Что делать, если ребенок не слушается

Как предотвратить непослушание

  1. Четко контролируйте и мотивируйте запреты. Их не должно быть много. В основе – личная безопасность ребенка. Запрет действует всегда.

  2. Соотносите число наказаний и поощрений. Не допускайте частых наказаний ребенка. Чаще хвалите детей.

  3. Используйте методы переключения детского внимания. Не следует подключать свое упрямство к упрямству ребенка. Будьте более гибкими в отношениях с детьми.

  4. Не повторяйте несколько раз свои требования и просьбы и не переходите на крик. Это приведет к тому, что ребенок привыкнет, что его нужно просить несколько раз, и будет реагировать только на повышение голоса. Добивайтесь выполнения просьб с первого раза.

  5. Старайтесь в общении с детьми как можно реже использовать частицу «не». Выражения «не бегай», «не прыгай», «не кричи» звучат как запреты. Их нужно заменить разрешениями: «ходи спокойно», «играй на ковре», «говори тихим голосом».

  6. Не реагируйте на протесты и демонстративное поведение детей. Говорите с ребенком спокойно или найдите возможность, чтобы он успокоился.

  7. Соблюдайте в семье единство требований к воспитанию детей. Не позволяйте родным нарушать общие правила.

  8. Уделяйте ребенку достаточно времени. Время, проведенное вместе с ребенком, оставит позитивный отпечаток на всю его жизнь.

  9. Уважайте детские интересы и желания. Не ставьте свои интересы выше детских.

  10. Избавьте детей от участия в семейных конфликтах.

Детское непослушание не появляется ниоткуда. Нежелательное поведение детей имеет свои, иногда довольно глубокие причины. Помните об этом и не провоцируйте своих детей на непослушание.

Светлана Садова

Почему ребенок вас не слушается?

Часто без видимых причин ваш ребенок начинает капризничать и делать все наперекор. В чем причина? Ответ на этот вопрос поможет узнать новый тест от Я – Родителя
Пройти тест

«Симптомы» кризиса 7 лет

Непослушание детей в 7 лет способно затянуться на длительный период. Оно имеет ряд характерных признаков:

  • Детская непосредственность исчезает. К 7 годам ребенок уже редко действует, поддаваясь минутному порыву и перепаду настроения. Поступки обдумываются заранее.
  • Чрезмерно балованные дети с возрастом становятся все более капризными, нервозными, переставая слышать родителей, их требовательность непрерывно растет, трансформируясь в неуправляемость.
  • Подражание взрослым, проявляющееся как манерность. Дети могут говорить или нарочито пискляво, подчеркнуто «по-детски», или же постоянно умничать, влезать со своим мнением и советами в разговоры родителей.
  • Ребенок становится скрытен. Он научился прятать эмоции, его страхи и внутренние переживания невидимы для родительского глаза.
  • Непослушание проявляется как «бунт на корабле»: игнорируются слова взрослых, поступки совершаются вопреки словам старших. Конфликты возникают в тех сферах, где раньше все было легко и просто.

Основные факторы, влияющие на поведение ребенка

Подходя к решению проблем воспитания непослушных детей, психологи рекомендуют не смотреть на проблему только с одной стороны, а изучать ее в контексте образа жизни ребенка, его окружающей среды. Это позволяет выявить индивидуальные особенности каждого малыша и комплексно подойти к проблемам родителей.

Для того чтобы понять, что делать, если дети не слушаются родителей, нужно учесть или исключить те факторы, которые могут повлиять на особенности поведения детей:

Наличие заболеваний у ребенка. Некоторые хронические формы болезней могут влиять на общее состояние детей, вызывая обеспокоенность и раздражение в поведении, что приводит к непослушанию.
Склонность к частым простудам. Слабый детский организм, не способный сопротивляться вирусам и инфекциям, расшатывает еще не сформированную до конца нервную систему ребенка. Это приводит к снижению хорошего настроения у детей, повышению уровня невнимательности и раздражительности.
Отсутствие режима питания и сна

Для детей важно выстроить систему приемов пищи, так как это одна из базовых потребностей человека. Если режима нет, то поведение ребенка неорганизованно

Отсутствие правильной смены процессов сна и бодрствования приводит к отсутствию простейших правил образа жизни у ребенка и нарушению распорядка дня.
Несформированность причинно-следственных связей. В норме данный механизм мышления формируется не раньше 7 лет. Поэтому родителям важно помнить, что до этого возраста ребенок не может довериться только вашим словам и опыту. Дети должны сами методом проб и ошибок научиться понимать, например, что брать чужое — это плохо.

Обращая внимание на факторы, которые могут повлиять на поведение именно вашего ребенка, можно воспользоваться общими рекомендациями специалистов. Что делать, если ребенок не слушается? Это проблема родителей, и только они самостоятельно или с помощью детского психолога должны найти пути ее решения

Что делать, если ребенок не слушается? Это проблема родителей, и только они самостоятельно или с помощью детского психолога должны найти пути ее решения.

Как родителям стать объективными

Если вы узнали себя в описании субъективных родителей, не унывайте. Если вы решительно настроены на то, чтобы изменить свой подход к воспитанию, не так трудно научиться тому, как стать объективными. А как только это войдет в привычку, вы станете более уверенными в себе.

Чтобы быть объективными родителями, вам, конечно, нужно быть родителями терпеливыми и понимающими: признавать темперамент своего ребенка, осознавать, что с ним происходит в определенный период развития. Объективные родители знают слабые и сильные стороны ребенка, поэтому могут заранее предусмотреть новые сложности и подготовиться к ним. Они способны предотвратить неприятную ситуацию. Они очень терпеливо следят за тем, как их малыш переживает трудные моменты, — они знают, что требуется время, чтобы чему-нибудь научиться.

На моей странице в интернете мама шестнадцатимесячного малыша выразила свою обеспокоенность тем, что ее сын стал проявлять чувство собственности к своим , он отталкивает детей, с которыми играет, или выхватывает у них игрушки. Объективная мама в ответ поделилась своим методом:

«Я поняла, что должна постоянно находиться рядом со своим ребенком, которому около семнадцати месяцев, в то время, когда он играет с другими детьми. Пока что! Ведь сейчас он осваивает умение делиться и играть с другими, и я должна научить его этому. Потому я сижу рядом и „показываю“, что именно надо делать. Если он начинает проявлять агрессивность, я беру его за руку и направляю его, чтобы он не толкал других, и объясняю, что с друзьями надо обращаться спокойно. Если он пытается стащить какую-нибудь игрушку, я беру его руку и объясняю: „Нет, Билли сейчас играет. У тебя есть грузовичок. А мяч — у Билли. Подожди, пока он в него наиграется“. Он терпеть не может ждать и делает еще одну попытку, но я повторяю то же самое и снова объясняю. Но если он и в третий раз делает так, я беру его и увожу в сторону. Я не превращаю это в наказание и не лишаю его игры, я стараюсь отвлечь его и дать понять, что ему не сойдет с рук, если он будет плохо вести себя. Большей частью это всего лишь предупреждения и обучение тому, как вести себя надлежащим образом. На это уходит много времени, терпения и повторений. Они еще не могут контролировать свои желания и порывы. Но если им помогать именно сейчас, то потом все будет легче».

Объективные родители понимают, что обучение правильному поведению входит в их сферу ответственности. Это не приходит само по себе. Конечно, некоторые дети от природы ведут себя спокойнее в группе, их легче побудить к игре с другими детьми. Но, какими бы разными они ни были, их первыми учителями являются родители.

Объективные родители не занимаются уговорами и не ждут, когда ребенок «облагоразумится», как делают субъективные родители. Вы не можете урезонить малыша в таком возрасте, особенно если он находится на грани истерики. Вы должны дать понять ему, что вы — взрослые люди, и показать, что вы знаете лучше.

Давайте вернемся к примеру с Гектором, который требовал леденец на палочке в обувном магазине. Объективные родители сказали бы ему твердо: «Я знаю, что тебе хочется этот леденец, но нет, тебе нельзя». А если мама оказалась предусмотрительной, предвидела возможную ситуацию (повсюду столько искушений, особенно если вы ходите вместе с ребенком) и захватила с собой что-нибудь легкое, чтобы перекусить, то она предлагает это взамен. Но если Гектор продолжает настаивать, то сначала она не обращает внимания. Если и это не помогает, выходит с ним из магазина («Я понимаю, что ты огорчен. Мы пойдем покупать тебе новые ботинки, когда ты успокоишься»). Если он перестает плакать, она обнимает его и хвалит за то, что он сумел справиться со своими чувствами («Какой ты молодец, что сумел успокоиться»).

Несомненно, иметь в доме ребенка от года до трех — это все равно что жить на минном поле: взрывы могут происходить раз за разом, особенно во время перехода от одного действия к другому: приведения в порядок комнаты после игры, приучения к высокому стулу для кормления, укладывания спать. Объективные родители все планируют заранее, все контролируют и каждую ситуацию используют как момент обучения.

Нелепые оправдания

Субъективные родители часто извиняются за своих детей или пытаются оправдать их поведение. Такие нелепые оправдания можно часто услышать от родителей, когда к ним приходят гости или они куда-нибудь выбираются из дома с ребенком.

— «Он просто голоден и поэтому так делает».

— «Она сегодня не в духе».

— «Вы же знаете, что он родился раньше срока, поэтому…»

— «Для нашей семьи это характерно».

— «У нее прорезываются зубы».

— «Он — чудесный мальчик, и я очень его люблю, тем не менее…»

(Им обязательно надо сообщить, что он чудесный ребенок, но на самом деле они не признают особенности его характера и хотят, чтобы он, как по волшебству, стал ребенком их мечты.)

— «Она большей частью ведет себя как ангел. Его папа работает целыми днями, а я одна с ним, и мне не хочется ему ничего запрещать».

— «Он устал, он плохо спал ночью».

— «Он плохо себя чувствует».

— «Я не волнуюсь по поводу этого, с возрастом у него это все пройдет».

Причины

Основанием для проявления негативного поведения могут послужить разные ситуации. Распространенными факторами, способными спровоцировать непослушание детей, выступают:

Этапы детского кризиса. Личностные качества и психика ребенка претерпевают значительные изменения в кризисные периоды, наблюдаемые в 1 и 3 года, в 5 и 7 лет, а также с 10 до 12-летнего возраста. Это отражается на поведении детей. Все возрастающее количество запретов вызывает желание противостоять им, доказывая самостоятельность и независимость.
Осознание вседозволенности. Избалованность и отсутствие запретов в раннем возрасте приводит к непослушанию по мере взросления.
Отсутствие последовательности требований со стороны взрослых. Все, что разрешалось ранее, вдруг оказывается под запретом.
Разница в требованиях отца и матери. Дети не способны правильно сориентироваться в ситуации, что и становится причиной непослушания.
Неумение родителей воспринимать ребенка как личность. В ответ 9 – 10-летний ребенок бунтует, заявляя о себе.
Нездоровая обстановка в семье

Частые ссоры родителей, развод порождают у детей желание обратить на себя внимание необычным поведением. Аналогично дети ведут себя при появлении нового члена семьи – братика или сестренки.

Здесь рассмотрены основные аспекты, провоцирующие неадекватные формы поведения малышей. Зачастую причины могут лежать глубже, что требует обращения к психологу.

Давление и чрезмерный контроль

Психологическое подавление и жёсткие рамки в воспитании приводит к тому, что родителей просто не слышат. Так способны реагировать даже малыши в 1,5–2,5 года. Посмотрите и послушайте себя со стороны. Возможно вы забыли, что такое просьбы и давно перешли в общении на приказы, которые не обсуждаются. Но у детей есть интересная особенность привыкания к повышенным тонам, и когда от них не требуют беспрекословного подчинения под угрозой наказания, они просто не замечают разницы в настроении и громкие крики взрослых. Для них это норма, пока дело не доходит до наказания.

Строгие родители очень изобретательны в «карательных» мерах. Запрещая любимые мультики, игры и прогулки, или щедро раздавая подзатыльники, они забывают о простом правиле «агрессия порождает агрессию». В случае с маленькими детьми подобные наказания провоцируют бунт. Ребёнка лишают собственного мнения, и он реагирует протестом, делает «назло» и поступает «вопреки».

Еще один неприятный момент. В семьях, где мама и папа ведут себя жёстко и требуют соблюдения дисциплины, дети лишены такой приятной мелочи, как похвала. Если до 5–6 лет не баловать их комплиментами и поощрением, они начинают чувствовать себя ненужными. В будущем такие детки не стремятся стать лучше, боятся сделать что-то не так, вырастают замкнутыми и с кучей комплексов, такими как:

  • безынициативность;
  • заниженная самооценка;
  • мстительность;
  • склонность к обману.

Почему ребенок не слушается?

Физиологические причины. Для организма семилетки стрессом становится вступление в стадию активного роста и смены зубов. Интенсивно развиваются эндокринная, сердечно-сосудистая, нервная системы, опорно-двигательный аппарат. Дети в этом возрасте очень подвижны, но легко утомляются, склонны к эмоциональному перенапряжению. Занятия в школе требуют от ребенка концентрации на учебных предметах, длительного неподвижного состояния. Игра, прежде являвшаяся способом познания мира, преобразуется в другой тип получения знаний

Способ запоминания у семилетних детей носит непроизвольный характер, им трудно удерживать свое внимание подолгу

Изменение социального статуса. Кругозор ребенка с началом обучения в школе начинает расширяться. Вместо привычного уклада, игр, беготни и веселья появляются обязанности и ответственность. Непослушание 7-летнего ребенка может быть вызвано новыми обязанностями. Малыш уже вынужден вместо игры сидеть на уроках, делать то, что требуют от него учителя и родители – часто вопреки его желаниям. Фактором плохого поведения может стать необходимость соответствовать родительскому напутствию быть хорошим учеником. Переступая впервые порог школы большинство детей хотят учиться, получать исключительно отличные оценки. Проходит время, начинает накапливаться дисбаланс между желаемым и действительным, нагрузка на психику ребенка возрастает. Когда у ребенка присутствует чрезмерное желание получить похвалу от родителей или учителей, тогда весь процесс жизни оказывается подчинен учебе. Любая оценка ниже «пятёрки» воспринимается как катастрофа, приводя к нервному истощению – и срыву.

Неудачное сравнение. Малыши к семи годам начинают трепетно относиться к своей личности. Сравнение с теми, кто лучше учится или более талантлив в какой-либо области, иногда имеет обратный эффект. Если у ребенка не получается быть отличником «как Маша/Петя», он может начать протестовать. Форма протеста оборачивается неприятием всего, что связано с учебой, послушанием, родительскими наставлениями.

Самостоятельность. Первый учебный год заставляет ребенка пересмотреть свои ценности и поведение. Это так приятно – ощущать себя взрослым, занятым важными делами. В этом состоянии часто происходит самостоятельный отказ от детских игр, начинается игнорирование просьб старших, отрицается помощь со стороны. Я – сам, я – взрослый! Ребенку хочется, чтобы родители советовались с ним и принимали его помощь. При этом он часто забывает, что взрослость подразумевает ответственность. Напоминание родителей об этом может обернуться неудовольствием и обидами.

Гиперопека. Стремление взрослых оберечь и защитить вступает в конфликт с желанием семилетнего ребенка быть самостоятельным.

Родительский авторитет. В возрасте семи лет появляются новые школьные приятели. На фоне общения первоклашек происходит обесценивание отношений родителей и детей. Школьные приятели начинают «обмениваться опытом». Наблюдая, как складываются взаимоотношения в разных семьях, дети начинают перенимать какие-то слова, манеры, жесты, способы добиваться от старших чего-либо, оценивая механизмы поощрений и наказания в семьях друзей. Все это привносится в свой семейный круг и пробуется на взрослых родственниках, проверяя их на прочность.

Усталость. Может проявляться у ребенка в виде невнимательности, низкой активности, агрессии, апатии, дневного сна. Следует исключить факторы вирусного заболевания и анемии. Чаще всего усталость вызывается недосыпом или переутомлением

Родителям следует обратить внимание на режим дня, убрать из пользования гаджеты перед сном, заменив их живым общением с ребенком. Не стоит излишне перегружать малыша многочисленными кружками и секциями, лишая его отдыха

Все хорошо в меру.

Психофизиологические расстройства. Связаны с врожденными особенностями ребенка и характеризуются непроизвольными чрезмерными движениями из-за нарушения процессов обмена в нейромедиаторах. В этом случае проблема решается посещением врача.

Бывают ли дети послушными

Детей, которые всегда слушаются своих родителей не бывает, потому что ребенок растет и пытается понять смысл своего существования и влияния на окружающих людей. Дети не являются роботами, они всегда индивидуальны.

Желание родителей видеть послушного ребенка понятно, ведь они хотят этим облегчить себе жизнь и быть удовлетворены применяемыми методами воспитания.

Возникает огромное количество вопросов:

  • Виной непослушания детей является вредность?
  • Может быть дети не слушаются, потому что протестуют?
  • Почему ребенок в гостях начинает вести себя еще хуже, чем дома?
  • Почему в садике воспитатель говорит, что ребенок очень послушный, а дома все наоборот?
  • Как заставить ребенка слушаться родителей? Нужно ли вообще заставлять его это делать?

Все сводится к одному – ребенок не слышит своих родителей. Он может это делать специально, а иногда родители не могут правильно дать ребенку установку. Причину нужно искать родителям в себе, а не в своем ребенке.

5 «да» — а потом просьба или указание

Мама. Похоже, тебе безумно нравится играть в эту видеоигру.

Джозеф. Еще как.

Мама. Этот парень в желто-фиолетовом костюме — положительный герой, или он один из тех, от кого ты пытаешься сбежать?

Джозеф. Он исключительно положительный. Именно у него находятся все камни силы, которые нужно собрать, чтобы пройти через Гору Злодеев!

Мама. Ух! И сложно до него добраться?

Джозеф. Очень сложно. Я всего один раз смог.

Мама. Ого. Наверное, здорово было, когда ты смог к нему пройти.

Джозеф. Да, было просто супер!

Мама. Похоже, для тебя это интересный вызов — не очень простой, но и не очень сложный.

Джозеф. Да, так и есть!

Мама. Спасибо, что показал мне все это, дорогой. А теперь пошли ужинать. И не забудь помыть руки.

Джозеф. Я приду через десять минут. Мне надо закончить игру.

Мама. Я знаю, зайка, как непросто остановиться. Но боюсь, что все уже очень голодные, так что нам надо идти за стол прямо сейчас.

Джозеф. Вот ведь! Ну, ладно. Что у нас на ужин?

Когда родители наталкиваются на сопротивление со стороны детей, несмотря на использование подобных подходов, я советую им разобраться в подводном течении происходящего. Под этим может подразумеваться необходимость укрепления привязанности. Или помощь детям в борьбе с хронической депрессией, разочарованием или другими проблемами, из-за которых они отказываются выполнять наши просьбы независимо от того, насколько мягко мы их об этом попросили.

Рядом с мамой ребенок не знает, на кого ориентироваться

Еще одна распространенная ситуация: ребенок отлично ведет себя с бабушкой, прекрасно проводит время с мамой, но стоит им оказаться втроем в одно время и в одном месте, как малыш начинает скандалить и капризничать. Эта ситуация особо неприятна тем, что маме, возможно, достанутся несправедливые упреки от бабушки: «Чудесные ребенок, мы прекрасно проводили время, но ты пришла, и всё стало плохо. Очевидно, ты не умеешь обращаться с ребенком, смотри, как надо…»

Что делать? Избегать ситуаций «двойного управления», пока ребенок не освоится в семейной иерархии. К примеру, если вы регулярно оставляете малыша с няней, тетей, бабушкой, делайте процедуру передачи простой и быстрой. Пришли, попрощались с ребенком, ушли по делам! Если же вы живете и воспитываете малыша вместе с бабушкой, то четко договаривайтесь о единой позиции по всем, даже самым незначительным вопросам.

Причина истерики: ребенку не хватает любви

Если истерики повторяются, часто родители — от бессилия что-либо изменить — оставляют ребенка одного в комнате, захлопывая за собой дверь. Мол, справляйся сам, как хочешь!

Иногда истерика, кривляние — наиболее яркие симптомы психологического регресса. Но регресс — это не заболевание, а защитный механизм психики, как правило, связанный с непосильной для ребенка ситуацией. Работает этот механизм по типу «Лежачего не бьют!». Притворяясь маленькой, Наташа пытается вызвать любовь отца.

Ведь ее маленькую он не стеснялся прижимать к груди, подбрасывать до самого неба. Но теперь он строг. Когда Наташа подбегает к нему, чтобы забраться на колени, он ее отстраняет: «Телячьи нежности!». Некоторые родители, ознакомившись с азами психоанализа, боятся Эдипова комплекса или его женского варианта комплекса Электры — скрытых сексуальных отношений между членами семьи противоположного пола.

Психоанализ — теория, которая так и осталась недоказанной. Напротив, исследования показывают, что эмоциональная жизнь ребенка очень долго не определяется сексуальными мотивами. Война против педофилов тоже охладила пылких отцов. Но дети нуждаются в нежности и любви обоих родителей.

Чем строже родитель, тем сильнее желание ребенка что-то предпринять, чтобы снять напряженность, эмоциональные барьеры в отношениях. Поэтому дети иногда начинают заискивать, лепетать, «лезть в глаза». Они считают себя виновными в том, что отношение к ним так переменилось. И ведут себя так, будто хотят исправить положение. Закрывая Наташу в детской, родители только усиливают ее предчувствие вины, за которое приходится нести ежедневное наказание.

Что мы говорим Что они слышат
«Как тебе не стыдно? Ты уже большая, а ведешь себя как глупая, маленькая девочка!» «Ты — глупая девочка, чем дальше, тем хуже! Невозможно любить такую…»

Почему ребенок не слушается: выясняем причину непослушания

Ребенок в 3-4 года не слушается взрослых не потому, что хочет их разозлить. В этом возрасте он становится независимой личностью, поэтому есть вещи, которые ему не нравятся, раздражают, и он категорически не желает мириться с ними.

Задача родителей – понять, что конкретно злит малыша. Выяснять это необходимо спокойно и взвешенно, без криков, угроз и физического воздействия. Наказание допустимо, если вы разобрались в ситуации, а ребенок по-прежнему балуется и не слушает вас.

Рассмотрим пример: ребенок бегает по дому и разбрасывает вещи, отказываясь их поднимать. Что можно сделать? Присядьте рядом с ним, чтобы ваши и детские глаза находились на одном уровне. Поинтересуйтесь, почему он балуется. Если малыш молчит, попробуйте угадать.– Дима, ты разбрасываешь вещи, потому что разозлился? – Да, я злюсь. – Почему ты разозлился?

Хорошо, если ребенок может ответить о причине недовольства. В случае же молчания – помогите ему. Вспомните, что могло стать источником его негативных эмоций.– Ты злишься, потому что в магазине я не купила тебе новую машинку?

Если ваше чадо ответило утвердительно, найдите решение этой проблемы или предложите альтернативу. К примеру: «Я не могла купить ту игрушку, потому что сейчас у меня нет денег. Давай дождемся зарплаты, и сходим в магазин. А сейчас давай приготовим папе ужин».

В большинстве случаев трехлетка, почувствовавший себя услышанным и понятым, меняет свое поведение. Главное – разобраться в истинной причине его недовольства.

Почему ребёнок не слушается

Родители часто спрашивают меня, как детского и семейного психолога: «Ребёнок не слышит, что я ему говорю», «С ним невозможно договориться», «Мой ребенок не слушается. Что делать?»

Чтобы разобраться с этим, нам нужно ответить на вопросы: Почему ребенок не слушается? Что он хочет вам этим сказать, чего добиться? Какие есть причины непослушания ребёнка? И как правильно реагировать в каждом конкретном случае?

В этой статье мы подробно и с примерами разберем 5 самых распространённых причин почему ребенок не слушается и что мудрый родитель может сделать в каждом конкретном случае, чтобы наладить с ним отношения.

Рядом с мамой ребенок чувствует себя безопасно

Когда мы, взрослые люди, позволяем себе капризничать и дурачиться? Дома, в окружении близких людей, когда мы чувствуем себя комфортно и расслабленно. Вряд ли мы будем вести себя так на совещании с бизнес-партнерами или на приеме у чиновника… Вот и ребенок воспринимает воспитательницу или приходящую няню в качестве «официальных лиц», и старается вести себя соответственно – как дипломат на сложных политических переговорах. Ни жеста необдуманного, ни слова в простоте – вдруг где проколешься… Зато с мамой можно сбросить с себя все это нервное напряжение и выплеснуть все, что накопилось за день.

Что делать? Присмотритесь к няне, к группе детского сада, да и к порядкам, которые установлены дома у бабушки. Спросите себя: комфортно ли там вашему ребенку? Что можно сделать, чтобы он чувствовал себя там спокойно и безопасно? Возможно. Ответ придется искать вместе с психологом.

Как восстановить контакт с ребенком?

Искреннее, осознанное послушание возможно только в доверительных отношениях, когда ребенок признает, что родитель пока лучше справляется с проблемами. В отличие от строгого, безусловного подчинения в доверительных отношениях ребенок может задать вопросы, которые его интересуют, не опасаясь навлечь на себя гнев родителя. Нам следует чаще задавать встречные вопросы ребенку, давая понять, что у проблемы может быть несколько решений и сейчас вы размышляете, какой вариант предпочесть

«Как, ты думаешь, лучше поступить? Могу я рассчитывать на твою помощь? Я могу тебя попросить сделать это?».
Если вы хотите попросить ребенка о чем-то важном, не кричите ему через всю комнату, а подойдите и приобнимите его. Физический контакт — метафора глубокого психологического контакта

Это способ передать свое спокойное и заинтересованное отношение. Это способ сказать: «Мы вместе, а это главное. То, что я тебе скажу, не нарушит наш контакт. Я надеюсь его только укрепить. Самое главное — отношения, а не желание каждого из нас».
Еще одно правило: смотреть доверительно в глаза ребенку. Если ваши движения грубы, а взгляд жесткий, ребенок воспримет это как угрозу, стремление оказать на него психологическое давление, а просьбу что-то выполнить воспримет как ультиматум.
Ваши просьбы будут выполняться, если вы не забудете поблагодарить ребенка за оказанную услугу и выполненное поручение. Теплые слова усилят в ребенке чувство, что его любят еще больше и что в его власти улучшать отношения. Ради этого стоит трудиться. Моральное, психологическое поощрение ценится детьми гораздо выше конфет. Если ребенок выбивается из этой закономерности, значит, вы не нашли слов или воспринимаетесь ребенком как человек, на чувства которого нельзя положиться, а словам нельзя верить.
В экстренных случаях, например при угрозе безопасности семьи, все должны слушаться старшего безоговорочно. Ребенку нужно рассказать о проблемных случаях и объяснить, что строгое соблюдение правил спасает жизнь и здоровье людей. Строгость правил и строгость родителей — это степени жестких отношений с миром. С родителями можно договариваться. Правила одинаковы для всех. Покажите, что вы сами готовы «слушаться и повиноваться» в особых ситуациях.

Как воспитать ребенка, если он не слушается в школе

К возрасту 7 лет мышление ребенка уже способно понимать цепочку последовательных действий, когда один поступок влечет за собой реакцию со стороны окружающих его взрослых и детей. В период младшего дошкольного возраста своих детей родители уже могут прибегнуть к системе поощрений и наказаний.

Если ребенок не слушается в 7 лет, достаточно просто лишить его, например, планируемого на выходных похода в цирк в качестве наказания за драку

Важно помнить, что успехи или неудачи в школьном обучении не должны наказываться. Здесь ребенку потребуется помощь и ваше активное участие

Если же ребенок поступил правильно или совершил хороший поступок, то родители должны это поощрять. Тогда процесс воспитания будет выстроен так, что не потребуется решать вопрос, что делать, если ребенок не слушается.

Педагогические проблемы глазами медика

К Евгению Комаровскому обращаются не только по поводу насморка, плоскостопия и других недугов. Довольно часто родители приводят на прием к педиатру своих детей и жалуются на то, что карапуз стал непослушным. Обычно эта проблема возникает в семьях, где детям уже исполнилось 4 года. Это слишком поздно, утверждает Комаровский, вопросами воспитания и послушания желательно заниматься тогда, когда ребенку исполнилось 1,5-2 года, а в идеале — с самого рождения.

Демократия в семье, дающая ребенку равные права со взрослыми, приводит к воспитанию непослушного и капризного ребенка, который будет истериками и скандалами добиваться своего в случае, если ему что-то запретили.

Рядом с мамой ребенок копирует ее поведение

Наконец, еще одна причина, по которой дети «как с цепи срываются», оказавшись наедине с мамой. Мама и сама, скажем так, не образец спокойствия! Да, возможно, вы не расписываете в красках ребенку очередную выходку коллеги-подлеца или самодура-начальника. Но если вы еще не отошли от рабочего конфликта и внутри вас все кипит и клокочет, если в голове вы все еще прокручиваете дневной разговор (и остроумные реплики, которые вы должны были произнести в ответ на замечания, но, почему-то, не произнесли), то… то даже «Репка» и «Курочка-ряба» в вашем исполнении произведет на ребенка такое же впечатление, как триллер с драками и погонями.

Что делать? Позаботиться о себе. Отдохнуть. Выспаться. Сходить в парикмахерскую. Освоить аутотренинг, чтобы уметь отключаться от самых сложных и неприятных проблем, хотя на то время, что вы проводите с ребенком.

Заключение

Надеюсь, теперь вы имеете представление о том, что делать если ребенок не слушается. Данные правила придумала не я, они давно развиваются в психологии и постепенно входят в обиход. Но к сожалению, для многих эти правила до сих пор неприемлемы из-за авторитарного воспитания родителей, бабушек, прабабушек. Слишком сильно в нас вросло корнями негуманное воспитание. Но задумайтесь, считаете ли вы, что у вас было счастливое детство? Что вас воспитывали правильно? Если нет, то это значит, что вам нужно изменить привычную схему общения с ребенком.

Собрав все мысли этой статьи воедино, можно сделать вывод, что нет ничего хорошего, если малыш слушается вас. Чаще всего это значит, что он чего-то боится или по какой-то причине потерял интерес, любопытство к познанию мира. А если он не слушается – это прекрасно! Ведь это значит, что у него уже есть свое мнение, он знает, чего хочет. А еще он не боится вас – и это тоже хорошо. Он не считает вас властным, злым родителем, а значит, доверяет вам.

Начните уважать своего ребенка, побуждайте его к принятию решений, давайте увидеть причину и следствие, будьте с ним на равных, верьте в него! И тогда он вырастет в способного, ответственного, самостоятельного, уверенного в себе и, главное, счастливого человека!

В моей практической книге я делюсь самыми эффективными приемами, при помощи которых я помогла многим моим клиентам поднять самооценку, стать увереннее и полюбить себя.

Эта книга станет вашим личным помощником на пути к любви и уверенности в себе. Ребенок счастлив и доволен тогда, когда счастлива его мама. А для того чтобы быть счастливой, она должна научиться любить себя.

Прочитать полное описание книги и приобрести ее можно .

Если вам нужна индивидуальная помощь в вопросах воспитания, вы можете записаться ко мне на психологическую консультацию по скайпу. Я помогу вам стать эффективным родителем. Ребенок не только скажет вам спасибо, когда вырастет, но и станет гармоничной, зрелой и счастливой личностью.

Подписывайтесь на мой Инстаграм и YouTube канал. Улучшайте и развивайте себя вместе со мной!

Верьте в безграничные возможности вашего ребенка! Ваш психолог Лара Литвинова

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: