Что предложить самым маленьким
Существует много развивающих игр для дошкольников. Они стимулируют не только умственные способности, но и физическую активность.
«Повторяй за мной»
Детей ставят полукругом. Напротив них становится воспитатель и называет предметы, различные по своей величине (слон, иголка, трактор, мышка и т. д.). Если предмет большой, детям необходимо стать на цыпочки и вытянуть руки вверх, демонстрируя размер объекта. Если маленький — присесть на корточки и опустить руки к полу, указывая, насколько предмет мал.
Воспитатель выполняет упражнение вместе с детьми, при этом он может специально путать их и показывать неправильно. Однако дети должны быть внимательными и не всегда повторять за педагогом. Кто допустит ошибку, тот выбывает из игры.
Играют до тех пор, пока в команде не останется 1 ребенок.
«Чего не хватает для чаепития»
Педагог называет предметы, необходимые для чаепития:
- чашка;
- блюдце;
- заварка;
- кипяток;
- сахар;
- ложка.
Можно придумать и свою игру, в которой будут фигурировать другие объекты.
«Поиск отличий»
На одной или разных карточках нарисованы одинаковые предметы. Однако на рисунке присутствуют отличия. Их количество должно соответствовать возрасту ребенка: чем он старше, тем больше отличий он сможет найти. Чем младше ребенок, тем более детальными должны быть рисунки.
Другие упражнения с визуальной составляющей
Эффективным является упражнение «Верни на место». Взрослый раскладывает на полу 5-7 разных предметов, а ребенок должен посмотреть на них в течение некоторого времени и запомнить их положение. Затем он отворачивается, а взрослый в это время меняет несколько предметов местами. Когда ребенок повернется, он должен найти эти предметы и вернуть на место.
Часто используют для маленьких детей игру «Хозяюшка». Для этого в одной емкости смешивают горох, фасоль и рис. Достаточно взять по 1 ст. л. каждого. Или же можно заменить крупы другими мелкими предметами, такими как пуговицы. Они должны иметь разную форму или цвет, чтобы ребенок мог рассортировать их по разным кучкам.
Для развития внимательности к слуховым раздражителям
Чтобы ребенок хорошо воспринимал информацию на слух, нужно практиковать с ним следующие игры:
- «Именины». Ребенку сообщают, что у куклы сегодня день рождения и необходимо позвать гостей, в качестве которых выступают другие куклы. Приглашенным придумывают имена, а затем ребенок должен назвать каждого из них по имени, пригласить за стол и предложить угощения. Количество игрушек не должно превышать 6-7.
- «Хлопки». Перед началом игры нужно договориться, что дети, услышав некоторое количество хлопков, примут договоренную позу. При 1 хлопке — сымитируют лягушку, сев на корточки и коснувшись руками пола. При 2 — станут на 1 ноге, показывая аиста, при 3 — опустятся на 4 «лапы», как волк. Дети должны запомнить и сопоставить количество хлопков с нужным животным и не ошибиться.
Виды внимания
Внимание — избирательная направленность восприятия на определенные объекты. Это особое состояние, при котором ребенок или взрослый способны сосредоточить познавательные процессы на конкретных предметах
Существуют различные классификации внимания. Наиболее традиционной из них является по признаку произвольности:
Непроизвольное внимание. Не требует от объекта каких-либо усилий, а привлекается сильным раздражителем
Основная функция — моментальная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды. Также такой вид внимания называют эмоциональным или пассивным.
Произвольное внимание. Свойственно только для человека и характеризуется волевыми усилиями. Данный вид называют активным или волевым вниманием. Возникает в тех ситуациях, когда человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно прорабатывает для этого алгоритм действий. Основная функция — активное регулирование психических процессов. Произвольное внимание тесно связано с волей.
Послепроизвольное внимание. Обнаруживается в тех ситуациях, когда человек обо всем забывает и с головой погружается в работу. Волевая направленность сочетается с благоприятными условиями деятельности. Внимание связано с сознательной целью и поддерживается сознательным интересом.
Какие методы используются в играх
Чтобы содействовать правильному развитию всех видов внимания, применяют речевой и наглядный (демонстрационный) методы, или приемы. Они внедряются во время занятий и развивающих игр.
Речевой
Без развития речевых навыков невозможно развить память, т. к. они взаимосвязаны. Поэтому с детьми необходимо много разговаривать, а также выполнять устные задания. Подойдет игра, по правилам которой взрослый читает детям сказку, а они зарисовывают ее персонажей во время повествования.
Загадки в форме стихотворений в существенной мере стимулируют мозговую активность и развивают память. Кроме того, в их тексте уже зашифрован ответ (разгадка). Дети могут соревноваться между собой, кто быстрее отгадает.
Демонстрационный
Наглядные образы, как и словесные приемы, активизируют внимание. В таких упражнениях применяются различные предметы:
В таких упражнениях применяются различные предметы:
- картинки;
- игрушки;
- карточки и пр.
Практические занятия
К практическим заданиям можно отнести:
- Аппликации — вырезание из цветной бумаги отдельных предметов. Вместе с тем дети должны сопоставить цвет предмета с выбранным листом цветной бумаги (дыня — желтая, елка — зеленая, клубника — красная и пр.).
- Поделки — дети вместе с воспитателем или родителями лепят из полимерной глины различные фигуры, соответствующие окружающим предметам. Затем они ищут отличия и сходства у вылепленной фигурки и оригинала.
Эффективные игры на внимание для детей 6-7 лет
Игра «Считаю и читаю» — развивает распределение внимания, а также способность легко переключаться. Дайте ребенку несложный текст из детской книжки. Задание – прочесть его, и одновременно подсчитать, сколько в нем слов. Причем пальцы для счета применять нельзя!
Развивашка «Хлопай» — развивает переключаемость и устойчивость. Вы быстро называете школьнику ряд знакомых ему слов. Он внимательно слушает, и каждый раз, когда вы называете животное (к примеру) – быстро хлопает в ладошки! Играть можно также с группой детей
Кто сбился — тот выбывает.
«Числа-соседи» развивается не только внимание, но и математическое мышление, а также логика. Чтобы в нее поиграть с чадом, заготовьте дидактические материалы — 20 карточек с числами, от 1 до 20
Затем перемешайте карточки, и выберите вслепую 10 карточек себе. 10 карточек выбирает себе ребенок. Теперь выкладывайте по одной карточке. Задача мальчика или девочки – подобрать из своих карточек ту, число которой будет ближе всего к тому, что на выложенной карточке. К примеру, вы выложите цифру 7, ребенок должен положить ближайшую к нему из тех, что есть у него.
«Разведчик» — развивает внимание зрительное, а также наблюдательность и способность к сосредоточению. Для занятия вы должны найти несколько достаточно сложных картинок. Картинки должны быть с большим количеством предметов, героев, мелких деталей. Подойдут даже картинки из книг. Главное, чтобы дошкольник не видел их ранее. Покажите картинку ему, дайте посмотреть на нее, секунд 30-40. Затем уберите, и задавайте вопросы: «Кто был там нарисован?», «Какого цвета …?», «Во что был одет …?», «Какие животные были в картинках?» и так далее. По мере тренировки ваши вопросы должны быть все более сложными.
Упражнение «Запомни и расскажи» — помогает в развитии внимания, зрительного восприятия, устойчивости, иных ценных свойств. Возьмите несколько предметов. Это могут быть игрушки, карандаши, книжки, кубики, расчески, заколочки, что угодно. Разложите их в ряд. Дайте своему ученику несколько секунд, чтобы все рассмотреть. Затем он должен отвернутся. А вы убираете один предмет. Задача – определить, чего недостает. Вы также можете менять предметы местами, либо заменять один предмет на другой. Задача ученика – все запомнить, и дать верные ответы на вопросы.
Игры для младших дошкольников на развитие внимания
Малышам от 3-х до 4-х лет все еще трудно сосредоточить внимание на речи и словесных упражнениях.Поэтому в развитии внимания нужно задействовать зрительное восприятие. Следует также учитывать, что способом познания у младших дошкольников выступает наглядно-действенное мышление
Дети в этом возрасте могут разглядывать картинки, повторять действия, сравнивать предметы. Именно такие игры подойдут им для тренировки внимания.
Строй, как я! Возьмите два набора кубиков разного цвета (не более 5-ти). Сядьте рядом с малышом, взяв один набор себе, а второй разложив перед ребенком. Постройте простенькую конструкцию из своих трех-четырех кубиков. Предложите малышу построить так же
Если дошкольник справился, но без учета цвета, обратите его внимание на этот факт. Похвалив малыша, побудите его выполнить еще раз
По мере того, как ребенок справляется, усложняйте конструкции и добавляйте новые геометрические формы (конус, цилиндр…)
Чего не хватает куклам. Посадите три куклы в ряд. Скажите, что они собираются кушать. Поставьте перед двумя куклами по тарелке, еще двум положите по ложке, и также поставьте две чашки. Все расположите так, чтобы для каждой куклы было выделено два предмета. В сторонке должны стоять предметы посуды, как нужные, так и лишние. Спросите ребенка, чего не хватает первой кукле, второй… Пусть ребенок дополнит «сервировку».
Что потеряли? Нарисуйте простенькую сюжетную картинку: дом, дерево, солнышко, облако и пр. На отдельном листе примерно повторите основу рисунка из трех основных элементов. Далее спрашивайте у малыша, что еще нужно добавить, сравнивая оба рисунка.
Польза упражнений
Родители должны помнить, с какой целью проводятся занятия, проявлять терпение и доброжелательность по отношению к малышу. Упражнения проводятся в игровой форме в дружелюбной атмосфере. Не зацикливайтесь долго на одном задании, иначе ребенок быстро потеряет интерес к упражнениям. Если ребенок терпит неудачу, не ругайте его, а наоборот, мотивируйте для лучших результатов.
Упражнения на внимание, которые мы вам предложили, разработаны опытными детскими психологами, нейропсихологами и педагогами-дошкольниками. Они посвятили долгие годы своей профессиональной деятельности изучению и диагностике внимания дошкольников и младших школьников
Регулярные упражнения с детьми помогут им справиться с рассеянностью, невнимательностью и положительно повлияют на их интеллектуальное развитие в целом.
Игры на внимание для детей среднего дошкольного возраста
Пятилетний ребенок знает и умеет гораздо больше младшего дошкольника. Он имеет словарный запас от 2 тыс. слов, понимает количественные и качественные соотношения (больше – меньше, сильнее – слабее), воспринимает словесные инструкции
Соответственно, расширяется диапазон игр и упражнений на внимание для дошкольников
Упражнения с опорой на зрительные сигналы
- Обед для Матрешек. Подготовьте набор колечек от пирамидки и набор разных по размеру палочек. Они будут выполнять роль столовых приборов для матрешек. Поставьте перед ребенком задачу подобрать каждой матрешке «тарелку» и «ложку» в соответствии с ее ростом.
- Каждому предмету свое место. Разложите в два ряда 6 или 8 мелких предметов. Пусть дошкольник внимательно посмотрит, какие предметы и где они находятся. Ребенок отворачивается и считает до трех. За это время взрослый меняет местами 2-4 предмета. Ребенку предстоит вновь вернуть все на свои места.
- Хозяюшка. Смешайте в одной мисочке фасоль, горох и гречневую крупу (по ложке каждого составляющего). Ребенку предстоит рассортировать содержимое. Точно также можно смешать пуговицы круглой, квадратной и треугольной формы, чтобы потом дошкольник разложил их на три кучки. Кроме развития внимания, такое упражнение способствует тренировке мелкой моторики.
- Внимательный покупатель. Подготовьте несколько рисунков, состоящих из одних линий. Но линии не хаотичны. Они являются контурами изображений овощей и фруктов. Заинтригуйте дошкольника тем, что он пришел в овощной магазин, в котором нет витрин. Продавец продаст только те фрукты и овощи, которые ребенок найдет на рисунке. Пример рисунка:
Игры на слуховое внимание для дошкольников
- Именины. Сообщите ребенку, что у куклы день рождения, и скоро придут гости поздравить именинницу. Выбираете 5-6 игрушек (это и есть гости), придумывая каждому имя. Ребенок рассаживает гостей вокруг импровизированного стола и угощает всех чаем, обращаясь к каждому по имени.
- Слушай хлопки! Договоритесь с детками, что они примут определенную позу, услышав хлопки. 1 хлопок – превращение в лягушку, присев на корточки и прикоснувшись руками к полу; 2 хлопка – превращение в аиста, стоящего на одной ноге; 3 хлопка – произвольная ходьба. Дети свободно двигаются по комнате и выполняют команды, прислушиваясь к хлопкам.
Способы развить внимание у детей 6-7 лет
Во время занятий всегда необходимо учитывать возможности и способности того или иного ребенка. То есть, в семье несколько детей, и особенно если это дети-погодки, никогда нельзя сравнивать их и требовать от одного то же, что и от другого.
Здесь очень важна искренность и внимание любящих родителей. Ведь, если не будет похвалы, позитивного настроя, ободрения и совместного участия, то вряд ли таким родителям удастся чему-то научить своих малышей
Обычно детям дошкольного возраста необходимо давать такие задания, которые научат их объяснять, рассуждать, описывать увиденное ими.
Обязательно необходимо комментировать происходящее, иногда помогать, подсказывать, приводить примеры, задавать наводящие вопросы. Пусть детки чувствуют командный дух, а не видят вокруг себя соперников во время занятий.
Вместо того, чтобы все время успокаивать малыша, когда он балуется или наказывать его, лучше привлечь его внимание тем, что ему интересно. Когда у родителей слишком активный ребенок, то необходимо, несмотря на гиперактивность, научить его концентрироваться
Делать это можно в активных играх.
К наиболее распространенным способам обучения относится обучение в игре. Другого, более эффективного способа, пока еще придумано не было. Именно играя, ребенок познает мир, учится размышлять, сравнивать предметы, логически мыслить. Этот способ активно используется педагогами дошкольных заведений и даже в начальной школе.
Советы и рекомендации психологов и педагогов
Педагоги и психологи настаивают на том, чтобы не только к моменту зачисления в школу, но и в дошкольных заведениях, родители прикладывали усилия и занимались развитием своих детей.
Замечено, что невнимательные дети учатся намного хуже других, часто теряют вещи, школьные принадлежности, становятся замкнутыми и угрюмыми. Невнимательность негативно сказывается на успеваемости, ведь ребенку сложно высидеть целый урок, слушая объяснения учителя.
Советы и рекомендации специалистов состоят в следующем:
Задания на развитие внимания должны проходит в форме игры и длиться не менее 20 минут для детей 5-6 и 25 минут для детей 6-7 лет.
Задания должны требовать от ребенка максимальной сосредоточенности.
Можно давать ребенку любой напечатанный текст и просить зачеркнуть в нем определенную группу букв (например, все буквы «а»).
Читайте соответствующую литературу, просматривайте сайты с примерами заданий и упражнений.
Учите детей пересказывать простые рассказы, настаивайте на том, чтобы ребенок уделял внимание деталям.
Учите ребенка сравнивать что-либо, анализировать, эти приемы также хорошо развивают внимание.
Переключайте внимание ребенка с одного вида деятельности на другой.
Упражнения на концентрацию для детей 6-9 лет
Дети младшего школьного возраста уже могут легко запоминать предметы, абстрактно мыслить, выстраивать логические цепочки и т. д. Однако им необходимы упражнения для дальнейшего развития и совершенствования своих навыков.
«Движение робота»
Нужно на листе бумаги начертить квадрат и разбить его на множество мелких клеток. Затем в один из них поместить фигурку робота (если нет такой игрушки, можно вырезать силуэт из бумаги или же заменить другим предметом).
Ребенок концентрирует свое внимание на положении робота, а взрослый в это время говорит, сколько шагов робот должен сделать влево или вправо, вверх или вниз
«Запрещенный цвет»
Согласно правилам, нельзя:
- называть запрещенные цвета, которые устанавливают в начале игры;
- повторять один и тот же цвет дважды.
После этого нужно задать следующие вопросы: «Какого цвета небо?», «Какого цвета трава?», «Какого цвета вишня?» и др. Если называть тот цвет, который попался в задании, нельзя или же он уже произносился 1 раз, то ответы могут быть следующего характера: «голубого, как земля», «желтого, как небо» и пр. Т. е. цвет называют другой, а предмет, указанный после него, соответствует загаданному цвету.
«Запомни все» (подходит для визуальной и слуховой концентрации)
Детям предлагают посмотреть на какой-то предмет и запомнить его. Дотрагиваться до него нельзя. После они должны закрыть глаза и воспроизвести с помощью слов все его характеристики: цвет, запах, температуру, форму и др.
«Какая цифра — запрещенная»
Взрослому нужно посчитать до 31, не называя при этом цифру «3». Вместо нее произносят фразу «не собьюсь». Затем предлагают ребенку проделать то же. Цифру можно выбрать другую.
Таблицы Шульте с цифрами
В таблице Шульте цифры располагаются в хаотическом порядке в разных клетках. Необходимо быстро и в правильной последовательности указать каждую из них. Цифры в этой игре можно заменить буквами.
Легкие анаграммы
Анаграммы — это слова, в которых буквы перепутаны местами. Ребенку необходимо увидеть комбинацию букв и угадать, какое слово скрывается за ними.
Картотеки игр на внимание
Игры на внимание могут быть частью любого вида образовательной деятельности
Игры на внимание с детьми младшей группы
При подготовке заданий для малышей этой возрастной группы следует уделять внимание играм, способствующим развитию речи. Например, «Я или ты»: педагог становится рядом с детьми, описывает предмет, находящийся в некотором отдалении от участников игры
Дети по очереди шагают, сопровождая каждый шаг словом из той или иной категории предметов, обозначенной взрослым (всё круглое или всё мягкое). Ознакомиться с картотекой игр на развитие внимания у воспитанников младшей группы можно здесь.
Игры на внимание с детьми средней группы
Для игр с ребятами среднего дошкольного возраста важно подбирать задания, требующие поисковых усилий со стороны малышей. Например, найти короткую дорогу к цели в игре «Кто-то оставил следы»
Суть игры в том, чтобы по разбросанным по комнате вырезанным из бумаги следам пройти кратчайшей дорогой к цели (например, конфете или яблоку), делая шаги двумя ногами поочерёдно и попадая при этом в след
Ознакомиться с примерами игр на внимание можно в картотеке воспитателя из Москвы Прилепской Е.А
В средней группе приоритет за играми поискового характера
Игры на внимание в старшей группе
Акцент в играх на развитие аттенционных способностей в старшей группе делается на стимуляцию наблюдательности, развитие умения выделять общее и частное при сравнении объектов. К примеру, в игре «Художник» малыши работают в парах: один — художник, другой — модель. Первый смотрит на второго, а потом отворачивается и детально описывает его позу, характерные черты.
В старшей группе, кроме того, подводится итог всем аспектам развития внимания, разрабатываемым ранее, а также малыши знакомятся с заданиями на переключение концентрации аттракционных способностей, предваряя тем самым работу по развитию аттенционных способностей в подготовительной группе. Все эти особенности работы с детьми 5–6 лет можно увидеть в картотеке игр для старшей группы.
Игры на внимание в подготовительной группе
Основным направлением выбора игрового материала для развития внимания детей 6–7 лет является отработка способности переключать внимание с предмета (явления) на предмет (явление)в рамках одного задания. Так, например, в игре «Нарисуй быстрее» дети дорисовывают недостающий элемент к каждому изображению в строке: листик для груши или дверь для домика
Интересные игры разных видов представлены в картотеке педагога-психолога из Челябинской области Зыковой С.П.
Таблица задач по развитию внимания с подходящими упражнениями
Перечисленные в таблице задания можно использовать, начиная с двух лет. Однако необходимо учитывать уровень их сложности, а также навыки и способности ребенка. Такие игры подойдут и для детей 8-10 лет (и старше).
Возраст ребенка
Возрастные особенности
Цели
Игры
2-3 года
Ребенку трудно распределить внимание между 2 предметами или действиями. Он активно вслушивается, старается воспринять и запомнить информацию
Развитие речи и произвольного внимания, выработка навыка находить общие черты у нескольких предметов, зарождение чувства причастности
«Самый внимательный»: взрослый перечисляет предметы, которые принадлежат к одной категории (животные, цветы и пр.)
Ребенку необходимо назвать только те, которые относятся к этой категории.
«Найди тень»: ребенок смотрит на изображения предметов и их теней по отдельности, а затем соединяет совпадающие фрагменты
3-4 года
Появление способности сосредотачиваться на нужном объекте, развитие свойств памяти (скорости запоминания и воспроизведения, устойчивости к отвлекающим факторам) и пр.
Развитие умения концентрировать внимание и удерживать его. Возникновение навыка планировать свою деятельность и выполнять задуманное
«Лабиринт» — ребенок проводит карандашом линию от одного предмета к другому, изображенному на бумаге, прокладывая таким образом путь.
«Поиск отличий» — детям предлагают несколько похожих картинок, на которых нужно найти отличия
5-6 лет
(и старше)
Активное развитие произвольного внимания, тренировка памяти и навыка составления несложных инструкций, а также их выполнение
Формирование способности находить общее и различное у нескольких предметов, составлять алгоритм действий; развитие речи и памяти
«Сравнение двух предметов»: ребенку предлагается 2 объекта, которые нужно сравнить между собой, найти сходства и отличия. Предметы могут быть похожими или разными.
«Дорисуй»: детям дают картинки, на которых не хватает деталей (хвоста у котенка, ручки у двери). Им нужно дорисовать недостающий элемент
6-7 лет
Появление чувства ответственности, возрастание устойчивости внимания, умения контролировать свои эмоции
Совершенствование слухоречевой памяти, способности распределять внимание. Появление тесной взаимосвязи зрительной памяти и внимания, умения концентрироваться на предмете
«Наблюдатель»: ребенок в точности описывает свой путь от дома к детскому саду во всех деталях.
«Подсчеты»: детям раздают карточки, на которых изображены крестики и круги. Задача — посчитать, сколько тех и других по отдельности находится на картинке. При этом нельзя использовать ручки, карандаши и пр. Нужно визуально определить количество предметов
Как только ребенок переходит на более высокий уровень, предыдущие задачи не исключают из списка, а добавляют к новым. Кроме того, те задания, которые он выполнял ранее, усложняют (нужно найти не 2 отличия, а 5-7, и т. п.).
Такие упражнения подойдут и для детей 8-10 лет и старше.
На концентрацию и зрительную память
Игры с картинками
В играх для тренировки зрительной памяти детей активно применяются карточки с разнообразными рисунками. Суть их заключается в том, что ребенок запоминает изображенные предметы – их форму, цвет, количество и т.п.
Игра проходит следующим образом. Ребенку показывают картинку и дают внимательно рассмотреть ее в течение тридцати секунд. После этого картинку убирают из поля зрения и просят назвать предметы, которые он запомнил или рассказать в целом, что он там увидел.
Сначала лучше начать с общего впечатления. По мере того, как ребенок научится сосредотачиваться на целом изображении, постепенно можно переходить к деталям.
Например, найти 6 медведей на картинке
К тому же, можно предложить игры — лабиринты, для формирования сосредоточенности и концентрации внимания ребенка. По принципу от простого к сложному.
В качестве иллюстрации, задание 1: для того чтобы полетела ракета, какой шнур требуется поджечь.
По аналогии,задание 2 (второй уровень): если козлы разбегутся, в каких частях веревки появятся узлы
И наконец, третий уровень — задание 5: определить какая часть марионетки, какой веревкой управляется.
Как правило, такие игры -лабиринты часто можно найти в различных детских журналах. Оказывается это не только развлечение. Но их можно использовать с целью формирования устойчивого внимания вашего ребенка!
Так же можно предложить вашему школьнику игру с числами. Например, «Найди числа в домике».
- найти все цифры жирным шрифтом, затем тонким.
- назвать все цифры по порядку, при этом одна должна быть тонкая, другая жирная.
- найти все цифры по порядку, но тонкие от по возрастанию, а жирные по убыванию, причем перечисли нужно сначала одни потом другие. Например: 1, 50, 2, 49, 3, 48…
Следующая разновидность игры на развитие внимания у младших школьников – найти различия в двух почти одинаковых картинках. Ребенку дают внимательно рассмотреть два рисунка, которые почти ничем не отличаются друг от друга
Ему нужно обратить внимание на все – на мелкие детали, их цвет и размер. А задача – найти ту деталь, которая является лишней, недостающей или видоизмененной
Аналогичным образом игра усложняется если для анализа представлено несколько картинок. Например, упражнение: где одинаковые слоны.
Игры с предметами
Следующая игра на внимание называется «Что пропало?». Играть в нее можно и с одним ребенком и в компании
Для этого, на столе раскладывают несколько небольших предметов (штук 20 -25). Это может быть все что угодно: монеты, катушки ниток, украшения, пуговицы, канцелярские товары и проч. Ребенок должен посмотреть, сконцентрироваться и постараться запомнить. Потом выйти из комнаты
Играть в нее можно и с одним ребенком и в компании. Для этого, на столе раскладывают несколько небольших предметов (штук 20 -25). Это может быть все что угодно: монеты, катушки ниток, украшения, пуговицы, канцелярские товары и проч. Ребенок должен посмотреть, сконцентрироваться и постараться запомнить. Потом выйти из комнаты.
- что-то убрать, ребенок должен угадать что.
- что-то перекладывают, меняют местами, ребенок должен угадать что.
- добавить другие предметы.
- убрать одни предметы, но на это место положить что-то другое. Ребенок должен определить, что конкретно убрано, а что добавлено.
Моей младшей дочке особенно нравиться играть в эту простую и забавную игру.
Кратко о развитии внимания у детей
Внимание — это психологический процесс сосредоточения сознания на каком-либо объекте. Благодаря ему человек из общего информационного потока улавливает наиболее нужную и важную для себя информацию
Развивать этот навык нужно в раннем возрасте, когда ребенок ходит в детский сад. C этой целью используют игры для развития внимания, ведь благодаря этому методу воздействия мозг легче воспринимает и запоминает нужный материал.
Виды внимания
Поскольку внимание имеет избирательную направленность, его делят на следующие виды (в зависимости от уровня волевой регуляции):
- Непроизвольное — не зависящее от усилий воли и возникающее спонтанно как ответная реакция на внешний раздражитель (резкий звук, свет и пр.). Человек моментально реагирует на такой возбудитель, ему не нужно для этого напрягаться.
- Произвольное — концентрация на действии или предмете, которая достигается благодаря волевым усилиям: изучение нового материала, запоминание и т. д.
- Послепроизвольное — увлеченность действием, которая возникает в процессе выполнения задачи.
Дети начинают использовать произвольное внимание после достижения 4-5 лет. Формированию этого навыка предшествует развитие некоторых качеств личности ребенка, в частности психологических
К ним относятся осознанное восприятие окружающей реальности и происходящих в ней событий, умение анализировать опыт прошлого, использовать речевые навыки.
От степени владения речью зависит уровень восприятия
Чем он выше, тем быстрее развивается произвольное внимание. Пока ребенок не начал ходить в школу, у него доминирует непроизвольный вид
Кроме того, внимание классифицируется по умственной, физической и сенсорной активности:
Интеллектуальное — нацелено на улучшение протекания умственных процессов (мышления, воображения, запоминания). Благодаря ему человек легко запоминает и воспроизводит информацию, создает в своем воображении четкие образы, абстрактно мыслит. Этот вид внимания наименее изучен, т. к. его трудно отследить и измерить.
Моторное — нацелено на действия и движения, позволяет контролировать и упорядочивать их, в особенности тогда, когда деятельность требует четкости и точности выполнения операций.
Сенсорное (работа органов чувств) — формируется при воздействии разных объектов на органы чувств. Отвечает за эмоции, которые возникают при взаимодействии с внешними раздражителями, и делится на зрительное, обонятельное и слуховое
Наиболее изучено зрительное внимание, т. к
оно поддается измерению и сопоставлению.
Какие свойства нужно развивать
Существует 6 свойств человеческого внимания, которые следует развивать, т. к. нарушение хотя бы одного из них может негативно отразиться на жизнедеятельности:
- Объем — влияет на способность концентрироваться одновременно на выполнении нескольких задач, удерживать их в сознании.
- Устойчивость и концентрация — позволяют не отвлекаться на посторонние раздражители во время выполнения какого-либо действия.
- Избирательность — умение сконцентрироваться на одном предмете, доводить начатое дело до конца.
- Распределение внимания — способность сосредотачиваться на выполнении нескольких задач, при этом не упуская из виду ни одну из них. Это самый сложный навык при развитии внимания.
- Переключение — умение быстро и без усилий переключаться с одного предмета на другой, не зацикливаться на одном действии (гибкость мышления).
Если ребенку сложно концентрироваться на одном действии, его внимание постоянно блуждает, он плохо запоминает изученный материал, то следует выбрать упражнения на развитие внимания
Почему важно заниматься развитием внимания у детей 6-7 лет
Внимание – это один из важных способов познавать мир вокруг себя. В зависимости от того, как реагирует ребенок на внешние факторы, зависит его характер, способности, увлечения и интеллект
Невнимательные дети часто не обращают внимания на разные вещи, события, просьбы старших. Им приходится по несколько раз напоминать о чем-то, но результат останется нулевым, поскольку малыш будет выпускать какие-то детали просьбы и переделывать начатое по многу раз.
Многие считают, что поскольку к 6-7 годам дети идут в школу, то всему, в том числе и вниманию их должны научить учителя. Однако сегодня дети очень рано взрослеют, поэтому отправляясь в первый класс, они уже сталкиваются с вопросами типа «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Какие у тебя есть хобби?» и прочие.
Поэтому, если именно родители не внесут свою лепту до этого периода, то их дети будут чувствовать себя скованно, неуверенно среди своих сверстников, а со временем они начнут осознавать, что отличаются от других. Так рождаются комплексы.
После этого, как ребенок поймет, что не в состоянии запоминать того, что могут другие дети, что его уровня внимания недостаточно для успешной учебы, он становится все более раздражительным, агрессивным и неуверенным в себе. Все чаще из его уст будут звучать фразы: «Я не хочу больше ходить в школу!», «Мне не нравится учиться!» и прочее.
Чтобы избежать всего этого, важно с раннего возраста тренировать мозг, который отвечает за внимание детей, чтобы ребенок в интеллектуальном плане был в отличной форме. Родителям стоит приложить усилия, чтобы научить детей пользоваться своими «инструментами»: памятью, мышлением, вниманием. В дошкольном возрасте малыши акцентируют свое внимание только на чем-то ярком, интересном, на том, что им нравится
В дошкольном возрасте малыши акцентируют свое внимание только на чем-то ярком, интересном, на том, что им нравится
Родителям стоит приложить усилия, чтобы научить детей пользоваться своими «инструментами»: памятью, мышлением, вниманием. В дошкольном возрасте малыши акцентируют свое внимание только на чем-то ярком, интересном, на том, что им нравится
Но во взрослой жизни все происходит не так, приходится обращать внимание на мелкие, но не менее важные детали, чтобы, например, правильно решить задачу (если в ней замысловатое условие), выстроить логическую цепочку последовательности действий. Вот почему необходимо научить своих детей контролировать свое внимание даже на том, что им не нравится
К 7 годам необходимо развить у ребенка произвольное внимание. Это, когда дошкольник концентрируется на том, что ему нужно сделать, а не на том, что хотелось бы ему
Занимаясь с детьми 6-7 лет, стоит помнить, что в процессе обучения, невозможно насильно удерживать ребенка на одном месте по нескольку часов. Так, например, для малышей в 6 или 7 лет является нормой продолжительность занятия всего 25 минут, на большее время его активного внимания попросту не хватит и ребенок начнет зевать, отвлекаться. Поэтому, если вы планируете заниматься с ребенком в течение всего дня, устраивайте 20-25 минутные уроки-игры, после чего давайте ему время для отдыха.
Развивать внимание у детей очень необходимо – это поможет им доводить свои дела до конца, успешно и прилежно учиться в школе, развивать выносливость и усидчивость, а также достигать поставленных целей