Первый раз в первый класс
Допустим, ребенок пошел в первый класс. И такая демонстрация «малышового» поведения, вероятнее всего, неосознанная просьба о помощи именно в условиях школы
Ребенок адаптируется к новым требованиям, и важно помочь ему гармонично освоить эту социальную роль. Как мы можем помочь? Разговаривайте с крохой о важных для него моментах, проговаривайте, как он может поступить в той или иной волнующей ситуации в школе, подбадривайте и чаще хвалите! Первый класс для деток — колоссальная ответственность, им нужно приспособиться к новым условиям, а родители начинают давить на детей с уроками, ругать, если что-то сделано не так
Важно повышать самооценку ребенка через достижения в учебе, кружках, секциях.
«Когда сын пошел в школу, — пишет мама 7-летнего Арсения, — из нормального развитого ребенка он порой превращался в ляльку: шепелявил, специально сокращал слова. Мог лечь на диван и трясти ногами как 6-месячный малыш, чтобы его одели. Все, конечно, в шутку, тем не менее это раздражало. Иногда я подыгрывала ему, говорила, мол, раз ты снова стал малышом – давай наденем подгузник, возьмем соску и т.д. Обычно после такого шуточного разговора ребенок успокаивался.»
Получено 3 совета – консультации от психологов, на вопрос: Не хочу взрослеть
Бирюкова Анастасия Евгеньевна
Психолог Санкт-Петербург
Был на сайте: Сегодня
Ответов на сайте: Проводит тренингов: Публикаций:
Показать контакты
Отправить вопрос бесплатно
Ника, добрый день.
В 22 года это точно не проблема, и нет оснований беспокоиться если ваши одноклассницы уже вовсю воспитывают детей, а вы их не хотите. Материнство в 22 года не является признаком взрослости. Достаточно часто наличие детей в таком раннем возрасте не осознанное решение, а всего лишь следствие представлений о том что так надо или желанием быть на кого-то похожей. Это не достижение, а возможность или вероятность, основанная на естественных физиологических процессах.
Ваши слова «должна строить жизнь» даже звучат немного угрожающе. Будто надо срочно брать схемы, чертежи, мастерки и лопаты и приступать к строительству чего-то грандиозного. По сути вы уже строите жизнь, принимая решение чего вы хотите или не хотите. Именно умение делать выбор является признаком психологического взросления.
Однако вы пишите, что выбор вам пока дается с трудом — «я даже не знаю, что съесть на завтрак», и само понимание этого уже очень важно. Ведь подобные затруднения испытывают чаще люди, которым не давали возможности принимать и реализовывать самостоятельные решения
Они жили в плотном графике, составленном кем-то другим, стремились к целям не всегда понятным им самим и определяемым старшими людьми — родителями, тренерами, учителями…
Таким образом просто не формируется навык распоряжаться собой и своими ресурсами: временем, деньгами, силами… а следовательно заботиться о себе. Сейчас просто пришло время это попробовать и чему-то научиться.
Остается непонятным ваше выражение «взрослеть все равно не хочется». Ведь только вы вкладываете в эти слова свой смысл. Как вы видите сейчас свою жизнь без взросления? Вы в данный момент рассматриваете это как недостаток, а если принять версию что это достоинство, за которое люди готовы платить и которое можно развивать и совершенствовать…
Есть смысл поразмышлять об этом.
Вы живете в большом городе, где много возможностей и казалось бы несерьезных профессий за которые платят деньги, а вы смогли бы там продолжать быть ребенком и одновременно обеспечивать свою жизнь.
Возможно вам хотелось бы побольше радости и беспечности, и тогда это вполне может стать выбором направления деятельности. К примеру пойти работать в компанию по организации праздников или нечто похожее.
Либо вы видите детскость в том чтобы общаться с детьми или подростками, и тогда это могут быть места работы связанные с детским и подростковым досугом.
А возможно в вашем представлении детскостью является подвижность, и тогда ваши спортивные навыки вполне помогут найти такое место, где веселый подвижный человек очень ценен.
В нашем чрезмерно серьезном мире и печальном городе вы можете стать незаменимым специалистом, получать от этого удовольствие и средства для жизни. А когда ваши потребности изменятся ничто вам не мешает изменить направление деятельности.
Учитесь слышать и понимать себя, не опираться в своих решениях на то как надо или принято, и уж тем более на то что делают другие.
Кроме этого примите тот неоспоримый факт, что формирование коры нашего головного мозга завершается только приблизительно к 25ти годам, а это означает что вы еще в самом деле не можете быть полностью взрослой, некоторые ваши реакции (и реакции большинства ваших сверстников) еще вполне могут быть незрелыми подростковыми способами оценки ситуации и принятия решений. Не судите себя за это, и учитесь жить. Времени еще достаточно.
К примеру во многих странах принято молодым людям этого возраста отправляться в другие страны волонтерами или временными (сезонными) работниками. Это позволяет обретать новые профессии, жить не беспокоясь о «хлебе и крове», осваивать коммуникативные навыки, пробовать себя и расширять кругозор. Похоже вы сама не допускаете такую мысль, а на самом деле подобные возможности существуют повсеместно.
Жизнь невероятно интересна, а детскость характера — это стремление познавать и удивляться, жить энергично и интересно, что вполне может стать вашим преимуществом.
Желаю вам ясности мыслей и чувств, гармонии с собой и взаимопонимания с окружающими.
Ваш Психолог, Гештальт терапевт. Консультации в Петербурге и Skype
Почему я не хочу взрослеть? (2 ответа)
Хороший ответ2Плохой ответ
Эгоизм обыкновенный
Еще одна типичная история из жизни. Парень и девушка рано поженились, обзавелись детьми. Муж работает на низкооплачиваемой работе, жена вовсе сидит дома. А детей, на минуточку, трое. На вопрос о том, почему супруга не работает, как живут на столь маленькую зарплату, следует ответ, что родители помогают. Куда им еще вкладываться, кроме как не во внуков.
Казалось бы, взрослые люди с детьми. А не повзрослевшие. Ибо перекладывают свои обязанности на плечи уже немолодых родителей. Вместо того чтобы помогать им.
Еще каких-то 20 лет назад дети помогали пожилым родителям, но никак не наоборот. Сегодняшнее молодое поколение сидит на шее у мамы с папой. И считается, что это норма. Мама с папой и на внуков денежку дадут, и деткам что-то купят. Запросы растут, и вот уже мама с папой квартирой должны обеспечить, машиной и прочими благами.
Назревает вопрос: когда не станет родителей, много ли сможет дать тот взрослый ребенок собственным детям? Едва ли, если только не продаст квартиру, доставшуюся от родителей.
Черты эмоциональной незрелости
Для высокоорганизованного общества характерно продление периода взросления граждан. Последний российский закон официально считает молодежью людей до 35 лет. Нередко биологический возраст не соответствует уровню проявляемой ответственности, и тогда встает проблема: как исправить эмоциональную незрелость взрослого человека и синхронизировать ее?
Для полноправного члена общества есть признаки поведения в социуме, отсутствие которых сигнализирует о том, что в теле взрослого живет дурно воспитанный ребенок. Эмоциональная незрелость проявляется, если:
- Человек считает, что происходящие с ним неудачи зависят от злой воли обстоятельств или происков недоброжелателей. Личная ответственность за совершенные поступки полностью отрицается, собственные недоработки игнорируются.
- Он испытывает бесконечную жалость к себе и холоден к чувствам других. Человек не способен к сопереживанию, не может поставить себя на место других и не чувствует обязательств перед остальными членами общества.
- Переживания других для него малозначимы. Человек спокойно манипулируют окружающими для решения собственных задач без оглядки на эмоциональную реакцию ближних. К чувствам других он относится предельно равнодушно.
- Еще один признак эмоциональной незрелости — любовь к крайностям. В работе он трудоголик, в любви — ревнивец, в религии — нетерпимый фанатик и мученик.
- Человек с большим трудом идет на компромисс, искренне не понимая, что может быть неправ или существует другая точка зрения. Соглашаясь, он чувствует, что оказывает великое благодеяние или проявляет недопустимую слабость, поэтому делает это в исключительных случаях. Чаще он не принимает поражения и старается победить любым способом.
- Свои желания и цели для него приоритетны. Для их выполнения он готов приложить непропорциональные результатам усилия, без пощады для себя, а тем более для вовлеченных лиц. Если ему уступают, то усилия наращиваются уже с целью демонстрации собственной значимости и превосходства во всем.
- Человек обладает повышенной амбициозностью и стремится всегда и во всем быть первым. Реакцией на внезапное поражение может стать выходящая за пределы нормы истерика, сходная с валянием на полу двухлетнего ребенка. Лозунгом поведения становится «что хочу, то мое любой ценой».
- Человек обладает повышенной неуверенностью в себе и компенсирует это агрессией. Одноразовый выигрыш требует постоянного подтверждения, и подобное поведение становится нормой, в ущерб окружающим.
- Человек не может планировать долговременную деятельность для достижения поставленной цели. Он может быть мечтательными и деятельными короткое время, но длительные волевые усилия для него нехарактерны.
- Для него обычной реакцией на жизненные сложности является стремление уйти от ответственности в виртуальный мир. Для них выходом часто служит алкоголизм, наркотики, азартные игры, уход в сектантские движения и прочие средства самооправдания.
Перечисленные признаки сложно встретить у одного человека в полном наборе, чаще они представлены комбинацией одной-двух и выражены не явно. Педагогические приемы коррекции поведения для взрослого человека малоэффективны, они работают в период становления личности, поэтому в этом возрасте работоспособны только самоанализ и самовоспитание.
Формула Смирнова
Взаимосвязь интенсивности переживаний и их полярности отражены в постулате о том, что эмоция – это разность между необходимым и полученным объемом обрабатываемой мозгом информации. Эта формула носит имя Смирнова и гласит, что эмоции становятся отрицательными при дефиците поступающей информации и положительными при ее избытке.
Убедительной иллюстрацией служит пример потребности удовлетворения голода. Человек, проголодавшись, разыскивает запасенный заранее провиант. При нахождении нетронутой порции переживания нейтральны, потоки информации равны. Если пища не обнаружена — эмоции отрицательны, их интенсивность пропорциональна доли утраченного, если внезапно еды стало больше — оценка происходящего меняется на положительную.
Вывод пригоден для управления эмоциями и формулируется следующим образом: положительные ощущения психики возникают при получении приятной информации и усиливаются при увеличении ее объема, отрицательные формируются при ее дефиците.
Физиологические механизмы
Мозг контролирует поведенческие моторные реакции организма, эмоциональную составляющую обеспечивает деятельность его участка под названием миндалевидное тело.
Выработка гормонов и медиаторов запрограммирована на уровне генов, волевое вмешательство крайне ограничено. Если запущены механизмы миндалевидного тела, то наступившая базовая реакция мозга доминирует в любой ситуации, даже при отсутствии угроз или поощрений, и режим успокоения наступает не скоро. Зная эти нюансы, можно воздействовать на указанные виды эмоций и выработать навыки управления их интенсивностью. Следовательно, методы воздействия должны подбираться заранее, с учетом существующих возможностей, тем более что большинство эмоциональных процессов необходимы для жизнедеятельности организма.
«Ты уже большой!»
«Не пойму, что происходит, — делится бабушка 6-летнего Паши, — ребенок в последнее время странно себя ведет, как будто вернулся в возраст 3 лет. Не хочет одеваться сам, просит помочь надеть куртку, ботинки. Цепляется за меня, как малыш, требует все время внимания, говорит сокращенными фразами, например, «горя-горя» вместо горячо. И так постоянно! Мы его разносторонне развиваем – он ходит на секции, занимается английским, подготовкой к школе, — всегда при деле. И откуда тогда такое странное поведение?»
Если такое инфантильное поведение начинается у ребенка в привычных условиях и не связано с адаптацией — например, в старшей группе детского сада, то здесь дело чаще всего в повышении требований к нему. Детсадовец вдруг осознает, что он уже не малыш, что надо учиться писать и читать, что у него появились определенные обязанности, которые нужно выполнять. И демонстрация младенческого поведения — это попытка уйти от ответственности
Чтобы помочь крохе, важно создавать ситуации успеха. А это значит, что его надо чаще хвалить и подбадривать
Прочитал слоги — молодец, умница! Важный момент: хвалить детишек нужно за усилия в достижении результата и за победу над собой! Например, не хотел — но сделал, не получалось — но проявил старание и результат стал лучше! Не бойтесь переборщить – похвалы много не бывает!
Особенности переживаний
Отличительная черта эмоций — это способность к возникновению их в виде идей о воображаемых событиях. Можно испортить настроение, только представив грядущую или воображаемую неприятность.
Другая особенность — коммуникативная, делает возможным обмен переживаниями между людьми, их группами и даже с животными. Эмоциональный опыт может накапливаться и передаваться в процессе наблюдения за произведениями искусства, прослушивания музыкальных произведений и сопереживания атлетам на спортивных соревнованиях.
Эмоции валентны, то есть со знаком плюс — положительные, со знаком минус — отрицательные. Полярность эта несимметричная, и обозначений для неприятных эмоций значительно больше, чем для хороших. Из четырех основных (радость, грусть/печаль, страх/ужас и гнев) — три с негативом.
Продолжительность их тоже неравномерна не в пользу положительных: по наблюдениям, продолжительность печали — рекордсмен.
Эмоции различаются по силе и, соответственно, по физиологической реакции организма. В зависимости от интенсивности их подразделяют на стенические (сильные — мобилизующие усилия на активные противодействия или созидающие поступки) и астенические (бессильные) — парализующие деятельность, деструктивные. Сила эмоций зависит не только от деятельности мозга. Функциональные дефекты вегетативной и центральной нервной системы могут влиять на этот показатель. Например, при повреждении шейных сегментов позвоночника зафиксировано тотальное понижение эмоционального фона.
Проявление эмоций
Есть несколько путей улучшения качества жизни в эмоциональной сфере, и они изложены ниже.
Но прежде следует понять, что проявление чувств и их сущность могут различаться. Различают вербальный способ их обозначения, невербальный и ситуативные действия или поступки. Применение их обусловлено врожденными особенностями характера, культурными традициями и гендерными различиями.
Например, мужчина выражает симпатию противоположному полу поступками, подарками, но может казаться черствым и сухим молчуном, для женщин важно именно словесное подтверждение чувств. Невербальное проявление эмоций сложно в реализации, оно более надежно и искренне, но требует расшифровки и понимания
Отмахнувшись от незначительного презентика, можно серьезно задеть чувства дарителя, для которого подарок может представлять огромную ценность.
Вербально проявлять эмоции проще и понятнее, но велика вероятность фальсификации. Частое устное заверение преданности девальвируется, существует пример, изложенный в восточной пословице: «Ты сказал — я поверил, ты повторил — я усомнился, ты еще раз произнес — я перестал верить».
Проявление чувств через поступки, как правило, относится к неконтролируемым, или к неосознанно провокативным. Оно носит картинный, демонстрационный характер. Если это искреннее выражение недовольства, то, как правило, оно непродуктивно, потому что адресат послания за внешним эффектом не в силах понять внутреннего содержания этого эмоционального взрыва.
В цивилизованном обществе принято использовать возможности вербального способа выражения чувств. Рекомендации предлагают начать с анализа собственных эмоций и причин, их вызывающих. Далее следует отметить реакцию окружающих на их проявления и научиться выражать чувства так, чтобы не обидеть других и не нанести ущерб собственной психике сдерживанием естественных реакций организма. Конфликты происходят из-за недопонимания собеседников, и продуктивнее всего решать их словами.
При выражении чувства действиями снимается собственное напряжение, но увеличивается тревожность партнера по диалогу. Невербальные способы применимы только в общении с близкими и дорогими людьми, с которыми налажена устойчивая эмоциональная связь. Для самоанализа применяются опробованные методы контроля за внутренним состоянием психики.
Вредные советы для взрослых
Не хотите взрослеть? И не надо. Быть ребенком куда веселее. Советы, данные здесь, носят чисто юмористический характер. Просьба не обижаться, всерьез не воспринимать.
-
Пока идете на работу, смело прыгайте по лужам.
-
В своем кабинете кричите как можно громче, катайтесь на стуле и приставайте к коллегам с разговорами.
-
Если начальник сделал замечание, покажите ему язык.
-
Сердце начальника не выдержало и он попросил написать заявление об увольнении? Покажите ему фигу и поясните, что он не имеет права вас выгонять.
-
Ничего не помогает и вывели из офиса? Покажите всем язык и расскажите, какие они редиски.
-
Если ребенок просит помочь с уроками, не тратьте его время и нервы. Выкиньте тетради и учебники в окно. Предложите чаду забить на занятия и пойти тусоваться.
-
Ребенок не оценил предложение? Пусть сам идет за учебниками. Отправляйтесь на кухню котлеты жарить.
-
Во время жарки подкиньте котлеты над сковородкой. Попробуйте поймать.
-
Не вышло и ужин достался псу? Это не проблема, подпрыгивая на одной ножке и громко распевая, скачите в магазин.
Инфантилизм, имеющий органическое происхождение
Эмоциональная незрелость у подростка может быть вызвана травмирующими факторами на ранних стадиях развития организма, вплоть до внутриутробного. Эти состояния психики изучаются и корректируются врачами и относятся к патологиям, которые характеризуются нарушениями поведенческих реакций без признаков понижения умственных способностей. Эмоциональное взросление замедляется по темпу или останавливается в развитии на подростковом уровне.
Различают 4 вида аномалий:
- Заторможенное развитие в условиях отсутствия родительского воспитания или применения аномальной педагогики.
- Органические дефекты головного мозга, внешне проявляющиеся в видимых замедлениях мыслительных процессов, поверхностностью переживаний и заметной эмоционально-волевой незрелостью.
- Проявление патологий характера в виде эгоизма, лживости, конфликтности, любовь к эксцессам и провокационным поступкам.
- При нормальном уровне интеллекта отсутствует терпение при выполнении обучающих занятий, интересны только игры и развлечения, при необходимости адаптации возникают расстройства невротического типа.
Эмоциональная незрелость детей и подростков подобного сценария онтогенеза корректируется строго под наблюдением психологов соответствующей квалификации, так как прогнозы положительные, но требует усилий родителей и врачей.
Младший брат
«Не знаю, что делать! – пишет мама 4-летней Вики. — Когда родился братик, у дочки проявилась скрытая ревность. Она просится на пеленальный стол, где лежит братик, чтобы ей тоже «поагукали», хочет снова спать в люльке, а самое неприятное, — начала писаться, хотя давно ходит на горшок. Брата любит, целует, дает соску, помогает купать.»
Часто дети начинают вести себя так, если в семье появился младший ребенок
В этом случае причины кроются в борьбе за внимание родителей: «Я снова стану грудным, и мама будет заниматься со мной больше!». В этот период не стоит активно привлекать старшего ребенка к заботе о младшем, тем более если вы видите изменения в его эмоциональном состоянии
Однако если помогает сам, то не препятствуйте, пусть почувствует свою нужность и взрослость
В этот период не стоит активно привлекать старшего ребенка к заботе о младшем, тем более если вы видите изменения в его эмоциональном состоянии. Однако если помогает сам, то не препятствуйте, пусть почувствует свою нужность и взрослость.
Как же помочь крохе освоиться в новой для него роли? Совет банальный, но именно он дает результат — проводить со старшим ребенком больше времени! Попробуйте делегировать какие-то обязанности по уходу за младенцем папе / бабушке, а освободившее время посвящать только старшему ребенку! Ведь главная причина любого изменения поведения ребенка — нехватка времени, проведенного с мамой. Таким поведением ваш подросший малыш просит вашего внимания!
Как лучше проводить время со старшим ребенком – так, как хочет он! Не пытайтесь занять свободное время чем-то «полезным». Если он хочет, чтобы его воспринимали как малыша– подыграйте, покачайте его как маленького. Скорее всего, это быстро ему наскучит, и тогда вы сможете заняться чем-то интересным. Просто почитайте или погуляйте на улице. Если ребенок любит настольные или какие-то другие игры –старайтесь играть с ним хотя бы полчаса-час в день, не отвлекаясь ни на какие дела. Можно ввести какой-то «ритуал» — например, вечером гулять только вдвоем со старшим ребенком.
Именно такого общения один на один с мамой часто не хватает детям
Часто нам кажется, будто мы и так целый день проводим с детьми и удивляемся, какое им еще нужно внимание! К сожалению, такое внимание не всегда может удовлетворить все потребности ребенка. Да, он вроде бы и весь день рядом, но вы при этом занимаетесь параллельно своими делами – готовите, разговариваете по телефону
И это правильно, ребенку и не нужна ваша круглосуточная опека, но полчаса в день только для него – это очень ценно. Такое совместное время может помочь в решении многих поведенческих проблем.
Юлия Лебедева, педагог; консультант:Татьяна Шило, детский психолог
Готов ли ваш ребенок к школе?
Ваш ребенок растет и приближается к школе. Многие родители задумываются, готов ли ребенок выдержать первый вступительный экзамен. Оцените уровень развития своего ребенка с помощью теста.
Пройти тест