Что это такое?
Калимба – популярный африканский музыкальный инструмент. Он относится к группе язычковых. Его звучание создается за счет резонирующих пластин разной длины и полого корпуса. Короткие пластины дают более высокие звуки и наоборот. Крепятся язычки к порожку из металла. Имя «калимба» инструмент получил от европейцев. Изначально он назывался мбира и относился к группе ламеллофонов. В нее также включают такие инструменты Африки, как цанца, ликембе, лукембу, лала и многие другие.
За пределы исторической родины мбира попала благодаря этнографу-музыковеду Хью Трейси в первой половине прошлого столетия. Он перевозил добытый инструмент очень аккуратно, чтобы не повредить и не изменить его вид. С течением времени калимбу стали завозить на соседние острова, так постепенно она попала и на Кубу. Там его тоже очень полюбили, и он приобрел широкую популярность. Местные жители могут играть на этом инструменте часами.
Длина лепестков варьируется от 3 до 10 см, а ширина составляет 0,3-0,5 см. Общая длина инструмента колеблется от 10 до 35 см. Строи калимбы могут быть разными, а ее диапазон зависит от количества пластин. Изготовитель может помечать язычки нотами, которые они должны издавать. Обычно строй выбирается при покупке, но мы расскажем, как настроить калимбу самостоятельно по своему усмотрению.
Примечательно, что в России часто используется свой способ игры на калимбе. При таком исполнении задействованы не только большие, но и все остальные пальцы, как при игре на гуслях. Нужно зажать калимбу между колен и одной рукой брать трезвучия, а другой – басы. Изготовить калимбу можно и в домашних условиях. Необычный и экзотический экземпляр получается из кокоса. Работа эта очень кропотливая, но если вы любите сами изготавливать музыкальные инструменты, то без труда найдете инструкцию в интернете и сделаете инструмент своими руками.
Доступно, полезно и перспективно
— Нужны ли для обучения на духовом отделении какие-то особые природные данные, кроме, разумеется, музыкального слуха?
— Никаких особенных требований, в общем-то, нет. Профессиональному духовику нужно уметь правильно дышать, но то, как развивается этот навык, будет видно лишь со временем. Не должно быть каких-то совсем серьезных проблем с зубами, прикусом. Не смогут играть на духовых и дети, у которых диагностируют повышенное внутричерепное давление, это чревато головными болями при значительных нагрузках .
— Существует мнение, что игра на духовых инструментах, напротив, помогает укрепить здоровье тем, у кого проблемы с легкими. Это так? (Как мама аллергика-астматика, вижу явное улучшение здоровья сына за годы его занятий на блокфлейте и кларнете.)
— Да, детям со склонностью к астме занятия на духовых инструментах действительно могут помочь избежать развития заболевания за счет постановки правильного дыхания, хотя, конечно, это не панацея. Людям с уже имеющимся серьезным диагнозом может быть трудно играть на этих инструментах.
— Дмитрий Павлович, часто родители выбирают за ребенка обучение на фортепиано или скрипке, считая эти инструменты более перспективными: и репертуар для них богаче, и солируют они чаще. Верно ли это?
— Нет, конечно! Известные фортепианные произведения более «на слуху», чем, скажем, репертуар для тромбона. Но, во-первых, наши ученики выступают на сцене очень много, начиная с первых месяцев обучения, – это просто необходимо, чтобы увидеть проблемы каждого, а во время выступления они лучше проявляются. Во-вторых, если говорить о профессиональной карьере, музыканты-духовики востребованы ничуть не меньше, чем пианисты – им будут рады в любом оркестре.
— Если ребенок пошел учиться, скажем, играть на трубе, какие еще предметы его ожидают в ДМШ?
— Обычный набор предметов, обязательный для любой специальности. Это сольфеджио, слушание музыки (затем оно сменяется музыкальной литературой), ансамбль, со второго класса – общее фортепиано. Ещё для большинства учеников ДМШ обязателен хор. Но большинство моих учеников вместо хора участвуют в школьном духовом оркестре.
Виды
Детские музыкальные игрушки, как и инструменты для взрослых делятся на несколько групп. Правильно сделанный выбор поможет познакомить вашего малыша с миром музыки. Обучение детей при помощи развивающих игрушек поможет научить их извлекать звуки, которые будут нравиться окружающим, с раннего возраста. По сравнению со взрослыми аналогами детские наборы более просты в использовании – дети могут самостоятельно играть на них без помощи родителей. Инструменты для юных музыкантов делятся на:
- шумовые;
- ударные;
- духовые;
- клавишные;
- струнные.
Шумовые
Набор музыкальных инструментов для детей этой категории отличается простотой использования, поэтому у вашего малыша не возникнут проблем с его применением. С их помощью можно на занятиях и во время игр получать звучания, которые не издают клавишные или духовые аналоги. Популярный вариант – трещотка, при помощи которого малыш сможет извлекать громкий шум, создавая звуковой эффект. Звуки трещотки прекрасно дополняют танцевальные композиции и создают необходимый национальный стиль и колорит. Другие детские шумовые музыкальные инструменты:
- тамбурины;
- погремушки;
- кастаньеты;
- маракасы;
- деревянные ложки;
- рубели.
Ударные
Инструменты, выбранные для детей дошкольного возраста, со временем разовьют музыкальный слух и чувство ритма у малыша. В дальнейшем он может стать настоящим музыкантом. Интересным предпочтением может стать набор ударных изделий. Звук издается натянутой мембраной (бубен, барабан) или корпусом изделия (треугольники, гонги). К особой группе ударных относятся инструменты, способные издавать звук определенной высоты: колокольчики, ксилофоны и др. Популярные детские ударные:
- барабаны;
- бубны;
- треугольники;
- бубенцы;
- ксилофоны и др.
Духовые
Звук в духовых инструментах издается в результате колебаний столба воздуха, который заключен внутри трубки. Чем больше объем воздуха, тем более низкий звук получится. Духовые бывают деревянными (флейты, фаготы, кларнета) и медными (трубы, тромбоны). Открывая и закрывая отверстия пальцами, можно укоротить столб воздуха для изменения высоты звука. Современные духовые часто делают не из дерева, но по традиции их называют деревянными. Среди детских аналогов популярны:
- флейты;
- дудочки;
- свирели;
- трубы;
- саксофоны;
- кларнеты;
- губные гармошки.
Клавишные
Большое внимание малышей привлекают клавишные инструменты, одним из популярных и распространенных вариантов которых является пианино. Первые клавишные – клавесины и клавикорды – появились в средние века
Звучали они тихо, но нежно и романтично. К этой категории относится и орган – самый большой и один из древних музыкальных инструментов. По сравнению с другими клавишными орган считается клавишно-духовым. Среди популярных вариантов для детей выделяют:
- пианино;
- синтезаторы;
- аккордеоны.
Струнные
Играть веселые мелодии малыш может не только на духовых или клавишных, но и на струнных музыкальных инструментах. Звук издается за счет колеблющейся струны. Для его усиления струны стали натягивать над полым корпусом, в результате появились мандолина, гусли, лютня, цимбалы и хорошо знакомая всем гитара. Струнные изделия бывают смычковыми и щипковыми. Для первых обязателен смычок, который водят по натянутым струнам – скрипки, альты, контрабасы, виолончели. Широкораспространенные струнные варианты для детей – гитары и скрипки.
Музыка улучшает дисциплину, воспитывает терпение
Прежде чем научиться извлекать звуки, необходимо освоить сам инструмент. Например, чтобы играть на скрипке, нужно научиться правильно ее удерживать, размещать свой корпус. Правильного расположения ног, рук, определенной их позиции требуют многие инструменты.
Ребенку предстоит пройти многое, пока он достигнет цели и сможет порадовать слушателя красивой мелодией. Частные занятия требуют полной концентрации внимания, сосредоточения. Но и занятия в группах воспитывают терпение. Каждый член команды должен внимательно выслушать партнера и дождаться своей очереди, вступить в нужный момент, не нарушая общего звучания.
Критики поменяли мнение по-поводу Кристен Стюарт в образе принцессы Дианы
Тактика развития мелкой моторики ребенка: советы врачей
«Самое главное — семья»: история любви Ярослава Сумишевского и его жены Наташи
Полупаллеты с препаками сокращают логистическую цепочку
По данным Infoline, доля препаков в России составляет — уже 7% в денежном выражении от общей доли рынка краткосрочных POS-материалов, при этом двузначные темпы роста год к году говорят о том, что этот сегмент становится все более востребованным как у брендов, так и у ритейлеров.
В России препаки рассматривают больше как POS-материалы для оформления товарных категорий, но европейские ритейлеры давно просчитали и оценили препаки не только как способ выделить свой бренд, но и как простую конструкцию и транспортную упаковку, направленную на сокращение издержек в логистической цепочке.
Суть в том, что полупаллета с препаком поступает от производителя на РЦ ритейлера уже в готовом виде и затем поставляется в магазин. Давайте посмотрим, как это работает.
На схеме показана текущая логистическая цепочка поставок товаров от поставщика до магазина. В среднем она состоит из 19 этапов: с 1 по 9 — от производства до РЦ сети, с 10 по 14 — до отгрузки в магазин, с 15 по 19 — до выкладки на полку в магазине.
При использовании полупаллет с препаками логистическая цепочка сокращается с 19 до 9 операций.
Насколько это экономит трудозатраты? По данным компании CHEP, количество операций у разных участников цепочки поставок сокращается следующим образом:
- у производителя — на 55%,
- в распределительном центре — на 40%,
- в магазине — 60% операций по приемке, распаковке и выкладке товара на полку.
При использовании полупаллет операционные издержки (хранение и пикинг) на этапе РЦ ритейлера сокращаются в несколько раз, а экономия на этапе магазина достигается за счет обнуления затрат на выкладку продукта на полки, то есть на мерчандайзинг.
В среднем операционные затраты в расчете на одну упаковку товара в логистической цепочке на сокращаются на 16%.
Рекомендации по выбору музыкального инструмента для ребенка
Если у вашего ребенка нет особых предпочтений, пианино – хороший музыкальный инструмент для начала занятий в возрасте от 7 до 10 лет, поскольку это самый универсальный из всех инструментов.
Однако это не единственный вариант! Если ваш ребенок проявил интерес к другому семейству инструментов, мы рекомендуем следующее:
Гитара, если ребенку 8-10 лет и больше.
Скрипка – еще одна возможность для младших школьников, однако другие струнные семейные инструменты, такие как виолончель или бас, не подходят, потому что детские руки еще недостаточно велики, чтобы справиться с механикой инструмента.
Кларнет – самый легкий из рекомендуемых духовых инструментов, за ним следует альт-саксофон (лучше – для возраста от 8 до 10 лет).
Труба или корнет будет лучшим медным духовым инструментом для начинающих в возрасте около 10 лет.
Барабаны лучше всего отставить до тех пор, пока ученику не исполнится 10-12 лет, так как ступни здесь задействованы так же, как и руки, а ноги у детей меньшего возраста еще недостаточно длинны.
В зависимости от длины рук, кистей и пальцев у детей, им могут подходить те или иные музыкальные инструменты. Например, ребенку с более короткими руками и пальцами будет трудно играть на бас-гитаре или на акустической гитаре «джамбо» из-за необходимой растяжки. В этой ситуации больше подойдет гавайская гитара или акустическая гитара размером «три четверти».
О конкурсах, дружбе и пользе для здоровья…
Чаще всего, решив отдать ребенка в музыкальную школу, родители представляют своё чадо за пианино или стоящим с маленькой (пока) скрипочкой в руках. Не все знают, как много существует разных замечательных инструментов – и каждый из них может помочь подружиться с миром музыки. Например, духовые инструменты – это целая «армия»!
Без них не обойдется ни симфонический оркестр, ни народный, не говоря уж о джазовом или военном, которые частенько состоят из одних духовых. В музыкальных школах из всех духовых инструментов популярна у детей и родителей обычно лишь флейта. А ведь, скажем, в состав большого симфонического оркестра входит 4-6 видов деревянных духовых и не менее четырех медных!
Сегодня мы поговорим не просто о духовых инструментах, а о целом оркестре, который уже три года живет, развивается и работает в детской музыкальной школе №10. О буднях и победах молодого коллектива расскажет его создатель и художественный руководитель, выпускник Новосибирской консерватории Дмитрий Павлович СЛАТВИНСКИЙ.
На каком инструменте лучше начинать играть
Выбор музыкального инструмента для ребенка – того, с которого ему нужно начинать в первую очередь, – частично зависит от возраста и длины пальцев, но следует помнить, что у всех инструментов одни и те же преимущества в плане детского развития.
Другой важный элемент, который следует учитывать при выборе музыкального инструмента, – это то, какой инструмент интересует ребенка (если он уже проявил интерес к конкретному инструменту).
Типы музыкальных инструментов
Прежде чем выбирать музыкальный инструмент для ребенка, неплохо иметь базовые представления о различных типах инструментов, подходящих для детей.
Музыкальные инструменты сгруппированы в определенные семейства.
Клавишные: фортепиано, орган, электрическое пианино, синтезатор.
Струнные смычковые: скрипка, альт, виолончель.
Струнные щипковые: гитара, балалайка, домбра, гусли, арфа.
Медные духовые: труба, тромбон, валторна, туба.
Деревянные духовые: флейта, кларнет, гобой, фагот (три последних относятся и к язычковым инструментам, см. ниже)
Язычковые духовые: саксофон (альт или тенор для начала), губная гармоника, баян, гармонь, калимба.
Перкуссионные: ударная установка, конга-барабаны, другие барабаны, бубен, шейкеры, ковбел, маракасы, кастаньеты.
Различные стили музыки, которые следует учитывать
Другой фактор, необходимый для выбора музыкального инструмента для ребенка, – это музыка, которая ему нравится.
Определенные музыкальные инструменты связаны с определенными стилями, хотя можно играть любую музыку на чем угодно, кроме ударных.
Общие ассоциации:
Электрогитара: рок, поп, блюз, джаз
Акустическая гитара: фолк, блюз, кантри, классика.
Клавишные: самые универсальные инструменты, обычно ассоциирующиеся со всеми видами музыки. Фортепиано отлично подходит для освоения техники с самого начала, а у электрических клавишных есть ряд звуков, между которыми ученик может переключаться.
Язычковые духовые: (кларнет или альт-саксофон) поп, джаз, блюз, классика, фолк.
Медные духовые: труба и корнет обычно ассоциируются с джазом, фанком, соулом, госпелом, роком и классикой.
Трубач выдувает медь
— Сплоченности вашего коллектива помогают совместные поездки?
— Безусловно. В прошлом году нам удалось съездить на конкурс в Иркутск. А в начале этого учебного года мы были в Кемерово, на фестивале «Серебряные звуки», и стали лауреатами II степени! А заодно – познакомились с городом и даже спустились в настоящую шахту.
— Где проходят ваши выступления? Духовой оркестр ассоциируется у многих с парками, площадями, по крайней мере, с огромными залами. Вы часто выступаете на открытом воздухе?
— Нет, наши инструменты предназначены для игры в помещениях. Правда, летом мы несколько раз выступали перед ДК «Академия», но в основном концерты проходят в залах. К сожалению, вместительный зал с соответствующей акустикой – не частая удача для нас.
22.12.15Беседовала Юлия Воронцова
Другие статьи автора
Повышение самооценки
На занятиях в группах дети учатся принимать критику, выслушивать исполнение других и высказывать свое мнение. Постепенное превращение отрицательного отзыва в положительный укрепляет самооценку, уверенность в своих силах. Групповые занятия помогают понять, что никто не может быть идеальным, но все имеют возможность достигнуть высоких целей. Если ребенок мечтает выступать на сцене, он должен понимать, что это ответственный шаг и к нему нужно серьезно готовиться. Когда его старания достигнут целей и он услышит свои первые аплодисменты, конечно же, вера в свой успех и самооценка его намного повысятся.
Как настроить?
Начинающему музыканту оптимально подойдет калимба, к которой прилагается настроечный молоток, самоучитель и стикеры для названий нот, ведь они расположены нетипично. Соседние ноты привычной нам гаммы располагаются на противоположных сторонах калимбы. Это не удивительно, ведь на ней принято играть большими пальцами обеих рук. То есть, нажимая на лепестки поочередно то одним, то другим пальцем и двигаясь от краев к середине, можно проиграть стандартное «до-ре-ми-фа…».
Определитесь, какой строй вам ближе – мажорный или минорный, пентатонический или диатонический.
- Поставьте калимбу рядом с тюнером либо подключите к ней пьезозвукосниматель, который подключите к тюнеру. Можно использовать мобильное приложение для Android или I-phone.
- Нужно настраивать по одной ноте поочередно. При этом глушите остальные соседние язычки, чтобы они не сбивали вас. Стучать по лепесткам можно пальцами.
- Когда на тюнере написано, что язычок звучит ниже нужного, значит, его нужно укоротить. Для этого нужен молоточек – им вы можете подбить язычок в сторону порожка. Когда лепесток звучит слишком высоко, то подбивать его нужно сзади, от крепления к себе.
- Наклейте стикеры на язычки, чтобы не забыть, где какую ноту вы поставили. Ведь расположение нот на тем не типично для привычных нам инструментов.
- Теперь вслушайтесь в звучание лепестков, не дребезжат ли они? Избавиться от такого неприятного эффекта можно, немного сдвинув лепестки влево или вправо. Для этого надо ослабить крепление на порожке. В случае отсутствия результата подложите под проблемный язычок бумагу.
Музыка вводит детей и в другие культуры
Занимаясь музыкой, дети начинают понимать, какую важную роль она играет во всех культурах. Например, тимбал и бонго познакомят ребят с кубинским и африканским стилем в музыке. Скрипка имеет корни в Италии, но классические произведения в ее исполнении родом могут быть из Австрии и Германии и других стран. Универсальные инструменты (фортепиано и скрипка) знакомят детей с самыми разными стилями, начиная от классики до джаза. Последний, кстати, появился на американском Юге.
Очень важно знакомить молодежь с другими культурами, это способствует тому, что они будут интересоваться традициями, обычаями, которые выходят за пределы родной страны
Виды музыкальных инструментов
В мире музыки существует свой порядок и классификация. Инструменты подразделяются на большие группы: струнные, клавишные, ударные, духовые, а еще язычковые. Какие из них появились раньше, какие позже, сейчас трудно сказать наверняка. Но уже древние люди, стрелявшие из лука, заметили, что натянутая тетива звучит, тростниковые трубочки, если в них подуть, издают свистящие звуки, а ритм удобно отбивать на любых поверхностях всеми подручными средствами. Эти предметы стали прародителями струнных, духовых и ударных инструментов, известных уже в Древней Греции. Так же давно появились язычковые, а вот клавишные были изобретены чуть позднее. Рассмотрим эти основные группы.
Занятия музыкой приносят пользу
Занятие музыкой помогает сохранить ясность ума
В результате одного из исследований, осуществленных при Медицинском центре Канзасского университета, США, ученые пришли к выводу, что музыканты лучше справляются с тестами на когнитивные способности, чем это делают не музыканты.
Регулярная игра на любом музыкальном инструменте — это отличный способ тренировки головного мозга
И совершенно неважно – играете ли вы что есть мочи на барабанах, или лениво «дуете» в саксофон. Определенные участки мозга при этом увеличивают свою активность.
Музицирование улучшает координацию
Это абсолютный факт – музыканты обычно демонстрируют отличную координацию движений. Все потому, что игра на музыкальных инструментах требует очень высокой зрительно-моторной координации. Из этого могут извлечь полульзу даже спортсмены, для которых зрительная координация движений рук имеет первостепенное значение.
Извлечение музыкальных звуков улучшает ваше настроение
Музыка влияет на настроение – это общеизвестный факт, который и упоминать не стоило бы, если бы не необходимость объяснения механизма действия. Как показывают результаты исследований, не только сама музыка, но и процесс музицирования влияет на уровень кортизола.
И если вы музицируете с разной скоростью, вы можете регулировать данный процесс. Играя на музыкальных инструментах, вы создаете эмоциональный выход. Создавая свою собственную музыку, вы регулируете, если хотите, уровень своей грусти, радости или напряженности с помощью искусства.
Музыка улучшает навыки чтения, как учебного умения
Один из важных аспектов музицирования, который отличает музыканта от не музыканта, это, если можно так выразиться, умение читать и осмысливать музыку. Постоянное чтение и распознавание различных нот способствует также совершенствованию навыков чтения и осмысливания обычных текстов.
Занятие музыкой улучшает дыхательную систему
Играете ли вы на трубе, кларнете, флейте или на любом другом духовом инструменте, один из основных навыков, которые вы должны обязательно освоить, заключается в умении правильно дышать.
Условно говоря, все эти инструменты превращают в музыку вибрации воздуха, которые должен создавать музыкант. Это означает, что грамотно поставленное дыхание должно стать, если хотите, второй натурой любого музыканта.
Музыка улучшает умение слушать
Для того чтобы научиться талантливо извлекать из любого инструмента музыкальные звуки, вам необходимо уметь слушать буквально на уровне интуиции. Это умение, если оно развито на должном уровне, позволяет не только попадать в ноты.
Кто-то может сказать, что для этого необходим музыкальный слух, который дается от природы. На самом деле, это не так. Музыкальный слух можно развить. Это, в свою очередь, научит вас слушать окружающие звуки в буквальном смысле слова
Подобное умение крайне важно с точки зрения выстраивания социальных взаимоотношений.
Культивация социальных навыков
Занятия в группах, ансамблях, оркестрах требуют взаимодействия и общения между всеми музыкантами. Для создания ускорения, крещендо каждый член должен чувствовать себя частицей группы. Если ребенок играет слишком громко, ускоряется, он должен будет прислушиваться к общему ритму и подстраиваться под него. Каждый должен понимать свое индивидуальное значение. В некоторых классах музыкальных школ преподаватели разбивают детей на группы и дают им задачу, независимо от того, на каком инструменте они играют, необходимо добиться общей цели, общего звучания. Такие занятия помогают детям хорошо адаптироваться в коллективе и развивать коммуникативные навыки.
Избавление от лишней косметики — высшая форма ухода за собой. С чего начать
Китайские исследователи Луны обратились к российским ученым из Бийска за помощью
Загадочные фигурки 1-2 вв до н.э. обнаружены в Древнеримском театре (фото)
Виды
В разных местностях Африки калимбы выглядели по-своему. Но поскольку мы говорим о современных инструментах, которые стали массово выпускаться для продажи во всем мире, то их внешний вид достаточно схож. Есть всего несколько особенностей, о них мы расскажем в этом пункте статьи.
По конструкции
Калимбы делятся на две группы:
- цельные;
- полые.
Первые считаются более надежными, так как их конструкция прочнее. Они звучат чисто и равномерно. Полые издают более громкий насыщенный звук, но с эффектом «деревянного ящика», и громкость отдельных нот менее равномерна.
По размеру
Калимбы бывают разных размеров:
- маленькие – от 10 см и немного больше;
- большие – до 35 см.
Тембр звучания сопоставим с габаритами инструмента. Крупные издают более объемный басовый звук, а модели поменьше – чистый и прозрачный, похожий на трель с переливами. Аутентичные калимбы, имеющие традиционный вид, производят в Африке. Компания Хью Трейси предлагает модель, максимально приближенную к оригиналу. В производстве используются такие натуральные материалы, как древесина, панцири черепах, орехи и т. п. Поскольку деревья Африки отличаются высокими характеристиками, то продукт получается не только хорошо звучащим, но и износостойким.
Если вы не против более современных моделей, возможно, вас заинтересует такой вид, как сансула. Ее изобрел музыкант П. Хокема. Он создал ее, видоизменив калимбу, то есть расположив язычки на барабане. Инструмент выпускается в Гамбурге фирмой Hokema.
Вместе веселее!
— Расскажите, пожалуйста, в чем особенности ученического, детского оркестра? Как он создавался, каков его состав?
— Наш духовой оркестр был организован три года назад, тогда в нем было всего десять человек. Сейчас нас около тридцати. За это короткое время мы завоевали награды районного, городского, областного, всероссийского и даже международного конкурсов! Ученикам ДМШ №10 помогают, особенно во время важных выступлений, несколько педагогов музыкальной школы и студентов консерватории.
Основу, конечно, составляют медные духовые, им помогают ударные инструменты – в оркестре четыре музыканта-ударника, тоже ученики ДМШ. Есть большой барабан, ударная установка, перкуссионные инструменты (тарелки, колокольчик, треугольник…). Помогают украсить звучание и деревянные духовые.
— Юные музыканты оркестра довольно много работают, несколько раз в неделю собираются на репетиции. Чем же интересны детям именно такие занятия, ведь, помимо этого, у всех есть индивидуальные уроки на инструменте?
— Детям в оркестре интересно! Это и общение, и чувство единой команды. У них свои, иногда довольно сложные, взаимоотношения, многие стали настоящими друзьями. После занятий – то в футбол играют во дворе школы, то просто провожают друг друга, иногда очень долго, в общем, расставаться не торопятся. Мы вместе отмечаем праздники, у нас регулярно бывают чаепития.
Кстати, в оркестре играет несколько братьев и сестер, есть даже четверо музыкантов из одной семьи – значит, увлечение старших оказалось заразительным.
Препаки стимулируют продажи — как по промо, так и без
Ритейлеры давно заметили интересный феномен покупательского восприятия: если товар выложен на препаке, он продается лучше — даже если на него не действует промо, чем товар с обычной полки. Почему? Препак создает у покупателя ощущение красиво оформленной промовитрины и стимулирует к покупкам.
С другой стороны, полупаллета с препаком — удобный инструмент для проведения промоакций. Что можно часто видеть в супермаркетах?
Для организации временного промо в центр зала размещается паллета, на нее устанавливаются коробки, конструкция обматывается декоративным материалом и сверху выкладывается акционный товар. У персонала это отнимает много времени, а внешний вид подчас оставляет желать лучшего.
Полупаллета с препаком — это уже готовая промо зона: достаточно поставить ее в нужное место, распаковать и повесить акционный ценник. И уже не нужно приглашать мерчандайзера, который организует промовыкладку.
Язычковые
А можно ли еще как-то извлекать звук? Можно. Если один конец пластинки из дерева или металла закрепить, а второй оставить свободным и заставить колебаться, то получим простейший язычок — основу язычковых инструментов. Если язычок один, получим варган. К язычковым относятся гармони, баяны, аккордеоны и их миниатюрная модель — губная гармоника.
губная гармоника
На баяне и аккордеоне можно увидеть клавиши, поэтому они считаются и клавишными, и язычковыми. Язычковыми являются и некоторые духовые: например, в уже знакомых нам кларнете и фаготе язычок спрятан внутри трубы. Поэтому разделение инструментов на эти типы условно: существует много инструментов смешанного типа.
В 20 веке дружное музыкальное семейство пополнилось еще одной большой семьей: электронными инструментами. Звук в них создается искусственно при помощи электронных схем, а первым образцом был легендарный терменвокс, созданный еще в 1919 году. Электронные синтезаторы могут имитировать звучание любого инструмента и даже… играть сами. Если, конечно, кто-то составит программу.
терменвокс
Разделение инструментов на эти группы — всего лишь один из способов классификации. Существует и много других: например, китайцы объединяли инструменты в зависимости от материала, из которого они были изготовлены: деревянные, металлические, шелковые и даже каменные… Способы классификации не так важны. Гораздо важнее уметь распознавать инструменты и по внешнему виду, и по звуку. Этому мы и будем учиться.
← Ритмика для детейМузыкальное воспитание детей →
Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?
Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.
Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.
Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.
Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?
Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, , что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга
Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже. Позже похожие результаты и другие ученые
Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.
Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет. Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.
Работа с полупаллетами снижает стоимость мерчандайзинга и загрузку персонала
Любой производитель знает, что недостаточно произвести товар и зайти с ним в сети, — полку с выкладкой нужно обслуживать, в частности, оплачивая услуги мерчандайзеров.
Для ритейлеров выкладка — тоже трудозатратный процесс: как только товар на полке заканчивается, он перестает продаваться, поэтому полки нужно пополнять непрерывно.
Пока сотрудники занимаются перекладыванием товара из коробок на стеллажи, покупатели уходят к конкурентам. Все, кто бывал в супермаркете знают, как досадно увидеть около нужного стеллажа сотрудника на четвереньках, который долго и усердно выкладывает товары из коробок.
Даже в супермаркетах, где вместо нижних полок на полу стоят паллеты, товары на них выкладываются вручную. Это «съедает» массу времени персонала и, разумеется, снижает эффективность работы.
Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться
Значит ли это, что волна интереса к «эффекту Моцарта» не принесла ничего хорошего? Вовсе нет. Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считали классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии. Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям хотя бы начатки музыкального образования. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается.
Многие ученые считают, что занятия музыкой (сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения) помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий.
В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков. Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях.
Как выбрать?
Как и любой инструмент калимба имеет различные характеристики.
Чтобы сделать выбор в пользу того или иного инструмента, послушайте калимбы, настроенные в разной тональности.
Уделите внимание проверке качества инструмента. Не качаются ли язычки, устраивает ли вас его громкость звучания, отсутствуют ли шумы
Если они есть, значит, лепестки плохо закреплены и неправильно передают вибрации корпусу.
Спектр цветов включает оттенки разных видов древесины. Корпус обработан морилкой, поверхность должна быть хорошо обработанной, гладкой и приятной. Порода дерева не имеет особого значения, поэтому на этот параметр можно не обращать внимания. Сегодня появились и более бюджетные модели с акриловыми резонаторами.
Чем больше язычков у калимбы, тем разнообразнее она может звучать. Но для новичков, которые только делают первые шаги в обучении, слишком большой диапазон может усложнить задачу. Модель с 9-17 язычками подойдет как нельзя лучше. Всего на стандартных калимбах их до 30, но есть и другие, где их еще больше. Хроматические калимбы могут воспроизводить ноты со всеми тонами.
Для сцены больше подойдет разновидность со встроенным звукоснимателем. Их можно подключить к звукоусилителю, чтобы получить электроакустический вариант. Также подключение обогатит звучание калимбы эффектами, например, эхом или реверберацией.