Новости
Все новостиПодписаться на новости
13 Мая 2021
В ТАСС состоялась пресс-конференция в онлайн-формате, приуроченная к Международному дню семьи и посвященная ситуации в сфере демографии в стране и новым мерам поддержки семей с детьми.
12 Мая 2021
Да какие там проблемы могут быть, отвечала Марина друзьям. Мы ведь берем детей из детского дома в хорошую жизнь, они ж большие уже, им скажешь, они слушаются. Разве не так? Не так. Марина смеется теперь: ну, я быстро поняла, как ошибалась
11 Мая 2021
Сейчас службы сопровождения замещающих семей в Москве — мощный инструмент помощи для приемных родителей. Специалисты готовы консультировать их по самым разным вопросам: юридическим, психологическим, педагогическим. 46 организаций готовы оказать такую помощь столичным приемным семьям. Они работают при центрах содействия семейному воспитанию, семейных центрах, различных НКО. Эта помощь доступна и бесплатна. Рассказываем, как создавались службы сопровождения замещающих семей на примере Центра содействия семейному воспитанию «Алые паруса».
04 Мая 2021
Почему в пропаганде приёмного родительства не должно быть сказочно красивых историй
Неумение планировать расходы
Педагоги отмечали, что их воспитанники не знают цены деньгам, «не могут грамотно рассчитать траты». Показателен рассказ специалиста детдома: «Вот это Денис… на карточку 55 тысяч упало… на одежду… ты должен, как я тебе говорила, вот это , вот это, и чтоб обязательно у тебя деньги остались, — рассказала педагог. — Ну как же! Себе и Ане по телефону за 20 тысяч, остальные…».
Воспитанников обучают финансовой грамотности. Социальные педагоги, волонтеры, сотрудники НКО рассказывают детдомовцам, из чего состоит семейный бюджет, как платить за «коммуналку», сколько стоят продукты и пр.
Вечные дети
Хорошая работа, стабильный доход и крепкая семья с детьми — вот неполный перечень достижений, который позволяет называть человека «социализированным». Без трудолюбия, целеустремленности, самоконтроля и веры в себя добиться всего вышеперечисленного очень трудно, подчеркивают эксперты.
Однако, как показало исследование, многие детдомовцы с трудом вырабатывают эти качества. Им нередко присущи инфантилизм и конфликтность. «Мне все должны», — часто убеждены выпускники детдома. Как правило, такие ребята хорошо знают свои права (их информируют волонтеры и социальные педагоги), но далеко не всегда признают обязанности. Не удивительно, что им непросто встроиться в социум.
Исследователи приводят обобщенный портрет детдомовца, каким его видит общество. Среди его недостатков:
неосторожность;
вседозволенность;
максимализм;
гедонизм;
безынициативность;
мотовство и беспечность;
попытки манипулировать окружающими.
Многие из этих качеств у детдомовцев действительно есть. Эксперты объясняют их «герметичностью» и искусственностью детдомовской среды.
Неприспособленность к быту
Сироты растут в искусственно созданных условиях. Они оказываются на всем готовом, а в результате не приучаются стирать, убирать и готовить. «Как можно научить их домашнему хозяйству, если здесь уборщицы, если у нас стиральщицы, если у нас там мойщица посуды», — пояснил один из педагогов. Его коллега добавил: «Он привык, что всегда возле него находятся взрослые. …То есть ребенок не привыкает к самостоятельной жизни, он не привыкает обслуживать себя».
Следствие такой ситуации — неприспособленность детдомовцев к быту. Для решения этих проблем сотрудники приютов, волонтеры и НКО организуют кружки и мастер-классы по кулинарии, рукоделию, столярному делу и пр.
«Чужая» специальность и нелюбимая работа
У бывших детдомовцев есть льготы при поступлении в вуз, но они редко пользуются этим преимуществом. Им сложно конкурировать с «домашними» детьми при поступлении в университет. У сирот намного ниже уровень знаний и мотивации. Это сознают и их педагоги, поэтому они нередко настраивают ребят на получение средне-специального образования. Большинство выпускников детдомов идут учиться в техникумы и колледжи.
При этом они ограничены в выборе и часто учатся не по «своему» профилю. «Вот у нас социализация: первый удар, что они поступают не туда, куда хотят, и вся моя профориентационная работа… перечеркивается», — рассказал директор детдома. Но и учебные заведения порой отказывают детдомовцам в приеме. «Не берут наших детей… и все, — посетовал один из экспертов. — «У нас нет мест», например, говорят».
Незаинтересованность в специальности приводит к тому, что детдомовцы нередко бросают учебу. Это происходит и с работой. Они часто не дорожат рабочим местом. У них нет привычки к регулярному труду, соблюдению дисциплины (они опаздывают, прогуливают). В итоге ребята скачут с одного места занятости на другое. Работодатели обычно не жалуют таких кандидатов. Выход — партнерство интернатов с предприятиями. «Нам очень помогает завод в плане трудоустройства таких детей…. — рассказал педагог. — Если бы не они, я не знаю, как мы вообще бы выживали».
Другой вариант помощи сиротам в поисках работы — постинтернатное сопровождение (оно есть не у всех детских домов). Социальные педагоги, НКО проводят для ребят профориентационные тренинги, ролевые игры.
Устройство детей в семьи
Формат семейного воспитания необходим всем детям. У детей, воспитанных в учреждениях, преобладает зависимое, реактивное поведение — вместо инициативного и свободного поведения ребенка, выросшего в семье. Вместо творческого мышления развивается шаблонное, вместо навыков самостоятельного решения проблем — иждивенчество и обида.
Родители, которые решили взять в семью ребенка, должны понимать, что они не одни и в любой сложной ситуации им помогут
Особенно важно поддерживать семьи, которые готовы взять ребенка с особенностями здоровья. И речь не только о материальной поддержке: должны быть доступны медицинские и образовательные учреждения, обеспечена помощь педагогов и психологов
Например, на труднодоступных территориях, можно организовать мобильные бригады помощи приемным родителям.
С 2012 года опекуны должны пройти обучение в школах приемных родителей (ШПР). Там помогают подготовиться к серьезному шагу и убедиться в своем решении. Благодаря ШПР больше детей попадают в семьи. Так с 2014 по 2019 год количество детей, нуждающихся в устройстве в семьи, уменьшилось почти в два раза: с 87 до 47 тыс. человек.
Социальная экономика
Средний размер пожертвований и другие факты о социальной экономике
Чем лучше организована подготовка в школах для родителей, тем ниже вероятность, что через несколько лет ребенок вернется из семьи в детский дом — это называется «повторное сиротство». В 2019 году из приемных семей в детские дома вернулись 5304 человека.
Но не каждого ребенка могут усыновить или взять в приемную семью. Например, подростки часто сами не хотят иметь приемных родителей. Есть дети, которым из-за личных особенностей, психологической травмы очень трудно подобрать семью. В такой ситуации профессиональная замещающая семья становится наиболее подходящим вариантом устройства.
Профессиональная замещающая семья — тип устройства, когда дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитываются в семейной обстановке профессиональными родителями. При этом профессиональные родители не обязательно становятся опекунами или усыновителями. Профессиональные семьи соответствуют нескольким критериям:
- воспитание детей — основная занятость профессиональных родителей;
- семьи постоянно работают со специалистами (психологами, педагогами, логопедами) для создания индивидуального плана развития детей;
- у таких родителей очень высокий уровень подготовки: они могут воспитывать детей со сложными случаями (подростков, братьев и сестер — особенно, когда их больше, чем двое, детей с повторными возвратами, детей с ментальными особенностями развития);
- профессиональная семья может быть и временным решением, пока ребенку не найдут приемных родителей.
Отличие профессиональных родителей от воспитателей в детских домах — они не меняются, а значит, у ребенка есть постоянный взрослый наставник. У детей, которые воспитываются в таких семьях, не нарушается эмоциональная привязанность, нет ощущения, что все люди в их жизни временные.
Профессиональная замещающая семья может быть не только финальной точкой устройства ребенка, но и временным решением. Например, в Эстонии, если родителей лишают родительских прав, специальная комиссия сразу начинает продумывать, как устроить ребенка. Учитывая особенности сироты, ему стараются подобрать наиболее подходящую семью. В ожидании приемных родителей или усыновителей дети живут в профессиональной замещающей семье в домашней атмосфере.
В законах многих российских регионов прописана похожая форма устройства — патронатные семьи. Такие родители заключают трудовой договор с детским домом и фактически становятся его сотрудниками. Но по словам Николая Слабжанина, на практике этот формат практически не используется по двум причинам:
-
на федеральном и региональных уровнях активно продвигают только формат приемной семьи, хотя в большей части регионов приняты законы о патронатном воспитании;
-
бюджетные потоки в регионах направлены на поддержку только приемной семьи.
«Многие вопросы сейчас могут решаться на региональном уровне. Если количество семей, вышедших из кризисной ситуации, войдет в KPI губернаторов, регионы будут ответственны за каждого ребенка, который находится в детском доме по заявлению родителей, а часть полномочий передадут некоммерческим организациям, борьба с социальным сиротством будет более эффективна» — уверен директор благотворительной организации «Детские деревни — SOS».
Почему ребенок попадает в детский дом
Детей, которые живут и воспитываются в российских детских домах можно разделить на три категории: дети-сироты, чьи родители умерли; социальные сироты — их родителей или опекунов лишили родительских прав (см. справку) и так называемые дети «по заявлению». Из 47 тыс. детей, которые в России сейчас нуждаются в устройстве в семьи, только у 1% погибли оба родителя.
Социальные сироты — это дети, которые имеют родителей, но воспитываются в государственных учреждениях, а не в родных семьях. Причины бывают разные: родителей лишили родительских прав или ограничили в правах, родители отказались от ребенка, их признали недееспособными.
Каждый четвертый ребенок в российском детском доме относится к третьей категории. Из-за тяжелого материального положения семьи или болезни ребенка родители просят временно забрать их сына или дочь. «По заявлению» дети могут находиться в детдомах годами. Количество сирот в последние годы снижается, но детей, которые попали в детский дом по заявлению родителей, не становится меньше.
В 2019 году благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко проводил исследование и выделил основные причины, почему дети попадают в дома ребенка и детские дома. Часто на один случай приходится сразу несколько причин.
Сдаваться нельзя
В соцсетях о себе чаще пишут детдомовцы с успешной биографией. Они рассказывают о семье и работе, делятся своими фотографиями в сообществах. Это способ найти отклик и одобрение своих сверстников, пояснили исследователи. Встречаются и обращения к младшему поколению детдомовцев. Вчерашние воспитанники советуют сегодняшним быть сильными и верить в себя.
В приюте, в приемных семьях или у родственников воспитывались Стив Джобс, Коко Шанель, Мэрилин Монро, Нельсон Мандела, Жан-Жак Руссо, Эдгар По и Аристотель. «Обычных» успешных людей среди детдомовцев тоже немало.
Исследование проводилось в 2015 году в шести регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Тверской, Калининградской, Иркутской и Новосибирской областях. Были собраны 50 экспертных интервью с педагогами и директорами детдомов, представителями некоммерческих организаций (НКО) и бизнес-структур, участвующих в адаптации сирот. Ученые также проанализировали содержание постов выпускников детдомов в соцсетях (Одноклассники, Вконтакте, Facebook) и изучили статьи в СМИ по теме социализации сирот (1036 публикаций с учетом перепечаток).
*Среди других авторов исследования — Жанна Чернова, профессор Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге; Елена Грач, независимый исследователь, социолог; Леонид Любарский, блогер, исследователь; Ольга Кравцова, психолог, Александр Ильин, сотрудник Центра изучения интернета и общества и др.
Автор текста:
Соболевская Ольга Вадимовна,
10 ноября, 2016 г.
Социология
дети
Подпишись на IQ.HSE
Мальчикам — работа, девочкам — семья
Воспитанники детдомов недоверчивы и сторонятся общения, отметили эксперты. Такие молодые люди тяжело сходятся с людьми — и в дружбе, и в любви. И психологические тренинги здесь не всегда помогают.
Части выпускников удается создать семью, но нередки и случаи одиночества, воспитания ребенка без отца. Порой история повторяется: дети выросших воспитанников оказываются в приютах. Это не удивительно: сиротам негде наблюдать модели «позитивного семейного поведения».
Исследователи выделили гендерные особенности биографий детдомовцев. У молодых людей жизнь складывается так: получение образования, служба в армии, трудоустройство и постоянный доход. Для девушек важнее другие сюжеты: брак и рождение детей, образование и работа в «женской» сфере занятости (парикмахер, швея, продавец и пр.). Эти ориентиры во многом передают воспитатели. «Самый главный вуз для девочки — удачно выйти замуж», — замечает один из воспитателей.
«Важные истории»: 2020 год стал худшим по устройству детей-сирот в семьи за последние восемь лет
Согласно отчету Министерства просвещения России, в 2020 году в семьи были устроены 33 тысячи детей-сирот. Как указали «Важные истории», это по 77 детей из каждых 100 нуждающихся в семье. Это худший показатель с 2012 года.
Согласно данным Минпросвещения, в 2020 году чуть больше 19 тысяч детей передали под безвозмездную опеку, больше 11 тысяч — под возмездную, еще 2,5 тысячи детей усыновили. Всего в 2020 году в России было более 43 тысяч детей-сирот, указало ведомство.
Если в 2019 году на 100 нуждающихся в семье приходилось 83 устроенных ребенка, то в 2020-м — уже 77. Максимальное значение было в 2015 году: на 100 детей, которые нуждались в семье, приходилось 99 устроенных.
Иностранные граждане в 2020 году усыновили 38 детей, говорится в отчете
Это в шесть раз меньше, чем в 2019 году, когда в зарубежные семьи попали 240 российских детей, обратили внимание «Важные истории». Показатель иностранных усыновлений резко снижался с 2012 года — тогда за рубеж попали 2604 ребенка
Директор фонда «Измени одну жизнь» Яна Леонова прокомментировала «Важным историям», что на показатели 2020 года повлияла пандемия. «Семейное устройство было приостановлено, пока органы опеки не наладили режим дистанционной работы, — сказала она. — Личный прием граждан до сих пор не ведется в большом количестве субъектов. Доступ в детские учреждения более чем в половине субъектов запрещен». Леонова добавила, что иностранному усыновлению мешало закрытие международных границ.
https://takiedela.ru/news/2021/03/05/usynovlenie-sirot/?fbclid=IwAR067mMasSWFrMD4v18W4rXy6uNjyO_OlLu_BcLRCxotQt5YatQ-FesN_-c
Шесть шагов, которые позволят решить проблему детских домов в России:
-
выявить причины, по которым дети попадают в детские учреждения;
-
помогать кровным семьям, в которых нет угрозы безопасности ребенку, сделать всё возможное, чтобы ребенок остался в родной семье;
-
закрывать дома ребенка, в которых находятся дети до трех лет, наладить систему, чтобы они сразу попадали в семьи;
-
на базе местных сообществ развивать качественные и доступные услуги как для кровных, так и для приемных семей;
-
развивать различные формы семейного устройства: усыновление, родственную опеку, приемные семьи, профессиональные семьи под различные виды услуг, включая временное размещение;
-
создать социальные центры и оказывать дополнительные услуги семьям, в том числе финансовую поддержку.
Сам процесс деинституализации может быть поначалу более затратным, чем содержание учреждений, но в долгосрочной перспективе это решит огромную социальную проблему и выйдет дешевле, чем ежегодное содержание.