Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Примеры сказок

Сказкотерапия использует сказки для детей, которые подойдут под возраст и цели ребенка. Еще лучше, если это будет не готовая сказка, а придуманная в процессе терапии.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста следует выбирать произведения, в которых есть четкая сюжетная линия:

  • бытовые («Каша из топора», «Колобок», «Курочка Ряба» и др.);
  • волшебные («Кот в сапогах», «Морозко», «Хрустальная гора» и др.);
  • поучительные («Федины игрушки», «Золотая рыбка», «Федорино горе», «Мужик и медведь» и др.);
  • героические («Сивка-бурка», «Илья Муромец» и др.).

Важные моменты, на которые следует обратить внимание при подборе или придумывании сказки:

  1. Ребенка должны интересовать герои, лучше всего подойдут ровесники или животные.
  2. Персонажи должны быть с ярко выраженными положительными или отрицательными качествами — только так малыш сможет проанализировать их характер и поступки.
  3. Тема сказки должна быть актуальной. Ее нужно подбирать под настоящий момент, чтобы вовремя решить проблемы детей (страхи, застенчивость, агрессия и др.).
  4. Произведение обязательно должно заканчиваться развязкой, чтобы ребенок знал конкретно, как нужно или не нужно поступать.

Структура занятия

Занятие по сказкотерапии обычно в следующей последовательности:

  1. Погружение в занятие. Это может быть любой ритуал, который поможет поймать необходимое настроение (прослушивание музыки, рассматривание картинки и др.).
  2. Чтение текста. Лучше, если текст будет читать взрослый человек, но допустимо и прослушивание аудиозаписи диктора.
  3. Беседа об услышанном. На этом этапе с ребенком обсуждаются поступки героев, их связь с происходящими событиями, а также чувства и эмоции, которые вызвала сказка.
  4. Арт-терапевтические методики. Отражение героев и сказочного мира в любимом виде деятельности (рисование, игра в песке, инсценирование и др.).
  5. Выход из сказки. Еще один ритуал, который символизирует возвращение в реальность.
  6. Итоги занятия. Беседа о том, что ребенок усвоил с занятия и как это пригодится ему в жизни.

Допустимо, если не все элементы структуры занятия будут использованы, некоторые из них можно пропускать или менять местами.

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции

Коррекция поведения, эмоций требует полноценного сотрудничества родителей, ребенка и психолога. Малышу трудно описывать словами ощущения, формулировать проблему из-за небольшого опыта взаимодействия с социумом. Он имеет в арсенале крик, истерики, сопротивление, агрессию, плач, ревность, грусть, что пугает родителей, заставляет задумываться о решении проблемы. В качестве метода работы с маленьким ребенком используется сказкотерапия— в психологии этот способ отличается мягкостью, ненавязчивостью, тактичностью. Метод часто совмещают с творчеством — рисование или лепка героев рассказа, сказки. Для детей младшего возраста 3–4 лет подбирают рассказы о животных, детям 5–6 лет нравятся сказки о несуществующих волшебных персонажах — феях, эльфах.

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции представляет особую ценность, поскольку позволяет ребенку испытывать различные эмоции, открыто переживать их. Решение поведенческой или другой проблемы происходит внутренне. Специалист и родители наблюдают за поведением, в нужный момент подталкивая малыша к осознанию слов, поступков, помогая справиться со стрессом.

С помощью метода сказкотерапии можно устранить такие негативные процессы:

  • трудности с приемом пищи;
  • ночное недержание мочи или проблемы с дефекацией;
  • ревность из-за появления в семье второго ребенка;
  • потеря близкого человека, питомца;
  • гиперактивность, агрессия, депрессия, навязчивые состояния;
  • фобии.

В некоторых случаях специалисты используют сказку, чтобы определить уязвимое место ребенка, наметить план коррекционной работы.

Психология. Конфликтные ситуации в сказках и пути их решения.

  1. «Сказка о золотой рыбке»

Конфликт между стариком и старухой. Старухе хотелось слишком многого и сразу.

Воротился старик — на его дворе стоит изба новая, дубовая, с вырезными узорами. Выбегает к нему навстречу старуха, пуще прежнего сердится, пуще прежнего ругается: «Ах, ты, старый пес! Не умеешь ты счастьем пользоваться. Выпросил избу и, чай, думаешь — дело сделал! Нет, ступай-ка опять к золотой рыбке да скажи ей: не хочу я быть крестьянкою, хочу быть воеводихой, чтоб меня добрые люди слушались, при встречах в пояс кланялись». Пошел старик на море, говорит громким голосом: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Приплыла рыбка, стала в море хвостом, к нему головой: «Что тебе, старик, надо? » Отвечает старик: «Не дает мне старуха спокою, совсем вздурилась: не хочет быть крестьянкою, хочет быть воеводихой». — «Хорошо, не тужи! Ступай домой да молись богу, все будет сделано»

Рекомендации по решению конфликтной ситуации:

В данной конфликтной ситуации можно предложить старухе побольше прислушаться к мнению старика и не требовать слишком много от него. Старику же нужно быть понастойчивей, не идти на поводу у старухи, не выполнять все ее указания.

  1. «Сказка о царе Салтане»

Конфликт между царем и ткачихой, поварихой. Они хотели поссорить царя с царицей и специально отправили другое, неправильное письмо царю.

Шлет с письмом она гонца,Чтоб обрадовать отца.А ткачиха с поварихой,С сватьей бабой Бабарихой,Извести ее хотят,Перенять гонца велят;Сами шлют гонца другогоВот с чем от слова до слова:«Родила царица в ночьНе то сына, не то дочь;Не мышонка, не лягушку,А неведому зверюшку».

Рекомендации по решению конфликтной ситуации:

В данном конфликте царю следует не слушать посторонних лиц, а все проверять самому. Из-за того, что он послушал посторонних произошла такая ужасная ситуация.

  1. «Золушка»

Конфликт между золушкой и мачехой с ее дочерьми. Мачеха заставляла Золушку выполнять всю работу по дому.

Никто не умел так искусно, как она, приколоть кружева или завить локоны.

– А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал? – спрашивали сестры, пока она причесывала их перед зеркалом.

– Ах, что вы, сестрицы! Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках!

– Что правда, то правда. Вот была бы умора, если бы такая замарашка явилась на бал!

Другая на месте Золушки причесала бы сестриц как можно хуже. Но Золушка была добра: она причесала их как можно лучше.

За два дня до бала сестрицы от волнения перестали обедать и ужинать. Они ни на минуту не отходили от зеркала и разорвали больше дюжины шнурков, пытаясь потуже затянуть свои талии и сделаться потоньше и постройнее.

И вот наконец долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали.

Золушка долго смотрела им вслед, а когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала.

Рекомендации:

Отцу следовало бы побольше уделять внимания своей родной дочери и прислушиваться к ней. Мачеха же будучи взрослой женщиной должна была быть умнее и относится к Золушке так же как и к своим дочерям. Можно было поделить всю работу по дому поровну.

  1. «Федорино горе»

Конфликт между Федорой и посудой.

А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора:

«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!»

Но ответило корыто:

«На Федору я сердито!»

И сказала кочерга:

«Я Федоре не слуга!»

А фарфоровые блюдца

Над Федорою смеются:

«Никогда мы, никогда

Не воротимся сюда!»

Рекомендации:

Федоре следовало бы следить за состоянием посуды, за своим внешним видом, чаще убираться.

  1. «Мойдодыр»

Конфликт между мальчиком и вещами.

Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, Выбегает умывальник И качает головой: «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Неумытый поросёнок! Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя: У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса, У тебя такие руки, Что сбежали даже брюки, Даже брюки, даже брюки Убежали от тебя. Рано утром на рассвете Умываются мышата, И котята, и утята, И жучки, и паучки. Ты один не умывался И грязнулею остался, И сбежали от грязнули И чулки и башмаки.

Рекомендации:

Мальчику следует следить за своим внешним видом, выглядеть прилежно, быть аккуратным.

>garantr.ru>Конфликтные ситуации в сказках примеры

С какого возраста применять сказкотерапию

Сказкотерапия может применяться в любом возрасте детей: от дошкольников до подростков. При ее использовании нужно учитывать особенности возраста и необходимые ценностные установки.

Для дошкольников

В дошкольном возрасте сказкотерапия – обязательная часть воспитательного процесса. Именно в таком виде малышам легче всего усвоить необходимые знания и навыки

Дети развивают свое воображение, внимание, память и речь, учатся пересказывать и объяснять смысл прочитанного взрослыми, отличать плохие и хорошие черты героев

Кроме образовательных задач сказкотерапия решает и ряд психологических.

В 2-3 года сказки помогают ребенку адаптироваться к детскому саду, снизить тревожность из-за новых условий и отсутствия родителей рядом.

В 3-4 года такая терапия помогает наладить общение со сверстниками и взрослыми и развивать речь.

К 5-6 годам у детей проявляются первые страхи и комплексы, поэтому цель сказкотерапии на этом этапе – преодоление различных проблем и уверенность в своих силах.

Для младших школьников

С поступлением в школу у детей появляется еще больше задач, которые помогает решить метод сказкотерапии. Народные и авторские сказки помогают адаптироваться к школьным условиям и порядкам

Дети продолжают развивать память, воображение и внимание, учатся целеполаганию

В этом возрасте сложнее использовать сказки как коллективный метод терапии, потому что личность каждого ребенка развивается, становится все более сложной и отличной от одноклассников. Поэтому психологи больше работают с детьми по отдельности (особенно при проработке девиантного поведения).

Для подростков

В сложном подростковом возрасте сказкотерапия может стать хорошим инструментом самовыражения. С помощью различных произведений подростки могут рефлексировать, отслеживать свои эмоции и реакции на поступки и мысли героев, идентифицировать себя с ними. Это помогает найти свое «я» и проработать различные проблемы с самооценкой, неуверенностью в себе, преодолением негативных мыслей и др.

Символическое проживание сказки

   Этот этап работы очень важен.   Во-первых, ребенок получает возможность выразить через рисунок или актерское действие свое отношение к героям сказки.   Во-вторых, взрослый получает важную обратную связь о том, насколько впечатлили ребенка именно диалектические моменты сказки: отражаются ли в рисунках и комментариях детей диалектические действия, обнаруженные в тексте в ходе обсуждения.   «Символическое» задание может быть построено по-разному. Во-первых, можно предложить детям нарисовать наиболее понравившийся фрагмент сказки. Это задание само по себе непростое для ребенка – ведь надо сконцентрироваться на своих впечатлениях, понять, что именно для тебя оказалось самым ярким моментом в сказке. Взрослому стоит остановиться на этом моменте, помочь детям самоопределиться. Наверняка некоторые ребята будут испытывать трудности с выбором, но ведь и взрослым не всегда удается сформулировать свои предпочтения. Во многом именно потому, что в саду и в школе вопрос о предпочтениях задается крайне редко.
 
 
    Во-вторых, можно предложить детям разыграть сказку, сделав маленький спектакль. Драматизация сказки поможет через жесты, интонации и пр. выразить свое отношение к героям.   В-третьих, можно предложить детям сочинить собственную сказку, используя схему только что прочитанной сказки. Это очень ценный опыт: ребенок может попробовать освоить позицию автора.   Сочинение собственной сказки – дело очень сложное для ребенка, но при помощи взрослого – вполне посильное. Конечно, это возможно только при том условии, что сам взрослый получает удовольствие от придумывания сказок, может услышать и поддержать детские идеи. Именно взрослый помогает искать новые идеи, выбирать понравившуюся, а главное – выращивать из «зародыша идеи» полноценную сказку, подхватывая мысль ребенка и разворачивая ее до целостного сюжета.   Сочинение сказки должно завершаться созданием рисунка: детские идеи очень нестойкие, им надо помочь «проявиться и закрепиться». Разумеется и тут роль взрослого неоценима: он должен задавать уточняющие вопросы юному автору на всех этапах работы: и при создании идеи, и при создании замысла рисунка (это отдельное действие, так как надо еще выбрать, что из придуманного запечатлеть на листе), и в ходе рисования, и, конечно, по его итогам. Даже если не удастся выслушать в конце занятия всех авторов, обязательно надо собрать получившиеся рисунки в книгу, чтобы у детей сложилось впечатление общего события – придумывания сказки.   В этой книге мы предлагаем варианты диалектических задач к каждой сказке. Изложены они в соответствии с описанной выше единой схемой.   1. Чтение и первое обсуждение сказки.   2. Решение диалектической задачи (в каждом случае указывается и та формально-логическая ловушка, на преодоление которой направлена работа с задачей):   • создание проблемно-противоречивой ситуации;   • обоснование (доказательство) противоположных суждений;   • возвращение к проблемно-противоречивой ситуации при помощи схемы;   • диалектическое преобразование – решение задачи;   • провокационный вопрос (как получение обратной связи).   3. Символическое проживание сказки.   Методические рекомендации – не столько образец действия, сколько схема, с помощью которой можно конструировать собственные задачи и обходить часто встречающиеся препятствия. Но, разумеется, никто не может предугадать всех неожиданных поворотов, которые ждут на реальном занятии, и это хорошо: значит, и у самого взрослого остается возможность развития мышления.
    Схема работы с эпизодом про превращение Иванушки в козленка (по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
 
 
    Это – схема действий взрослого, но отнюдь не шаблон. Принцип удержания противоположностей соблюдается всегда, но построение занятия в зависимости от сказки и совершаемого в ней диалектического действия может меняться.

«Сказка ложь, да в ней намек!..»

Сказкотерапия — это воспитание и развитие (а порой и ювелирная работа с детской психикой) с помощью образов и метафор, которые бессознательно влияют на чувства, эмоции и поведение. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают или о которых стесняются рассказать взрослым (страх, одиночество, неуверенность в себе, грубое отношение со стороны воспитателей или близкого человека и т. п.). Простые истории из жизни и родительские поучения о том, «как надо» и «как лучше», и уж тем более порицания и споры ребенку неинтересны и непонятны. А иногда малыши просто любят делать все наоборот, наперекор взрослым.

Слушая сказку — нужную сказку! — кроха автоматически идентифицирует себя с главным героем и, не осознавая этого в полной мере, проживает в своем воображении сюжет и учится на ошибках персонажа, словно на своих собственных. В то же время маленький слушатель, если сказка ему понравится, будет стремиться подражать сказочным героям не только мысленно, но и в реальной жизни. У ребят до 10‒12 лет преобладает образное мышление, поэтому они моментально переносятся в мир фантазий, дайте только пищу, то есть книгу!

Что такое сказкотерапия

Сказкотерапия – это метод психологического воздействия на человека посредством сказок. С его помощью можно корректировать различные проблемы, избавляться от страхов и комплексов, приобретать новый опыт поведения.

Применять такую методику можно не только на детях, но и на взрослых. Все зависит от содержания сказки и ее метафорических ресурсов

Но для дошкольников сказкотерапия имеет наиболее важное значение, потому что все образы героев откладываются в подсознании малыша. Эффективное использование сказок в этом возрасте поможет ребенку избежать многих проблем и найти свое место в обществе

Виды сказок

Психолог Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева занималась изучением сказкотерапии и разработала классификацию сказок.

Художественные

Это традиционные сказки (народные и авторские), которые своим сюжетом могут корректировать поведение ребенка. Например, с помощью таких сказок можно объяснить, чем может обернуться излишняя избалованность («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Если сюжет позволяет, то специалист может адаптировать и изменить сказку под требуемую ситуацию. Но в решении глубоких и сложных проблем такие сказки не используются.

Психокоррекционные

Этот вид сказок используется для корректировки отдельных черт личности: лени, агрессивности, капризности, трусливости и др. Подходит не только для маленьких детей, но и для подростков, и взрослых. Не требует обязательного обсуждения и обыгрывания, иногда достаточно только прочтения и обдумывания.

Психотерапевтические

Наиболее часто используемый вид сказок для дошкольников. Они помогают разобраться с явлениями и событиями окружающего мира, которые влияют на развитие личности ребенка. С помощью психотерапевтических сказок можно избавиться от самых глубоких внутренних проблем (например, боязнь темноты, грозы и др.). Разрабатываются и сочиняются под конкретного ребенка.

Медитативные

Такие сказки помогают снять напряжение, оказывают расслабляющее действие. Произведения, в которых нет никакого негатива и зла, способствуют преодолению проблем с социальной адаптацией и депрессивными настроениями. Иногда они используются с целью выявить вопросы, которые тревожат пациента на подсознательном уровне. Рассказывание медитативных сказок хорошо сочетается с приятной музыкой или звуками природы.

Дидактические

Дидактические сказки решают широкий спектр образовательных и воспитательных задач. Они используются в детских садах и школах для более легкой подачи учебного материала. Поэтому в настоящее время существуют десятки авторских коррекционно-развивающих программ, построенных на сказкотерапии.

Тезис 3. Злодей в сказке. Обязательно?

Не существует строгого правила, согласно которому в каждой сказке обязательно должен присутствовать злодей. Вполне
достаточно, если главный герой по ходу развития событий будет попадать в различные сложные ситуации, которые
потребуют от него определенных усилий.

Однако, во многих случаях отрицательный герой весьма уместен. И если такой персонаж будет в сказке, то его
обязательно нужно тоже ярко описать. Следует раскрыть его злобную сущность, желание навредить главному
положительному герою. Но ничто не мешает даже отрицательному герою по мере развития сюжета исправиться. Так лишний
раз будет показано, что Добро — созидательное, а Зло — разрушительное.

Медитативные сказки

Это расслабляющие рассказы, которые обычно читают детям на ночь. Сюжет должен быть спокойным, бесконфликтным

Важно правильно подобрать цвета в описании, чтобы малыш представил их и спокойно уснул. Зеленый, синий, голубой цвета помогут расслабиться, снизить частоту сердечного ритма, расширить капилляры

Медитативные сказки по своему воздействию близки к гипнозу, что вводит человека в состояние альфа, в котором решаются самые сложные задачи, устраняются противоречия, происходит скачок в умственном развитии. В состоянии альфа и тета-ритмов сознание работает, а тело полностью расслаблено. В будущем ребенок будет искать это волшебное состояние, чтобы снять стресс после рабочего дня, разрешить семейные конфликты.

СКАЗКИ О КОНФЛИКТАХ материал по теме

Во время урока соседи Кошечки обсуждали шепотом решение задачи.

Она громко произнесла:- Мне мешают своими разговорами Заяц и Енот.- Но мы же по делу говорили, — оправдывались ее соседи.- Тем более, — строго произнесла Кошечка.По классу прошел ропот возмущения:- Такой вредины еще не бывало в нашей школе!

— вырвалось у Белочки.- Я прошу всех быть более сдержанными, — попросил учитель.

— У нас очень серьезная тема, надо в ней разобраться.Ученики послушно продолжали работать. На перемене Кошечка осталась одна, никто не хотел больше приближаться к ней, разговаривать с ней и играть. Учитель подошел к новенькой и спросил:- Как тебе у нас?- Плохо, — со слезами на глазах ответила Кошечка, — мне здесь никто не нравится.- Я понимаю, что приходить одной в сложившийся коллектив очень сложно, но у нас добрые ребята, — успокаивал ее учитель.

— Я не заметила, что они добрые! — всхлипнула Кошечка.- Поживешь

Тезис 6. Место действия

Где должна происходить сказочная история? Да где угодно. Начиная от неведомого удаленного острова и даже иной планеты
и заканчивая собственным жильем, где каждая мелочь знакома. Это еще больше возбудит интерес ребенка, который вдруг
посмотрит на свои же вещи под иным ракурсом.

Чем хорош второй вариант, так это тем, что не надо углубляться в подробности описание обстановки. Ребенок с пары
намеков поймет о чем речь, так как обстановка ему известна до мелочей. Тем и интереснее.

Если же события происходят вне знакомой обстановки, то вариаций может быть множество. Погружайте главных героев в
самые невероятные обстоятельства:

  • Солнце испепеляет светом, низкие тяжелые тучи буквально прижимают к земле путников;
  • Жара высушивает до костей, а смертельный холод превращает в бездыханную ледяную глыбу;
  • Ураганный ветер уносит вдаль, а морская пучина затягивает в бездну.

Ну, а живой сказочный мир и вовсе может потрясать: вода разговаривает, деревья бегают, зеркала выворачиваются
наизнанку, показывая прошлое, а местные животные не только ходят на головах, но и издают кучу непонятных звуков. При
этом главный герой их прекрасно понимает, и от этого сказка становится еще забавнее.

Как же правильно читать сказки?

Чтение сказок — не просто приятное времяпрепровождение. Оно необходимо и очень полезно. Сказка всегда была и остается важным способом познания мира, социальных отношений и своей роли в них. Сказка развивает фантазию и воображение ребенка, закладывает стремление к прекрасному, помогает воспитывать важные нравственные качества: доброту, стремление к справедливости, чувство ответственности. Сказка не оставляет малыша равнодушным: она учит его сопереживать, радоваться, огорчаться. Вспомните, как вы сами в детстве любили сказки, какие яркие впечатления они оставляли! Поверьте, современному подрастающему поколению это не менее необходимо.

Правила чтения сказки ребенку:

Делать это нужно не на бегу, не в машине и не в очереди к стоматологу, а в спокойной домашней обстановке, атмосфере тепла и любви

Сказка на ночь воздаст ребенку необходимое ему внимание и время. Будем откровенны, сегодня многие родители вечно заняты рабочими или домашними делами — «сказочный» вечерний ритуал покажет крохе, что его любят, о нем заботятся.
Начинать читать сказки можно с любого возраста (как сейчас это принято обозначать — 0+)

И все-таки лучше слушать, а тем более понимать литературные произведения в виде прозы детки начинают в 3‒4 года.
При выборе сказки, как и при ее сочинении, помните о высокой чувствительности детской психики: она как губка впитывает в себя все, и хорошее, и плохое. Отличайте «полезные» авторские и народные сказки от страшных историй.
Не заставляйте малыша терпеть, но слушать: сказка должна быть ему интересна или ее не должно быть вовсе (возможно, просто время еще не пришло).
Начиная с 4‒5 лет старайтесь обсуждать сказки после прочтения, задавайте ребенку вопросы: «Как ты думаешь, правильно поступил этот герой? А почему?» Таким образом вы будете развивать у него творческое мышление, способность мыслить логически и делать выводы.

Тезис 2. Главный герой сказки

Конечно, никакая сказка не может обойтись без главного героя. Вокруг него, как правило, происходят все основные
события.

Так как сказка может быть самой необычной, то и основной центральный герой или персонаж могут быть совершенно разными
и очень даже оригинальными.

Это может быть:

Обычный человек, попавший в загадочную историю и получивший необычные и даже фантастические способности, эдакий
супергерой;

Привычное домашнее или земное животное, но обязательно разумное и говорящее, ведь оно поведает по ходу истории
много важного и полезного;

Придуманное существо, тут уже можно дать волю фантазии, поэтому всевозможные тролли, драконы, прочая живность
может и должна быть в сказке;

Обычные бытовые и прочие предметы, которые окружают нас в повседневной жизни, но вот в сказке они могут
приобрести удивительные качества.

Важно:

При написании сказки и включения в нее главных персонажей нужно всегда помнить о двух ключевых моментах.

  1. Какими бы необычными или фантастическими не были главные герои сказки, они должны донести до ребенка
    главную цель. Моральный и воспитывающий аспект — обязательный атрибут каждого повествования.
  2. Герои должны быть настолько просты и близки ребенку, что бы он проникся их поведением и чувствами. Тогда
    он поверит им и запомнит их слова.

Лучше всего предварительно сделать портрет-набросок будущего главного героя:

Кличка, имя, прозвище, ник.

Возраст (молодой, старый, мудрый, опытный).

Происхождение. Если главный персонаж — человек, то можно указать кто он: возможно прекрасная
принцесса, а может быть принц на белом коне. Хотя и бедный художник или одинокий сирота тоже вполне может
оказаться центральным персонажем вашей сказки.

Внешний вид. Описывая своего героя, не стоит гнаться за мельчайшими подробностями. Ребенок
может просто устать от попытки разобраться в нюансах, поэтому 2-3 яркими красками можно обрисовать героя и будет
вполне достаточно.

Характер героя

Тут обращаем внимание на то, каков ваш главный персонаж. Он смел и отважен? Или
он скрытный хитрец

А может он открыт и добродушен — такой себе рубаха-парень?

Мечты. Помимо характера, стоит выделить и то, чего же хочет главный герой, о чем
мечтает. Если это стеснительный персонаж, то его мечтой может быть настоящий друг, а вот бедный герой, конечно
же, мечтает о том, как разбогатеть. Ведущий одинокий образ жизни сирота, хотел бы жить с родителями.

Способности. Главные герои не просто основные персонажи сказки. Они должны обладать какими-то
особенностями и не всегда обычными. Например, главный герой может разговаривать с потусторонними силами или
понимать язык зверей. А может вообще сам переходить на их речь и вести беседы. Вполне возможно, что герой, даже,
обладая какими-то необычными способностями, при этом наделен неким изъяном. Это сразу привлечет к нему
дополнительное внимание ребенка.

Важно наличие у главного персонажа не только позитивных черт, но и определенных недостатков. Так ребенок постепенно
будет приучаться к тому, что нет ничего идеального даже в мире сказок

И что всемогущий благородный прекрасный воин,
побеждающий все плохое — это слишком упрощенно. Не забываем, что основная цель большинства сказок — это моральный,
воспитательный аспект. А он без поучительного урока, преодоления трудностей будет не полным.

Именно преодоление главным героем препятствий повысит внимание к нему, вызовет сострадание и интерес. Наблюдая то,
как меняется персонаж в лучшую сторону, ребенок и сам начнет стараться в своей жизни быть лучше

А определенные
недостатки можно будет исправить.

Практика сказкотерапии в работе с детьми

Сказочная терапия имеет определенные правила, закономерности, которые соблюдаются при работе. Сюжет должен соответствовать возрасту и навыкам детей, содержать контрастные образы, иметь несколько вариантов решения проблемы. Иногда применяются авторские сказки, специально подобранные для решения определенных дидактических задач.

Чтец должен иметь навыки выразительного воспроизведения текста, поставленный голос, мимику, жестикуляцию. Только таким театральным набором можно вовлечь малышей в обсуждение, спровоцировать эмоциональный ответ

Важно избегать учительского строгого тона — психолог тем и отличается, что не учит, при этом дети меняются в лучшую сторону. Иногда приходится исправлять последствия школьного «обучения», когда подросток теряет веру в себя, собственные силы, взрослых людей

Задача психолога дать понять, что люди есть разные. Чужая безграмотность не повод обесценивать себя.

Правила построение структуры сказки:

  1. Сюжет начинается со знакомства детей с персонажами истории.
  2. Далее следует озвучить проблему — общую или индивидуальную, в зависимости от того, работает психолог с группой или одним ребенком.
  3. Поиск вариантов решения проблемы героями рассказа.
  4. Преодоление трудностей — главная цель сказки. Герой получает признание, вознаграждение.
  5. Обсуждение выводов.

Далее занятие предусматривает время для арт-терапии — рисования, лепки. Можно отобразить целую сцену с несколькими персонажами

В конце занятия важно закрепить полученные навыки обсуждением выводов

Если малыш грустит, нервничает, не может углубиться в процесс, занятие лучше отложить, дав ребенку возможность спокойно рисовать.

Различные методики сказкотерапии

Работу со сказками можно совмещать с другими формами и методами арт-терапии, что поможет не только скорректировать поведение малыша, но и вызвать у него живой интерес, улучшить настроение.

Итак, прежде всего, гармонично сочетается со сказкой песочная терапия. Песок может стать своеобразной средой для воссоздания волшебного мира. Играя с песком, ребенок создает собственную реальность, в которой ему уютно и хорошо, в процессе игры благодаря так называемой «сказочной интуиции» малышу удается найти выход из сложной ситуации.

К числу методов сказкотерапии относится и рисование сказки. При помощи карандашей, красок, даже пластилина или глины ребенок выражает собственные эмоции по поводу услышанного текста. Еще одна форма работы – самостоятельное написание (сочинение) сказки, при этом ребенок может полностью придумать текст, предложить альтернативный вариант развития событий в уже готовой сказке, додумать, что происходило после заключения – например, как сложились судьбы героев «Теремка» или чем стали заниматься старик и старуха из «Сказки о золотой рыбке», вновь оказавшись «у разбитого корыта». Подобное будет интересно дошкольникам в 5-6 лет и детям старшего возраста.

Следующий вариант – драматизация, инсценировка сказок, их постановка, помогающая детям более глубоко вжиться в образ персонажа, обогатить свой эмоциональный и поведенческий опыт. При этом следует избегать нудного заучивания роли и четкого следования тексту – в подобных занятиях импровизация гораздо важнее. Именно такая форма работы поможет осознать собственные недостатки на примере изображаемого персонажа, узнать, как можно их победить, и сделать это.

Полезна и постановка кукольных спектаклей, позволяющая развить речь, воображение малыша, его коммуникативные навыки и мелкую моторику. Добиваясь «оживления» куклы ребенок со стороны наблюдает за теми или иными формами поведения, смотрит, к чему они приводят, делает свои выводы. Также в процессе куклотерапии он получает возможность проявлять те чувства и эмоции, которые недоступны ему в реальной жизни или подавляются. Детям постарше (6 или 7 лет) можно предложить самостоятельное изготовление кукол – процесс, помогающий расслабиться.

Еще одна методика – «мастер сказок», предложенный Зинкевич-Евстигнеевой. Согласно автору, существует 10 основных архетипов (например, дорога, государство, распутье), используя которые, можно создать 50 сказочных сюжетов, что и предлагается сделать ребенку. «Мастер сказок» представляет собой колоду из 50 карт, каждая из которых наделена собственным значением. Используя их, можно создавать собственные устные произведения.

Эти методы несложно использовать и в домашней работе, в этом случае зрителями «театральных» постановок или кукольного театра становятся мамы и папы, другие родственники.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: