Ребенок не хочет учиться: как решить эту проблему

«Я все смогу!»

«Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!» — объясняла Алисе в Зазеркалье Черная Королева. Удивительно, но отличникам похвалы зачастую достаются реже, чем троечникам. Их успехи воспринимаются как само собой разумеющееся, а редкие промахи становятся предметом всеобщего обсуждения. Панический страх ошибки, стремление быть идеальным всегда и во всем может довести до настоящего нервного срыва.

— Есть два важных момента, которые подводят отличников, — рассказывает Анна Петровская. — Это неумение определить приоритеты.

Ребенок должен учиться выделять главное, наиболее интересное и перспективное, сосредотачивать усилия на определенном направлении

Маленький отличник, стремясь удержать внимание и одобрение родителей, старается покорять все новые вершины, добиваясь иногда прямо противоположного результата — интерес к его победам падает

Вырастая, такие отличники обзаводятся постоянным стрессовым фактором. К примеру, не умея выделять главную цель, женщина может дойти до изнеможения, пытаясь соблюдать безукоризненный порядок дома и стать безупречным сотрудником на работе. Отказ от чего бы то ни было, будь то воскресный пирог по фирменному рецепту или дополнительные графики к ежемесячному отчету, становится настоящей трагедией  — все обязано быть идеально! Бедный повзрослевший отличник не понимает, что это не в его силах: он жертвуют своими хобби, затем отдыхом, а потом и временем, проводимым с близкими.

Говорят сибмамы

: Меня воспитывали в том духе, что все должно быть на отлично, и любая школьная четверка была поводом для «работы над ошибками». Последствия этого воспитания — перфекционизм, повышенная тревожность, жажда тотального контроля над своей жизнью и жизнью семьи.

Учиться, чтобы жить хорошо

Зачастую, родители, отвечая на детский вопрос «Зачем нужно учиться?», отвечают:

  1. «Чтобы поступить в университет (институт, академию)».
  2. «Чтобы в будущем получать хорошую зарплату» (вытекает из предыдущего).
  3. «Не будешь стараться – никуда не поступишь, пойдешь работать дворником (санитаркой и другие низкооплачиваемые должности)».

Такая мотивация малоэффективна:

  • Младшие школьники долгосрочные прогнозы воспринимать не могут. За них все проблемы решают родители, они еще не понимают, что нужно трудиться, чтобы что-то заработать: «А дворник, который метет наш двор, мне очень нравится. Я хочу быть таким же!».
  • Подростки решат, что их просто пугают: «И что? У меня-то все будет хорошо, несмотря ни на что!».
  • Старшеклассники могут даже рассмеяться: «Дядя Петя окончил школу с медалью, институт – с красным дипломом, но не смог устроиться на работу!».

Такое объяснение зачастую просто не удовлетворяет ребят. И вопросы (особенно со стороны младших школьников) задаются дальше: «Это будет потом, а сейчас мне зачем учиться?»

Кто поможет?

Самая правильная установка для ребенка — когда он понимает, что учеба — это интересно, а школа — то место, где можно узнать много нового и найти друзей. Дать такой настрой детям должны родители либо авторитетный взрослый. Мотивировать лучше в понятной для ребенка интерпретации, должна присутствовать какая-то игра. Безусловно, это дольше и сложнее, чем просто накричать за невыполненные уроки. Но именно помощь и участие родителей способны изменить ситуацию

Также важно понять, почему у ребенка плохая успеваемость.

Статья по теме

Школьный стресс: с наступлением учебы увеличивается нагрузка на организм

«Однажды в шестом классе я получила шесть двоек подряд по математике. В моем случае это было связано с тем, что мальчик, сидевший рядом, постоянно меня отвлекал. В школу вызвали маму, а она меня наругала, не разбираясь в ситуации. Я до сих пор не могу понять, почему она не выслушала и меня», — рассказывает Анастасия Иванова.

Таких случаев, когда родители и учителя не понимают всей ситуации, очень много. У педагогов порой нет времени вникнуть и разобраться во всем. А мамы и папы часто встают на сторону учителей, потому что они считаются авторитетным лицом. Почему-то то, что он говорит, для родителей считается в сложившейся ситуации более правильным мнением, и они забывают выслушать ребенка.

Ученик на уроке. Фото: АиФ

«Между тем дети более эмоциональные и «считывают» гораздо больше информации, и, я считаю, следует больше верить своему ребенку. Да, дети могут где-то приврать, нафантазировать, но мамы и папы тоже могут это понять, если они близки с детьми, — комментирует психотерапевт. — Когда родители эмоционально включены в жизнь ребенка, когда есть диалог, доверие, понимание друг друга, этих проблем гораздо меньше».

Обесценивайте результаты

Желая «подстегнуть» ребенка, родители часто игнорируют его достижения. Хорошо ответил на уроке? У учительницы просто было хорошее настроение. Получил высокую оценку по контрольной? Так небось она легкой была и все получили.

Родители хотят, чтоб отпрыск не почивал на лаврах, а штурмовал новые вершины. Но добиваются противоположного: когда любые результаты воспринимаются «через губу», ребенок приходит к выводу, что похвалу куда проще получить в компании сверстников — для этого достаточно покурить или попробовать алкоголь.

Чтобы взрастить интерес к учебе, детей нужно хвалить. В идеале — за каждый, даже незначительный, результат. Но если вас коробит от западной привычки хвалить ребенка за аккуратно нарисованное солнышко, замечайте хотя бы значимые достижения. Получил вчера не шесть, а семь? Вот видишь, что будет, если постараться.

«Хорошие отметки» вредили моему здоровью

Если кто-то может схватывать все «на лету», то я не из числа этих людей. Чтобы «вложить» в свою голову знания, мне приходилось «зубрить» наизусть материал. Перед сессией я учился по 12-15 часов в сутки. Помню, как «отключался» на парах и в общественном транспорте, потому как сильно недосыпал.

Из-за хронической усталости упала моя продуктивность, знания не лезли в голову, руки «не стояли работу», день проходил как в тумане.

Сегодня я удивляюсь своему упорству, настойчивости и усидчивости — через силу заставлять себя делать то, от чего тебя тошнит. И почему-то уверен, что не смог бы повторить этот «подвиг» вновь.

Золотая середина

«Ругать бесполезно и наказывать физически, — с порога предупреждает врач-психотерапевт Областной клинической больницы №1 Анастасия Иванова. — Взрослые должны относиться к детям, как к равным. Прежде чем повышать голос или хвататься за ремень, можно представить, что к вам так же относился бы ваш начальник. Вы бы стали лучше работать от этого?»

По мнению психотерапевта, современные школьные программы сильно перегружают ребенка, в том числе эмоционально. И то, что на фоне такой нагрузки дети не бегут в школу, вполне понятно. Помимо этого, отбивают желание учиться конфликты с одноклассниками, учителями или внутриличностные.

«Родители заставляют учиться хорошо всегда. Ребенку нельзя получить плохую оценку. Если в дневнике появляется двойка, то он чувствует себя «плохим» для своих родителей. Бывает так, что из-за этого он не может сосредоточиться, потому что постоянно думает о том, как бы ему не получить плохую оценку».

Статья по теме

«Ненавижу школу!» Что делать, если первоклашка отказывается учиться?

Такое напряжение со временем может вылиться не только в проблемы с психическим здоровьем, но и проявляться соматически, самое распространенное последствие — нервные тики. Не исключена и депрессия. Распознать ее родители могут по изменившемуся поведению ребенка: он замыкается в себе, отказывается от любимых игр. Возможно, и наоборот, стресс проявится гиперактивностью, так называемым СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Таким детям сложно усидеть на месте, сконцентрироваться на чем-то, они становятся импульсивными.

«Неуспех в школе может подорвать личность ребенка. У всех детей есть желание быть принятым в обществе и если из-за плохих оценок его одноклассники отвергают, высмеивают, то он будет переживать. Помочь преодолеть эту ситуацию — тоже родительская работа. Нужно объяснить ему, что это не конец света. Помочь изменить ситуацию», — объясняет Анастасия Иванова.

Кстати, по мнению психотерапевта, во взрослой жизни комфортнее всего троешникам. У них нет синдрома отличника и комплексов из-за плохой учебы — золотая середина. Из них получаются хорошие руководители, потому что они могут делегировать ответственность, понимают, как правильно распределять обязанности.

Школьный дневник. Фото: АиФ

Учиться без устали

Чтобы быстрее привыкнуть к школе и избежать переутомления, важно правильно организовать режим дня школьника. Как сберечь спину школьнику

Инфографика Подробнее


Как сберечь спину школьнику. Инфографика Подробнее

Наш эксперт – детский психолог Валентина Селиванова.

Начинать день лучше всего с гимнастики – она поможет ребёнку проснуться и зарядиться энергией на целый день. Только проводить её надо не от случая к случаю, а регулярно. Затем – завтрак. Желательно, чтобы он был горячим. Вернувшись из школы, ребёнок должен обязательно пообедать и часок отдохнуть. Никаких видеоигр, телевизора или компьютера. Отдых должен быть максимально активным. Это могут быть подвижные игры на улице или прогулка в парке на вело­сипеде. По-хорошему, школьник должен проводить на свежем воздухе 3–4 часа в день, включая время до школы и обратно, полтора часа как минимум.

Чтобы ребёнок меньше уставал при приготовлении домашнего задания, нужно взять на заметку несколько правил.

  • Садиться за домашнюю работу желательно в 15.00–16.00. В это время наблюдается естественный физиологический подъём работоспособности.
  • Перед тем как начать работу, желательно составить план, заранее подготовить всё, что потребуется: учебники, тетради, канцелярские принадлежности.
  • Начинать лучше с того предмета, подготовка задания по которому требует больше всего сил. Также полезно чередовать задания по точным и гуманитарным наукам.
  • Рядом со столом, где ребёнок выполняет домашнюю работу, не должно быть отвлекающих факторов: игрушек, включённого телевизора, компьютерных игр.
  • После 40–50 минут учёбы нужно сделать перерыв на 10 минут. В это время можно попить воды, размяться, провести физкультминутку или выполнить гимнастику для глаз.
  • Во 2–3-м классе ребёнок не должен посвящать приготовлению уроков более 1,5 часа, в 4–5-м классе – 2 часов, в 6–8-м – 2,5 часа, в 9–11-м классе – 3,5 часа.

Препараты, применяющиеся при повышенных нагрузках

Торговое название препарата
Диапазон цен (Россия, руб.)
Особенности препарата, о которых важно знать пациенту
Действующее вещество: Пирацетам
Луцетам
147–275
Непосредственно воздействует на головной мозг
Повышает способность к обучению и запоминанию, улучшает память, внимание, умственную работоспособность. Оказывает восстанавливающее действие при нарушении функции головного мозга вследствие нехватки кислорода, интоксикации или травмы
Иногда может вызывать нервозность и другие побочные эффекты

Противопоказан детям до 1 года.
Ноотропил
250–378
Пирацетам
23–156
Действующее вещество: Амино­фенилмасляная кислота
Фенибут
27–336
Нормализует обмен веществ в мозге, положительно влияет на мозговое кровообращение. С­пособствует снижению или исчезновению чувства тревоги, напряжённости, беспокойства и страха, нормализует сон. Уменьшает головную боль, ощущение тяжести в голове, раздражительность, снижает частоту перепадов настроения, повышает умственную работоспособность. У детей часто используется при заикании, тиках и энурезе.«Фенибут» противопоказан детям до 2 лет, «Анвифен» – до 3 лет, «Ноофен» – до 8 лет.

Анвифен
234–402
Ноофен
933–1100
Действующее вещество: Женьшень
Доппельгерц Женьшень
255–527
Стимулирует центральную нервную систему, оказывает общетонизирующее действие: улучшает аппетит, повышает артериальное давление, умственную и физическую работоспособность. Уменьшает общую слабость, утомляемость, сонливость.Применяется при пониженном артериальном давлении, физическом и психическом переутомлении, в период выздоровления после перенесённых длительных и тяжёлых заболеваний, в том числе инфекционных.
Может вызывать тахикардию, голов­ную боль, нарушения сна, повышение артериального давления и снижение уровня сахара в крови.
Противопоказаниями к применению являются гипертония, повышенная возбудимость, эпилепсия, судорожные состояния, расстройства сна, острые инфекционные заболевания, кровоточивость, возраст до 12 лет.

Женьшеня настойка
23–75
Действующее вещество: Элеутерококка колючего корневища и корни
Элеутерококка экстракт жидкий
20–96
Повышает устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды, устраняет переутомление, раздражительность, восстанавливает и повышает физическую и умственную работоспособность. Противопоказан при гипертонии, повышенной возбудимости, острых инфекционных заболеваниях, аритмии, бессоннице.Используется у подростков старше 12 лет.

Поощрять за процесс, а не за результат

Профессор Гарвардского университета Роланд Фрайер провел исследование, посвященное успеваемости школьников. В нем приняли участие 36 тыс. учеников из 250 школ. Оказалось, что лучше всего на учебу влияет поощрение конкретных действий — чтения книг, выполнения домашнего задания, активности на уроках. Оценки растут у детей, которые получают вознаграждение за процесс, а не за итоговый результат, причем вознаграждение не деньгами и не вещами.

Зачастую достаточно похвалить ребенка, куда-нибудь сходить вместе с ним, оплатить интересные для него занятия. Но поощрение он должен получить сразу, а не когда-нибудь потом. Обещание «Сдашь в конце года экзамен — получишь новый смартфон» не дает эффекта. Надо отмечать промежуточные финиши, а не финал.

Хорошо дисциплинирует и мобилизует правильная постановка целей. Никакие нравоучения, назидания и призывы — «Ты должен хорошо сдать ЕГЭ!» — не помогут, если ребенок не знает, что конкретно ему делать. Но если мы говорим: «На этой неделе ты должен сходить на два дополнительных занятия по физике, сегодня решить по математике пять задач, подготовить доклад по истории», — это уже конкретный план действий, четкий и понятный, за который можно и спросить.

Когнитивные способности очень важны, но они определяют не все. Если проследить судьбу отличников и троечников, посмотреть, как сложились их судьбы, станет ясно, что школьные достижения — не гарантия будущего успеха. Далеко не все мои клиенты, многие из которых входят в списки Форбс, были отличниками в школе и прекрасно себя вели на уроках. Хотя натаскать на пятерку, конечно, проще, чем воспитать в ребенке упорство, любознательность, умение общаться, справляться со стрессом, творчески подходить к любому делу.

Плохие оценки — знак неблагополучия, звоночек, который должен заставить нас остановиться, посмотреть, что происходит с ребенком, и помочь ему справиться с трудностями.

ПОЧЕМУ ОНИ ВСЕ-ТАКИ УЧАТСЯ?

1. Учиться все-таки безумно интересно! Даже если бы не было школ, мы все равно учились бы. Школа дает возможность систематических и разносторонних знаний.

2. Так принято — ходить в школу, делать уроки. Для многих, особенно для девочек, это разновидность социальной игры, в которой много участников, есть где развернуться!

3. Они учатся, чтобы нас не расстраивать. Если родители выражают свой восторг или разочарование, ребенок, опять-таки особенно если это девочка, может стараться еще и для того, чтобы порадовать семью, вызвать одобрение. Это дополнительный мотив обучения, который, однако, не стоит эксплуатировать.

4. Они чувствуют доверие взрослых. Ведь теперь они не «малышня», а школьники с портфелями и заданиями. Школа — это институт взросления. Дети хотели бы обладать возможностями взрослых людей, чтобы наконец исполнить свои детские желания!
 

1 СИТУАЦИЯ

Танечка очень стеснялась отвечать и переспрашивать. Ей нужно было время, чтобы подумать над ответами. В конце второго класса на родительском собрании ее причислили к «твердым троечникам», которым придется работать летом дополнительно. Папа Тани — чиновник высокого ранга, и школьная ситуация здорово била по его самолюбию. «Моя дочь еле учится… Скажи, что тебе не хватает? У тебя есть все — отдельная комната, одежда, еда… Мама дома, тебе помогает. Нельзя учиться на хорошо и отлично? А что нас ждет дальше?» Но у Тани было свое самолюбие. Она хлопнула дверью и ушла на улицу. Никогда ей не было так одиноко… Родители разыскали ее на вокзале, догадавшись, что дочка отправится к бабушке в Минск… Таня подросла, подтянула учебу и уже выбилась в хорошисты, но до сих пор помнит реакцию отца на тройки и свое чувство одиночества и отчаяния.

Родители: «Наша дочь троечница… Нам стыдно ходить в школу на родительское собрание».

Ребенок: «Они меня не любят, потому что я какая-то не такая уродилась… Моя жизнь кончена…»

Отрицательные ярлыки («троечник», «неудачник», «недотепа») снижают мотивацию достижения у детей. Что проку стараться, если тебя все равно будут ругать за плохие отметки? Дети обнаруживают, что в школе есть «любимцы» и «изгои», «трудные» и «отличники». Этот ярлык — показатель статуса ребенка в группе, который, в свою очередь, становится стереотипом, управляющий поведением члена группы. Все знают, что Петя занимается футболом, он — спортсмен, а Маша хорошо решает примеры и задачи, она — умная. Если ярлык «хороший», он напоминает ребенку о достижениях и подбадривает его в трудные минуты. Если «плохой» — он усугубляет ситуацию, делает ее почти безнадежной, снижая самооценку у психически подвижных детей. У детей с сильной нервной системой он повышает уровень скрытой агрессии.

Объектом оценки должен стать не ученик, а результаты его усилий. Различают отметки и оценки. Отметки, как зарубки, метки, позволяют отслеживать и нам, и самим детям траекторию прогресса в обучении. Оценки — это невидимые колпаки с надписями, которые дети носят очень долго, после того как мы водружаем их им на головы. Корона. Маска. Клеймо. Если мы не можем им помочь, может, мы хотя бы не будем подрезать крылья?
 

Мы говорим | Они слышат
• Ты позоришь семью. У нас все оканчивали школу с золотыми медалями. | • Я — гадкий утенок.
• Если ты сейчас учишься на тройки, что с тобой будет дальше? | • Чем старше становишься, тем тяжелее и беспросветнее…
• Я не хочу даже знать, что ты получил двойку. Как хочешь, но чтобы домой приносил хорошие отметки! | • Я им безразличен. Их интересуют только мои отметки.
Как не стоит реагировать | Лучше сказать
• Папа с дневником, в котором стоит «3», — дочке: «Моя дочка троечница…»
• Ребенок: «Почему он расстраивается из-за одной-единственной отметки?.. Лучше бы помог…»
| • Отец: «Я тоже думаю, что это недоразумение. Нужна помощь?»

Почему наши дети не должны учиться на отлично

Отличник по инерции 

Время прошло, а пожелания остались прежними, только теперь не вам, а вашим детям. И бесполезность этих пожеланий осталась прежней. Почему? Если верить в постулаты современного образования, то программа, предлагаемая школой, рассчитана на самого среднего ученика, то есть обычного, звезд с неба не хватающего. Все, что написано в учебниках, можно выучить и понять. И никто в этой ситуации почему-то не дает ответа: почему же у нас так много «троечников» и даже «двоечников», если все так легко и просто. Как часто мы упрекаем своих детей: «Ты совсем разленился! Ты ничего не хочешь, ни к чему не стремишься! Как же будешь поступать в институт?» Неужели в современных школах учится так много лентяев? Давайте разбираться.

Ваш

Да,ВыЕсли

Чем опасен синдром отличника

А теперь, уважаемые родители, задумайтесь: если ваш ребенок любит ходить в школу, старательно выполняет домашние задания и активно занимается еще каким-нибудь видом деятельности (спорт, танцы, театральная студия), то есть растет абсолютно нормальным, увлеченным и радостным, то зачем вам отличник? Не лишайте вашего роднулю детства.

Запомните:

  • Во-первых, ребенок-отличник 90% свободного от школы времени проводит за выполнением домашних заданий, часто даже сокращая время сна, столь необходимого растущему организму. Он, боясь не успеть выполнить все, что задано, начинает болезненно реагировать на ваши просьбы помочь по дому, навестить бабушку, выгулять собаку и т.д.
  • Во-вторых, отличник постоянно находится в напряжении – боится забыть, не успеть, не ответить, не написать, не прочитать, на это легко может привести к нервным расстройствам, бессоннице, постоянным головным болям.
  • В-третьих, вырабатывается склонность к перфекционизму, который сводит жизнь только к одному – быть лучшим всегда и везде. Естественно, это совершенно невозможно, но первое же столкновение с ситуацией, когда он не лучший, может надолго выбить из колеи даже достаточно уравновешенного человека. А малейшую критику в свой адрес он будет воспринимать как прямое оскорбление, что может привести к конфликтам с ровесниками и взрослыми.

Стоит ли портить жизнь

Родители готовы сделать многое, чтобы их заветная мечта осуществилась: кто-то «сидит» вместе с ребенком за домашними заданиями до ночи, кто-то нанимает кучу репетиторов и посылает свое дитя на всевозможные курсы, а кто-то пытается найти «подход» к учителям или администрации школы. Ради чего? Заветный аттестат с одними «пятерками» не дает возможности поступить в престижный вуз без экзаменов, не помогает найти отличную работу, не способствует появлению друзей… Так стоит ли портить жизнь себе и ребенку, развивая у него «синдром отличника»?

У меня не было времени на других людей

В университете у меня была масса возможностей обзавестись сетью полезных знакомств. Но я этого не сделал.

Учеба и мысли об учебе занимали практически все мое время, у меня не хватало его даже на личные дела и встречу с друзьями.

Пожалуй, самая ценная возможность, которую предлагает университет, – сеть знакомств.

Университет — это плацдарм для новых отношений и проверка своих способностей заводить новые знакомства и поддерживать отношения.

Я подметил следующий интересный факт, те люди, кто были «душой компании» во времена учебы, сегодня хорошо обустроили свою жизнь. Есть среди них даже начальник МРЭО, а ведь ему всего 30. И на пары он, собственно, редко ходил …

Если бы у меня был еще один шанс, я бы предпочел меньше зацикливаться на учебе, а больше времени уделять студенческим движениям, мероприятиям, вечеринкам. А «красный диплом», без всякого сожаления, обменял бы на звание «самого общительного человека».

Используйте учебу как наказание

Многие родители хотят наказать ребенка с пользой. И находят «идеальный» способ это сделать — заставить учиться. Нагрубил бабушке — реши десять примеров. Вернулся поздно домой — садимся писать диктант. Получил двойку по русскому — переписывай всю тетрадь.

В итоге у ребенка выстраивается установка: учеба — повинность, пытка, через которую нужно пройти, чтобы поступить в вуз, получить диплом и потом насиловать себя за копейки на работе. Усадить такого ребенка за учебу «просто так» будет сложно — и вам придется придираться к мелочам, чтобы иметь возможность вновь под соусом наказания заставить прочитать учебник.

Звучит абсурдно? Но по такой модели проходит сражение с гранитом знаний в большинстве семей, где используют учебу как кнут. А в некоторых западных школах строчки после уроков до сих пор считаются эффективным методом наказания. Может, поэтому современные дети предпочитают компьютер привычным ручке и бумаге?

То же самое относится и к другим видам наказания. Если хотите, чтобы сын убирался у себя в комнате, не используйте работу по дому как расплату за прегрешения.

Поверить в себя

По словам психотерапевта, нередко детям требуется помощь специалиста в преодолении школьных проблем. Но наплыв начинается ближе к весне, в преддверии ЕГЭ. К этому времени психологическое и эмоциональное напряжение возрастает до такой степени, что ребенок уже не может самостоятельно с ним справиться. А нагнетание ситуации начинается еще с осени, когда учителя начинают пугать предстоящими экзаменами, родители поддерживают педагогов, рассказывая о том, что неуспешная сдача экзаменов обернется карьерой дворника.

«Вместо того чтобы вселить уверенность, поддержать ребенка, мамы и папы начинают пугать нерадужными перспективами. «Психика учеников такой нагрузки часто не выдерживает, и это приводит к срывам, — говорит специалист. — Понятно, что основная задача ребенка — учиться, но не все должно получаться хорошо

Нужна адекватная оценка его возможностей, если у школьника нет способностей к чему-то, не нужно упрекать, важно найти то, в чем он преуспеет, и поддержать. Не должно быть домашнего прессинга из-за неуспеваемости в школе или возможно плохой сдачи экзамена».

Статья по теме

А вы читали «Муму»? Кто должен решать, что читать детям в школе

Известно, что к окончанию школы у детей целый букет заболеваний, но, как оказалось, не только физических, но психологических. По словам Анастасии Ивановой, как минимум у них есть неврозы, которые потом нужно будет лечить. А чтобы сохранить хотя бы психическое здоровье школьника, родители должны чаще к нему прислушиваться и поддерживать в сложных детских проблемах.

Нагрузка: когда подросток не успевает жить

Современные дети так загружены учебой и дополнительными занятиями (кружки, репетиторы, спортивные секции), что у них абсолютно не остается свободного времени. И если до подросткового возраста они худо-бедно тянут лямку, то потом начинают бунтовать, отлично понимая, что родительские крики и угрозы ни к чему не приведут. Как сказал мне один подросток, «кормить не перестанут, из дома не выгонят».

Чрезмерная занятость разрушает мотивацию, снижает креативность, тормозит развитие лидерских качеств. И негативно отражается на успеваемости — ребенок буквально перестает «успевать». Уроки приходится делать поздно вечером, когда он устал и плохо соображает. Конечно, подросток использует любую возможность увернуться от непосильных нагрузок.

Перегруженность сказывается и на здоровье — школьники начинают чаще болеть, а значит, пропускать уроки. Те, кто занимаются спортом или творчеством, периодически пропускают занятия из-за сборов, соревнований, концертов. Причины вроде бы уважительные, но все это в итоге приводит к серьезным пробелам в знаниях, которые ребенок самостоятельно восполнить не может.

Пропустив несколько занятий, он не способен включиться в учебный процесс ни в классе, ни дома — он просто не понимает, о чем говорит учитель, и не знает, как подступиться к домашним заданиям, которые копятся, как снежный ком. Сначала он скрывает это от родителей, делает вид, что занимается, потом, чтобы «не нарываться на неприятности», начинает прогуливать уроки.

Богатство бесполезно

Социологическое исследование – это множество бумаг и множество вопросов. Большинство вопросов (в этом уверены респонденты, то есть участники исследования) – вообще не по делу. Поэтому далеко не всегда на эти вопросы отвечают честно. Но анкеты составлены так, что у социологов всегда есть возможность проверить искренность ответов. Анкета, которую Ольга раздавала родителям учащихся всех ступеней обучения (со 2 по 11 класс), включала в себя 5 блоков вопросов. Четыре блока – вопросы о семье. Пятый – о ребенке и его успеваемости.

«Сначала мы надеялись получить ответ на вопрос, влияет ли на школьные успехи детей материальный достаток и условия жизни их семей», – рассказывает Ольга Сачава, – Однако прямой зависимости от материального достатка мы не обнаружили.

«Большинство участников нашего опроса, – продолжает Ольга, – обитатели петербургских коммуналок. Только 20% семей живут в отдельных квартирах. Семьи отличников и троечников примерно в равных пропорциях проживают в коммуналках и в отдельных квартирах. Пришлось сделать вывод: обстановка коммунальной квартиры не мешает ребенку быть успешным в учебе.

Не влияет на успеваемость детей и наличие в семье домашней библиотеки. В семьях 73% отличников дома хранится более 200 книг, но 75% семей троечников тоже заявили, что их семейная библиотека состоит из 100 книг. Семьи 5% отличников и 6% троечников владели большими библиотеками (более 1000 книг). Трудно найти зависимость, верно?

Важный вопрос, который волнует всех: влияют ли родительские доходы на оценки детей? Можно ли утверждать (как это делают некоторые), что при низком уровне семейных доходов ребенок просто обречен на получать плохие оценки?

Наше исследование отвечает однозначно: нет.

В опросе участвовали малообеспеченные семьи, с доходами на каждого менее 5000 рублей в месяц. Именно из этих семей вышли 26% всех троечников и… 30% всех отличников! Отличников в малообеспеченных семьях оказалось даже больше, чем троечников.

Доходы 20% семей отличников и 24% семей троечников составляли до 20 000 тысяч рублей на человека. 25% отличников и 21% троечников заявили о доходах более 20 000 рублей на каждого члена семьи. Пропорции и в этом случае сопоставимы. И – мы возвращаемся к той же загадке. В одном случае дети из малообеспеченных (или, напротив, состоятельных семей) почему-то учатся на тройки, в другом – на пятерки!».

– А вы учли, что семьи с высокими доходами имеют дополнительные финансовые возможности? Например, могут нанять своим детям репетиторов?

– Да, и, как правило, нанимают. Но чаще всего родителям не удается компенсировать недостаток семейного общения вкладами в образование ребенка (репетиторы, платные курсы и т.п.). Эти вклады просто не работают.

Влияет другое. И теперь мы подходим к самому интересному.

Отличник в жизни

Комплекс отличника взрослого сказывается на всех сферах жизни, вызывая целый ряд проблем:

  • В личной жизни. Отличник пытается добиться идеальности во всем, стремясь переделать партнера, воспитать детей, сделать совершенное хозяйство. Понятие идеальности у людей не совпадает, поэтому возможны конфликты, появление нервозности и депрессии.
  • В работе. Люди с комплексом отличника обычно амбициозные трудоголики, которые ради идеальной работы готовы жертвовать личной жизнью. Они плохо переносят критику, чужие успехи, игнорирование. Их ставят в пример сотрудникам, а сами коллеги не одобряют подобных рвений. Отсутствие постоянного одобрения тяжело переживается.
  • В воспитании детей. Родители с комплексом отличника очень требовательны к собственным детям. Они прикладывают массу усилий, чтобы добиться от детей высоких результатов и очень переживают, если дети их разочаровывают. Дети с сильной психикой могут выражать протесты, а слабые дети приобретают психологические проблемы, включая синдром отличника.
  • В общении с людьми. Перфекционисты редко имеют друзей. Они критикуют тех, кто не соответствует идеалу, и конкурируют с равными себе. При этом им требуется постоянное признание, и они не приемлют отрицательных отзывов.

Как видим, комплекс отличника не приносит счастья.

Ни какой социальной жизни

Давайте сейчас вспомним, кому из нас в жизни пригодилась «пятерка» по химии? Если ты не работаешь в сфере медицины или науки, то вряд ли сейчас вспомнишь формулу соляной кислоты

Зато почти у каждого есть событие, когда важное знакомство и дружеские отношения с кем-то помогли решить какую-то проблему. Детям, чьи родители заставляют учиться отлично и бегать по дюжине репетиторов, не всегда достаточно времени для обычного общения с друзьями, если они вообще есть у слишком занятого ребенка

В нашем мире социальная активность гораздо ценнее, чем оценки в аттестате, а иногда и знаний. Мы не предлагаем ставить «удачные знакомства» выше знаний. Просто должна быть гармония между одним и другим. Маленькому ребенку необходимо пройти этап социализации, научить коммуникации с другими детьми. Не стоит ставить учебу выше этого.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: