Терпение и внимание
|
Если ребенок всерьез увлекся «огородными работами», сделайте специально для него отдельную детскую грядку. Сначала сходите вместе в магазин: пусть он выберет себе лопату, грабли, ведерко, лейку (не забывайте, что инвентарь должен соответствовать его росту и силам). Затем приступайте к огородным делам. Если вашему малышу еще нет четырех лет, поручите ему собирать выполотые корешки в ведерко, детям постарше предложите перекопать кусочек грядки. Перед посадкой семян поиграйте в «магазин»: пусть ребенок научится различать семена гороха, кабачков, огурцов, моркови. После того как вы закончите поливать посаженные ростки или семена, расскажите ребенку, что успех работы будет зависеть от того, насколько заботливо он станет ухаживать за посадками. Время от времени напоминайте ему, что нужно наблюдать, какие изменения происходят на грядках, не пересохла ли земля. Осенью, когда вы будете заниматься посадкой деревьев, предложите малышу посадить саженец: «Давай посадим деревце, которое будет расти вместе с тобой. Ты будешь за ним ухаживать, оно станет выше, а ты — взрослее».
Чтобы работа шла веселее, выучите какие-нибудь новые стишки или придумайте веселые загадки.
- Погляди-ка, погляди-ка,Что за красный огонек?Это дикая гвоздикаНовый празднует денек!
- Подставив солнышку бочок, Лежит на грядке кабачок.
- Лоскуток на лоскутке Зеленые заплатки.Целый день на животеНежится на грядке (капуста).
- Сидит красная девица в темнице, а коса на улице (морковь).
- Без окон без дверей полна горница людей (огурец).
Не забывайте, что дети внимательно наблюдают за вашим поведением и копируют почти все действия взрослых. Будьте для них достойным примером. Не забывайте, что одобрение и похвала могут вдохновить их сделать еще что-нибудь полезное. Чтобы малыш мог оценить результаты своего труда сам, задавайте ему вопросы, например: «Расскажи, как дела на твоем огороде?»
Лидия Демина, методист дошкольного образования
Статья из июльского номера журнала.
Разделение труда
Виды деятельности детского труда тоже может различаться. Есть общий труд, который под силу детям любого пола. Приобщение к нему вырабатывает привычку у мальчика помогать не только папе, но и маме. В последствие мы получаем мужчину в состоянии разогреть себе ужин, постирать самостоятельно свою одежду и даже помочь женщине в уборке или готовке. Так же можно сказать и про девочек.
Но не забывайте про мужскую и женскую работу, которая должна обязательно присутствовать в жизни каждого мальчика и девочки. Так с детства приучайте вашего мальчика к рабочим инструментам, для начала игрушечным, затем и настоящим.
Для девочек: работа в саду или помощь маме с цветами: садят, поливают, протирают листики. Учатся женскому рукоделию: работать с иголкой и ниткой — шить, вязать, вышивать, изготовлению мелких подарков для друзей, например открыток.
Благодаря разделению труда мальчики и девочки учатся быть самостоятельными и ответственными, приобретают определенные навыки и техники, об этом учит гендерное воспитание.
Поощряйте инициативу
Многим знакома ситуация, когда ребенок рвется помогать маме или отцу. Реальной помощи от него мало, он слышит в ответ: «Немного подрасти и потом будешь помогать». Малыш растет, со временем ему можно поручить ответственно дело, только вот энтузиазм испарился, и теперь уже родители пытаются от него добиться помощи.
Чтобы не допустить такой ситуации, наберитесь терпения. Приготовьтесь к тому, что совместное выполнение простейших бытовых задач, с которыми вы управитесь за час-полтора, может растянуться на полдня. Зато ребенок будет счастлив принести отцу нужный ключ, пусть и не с первого раза, или помочь маме приготовить суп
Важно при этом благодарить и поощрять свое чадо за проделанную работу, какой бы она ни была. Через некоторое время в вашем доме появится еще один помощник, который возьмет часть бытовых вопросов на себя
Ошибки воспитания
Оплачивая ребенку его домашние обязанности, вы рискуете развить в нем потребительское отношение к семье. Сначала он радуется, получая деньги за вымытую посуду, а через год возмущается, что ему заплатили слишком мало
Поэтому если вы решили практиковать подобный подход к воспитанию, следует делать это очень осторожно
Во-первых, необходимо объяснить ребенку, что оплата — это своего рода бонус за послушание. Однако деньги не являются ключевым моментом при выполнении домашних обязанностей. Главное — это создание уюта в доме. Ведь всем членам семьи приятно приходить в чистый и заботливо обустроенный дом.
Уход за растениями и домашними животными
Если хотите воспитать добрых девочек и мальчиков, разрешайте им завести домашних питомцев, за которыми они непременно должны ухаживать сами.
Маленькие дети вполне могут насыпать корм в миску или налить воды в плошку. Ну, а остальные дела пока придется делать вам самим. Я имею в виду, убирать за питомцами.
Наши внуки могут донести миску с едой собаке во двор, налить воды (у них огромный бульмастиф), убраться в будке.
У нас в городской квартире — кот Мурка. Девчонки насыпают корм, наливают в миску воду, дают с руки специальную пасту от комочков шерсти.
Комнатные цветы тоже нуждаются в постоянном уходе. Полить из маленькой леечки растения вполне по силам даже карапузу под присмотром мамы или бабушки.
После всех этих процедур нужно обязательно проследить, чтобы дети тщательно помыли руки.
Что могут ваши дети? Список домашних обязанностей по возрастам
В 2–3 года:
- убирать игрушки;
- складывать грязную одежду в корзину;
- убирать книги и журналы
- накладывать в мисочку корм для домашнего питомца (с небольшой помощью);
- вытирать пролитое;
- вытирать пыль.
С определенного момента я пришла к выводу, что не надо давать детям какие-то обязанности кроме одной: убирать за СОБОЙ. Если все члены семьи это делают, то мне остается мизер. У старшего сына своя комната, выделялась с условием, что он будет содержать ее в порядке. Раз в неделю он ее пылесосит, вытирает пыль. Я делаю контрольную уборку где-то раз в 2 месяца. Сам гладит школьные брюки, чистит ботинки (и мне тоже).
Средняя имеет свой шкаф-стол, их содержит в порядке, вытерает пыль. Муж раз в неделю пылесосит всю квартиру (кроме комнаты старшего), гладит.
Посуду каждый сам со стола ставит в раковину, муж загружает в машинку. В магазин тоже ходит муж (иногда сын). На мне готовка, стирка, мытье полов.
Дашук, участница конференции на 7е
В 4–5 лет:
- все вышеперечисленное;
- убирать свою постель;
- выбрасывать мусор;
- убирать со стола;
- поливать растения;
- приготовить завтрак из хлопьев.
В 6–7 лет:
- все вышеперечисленное;
- рассортировать белье;
- подметать;
- помогать готовить и упаковывать завтрак;
- накрывать на стол;
- убирать в спальне;
- наливать напитки;
- отвечать на телефонные звонки.
В 8–9 лет:
- все вышеперечисленное;
- загружать посуду в посудомоечную машину;
- разбирать купленные продукты;
- помогать готовить ужин;
- готовить свою одежду для стирки;
- чистить овощи;
- делать тосты;
- гулять с собакой.
У нас проблемы с мытьем полов. Меня в детстве заставляли мыть полы — я ужас как не любила, теперь такое же отношение у дочерей. И мне тут задумалось — а как у сына изменить отношение? То есть как-то переместить нелюбимую всеми работу из зоны недовольства в зону радости?
Поговорили с дочкой, придумали — когда вся семья (кроме мамы) моет пол, мама печет особый «уборочный» пирог, который потом все, участвующие в уборке, едят. Правда, у нас это недавнее введение, пирог был только один. Но четырехлетка так его и называл — «уборочный» пирог, так что, может, и получится…
Eugenie, участница конференции на 7е
В 10–12 лет:
- все вышеперечисленное;
- доставать посуду из посудомоечной машины, убирать ее на место;
- складывать выстиранное белье;
- убирать в ванной;
- готовить простые блюда;
- стирать;
- стричь газон;
- убирать свою постель и менять постельное белье;
- убираться в кухне;
- присматривать за младшими братьями и сестрами.
Каковы преимущества оплаты труда?
Их несколько:
Ребенок осознает, что у него есть собственность, которой он может распоряжаться по своему усмотрению
В данном случае рекомендуется обсудить с ребенком этот момент, объяснить ему, насколько важно распоряжаться финансами правильно. Бесплатный труд — это эксплуатация
Вы ведь не работаете бесплатно на начальника, к которому очень хорошо относитесь. Когда вы требуете от ребенка сделать что-то из любви к вам, вы показываете ему незначимость любви. Вы словно говорите, что расцениваете любовь на уровне рыночных отношений.
Безусловно, не все семьи согласно с подобной позицией. Большинство родителей нашей страны найдут множество причин, объясняющих, почему ни в коем случае нельзя платить ребенку за домашние дела. При малейшей ошибке вы действительно рискуете воспитать человека, который будет оценивать все свои хорошие поступки в денежном эквиваленте.
Россиян предупредили о новом подорожании жилья в новостройках
Археологи из Шотландии обнаружили отпечаток пальца возрастом около 5 тыс. лет
Египет должны открыть уже на майские: на что посмотреть в стране пирамид
Трудовое воспитание в игровой форме
Игра – лучшее средство развития ребенка. В игре его можно научить не только бегать или прыгать, но и думать, принимать решения, развивать речь, делать выводы, вести себя в социуме, строить коммуникации – и, конечно, трудиться.
В детском саду с дошкольниками проводят различные игры: как на познание теории, так и практические.
Первые направлены на расширение представлений дошкольников о разных профессиях, о навыках, необходимых для каждой из них, а также на умение соотносить действия людей с их профессиями, средствами и орудиями труда. К ним относятся, например, такие:
- Кто где работает?
- Кто это делает?
- Кто это умеет?
- Кто что делает?
- Кому что нужно для работы?
- Что сначала, а что потом?
- Угадай, что я делаю? И др.
Вторая категория позволяет в игровой форме освоить различные практические навыки. В таких играх дети учатся трудиться, подражая взрослым:
- водят и чинят машинки;
- накрывают стол для кукол;
- «готовят» в детской посуде;
- учатся пользоваться игрушечными приборами (утюгами, духовками, стиральными машинами, пылесосами).
Дома с успехом можно использовать все эти виды игр. Кроме того, прекрасным обучением являются такие домашние «трудовые» игры:
- кто быстрее (вытрет пыль, соберет игрушки);
- у кого лучше получится (убрать в комнате, сложить вещи);
- «Веселые истории» — в процессе бытовой домашней работы родители сочиняют и рассказывают детям интересные истории из «жизни» чашек и кастрюлек, гвоздей и молотков;
- «Ревизоры»: ребенку объясняют, что сегодня качество его уборки в игровой зоне проверит его любимый мишка (кукла, зайка) — старательность малышей при этом резко повышается;
- «Игрушечный быт» — родители вместе с детьми моют игрушечную посуду, стирают кукольные одежки, чинят сломанные игрушки и т. д.;
- «Конкурс талантов» — соревнование между детьми (можно пригласить соседей или друзей) в рисовании, изготовлении всевозможных поделок, аппликаций. Это тренирует навыки ручного труда, развивает мелкую моторику.
Всему свое время
Приучение детей к труду, отмечает матушка Ольга Стриевская, — это открытый процесс: «Все мы приучаемся к труду до конца жизни. А на своем опыте понимаешь, что и детей надо приучать к труду постоянно. Ведь если в тебе живет леность, то как же не жить ей в твоих детях?» Психолог Евгения Пайсон также считает, что не стоит строить иллюзий и надеяться, что, если ребенка почаще заставлять выполнять работу по дому, это войдет у него в привычку и напоминать больше не придется: «Если ребенок в принципе не склонен к высокой ответственности, странно ожидать, что он отнесется серьезно именно к домашним обязанностям».
Каковы же должны быть домашние обязанности, которые ребенок мог бы выполнять с большей или меньшей регулярностью? Это зависит то того, насколько большая семья и насколько заняты на работе родители. Но даже в большой семье домашняя работа для ребенка должна быть с конкретной задачей, с четкими началом и завершением, чтобы он мог увидеть и оценить результат своего труда. Работа не должна быть долгой. В разном возрасте и домашние поручения у ребенка будут разные. Трехчетырехлетний ребенок может помочь маме рассортировать высушенное белье, убрать свои игрушки. Не стоит в этом возрасте затевать с ребенком крупных проектов: просить убрать комнату — для него слишком неопределенная задача. А вот шестилетнему она уже по плечу, только нужно разбить ее на несколько четких этапов: сложить игрушки, убрать вещи, протереть пыль со стола. В этом возрасте дети уже могут убрать что-то не только за собой, но и за другими членами семьи, например книги. В семь-восемь лет ребенку уже можно предложить вынести мусор, попылесосить (он уже сообразит, что не стоит «засасывать» денежную купюру или закатившееся колечко). С этого возраста домашнюю работу можно разделять по половому признаку: мальчиков можно просить помочь маме нести «тяжелые» сумки с продуктами.
Даниил Ильяшенко вспоминает, что с семи лет один ходил по просьбе мамы в магазин, при этом оговаривая, что раньше все же было другое время. Мама писала список, что и в каком количестве надо купить, и он вполне с этим заданием справлялся. К мужской работе в семье протоиерея Александра Ильяшенко мальчиков приучал отец. Даниил рассказывает: «Я всегда папе помогал мастерить, сверлить, гвозди забивать, чинить краны, велосипед. Папа многое умел делать сам, и мы для мелких работ не приглашали мастеров. Сначала я смотрел, как что делается, затем помогал — что-то поднести, подержать, а потом постепенно научился делать сам». Нагружая детей домашними обязанностями, не нужно забывать о том, что с семи лет у них появляется новый труд — учеба. И он становится для них главным. В это время как раз и возникают многочисленные конфликтные ситуации между родителями и детьми: родитель видит, что ребенок способен помогать больше, но недооценивает, что он также устает после школы, как после рабочего дня. «Я стараюсь не прибегать к ежедневной помощи по дому тех детей, которые учатся, — говорит Ольга Стриевская. — Они должнызнать, что дома могут отдохнуть перед тем, как сесть за уроки. Конечно, я могу их попросить убрать в своей комнате перед сном, но вымыть за всеми посуду уже не попросишь». «В нашей семье, — рассказывает Даниил Ильяшенко, — у каждого были свои обязанности, их распределяли между нами родители. Кому-то, например, приходилось каждый день выносить мусор, а кто-то мыл коридор два раза в неделю, и это занимало минут пятнадцать-двадцать».
Конечно, есть старшие дети, для которых особая радость, когда мама их просит посидеть с малышами, но таких детей не так уж много. Тем не менее очень часто именно такая помощь детей востребована, учитывая и то, насколько малышам приятно, когда с ними общаются их старшие братья или сестры. В этом случае психолог Евгения Пайсон советует поступать так: «Мне кажется, заниматься с младшими братьями и сестрами на регулярной основе — дело родителей, а не старших детей. Если ребенок не хочет постоянно няньчиться с сестрой или братом — это его право. Но мама может попросить его сделать какую-то другую работу, пока она побудет с малышом: разгрузить стиральную машину, почистить картошку, сходить в магазин. Уход за младшими детьми не должен быть переложен на старших без их личной инициативы». И педагоги, и психологи, и родители согласны в том, что для решения проблемы приучения детей к труду нет однозначного рецепта. Наверное, потому, что ее корни лежат в системе взаимоотношений родителей и детей. И начинать строить эти отношения правильно никогда не поздно.
Родители, которые платят за домашние обязанности
С другой стороны, идея приучить своих детей к труду таким образом в устах специалистов по финансам звучит не так уж дико.
Так, Серена Пирс, финансовый аналитик, утверждает, что ее дети слишком малы, чтобы поручать им домашние обязанности, но как только они подрастут, она планирует платить им за работу. «Просто так давать детям пособие мне не по душе», — говорит она.
Серена хочет разделить домашние обязанности своих детей на несколько уровней. Первый уровень она называет «полезными жизненными навыками». Малыши должны научиться чистить зубы и застилать кровать. Но за эти навыки они не будут получать деньги. Другая работа, например, уборка мусора, будет оплачиваться. При этом будут и те домашние дела, которые она называет «бескорыстными». Например, ее дочь очень любит поливать цветы и делает это с большим удовольствием. Однако и за них она будет получать небольшое финансовое вознаграждение.
Почему на Руси чай ценился на вес золота, и зачем за ним охотились бандиты
Александр Паль подозревается в избиении бывшего хоккеиста ЦСКА
Похожи ли между собой знаменитости, рожденные в один день — 27 апреля
Серена говорит, что изначально она планирует давать детям деньги дважды в неделю. Но когда они будут учиться в старшей школе, сократит частоту получения пособия до одного месяца. Это поможет им более разумно планировать свои траты, считает женщина.
Грег Мурсет, специалист по финансовому планированию и отец шестилетнего малыша, также уверен, что труд должен оплачиваться. Он является соучредителем и генеральным директором BusyKid. Это компания, которая разрабатывает одноименное приложение. Оно позволяет родителям в режиме онлайн платить своим детям за домашние задания и дает возможность детям сортировать свои деньги в управляемые категории, чтобы они могли экономить, тратить и делиться (или жертвовать).
«Я считаю, что все мы должны получать за работу деньги, потому что это два понятия взаимосвязаны в реальном мире», — утверждает Грег.
Самостоятельность в обмен на время
Средства массовой информации с удовольствием накачивают родителей жуткими сенсациями, чтобы запугать нас и заставить постоянно следить за нашими детьми. Потом мы отправляем их в колледж. Мы должны вырастить детей так, чтобы со временем они могли уверенно войти в большой мир, а для этого им необходимо уметь самим решать многие жизненные вопросы.
Мы носимся с нашими детьми, словно с физически или умственно неполноценными лицами королевских кровей. Это то, что я называю «хороший родитель портит». Любящие, преданные, умные родители ведут себя так, словно их дети, пока им не исполнится 35 лет, даже попу себе вытереть не могут, не говоря уж о том, чтобы пройти по улице полквартала.
Представьте, что у вас шестеро детей. Ведь если бы у вас было шестеро малышей, вы не успевали бы всем вытирать попы и каждому подкладывать подушечку, когда он падает
Важно уточнить понятие крайней необходимости. Крайней необходимостью не является тот случай, когда ребенок немного капризничает или слегка проголодался
Семейный психолог
Можно взглянуть на помощь ваших детей по дому под следующим углом: их содействие высвободит вам время для того, чтобы обдумать, что вы хотите делать. Однако в действительности снижение вашей нагрузки — не главное в детской помощи. Когда у детей есть обязанности, когда они знают, что могут реально помочь семье, они становятся сильнее. Возможно, сначала они будут отказываться накрывать на стол, забирать почту или кормить собаку, но когда они втянутся в эту работу и поймут, что действительно вам помогают, то обязательно почувствуют себя более значительными и нужными. У них появится цель и понимание того, что их вклад в домашнее хозяйство на самом деле важен для всей семьи.
Возвращаясь к вопросу о требованиях, которые мы сами к себе предъявляем, следует отметить, что чаще всего мы испытываем чувство вины, если не успеваем сделать хотя бы малую толику всей домашней работы.
Сумасшествие? Да, но это происходит постоянно. Иногда мы сами этого не осознаем. Мы занимаемся повседневной работой, делая все для всех, и нам даже не приходит в голову, что мы можем поручить ребенку выбить пыльный коврик и от этого всем будет лучше.
Конечно, вы не станете предлагать трехлетнему малышу пылесосить или шестилетнему — готовить обед, но есть множество подходящих по возрасту задач, которые дети в состоянии выполнять, как только они начинают понимать речь. Двухлетний малыш может собрать кубики и сложить их в коробку. Шестилетке вполне по силам достать посуду из посудомоечной машины, пусть даже он просто поставит тарелки на стол, а не уберет их на место. Восьмилетний ребенок может накрыть на стол и убрать грязную посуду, ребенок 10 лет — загрузить стиральную машину, а двенадцатилетний — сложить выстиранное белье. Подросток выгуляет собаку или поменяет наполнитель в кошачьем туалете; дети этого возраста уже вполне могут постирать свои вещи и даже приготовить незамысловатый ужин.
Домашние заботы ребенка
Не менее важным, чем совместный отдых, игры и другие элементы общения, является приучение детей к трудолюбию.
С какого возраста нужно приучать ребенка к домашнему труду? Казалось бы, с того, как он научился ухаживать за собой, приобрел какие-то навыки, может адекватно воспринимать просьбы взрослых о помощи.
Все это сугубо индивидуально. Когда ему захотелось этого, тогда и следует начинать. Иначе, упустив время, вы потом горько пожалеете, что остались без помощника, и ваш отпрыск так ничему и не научился.
Я считаю, что малыш может что-то делать по дому вне зависимости от каких-либо умений. Ведь маленький помощник подражает старшим, как обезьянка.
Суть ребенка в том, чтобы копировать вас. И если не разрешить ему делать то, чем в данный момент занят взрослый, значит нанести незаслуженную обиду.
Конечно, он не сможет сразу же сделать все на пятерку, и вам придется переделать за ним всю работу (желательно, пока он не видит). Но сознание того, что он причастен к домашним хлопотам принесет ему глубочайшее удовлетворение и радость победы над собой.
Сужу об этом по своим детям. Моя дочка начала “мыть полы” в возрасте 2,5 лет из песочного ведерка малюсенькой тряпочкой.
Неважно, что я следом перемывала их, и что однажды воду она вылила вместе с тряпкой и засорила канализацию. Все это издержки производства
Внучки тоже рвутся помогать с малых лет мыть посуду, полы, подметать, даже гладить. Правда игрушки убирают только после обещания чего-то приятного, вроде поездки к бабушке и дедушке.
То есть, детям хочется непременно делать то, чем заняты родители. У них идет своеобразная игра во взрослую жизнь.
Вот такие поделки подарили наши детишки нам с дедом на праздники:
А этих лосей они делали вместе с мамой на Новый год. Говорят, что лосиха-бабушка очень похожа на меня.
Разумеется, что придется поначалу нелегко, пока они вырастут и научатся делать все, как положено (возможности детей все же ограничены). Ведь проще быстренько навести порядок самому, чем растягивать это “удовольствие”.
Зато впоследствии для вас наступят золотые деньки. Чада, освоившись с трудовым бытом семьи и привыкнув делать все своими руками, заметно облегчат вам жизнь.
Вот вам и вашему дитятку детский стишок про мою любимую внучку. На самом деле помощница у нас средняя — Настенька, а написала я сей опус, чтобы повысить мотивацию у Сони (она пока больше любит играть, чем помогать).
Сонечка-помощница
Встала Сонечка чуть свет:
«Мне уже немало лет!
Что же сделать мне с утра,
Как проснется детвора.
Маме буду помогать,
Куклу буду обшивать.
Я сошью ей сарафан
И пришью к нему карман.
Ну а Настеньке-сестрице
Быстро заплету косицы.
Младшему Илье-братишке
Помогу одеть штанишки.
А малышке Манечке
Дам покушать пряничка,
После завтрака посуду
Я помою, не забуду.
Надо маму выручать:
Уберу сама кровать,
Все игрушки в коробок,
А медведя в уголок.
Побегу скорей учиться,
И не стану я лениться!
Мама скажет: «Молодец!»
Тут уж и стишку конец».
Поручите малышу вначале легкие дела: отнести какую-то вещь и положить на место, принести что-то. Выбирайте то, что ему по силам.
Трудолюбие закладывается в характере каждого человека именно в самом младшем возрасте, и не стоит отказывать ему в этом по причине того, что вам некогда, или нет сил переделывать его “отличную работу”.
Обязательно похвалите его и не показывайте недовольство. Трудовые навыки придут позже, а сейчас вы закладываете в душу ребенка любовь к труду на всю оставшуюся жизнь.
До 2 лет
В этом возрасте рано говорить о том, чтобы поручать ребенку обязанности
Однако уже сейчас важно давать малышу небольшие задания, которые он сможет сразу выполнить. Для детей от 1 года до 1,5 лет это могут быть «одноступенчатые задания», например: «принеси мне носовой платок», «дай мне ложку»
Для детей от 1,5 лет и старше можно применять «двухступенчатые» задания: «возьми футболку и отнеси ее в ванную», «возьми ложку и положи ее рядом с тарелкой». Именно такие короткие инструкции-задания помогают детям понять, что они уже способны выполнить дело, нужное маме или другому близкому человеку. И дети этого возраста, как правило, с удовольствием такие задания выполняют. Поэтому не спешите все сделать сами. Проверьте, возможно, малыш уже способен вам помочь в выполнении пусть и простых, но необходимых действий.
Кризис трех лет
Отдельно стоит упомянуть «кризис трех лет», который начинается в период 2,5-3 лет и может длиться около полугода. Даже если до этого ваш малыш уже приучился выполнять некоторые поручения и обязанности, вам может показаться, что его характер испортился. Ведь сейчас он может решительно отказываться от помощи вам и даже делать «все наоборот». Но дело в том, что этот период очень важен, ведь кроха познает социальные нормы и границы поведения. И познает он их, переходя границы и «провоцируя» взрослых. Поведение ребенка часто вызывающее: он, зная запреты, «проверяет», действительно ли нельзя то, что «нельзя». Как бы малыш себя ни вел, старайтесь четко демонстрировать ребенку существующие правила и стараться добиться исполнения уже привычных обязанностей, которые должны быть неизменны и не зависят ни от вашего настроения, ни от негативного поведения ребенка.
Трудимся, играя
|
Конечно, не каждая деятельность сама по себе может вызвать у малыша желание участвовать в ней. Чтобы побудить его к действию, вы можете использовать специальные приемы.
На глазах у малыша начните подготовку к предстоящей работе. Этим вы заинтересуете его, он начнет наблюдать за вами, рассматривать то, что вы приготовили, задавать вопросы.
Через некоторое время обратитесь к ребенку за помощью. Скажите, что в одиночку с этой работой вам не справиться. Малыш наверняка не устоит перед соблазном продемонстрировать свои неоценимые умения.
Предлагайте ребенку выполнять посильные задания: пусть он что-нибудь принесет, польет, подержит.
Не забывайте показывать и объяснять малышу, как нужно выполнять поручения
Аккуратно контролируйте его действия и не забывайте почаще подбадривать.
Заканчивая работу, обратите внимание на то, сколько вы успели сделать и каких результатов добились. Не слишком строго оценивайте качество.
Выучите с малышом пословицы: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Скучен день до вечера, коли делать нечего»
Объясните их значение.
Во время работы старайтесь разговаривать с ребенком, выражайте радость по поводу его успехов, не нервничайте и не раздражайтесь, если у него что-то не получается или если он делает что-то не так, как вам бы того хотелось. Помните, что похвалы заслуживает прежде всего старание малыша, его стремление сделать работу хорошо.