Кричит значит любит?
Проблемы в отношениях подростка и его взрослых появляются как раз потому, что они близкие люди и всё их общение связано с эмоциями. При этом намерения у родителей действительно всегда добрые — защитить, подстраховать, научить, обеспечить твоё будущее. То есть если родители не пускают с друзьями в поход с ночёвкой, это означает, что они за тебя волнуются. И жизненный опыт вполне чётко подсказывает им, чего опасаться.
Учись отделять эмоции, считывать намерение и понимать, чего на самом деле хотят близкие тебе взрослые. Не было бы 90% конфликтов, если бы люди знали и держали в голове вот эту формулу:
Повторю: намерение всегда позитивно! А вот действие и значение этого действия для нас могут быть негативными.
Например, ты задержался и не позвонил, потому что телефон разрядился. Из-за этого дома был скандал (действие), и ты тоже разозлился (значение). Но реагировать надо было на намерение: мама боялась, что с тобой случилось что-то плохое, а она не может помочь, ведь даже не знает, где ты.
Чтобы погасить конфликт и избежать его повторения в будущем, стоило сказать так: «Мам, я понимаю, что ты переживала. И тоже тебя люблю. Да, с мобильным получилось глупо. Это больше не повторится, я обязательно буду звонить, в крайнем случае с чьего-нибудь телефона».
То есть вслух проговори позитивное намерение и способ решения проблемы:
Понимаю, что вам это важно, потому что…
Я собираюсь сделать…
С понимания намерения начинается улучшение отношений. Поэтому первым экспериментом будет такой: вспомни недавний любой и неприятный разговор с родителями и подумай, а что они на самом деле пытались сказать? Реагируй не на действие и слова, а на намерение. Если получится, обсуди с ними ту ситуацию, проверь, правильно ли ты понял.
Домашнее задание. Вообще, понимать истинное намерение — меганавык. Его надо отрабатывать. Попробуй привести пять примеров, когда ты или твои знакомые делали нечто, что другие воспринимали негативно, и запиши, какое позитивное намерение могло стоять за этим действием.
Намерение | Действие | Значение |
Уважительное отношение к маленькой личности
Родители часто хотят, чтобы ребенок слепо выполнял приказы. Так проще контролировать малыша. Но достигают противоположного эффекта: ребенок капризничает, а со временем отдаляется от родителей
Важно видеть в детях личностей, равных себе
Фото: Pixabay
Нужно объяснять свои требования и запреты, а не просто отвечать «нет». Если взрослые не объясняют свои решения – он не понимает происходящего и продолжает поступать по-своему. Лучше не ссориться, а один раз привести понятные для малыша аргументы.
Не стоит повышать голос на малыша. Согласно исследованиям, если в семье на детей часто кричат – со временем у них развиваются психологические расстройства. Также крик родителей снижает самооценку малыша, вызывает депрессию. Ребенок лучше услышит родителей, если к нему будут обращаться дружелюбно.
Иногда у взрослых не хватает на это терпения. Стоит сделать перерыв и пообщаться лишь после того, как все возьмут себя в руки. При этом можно оставаться строгим родителем. Но спокойный голос и аргументированные ответы малыши воспринимают лучше.
Если ребенок капризничает от скуки – так он показывает, что ему хочется внимания родных. Стоит чаще играть, гулять и разговаривать с малышом, направляя его активность в положительное русло.
Важно уважать личные границы малыша. Потребность отстаивать свои границы естественна для человека любого возраста
У ребенка должно быть личное время, своя территория и право на свое мнение. Часто взрослые раскрывают неловкие тайны ребенка перед другими взрослыми. Это также нарушение личных эмоциональных границ. Такие травмы копятся, превращаясь в серьезную проблему.
Еще несколько рекомендаций
Чтобы ребенок лучше реагировал на отказ родителей, рекомендуется:
Отказывать один раз (говоря «нет», нужно быть спокойным и серьезным; голос должен быть уверенным и твердым, чтобы малыш понял, что родители не изменят решения; выражение лица родителей также должно быть строгим; важно мягко и четко объяснить малышу причину отказа; если он капризничает – стоит поменять подход; нельзя вестись на эмоции ребенка и менять решение; он мгновенно научится манипулировать).
Вместо «нет» говорить «да, но позже» (если малышу часто говорят «нет» — развитие речи замедляется и ухудшается самооценка; лучше ответить «да», в чем-то отказав малышу; например, он просит конфету, а мама говорит «да», но уточняет, что сладости разрешены лишь после обеда; а если ребенок упрашивает купить ему гаджет или игрушку – можно пообещать ему эту вещь в качестве презента на именины; так малыш усваивает суть понятия «компромисс»).
Предлагать альтернативу (малыш гордится тем, что его мнение учитывается, и соглашается на альтернативный вариант; например, родители предлагают ему выбрать фрукт вместо пирожного; стоит объяснить, чем фрукт полезнее сладостей).
Умение договариваться с детьми экономит время взрослых и способствует улучшению отношений в семье.
Как сделать ребенка послушным: 5 рекомендаций родителям
Очень часто мамы и папы жалуются на своих детей, особенно на их непослушание. Какое же чудо должно произойти, чтобы закончился этот «кошмар» и ребенок наконец-то стал хорошим послушным малышом. Психологи считают, что любой родитель может стать волшебником и превратить своего кроху в смирного и кроткого, если будет следовать следующим рекомендациям.
Рекомендация 1. Нужно помнить, что все дети подражают родителям.
Если надо привить ребенку навыки безопасного перехода через дорогу, ни в коем случае нельзя маме перебегать ее на запрещающий свет. Если папа хочет научить малыша есть мытые фрукты, он должен и сам кушать только чистые яблоки и груши. Противоречие между словами и поступками близких людей и учит малыша непослушанию. Надо помнить, что собственно поступок и будет лучшем примером, чем слова.
Рекомендация 2. Необходимо учитывать пожелания детей.
Родители слишком требовательны к ребенку, хотят, чтобы он был дисциплинированным и организованным. Если вместо выполнения распоряжений папы или просьбы мамы, дети продолжают заниматься своими делами, то они опять же считаются непослушными. Но ведь взрослым и в голову не пришло, что у ребенка могут быть свои планы. Он не понимает, почему должен сейчас убираться в своей комнате, если у него есть сильное желание подольше поиграть. Интересы родителей и детей в этом случае абсолютно разные и противоречивые. Возникает конфликт. Чтобы его избежать, сделать ребенка более организованным и дисциплинированным, рекомендуют составить вместе с ним распорядок дня, в красивом оформлении и расписанными часами для игр, уроков и домашних дел. Тогда у детей появится время для своих занятий, но будут и те, которые нужно выполнить по необходимости и требованию близких. Например, почистить зубы или лечь спать. Сначала ребенок будет стараться игнорировать режим дня, продолжая отдавать предпочтение собственным желаниям. Но со временем привыкнет и станет более послушным, только нужно терпеливо ждать и направлять его в нужном направлении.
Рекомендация 3. Информацию давать лучше порциями.
Нельзя сразу вывалить на ребенка весь тот перечень требований и дел, которые взрослые для него составили и хотят получить результат. Дети не умеют равномерно распределить всю полученную информацию. Им кажется это все непонятной головоломкой, и они просто вообще ничего не будут делать. Нужно большой объем информации дробить. Сделал ребенок одно дело, поручить ему другое, а потом следующее. И обязательно надо дождаться результата прежде, чем перейти к последующему действию.
Рекомендация 4. Быть всегда спокойным.
Ни для кого не секрет, что у спокойных родителей растут спокойные дети. Сколько раз можно было услышать: «Ой, у вас такой спокойный мальчик, ну весь в папу». Здесь стоит задуматься. Ведь вполне возможно, что из-за отсутствия терпеливости у родителей, возникают капризы и непослушание у детей
Очень важно сохранять спокойствие в любых ситуациях, чтобы не сорваться и не накричать на ребенка, вызывая у него этим слезы и ответный крик. Можно же ведь медлительного ребенка разбудить перед детским садом пораньше
Или для слишком активного на время учения домашних уроков отключить все отвлекающие его бытовые приборы, а именно телевизор, радио и компьютер и немного посидеть в тишине.
Рекомендация 5. Не бывает слишком послушных детей. Это аномально.
Полное подчинение ребенка воли родителей должно всех насторожить. Возможно, это связано с заниженной самооценкой или какими-то детскими страхами. Но в любом случае, последствия такого тотального подчинения могут быть плачевными. Это и отсутствие умения отстаивать свою точку зрения, и безынициативность, и риск попасть под чужое дурное влияние. Нужно учить ребенка не только подчиняться требованиям родителей, педагогов, но и бороться за то, что самому интересно, принимать ответственные решения, иметь собственное мнение. Посещение театрального кружка или студии, поможет маленькому человечку не потерять себя.
Итак, если сохранять спокойствие, терпение и уделять внимание своему ребенку, а также помнить, что у него есть свои потребности и интересы, показывать ему примерное собственное поведение, можно вырастить его послушным и легким в общении человеком
Скажи по-другому
Наблюдая за людьми, я удивляюсь: они хотят получить разный результат, совершая одно и то же действие. Например, человек что-то сказал, но не получил желаемой реакции. Он повторяет то же самое, но уже громче. Опять не работает.
В третий раз он уже кричит. Как будто чем громче, тем понятнее. Возможно, если в первый раз эффекта не было, стоит переформулировать послание? Нарисовать схему, показать видео, найти готовый пример?
Как научиться переформулировать? А ты уже умеешь. Давай убедимся в этом.
Представь, что нужно рассказать группе детей в детском саду сказку «Репка», причем так, чтобы она запомнилась на всю жизнь. Что для этого необходимо? Сто раз повторить текст? Боюсь, дети сказку возненавидят. Так бывает с некоторыми знаниями, которые дают в школе, — педагог просто повторяет по сто раз одно и то же, а эффекта нет.
Давай попробуем по-другому:
- Сказку можно прочитать.
- Нарисовать комикс.
- Поставить спектакль.
- Сделать макет из пластилина.
- Снять мультик.
- Посмотреть мультик.
- Поставить оперу.
- Провести эксперимент, реально посадив репку.
Как думаешь, в таком случае дети запомнили бы сказку? 100%!
Домашнее задание. Возьми любую тему, которую тебе сложно объяснить родителям: чем сноуборд лучше горных лыж; что хорошего в рэпе; почему YouTube — окно в мир. А теперь презентуй её родителями пятью разными способами, чтобы донести свою точку зрения.
Хочу или должен?
Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя их смысл нейтральный и даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».
Сказать по правде, никто никому ничего не должен. Осознание этого помогает по-новому взглянуть на многие вещи.
Например, у нас всегда есть выбор. Делать или не делать и как именно делать. Ты недавно научился выделять позитивное намерение и не реагировать истерикой на неудачные формулировки взрослых. Поэтому вполне можешь разобраться и с тем, что ты обязан делать. Давай расшифруем несколько привычных реплик родителей.
- «Ты должен учиться» = «я беспокоюсь за твоё будущее».
- «Ты должен убраться в комнате» = «тебе будет комфортнее».
- «Ты должен гулять с собакой» = «твой пёс тоже живой, и он по тебе скучает».
- «Ты должен слушать, что тебе говорят» = «почему ты упираешься, когда я пытаюсь о тебе заботиться?».
Согласись, в виде намерений эти слова воспринимаются совсем по-другому и выглядят более справедливыми. Кое с чем даже можно согласиться. То есть за каждым «должен» через позитивное намерение родителей вырастает твоё «я хочу».
Например «должен хорошо учиться» вполне согласуется с нормальным человеческим желанием заниматься интересным делом, зарабатывать выше среднего, иметь друзей, с которыми интересно. Все эти бонусы, а по большому счёту возможность выбирать свою жизнь, даёт хорошее образование. Звучит пафосно, конечно, но это правда.
Домашнее задание. Поэтому выполни следующее упражнение. Слева я собрала типичные «должен», а твоя задача — написать справа, почему этого можно хотеть.
Кстати, родители на обращённые к ним «должны» и «обязаны» реагируют точно так же, как ты. Поэтому последний эксперимент будет таким: научись просить, не используя эти слова. И оцени результат.