Как сделать ребенка послушным?

Кричит значит любит?

Проблемы в отношениях подростка и его взрослых появляются как раз потому, что они близкие люди и всё их общение связано с эмоциями. При этом намерения у родителей действительно всегда добрые — защитить, подстраховать, научить, обеспечить твоё будущее. То есть если родители не пускают с друзьями в поход с ночёвкой, это означает, что они за тебя волнуются. И жизненный опыт вполне чётко подсказывает им, чего опасаться.

Учись отделять эмоции, считывать намерение и понимать, чего на самом деле хотят близкие тебе взрослые. Не было бы 90% конфликтов, если бы люди знали и держали в голове вот эту формулу:

Повторю: намерение всегда позитивно! А вот действие и значение этого действия для нас могут быть негативными.

Например, ты задержался и не позвонил, потому что телефон разрядился. Из-за этого дома был скандал (действие), и ты тоже разозлился (значение). Но реагировать надо было на намерение: мама боялась, что с тобой случилось что-то плохое, а она не может помочь, ведь даже не знает, где ты.

Чтобы погасить конфликт и избежать его повторения в будущем, стоило сказать так: «Мам, я понимаю, что ты переживала. И тоже тебя люблю. Да, с мобильным получилось глупо. Это больше не повторится, я обязательно буду звонить, в крайнем случае с чьего-нибудь телефона».

То есть вслух проговори позитивное намерение и способ решения проблемы:

Понимаю, что вам это важно, потому что…
Я собираюсь сделать…

С понимания намерения начинается улучшение отношений. Поэтому первым экспериментом будет такой: вспомни недавний любой и неприятный разговор с родителями и подумай, а что они на самом деле пытались сказать? Реагируй не на действие и слова, а на намерение. Если получится, обсуди с ними ту ситуацию, проверь, правильно ли ты понял.

Домашнее задание. Вообще, понимать истинное намерение — меганавык. Его надо отрабатывать. Попробуй привести пять примеров, когда ты или твои знакомые делали нечто, что другие воспринимали негативно, и запиши, какое позитивное намерение могло стоять за этим действием.

Намерение Действие Значение
     

Уважительное отношение к маленькой личности

Родители часто хотят, чтобы ребенок слепо выполнял приказы. Так проще контролировать малыша. Но достигают противоположного эффекта: ребенок капризничает, а со временем отдаляется от родителей

Важно видеть в детях личностей, равных себе

Фото: Pixabay

Нужно объяснять свои требования и запреты, а не просто отвечать «нет». Если взрослые не объясняют свои решения – он не понимает происходящего и продолжает поступать по-своему. Лучше не ссориться, а один раз привести понятные для малыша аргументы.

Не стоит повышать голос на малыша. Согласно исследованиям, если в семье на детей часто кричат – со временем у них развиваются психологические расстройства. Также крик родителей снижает самооценку малыша, вызывает депрессию. Ребенок лучше услышит родителей, если к нему будут обращаться дружелюбно.

Иногда у взрослых не хватает на это терпения. Стоит сделать перерыв и пообщаться лишь после того, как все возьмут себя в руки. При этом можно оставаться строгим родителем. Но спокойный голос и аргументированные ответы малыши воспринимают лучше.

Если ребенок капризничает от скуки – так он показывает, что ему хочется внимания родных. Стоит чаще играть, гулять и разговаривать с малышом, направляя его активность в положительное русло.

Важно уважать личные границы малыша. Потребность отстаивать свои границы естественна для человека любого возраста

У ребенка должно быть личное время, своя территория и право на свое мнение. Часто взрослые раскрывают неловкие тайны ребенка перед другими взрослыми. Это также нарушение личных эмоциональных границ. Такие травмы копятся, превращаясь в серьезную проблему.

Еще несколько рекомендаций

Чтобы ребенок лучше реагировал на отказ родителей, рекомендуется:

Отказывать один раз (говоря «нет», нужно быть спокойным и серьезным; голос должен быть уверенным и твердым, чтобы малыш понял, что родители не изменят решения; выражение лица родителей также должно быть строгим; важно мягко и четко объяснить малышу причину отказа; если он капризничает – стоит поменять подход; нельзя вестись на эмоции ребенка и менять решение; он мгновенно научится манипулировать).
Вместо «нет» говорить «да, но позже» (если малышу часто говорят «нет» — развитие речи замедляется и ухудшается самооценка; лучше ответить «да», в чем-то отказав малышу; например, он просит конфету, а мама говорит «да», но уточняет, что сладости разрешены лишь после обеда; а если ребенок упрашивает купить ему гаджет или игрушку – можно пообещать ему эту вещь в качестве презента на именины; так малыш усваивает суть понятия «компромисс»).
Предлагать альтернативу (малыш гордится тем, что его мнение учитывается, и соглашается на альтернативный вариант; например, родители предлагают ему выбрать фрукт вместо пирожного; стоит объяснить, чем фрукт полезнее сладостей).

Умение договариваться с детьми экономит время взрослых и способствует улучшению отношений в семье.

Как сделать ребенка послушным: 5 рекомендаций родителям

Очень часто мамы и папы жалуются на своих детей, особенно на их непослушание. Какое же чудо должно произойти, чтобы закончился этот «кошмар» и ребенок наконец-то стал хорошим послушным малышом. Психологи считают, что любой родитель может стать волшебником и превратить своего кроху в смирного и кроткого, если будет следовать следующим рекомендациям.

Рекомендация 1. Нужно помнить, что все дети подражают родителям.

Если надо привить ребенку навыки безопасного перехода через дорогу, ни в коем случае нельзя маме перебегать ее на запрещающий свет. Если папа хочет научить малыша есть мытые фрукты, он должен и сам кушать только чистые яблоки и груши. Противоречие между словами и поступками близких людей и учит малыша непослушанию. Надо помнить, что собственно поступок и будет лучшем примером, чем слова.

Рекомендация 2. Необходимо учитывать пожелания детей.

Родители слишком требовательны к ребенку, хотят, чтобы он был дисциплинированным и организованным. Если вместо выполнения распоряжений папы или просьбы мамы, дети продолжают заниматься своими делами, то они опять же считаются непослушными. Но ведь взрослым и в голову не пришло, что у ребенка могут быть свои планы. Он не понимает, почему должен сейчас убираться в своей комнате, если у него есть сильное желание подольше поиграть. Интересы родителей и детей в этом случае абсолютно разные и противоречивые. Возникает конфликт. Чтобы его избежать, сделать ребенка более организованным и дисциплинированным, рекомендуют составить вместе с ним распорядок дня, в красивом оформлении и расписанными часами для игр, уроков и домашних дел. Тогда у детей появится время для своих занятий, но будут и те, которые нужно выполнить по необходимости и требованию близких. Например, почистить зубы или лечь спать. Сначала ребенок будет стараться игнорировать режим дня, продолжая отдавать предпочтение собственным желаниям. Но со временем привыкнет и станет более послушным, только нужно терпеливо ждать и направлять его в нужном направлении.

Рекомендация 3. Информацию давать лучше порциями.

Нельзя сразу вывалить на ребенка весь тот перечень требований и дел, которые взрослые для него составили и хотят получить результат. Дети не умеют равномерно распределить всю полученную информацию. Им кажется это все непонятной головоломкой, и они просто вообще ничего не будут делать. Нужно большой объем информации дробить. Сделал ребенок одно дело, поручить ему другое, а потом следующее. И обязательно надо дождаться результата прежде, чем перейти к последующему действию.

Рекомендация 4. Быть всегда спокойным.

Ни для кого не секрет, что у спокойных родителей растут спокойные дети. Сколько раз можно было услышать: «Ой, у вас такой спокойный мальчик, ну весь в папу». Здесь стоит задуматься. Ведь вполне возможно, что из-за отсутствия терпеливости у родителей, возникают капризы и непослушание у детей

Очень важно сохранять спокойствие в любых ситуациях, чтобы не сорваться и не накричать на ребенка, вызывая у него этим слезы и ответный крик. Можно же ведь медлительного ребенка разбудить перед детским садом пораньше

Или для слишком активного на время учения домашних уроков отключить все отвлекающие его бытовые приборы, а именно телевизор, радио и компьютер и немного посидеть в тишине.

Рекомендация 5. Не бывает слишком послушных детей. Это аномально.

Полное подчинение ребенка воли родителей должно всех насторожить. Возможно, это связано с заниженной самооценкой или какими-то детскими страхами. Но в любом случае, последствия такого тотального подчинения могут быть плачевными. Это и отсутствие умения отстаивать свою точку зрения, и безынициативность, и риск попасть под чужое дурное влияние. Нужно учить ребенка не только подчиняться требованиям родителей, педагогов, но и бороться за то, что самому интересно, принимать ответственные решения, иметь собственное мнение. Посещение театрального кружка или студии, поможет маленькому человечку не потерять себя.

Итак, если сохранять спокойствие, терпение и уделять внимание своему ребенку, а также помнить, что у него есть свои потребности и интересы, показывать ему примерное собственное поведение, можно вырастить его послушным и легким в общении человеком

Скажи по-другому

Наблюдая за людьми, я удивляюсь: они хотят получить разный результат, совершая одно и то же действие. Например, человек что-то сказал, но не получил желаемой реакции. Он повторяет то же самое, но уже громче. Опять не работает.

В третий раз он уже кричит. Как будто чем громче, тем понятнее. Возможно, если в первый раз эффекта не было, стоит переформулировать послание? Нарисовать схему, показать видео, найти готовый пример?

Как научиться переформулировать? А ты уже умеешь. Давай убедимся в этом.

Представь, что нужно рассказать группе детей в детском саду сказку «Репка», причем так, чтобы она запомнилась на всю жизнь. Что для этого необходимо? Сто раз повторить текст? Боюсь, дети сказку возненавидят. Так бывает с некоторыми знаниями, которые дают в школе, — педагог просто повторяет по сто раз одно и то же, а эффекта нет.

Давай попробуем по-другому:

  1. Сказку можно прочитать.
  2. Нарисовать комикс.
  3. Поставить спектакль.
  4. Сделать макет из пластилина.
  5. Снять мультик.
  6. Посмотреть мультик.
  7. Поставить оперу.
  8. Провести эксперимент, реально посадив репку.

Как думаешь, в таком случае дети запомнили бы сказку? 100%!

Домашнее задание. Возьми любую тему, которую тебе сложно объяснить родителям: чем сноуборд лучше горных лыж; что хорошего в рэпе; почему YouTube — окно в мир. А теперь презентуй её родителями пятью разными способами, чтобы донести свою точку зрения.

Хочу или должен?

Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя их смысл нейтральный и даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».

Сказать по правде, никто никому ничего не должен. Осознание этого помогает по-новому взглянуть на многие вещи.

Например, у нас всегда есть выбор. Делать или не делать и как именно делать. Ты недавно научился выделять позитивное намерение и не реагировать истерикой на неудачные формулировки взрослых. Поэтому вполне можешь разобраться и с тем, что ты обязан делать. Давай расшифруем несколько привычных реплик родителей.

  1. «Ты должен учиться» = «я беспокоюсь за твоё будущее».
  2. «Ты должен убраться в комнате» = «тебе будет комфортнее».
  3. «Ты должен гулять с собакой» = «твой пёс тоже живой, и он по тебе скучает».
  4. «Ты должен слушать, что тебе говорят» = «почему ты упираешься, когда я пытаюсь о тебе заботиться?».

Согласись, в виде намерений эти слова воспринимаются совсем по-другому и выглядят более справедливыми. Кое с чем даже можно согласиться. То есть за каждым «должен» через позитивное намерение родителей вырастает твоё «я хочу».

Например «должен хорошо учиться» вполне согласуется с нормальным человеческим желанием заниматься интересным делом, зарабатывать выше среднего, иметь друзей, с которыми интересно. Все эти бонусы, а по большому счёту возможность выбирать свою жизнь, даёт хорошее образование. Звучит пафосно, конечно, но это правда.

Домашнее задание. Поэтому выполни следующее упражнение. Слева я собрала типичные «должен», а твоя задача — написать справа, почему этого можно хотеть.

Кстати, родители на обращённые к ним «должны» и «обязаны» реагируют точно так же, как ты. Поэтому последний эксперимент будет таким: научись просить, не используя эти слова. И оцени результат.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: