Личностная готовность ребенка к обучению в школе

Успешный школьник — здоровый школьник

Не забудьте при подготовке к школе уделить внимание здоровью ребенка. На самом деле, поступление в первый класс — это и эмоциональный стресс, и серьезная интеллектуальная нагрузка для ребенка

У будущего школьника в режиме дня обязательно должны быть оздоровительные процедуры — он должен много гулять, ходить, по возможности, в бассейн, заниматься спортом, больше времени проводить на природе.

Если у ребенка ослабленное здоровье, нежелательно, чтобы он учился в школе с усиленной программой, можно выбрать для него так называемую «школу здоровья», где оздоровлению детей уделяется особое внимание. В любом случае хотелось бы, чтобы родители больше прислушивались к рекомендациям психологов, проводящих тестирование при приеме в школу

Если есть основания не доверять школьному психологу, можете отвести ребенка для диагностики к независимому психологу в детский психологический центр

В любом случае хотелось бы, чтобы родители больше прислушивались к рекомендациям психологов, проводящих тестирование при приеме в школу. Если есть основания не доверять школьному психологу, можете отвести ребенка для диагностики к независимому психологу в детский психологический центр.

Лучше всего сделать это весной, чтобы с учетом рекомендаций максимально подготовить ребенка к школе за лето. Специалист не только оценит уровень развития различных компонент готовности к обучению в школе, но и подскажет, какая система обучения больше подходит именно вашему ребенку.

Сформированность компонентов психологической готовности

Таким образом, психологическая готовность к школе наступает тогда, когда дошкольник стремится стать учеником, готов к перестройке привычного образа жизни и к выполнению учебной деятельности, имеет социальные и познавательные мотивы и испытывает потребность в интеллектуальной активности.

Следует заметить, что всесторонняя готовность к школе вовремя складывается только у незначительной части дошкольников. Как правило, только некоторые показатели соответствуют школьной зрелости. Психологическому становлению будущего школьника способствует кризис 7 лет, протекание которого обеспечивает появление новообразований. Эти новые психологические образования выводят личность ребенка на более высокую степень осознания и настраивают на школьное обучение.

У значительного количества детей психологическая готовность к обучению продолжает формироваться в первом классе. И здесь главная задача родителей и педагогов – пробудить, укрепить, удержать познавательную мотивацию к обучению.

Коммуникативная готовность ребенка к школе

Новые условия ожидают детей и в коммуникативной сфере. В старшем дошкольном возрасте — особенно в период кризиса 6-7 лет, — дети стремятся изменить свою позицию в семейных отношениях и получить возможность самостоятельных действий и решений. Однако для них становится особенно важным, чтобы их мнения и суждения в отношении окружающего мира хотя бы частично совпадали с точкой зрения взрослых.

Дети пробуют себя в роли взрослых, и им очень хочется, чтобы эти пробы были успешными. Причем, старший дошкольник уже отлично понимает, что взаимоотношения с близкими взрослыми и посторонними людьми выстраиваются по-разному. Беседуя с чужим человеком дети после 6 лет стараются не допускать той непосредственности, которая доминировала в их поведении раньше.

В общении со сверстниками также появляется много нового. В школе ребенка ждет коллективный характер деятельности. Это совершенно другие условия, чем привычные для дошкольника игровые взаимодействия или дружеские отношения. Естественно, и прежние формы общения сохранятся, но учебная деятельность требует иных. Главным становится умение действовать совместно ради выполнения поставленной задачи.

Как меняется коммуникация со взрослыми при поступлении в школу

Дошкольники активно используют ситуативно-деловую и внеситуативно-познавательную форму общения со взрослыми. В то время как обучение требует внеситуативно-личностного общения ребенка и взрослого, где на первый план выходит авторитетность учителя.

Перечислим важнейшие аспекты, которые способна обеспечить названная форма общения:

внимание к тому, что говорит взрослый
умение слушать и следовать инструкции
адекватно относиться к оценке за свою работу
исправлять ошибки, на которые указал взрослый

И такие отношения начинают складываться к концу дошкольного возраста, потому что ребенок взрослеет, постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает правила и нормы социального взаимодействия.

На пороге школы взрослый для ребенка становится экспертом во всем: как источник информации, как оценивающий специалист, как личность, стоящая на страже нравственности и справедливости.

Ребенок учится у взрослого, воспринимает его указания, решает поставленные перед ним задачи, если воспринимает его как учителя. Это непременная составляющая коммуникативной готовности к обучению в школе.

Особенности коммуникации со сверстниками при обучении

Чтобы успешно адаптироваться к школьному обучению, ребенку необходимы коммуникативные умения, лежащие в основе коллективной ответственности. Для школьной среды важны следующие:

  • действовать вместе с одноклассниками
  • слушать ответы товарищей и следить за их работой на уроке
  • согласовывать свои замыслы и действия с коллективом
  • обосновывать свое мнение и считаться с мнением других
  • настаивать на своем в одних случаях и уметь отказываться от своей идеи в пользу иного мнения в других
  • принимать успехи других детей без обид и других негативных эмоций

Перечисленные умения быстрее формируются у детей, обладающих коммуникативными способностями. Но любому ребенку под силу включиться в коллективную учебную деятельность. У разных детей могут быть различные слабые звенья коммуникации. Если рассматривать приведенный выше список в качестве критериев подготовленности дошкольника к обучению, то проясняется, в каком направлении должно осуществляться развитие коммуникативной готовности к школе каждого отдельного ребенка.

Коммуникация со сверстниками помогает овладевать учебной деятельностью. В общении на уроках дети усваивают общие способы решения задач. Бывает, что большей подсказкой, как выполнить задание, ученику служит наблюдение за действиями соседа по парте. Есть дети, которые скорее спросят у товарища, чем обратятся к учителю.

Образно говоря, социально-коммуникативная готовность к школе служит, своего рода, каркасом. Это невидимая конструкция, благодаря которой у ребенка складывается представление о своей роли ученика, о роли взрослого как учителя. А все элементы данной конструкции объединены общей учебной деятельностью.

Психологическая готовность

Важная составляющая готовности к школе — психологическая готовность. Понятие психологической готовности к школе включает в себя:

  • интеллектуальную;
  • личностную;
  • социальную;
  • эмоционально-волевую готовность.

Психологическая характеристика готовности к школе включает в себя также осмотр психиатром и медицинское заключение по факту осмотра. Врач проводит беседу, тестирование и заносит эти данные в медицинскую карту. Считается, что ребенок психически готов к поступлению в школу, если у него не обнаружено психических и функциональных отклонений или они незначительные, не требующие коррекции (лечения).

Интеллектуальная готовность

Будущий первоклассник должен:

  • уметь мыслить аналитически, устанавливать связи между предметами и их свойствами, причиной и следствием;
  • иметь запас знаний, необходимых для обучения в первом классе;
  • уметь ориентироваться в пространстве, знать, как возвращаться с прогулки по двору домой, как пройти в школу, до магазина.

Развитие мышления, речи и памяти должны соответствовать его возрасту. Для успешного обучения у ребенка нужно поощрять любознательность, он должен стремиться получать новые знания.

Личная и социальная готовность

Социальная и личностная готовность ребенка к школе связаны между собой. Они включают в себя:

  • понимание плохо-хорошо, нравственное развитие;
  • коммуникабельность, способность общаться со взрослыми и со сверстниками, умение решать ссоры с другими детьми без явной агрессии, понимание авторитета взрослых;
  • умение слушать преподавателя, понимание задач, которые он ставит (и принятие их без реплик «не буду, не хочу»), способность спрашивать, уточнять у учителя то, что непонятно, умение признавать свои ошибки, если они появляются;
  • умение адекватно реагировать на замечания сверстников и взрослых.

Отношение ко взрослым, самому себе и своим сверстникам, способность самостоятельно следить за своими действиями и поведением, умение оценивать свое и чужое поведение — из всего этого складывается личностная готовность к школе.

Эмоционально-волевая готовность

Обучение в школе — это большая эмоциональная нагрузка. Ребенку нужно научиться управлять эмоциями, сдерживать их, выражая словами (а не криком или слезами)

Важно учиться проходить зажимы, неуверенность. Это может мешать обучению (ребенок стесняется переспрашивать, от этого не понимает и не усваивает новую информацию, боится подойти к новым детям, ему некомфортно, хочется вернуться домой, не находиться в непривычном и неуютном для него месте)

До поступления в первый класс ребенка нужно:

  • научить поднимать руку и переспрашивать, если ему непонятно объяснение;
  • объяснить, что не всегда его будут спрашивать, даже с поднятой рукой, не всегда будут хвалить именно его, донести до ребенка, что главная задача — готовиться к урокам, делать это для собственного развития;
  • научить спокойно проходить разочарования, проигрыш, не воспринимать подобное как конец света;
  • помогать выполнять те задания, которые не очень нравятся, но они необходимы, ребенок должен привыкнуть делать те вещи, которые даются не для развлечения, для которых нужна усидчивость и сила воли;
  • прививать интерес к обучению, к получению новых знаний;
  • формировать позитивный образ школы, рассказывать, как полезно и интересно будет общаться с одноклассниками, что обязательно появятся новые друзья (и прикладывать собственные усилия к этому в дальнейшем: знакомиться с родителями, приглашать одноклассников в гости, закидывать в школьный рюкзак сладости для приятелей — это мелочи, которые помогут ребенку завести друзей и чувствовать себя комфортнее в школе).

Физическая готовность

Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.

  1. Уровень биологического развития:
  • рост;
  • масса;
  • работоспособность;
  • утомляемость;
  • система условных словесных реакций;
  • зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.

Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении

Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:

  • ловкость;
  • скорость;
  • сила;
  • скоординированность движений.

Уровень развития основных видов движений:

  • бег;
  • прыжки;
  • наклоны;
  • приседания;
  • ползание.

Развитие мелкой моторики рук:

  • держать ручку или карандаш;
  • проводить четкие линии;
  • перекладывать мелкие предметы;
  • складывать лист бумаги.

Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки;
  • пользоваться туалетом;
  • одеваться;
  • застегиваться и завязывать шнурки;
  • следить за своим внешним видом;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • убирать за собой посуду;
  • организовывать рабочее место;
  • собирать, складывать и убирать свои вещи.

Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:

важности быть здоровым;
необходимости беречь здоровье;
режиме дня;
значимости занятий спортом.

Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.

Мотивация — должен ли ребенок хотеть в школу?

Диагностируя готовность к школе, психологи всегда уделяют внимание мотивации. Лучшим мотивом для успешности обучения является интерес к учебе, к получению новых знаний

Однако, этот мотив встречается в шести-, семилетнем возрасте не так часто. Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус («В школе я буду уже большой!»). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму». Этот мотив не самый эффективный, но обычно его хватает на первое время, а потом может подключиться и интерес к самой учебе.

Сложнее, если ребенок в школу не хочет. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения

Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. Идет ли речь о конкретной школе, или о необходимости учиться вообще, о расставании с детсадовскими друзьями или о страхе перед новым

В зависимости от причины и нужно действовать. Так или иначе, важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе в целом.

Общая характеристика

Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:

  • морфологических;
  • психологических;
  • личностных.

 Степень их сформированности зависит от:

  • правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
  • уровня развития его психических процессов;
  • социальной среды, в которой малыш воспитывался;
  • личностных качеств, которые у него выработались;
  • наличия основных универсальных учебных умений.

Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице.

Физическая

Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.

Психологическая

Интеллектуальная

Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.

Социальная

Готовность взаимодействовать с окружающим социумом.

Личностная

Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.

Эмоционально-волевая

Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.

Специальная

Основные учебные умения

По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

Показатели личностной готовности детей к школе

Для того чтобы определить, созрела ли личность дошкольника к новому этапу в своей жизни, возрастная психология выделяет соответствующие показатели. Личностная готовность ребенка к школе характеризуется развитием мотивационной сферы и принятием новой социальной позиции.

Это новые характеристики в личностном становлении ребенка. Например, пятилетнему малышу они не присущи. Только достигнув старшего дошкольного возраста, юная личность начинает больше тянуться к социальному окружению и искать возможности реализовать свои возросшие потребности.

С поступлением в школу предстоят существенные изменения того образа жизни и преобладающих видов деятельности, к которым привык дошкольник. Новые условия потребуют новых движущих сил развития, которые связаны с мотивацией и принятием себя в новой роли.

Личностно-мотивационный компонент

На первое место в личностной готовности к школе большинство психологов ставят наличие у ребенка учебной мотивации. Без этого компонента у первоклассника не получится адекватно воспринимать ту информацию, которую ежедневно и на каждом уроке преподносит ему учитель, а затем еще выполнять учебные задания.

Личностно мотивационная готовность к школе включает три важнейших учебных мотива:

  • Познавательный
  • Социальный
  • Мотив достижения

Познавательный мотив должен прийти на смену игровому. До тех пор пока у ребенка будет доминировать игровой мотив, сконцентрироваться на обучении он не сможет.

Есть ли объективные условия, чтобы сформировалась познавательная мотивация, в то время как ведущей деятельностью дошкольника является игровая? Конечно, такие условия есть. Дети же не только играют.

Во-первых, уже с младшего дошкольного возраста ими движет активный познавательный интерес. Во-вторых, детей очень привлекает познавательная исследовательская деятельность. Как действует магнит, почему летает бумажный змей, какой из предметов удержится на поверхности воды – подобные эксперименты очень занимают дошкольников. В-третьих, в дошкольной жизни уже присутствуют элементы учебной деятельности. Чтобы научиться какому-то действию, дети слушают инструкцию, копируют по образцу, придерживаются правил. А это и есть предпосылки учебной деятельности, способствующие формированию познавательных мотивов.

Социальные мотивы учения формируются на основе потребности в общении с другими людьми, а не только с близким окружением. К тому же у дошкольника появляется желание узнать оценку своих действий и результатов со стороны компетентных людей.

Ребенку уже не достаточно подбадривания и поощрения в процессе выполнения заданий. Они жаждут обратной связи по поводу результатов их продуктивной деятельности или интеллектуальных достижений.

Для учебной деятельности важна ориентированность на результат, на достижение. Результат соответствует определенной отметке, принятой в школьном обучении. Без выраженного мотива достижения результаты учения вряд ли будут ощутимыми.

Личностно-социальный компонент

С каждым годом дошкольника все больше начинает привлекать мир людей. Старшие дети интересуются, как выстраиваются отношения в обществе. На пороге школы у них преобладает внеситуативно личностная форма общения со взрослыми, которая способствует формированию у ребенка умения внимательно слушать и понимать взрослого, воспринимать его в роли учителя и занимать по отношению к нему позицию ученика.

Социально личностная готовность к школе складывается, если у ребенка появляется ориентация на социальные особенности школьной жизни и готовность к принятию роли школьника.

Социально личностную готовность ребенка к школе можно определить, понаблюдав за ним и расспросив, как он представляет школьную жизнь. Говорящие критерии следующие:

  • Заинтересованное положительное отношение к тому, что скоро предстоит идти в школу.
  • Понимание того, что школьная деятельность будет отличаться от привычных для дошкольника занятий, с преобладанием чтения, счета, письма.
  • Желание принять школьные довольно строгие правила с уроками и коротенькими переменками.
  • Стремление заниматься в коллективе сверстников и в школе, а не индивидуально или дома.
  • Признание авторитета учителя, готовность выполнять его инструкции и воспринимать оценку.

Саморегуляция — основа готовности к школе

Первый и один из самых важных элементов — саморегуляция. Примерно к 7 годам у ребенка формируется совершенно новый механизм психики — появляется умение осознанно управлять своим поведением. Психологи также называют это произвольностью.

Попробуйте поиграть с трехлетним ребенком в известную детскую игру «Да и нет не говорить, черное-белое не носить». Вы заметите, что, скорее всего, ребенок не справится с заданием, у него постоянно будут вылетать «не те» слова. А вы пробовали заставить ребенка посидеть спокойно, когда вы разговариваете с кем-то из взрослых, а ему очень хочется с вами поиграть? А может трехлетний малыш сдержать радость или слезы? Конечно нет, либо с большим трудом. И он не виноват.

Просто в дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности — целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой либо легко запоминать стихотворение, но только если его эмоционально зацепило это занятие, то есть делает он это непроизвольно.. Для обучения же в школе механизм произвольности необходим

Ведь ребенку придется контролировать себя, начиная от запоминания неинтересных ему вещей, заканчивая тем, что нужно дождаться, пока тебя спросит учитель. Да элементарно нужно просидеть 30 минут на уроке!

Для обучения же в школе механизм произвольности необходим. Ведь ребенку придется контролировать себя, начиная от запоминания неинтересных ему вещей, заканчивая тем, что нужно дождаться, пока тебя спросит учитель. Да элементарно нужно просидеть 30 минут на уроке!

Именно произвольности чаще всего не хватает первоклассникам-шестилеткам. Развить этот механизм довольно сложно. Он, что называется, должен созреть. И уж точно не стоит тренировать ребенка учить неинтересные стихи либо сидеть, не двигаясь, полчаса. Натренировать произвольность нельзя. Вы можете поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой.

Внутренняя позиция школьника

Личностная готовность к обучению в школе предполагает, что дошкольником движут и познавательные, и социальные мотивы. Но ребенок — это не статистическая особь homo sapiens. Это индивидуальность, хотя еще и малолетняя. Со своими предпочтениями, способностями и склонностями. В большинстве случаев у дошкольника доминирует один из мотивов.

В том случае, когда у ребенка тесно переплетены две потребности – познавательная и потребность в общении со взрослым как с наставником, — он способен легко и эффективно включиться в учебный процесс.

О таких детях говорят, что у них уже сформировалась внутренняя позиция школьника.

Складывается такая внутренняя позиция постепенно. Сначала дошкольник в своих разговорах отзывается о школе в положительном ключе. Затем возникает интерес к социальным характеристикам школьника («буду писать в тетрадке, и мне поставят «5», «Нужно позвонить – так начинается урок» и пр.). И наконец, завершающий этап – появление интереса непосредственно к учебной деятельности в условиях школы, то есть, становление учебной мотивации.

Ценность внутренней позиции школьника состоит в том, что ребенок осознанно намерен подчинять свое поведение и действия школьным требованиям. Он готов прикладывать усилия, чтобы слушать учителя, получать знания, выполнять задания. Это не что иное, как произвольность.

Процесс школьного обучения с первых дней опирается на определенный уровень произвольного поведения. Слабый уровень произвольности первоклассника, как правило, приводит к трудностям в обучении.

Таким образом, чтобы сложилась личностная готовность к школе, у детей нужно развивать учебную мотивацию и потребность учиться у взрослого. Только так ребенок осознает, что в школу он пойдет не для того, чтобы играться там с другими детьми в новых условиях. Для него станет очевидной задача почерпнуть знания и многому научиться. В связи с этим, нельзя недооценивать подготовку к школе в небольших группах детей накануне поступления в первый класс. Даже кратковременное посещение подобных «курсов первоклассника» продвинет дошкольника на шаг в формировании внутренней позиции школьника.

Психологическая готовность

Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.

Умственная готовность включает:

достаточный багаж знаний об окружающем мире;
умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
любознательность, потребность в получении новых знаний;
уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
наличие словесно-логического и образного мышления;
развитую речь, достаточный словарный запас;
сформированные сенсорные навыки;
устойчивое внимание;
крепкую память.

Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.

Социальная готовность базируется на таких компонентах:

  • коммуникативность;
  • стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
  • умение уступать в споре и делиться, быть толерантным;
  • умение выслушивать собеседника;
  • готовность соблюдать очередь;
  • готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
  • понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.

Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.

Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению

Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, портфеля, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки

К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.

Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:

  • радостное ожидание поступления в школу;
  • принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
  • способность подчинять свои мотивы коллективным;
  • умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
  • стремление преодолевать трудности;
  • стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
  • сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;
  • присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.

Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: