Не навязывайте ребенку свое мнение!
Обычно властные родители вырастают из людей, воспитанных в авторитарных семьях. Они сами выросли среди людей, не знающих, что такое гибкость, и вся их жизнь была подчинена жестким правилам. Подобные условия они создают и в своей семье. Авторитет родителей при этом строится не на определенных заслугах, а просто на основании того, что они старше.
В такой семье ребенок зависит от желаний и настроений взрослого. Это родители решают, с кем ребенку общаться, чем заниматься и даже чем увлекаться. «Нам этого не надо», — говорит мама, и тем самым напрочь лишает ребенка возможности проявления собственных желаний. Ребенок даже не может испытывать эмоции, отличные от эмоций своих родителей. «Нет, мы не в восторге от этого фильма!», — заявляет мама, и ребенок вынужден согласиться. В будущем он вряд ли научится высказывать и уж тем более отстаивать свое мнение. Он будет молчаливо и покорно течь по течению, собирая все неудачи на своем пути, ведь для того, чтобы их обходить, нужно проявлять волю.
Кроме того, дети, воспитанные «родителями-диктаторами», становятся склонными к различного рода зависимостям: личностной, алкогольной, наркотической, игровой.
Если вы замечайте за собой «диктаторские замашки», то для начала попробуйте избавляться от них с помощью игры. Играйте с ребенком в игры, где каждый может как проиграть, так и выиграть вне зависимости от возраста. Полезными будут и те игры, в которых ребенок сможет командовать вами: например, он командир, а вы отряд разведчиков, который должен выполнить ответственное задание под его руководством. Так ребенок поймет, что в чем-то может быть лучше родителей, и это желание быть лучше научит его достигать поставленных целей. Ну а вы научитесь уступать ребенку, и это будет ваш первый шаг на пути избавления от диктатуры.
Раздражает собственный ребенок – посмотрите в зеркало
Многие родители говорят, что ничто так не раздражает в собственном чаде, как свои же недостатки. Человеку хочется выглядеть лучше, чем он есть на самом деле, а дети являются своеобразным зеркалом, которое показывает порой не самые лучшие родительские черты. Узнавая в малыше себя, мама или папа могут приложить волевое усилие и изжить пагубную привычку. Вероятнее всего, и дети перестанут ее воспроизводить. Хуже, когда взрослый не осознает, что сильно раздражающие качества являются его собственными.
Раздумывая о том, как воспитать ребенка без столь нервирующих вас черт, стоит сказать себе: тут, скорее всего что-то во мне не так. Проблему эту можно решить. Успокойтесь и спросите себя: «А почему меня раздражает его поведение? Почему я так остро реагирую на это?». Причины раздражения могут быть разными. Или вы сами поступаете как ваш малыш, но не видите этого. Или же когда-то в детстве вам запрещали подобное поведение, и теперь вы «по наследству» передаете запреты своим детям. Выяснив причину собственных сильных эмоций, вы сможете либо изменить свое отношение к ситуации, либо найти способ решения проблемы.
В чем же суть проблемы трудных детей? Почему они не могут вести себя как «нормальные» дети?
Такие дети знают, что такое хорошо и что такое плохо, они знают, какое поведение считается приемлемым, однако их вспыльчивость отражает своеобразную задержку в развитии. Эти дети не умеют решать возникающие проблемы, находить точки соприкосновения с другими людьми, улаживать разногласия, уступать, контролировать себя в состоянии стресса. А стресс у таких детей вызывает совсем не то, что у «обычных» людей. Стрессовой ситуацией может стать замена одного урока другим, решение пойти в кино не в тот день, в который договаривались заранее, даже если ребенок хочет пойти на предлагаемый фильм и сам просил родителей об этом и т.д
Это происходит из-за того, что взрывные дети уделяют слишком большое внимание отдельным деталям, не умеют «перестраиваться» под другие условия, они в силу своих особенностей предпочитают предсказуемость, распланированную жизнь, простые однозначные ситуации, размеренность. Это не «легкие на подъем» дети
Одной из проблем взрывного ребенка является то, что ребенок сам не понимает, почему он так себя ведет, не может описать это словами (скудный словарный запас) и не может сам справиться со своей натурой. Решение проблемы должен взять в свои руки взрослый, постепенно научающий ребенка справляться со своим стрессом или научая его не воспринимать отдельные жизненные ситуации как стрессовые.
Часто взрывные дети уже раздражительны из-за неуспеваемости в школе, травли одноклассников, отсутствия друзей, нормальных отношений со сверстниками. Усугубляется это повышенной возбудимостью нервной системы.
Соблюдать баланс в воспитании
Чтобы вырастить уверенного в себе и счастливого человека баловать тоже нужно, но в меру
Важно поймать баланс и соблюдать его. Существует два значения слова «баловать»
Так, можно баловать ребенка, доставляя ему радость. А можно потакать капризам и требованиям.
Баловать можно, но не стоит делать это на постоянной основе. Это вредно для взаимоотношений «родитель-чадо». После такого опыта с малышом невозможно договориться. Взрослый неминуемо столкнется с протестом, а отпрыск не сможет научиться беречь вещи.
Кроме того, всегда можно не баловать покупками, а порадовать ребенка чем-то нематериальным. Приятным сюрпризом для малыша может стать разрешение досмотреть фильм полностью и пойти позже спать. Такие моменты важны. Они сближают родителей и детей. Крохи чувствуют заботу и любовь, видят в родителе не только строгую фигуру.
Поэтому важно поддерживать баланс. Если с малышом часто приходится торговаться, значит, следует добавить границ и правил в воспитание
Если стиль родительства строгий, то порой незапланированные покупки или спонтанный поход в кафе на мороженое станет каплей мягкости в воспитании.
Как принять особого ребенка? Рекомендации психолога
Самое главное в такой ситуации постараться не отказываться от социальных связей, не оставаться один на один со своей проблемой. Нужно найти человека или людей, которым вы доверяете, которые смогут понять те чувства и эмоции, что вы испытываете на фоне этой ситуации, не обесценят их, не осудят, не будут вас жалеть, но разделят с вами эти чувства, поймут и поддержат вас. Это могут быть родственники, друзья, психолог. Но в любом случае это должны быть люди, с которыми вы сможете открыто говорить о своих чувствах, даже о самых, как вам кажется, неприемлемых и ужасных.
Кроме этого, вам нужно постараться найти единомышленников, то есть людей, у которых тоже есть особые дети. Это очень сильный ресурс. Благо, для этого сейчас есть различные клубы, сообщества родителей, группы психологической поддержки. Эти люди смогут вас понять, поделиться опытом, посоветовать специалистов для развития особых детей. И вы не будете чувствовать себя одиноко, когда увидите вокруг вас людей с такими же сложностями и поймете, как они с этим справляются.
Если вы найдете поддержку, сможете делиться своими чувствами и эмоциями с другими людьми, то это непременно ускорит процесс принятия особенностей ребенка.
И самое главное: вам нужно всегда помнить о том, что, несмотря на трудности, ваш ребенок – это личность, со своим характером, темпераментом, эмоциями и чувствами. И родители – это самые дорогие и любимые люди в его жизни, и он их любит просто за то, что они его родители. Родители – это самая главная опора и поддержка для него.
Процесс принятия особенностей ребенка всегда нелегкий. Как правило, когда родители узнают о том, что у их ребенка определенный диагноз, начинается естественная работа психики на принятие того, что произошло, и человек проходит определенные стадии:
- 1 стадия – отрицание того, что ситуацию уже не изменить.
- 2 стадия – чувство вины (зачастую необоснованные обвинения себя в том, что именно так произошло), которое может трансформироваться в чувство злости и непонимания: «За что все это?!»
- 3 стадия – стадия депрессии (потери смысла жизни или отсутствия интереса к жизни).
- 4 стадия – принятие.
В норме все эти стадии психика родителя должна пройти в течение года. Но если по истечении этого срока принятие так и не произошло, то рекомендуется за помощью обратиться к специалисту-психологу, чтобы стабилизировать свое эмоциональное состояние, принять сложившуюся ситуацию, найти внутренние ресурсы для дальнейшей жизни и создания необходимых условий для развития особого ребенка.
Детский и семейный психолог Чикунова Светлана Павловна
Закрыв глаза на проблемы
Если говорить детям, что они смогут всё, если только приложат усилия, — это может привести к ухудшению их результатов в учебе. К такому выводу пришли ученые Университета Эдинбурга. Исследование, опубликованное в Journal of Experimental Psychology, показало: школьники, которых мотивировали стараться, чтобы сдать экзамены по предметам, с которыми они испытывали сложности, не улучшили своих результатов. Напротив, оценки этих детей падали.
дети
Фото: Depositphotos
Исследование проходило в четыре этапа. В качестве испытуемых были выбраны ученики 5–6-х классов одной из китайских школ из небогатого района, среди которых было 89 мальчиков и 101 девочка. Детей разделили на три группы и дали им три задания разной сложности. Одну группу после выполнения каждого из заданий мотивировали на усердие следующими словами: «Ты вложил много усилий и постарался на славу», другим же говорили: «Ты, наверное, сам по себе очень умен», а третьим не сказали ничего. Затем ученые сравнили успеваемость учеников во всех группах и проанализировали их оценки за всё время обучения.
Это было необходимо, чтобы протестировать два типа мышления, которые выделяют западные психологи. «Мышление роста» («Ты вложил много усилий и постарался на славу») означает, что не всё определено природными способностями, многого можно добиться усердием и работой над собой. И «статическое мышление» («Ты, наверное, сам по себе очень умен»), которое подразумевает, что всё зависит от природных данных. Эксперименты показали, что позитивная мотивация в обоих случаях не обладает никаким положительным эффектом, а иногда даже вредит результатам учеников.
Ученые связали это с тем, что, пытаясь вернуть ребенку веру в себя, взрослые игнорируют реальные серьезные проблемы, с которыми дети сталкиваются в школе.
Как воспитать ребенка счастливым – дайте ему право быть собой
Помните о том, что малыш родился уже личностью, у него уже имеется какой-то набор своих качеств, темперамент. Маленький человек должен иметь право прожить свое детство так, как ему нравится. Конечно, родители будут заниматься с малышом и направлять его, но с учетом личностных особенностей. Ребенок с темпераментом холерика активен и очень нуждается в регулярном выплескивании энергии. Предоставьте малышу такую возможность, не пренебрегайте прогулками и активными играми. Если днем непоседа не «выбегается», то спокойного вечера вам не видать. Нельзя пытаться превратить такого малыша в меланхолика только потому, что взрослым так будет удобнее. Подобные ломки губительны для психики и чреваты многочисленными проблемами в будущем.
Маленькому флегматику наоборот необходимо дать возможность спокойно посидеть в одиночестве с игрушками. Ему шумная компания не нужна. Не пытайтесь переместить его в гущу событий и обязательно заставить играть с другими детьми. Такие «отшельники» наблюдают за сверстниками со стороны и не менее эффективно учатся жить в коллективе, но по-своему. Позвольте малышу быть личностью, принимайте и уважайте его особенности. Не всегда то, что хорошо для вас, приемлемо для ребенка. Учитывайте разницу между собой и малышом, между ним и другими детьми
Это очень важно
Будьте оптимистами!
Есть категория родителей, которым невозможно угодить, и которые всем всегда недовольны. Это касается всех сфер жизни, в том числе и отношения отца или матери к своему ребенку
Они видят только недостатки и не обращают внимания на достоинства: если ребенок написал на двойку контрольную по математике, но при этом получил «отлично» за сочинение, родители заострят внимание на «двойке» и сделают из этого целую трагедию
«Ты ничего не умеешь», «Ты ничего не сможешь», «У тебя никогда ничего не получается», — бубнят родители целыми днями. При этом они постоянно говорят о том, как все вокруг плохо, все время жалуются на здоровье, ругают соседей и даже власть в стране…
Ребенок не просто страдает от комплекса неполноценности, но и теряет способность смотреть на мир с оптимизмом. Он уже не может радоваться второму месту в соревнованиях, потому что оно не первое и родители разочарованы.
Такие дети не смогут научиться достигать поставленных целей. Более того, они даже не смогут их правильно ставить, потому что будут считать, что все равно ничего никогда не добьются.
Всю жизнь они будут видеть мир в мрачных цветах. В сером мире для удач просто нет места, поэтому ребенок вырастет неудачником.
Если вы постоянно чем-то недовольны, то попробуйте понять причину своего недовольства, и тогда управлять своим состоянием будет проще. Попробуйте начать с того, чтобы радоваться мелочам, замечать успехи и не зацикливаться на неудачах. Ваш ребенок ждет от вас одобрения, а не постоянной «взбучки». Поверьте, если не исправить ситуацию сейчас, в будущем вы можете не только наблюдать жизнь ребенка-неудачника, но и вовсе потерять эмоциональную связь с ним.
у меня толстый ребенок
68 ответов
Последний — 15 апреля, 11:27 Перейти
Автор
Наташа
Автор
Наташа
Наташа
боюсь,что пока одноклассники ему не «объяснят» ваши объяснения он не поймет… а в школе их будут кормить,я так понимаю?
Автор
Он не боится, слишком продвинутый (как все дети)
Смиющаяся Блошечка
в морг свади покажи наглядный пример!
колхозница
*** эта женщина.
Смиющаяся Блошечка
в морг свади покажи наглядный пример!
Автор
Ты представляешь как мне объяснить ребенку не есть после 18, если мы спать ложимся в 23
Автор
Всем огромное спасибо за ответы я обязательно отпишусь через месяц, будем худеть. Пожелайте удачи.
Гость
Я перестала ему покупать сладости(максимум 1 раз в 2 недели 2-3 конфеты),не даю жареного,копченого,никакого майонеза и кетчупа,на ужин(не позже 18) или фрукты,или творог,или салат на оливковом масле.
Поначалу отказывался так питаться,но в школе дети обзывали толстяком и он был вынужден худеть.За 4,5 месяца весит 41 кг и когда сегодня пришел из школы,то сказал мне:»Мама,как хорошо,что я похудел,теперь меня не обзывают!»
Автор
Вчера съел помимо ужина пол пачки краб. палочек, а потом йогурт, и говорит дай поесть
Наташа
боюсь,что пока одноклассники ему не «объяснят» ваши объяснения он не поймет… а в школе их будут кормить,я так понимаю?
Новые темы
Ольха
Я ограничиваю сладкое ( в день 1 квадратик шоколадки, булочки всякие не покупаю вообще, колу и прочее тем более). Но он умудряется всё равно много есть. Если нет шоколадки,то будет хомячить капусту.
Вечером просто отгоняю от холодильника.
Гостья
от пиццы в столовой ребенок не потолстеет,вся ответственность лежит на том,что он есть дома:откуда у вас дома крабовые палочки?сами едите? а что от ребенка хотите тогда? он ваш пример и слизывает.Поменяйте свое питание:перейдите на здоровое,без жирного и мучного,больше фруктов,овощей,кисломолочного.И ребенок также будет питаться.
kikki-mikki
Конечно самый оптимальный вариант для вас — это спорт. не надо сажать ни на какие диеты. он растущий организм и ест столько сколько требуется. отдайте на футбол, хоккей, легкую атлетику… и он мгновенно похудеет и подтянется!!!
Автор
Яночка Л
1 квадратик шоколадки В ДЕНЬ?! он вырастет, оторвётся, как я))). а что он ест вообще на завтрак, обед, ужин? перекусы какие?
Взрывные дети – дети с низким уровнем адаптивности и самоконтроля. Что это?
- способность переключаться с одной задачи на другую;
- способность организовать и планировать свою жизнь;
- способность дистанцироваться от проблемы (ситуация и эмоциональная реакция – одно, решение проблемы – другое);
- умение находить общий язык с окружающими, умение разговаривать и договариваться, умение жертвовать чем-то своим для другого;
- умение правильно оценить ситуацию и отношение других по отношению к себе. Взрывные дети могут, например, считать, что их никто не любит, или, наоборот, не понимать, что их собственное поведение может кому-то не нравиться, они могут не замечать, что из-за этого с ними никто не дружит Таким образом проблемы общения только еще сильнее усугубляются.
Все эти качества – не врожденные, они приобретаются, у основной части детей это происходит по мере взросления само, у взрывных – с отставанием. Перечисленные проблемы – это не оправдание плохого поведения ребенка, это причины, с которыми нужно работать, чтобы помочь ребенку преодолеть отставание в развитии.
Причины инфантилизма: как взрослые становятся детьми?
Причина №1: инфантильные родители.
Эта проблема передается из поколения в поколение, но не через гены, а попросту, потому что дети принимаю модель поведения своих инфантильных родителей. Правда, иногда родители ведут настолько безумный образ жизни, что их детям приходится страдать. В этом случае родители станут отрицательным примером, показывая, что так жить нельзя.
Причина №2: чересчур заботливые и беспокойные родители.
Они оберегают своей гиперопекой ребенка от всех возможных трудностей, не дают сталкиваться с жизненными трудностями, которые так необходимы для взросления. Чрезмерная забота о своем ребенке, попытка уберечь от боли и страданий – это не любовь. Это прямая дорога к пожизненной опеке взрослого ребенка. Она причиняет только вред.
Причина №3: система служения.
Детский сад, школа, университет помимо важных знаний учат человека правильно воспринимать жизнь. Правильно для системы, но не всегда для самого человека. Смысл в том, что человеку-ребенку внушают, что о нем всегда кто-нибудь заботится, что ему нужно рассчитывать на других. Для этого есть специалисты, разного рода чиновники, лидеры. Так система привязывает к себе человека, чтобы получить в его лице преданного слугу.
Причина №4: монопрофильность.
Распределение большинства важных дел по другим людям снимает с человека дополнительную нагрузку. Оно лишает возможности развиваться инфантила всесторонне, нести ответственность за остальные сферы его жизни. Для развития до уровня зрелого человека нам необходимо усложнять жизнь, подвергаться небольшому стрессу, который поможет созреть психике.
Дети ведут себя хорошо, если могут
Однако Росс В. Грин, несколько лет совместно с коллегами занимающийся проблемами таких детей, утверждает, что детям тоже не нужны истерики. «Дети ведут себя хорошо, если могут» — это основная позиция автора книги. Сравните с «Дети ведут себя хорошо, если хотят».
Бывают дети, которые не умеют хорошо рисовать или которые никогда не достигнут высоких результатов в спорте и музыке, а есть дети, имеющие особые проблемы – отсутствие адаптивности и самоконтроля – и таких детей мы называем взрывными, невоспитанными, трудными. Детьми, для которых единственный возможный вариант поведения в ряде ситуаций – истерика. Но почему? Что делает собака или другое животное (не обладающее речью), если ей наступят на хвост или зайдут на ее территорию? Рычит, лает, кусается и убегает. Что делает ребенок, не умеющий говорить или выражать свои эмоции? То же самое! Рычит, кричит, психует и убегает. А взрывные дети часто не умеют выражать свои эмоции: они не умеют анализировать свои чувства и желания и не обладают достаточным словарным запасом, чтобы описать свое беспокойство и потребности.
«Дети не выбирают сознательно вспыльчивость как манеру поведения, точно также как дети не выбирают сниженную способность к чтению».
Взрослые, понимая, что есть дети с проблемами интеллектуального и физического, должны признать, что есть дети и с проблемами адаптивности и самоконтроля. Это взрывные дети. Это другие дети. «Но ведь мои родители воспитывали меня так, как я воспитываю своего сына или дочь, и я вырос хорошим человеком, почему я должен идти на уступки своему ребенку?». А почему родители должны заниматься с ребенком решением логопедических проблем? Почему родители должны по особой методике учить детей с ДЦП? Эти примеры кажутся нам очевидными: мы знаем, что дети с нарушением речи и с ДЦП – другие, а взрывных детей мы считаем просто невоспитанными. Нам кажется, что нужно просто найти подход к этим детям, быть строже, не потакать капризам, «правильно» воспитывать. Конечно, капризам потакать не нужно, не нужно и вырабатывать связь «истерика – достижение цели». Но что же нужно? Как работать с такими детьми?
Что значит «быть хорошей мамой»?
Не всегда понимание этой фразы правильное. Для кого-то хорошая мама та, которая разрешает буквально все: капризничать, требовать, драться, отбирать игрушки у других детей, делать все, что заблагорассудится. Но такая вседозволенность приводит к печальным последствиям в будущем.
Но на самом деле «быть хорошей мамой» — значит, уделять своему малышу достаточно времени, проводить с ним досуг, любить свое чадо, быть терпеливой, внимательной, заботливой, быть верным другом и товарищем. Ведь доверие и любовь детей зарабатывается совсем не игрушками, подарками или сладостями
Любовь взрослых, внимание и забота – вот что по-настоящему необходимо детям
Печально, но у современных мам зачастую времени на собственных детей не хватает из-за постоянной занятости на работе. Они вынуждены трудиться больше, чтобы суметь прокормить и обеспечить своих детей всем необходимым – того требует современный ритм жизни, общество
Но если уж вы решились стать матерью, вы просто обязаны суметь распределить свое время так, чтобы ваш малыш не был обделен лаской, вниманием, заботой. Следует понять простую истину: лишь счастливый ребенок вырастает успешным, благополучным и счастливым человеком
Но как добиться этой гармонии в отношениях матери с ребенком? Где взять сил и терпения на воспитание своего чада?
Инфантилизм излечим, если сам человек признает эту проблему
Избавиться от инфантилизма – значит сделать все, чтобы человек начал работать над собственным развитием. Самостоятельно, без посторонней помощи это не всегда возможно. Ведь дети на то и дети, что в некоторых вещах им нужна помощь и поддержка взрослых и опытных людей. Поэтому инфантильным людям помощь необходима. А это значит, что правильно учить их самостоятельности, правильно толкать их к тому, чего они избегают больше всего на свете, к трудностям.
И здесь в первую очередь нужна мотивация к такой работе. Человек мотивируется двумя вещами – болью и удовольствием. Если интереса к развитию, к учебе, к труду у человека нет и его не удается пробудить, если желание достичь высот не просыпается, тогда остается только одно – заставить его страдать, испытывать боль, лишения, чтобы он начал развиваться не по желанию, а по необходимости
Здесь важно не перестараться, чтобы не сломать человека. Ведь психологический возраст у всех разный иучитывать его – сложная задача
Поэтому не получится разом наверстать все то отставание в развитии, которое складывалось годами. Каждый человек получает такую нагрузку, которую способен выдержать на этом этапе собственного развития. Это касается его физического, психического и умственного развития.
Во вторую очередь можно обратиться к помощи профессионалов. как нельзя лучше чувствует настрой человека и помогает изменить собственные взгляды на жизнь. Посмотреть на себя со стороны, признатьнедостатки. Неизвестно, какие испытания свалятся человеку на голову в будущем. И если он не будет к ним готов из-за собственной инфантильности, то для него все закончится печально.
Так что мы сами решаем, насколько наш жизненный путь правильный. Поэтому, если ваше мнение по проблеме инфантилизма не совпадает с тем, что здесь написано, это не значит, что вы не правы
Важно решить для себя, к какому мнению стоит прислушаться
Не бойтесь иногда проявлять строгость в воспитании!
Некоторые родители даже не догадываются о том, что дети нуждаются в ограничениях. Воспитание детей требует «кнута» и «пряника». Однако, несмотря на явную древность этой истины, многие родители считают, что детей нужно только поощрять. При этом родителипринимают любое поведение, включая баловство и даже детские капризы. Если же кто-то посторонний попытается сделать ребенку замечание, то тут же получит в ответ замечание от родителей.
Со временем поступки ребенка будут более тяжкими, но родители всегда будут находить оправдание своему ребенку. Ребенок может нарушать правила, нормы и при этом не понимать, почему окружающие люди воспринимают негативно его поведение. Такие люди не умеют просить прощения, контролировать свои действия. Они уверены, что все вокруг должны всегда принимать и любить их такими, какие они есть.
Дети, воспитанные всепрощающими родителями, часто становятся социальными изгоями. Им незнакомо чувство сопереживания. С ними не хотят иметь дело ни в личном, ни в профессиональном плане.
Попробуйте посмотреть на своего ребенка глазами посторонних людей, поставьте себя на место тех, кто вынужден терпеть капризы вашего ребенка: учителей, соседей, других родственников. Возможно, так вы поймете, что каждый плохой поступок требует обсуждения и объяснения. Ребенок должен понимать, когда он бывает не прав.
Конечно, это не все причины, из-за которых дети вырастают неудачниками. На характер ребенка влияет все, что его окружает, но психологи утверждают, что именно эти ошибки родители допускают чаще всего. При этом описанные нами мамы и папы даже не задумываются о том, что что-то делают неправильно. Так может, пора задуматься?
Светлана Садова
Кем вас видит ваш ребенок?
Эксперты портала «Я-родитель» разработали тест для родителей, который поможет понять, кем видит вас собственный ребенок – другом, тираном или слугой, и что следует изменить в отношениях с ним, чтобы достигнуть взаимопонимания.
Пройти тест