Во сколько лет не слишком рано дать малышу планшет
Мама: Я врач, вижу детей 2–3 лет, которые не умеют разговаривать, но при этом они на «ты» с планшетом. Когда сына или дочь вообще можно пускать в царство современной техники? Как понять, что это не слишком рано для них?
Ю. Б.: В раннем возрасте развиваются очень много важных психических функций. Язык, речь, разговор надо развивать очень рано, и для этого начинать беседовать с младенцем с первых месяцев жизни.
В одной семье я увидела такую картину. Мальчику 2,5 года, он совершенно неуправляемый, визжит, если ему что-то не дают. Тогда его запихивают в туалет, он там колотит в дверь… Но родители все это проделывают молча, а он сообщает о себе либо молча, либо через визг и крик.
Я их спрашиваю: «А что вы ему не объясните, не поговорите с ним?». Они отвечают: «А чего с ним разговаривать, он сам не говорит, значит, ничего не поймет».
Малыши начинают понимать язык еще до года. Если кто воспитывал детей, знает, что в 9–10 месяцев они отвечают жестами на вопросы вроде: «Где глазки?», «А где носик?» и т.д. Это пассивный словарный запас. А потом в 1,5 года — девочки раньше, мальчики попозже — начинают сами говорить.
Но это не значит, что пора давать планшет как способ избавиться от приставаний ребенка.
Малыш чего-то хочет, его надо чем-то занять. Легче всего занять игрушкой. Погремушкой погремел — она быстро надоедает. А компьютер обладает огромным запасом возможностей. И маленькие, и взрослые ловятся на это.
Надо быть очень, очень осторожным на всех этапах взросления. Я в этом глубоко убеждена. Нужно следить за балансом так же, как с питанием: кормить не одними сладостями. Нужны же то хлеб, то каша, то молоко. И здесь то же самое, в смысле занятий: то компьютер, то беседа, то семейная игра.
Четвертый этап. Выход из коня
Вспомним, что по наступлению ночи греки выбрались из деревянного коня и захватили уже отпраздновавших победу троянцев. Что-то подобное нужно сделать и вам, только оговорюсь, что на этом этапе нужно действовать предельно филигранно, с ювелирной точностью. Если на предыдущих этапах вы все сделали правильно и добились успеха, то теперь ни в коем случае нельзя разрушить этот новый совместный мирок.
Верными признаками того, что вы стали значимым игроком в игре ребенка — это просьбы ребенка поиграть с вами, пообщаться об игре, что-то сделать в игре, купить, объяснить и т.д. То есть вы ассоциируетесь с чем-то желаемым. Теперь самое время начать создавать новые дополнительные правила игры.
Игра — это нереальность. И там свои законы и правила. Ваша задача связать правила в игре с правилами в реальности. Заставить онлайн и офлайн взаимодействовать. Тут уже формула такая: вы делаете, если он делает.
На практике это может выглядеть так. Вы аккуратно говорите ребенку, что, например, не можете продолжить с ним играть, так как вам нужно убраться в квартире. Но в то же время вы можете быстрее вернуться в его игру и начать с ним играть, если он вам поможет. Это самый простой вариант. То есть в игре появляется дополнительное (офлайн) правило. Да, оно может сработать не сразу, и не отчаивайтесь, если поначалу вы будете в игноре. Со временем это начнет меняться
Тут важно все: интонация вашего голоса, правильные слова, ситуация, контекст, состояние ребенка, все нюансы нужно учитывать перед тем, как естественно и непринужденно произнести это условие
Хорошая новость в том, что, правильно пройдя предыдущие этапы, вы уже находитесь в контакте с ребенком и привлекли его внимание
https://youtube.com/watch?v=0JFKwpMIboA
Важно также понимать, что если ребенок отреагировал положительно на офлайн правило и выполнил условие, то это архиважное событие! Это должно вызывать у вас неподдельную радость, поощрение, благодарность и любовь. Важно поощрять ребенка за любую его инициативу, когда он без просьб сделал что-то хорошее сам
На этом этапе действуем до устойчивого контакта, пока ребенок не станет нормально и с пониманием относиться к вашим наградам за его помощь. В качестве помощи может быть и выполненное домашнее задание и еще много чего. Сколько времени может потребоваться, сказать сложно, думаю, несколько месяцев точно. Вы почувствуете это сами. Только не форсируйте события, бережно взращивайте новое семя.
Зависимость детей от гаджетов
Другая сторона проблемы детей и гаджетов — психологическая. Не выпуская из рук телефоны и планшеты, дети становятся одержимыми виртуальным миром, уходя от мира реального.
А те, у которых уже развилась зависимость от гаджетов, отрицают этот факт и доказывают, что компьютер или телефон учат их справляться с несколькими задачами одновременно. Однако это иллюзия. Нейрофизиологи доказали, что мозг не может выполнять одновременно две задачи. Он выполняет их последовательно, быстро переключаясь с одной на другую
Цифровые устройства закрепляют хроническое частичное внимание ко всему происходящему. В этом большой недостаток влияния гаджетов на детей
Неспособность фокусироваться на длинном и детальном контенте приводит мозг в состояние постоянного кризиса, требуя новую информацию, которая даёт новую дозу допамина. Мы говорим о зависимости всегда, когда устройства начинают влиять на здоровую функциональность ребёнка в реальном мире: он не может придерживаться своего рабочего распорядка, хорошо учиться, выполнять обязанности по дому, нормально взаимодействовать с друзьями и т. д.
Согласно данным Американской Психиатрической Ассоциации, когда у зависимых детей отнимали доступ к гаджетам, они теряли интерес ко всему, активно протестовали и впадали в депрессию
Среди психологов существует противоположное мнение по поводу влияния гаджетов на детей. Например, есть точка зрения, что социальные сети помогают подросткам не чувствовать себя одиноким, выражать себя так, как они не могут это сделать в реальном общении. Однако дети, которые проводят много времени, общаясь в соцсетях, на самом деле не развивают базовых умений и навыков общения.
Большинство психологов, психиатров, нейрофизиологов и врачей сходятся во мнении, что нелимитированный доступ к телефонам и компьютерам вредит детям. У них притупляется способность читать эмоции и чувства людей, что приводит к неумению строить отношения и к поведенческим проблемам.
Опасность
В чем опасность компьютерной зависимости у детей?
Главная опасность – отрыв от реальности. Дети пропускают приемы пищи, пренебрегают личной гигиеной, начинают болеть, игнорировать родителей, не делать уроки. Словом, опасный для них реальный мир должен уйти на задний план.
Опасность раннего приобщения к цифровой технике выражается в:
- недоразвитии социальных навыков (ведь ребенок все время смотрит в экран, не до домашних дел, игр со сверстниками на улице и т.д.);
- проблемах с развитием внимания, памяти, мышления, моторики и другими проблемами с эмоциональной и коммуникативной сферами, ведь мелькающие часто кадры не дают ни сфокусироваться на информации, ни осмыслить ее.
Контролировать время за компьютером и проводить досуг без гаджетов — единственный выход
Родители вместе с Сэмом составили ежедневное расписание пользования планшетом. Они выбрали время, которое подходило всей семье, — например, не перед школой, потому что утром все спешили и часто опаздывали.
Они поменяли настройки, чтобы планшет автоматически отключался после получаса работы. Теперь Сэм в течение дня мог несколько раз пользоваться любимым гаджетом в течение коротких промежутков времени, которые в сумме не превышали 90 минут в рабочие дни и 120 минут по выходным.
Они также старались заниматься с ним делами, которые раньше его увлекали, — строить замки из кубиков «Лего» и играть в мяч. Родители также постарались проявить интерес к тому, чем занимался Сэм на планшете, и обсуждать с ним его игры.
Постепенно поведение Сэма улучшилось. Вначале он противился и скандалил, когда его просили выключить планшет после окончания установленного времени, но через пару недель привык к новым порядкам.
Когда время за планшетом было ограничено, Сэм вернулся к некоторым занятиям, которые ему раньше нравились. Его родители сказали, что он стал более счастливым и спокойным, а в доме было гораздо меньше конфликтов.
Пятый этап. Закрепление и развитие успеха
К этому этапу приступаем, если вы уже научились встраивать реальную жизнь в детскую игру. Теперь логично закрепить и наращивать успех. До этого момента гормоны радости ребенок получал от игры, но в то же время вы научились связывать игру и реальную жизнь. И это значит, что уроки, уборка, чтение, прогулки, еда и все, что вы выбирали в качестве его помощи вам в офлайн жизни, все это в голове ребенка уже может ассоциироваться с чем-то хорошим и приятным, а не только с обязаловкой, принудиловкой, скандалами и т.п.
На пятом этапе основной акцент делаем на двух моментах: во-первых, на плавном, но уверенном сокращении времени зависания ребенка в гаджете, во-вторых, на увеличении доли офлайн активности. Подключайте всевозможные спортивные секции, совместные походы, увлечения, хобби, иностранные языки, группы по интересам. Все, что будет способствовать переключению внимания ребенка, его развитию, в чем он будет добиваться успеха, получать трудное, но ценное удовольствие.
Пятый этап — это финишная прямая. Задайтесь вопросом, нужно ли полностью отучать ребенка от игр или для вас будет достаточным, когда ребенок будет тратить на игру, к примеру, полчаса в день. Решать вам! Помните, что дети очень пластичные существа и, если старательно соблюдать технологию, планомерно и последовательно выполнять простые действия, то ваш ребенок увидит, что его реальная жизнь, как и он сам, кому-то нужна, что ни к чему утопать в виртуальном мире игр, от которых болит голова и садится зрение.
И так постепенно ваши отношения нормализуются, и вы станете счастливым родителем любящего вас ребенка, способного противостоять опасному и манящему океану как компьютерных игр, так и всего интернета.
Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту [email protected]
Урок 2. Дети стремятся к компетентности — к мастерству, достижениям и росту
Вспомните о том, что вы умеете: о способности сделать доклад со сцены, или приготовить из ничего вкуснейший ужин, или запарковать параллельно машину в микроскопическом пространстве. Компетентность — это приятно, и это ощущение растет вместе с развитием умения.
К сожалению, сегодня дети все реже испытывают радость от движения вперед в учебных классах. «Очень многим детям мы даем понять: „Ты некомпетентен в том, что делаешь в школе“», — отмечает Райан. Отчасти, считает он, проблема заключается в повсеместном внедрении стандартного тестирования.
«Дети очень разные, и скорость развития у них сильно различается», — говорит Райан
Однако в случае стандартизированных тестов эти различия умышленно не принимаются во внимание
Что делать?
Если сказать кратко, ответ однозначен. Займите детей реальным делом. Да так, чтобы они вспоминали об электронных устройствах только тогда, когда надо уроки делать.
А если чуть подробнее, то отучать (в той мере, сколько это потребно) от техники надо спокойно и взвешенно. Тогда конфликтов не будет.
Итак!
Пересмотрите свои отношения с ребенком. И речь не только о совместном выполнении уроков (это – по умолчанию). И даже не о посещении бабушки, посещении кинотеатра или прогулке по ближайшему парку.
Кроме еды, одежды, игрушек, нечастых походов куда-то (для галочки), ребенку нужны вы и ваша любовь к ним. Объективно проверьте себя и ответьте честно:
- остаетесь ли с ним дома вдвоем, и что чувствуете при этом;
- как общаетесь, и общаетесь ли;
- есть ли между вами доверие;
- рассказываете ли о своем настроении и переживаниях;
- обращаетесь ли за советом и помощью;
- не оскорбляете ли словом и делом;
- все ли в порядке у вас дома (отношения в семье);
- есть ли у вас авторитет и т.д.
Ведь если ребенок сидит все время в смартфоне, отношения с вами, наверное, нарушены. Ему одиноко, грустно. Он уверен, что вы его, незначимого и несостоятельного, не любите.
Чего не скажешь о его верном электронном друге. Он в любой момент впускает ребенка в увлекательнейший мир, где его ценят, хвалят, где он — герой.
Выстраивайте свои отношения по-новому. Не отбирайте технику. Мудро найдите адекватную ей замену. Ведь, отобрав, вы озлобляете ребенка, лишаете его удовольствия и разных возможностей, которые ему обеспечивают спокойствие в опасном для него мире. Вы – враг номер один.
- Если уж отобрали, то найдите адекватную замену! Ваш ребенок имеет способности. Вы знаете, ЧТО в реальности его может отвлечь. Это может быть что угодно – катание на лыжах, велосипед, ролики, футбол, плавание, рисование, фотография и многое другое. Познакомьте его с настоящими героями нашей страны. Откройте интересный мир физии и химии, живописи, кино, театра, природы и т.д. Не пожалейте времени, чтобы повысить самоуважение ребенка!
- Присмотритесь внимательно, что больше ищет ваше чадо в инете. Игры ли только, знакомства и дружбу. Или что-то полезное, развивающее? Сделайте выводы. Деликатно подыщите нужные программы. Гаджет тут объединит вас и принесет несомненную пользу.
- Доверяйте ему делать взрослые дела. В том числе это могут быть небольшие сначала покупки, совместная уборка, стирка, готовка – а почему нет!
- Наконец, найдите с ним совместный интерес к его виртуальным игрушкам.
Научитесь вживую общаться. Психологи советуют отключать телефоны по приходе домой. Расскажите или прочитайте ребенку о том, как основатель «Яблока» Стив Джобс потребовал, чтобы его дети нечасто пользовались техникой. Михалковы-Кончаловские, попадая домой, отключают любую связь, кроме стационарной. Таких примеров намного больше. Стоит поискать в инете или пообщаться с родителями одноклассников.
Станьте для ребенка примером. Ведь вы и сейчас сидите с гаджетом в руках? Глядя на нас, наши дети точно так начинают зависать в телефоне по любому поводу. И уж потом, когда на них никто не обращает внимания, втягиваются и зависят от смартфонов не по-детски.
Договаривайтесь. Как долго можно ребенку смотреть мультики или играть, делать другие дела виртуальные? Психологи рекомендуют смотреть на возраст.
- Например, малышам до 5 лет отведите минут 5-15 в день — он скоро привыкнет, и не станет просить больше.
- 5-6-летке хватит и полчаса в день.
- Школьникам можно дать 1-1.5. Правда, с учетом перехода на цифру, временной промежуток придется расшить. Насколько? Это покажет опыт.
Установите примерно такой режим и введите дни без гаджетов. Такая, как и любая другая система приведет к привыканию. Но к полезному – к строго отведенному по договоренности времени.
Но надо помнить и о воспитании в детях ответственности. Расскажите чаду, что нарушения и пустые обещания плохо влияют на его здоровье, жизнь и ваши с ним отношения.
Не грозите, не запрещайте, не ругайте, не отбирайте устройства. Поддержите ребенка. Ведь он болен. Ищите любые методы исцеления.
Разнообразьте круг его интересов и занятий, увлекая спортом, турпоездками, разными видами технического творчества и искусства, мопедом или велосипедом. Сейчас так много разных возможностей!
Если нарушен сон, есть избыточная нервозность и возбужденность, побеседуйте со специалистом. В комплексное лечение от киберзависимости обычно включают и витаминно-минеральные комплексы.
Словом, боритесь за ребенка. Но мудро. Станьте для него первым другом. Результат будет.
Анатомия зависимости
Психологическая зависимость формируется постепенно: от интереса к увлечению, а затем к потребности и пристрастию. Темп этих изменений индивидуален. Механизмы на уровне физиологии (и это доказано экспериментально) аналогичны стадиям формирования алкоголизма и наркомании:
I стадия: бессимптомная. Ощущая удовольствие от взаимодействия с устройством, подросток не замечает никаких негативных последствий, зато может обосновать выгоду от такого взаимодействия. Оно видится безопасным и позитивным. «Употребление» компьютера носит хаотичный характер. Социальные связи сохраняются. В домашних условиях проблема корректируется правильно построенной беседой о назначении телефона и ПК, правилах их использования.
- II стадия: привыкание. Периодичность может быть от нескольких часов до нескольких дней, но она прослеживается достаточно четко. Например, ежедневно в одно и то же время подросток обращается к игре и проводит за ней пару часов. Происходит утрата свободы выбора: играть или не играть. Возникает некая обязанность, которую ребенок защищает и оправдывает ответственностью перед другими игроками. Стандартное прикрытие: «Я так отдыхаю. Это не мешает мне жить в реальности». Необходимо срочное вмешательство семьи и школы в коррекцию такого состояния. Поддержка психолога значительно улучшает прогноз, полностью вылечивать удается более 80% случаев.
- III стадия: приоритет пристрастия. Подросток уходит в мир виртуальной реальности, посвящает ему все время, отказывается от привычной жизни и удовольствий в пользу зависимости. Более того, возникают новые зависимости, например курение. На этом этапе лечение и реабилитацию необходимо проводить профессиональными средствами. Одной консультации психолога может быть недостаточно. Избавляться от зависимости придется с помощью опытного психотерапевта или даже гипнолога.
-
IV стадия: переход из психологического плана в психический. Проявляются физиологические нарушения (позвоночник, мозг, органы зрения и пищеварения страдают больше других). Деградация личности, утрата контактов, уход от реальности, суицидальные мысли, изменения в мышлении, характере и поведении.
Ребенка нужно срочно спасать! Лечение компьютерной зависимости у подростков на этом этапе требует обращения к психиатру.
Скачок от легкой степени до тяжелой колеблется в зависимости от возраста, жизненной ситуации, временных и материальных возможностей. Чтобы определить, зависим ли подросток от компьютера, нужно спрашивать не «Как давно это происходит?», а «Насколько это глубоко внедрилось в личность?»
Посмотрите видео психолога Алисы Плотниковой, в котором она подробно рассказывает об особенностях детской интернет и компьютерной зависимосте:
Возвращение в семью
Для того чтобы победить зависимость, придется много работать всем членам семьи. Сотрудничество и уважение должны быть инструментами этого процесса выбора. Лучший способ отучить детей от интернет-зависимости состоит в том, чтобы они сами прочувствовали преимущества реальной жизни против виртуальной.
Вот несколько советов, придерживаясь которых родители справились с интернет-зависимостью своих детей, их можно учитывать, перед тем как отвлечь ребенка от компьютера и телефона:
- Проведение совместных видеосеансов игры, пусть ребенок научит родственников одной из своих любимых видеоигр. Они могут признать игру поучительной, сложной или плохой. Этим будет показано ребенку, что они открыты и готовы попробовать что-то новое вместе с ним. Существует большая вероятность того, что ребенок прислушается к мнению близких.
- Предлагают ребенку вести учет времени, проведенного на играх в течение недели. Показывают ему наглядное представление о том, сколько свободного времени уходит на онлайн. Вполне вероятно, что ребенок не учел этого и будет удивлен результатами. Можно предложить список полезных и интересных дел и возможностей, которые он мог выполнить за то же время.
- Организовывают активные совместные занятия в помещении или на свежем воздухе для детей и их друзей.
- Начинают долгосрочный проект по реализации желанных целей ребенка, которые кажутся ему недостижимыми. Если родители смогут реализовать то, чем увлекается ребенок, то можно помочь ему реализовать свою страсть. Большинство детей не предполагают о процессе долгосрочных проектов, нужно показать им, как планировать и финансировать их. Это будет долгое время занимать сознание малыша. Например, построить доску для серфинга, отремонтировать старую машину, сшить платье, сделать домик на дереве, выполнить путешествие на велосипедах. Такой долгосрочный проект с ребенком будет вознаграждением для всей семьи.
- Признать усилия ребенка в офлайн-занятиях. Исследование, проведенное стэнфордским психологом Кэрол Дуэк, показало, что способ, которым родители предлагают одобрение, влияет на поведение детей и их отношение к себе. Двек провел исследования, в которых подростках давали ряд сложных проблем из теста IQ. Дети, которых похвалили за их интеллект, готовы отказаться от возможности выполнить новую задачу, которая может выявить их недостатки и поставить под сомнение их талант.
- Участие в видеоигре, часто является уединенной деятельностью. Совместный обед или ужин в кругу семьи предоставляет ценную возможность для общения. Запланированная совместная трапеза помогает вытащить детей из «изолированного пузыря» на игровых приставках и вовлечь в обмен идеями. Семейные обеды должны быть местом для открытой дискуссии, где дети могут обсудить свои игровые достижения, если они захотят, и где они также могут узнать мнение всех членов семьи, что помогает оценить время, проведенное за игрой.
Для того чтобы побудить ребенка тратить меньше времени на игры, требуется больше времени от родителей. Это не всегда легко, учитывая плотные графики, но оно того стоит, особенно для семьи, в которой главным приоритетом является здоровье. Только так можно снизить негативное влияние компьютера на детей.
Третий этап. Дарим коня
Теперь, вооружившись знанием, подарите вашего Троянского коня. Начните при ребенке говорить об игре, начните демонстрировать свою экспертность в ней
Так вы привлечете к себе его внимание. Вы увидите, как удивительно быстро начнет меняться отношение к вам
Вы создаете общее эмоциональное поле. В нем вы делитесь впечатлениями, эмоциями, информацией.
Если вам удастся достичь большого успеха в игре, вы станете авторитетом в глазах ребенка, гуру! Он станет вас уважать и восхищаться вами, поначалу — как игроком. Далее можно помочь ему достичь большего в игре, например, подсказать, как пройти тот или иной уровень или купить в игре недостающих участников, оружие и т.д. Постоянно держите в уме задачу третьего этапа — установление контакта, создание общего эмоционального поля.
Все, теперь вы, может быть, впервые в жизни находитесь в одном мире со своим ребенком. Насладитесь этим моментом, потому что дальше придется работать. В процессе игры вы можете много нового узнать от ребенка, выведать (в хорошем смысле) все, что вас интересовало.
Преступники из «виртуала»
По словам Татьяны, все онлайн-редакторы, такие удобные для общения, представляют для подростков одну большую опасность — здесь благодатная среда для рассадника кибермошенников и совратителей. Из несметного числа пользователей всегда найдутся те, кто пришлет приглашение стать друзьями юноше или девушке (особенно, если у них установлена привлекательная аватарка). Чаще всего такие новоявленные знакомые быстро переходят к волнующей их сексуальной теме, растлевая еще не окрепшее воображение подростков, а нередко, втершись в доверие, назначают детям личную встречу. И вот здесь уже доверчивых пользователей ждет в лучшем случае разочарование: когда вместо симпатичного молодого человека приходит великовозрастный ссутулившийся дяденька с жаргоном и манерами явного рецидивиста. Нередко такие встречи приводят к плачевным последствиям, обернувшись для ребенка избиением, изнасилованием и даже убийством.
Так как же контролировать ребенка и запрещать ему пользоваться Интернетом, когда он есть в каждом доме? Для начала нужно оснастить компьютер лицензионными антивирусными программами, которые пусть и частично, но выполняют фильтрацию неблагонадежных сайтов, блокируя их. А еще, уверена Татьяна Пикуш, единственная на сегодня альтернатива пребыванию ребенка за компьютером — увлечение творческой, спортивной деятельностью, посещение кружков. И мы, взрослые, должны показать нашему растущему чаду, что существует масса интересных занятий — познавательных да к тому же еще и полезных. Только чем-то захватывающим можно отвлечь ребенка от частого времяпровождения за компьютером, чтобы он не стал заменой реальной жизни.
Краткая инструкция для отвлечения подростков от компьютерных игр:
1. Почему он все время у компьютера? Ответ прост: ему там хорошо. Виртуальная жизнь освобождает его от бремени ответственности за свое поведение, никто не читает нотаций, а игры снимают стресс. Друзей тоже проще заводить в интернете, особенно, если в реальной жизни отношения со сверстниками не клеятся.
2. Не запрещайте подростку приближаться к компьютеру под угрозой наказания. Подобные меры, как правило, дают обратный эффект. Вы же не хотите, чтобы он пропадал неизвестно где в поисках заветного выхода в интернет.
3. Станьте другом вашего ребенка, не отмахивайтесь от его проблем. Пусть он рассказывает вам, а не виртуальным собеседникам о том, что происходит в его жизни. Возможно, в суете повседневных забот вы сильно отдалились, пока не поздно, стоит наверстать упущенное.
4. Вызовите подростка на откровенный разговор. Скажите, что волнуетесь за его здоровье, что постоянное бдение за компьютером все равно не спасает от тягот реальной жизни, как бы ему этого не хотелось. Дайте ему понять, что считаете его вполне взрослым человеком, которому никто ничего не собирается запрещать, но ведь есть столько разных способов проживать жизнь интересно.
5. Проводите больше времени вместе. Покажите ребенку, что вокруг существует огромный мир, который ждет, когда он его освоит. В выходные вытаскивайте его за город, на природу. Замечательно, если есть возможность выбраться в турпоход, сходить на концерт.
6. Подарите подростку абонемент в фитнес-клуб. Не настаивайте на том, чтобы он непременно посещал все занятия. Но все же, раз деньги уплачены, может быть, он сходит хотя бы на пробные тренировки? Не требуйте, чтобы спорт полностью вытеснил из его жизни виртуальную составляющую, объясните, что просто хотите видеть его здоровым и сильным.
7. Если ребенок проводит у компьютера большую часть суток, забросил учебу, стал агрессивным и раздражительным, не реагирует на ваши замечания, обратитесь за помощью к психологу. Возможно, речь идет о серьезной зависимости, которую не снимешь уговорами. Вместе со специалистом вы преодолеете этот непростой период в жизни подростка.
Настройтесь на долгую борьбу за переключение своего ребенка от компьютера на реальную жизнь. За один день это вряд ли удастся сделать. В первую очередь вам нужно будет перебороть собственные вредные привычки, свою лень и злость, и нежелание меняться. И тогда у вас все получится.
Как страдает развитие ребенка, если он много играет в планшет
Папа: 3-летняя дочь все время хочет пользоваться планшетом. Я вижу, она многому научилась с его помощью, но устает — становится возбужденной. Что делать?
Ю. Б.: Вы считаете, что ваша дочь после «общения» с гаджетом имеет повышенную возбудимость. Тогда нужно после компьютера идти на площадку играть в футбол, учить дочь прыгать, лазать, танцевать. В компьютере малышка получает обратную связь от своих действий, чрезмерную и мгновенную! Со сложными движениями это совсем не так.
Папа: Я стал ограничивать «общение» дочки с компьютером максимум до получаса в день. Начались скандалы.
Ю. Б.: Ограничивая гаджеты для малыша, их надо заменить эмоциональным взаимодействием с папой и мамой. Но только не с такими папами и мамами, которые просто программируют поведение: делай так, делай сяк. С детьми надо обязательно вместе переживать и делиться чувствами. Жить с ними в реальном мире здесь и теперь. А потом, позже, пусть они со своими сверстниками делятся своими переживаниями, хоть и в соцсетях.
Сейчас же им нужно привить вкус к живому общению, к прикосновению, интонациям, которые связаны с нашим настроением. А в соцсетях нет ни запахов, ни прикосновений, ни интонаций.
Чем «обкрадывается» ребенок, который взращивается на гаджетах? Не узнает реакций на свои действия в реальном мире. А эта информация разного рода. Например, он нагрубил, и с ним порвали отношения мама, папа или бабушка. Ребенок мучается, страдает. В виртуальном мире этих эмоций нет. Там эмоциональные отношения куцые.
В компьютерных технологиях отсутствует реальное «конструирование» мира. А если и есть, то оно состоит не из предметов, а из псевдообразов, картинок. В реальном же мире действуют физические законы: если кубик не так поставил, то он упадет; если схватился за хилую ветку, она обломится. И малыши такие вещи осваивают в обычном мире. Но им самим сложно найти грань между реальной и виртуальной действительностью.
Важно осознать особенности новых технологий, с которыми имеют дело дошкольники. Во-первых, в играх ребенок получает моментальную обратную связь и не привыкает к тому, что реакция на его действия может быть запоздалой, отложенной
Не учится ожиданию, терпению.
Во-вторых, физические взаимодействия с «предметами» в гаджетах ограничены и искажены. Они не дают возможности ребенку практически осваивать законы физики и механики.
Родителям стоит понимать богатство реального мира, разнообразие его сторон и свойств. Осознавать, какие из этих свойств в технологиях отсутствуют или урезаны. Когда вы ограничиваете взаимодействие детей с гаджетами, то заполняйте освободившееся время активностями, в которых малыш получит то, что технологии ему не дают.
Подвижные игры, реальные действия с предметами, эмоциональное общение с мамой и папой, реальные отношения с друзьями. Если делиться эмоциями с ребенком и прививать ему вкус к реальному миру, то к моменту, когда он пойдет в школу, ограниченность гаджетов будут ему хорошо известна. Конкурируйте с гаджетами: доказывайте на деле, что реальное общение интереснее виртуального.