Как психологически подготовиться к егэ

Что нужно учесть для эффективной подготовки?

Во-первых, определитесь с предметами, которые вы планируете сдавать. Здесь можно отталкиваться от одного из трех:

  • профильных дисциплин для поступления на специальность в выбранный вуз, если вы уже знаете, куда хотите поступать;
  • тех предметов, которые вам легче даются в школе (а уже по их списку подобрать специальность и вуз);
  • результатов тестирования по профориентации (это поможет принять взвешенное решение по выбору профессии).

Во-вторых, решите, когда лучше начать. Практика показывает, что оптимальное время для начала самостоятельных занятий, — за год до сдачи ЕГЭ. Можно и раньше, но тогда будьте готовы к тому, что повторять предметы, которые вы пройдете первыми, нужно будет еще раз непосредственно перед экзаменом.

Исходя из времени на подготовительные занятия, надо решить, будете вы изучать последовательно дисциплину за дисциплиной или совмещать, например, математику и физику по понедельникам и средам, а обществознание и русский язык по вторникам и четвергам. Эксперты рекомендуют комбинировать (если нужно учить предметы параллельно) техническую и гуманитарную дисциплину каждый день (утром — биологию, вечером — математику).

В-третьих, оцените свой уровень подготовки, чтобы распределить время на вопросы, которые требуют поверхностного повторения и задания, на которых нужно остановиться подробнее. Самый простой способ самостоятельно оценить свои знания, — начать решать демоверсию, она сразу обнаружит сильные и слабые места.

Не стоит зацикливаться на тех разделах, в которых вы ничего не понимаете. Если можно обойтись не сотней, а 70 баллами, например. Некоторые темы просто невозможно освоить за месяц. Только время зря потратите, которого в итоге не хватит на другие вопросы.

Надо учитывать, что сложные тематики требуют нескольких подходов. Поэтому правильно будет начинать с них: сейчас освоите основы, через месяц после 2−3 других тем вернетесь к сложным заданиям, чтобы оттачивать практику, а под самый конец подготовки еще раз пройдетесь по уже знакомым темам, чтобы уверенно с ними справиться на экзамене.

Откуда берется стресс?

В нашем мозге есть специальный отдел, который позволяет нам мобилизоваться в чрезвычайных ситуациях — амигдала

Глагол «stress» в переводе с английского — «акцентировать внимание, напрягать, давить»

Угроза для амигдалы — не только непосредственная угроза жизни. Это любое изменение в жизни человека: переезд, новая школа, экзамены, путешествие. Неизвестность равна опасности для нас, пусть мы этого и не осознаём. Для амигдалы нет разницы, находимся мы в горящем доме или в новом кафе. Она досталась нам от далеких предков, и поэтому реагирует на все угрозы примерно одинаково. Лучше излишне предостеречься, чем недоглядеть и угодить в пасть к саблезубому тигру! А на ЕГЭ таких саблезубых тигров множество — это мы уже обсудили.


Амигдала, заставляющая нас нервничать. Источник фото: brainconnection.com

Когда нам что-то угрожает, амигдала переводит организм в режим мобилизации, чтобы мы могли спастись. Она блокирует работу остальных функций мозга. Поэтому, когда мы в стрессе, мы не можем строить планы, ясно мыслить, анализировать и качественно отдыхать. Все силы мозга направлены на устранение главной угрозы.

Всегда ли нужно ли бороться со стрессом?

Все волнуются перед экзаменами — это нормально. Здоровая доза адреналина поможет вам на ЕГЭ — вы сможете сфокусироваться на «угрозе» и направить все силы на борьбу с ней. Если вы слегка волнуетесь, это существенно повысит вашу внимательность и ответственность. Здоровый стресс может побудить вас перечитать решение, в котором вы не уверены, поискать новый подход к задаче, внимательно записать и перепроверить все ответы

Это на экзамене очень важно

Все хорошие моменты касались небольшого уровня стресса. А вот слишком большой стресс — дистресс, скорее всего, навредит вам. Если перенервничать, можно забыть важную информацию, перепутать ответы, неправильно перенести решение из черновика. Некоторые ученики сталкиваются на экзамене с паникой — из головы как будто пропадают все мысли, руки немеют, дышать становится трудно, а время идет, и от этого становится только страшнее. Кое-кто даже теряет сознание — на ЕГЭ десятки таких случаев каждый год.

Кратковременный стресс, после которого наступает отдых – это нормально и даже полезно. Но если испытывать стресс продолжительное время, это может вызвать большие психологические проблемы — например, выгорание.

У выгорания есть несколько стадий:

1. Хаотичные действия. Вы полны странной энергии и вам хочется сделать миллион дел одновременно. Вас бросает от одной цели к другой, вы начинаете занимать своё время хаотичной кипучей деятельностью. 2. Потеря фокуса. Вам становится трудно сфокусироваться, постоянно хочется сладкого, вы думаете, что всё, что вы делали до того, неправильно, и срочно нужно найти новые книги и новые знания, которые помогут вам решить проблемы. 3. Апатия. Нет веры в себя и в будущее, и во всём виноваты либо обстоятельства, либо все вокруг, либо вы сами. 4. Безразличие. Вам ничего не хочется, всё вызывает отвращение. Появляется безразличие к тому, что раньше всегда вызывало у вас живой интерес и имело высокую ценность. Даже если вам удастся сдать экзамены хорошо, вас это не обрадует и не расслабит. Лето пройдёт в депрессивном состоянии, а новый учебный год и новая жизнь, как любые перемены, которые тоже вызывают стресс, только усугубят ситуацию.

Так выглядят стадии выгорания вне зависимости от сферы деятельности.

Наш опыт общения со школьниками, которых мы обучили уже более 130 000 человек, дают нам право утверждать, что школьники не понаслышке знакомы с подобным состоянием и часто приходят к нам после долгой некорректной подготовки на стадии апатии — «сдам как сдам», «в ПТУ так в ПТУ — значит, судьба такая…». И мы начинаем с ними работать, чтобы вернуть веру в себя и силы на подготовку.

Методы работы с текстами

Задачи:

  • Обучение эффективным методам работы с текстами.
  • Помочь учащимся понять, какие приемы работы с текстом можно использовать в ходе подготовки к экзаменам по тем или иным  учебным предметам.

1. Приветствие

Каждый участник приветствует других любыми словами или жестами. Остальные – повторяют эти слова приветствия или копируют жест, возвращая тем самым приветствие его владельцу.2. Разминка»Паутинка» В группе передается клубок ниток. Тот, кому клубок достался первым, оставляет кончик нитки у себя, передавая клубок любому участнику группы. Передавая клубок, участник говорит, что он чувствует сейчас, чего он хочет для себя, чего он желает другим. Таким образом, к концу упражнения, получается паутинка.

3.  Упражнение. Работа с текстом

Ведущему необходимо подготовить несколько небольших текстов (1-2 стр.): небольшие рассказы, биографии, научные статьи об открытиях или природных явлениях (можно взять из школьных учебников, детской энциклопедии). Учащимся могут потребоваться большие листы бумаги, фломастеры, например, для изображения схем. Каждой группе предлагается текст, который необходимо организовать таким образом, чтобы его можно было запомнить с помощью определенного приема (группировка, выделение опорных пунктов, план, классификация, структурирование, схематизация, ассоциации). Когда задание будет выполнено, результат нужно продемонстрировать всей группе. На выполнение задания дается 20 минут.

Обсуждение:

  • Что вызывало трудности и как их можно преодолеть.
  • Какой прием оказался наиболее оптимальным и почему.
  • Какие приемы, на ваш взгляд, больше подходят для работы с текстами: по математике, литературе, русскому языку, биологии,  географии и т.п.

4. Упражнение.  «Пустой стул»

Участникам говорят: «Рассчитайтесь на «первый — второй». Участники под номером «один» садятся в круг, под номером «два» — встают за их стульями. Один стул должен оставаться свободным. Задача участника, стоящего за свободным стулом, — взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним — задержать его».5. Подведение итогов занятия.

Слишком много стресса — на что влияет

Сложно найти ошибки. Если хотите сделать много — не спешите, будете торопиться — останетесь на месте. Из-за избыточного волнения человек отказывает себе в возможности проверить работу, потому что тревожно увидеть ошибку и страшно, что не будет времени на исправление.

Теряется контакт с телом. В ситуации стресса человек перестаёт замечать свои потребности. Так школьник, который неистово заучивает материал к экзамену, не чувствует голода, переутомления или того, что солнце слепит ему глаза. При этом внутреннее напряжение накапливается и только мешает сосредоточиться на заданиях. Чем дольше ученик остаётся в некомфортных условиях, тем труднее сфокусироваться на экзамене.

Эйфория не лучше стресса. Другая крайность — эйфория, когда человек теряет критичность, ему кажется, что у него нет причин для беспокойства. В таком состоянии выпускник не уделяет должного внимания тому, что написал, ведь он уверен в себе. Бывает, учителя удивляются результатам такого школьника, ведь он учился отлично, вышел с экзамена довольным, а показал очень низкий результат.

Что делать накануне ЕГЭ

Ребятам, которые умеют планировать свою работу, вовремя сосредотачиваться и продуктивно трудиться, стоит запланировать небольшую передышку за день до ЕГЭ.

Как правило, это люди уравновешенные с крепкой длительной памятью. Они начинают готовиться за несколько месяцев до экзамена и в последнюю неделю просто повторяют пройденное. Такому типу учащихся лучше соблюдать баланс труда и отдыха даже перед экзаменом.

Людям спонтанным, творческим, склонным перескакивать с одного на другое, лучше не останавливаться. Речь не о тех, кто схватился за учебник в последний момент. Есть категория людей, которые хуже сосредотачиваются, но лучше переключаются с одного на другое, как будто мечутся. Мозг таких людей сам организует свой отдых, поэтому никаких пауз накануне экзамена делать не нужно. Этому типу выпускников лучше войти в сезон ЕГЭ по накатанной — сразу из периода подготовки.

Как бы вы ни готовились к ЕГЭ, постарайтесь превратить этот процесс в увлекательное приключение. Материал запоминается лучше из любопытства и азарта, а не от страха и напряжения. Используйте геймификацию, соревновательность, чтобы каждый вариант задач поддерживал интерес к предмету, а не вызывал отвращение и бессилие.

Занятие 2 Как лучше подготовиться к занятиям

  • Приветствие. Каждый участник рассказывает, что хорошего произошло с ним за прошедшую неделю.
  • «По радио сказали».

Участникам необходимо двигаться по кругу и выполнять команды ведущего: поднять руки, опустить руки, остановиться, повернуться, сделать хлопок и т.д. Ключевой командой для выполнения является фраза «По радио сказали…». Если эта фраза не произнесена ведущим, упражнение не выполняется. Сделавшие ошибку покидают круг.

3. Тест «Моральная устойчивость»

Участникам необходимо прослушать утверждения и определить свое согласие или несогласие с каждым из них. 1. Я всегда держу данное слово и выполняю свои обязательства перед другими. 2. Я охотно помогаю своим друзьям, причем делаю это бескорыстно. 3. Мне обычно неприятно, когда я вижу несправедливость. 4. Грубость и невоспитанность людей вызывает во мне чувство досады. 5. Я незлопамятный человек, не держу зла на других. 6. Я очень люблю животных. 7. Я уважаю возраст и мудрость пожилых людей. 8. Стремлюсь быть честным не только по отношению к другим, но и с самим собой. 9. Решая свои проблемы, я никогда не забываю о других. 10. Люблю делать подарки, мне нравится, когда человек радуется.Определение результата и его интерпретация За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и найдите общую сумму.1–3 балла. У вас не очень высокая моральная устойчивость. Наверное, вы просто еще не задумывались над этим или берете пример с других людей. В этом случае вам не повезло. Советуем подумать над своим обычным поведением, если вы хотите измениться.4–6 баллов. Ваш образ жизни свидетельствует о том, что вы в основном придерживаетесь моральных норм, принятых в обществе. Но вам есть над чем поработать, чтобы эти нормы стали вашей внутренней потребностью.7–10 баллов. Вы практически идеальный человек, на которого могут равняться окружающие. Но не следует расслабляться, нужно и дальше работать над собой.

4. Мини-лекция «Как готовиться к экзаменам»

Цель: сообщить в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам.Время: 15 минут.Как подготовиться психологически — Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. — Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала. — Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.Что делать, если устали глаза? В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Выполни два любых упражнения: — посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд); — напиши глазами свое имя, отчество, фамилию; — попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд); — нарисуй квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.Режим дня Раздели день на три части: — готовься к экзаменам 8 часов в день; — занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй — 8 часов; — спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда. Питание Питание должно быть 3–4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.Место для занятий Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.Условия поддержки работоспособности 1. Чередовать умственный и физический труд. 2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга. 3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль). 4. Минимум телевизионных передач!

5. Кинезиологические упражнения

Цель: стимуляция познавательных способностей.Инструкция: Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки. Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.

6. Обсуждение материала лекции.

7. Подведение итогов занятия.

Стоит ли отказаться от других занятий?

Некоторые педагоги советуют посвящать подготовке к ЕГЭ всё свободное время, бросив спортивные секции, музыкальные и художественные школы, общественную деятельность. Если вы боитесь, что не сможете делать несколько дел одновременно, возможно, вам стоит так поступить. Но прежде хорошо подумайте: а вдруг спорт или музыка — то, что вы любите больше всего на свете?

Не откладывайте из-за экзаменов любимое дело, ведь это часть вашей жизни. С ним вы развиваетесь, поднимаете себе настроение и самооценку. Можете сказать себе, что это тоже часть вашего плана — так вы готовитесь к ЕГЭ морально. Если вы переживаете, что у вас не хватит времени, лучше ограничьте себе доступ в социальные сети и к компьютерным играм, ведь ни то, ни другое не развивает ваших талантов.

Советы родителям и ученикам

Родители в столь ответственный для ребенка момент играют архиважную роль в создании здоровой психологической атмосферы в семье. Ознакомительную и рекомендационную информацию о своей роли в этом процессе они могут получать на родительских собраниях с участием школьного психолога, консультациях со специалистами и самостоятельно в справочной литературе.

Базовые постулаты программ можно найти в литературе и на сетевых ресурсах, посвященных темам единого госэкзамена. Но тут важным моментом является адаптация этих программ к каждому конкретному ученику. А кто, как не родители, могут подобрать наиболее правильный подход к своему ребенку? 

Вот самые распространенные рекомендации, которые дают специалисты для психологической подготовки родителей к ЕГЭ и ОГЭ:

  1. Научите ребенка грамотному распределению времени и усилий, для этого имеет смысл вместе пройти несколько раз демоверсии.
  2. Мягко контролируйте процесс восприятия ребенком информации, которая содержится в вопросах.
  3. Чаще подбадривайте ребенка и не скупитесь на заслуженную им похвалу.
  4. Объясните, что полученные на экзаменах баллы не всегда могут стать объективной оценкой его знаний.
  5. Мотивируйте его на принятие самостоятельных решений.
  6. Не допускайте перегрузок, вовремя предлагайте ребенку прервать занятия и отдохнуть. Предложите ему различные активности на свежем воздухе.
  7. Самое главное – не нагнетайте в доме тревожную атмосферу, старайтесь проводить время досуга вместе за теми занятиями, которые будут интересны вашему ребенку.

Для школьников у психологов подготовлен целый арсенал методик для самостоятельной работы. Кратко основные советы:

Самостоятельную работу дома начните с оборудования рабочего места. Проведите ревизию всех вещей на столе и вокруг

На столе должно лежать все самое необходимое, ничего лишнего не должно отвлекать внимание.
Не стоит радикально перестраивать свой привычный ритм жизни из-за предстоящих экзаменов, это может только добавить негатива в процесс психологической подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
Составьте график самостоятельных занятий по предметам, по которым предстоит сдавать единый госэкзамен, и старайтесь его придерживаться.
Организуйте график занятий с учетом своего хронотипа. Жаворонку следует распределить основную нагрузку на первую половину дня, а сове для занятий предпочтительно выбрать вторую половину дня.
Начните работу над самооценкой

Не нужно заниматься самоуничижением. Любые попытки принизить собственную значимость ведут к дезорганизации и неумению сконцентрироваться на поставленных целях.
На сайтах, предлагающих различные методики психологической подготовки учащихся, как правило, подробно описана процедура проведения самого экзамена, даны рекомендации по временным затратам на различные задания. Изучите материал и пройдите самостоятельно ряд тестов с ведением хронометража. Это поможет в понимании того, грамотно ли вы распределили время для выполнения заданий. 
Скачайте мотивационные программы на тему психологической подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Распечатайте наглядные материалы и развесьте на видных местах в доме.
При выполнении тестовых заданий вдумчиво прочитайте текст условия и постарайтесь понять его суть. Не торопитесь сразу отвечать. Убедитесь в правильности ответа, перечитав задание заново.

Помните, что превентивные психологические меры оказывают наиболее эффективное и мягкое воздействие, нежели экстренная помощь в уже созревшей стрессовой ситуации, которая может возникнуть на самом экзамене.

Как организовать психологическую подготовку к ЕГЭ?

Помните, что вызывает стресс? Незнакомая обстановка. Значит нужно попробовать сделать ее более привычной.

• Написать пробник в максимально похожей ситуации: жесткий лимит времени, контроль списывания, полноценная проверка.

• Изучить все прототипы заданий ЕГЭ. Я имею в виду все вариации одного и того же задания теста — например, экономическая задача по математике может быть про банковские проценты, про ценные бумаги и задачи на оптимальный выбор. Углубившись во все возможные прототипы, вы будете чувствовать себя уверенно.

• Не держать в себе. Здорово, если у вас будет возможность разряжаться от стресса в беседе с друзьями, одноклассниками или одногруппниками по курсам. Всем им знакомы ваши переживания, а это значит, что вы не будете себя чувствовать странным из-за своих тревог.

• Фокусироваться на том, что получается. Так уж сложилось, что ругать себя гораздо привычнее того, чтобы хвалить. А ведь именно похвала создает у нас чувство успеха и мотивацию стараться дальше. К сожалению, увидеть свои маленькие шаги к успеху бывает практически невозможно, находясь в панике под названием «у меня ничего не получается!!!» В таком случает отлично помогает мудрый взгляд со стороны.

Департамент разработки и исследований MAXIMUM разработал курс с учетом важнейшего фактора на экзамене — подготовка к стрессу. За 7 лет существования компании мы убедились, что решать задачи — недостаточно для успеха. Именно поэтому часть курса посвящена вебинарам по борьбе со стрессом, на личных беседах с наставником каждый ученик может обсудить свои переживания и посмотреть на ситуацию с другой стороны. И, конечно, в программу курса всегда входит написание пробного экзамена по всем стандартам ФИПИ.

Почему на экзамене сложно справиться со стрессом?

Волноваться на ЕГЭ — это совершенно нормально, ведь на экзамене вы попадаете в очень стрессовую обстановку. Не согласны? Давайте вспомним, как проходит ЕГЭ.

Тревога начинается еще накануне: вы повторяете теорию и задания, в которых не уверены, часто до поздней ночи. Потом рано просыпаетесь, едете на экзамен, по дороге дальше повторяете материал, чтобы запомнить как можно больше.

На этом стресс-факторы только начинаются. На входе в пункт проведения ЕГЭ вам нужно выложить все вещи и оставить только необходимое. Потом вас досматривает охранник, после чего нужно найти кабинет, сесть и ждать. Помню это мучительное ожидание, пока не принесут комплекты! И только после этого экзамен начинается. Нужно заполнить бланк регистрации — без ошибок, аккуратно, по образцу. В варианте, который вам выдадут, могут оказаться задания, формулы, понятия, которые вы раньше не видели.

Так я обосновал для себя, откуда появился мой стресс на экзамене. Если бы у меня была возможность в 11 классе тренировать не только знание предмета, но и свои нервы, я бы точно этим занялся.

Хотите узнать, готовы ли вы к ЕГЭ психологически? Пройдите специальный тест на нашем сайте — вам нужно ответить всего на 6 вопросов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: