РОДИТЕЛИ МОГУТ СНИЗИТЬ РИСКИ
Существует множество факторов, которые положительно влияют на жизнь и здоровье подростка, защищая его от рискованного поведения. Назовем только некоторые, самые важные:
— взаимопонимание и поддержка в семье, доверительные отношения с родителями;
— хорошие отношения с преподавателями и сверстниками в школе;
— самоуважение, высокая самооценка, знание себя, способность к самоанализу;
— твердые представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, развитое нравственное чувство;
— оптимизм, чувство уверенности в будущем, стремление получить образование, найти хорошую работу;
— отсутствие примеров злоупотребления алкоголем, курения, употребления наркотиков в окружении подростка;
— рациональное отношение к рискам, умение преодолевать трудности.
Эти факторы определяются во многом родителями, их собственным поведением и отношением к детям. Одним родителям это удается интуитивно, они хорошо чувствуют своего ребенка и умеют дать ему то, в чем он нуждается. Другие переживают и действуют методом проб и ошибок. Есть и те, кому приходится осваивать теорию, факты и цифры, чтобы быть убедительными в своих объяснениях или запретах.
В любом случае, усилия не пропадут даром, ведь риски – это вероятность наступления неприятного события, но отнюдь не его неизбежность. Наш опыт работы с детьми и родителями неоднократно это подтверждал.
Об авторах
Александр Куликов – доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии и детской кардиологии Северо-Западного медицинского университета имени И. И. Мечникова, руководитель Учебно-методического и научного центра по развитию клиник, дружественных к молодежи.
Елена Мешкова – кандидат медицинских наук, врач-педиатр высшей категории, Заслуженный врач Украины, заместитель генерального директора Национальной детской специализированной больницы «ОХМАТДЕТ» (Киев, Украина)
«Не надо создавать культ опасности…»
Необычная атмосфера – это прекрасно. Но почему же чувство самосохранения не останавливает подростков в поисках острых ощущений или красивых городских пейзажей? По мнению специалистов, многие дети к 14–15 годам еще не способны адекватно строить причинно-следственные связи. Недостаток абстрактно-логического мышления ведет к тому, что человек не способен качественно просчитать последствия своих действий и видит только их часть.
Марфа Бусева объясняет это так: «В случае с опасным поведением подросток гораздо ярче видит удовольствие от своих ощущений, реакции окружающих, а не возможные риски, за которые ему, возможно, придется расплатиться здоровьем или даже жизнью».
Сами любители опасности наличие рисков не отрицают. По словам руфера Ильи Кремера, на высоте нужно быть осторожным. Один из руферов погиб в поисках красивого кадра, другой облокотился на стеклянный купол и упал вниз. Риск имеет место быть, но не следует создавать культ опасности из присутствия на крыше. Илья Кремер комментирует это так:
«Когда дело доходит до важных вещей, таких как принятие решений на тему того, в чем ограничить ребенка, нужно как можно меньше поддаваться эмоциям и быть честным по отношению к самому себе. Может ли просто выход на крышу с заборчиком быть опасным для адекватного и трезвого человека?».
Планкинг
ЧТО ЭТО: лежать лицом вниз в неожиданных местах
Первый вопрос, возникающий у непосвященного: ЗАЧЕМ? Оказывается, ни зачем. Весь смысл заключается в том, чтобы улечься на живот в самом неподходящем месте, заснять свой героический поступок и выложить доказательство в Интернет. «Смотрите все, я планкер!».
Казалось бы, подумаешь, улегся в супермаркете, на газоне или у подножия памятника – «чем бы дитя ни тешилось». Весь ужас в том, что для художественного лежания выбирают места поопаснее: оживленные магистрали, железнодорожные пути, поручни эскалаторов, балконные перила или край крыши. О возможных последствиях флэшмоба никто не задумывается: это модно и потому круто.
ИНТЕРНЕТ: СПОСОБ УПОТРЕБЛЕНИЯ
Детей, которые регулярно пользуются интернетом, можно условно разделить на три группы. Первая – посетители «правильных» сайтов: они ищут информацию для выполнения школьных заданий или полезные сведения для общего развития. Эту группу в основном составляют хорошо успевающие школьники. Родительские пожелания по ограничению времени пребывания в Сети они воспринимают на удивление адекватно.
Правда, таких детей не очень много. Больше тех, кто относится ко второй группе, – кому нужен интернет ради интернета. Третья группа – смешанный вариант. Интернет им нужен как для получения информации, так и для виртуального общения. Таким подросткам полезно рассказать об опасностях Сети, избегая непонятных им категорических запретов.
Поскольку интернет – та область, в которой дети очень быстро становятся компетентными, родительский контроль здесь весьма затруднителен. Запреты вызывают у подростков раздражение и только повышают их активность в Сети, а родители чувствуют, что бессильны что-то изменить, особенно если и сами склонны «зависать» перед монитором.
Но самая большая родительская забота – избежать формирования у детей зависимости от компьютерных игр, интернета, мобильного телефона и других гаджетов: современные подростки стремительно утрачивают умение занять себя чем-то в отсутствие подобных устройств.
7 правил безопасности детей в интернете от экспертов компании Microsoft
Специалисты Microsoft разработали интерактивный курс для детей, родителей и учителей «Основы безопасности детей и молодежи в интернете» и рассказали о правилах поведения в Сети.
1. Проведите для ребенка экскурсию в мир интернета и объясните, что далеко не все, что они увидят и прочитают в интернете, является правдой.
2. Создайте доверительные отношения: общайтесь, вместе ищите интересную и полезную информацию в Cети.
3. Спрашивайте у ребенка об увиденном в интернете и приучите его советоваться со взрослыми. Убедитесь, что ребенок пользуется последней версией браузера, – именно так вы обеспечите максимальную защиту от вирусов и интернет-мошенничества.
4. Подберите вместе с ребенком правильное регистрационное имя и пароль. Убедитесь в том, что они не содержат никакой личной информации о нем (дата рождения, фамилия).
5. Объясните ребенку, что в Cети не стоит выдавать свой домашний адрес, номер телефона или другую личную информацию, например: место учебы или любимые места для прогулки.
6. Ограничьте доступ к нежелательным сайтам и получите отчет о действиях ребенка в интернете с помощью настроек родительского контроля.
7. Научите детей уважать других в интернете. Правила хорошего поведения действуют везде, в том числе в виртуальном мире.
Ребенок вступил в опасное сообщество в соцсетях: четыре тревожных сигнала
1. Ребенок резко становится послушным, но «отрешенным»
Если с первого класса подросток дружил с Петей из соседнего подъезда и у него была компания в классе, а теперь круг друзей, а главное — интересов резко поменялся (в течение 3–5 дней), это тревожный звоночек. Особенно если перемены сопровождаются «просветлением»: подросток становится отстраненным от реальной жизни и начинает соглашаться со всем, что ему говорят
Ведь считает, что все происходящее неважно, а главная цель его жизни — в виртуальном сообществе, где он наконец понял смысл жизни и нашел единомышленников
2. У него меняется режим дня
Еще тревожные сигналы, указывающие на то, что ваш ребенок мог попасть под влияние опасной группы, — изменение распорядка дня (стал ужинать в комнате, меняет время посещений секций) и завидная пунктуальность в его соблюдении. Особенно если за компьютер ребенок садится в одно и то же время (невзирая ни на что). Администраторы таких групп устанавливают над подростком контроль, воспитывая в нем слепое подчинение: указывается время, когда в нее должны заходить участники-единомышленники.
А когда в онлайн-пространстве одновременно много детей, недовольных жизнью, настроение «жизнь — боль» легче поддерживать и внушать идею «сделай то-то — и тебе будет хорошо»
Посещение группы становится ритуалом — чем-то важным, запретным и необходимым: получить недозволенное и почувствовать себя одним из избранных — очень важно для подростка. Таким образом, ребенку прививается стадный инстинкт, а как известно, толпой проще управлять, чем мыслящими индивидуальностями
3. Подросток вялый и постоянно не высыпается
Если отбой у ребенка в обычное время, а утром его нельзя добудиться в школу — это признак физической и нервной истощенности: он не высыпается. В заданиях социально опасных групп бывают такие, которые нужно выполнять между 4:00 и 5:00 (есть группы «Разбуди меня в 4:20»), т. е. в предрассветный период. В заданиях таких групп ребенок должен сделать фотографию именно в это время, поставить лайк какому-то посту в группе, прокомментировать запись администратора и т. д.
Это время выбрано специально: во-первых, пробуждения ночью утомляют ребенка и потому он быстро устает, становится раздражительным и, что нужно создателям опасных сайтов, разочаровывается в жизни. Во-вторых, в предрассветный период организм, настраиваясь на пробуждение, вырабатывает адреналин, поэтому подъем в это время вызывает тревожность и страх о будущем.
4. Активные постоянно повторяющиеся рисунки
У всех подростков поведение — демонстративное: они хотят, чтобы их действия были замечены и оценены (не всегда положительно). Потому увлекшись чем-то, подростки начинают это демонстрировать в рисунках. При этом у ребенка, попавшего под влияние опасных групп, появляются несвойственные ранее изображения, связанные с его новой «идеологией», которые он активно демонстрирует, не пряча. Тревожными сигналами считаются рисунки бабочек — они живут только один день, и китов (они от отчаяния выбрасываются на берег). Это символика суицидальных групп.
Недобрый знак, если в рисунках есть цифры — 57, 58, названия групп в «ВК», подталкивающих к суициду, или 50 — название книги «50 дней до моего самоубийства». Также могут быть и другие цифры
Важно, что они повторяются на рисунках ребенка (на последних листах тетрадей, на руках в виде «татуировок», на школьных принадлежностях и пр.). Цифры присваиваются администраторами группы новым участникам, чтобы убить в них индивидуальность
Ведь человек, не имеющий имени и фамилии, — это безликое существо, лишь цифра без собственной позиции, лишних вопросов и инициативы. А значит, им легко управлять. И эта цифра — порядковый номер самоубийства.
Мнения психологов о феномене рискованного поведения
Единого мнения психологов о феномене рискованного поведения не существует. Одна точка зрения говорит о риске как о состоянии удовольствия, ситуации создания искусственного смысла жизни, другая – как о варианте скрытого самоубийства, т.е. как о саморазрушающем поведении, третья – как об аутоагрессивности – осознанной или неосознанной активности, направленной на причинение себе вреда в физической или психической сферах.
Некоторые психологи рассматривают рискованное поведение как естественное поведение человека, как способ активного переживания страха. В переходном возрасте дети активно заняты познанием себя и окружающего мира, а этот процесс всегда связан с освоением нового, неизведанного, неопределенного, непредсказуемого. Рискуя, подросток мобилизует свои силы, получает определенный опыт, повышает свою самооценку, выбирая безопасные формы риска, не связанные со смертельной опасностью для жизни. В данном случае стремление к риску представляет собой основу познания мира и показывает человека как ответственного и самостоятельно действующего индивида.
Они могут ошибочно считать свое поведение как лишённое риска и недооценивать вероятность печального исхода. Многочисленные исследования показали, что подростки действительно не понимают всей опасности происходящего, многие из них уверены, что не занимаются ничем опасным. Персональный миф также играет большую роль в подростковых суицидах – подростки искренне уверены, что не могут умереть.
Чаще всего подростки рассматривают свои экстремальные увлечения как возможность вырасти в глазах сверстников, почувствовать себя взрослым и независимым. К сожалению, такое поведение нередко может встречать одобрение со стороны сверстников, чьё мнение высоко ценится подростком, более того, часто экстремальный подвиг служит пропуском в мир субкультур, в который ребёнок хочет попасть.
Разумеется, нет какой-то одной причины, по которым подростки начинают заниматься экстремальными увлечениями. Обычно на это их подталкивает сразу комплекс факторов, мы перечислим основные:
-
От родителей к детям генетически передаются психофизиологические особенности, например, механизм работы нервной системы, от которого напрямую зависит формирование у подростка тяги к риску. Выплеск адреналина – исключительно физиологическое переживание, поэтому говорить только о психологической составляющей было бы некорректно.
-
Среда, в которой воспитывается ребёнок, навсегда оставляет на нём отпечаток. Недостаток информации о последствиях противозаконных действий, дискриминация по какому-либо признаку, низкий уровень правосознания у окружающих ребёнка людей, а также несовершенство власти и законодательства, которое создаёт возможность для нарушения закона – всё это может являться факторами, вызывающими у подростка потребность в экстриме.
-
Семья играет главную роль в формировании личности ребёнка. Подросток считывает модели поведения родителей, и нередко эти модели оказываются деструктивными (разрушительными). Недостаток внимания со стороны родителей, неблагополучные отношения внутри семьи напрямую влияют на формирование у ребёнка тяги к риску.
-
личностные характеристики
Внутренние побуждения, установки, ценности, интересы и убеждения, низкая самооценка, стремление самоутвердиться – всё это характерные для подростков черты, которые приводят подростков на крыши домов и поездов.
Наркомания.
Как известно, подростки поддаются влиянию гораздо лучше, чем взрослые, поэтому жертвами наркотиков чаще становятся первые. И это страшно, ведь дети – это продолжение нации, и что страшнее – от наркомании лечится тяжело. Курс реабилитации от наркотической зависимости в реабилитационных центрах, к примеру, как НЦ «Позитив» (http://nc-positive.com.ua/lechenie-narkozavisimyh-kharkov) может длиться не один месяц.
Почему ребят так интересуют наркотики? Часто подростки чувствуют себя одинокими, поэтому они ищут поддержки в компании, а эта компания бывает не самой лучшей. Там молодые люди попробуют первые наркотики, которые им, конечно же, нравятся. Ведь перед ними открывается совершенно иной мир в котором нет непонимания родителей, одноклассников, друзей, где есть только «кайф».
Бывают неблагополучные школы, районы, в которых большинство детей употребляют наркотики и, конечно же, считаются крутыми. Тогда и остальные хотят выглядеть так же. В данном случае нужно не терять общение с ребенком и интересоваться его жизнью.
КУРЕНИЕ: ПОВЗРОСЛЕЛ!
Для многих родителей курение ребенка становится первым явным признаком его «взросления». Причем чем более уязвим и психологически неблагополучен подросток, тем больше риск, что он рано начнет курить. Основными причинами начала курения многие подростки называют желание казаться взрослым, снять стресс и решить жизненные проблемы.
Некоторые подростки в 16 лет уже сожалеют о том, что начали курить, но чувствуют, что не способны остановиться. Хорошо известно, что чем позднее подросток приобщается к курению и чем меньше стаж курения, тем выше шанс, что он сможет отказаться от вредной привычки. Поэтому одна из задач взрослых – отодвинуть момент начала курения. Но еще лучше – не допустить его вовсе.
Большинству подростков трудно вообразить себя в возрасте 25 лет, а тем более – 55. Поэтому предупреждение о вреде, которое курение причинит здоровью в отдаленном будущем, вряд ли повлияет на их желание курить. Не стоит говорить ребенку, что из-за курения он не вырастет, не станет сильным, красивым и успешным.
В кино и вокруг себя он видит много умных, обаятельных, сильных, состоявшихся людей с сигаретой. Но мальчику нужно рассказать о риске снижения потенции из-за курения, а девочке – о высоком риске осложнений во время беременности и возможных проблемах со здоровьем у будущего ребенка. А еще можно объяснить, что с курящими бывает неприятно целоваться, что от табака тускнеют волосы, портится цвет лица, темнеют зубы.
Полезно также развеять заблуждение, что курение помогает сохранить стройную фигуру. Кроме того, ребенку можно сообщить, что курение уже не в моде, что в общественных местах и на работе его сильно ограничивают или вовсе запрещают. Посчитав вместе с сыном или дочерью, сколько курильщик тратит на сигареты, родители могут показать, что на эти деньги вполне можно купить что-то, о чем ребенок мечтает.
Если ребенок закурил, лучший выход – спокойно разобраться, почему он это сделал. Не стоит кричать на него или тем более грозить, что теперь он лишится любви родителей. Если дело в высокой нагрузке в школе, переживаниях и стрессе, мы можем объяснить ему, что привычка курить – источник нового стресса: если под рукой нет сигарет, курильщик не может расслабиться. Чтобы успокоиться, снять напряжение, повысить настроение, есть другие способы: заняться приятным делом, съесть дольку шоколада, прокатиться на велосипеде, просто выспаться.
Если подросток начинает курить за компанию, нужно подсказать ему, что отказ от курения – проявление индивидуальности, желания быть самим собой. Если сигарета – способ показать свою взрослость, то предложите выразить это по-другому, например взять на себя больше ответственности, больше участвовать в принятии решений или учиться отстаивать свою точку зрения.
Постарайтесь объяснить подростку, что вы заботитесь о его здоровье и готовы помочь ему справиться с этой привычкой. Полезным может оказаться разговор с психологом, школьным или семейным врачом. Если вы сами курите и не можете бросить, честно признайтесь в этом.
Виды самых опасных увлечений подростков
Речь не пойдет о вредных привычках, таких как употребление наркотиков и алкоголя и курение, которые требуют оказания немедленной помощи со стороны близких и родных.
Но существует ряд других увлечений, безобидных только на первый взгляд:
- Руфинг. Произошло от английского слова «roof» — крыша. Руферы занимаются тем, что забираются на крыши высоких сооружений и разгуливают по крыше без всякой страховки. Чаще всего, проникновение на крышу происходит путем взлома дверей чердака или незаметного проскальзывания на верхние этажи, что в принципе считается незаконным.
- Планкинг. Создание фотографий, на которых человек лежит на животе с вытянутыми по бокам руками, напоминая планку. Фотографии выкладываются в социальные сети, где другие пользователи оценивают оригинальность и «крутизну» планкера. Наибольшей популярностью пользуются фотографии, на которых человек изображен в условиях, близких к экстремальным: на стреле строительного крана, на краю крыши или балкона, на крыше транспорта.
- Диггинг (от английского «dig» — копать) и сталкинг (по названию популярной игры «S.T.A.L.K.E.R.»). Эти увлечения связаны с посещением заброшенных мест, в некоторых случаях военного назначения. Диггеры предпочитают бродить по заброшенным веткам метро и тоннелям, а сталкеры исследуют разрушенные дома, заводы и даже военные базы. Опасность заключается в риске случайного обрушения пола и потолка, обвала лестницы. А порой некоторые объекты и тоннели могут оказаться вполне обитаемыми: в подвалах нередко можно встретить бомжей или преступников, а заброшенные объекты могут находиться под охраной, которая в случае проникновения может не разобраться в том, что на ее территорию попал любопытный подросток, и применить оружие.
- Зацепинг. Тинейджеры путешествуют на троллейбусах и автобусах, и даже на электричках, зацепившись за любые внешние поручни. Очевидно, что велик риск сорваться и попасть под колеса идущего транспорта. У водителя просто не будет времени применить экстренное торможение.
- Бейсджампинг. Опытным парашютистам известно, что для прыжка необходима минимальная высота, дающая время на группировку в воздухе и раскрытие парашюта. Бейсджамперы прыгают с парашютами с высотных объектов, оставляя себе минимум времени для безопасного приземления. Даже прыжок со здания в несколько десятков этажей, требует практически мгновенного раскрытия парашюта после прыжка, так как для раскрытия купола необходимо несколько секунд. Кроме того, есть опасность того, что парашют может сложиться, зацепившись за верхушки деревьев или столбов.
- Собачий кайф. Человек несколько секунд повышает давление серией быстрых вдохов и выдохов, подобно собачьему дыханию, придушивает шею на несколько секунд, а затем отпускает. Резкий прилив крови к головному мозгу дает чувство эйфории. Надо ли говорить, что такая забава является игрой со смертью и может плохо закончиться в любой момент?
- Историческое фехтование и ролевые игры. Казалось бы, столь благородное хобби, как владение мечом или театральная постановка исторических сюжетов, не может быть опасным и вызывать родительское возражение. Однако, проведение массовых игрищ на полигонах с постановкой битвы в стиле «стенка на стенку» может принести немало травм, несмотря на требования защиты, которую фехтовальщики делают для себя самостоятельно. Кроме того, подобные мероприятия сопровождаются зачастую распитием большого количества спиртных напитков и случались инциденты алкогольного отравления или нанесения черепно-мозговых травм. Хотя организаторы подобных мероприятий и стараются всегда максимально соблюдать технику безопасности, никто не будет нести ответственность за полученные травмы подростка.
К ним относятся:
- Бейсклаймбинг (лазанье по отвесным стенам без страховки).
- Роуп-джампинг или банджи-джампинг (прыжки с моста на резинке).
- Акрострит и паркур (акробатика с использованием уличных объектов: перил, лестниц, а также исполнение сальто с разбега).
Все эти увлечения являются экстремальными, так как имеется высокий риск получения травм, вплоть до летального исхода. Главная опасность заключается в том, что все уличные хобби выполняются без каких-либо страховок, контроля опытного инструктора и ответственности за жизнь.
Что нужно делать:
Подозревая, что ребенок заинтересовался нежелательным контентом, проверяйте историю посещения ресурсов через браузер, но только когда ребенок этого не видит. Между прочим спрашивайте, на каких соцсетях он любит больше «тусоваться» и где бывают его сверстники
Так вы узнаете, чем ваш ребенок дышит, и проявите заинтересованность жизнью подростка, что для его эмоционального равновесия на данный момент важно
Потому добавьте: «Я тебе доверяю, не обижай меня». Не задавайте вопросов — после искренности и любви, сквозящих в ваших словах, ребенок начнет открываться сам, пусть и не с первого раза.
Вместо дежурного «Как дела в школе?» спросите: «Тебе нравится твой класс? Твой учитель? Почему?» Вместо «Что ты сегодня ел?» — «Тебе понравился школьный обед? Чем именно?» Призыв к чувствам ребенка заставляет его давать развернутые ответы, а не «Все ок», «Да» или «Нет» — так вы узнаете о его эмоциональном состоянии, плюс ребенок, поняв (после нескольких дней), что вам важны его чувства, будет готов к вашим вопросам о любовных и дружественных отношениях, страхах и разочарованиях в жизни.
Случайная проба наркотиков
Также подростки часто балуются лёгкими наркотиками, например, такими как «спайс». Это курительная смесь, похожая на марихуану, которая также может негативно повлиять на здоровье. Такое увлечение лучше пресекать в зародыше, потому что случайность или исследовательский процесс может привести к полноценной наркомании.
Подростки всё ещё развиваются и не всегда могут разглядеть последствия своих поступков. Необходимо быть честными со своими детьми, рассказывая о вреде наркотиков, возможно даже включить страшные фильмы о наркотиках, чтобы подросток понимал, с чем чревато такое увлечение.
«Не надо создавать культ опасности…»
Необычная атмосфера – это прекрасно. Но почему же чувство самосохранения не останавливает подростков в поисках острых ощущений или красивых городских пейзажей? По мнению специалистов, многие дети к 14–15 годам еще не способны адекватно строить причинно-следственные связи. Недостаток абстрактно-логического мышления ведет к тому, что человек не способен качественно просчитать последствия своих действий и видит только их часть.
Марфа Бусева объясняет это так: «В случае с опасным поведением подросток гораздо ярче видит удовольствие от своих ощущений, реакции окружающих, а не возможные риски, за которые ему, возможно, придется расплатиться здоровьем или даже жизнью».
Сами любители опасности наличие рисков не отрицают. По словам руфера Ильи Кремера, на высоте нужно быть осторожным. Один из подростов погиб в поисках красивого кадра, другой облокотился на стеклянный купол и упал вниз. Риск имеет место быть, но не следует создавать культ опасности из присутствия на крыше. Илья Кремер комментирует это так:
«Когда дело доходит до важных вещей, таких как принятие решений на тему того, в чем ограничить ребенка, нужно как можно меньше поддаваться эмоциям и быть честным по отношению к самому себе. Может ли просто выход на крышу с заборчиком быть опасным для адекватного и трезвого человека?».
«Адреналин VS романтика»
О печальной статистике давно говорят средства массовой информации: только за июнь этого года на столичной «железке» пострадали 15 подростков, пятеро из них погибли. Совсем не обязательно, что все пострадавшие были «зацеперами» – так называют любителей кататься на крыше состава. Точно так же нельзя говорить, что каждый упавший с крыши подросток относил себя к субкультуре «руферов», любителей посещать крыши зданий и сооружений. Но ясно одно: подростков привлекают риск и адреналин.
Средний возраст таких любителей риска – 14–17 лет. И не удивительно, что специалисты винят во всем переходный возраст. У подростка появляется желание самоутвердиться, и он стремится испытать себя, протестировать свои возможности. У некоторых молодых людей эти чувства трансформируются в потребность во что бы то ни стало доказать окружающим людям, что они способны на подвиги. Разумеется, не последнюю роль играют темперамент подростка, его окружение, атмосфера в семье. Но это – дополнительные факторы. Главный – адреналин.
«Большинство людей получают удовольствие от адреналина, – комментирует детский психолог, эксперт сайта «Я – Родитель» Марфа Бусева. – Подростку могут нравиться ощущения, которые возникают в результате выброса адреналина, потому что физиологически это приятно. Может нравиться впечатление, которое он производит на окружающих, в том числе, на своих друзей. Может привлекать ощущение контроля над собой, своими чувствами и страхами, над окружающим миром».
Как и полагается, у самих подростков совершенно иной взгляд на подобные вещи: все намного проще, даже романтичнее. Илья Кремер, 26-летний москвич, увлекающийся руфингом, рассказал Я – Родителю о своем опыте:
«Я практикую руфинг, и не считаю его опасным увлечением. Для меня и моих друзей это возможность созерцать красоту города. На крышах необычная атмосфера».