподносить ребенку решение проблемы. Ребенок не должен слушать сказку как некое правило, не стоит давать точных «установок» поведения, не следует также «на ходу» давать свою оценку поступкам персонажей, особенно в виде «резонерских» реплик.
Ход игры:
Педагогтихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук сердца — шаг вперед, стук сердца — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
В завершении — сказочная развязка (герой получает награду, и сказка приобретает счастливый конец). А это,например: приобретение друзей,возвращение домой:
… Увидели Колобка дед с бабой, которым тоже было одиноко, обрадовались возвращению и стали жить — поживать да добра наживать. (Примечание: добра наживать – сказочное выражение, имеется ввиду наживать опыт, новые знания, а не материальные ценности.)
Не менее важен, как и в любом занятии, следующий этап,где решаются вопросы:
— Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на героев этой сказки?
— С кем бы вы хотели дружить из героев сказки?
— Чему Вас учит эта сказка?
Слайд 13
5 этап. «Обобщение приобретенного опыта»
Вопросы:
— Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на героев этой сказки?
— С кем бы вы хотели дружить из героев сказки?
— Чему Вас учит эта сказка?
И, конечно, этап выхода из сказки, возвращение к действительности!
Слайд 14
6 Этап. «Ритуал выхода из сказки» (Перевоплощение из сказочных
героев в простых людей).
Повторяем вместе: «Кручусь верчусь и в … превращусь».
Слайд 15
7 Этап. «Рефлексия»
Наше путешествие завершено, теперь мы знаем, что всё можно изменить вокруг себя и себя тоже возможно изменить, а сказка укажет нам путь.
Уважаемые педагоги! Сегодня на мастер-классе, мы рассмотрели основные этапы работы со сказкой по методике Л. Б. Фесюковой. И это лишь малая часть из большой кропотливой педагогической работы, которая дает детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Считаете ли вы, проведенный мастер-класс результативным? Какими впечатлениями вы можете поделиться? Напишите свои отзывы…
Что же делать со сказками?
В современной педагогике все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка — введение в его словарный запас научных, по мнению родителей, важных для будущей жизни понятий. Дети получают больше знаний в области материальной жизни взрослых, хотя часто они к этому не готовы психологически. Современные родители пропускают очень важный этап развития своего ребенка — становление внутренней жизни, эмоций, творчества и чувств.
Что же делать родителям, которые решили применять «сказкотерапию» как метод воспитания?
Для начала нужно просто…начать читать сказки, то есть сделать чтение неким ритуалом. Не стоит превращать первое чтение в особое событие, тогда у ребенка будет больше возможности без помех пофантазировать и самому понять, что такое сказка именно для него.
Через некоторое время после такого «необременительного» чтения, можно попробовать проанализировать сказку вместе с ребенком, задать ему вопросы по поводу поведения героев, узнать, как он оценивает это поведение. Стоит заметить, что взрослому не надо ждать быстрой реакции и правильного пересказа и суждений
Вы просто ненавязчиво подскажите ребенку, что он может самостоятельно оценивать поведение отрицательных и положительных героев, что он вообще может рассуждать, оценивать, размышлять, фантазировать! А это очень важно для маленькой личности!
Дальше — больше: ребенок может сам придумывать продолжение и окончание сказки, а родители могут анализировать состояние ребенка, наблюдать, «подсматривать»: что волнует его, какие у него отношения с другими детьми, с вами, чего он боится и чего бы хотел.
Детям младшего возраста было бы интересно на этом этапе увидеть любимую сказку в кукольном исполнении, а старшим дошкольникам уже хочется самим придумать инсценировку волшебной истории и стать главными героями.
На этом этапе можно уже безгранично фантазировать, смешивать сказки и переделывать их на свой лад, даже сочинять свои собственные сказки.
Как разобрать сказку с ребенком
Основная цель обсуждения сказок – построить связь между поведением героев, происходящими в сказке событиями и ситуациями в реальной жизни, с которыми сталкивается ребенок. В таком случае сюжет сказки трансформируется для ребенка в личный багаж знаний и представлений, к которому он сможет обращаться при необходимости, например, попав в какую-то сложную для себя ситуацию. Известный сказкотерапевт Татьяна Зинкевич-Евстигнеева предлагает использовать для обсуждения сказок следующую схему:
1. Сказка – ложь, да в ней намек…
Обсудите с ребенком, о чем повествуется в сказке и чему она учит. Спросите, в каких ситуациях в реальной жизни может пригодиться то, что ребенок узнал из сказки?
2. Баба-яга vs. красна девица
Обсудите героев сказки. Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле?
3. Огонь, вода и медные трубы
Поговорите о том, как герои сказки преодолевали трудности. Обращались ли они к кому-то за помощью? Возможно, когда-нибудь эти способы ваш ребенок сможет использовать в реальной жизни.
4. …добрым молодцам урок!
Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды особенно запомнились? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызвали страх?
По этой же схеме можно обсуждать с ребенком и просмотренные вместе художественные и мультипликационные фильмы.
Кто женится на Вике?
У Вики — большие красивые карие глаза и вьющиеся волосы. Васе она очень нравится, и он говорит, что когда вырастет, обязательно женится на ней. Вот только Вика ничего ему не отвечает…
Однажды Вася, Вика и другие дети играли на детской площадке. Вдруг из-за леса появился Змей Горыныч. Он пролетел над детской площадкой совсем низко, на лету схватил Вику и снова полетел к лесу.
Что делать? Надо идти спасать Вику. Вася и Федя вскочили на свои велосипеды и поучались в погоню. Вся звери и птицы охотно подсказывали им, куда полетел змей. Вася и Федя мчались во весь дух.
Вдруг на их пути — речка. Не очень широкая, но ни моста, ни брода нет. Федя спрятал свой велосипед в кустах, быстро снял брюки, рубашку, носки и ботинки и прыгнул в воду. А Вася раздеваться не умел. Его мама всегда раздевала, хоть и ворчала, что большое уже. А тут мамы нет. А без нее никак Вася не может раздеться. Сидит он, плачет. А тем временем Федя уже обратно возвращается вместе с Викой. Змея он победил, Вику освободил, помог ей речку переплыть. Выбрались они на берег, оделись, сели на велосипед и обратно поехали. И сказал Вика, что выйдет замуж за Федю.
А Вася погоревал, погоревал, а потом стал просить маму научить его раздеваться и одеваться и с тех пор всегда делал это сам.
Сказка под микроскопом
Любая сказка — это путь приобщения ребенка определенного поколения к опыту всего народа, о котором идет речь в сказке, то есть социализация. Ребенок осознает, что он не «сам по себе мальчик», а частица народа, что до него тоже жили люди, что они чего-то боялись и чему-то удивлялись, радовались и огорчались.
Сказка развивает фантазию: ребенок, слушающий сказку, способен представлять и домысливать сюжет. Это позволяет малышу реализовывать свои способности мыслить абстрактно и освобождает от стереотипов. Одним словом, развивает творческие способности.
Не стоит забывать и о том, что родитель или педагог, старающийся воспитывать ребенка с помощью сказки, должен сам освободиться от резонерства и стандартизации подходов. Он должен дать ребенку почувствовать себя непосредственным участником сказочных событий.
Важно своевременно «подкидывать» нужные сказки. И, конечно, учитывать возраст ребенка
Еще одна немаловажная особенность сказки — ее способность объединять все сущее (живой и неживой мир, землю, воду, небо, их обитателей, общество в целом и временное пространство — прошлое, настоящее и будущее). Это позволяет ребенку увидеть мир объемно и многомерно, а это как нельзя лучше соответствует детской психике.
Сказка способна с помощью малого представлять большое, в крошечном сюжете отобразить огромную проблему, с помощью одного персонажа — изобразить силу зла или добродетель и непрекращающуюся борьбу этих сторон
Это очень важно на начальном этапе становления психики ребенка
О психотерапевтическом эффекте сказок, «сказкотерапии», известно давно. И ее активно пользуются наряду со способами лечения людей при помощи музыки, живописи и поэзии. Прикладное терапевтическое значение сказки состоит в профилактике — воспитании здорового образа жизни, восхвалении увлечений и способов, помогающих сохранять силы и здоровье, а также принижении привычек, пагубно влияющих на здоровье человека.
Сказка позволяет в игровой форме познакомить ребенка с культурой, бытом, традициями, историей не только своего народа, но и других народов. В маленьком сюжете учит увидеть многообразие и насыщенность культуры страны. Ощутить особенности речи, представить по описаниям наряды, узнать о ценностях того или иного народа, подвигах, победах и поражениях, горестях и радостях.
Слушание и чтение сказок формирует у ребенка словарный запас, языковую культуру и слуховую память. Совместное чтение и слушание сказок, совместное сопереживание любимым героям сближает воспитателя и воспитуемого..
Для ребенка очень важно ощущать умение взрослого говорить с ним на одном языке, а сказка как раз и учит этому языку..
Но, естественно, нужно помнить, что сказка — всего лишь некий «инструмент» воздействия на маленького человека. И только умелое использование и правильный выбор сказок в соответствии с возрастом и имеющейся проблемой или задачей педагога (родителя) способно оказывать нужный воспитательный или лечебный эффект. А еще необходимо взаимопонимание и доверие между ребенком и тем, кто читает сказку.
Как закрепить эффект?
Хорошо подобранная и прочитанная на ночь сказка — это еще не полный список «сказкотерапевтических» приемов. Есть несколько интересных занятий, не только закрепляющих эффект, но и развивающих творческие способности.
Cказку можно нарисовать (на следующий день или сразу после прослушивания). Желательно карандашами или гуашью.
Сказку можно слепить. Занятие подходит для групповой терапии. По цветовой гамме можно определить степень влияния сказки на ребенка. Насыщенные цвета выражают бурные переживания и чувства.
Сказку можно сшить или сделать из подручных материалов. Воссоздать персонажа сказки, озвучить его и, помещая его в различные проблемные ситуации, находить различные пути решения.
При игре с воплощенной из материала сказкой, голос необходимо адаптировать к внутренней характеристике персонажа, также важно каждое движение и действие персонажа. Можно сделать сказку даже из песка! Для этого необходимо иметь поднос с сухим или влажным песком
Здесь важно ощущение «облачения» переживаний в тактильную форму
Можно сделать сказку даже из песка! Для этого необходимо иметь поднос с сухим или влажным песком
Здесь важно ощущение «облачения» переживаний в тактильную форму
Существует особая форма сказкотерапии — так называемый «кататимный подход в сказку», суть которого в том, что с помощью психологических приемов осуществляется полное «участие» ребенка в сказке, однако эта методика имеет множество противопоказаний:
- острый и хронический психоз или предшествующее ему состояние;
- недостаточная мотивация;
- церебрально-органические синдромы;
- недостаточное интеллектуальное развитие.
Сказка — это не только мощный воспитательный инструмент, но и способ достижения доверия и поиска общего языка между ребенком и родителем или ребенком и педагогом.
Надо обязательно помнить о том, что подбирать сказки следует в соответствии с возрастом и существующими проблемами в воспитании, возрастными проблемами. Остальное решает только родительская любовь и фантазия!
Чем сказки могут быть полезны родителям
Сказки для детей – это не только увлекательное путешествие в мир вымышленных персонажей. Через сказки дети получают свои первые знания об устройстве жизни. На первый взгляд, мир сказок может показаться черно-белым, с четким разделением на добро и зло. Однако если взглянуть глубже, сказки могут также и научить детей более широкому взгляду на события и людей. Например, неприятности и испытания, которые выпадают герою, в конечном итоге помогают ему стать более сильным и находчивым, приводят к каким-то желанным изменениям. А иногда в сказках встречаются и неоднозначные персонажи, которые на первый взгляд ведут себя как злодеи, а затем раскрываются – обнаруживается, что за их поведением стоят какие-то причины, или же оно вовсе не было злодейским, а в конечном итоге помогло герою.
Мало кто из родителей знает, что сказкотерапия может запускать механизмы саморегуляции организма. Блогер Я – Родителя, клинический психолог и сертифицированный сказкотерапевт Екатерина Блюхтерова предлагает вашему вниманию терапевтическую сказку «Добрый лес»: она поможет малышу найти в себе внутренние силы для быстрейшего выздоровления.
Как выбрать нужную сказку?
Для начала стоит разобраться, какие бывают сказки.
Сказки о животных. Очень важны в возрасте примерно пяти лет — как раз в этом возрасте дети часто ассоциируют себя с животными. И в этот период им легче понять отношения в мире через подобные аллегории.
Бытовые сказки. Содержат в себе рассказы о семейной жизни, описывают конфликтные и комичные ситуации. Формируют у детей старшего возраста здоровое чувство юмора по отношению к трудностям, помогают создать образ нормальных семейных отношений.
Художественные сказки. Сказки, содержащие в себе элементы мифов, притч, истории. К этому виду можно отнести и авторские художественные сказки, которые в зависимости от проблемы могут содержать в себе психокоррекционный, дидактический и медитативный материалы.
Страшные сказки. К этой категории можно отнести сказки о нечистой силе, ведьмах, леших и прочих загадочных неведомых существах. Слушая ( или читая) такую сказку, ребенок словно «проживает» заведомо травмирующую ситуацию и вырабатывает новую реакцию, освобождаясь от напряжения и неизвестности. Подобные сказки рассчитаны на детей от 7 лет. Секрет терапии — в актерском мастерстве рассказчика и в обязательно неожиданном и смешном счастливом конце.
Волшебные сказки. Больше всего они подходят для детей 6-7-летнего возраста. Дети в этом возрасте уже отдают себе отчет в «нереальности » происходящего, и жизненная мудрость хорошо усваивается их сознанием.
Дидактические сказки. В основном эти сказки предлагаются на занятиях в дошкольных учреждениях. В процессе занятий дети часто выступают соавторами сказки, они должны выполнять различные задания, ведь только они, малыши, обладающие разными качествами, владеющие знаниями и умениями, могут помочь герою, которого в конечном итоге ждет удача.
Воспитатель детского сада Марина Миронова каждый день перед тихим часом читает воспитанникам «Вежливые сказки», «Осторожные сказки», герои которых попадают в различные опасные или забавные ситуации, в конце каждой сказки дети получают ценный опыт и совет
По словам Марины Алексеевны, «сказки помогают малышам выразить свои мысли и доступно объяснить важность или опасность того или иного поступка»
Откуда пришла идея воспитания через сказку?
Классик русской педагогики К.Д. Ушинский писал, что сказки — это «первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа.» Такого же мнения придерживался исследователь русского фольклора В. П.Аникин, который говорил, что «в мысли, которая живит сказки, многогранно проявился ум народа, кристаллами отложилась его история, быт, мировоззрение».
С ценностью сказки нельзя поспорить еще и потому, что читать их начинают детям в том возрасте, когда у малышей только начинают формироваться зачатки нравственности, доброжелательности, принципиальности и трудолюбия.
Сказка, проходя века народной мудрости, как снежный ком накапливает все самое ценное для детской дошкольной педагогики. Это уникальный способ воспитывать ребенка не с помощью увещеваний и абстрактных суждений, а помощью непосредственного опыта и действия героев, которые могут быть любимы или не любимы, но все же очень значимы для ребенка
Важно только грамотно распорядиться этим сокровищем
В настоящее время, несмотря на явный интерес к сказке как к воспитательному «инструменту», существует много сложностей — одно отсутствие системности влечет за собой отсутствие способов педагогического воздействия, и, следовательно, влияет на эффективность педагогического использования сказок. Некоторым педагогам и воспитателям и по сей день трудно представить, что с точки зрения воспитания нравственных установок потенциал сказки гораздо серьезнее, чем ее художественная и историческая значимость.
Как придумать новые концовки к уже существующим сказкам
Иногда для того, чтобы помочь ребенку найти решение проблемы через сказку, не нужно сочинять новую. Достаточно придумать новую концовку к одной из тех, что уже существуют
Здесь важно подобрать сказку, ключевая проблема которой будет совпадать с той, которая сейчас актуальна для ребенка. Например, если ребенок переживает из-за строгого учителя, который дает много заданий или ставит низкие оценки, можно обсудить с ним сказку о Золушке
В сказках часто на помощь главному герою приходит волшебство. Золушку, например, от мачехи защищает фея-крестная. А как могла бы справиться Золушка сама, без волшебной помощи? Была ли мачеха так уж несправедлива к ней, ведь Золушка сама сбежала, не выполнив оставленное ей «домашнее задание»? Были ли у Золушки варианты договориться с мачехой?
Так, с помощью сказкотерапии вы можете помочь ребенку изменить свое отношение к ситуации, которую он переживает как безвыходную или несправедливую. С вашей помощью он научиться смотреть на проблему с разных сторон, искать варианты выхода и не чувствовать себя маленьким и беспомощным.
Анна Кольчугина
Верит ли ваш ребенок в чудеса? Узнайте вместе!ПРОЙТИ ТЕСТ!
А морковка уплыла
(Учимся делиться)
Когда моему ребенку исполнилось три года, он рассуждал и вел беседу совершенно как взрослый, мог уже прочитать кое-какие простые слова, показывал на глобусе, где живут пингвины, а где — белые медведи. Но вот искусство самостоятельного одевания оставалось для него вершиной не только недосягаемой, но и, к моему большому сожалению, совершенно не привлекательной. В этом не было бы ничего страшного, если бы у нас не родился второй ребенок. А собирать на прогулку двоих совершенно беспомощных в деле одевания детей — занятие не для слабонервных. Интересно, что сын считал себя уже настолько взрослым, что даже собрался жениться. На девочке Вике, с которой мы часто виделись в песочнице. Сказка, которую я сочинила, чтобы хоть как-то подхлестнуть интерес к процессу одевания-раздевания, сыну не понравилась. Прослушав ее, он заплакал и попросил больше никогда не рассказывать. Однако мне кажется, представления о необходимости умения одеваться-раздеваться все-таки начало складываться именно в тот момент.
Какой должна быть терапевтическая сказка?
Для каждого возраста — свои герои. Детям 3-4 лет подойдут рассказы о маленьких человечках или зверьках, игрушках. Детям с 5-летнего возраста уже нужны сказки о феях, принцах, различных волшебниках. Подросткам больше всего подойдут притчи или бытовые сказки.
Сказка должна иметь четкий сюжет.
Завязка. Здесь мы знакомимся с героями и окружающей обстановкой.
Неожиданное событие, обозначение проблемы героя. Например, плохой поступок персонажа или поступок по отношению к нему. Это может быть непредвиденная ситуация, с которой героям придется справиться.
Способ решения проблемы, попытки героев справиться со сложностями. Попытки могут сопровождаться трудностями. Стоит продумать окружающую среду, которая может способствовать созданию настроения. Например, это может быть дождик или даже ураган.
Кульминация — герои решают все трудности. Стоит отметить, что трудности должны решаться только благодаря благоразумию персонажей, их стараниями (это может быть избавление от дурной привычки).
Позитивная развязка. Она очень важна, все герои должны быть счастливы, и они должны понять, как правильно себя вести. Не стоит «обижать» плохим финалом даже самых скверных героев.
Мораль сказки. Как герои поняли причину возникновения трудностей, каковы дальнейшие варианты развития событий.
Сюжет сказки должен напоминать проблемную ситуацию, но не повторять ее полностью. То есть герои должны носить другие имена, обстановка не должна полностью соответствовать реальной.
Как говорят психологи, с помощью сказки должен быть предложен замещающий опыт, посредством которого ребенок примет собственное решение. И ребенок с помощью полученной информации должен «по умолчанию» разбираться в ситуации и знать, кто прав и кто виноват. Такой эффект достигается только при помощи правильно выстроенного сюжета.
Герой должен по возрасту и темпераменту соответствовать малышу, и даже сказочная страна должна напомнить ребенку среду его проживания. Малыш должен узнавать себя и обстановку, но не понимать до конца, что это он и есть.
Переживания героя, которого нужно искусственно направлять героя к изменениям, должны быть понятны ребенку. Можно даже придумать целую группу существ, оказавшихся в сложной ситуации, и дать им правильные наставления, которые в итоге приведут к счастливому изменению.