Как играть в пальчиковый театр
Варианты применения кукольного театра для пальчиков будут отталкиваться от возрастных особенностей детишек, так:
- карапузы, которым еще только 1-2 годика, воспримут лишь простейшие сценарии, разыгрываемые одной рукой;
- с трех лет можно немного усложнять постановку и привлекать к участию уже вторую руку;
- для детей дошкольного возраста будут интересны целые сказки, в которых действия и персонажи последовательно сменяют друг друга.
Малыши 1-2 лет еще вряд ли смогут стать полноценными участниками спектакля, на первом этапе им лучше отвести роль зрителей. Познакомьте кроху с театральными фигурками: сначала пусть он их просто потрогает и рассмотрит со всех сторон, затем можно надевать персонажей на пальцы (разумеется, поочередно – по-другому такие маленькие детки их просто не воспримут) и разговаривать с ребенком от их имени. Используйте самые простые фразы, например: «Привет! Я собачка Люся. Смотри, как я умею звонко лаять и быстро бегать (демонстрируем). А как тебя зовут? Я хочу с тобой дружить! Давай поиграем в мячик?».
Для деток немного постарше уже можно разыгрывать самые простые сказки, среди популярных, для которых не составит труда найти кукол для пальчикового театра:
- «Три поросенка»;
- «Колобок»;
- «Теремок»;
- «Курочка ряба».
Хорошо бы перед этим познакомиться с этими книжками, обсудить с ребенком персонажей и их характеры, объяснить какие-то особенности сюжета.
Сначала все забавы с пальчиковыми куколками имеют вид постановочных представлений взрослого. И хотя ребята являются только зрителями, они все равно запоминают правила и традиции театрального искусства, порядок действий и пр. Поэтому по мере взросления малыша и усвоения им, как играть в эти забавные куклы, можно переходить ко второму этапу, совместным «спектаклям». Родителям нужно:
показать ребенку, как играть одной рукой, двигать ею, чтобы пальчиковые персонажи «оживали»;
акцентировать внимание на важности интонации;
поупражняться в звукоподражательных навыках (мышонок «разговаривает» писклявым голосом, медведь – грубым, птичка – чирикает, кошка – мурлычет и т. д.).
Для первого опыта можно взять сказку «Маша и медведь», в которой по сути лишь два персонажа
Поручите малышу играть одного из них, пусть он сам выберет – какого именно. Надевайте фигурку на указательный палец, остальные, которые не задействованы, зажимайте в кулачок – представление начинается. По окончании не забудьте похвалить кроху, для него это очень важно
Для первого опыта можно взять сказку «Маша и медведь», в которой по сути лишь два персонажа. Поручите малышу играть одного из них, пусть он сам выберет – какого именно. Надевайте фигурку на указательный палец, остальные, которые не задействованы, зажимайте в кулачок – представление начинается
По окончании не забудьте похвалить кроху, для него это очень важно
По мере того как ребенок будет приобретать опыт сценической игры, постановки усложняйте, вводите чуть большее количество персонажей. На следующем этапе можно инсценировать сказку «Три медведя», в которой будет уже 4 героя, т. е. дошколенок может попробовать сыграть двумя из них, используя обе руки. С каждым разом расширяйте не только персонажей, но и декорации, делая их более детализованными. Так постепенно от русских народных сказок стоит двигаться к уже самостоятельно придуманным историям, т. е. от сюжетной игры переходить к «режиссерской».
Ход занятия:
Вос-ль : Ребята, сегодня мы с вами пришли в наш маленький театр. Кукол здесь много, и они все разные. Все куклы добрые и очень любят играть с детьми. Давайте вспомним, из каких театров они к нам пришли.
Дети: Эти куклы из кукольного театра (показывают на куклы кукольного театра, эти куклы из настольного театра (показывают на куклы настольного театра).
Вос-ль : А кто скажет, почему театр называется настольный?
Дети: Потому что все куклы располагаются на столе! И вся сказка проходит на столе.
Вос-ль: Молодцы! Сегодня я вас познакомлю с куклами пальчикового театра. А называется этот вид театра – пальчиковым, потому что все куколки одеваются на пальчики.
Звоню в колокольчик и говорю: «Ребята, слышите? Звенит колокольчик – это он вас зовет в зрительный зал. Садитесь на стульчики, куклы вас ждут».
Мы тихонечко пойдем,
В зале стульчики найдем.
Топ, топ, идем, идем,
Сядем, сядем – подождем.
Снова звоню в колокольчик, пока дети садятся на стульчики.
Дети заняли свои места.
Вос-ль: Посмотрите, какая нарядная ширма перед вами, а за ширмой – маленькие артисты. Они хотят вам показать сказку. Сейчас прозвенит еще один звонок, и сказка начнется.
Звонит колокольчик.
Вос-ль: Чтобы занавес открылся, нужно его попросить, то есть похлопать в ладоши. А когда зрители хлопают, это называется – аплодисменты!
Дети аплодируют. Открывается занавес на ширме.
Вос-ль: Занавес открывается, сказка начинается.
Жили-были поросята,
Три веселых дружных брата.
Летом бегали, играли,
Холода совсем не ждали. (поросята танцуют)
Вскоре осень наступила,
Поросят предупредила:
«Нужно строить всем дома:
Скоро к Вам придет зима».
(строят свои дома)
Из соломы домик свой
Младший сделал под сосной.
Крышу легкую сложил,
Зимовать под ней решил.
Средний тоже не дремал:
Дом из веток собирал.
Думал в шалаше зимой
Жить холодною порой.
Ну, а старший брат трудился
И, конечно, не ленился
Из камней он строил дом,
Чтобы жить спокойно в нем,
На полянку волк пришел,
Из соломы дом нашел,
Дунул сильно – и у дома
Улетела вся солома.
Младший тут же убежал,
К шалашу, где средний спал,
Волк шалаш решил сломать…
К старшему пришлось бежать.
Волк увидил третий дом
Но решил звбыть о нем
Сразу в лес он побежал,
Поросят не вспоминал,
Больше волк не приходил,
Стороной их обходил.
Тут и сказочке конец – а кто слушал молодец!
Занавес закрывается, дети аплодируют.
Встаю из-за стола. И веду беседу стоя.
Вос-ль : Ну что-ж, ребята,понравилась сказка?
А вы хотите также поиграть с нашими куколками?
Дети: Да!
Вос-ль: Для того, чтобы Ваши куклы смогли ходить также как и мои, необходимо потренировать ваши пальчики. Потренируем их?
Дети: да!
(Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке…»)
Вос-ль: Приготовьте свои ручки.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки (хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому (загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку (кулачками друг о друга попеременно).
Дети обыгрывают сценку из сказки.
Вос-ль : Молодцы ребята. Скажите пожалуйста с каким театром мы сегодня познакомились?.
Дети: Мы сегодня познакомились с пальчиковым театром.
Вос-ль: Почему он так называется?.
Дети: Потому что главными героями в спектакле являются пальчики.
Вос-ль: А где находятся все герои сказки?
Дети: Герои сказки находятся на сцене, за ширмой.
Вос-ль: А что надо делать, чтобы занавес открылся?
Дети: Чтобы занавес открылся, надо аплодировать.
Вос-ль: А ещё когда надо аплодировать и зачем?
Дети: Надо аплодировать ещё в конце спектакля, чтобы поблагодарить наших артистов.
Ответы детей…
Вос-ль: Чему нас научила эта сказка?
Ответы детей.
Вос-ль: Правильно ребята, надо быть дружелюбными, жить дружно и надо всегда помогать и выручать друга.
Как придумать сюжет
Чем младше возраст вашего чада, тем короче постановки и проще сюжет. Не мудрствуя лукаво, берите какие-то стандартные бытовые ситуации, рассматривайте природные явления, элементарные правила хорошего тона. На данном этапе вовсе не обязательно, чтобы театр нес сверхобучающую функцию, достаточно, чтобы ребенку было весело, и он в ненавязчивой форме усваивал самые простые истины. Несколько идей:
- Наступило утро, выглянуло солнышко, лисичка выбежала на полянку, потянулась, порадовалась новому дню. Мимо нее пробежал ежик. Она окликнула зверька: «Эй, ты почему это не здороваешься?». «Ой, а я забыл. Как же невежливо получилось».
- Вот наш огород. Тут растет морковка, вон какая она яркая, с пушистым зеленым «хвостиком», а тут лучок – он добрый, хотя все от него плачут…
- Скакал зайка по лесу, а тут ему навстречу волк, да как зарычит. Зайка испугался и давай бежать от него со всех ног.
- Внучка пришла в гости к бабушке. Принесла ее пирожки, а бабуля ее вкусным чаем угостила. Пьет девочка, да от восторга аж прихлебывает.
Вне зависимости от того, есть у вас дома пальчиковый театр «Репка» или какие-то другие фигурки, сюжеты можно придумывать на ходу. Когда ребенок станет старше, персонажи этой игрушки придут на помощь при возникновении неприятных ситуаций, конфликтов, тревог, требующих разъяснения взрослых и понимания, как поступить правильно. В форме игры воссоздавая любую неоднозначную с точки зрения педагогики ситуацию, получится лучше понять свое чадо и те мотивы, которыми ребятенок руководствовался. Например, это может выглядеть так: «Мышонок отправился с мамой в магазин за сыром. Пока мама выбирала, что купить, малыш увидел вдалеке красивый шарик и решил без разрешения побежать за ним. Конечно, он потерялся…». Задавайте своему крохе вопросы – как он думает, страшно ли было мышонку, что случилось с ним дальше, нашел он дорогу к маме сам, или ему кто-то помог? С помощью героев выдуманной сказки всегда можно показать, как нужно вести себя в определенной ситуации: слушаться родителей, не обижать младших, быть вежливым, убирать за собой игрушки.
С детьми 5-7 лет можно и вовсе использовать импровизацию, предлагая ребенку самому «задать тон» сюжета. Во-первых, детские неординарные идеи обязательно внесут в историю интересные и неожиданные повороты событий, во-вторых, они помогут взрослым понять, что думает ребенок, какие чувства и эмоции у него преобладают. Ведь, как утверждают психологи, во время «свободного творчества» маленький непоседа непременно упомянет и свои увлечения, и свои страхи.
Что такое пальчиковый театр
Ручной театр — это набор «куколок», которые надеваются на отдельный пальчик для инсценировки сказок, поучительных историй, проигрывания различных жизненных ситуаций. Стандартно в нем предложены как общеизвестные персонажи русских народных сказок, так и другие фигурки, объединенные по какому-то тематическому признаку, например, животные – домашние, лесные, африканские; растения – фрукты, овощи, цветы, деревья; декорации для разыгрывания представления и пр.
Воспитатели в детском саду часто задействуют в работе с детворой такой импровизированный театр, пальчиковый спектакль призван не только развлечь ребят, но и воспитать – проецируя разыгрываемый сюжет на реальную жизнь, можно извлечь из него весьма поучительные уроки. В процессе игры дети учатся правильно решать конфликты и переживать стрессовые ситуации, задумываются, «что такое хорошо, а что такое плохо». Кукольный театр становится отличной помощью для малышей, которые только недавно начали посещать дошкольное заведение и еще не успели там «прижиться». Этим его достоинства не ограничиваются:
Развитие мелкой моторики: благодаря действиям с куколками формируются тонкие движения пальцев, их точная и скоординированная работа. Кроме того, подобная пальчиковая гимнастика стимулирует активизацию мышления и речевой активности, постепенно подготавливает руку к письму.
Знакомство с пространственным восприятием. В процессе игры ребенок не просто сталкивается с понятиями влево/вправо, следующий/предыдущий, вперед/назад, вверх/вниз и т
д., но также непринужденно отрабатывает их.
Стимуляция памяти: даже простенький сюжет и короткие реплики необходимо удерживать в голове.
Концентрация внимания (важно ведь не пропустить свой «выход»!).
Пополнение словарного запаса.
Умение работать в группе со всеми вытекающими следствиями – общаться, быть толерантным, сопереживать, оказывать дружескую помощь и поддержку.
Пробуждение артистизма.
Кроме того, в постановках-импровизациях развиваются фантазия и воображение, ребенок справляется с волнением, забывает о своих страхах, меньше стесняется. По мнению воспитателей и психологов, дети, активно участвующие в играх с пальчиковым театром, открываются для новых знаний, у них повышается самооценка, они становятся более раскованными и уверенными в собственных силах и возможностях.
Не стоит сбрасывать со счетов и воспитательный момент. Давно замечено, что мораль, высказанная не прямо, а иносказательно, воспринимается детьми без негатива, обид и отторжения (что является стандартной реакцией на поучения родителей). Поэтому при помощи персонажей кукольного театра можно, и даже нужно, решать разные проблемные ситуации: тревоги и страхи, конфликты с другими ребятами, трудности в общении со сверстниками, непослушание и пр
С помощью игры и мягкого педагогического воздействия можно донести крошкам важность гигиенических процедур, научить здороваться, прощаться, благодарить и прочим формам вежливого общения
Виды пальчикового театра
Наборы для театральных «пальчиковых постановок» могут быть самыми разными, при выборе важно отталкиваться от преследуемой цели (например, для одного раза подойдет и бумажный самодельный вариант), возраста и физиологических возможностей детей. Основные виды:
- Бумажный/картонный. Самый простой, быстро изготавливаемый, но недолговечный.
- Деревянный. Фигурки чем-то напоминают маленьких матрешек, стандартно они упакованы в тематические коробочки, которые пригодны для применения в качестве декораций.
- Вязаный. Куклы выглядят «живыми», они очень мягкие и приятные тактильно.
- Фетровый. Самый популярный на сегодня вариант. Многие мамы делают фигурки своими руками, привлекая к этому и детей (они могут обводить выкройки, рисовать глазки героям и т. п.). Персонажи из фетра получаются яркими, прочными, а сам материал комфортный в работе. Кроме того, считается, что его мягкая поверхность очень полезна для развития сенсорных ощущений.
Часто можно встретить тканевые варианты кукольного театра или свалянные из шерсти фигурки. В домашних условиях можно вместе с детворой слепить персонажей из пластилина, теста, любой другой эластичной массы – совместное с родителями творчество очень сближает. Как вариант – можно и вовсе снять с детских зубных щеток крышечки, которые часто изготовлены в форме голов животных, и сделать их героями своего импровизированного театра. Фантазию никто не отменял!
Ход пальчиковой гимнастики
Разминка пальцев: сгибания и разгибания.
Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Упражнение 1.
Замок (на счет «раз» — ладони вместе, а насчет «два» — пальцы соединяются в «замок»).
Упражнение 2.
Лиса и заяц (лиса «крадется» — все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц «убегает» — перебирая пальцами, быстро движутся назад).
Упражнение 3.
Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
Упражнение 4.
Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).
Упражнение 5.
Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
Потешка «HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ»
Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому — дрова рубить.
Печи все — тебе топить.
А тебе — воду носить.
А тебе — обед варить.
А малышке — песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.
НОД Рисование «Перо Жар- птицы»
Задачи:
Учить детей рисовать прямые линии и украшать узорами (кистью, ватными палочками или пальчиками) по выбору.
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать аккуратность во время работы.
«Нарисуем домик лисичке» (рисование кистью)
Цель: продолжать учить рисовать прямые линии красками, правильно держа кисть.
Дидактическая игра «Расскажем сказку вместе»
Цель: Научить детей соотносить мимику лица с состоянием героя, учить детей правильно воспроизводить последовательность появления каждого героя, осознать событие, предшествующее их появление.
Воспитывать у детей чувство взаимопомощи.
Подвижное упражнение «Медведь и дети»
Цель: Продолжать учить детей бегать в заданном направлении, действовать в соответствии со словами сказочного текста. Вызвать у детей удовольствие от совместных действий со сказочным персонажем.
Мишка по лесу гулял.
Мишка деточек искал.
Долго, долго он искал,
Сел на травку, задремал.
Стали деточки плясать,
Стали ножками стучать.
Мишка, Мишенька, вставай,
Наших деток догоняй.
Подвижное упражнение «Заиньки перебегают»
Цель: Развивать у детей внимание, умение быстро бегать в разных направлениях. Заиньки перебегают
Заиньки перебегают
То лужок, то лесок.
Землянику собирают.
Скок да скок! Скок да скок!
Заиньки уснули сладко.
Лес шумит! Лес поёт!
— Убегайте без оглядки!
Волк идёт, волк идёт!
Вечер:
Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».
Задачи:
Закрепить с детьми сказку, сопровождая текс показом театра.
Вызвать у детей желание послушать сказку ещё раз, учить сострадать герою сказки.
Воспитывать добрые чувства.
Дидактическая игра «Угадай, из какой я сказки?»
Цель: Закрепить знание детьми содержания сказок, правильно называть и выделять персонажа сказки, развивать логическое мышление у детей.
Этюд «Один дома»
Мама- Енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе.
Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно — а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?
Этюд «Лисичка подслушивает»
Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность). Ход:
Ход:
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону — слушает, рот полуоткрыт.
Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.
Д\и «Сказочный калейдоскоп»
Цель: вспомнить знакомые сказки, способствовать вхождению детей в роли героев, активизировать в игре театр кукол.
Хороводная игра «Каравай».
Работа с родителями:
Выставка поделок «Виды пальчикового театра»
Выставка детского творчества.
3 этап — Заключительный
Выставка детского творчества.
Выставка поделок «Виды пальчикового театра»