* * *
И несть им числа.
У меня постепенно возникает странное ощущение: современные родители в моем городе (я не могу судить о других местах, и весьма обоснованно предполагаю, что в депрессивном рабочем поселке под Архангельском дела, возможно, обстоят совсем иначе) не доверяют своим детям. Им кажется, что если их хотя бы частично предоставить самим себе, дать им свободу в организации занятий и досуга, то немедленно случится что-то неопределенно ужасное. Дети массово покинут нормальное социальное поле и куда-то «уйдут». Что-то такое из «Гадких лебедей» братьев Стругацких. И чтобы этого не случилось, в детей надо «вкладываться», детей надо много и практически непрерывно «развивать», «занимать» и, конечно, «контролировать». Иногда встречаются дети, подростки, которые уже сами переняли эту парадигму — они устали, не получают от своих многочисленных занятий никакого удовольствия, чешутся или страдают иной психосоматикой, но транслируют родительское: «ни минуты свободной, какое там “погулять с приятелями”! Я же хочу поступить в… И чтобы завтра занять приличное место в жизни, я сегодня должен, вы же понимаете…» Мне кажется, они тоже боятся и тоже не доверяют — ни миру, ни самим себе.
По сравнению с сегодняшним днем мое детство было весьма бедным занятиями и развлечениями. Но нам однозначно доверяли — мы лет с пяти уходили «во двор», а потом должны были как-то сами выбрать себе кружки по интересам и сами туда добираться. Мы сами ходили в кино, сами готовили уроки и сами исправляли свои двойки. У нас было много досуга, и мы его сами, по своему выбору, заполняли — играми, чтением, разговорами, ничегонеделаньем. Родители, конечно, учили нас жить (бессмертное «А не будешь хорошо учиться, станешь дворником!»), но в целом предполагалось, что их основная задача — накормить, одеть, оплатить кружки, если они платные (большинство было бесплатных, надо признать), отвести в школу, в идеале — в музей, в театр, а дальше мы сами как-нибудь сориентируемся в соответствии со своими запросами и интересами. Они явно не слишком боялись за наш грядущий жизненный путь и считали нас не глупее, а зачастую — умнее себя.
Почему сейчас все иначе? Или мне все-таки мерещится?
ФОТО Антона Леонова
Швеция и Япония: во что и с кем играть, решают дети
В Швеции родители редко беспокоятся, «правильно» ли играют их дети. Микаэла с удовольствием вспоминает, как в детстве проводила время со старшим братом. Ей было семь лет, ему восемь, и после уроков они были предоставлены самим себе, пока родители не придут с работы. «Нам было так весело вдвоем! Мы постоянно что-то придумывали, качались на качелях, лазали по деревьям и просто валяли дурака», — с улыбкой рассказывает она.
Хотя у них было много друзей, брат изо дня в день оставался для Микаэлы главным товарищем по играм. Конечно, они не всегда ладили, но им приходилось мириться и искать компромиссы, чтобы продолжать общаться. «Я училась видеть ситуацию целиком и думать о последствиях», — вспоминает Микаэла. Когда день ребенка расписан по минутам, то, даже если он с кем-то поссорится, дискомфорт продлится ровно до конца занятия, а потом ему нужно будет ехать куда-нибудь еще. Он просто не успеет в полной мере ощутить, как его слова или действия повлияли на взаимоотношения.
Когда Наоко с мужем и двумя сыновьями приехали в Штаты, они не сразу разобрались в некоторых нюансах американского воспитания. Наоко поначалу совершала немало ошибок. Например, договорилась с подругой, что та приведет своего ребенка поиграть к ним домой, а потом пригласила и других детей. Увидев, что подруга расстроилась, Наоко поняла: так здесь не принято.
В Японии дети школьного возраста сами решают, с кем и где им играть. Ребята могут собраться у кого-нибудь дома, потом пойти в гости или отправиться в парк. Родители не пытаются их развлекать и не придумывают, чем бы им заняться. Дети строят палатки из коробок, отправляются в «экспедицию», бегают друг за другом, изобретают продвинутую версию игры «камень-ножницы-бумага» или просто слоняются по окрестностям. И мамы не напоминают: «Уже пять часов, пора собираться, скоро за тобой приедет папа!». Дети сами следят за временем и знают, во сколько им нужно выйти, чтобы не опоздать.
Ошибка 2. Ребенка лишают инициативы
Некоторые взрослые уверены, что знают, чего хотят их дети, и навязывают им определенные игры, книги, деятельность. Простое ничегонеделание воспринимается родителями как крайне вредное для детей занятие. В результате ребенок растет безынициативным. Он не умеет играть сам, находить себе занятие, осуществлять выбор. Таким ребенком постоянно нужно руководить, направлять его и развлекать. Не стоит объяснять перспективы такого развития.
Предоставляйте детям свободу выбора для игр и исследований, будьте готовы принять детскую инициативу и предложения. Не навязывайте виды деятельности, а грамотно предлагайте.
Ошибка 6. Играть с ребенком, когда совсем не хочется
Несомненно, родители устают в течение дня. Хочется заняться любимым делом, зайти в соцсети и просто отдохнуть на диване. Но приходится играть с детьми. Мало кто с уверенностью скажет, что он любит играть с детьми. Но когда мы играем с неохотой, то раздражение и нежелание тут же передается детям. Игра теряет смысл.
Если игра с ребенком в тягость – не играйте. Лучше не делать что-то вообще, чем показывать свое нежелание. Просто будьте рядом с ребенком, занимаясь своими делами. Если ребенок играет на ковре, то сядьте недалеко с книгой. Занимайтесь совместным творчеством, предлагая ребенку помочь вам в простых манипуляциях.
Дорогие родители! Не забывайте о том, что вы являетесь примером для своего ребенка. Покажите детям все возможности правильного и полезного времяпрепровождения и дайте им самим сделать выбор в пользу того, что им интересно.
Светлана Садова
Какой досуг подойдет вашему ребенку?
Во время каникул родители часто задумываются, чем занять ребенка, чтобы провести время с пользой. Я – Родитель предлагает ответить на наши вопросы и выяснить, какой досуг подойдет вашему малышу.
Пройти тест
Почему это происходит
Ребёнок, перегруженный всевозможными секциями и кружками, как правило, реализует не свои, а родительские амбиции. Не сумевшие добиться больших жизненных высот мамы и папы нередко пытаются реализоваться в детях, с ранних лет форсируя их развитие: пытаются с малых лет навязать им посещение огромного количества всевозможных секций и кружков, не заботясь о желаниях ребёнка.
Есть, конечно, и другие причины. Некоторые родители стремятся к тому, чтобы их ребёнок был постоянно занят, боясь, что он будет посвящать всё своё внешкольное время компьютерным играм, и в результате не поступит в какие-то значимые университеты и институты, не состоится в жизни.
Желание оградить ребёнка от «негативного влияния улицы» тоже является одной из причин «кружково-секционной» перегруженности.
Кроме того, кому-то кажется, что у современных детей не осталось свободного времени из-за того, что они посвящают значительную часть своего досуга всевозможным интернет-развлечениям. Свободное время у них, конечно, есть, просто проводят они его не так, как представители предыдущих поколений, значительно меньше уделяя внимания всевозможным забавам, потехам и играм на свежем воздухе.
Три стиля воспитания
Существует три основных стиля родительского поведения — авторитетный, авторитарный и попустительский. И родители-«тигры», и «газонокосильщики», и «снегоочистители», и «вертолеты», и «пузырчатые упаковки» — все они являются авторитарными родителями
Не важно, идет ли речь о гиперопеке или чрезмерном родительском контроле — и то и другое основано на подчинении ребенка
Авторитарные родители уверены в том, что «они знают лучше». Они устанавливают правила, дают оценку происходящему, не предлагают выбора и не ведут переговоров.
Авторитарных родителей, страдающих гиперопекой, также можно назвать контролирующими родителями, поскольку они управляют каждым действием ребенка. Такое управление начинается с того, что родитель, как коршун, кружит над ребенком, следя за тем, чтобы тот не нанес себе никакого вреда. Дальше взрослый начинает вмешиваться в выполнение домашнего задания, в общественную жизнь и, в конце концов, в написание заявления на работу.
Нет, не поймите меня неправильно: опекающие родители — это очень включенные в жизнь ребенка и любящие родители. Однако начиная вмешиваться в жизнь детей, они лишают их возможности учиться на своем опыте и своих ошибках, а ведь это основные навыки, необходимые для адаптации к жизни. Без самостоятельности нет самомотивации — а значит, нет и независимости.
А на другом конце шкалы находится попустительский стиль воспитания. Родители, придерживающиеся такого стиля поведения, так же далеки от гармонии, как и авторитарные, но по другому. Я называю таких бесхребетных родителей «медузами». Они часто избегают конфронтации и придерживаются очень немногих правил. Одни, когда требуется их вмешательство, делают вид, что в упор ничего не видят, другие хотят быть «друзьями» своим детям и потворствуют поведению, которое может привести к неприятностям. Родители-«медузы» не в состоянии привить своему ребенку уважение к авторитетам, научить поведению в обществе, сформировать личностные ценности.
Ошибка 1. Много игрушек, которые выбирают взрослые
Современная индустрия детства предлагает множество игрушек для развития и занятия детей. Магазины нескончаемыми рядами предлагают детям кукол, зверушек, героев мультфильмов, автомобили, гаджеты. Многие родители с восторгом смотрят на красочные прилавки, скупая все, что нравится. И здесь главный парадокс – игрушки нравятся взрослым: куклу, мебель в кукольный дом, гараж для автомобиля, да и сам автомобиль папа выбрал на свой вкус. Все это пакетами отдается детям, чтобы они нашли себе занятие.
В итоге – пресыщение. Ребенок теряется в таком количестве игрушек: не имея времени оценить новое приобретение, он тут же переключается на следующее. В его голове просто не успевает созревать сценарий игры.
Есть и еще одна проблема: игрушки, купленные взрослыми, могут не нравиться детям. Девочка хотела не такую куклу, а мальчик не ту машину. Папа купил «слабого» дракона – его победит любой другой, а мама вообще не разбирается в монстрах. В результате дети не играют с игрушками, а родители возмущаются и упрекают детей за неблагодарность.
Дети хотят больше времени проводить с родителями…
Делаем вывод: за последние 25-30 лет в обществе произошли изменения, которые повлияли на проведение свободного времени детей. В нашу жизнь прочно вошли компьютеры, интернет, социальные сети и сотовые телефоны. Неудивительно, что современные школьники не представляют свою жизнь без всего этого.
Но главное, я поняла, что в семьях существуют определенные традиции, которые передаются от родителей к детям, общие семейные дела.
Но откупиться от детей не получится. Исключив свое непосредственное участие в жизни детей, мы лишаем их жизнь душевности, которую ни за какие деньги не купишь, без которой их мир обеднеет. Помните, как точно подметил Король из сказки «Золушка»: «Никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — благородным».
Наталья Абазовская.
Фото из открытых источников.
Родители-«тигры» — кто они?
Феномен под названием «тигриное родительство», жертвами которого стали Альберт и Винни, коснулся почти каждого из нас. Книга Эми Чуа «Боевой гимн матери-тигрицы» сделала многое, чтобы этот стиль ассоциировался с семьями из Восточной Азии, но дети со всего мира и с различными предпосылками становятся жертвами своих «тигриных» родителей, действующих из лучших побуждений, но навязывающих предельно авторитарный режим.
Для него характерны такие признаки, как излишнее давление, побуждение к действиям, руководство, инструктаж, составление строгих расписаний, постоянный контроль — и для большинства современных родителей это часть их повседневной жизни! Подумайте, много ли среди ваших знакомых есть родителей, которые ведут себя спокойно и сдержанно в отношении детей — без гиперопеки, сверхконтроля и давления? Тех, кто посылает своих детей на очередное занятие или к очередному репетитору без чувства, будто кто то заставляет их делать это? И кто из нас знает хоть одного неперегруженного ребенка?
Уже одно то, что, помимо «тигра», существует огромное количество метафор, описывающих эпидемию агрессивного родительского поведения, говорит о том, что проблема существует. «Родители-вертолеты» вечно нависают над ребенком, в любой момент готовые приземлиться и прийти ему на помощь. «Родители-газонокосильщики» или «снегоочистители» всегда на шаг впереди, убирают перед ребенком все преграды, расчищая ему путь. «Родители — пузырчатые упаковки» всю свою жизнь посвящают тому, чтобы защитить свое чадо от малейшего разочарования. Одна мама рассказывала мне, что все учебники для своего мальчика (два метра ростом) она покупает в двух экземплярах, чтобы ему не приходилось таскать их на себе домой. Что же он будет делать в университете, если до этого его всю жизнь берегли от такого кошмара, как тяжелый рюкзак с книгами?
Пусть сам выберет себе увлечение
Возможно, в дошкольном и младшем школьном возрасте ещё имеет смысл направлять ребёнка по секциям и кружкам, чтобы он приобрёл некоторые важные жизненные навыки (например, научился плавать), а дальше он уже должен сам выбирать то, что ему больше всего интересно в этой жизни, и что он хотел бы изучить более углубленно.
Пусть ребёнок лучше посещает одну-две секции, которые ему по-настоящему нравятся и соответствуют его данным, чем десяток внешкольных занятий, важных с точки зрения родителей, но оставляющих его равнодушным.
Если вы хотите воспитать из своего ребёнка самостоятельную личность, способную принимать решения, вы должны предоставить ему годам к десяти свободу действий в выборе жизненных пристрастий.
Если ребёнок сам выберет то, что ему по-настоящему интересно, то у него и не будет свободного времени на глупости и «негативное влияние улицы». Например, если он всерьёз увлечётся спортом, то мир тренировок, сборов и соревнований просто не оставит ему времени на всё это.
Что для ребенка значит понятие «свободное время»?
Свободное время — это то время, когда человек отдыхает от основного занятия. Взрослый человек отдыхает от работы, а школьники — от учебы. Каждый сам себе организовывает отдых, который ему по вкусу. Кто-то отдыхает лежа перед телевизором. Другой занимается самообразованием. Третий путешествует. Свободное время для человека — это неотъемлемая часть его жизни.
Ребёнок – это всегда дитя своего времени. Все законы его развития всегда тесно связаны с установками и представлениями родителей. В последнее время окружающий мир, а значит и установки родителей, во многом кардинально изменились.
Часто ребенок даже не успевает нормально поесть, не говоря уже о том, чтобы успеть немного отдохнуть. Да, дополнительное образование – это замечательно. Наши дети развиваются и физически, и эстетически, и технически. Но это не должно перегружать ребенка и обязательно соответствовать его интересам и желаниям.
На первый вопрос «Что современные дети 10-11 лет понимают под «свободным временем» были получены следующие ответы:
• Отдых
• Веселье
• Время, которым я распоряжаюсь сам
• Время, которое я могу посвятить своим играм
• Это ничего не делать
• Это когда я могу расслабиться
• Время, когда я могу отдохнуть и заняться чем хочу
• Когда я гуляю с друзьями
• Отдых от учебы – самый популярный ответ
Без игры: печальные последствия
И тем не менее многие родители продолжают бежать впереди паровоза. Учительница третьих классов в нью-йоркской школе для одаренных детей рассказала мне о мальчике, которого мама фактически лишила каникул. Она решила, что сын должен перескочить через класс по математике, и заставляла его заниматься даже летом.
«Ребенок явно нуждался в разгрузке, а не ускорении, — с грустью заметила учительница. — Полноценные летние каникулы — вот что помогло бы ему сосредоточиться на учебе в новом году».
Свободные игры на открытом воздухе — это все, что угодно, только не пустая трата времени. Они готовят ребенка к настоящей жизни. Профессор престижного колледжа поделилась со мной беспокойством по поводу своих студентов: ей все чаще попадаются растерянные молодые люди, которые «не умеют думать». Они столько времени готовились к поступлению в колледж, что полностью забыли о собственных эмоциональных потребностях.
Двадцать лет назад, в самом начале педагогической карьеры, она читала лекции первокурсникам, которые, скажем, многие годы увлекались римской историей и пришли за тем, чтобы узнать еще больше. Сейчас у детей нет на это времени. Их научили получать хорошие оценки, но не проявлять инициативу или любить свой предмет. Внутренняя мотивация, искренний интерес, страсть, оригинальность мышления — к сожалению, ничего подобного у современных студентов нет.
Вместо этого в аудитории сидят неуверенные и несамостоятельные парни и девушки. Да, они получают отличные оценки, но в их глазах нет и проблеска живой мысли. Они привыкли и все время оглядываться на взрослых, которые говорят им, что делать и что чувствовать.
Школьная перемена: как правильно
Учителя в Японии также осознают важность и необходимость самостоятельных игр. Позволяя ребенку самому решать, как потратить свое время, родители и педагоги дают ему понять, что он способен брать на себя такую ответственность
Солнечным осенним утром ученики токийской начальной школы высыпают во двор — перемена! Мальчики постарше тут же хватают мяч и начинают играть в футбол, а девочки пытаются освоить одноколесный велосипед. Другие дети крутят яркие обручи, болтают или гуляют. Звенит звонок, и ученики возвращаются в класс. После обеда их ждет еще полчаса свободы, когда они вернутся во двор.
После последнего урока дети снова идут гулять. В большинстве начальных школ детей пускают на игровую площадку и после занятий, чтобы они больше времени проводили на свежем воздухе. Когда звенит звонок, после которого площадка закрывается, они хватают портфели и идут домой.
В своей книге «Искра» Джон Д. Рейти описал замечательный эксперимент, наглядно продемонстрировавший, как физическая активность положительно влияет на работу мозга. В обычной средней школе города Нейпервилл, штат Иллинойс, ученикам предложили перед самыми сложными предметами заниматься спортом. Руководство внесло соответствующие изменения в расписание.
В результате в 1999 году на международном мониторинговом исследовании качества школьного математического и естественнонаучного образования (TIMSS) среди тридцати девяти стран Нейпервилл занял первое место по естественным наукам и шестое по математике, уступив лишь признанным чемпионам — Сингапуру, Корее, Тайваню, Гонконгу и Японии.
Таким образом, расписание, предусматривающее активный отдых, благотворно влияет на общую продуктивность. Если перемежать интенсивные занятия с интенсивной физической нагрузкой на открытом воздухе, как это делают в Японии, ученики более внимательно слушают учителя в классе. Исследование, опубликованное в журнале Pediatrics, показало, что восьми-девятилетние дети куда лучше вели себя на уроке, если перед этим активно отдыхали не менее пятнадцати минут.
Ученику, который целый урок разбирался в сложностях правописания, тяжело быстро переключиться на математику. Но если дать ему возможность выпустить пар, побегать, пообщаться с друзьями, его мозг будет готов к восприятию новых знаний. В 2013 году Американская академия педиатрии однозначно заявила, что отдых между уроками «является важнейшим фактором развития ребенка и способствует укреплению физического и эмоционального здоровья».
Как показало недавнее исследование журнала Pediatrics, 30% американских детей учатся вообще без перерыва. Их лишают перемен, наказывая за плохое поведение, хотя отдых помог бы им сбросить напряжение. Тревожит и тот факт, что школы, испытывающие проблемы с финансированием, сокращают перерывы между уроками, тем самым перекладывая свои проблемы на плечи детей.
Главное — чтобы не было свободного времени?
— А разве сейчас буквально с пятого класса родители не настраивают ребенка на выбор? Вроде уже с пятого начинаются какие-то метания: «а куда?», «а что?», «а что ему интересно?». Причем многие родители не за шкирку ребенка ведут, а настойчиво спрашивают, стараются учитывать его интересы.
— Там тонкая грань между развитием интереса ребенка, созданием возможности для выбора и тревожностью родителей, которые его пихают везде: давай-давай, тебе надо английский хороший, тебе надо музыку, то-се. И ребенок приходит к одиннадцатому классу с набором недовольств, нелюбовей. Ему надоело то, это, он не знает, что ему интересно.
Более того, обычно у такого ребенка был какой-то интерес живой, он не нравился родителям. Например, футбол. Они не дали ему им заниматься, и у ребенка остался какой-то незакрытый гештальт. Он помнит, что бывает такое что-то, что можно хотеть и этим заниматься с удовольствием. В Москве много озабоченных родителей, которые просто нагружают ребенка кучей всякой деятельности в надежде, что таким образом снизят эффект неопределенности. Непонятно же, что будет — давайте заниматься всем тогда. И бедный ребенок, забитый и замученный, у него нет ресурсов…
Слушайте, там такие расписания мне показывают — там вообще нет свободного времени! Некоторые вообще себе цель ставят такую: главное, чтобы у него не было свободного времени, не дай Бог он сядет и потупит в потолок. Так нельзя. И вот дети ходят и чем-то занимаются, особо не включаясь, чтобы родители отстали.
Они принимают мамину позицию: «Да, мне нравится английский», — сказал и сам заплакал. Таких ситуаций очень много.
Тем не менее, есть, вы правы, родители, которые понимают правильно, что надо учить его самостоятельно выбирать, пробовать. И они спокойно относятся к тому, например, что ребенок пошел, позанимался шахматами с удовольствием, полгода-год, научился чему-то, ну и надоело ему, пропал интерес. Окей, пошел дальше чем-то позанимался.
У взрослых, естественно, возникает страх — надо же где-то добиться каких-то результатов
Но мне кажется, что это верно и важно, но желательно делать в той сфере, которая интересна. Добиваться чего-то в сфере, которая тебе не близка, мне кажется, очень вредно, болезненно
Дети, которых заставляют, сильно травмируются потом.
— Я знаю, что родители очень часто говорят: «Вечно ты все бросаешь».
Как родители учат детей бояться трудностей
— Да-да-да. С другой стороны, такое явление есть — образовательный туризм. Что такое туризм? Это безответственное потребление нового. И дети путешествуют по кружкам, занятиям. Походил, посмотрел. Да, есть такие, которые не углубляются, потому что не умеют, не привыкли прикладывать усилия. Это другая проблема, она более сложная.
Все равно нужно найти что-то, что зацепит. Каким-то образом дело должно увлечь ребенка. И тогда у него появляется и энергия, и усилия, и он будет что-то делать, а пока вот он пробует.
— Вот вопрос пришел в чат: «Как быть с ребенком, который не знает, чем хочет заниматься? Как ему помочь найти себя? Иногда дети соглашаются с родителями, а потом бросают вуз, например, — потому что “не мое”».
— Это действительно последствия не своего выбора могут быть. Хотя, может быть, «не мое» — это реальность. Как можно проверить? «Проба» — святое слово, его нужно запомнить и использовать. Пробное действие отличается от результативного тем, что на входе мы не ожидаем результата. Мы делаем, чтобы попробовать и разобраться. Понимаем, что может не получиться. Потому оно и называется пробное действие, а не результативное.
Попробовал, почувствовал, спросил себя: как мне — нравится, не нравится, продолжу, не продолжу? Это тонкий аккуратный процесс, в котором ребенку нужно больше помогать осознавать его чувства, отношения к делу. Ему может не нравиться не потому, что дело плохое и не его, а потому, что страшно, там незнакомые дети, и ему не совсем что-то подходит. Тогда можно аккуратненько подкрутить — и он пойдет и займется. А можно говорить: «Давай-давай!» — и у него будет наоборот сопротивление, и он не двинется дальше.
Проба может привести к отсутствию результата, к неудачному результату. Попробовал — сказал «нет». Хочешь поступать в вуз по какой-то теме — пойди, эту тему попробуй, пощупай, узнай, что это такое. У нас много людей на пробах, когда погружаются в деятельность, в шоке, что, оказывается, все иначе. Вот, хочу быть стюардессой. Почему? Она летает на самолетах, люблю небо, красота и так далее.
Ошибка 3. Постоянный просмотр телевизора
Современные дети привыкают к телевизору и гаджетам чуть ли не с пеленок. Уже с полутора лет они вполне осознанно смотрят мультфильмы и даже осваивают простейшие компьютерные игры. Малыш, который постоянно наблюдает за жизнью других (мультгероев, ведущих детских передач), становится пассивным в творческой и логической деятельности, так как привык получать готовые ответы и шаблоны действий. Такие дети не могут себя занять, они не способны придумать игру, у них не формируются навыки общения.
Кроме того, напомним, что постоянное нахождение у экранов пагубно сказывается на зрении в частности и здоровье в целом.
Не ставьте в детской комнате телевизор и компьютер: частый просмотр мультфильмов и сидение около компьютера с малых лет – далеко не лучшие варианты для развития ребенка. Помните, что дети от 2 до 5 лет должны смотреть телепередачи не более 30 минут в день, а старше 5 лет – не больше 1 часа.
У многих современных детей практически нет свободного времени — школа, уроки, кружки, секции. И родители, и сами дети часто жалуются на «перегруз»:
«Да когда ему гулять с друзьями? У него четыре раза в неделю музыкальная школа, туда доехать-вернуться, потом мы еще в бассейн ходим (нам ортопед посоветовал), еще два раза репетитор по математике, и один раз он в школе на информатику ходит, это у них как бы факультатив, но всем рекомендовали, ну и дома надо и уроки приготовить, и на фортепиано ведь хоть сколько-то поиграть. Вот и прикиньте… а в выходные мы, конечно, стараемся, чтобы в музей, но он часто отказывается, ложится перед телевизором и просто тупо лежит, даже не смотрит туда, по-моему. А чего в этот зомбоящик смотреть-то, я ему и говорю…»
Я спрашиваю у мальчишки, как ему музыкальная школа. Он говорит: первый год нравилась, потом надоело. Сейчас — никакой радости. Может, бросить? Заняться чем-нибудь другим, интересным? В глазах матери — тревога: ну как же, пять лет, хорошо бы диплом. А сколько еще осталось? Четыре года. В глазах мальчишки — тоска.
Учите ребёнка выделять временные приоритеты
Безусловно, ребёнку нужен определённый режим дня, позволяющий ему эффективно функционировать в рамках ежедневной семейно-образовательной системы. Но он не должен быть слишком строгим и соблюдаться с точностью до минуты, иначе вся жизни превратится в бесконечный «день сурка». Иногда очень полезно отойти от привычного режима хотя бы на несколько дней, чтобы потом вернуться в него с новыми силами.
Гораздо важнее чёткого соблюдения распорядка дня научить ребёнка выделять приоритеты и грамотно распределять своё время, чтобы и эффективно поработать, и эффективно отдохнуть.
Учите его сначала делать все важные дела, намеченные заранее или появившиеся в течение дня, и только потом переходить к менее значимым занятиям, но при этом не пытаться объять необъятное, и всегда оставлять время для отдыха и приятных пауз расслабления.
Умение грамотно и самостоятельно распределять своё время поможет вашему ребёнку в будущем добиться успеха во многих значимых профессиях.
Алексей Кормушкин
Как подобрать кружки и секции для ребёнка?
Чтобы прекратить метания родителей и сделать правильный выбор, мы предлагаем пройти простой тест, который покажет, к какому виду деятельности предрасположен ваш ребенок.
Пройти тест