Ребенок-ангел
Как нетрудно догадаться, именно о таком младенце мечтает всякая женщина, беременная первенцем. Золото, а не ребенок! Полин именно такая — улыбающаяся лапочка, не требующая ни лишнего внимания, ни хлопот. Язык ее тела очевиден. Ее не беспокоит незнакомая обстановка, ее можно взять куда угодно. Она охотно ест, играет и засыпает и почти никогда не плачет при пробуждении. Почти все утро Полин гулит в своей кроватке, то ли болтая с игрушечной зверюшкой, то ли просто с увлечением рассматривая полоски на стене. Ребенок-«ангел» часто умеет сам себя успокоить. Если даже ваша крошка немного переутомится, возможно, из за того, что ее сигналы неправильно поняли, ее достаточно прижать к себе и промурлыкать: «Вижу-вижу, ты устала». А дальше включить колыбельную, устроить в комнате умиротворяющий полумрак, и она сама преспокойно заснет.
Ребенок – сангвиник.
Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный малыш. Это ребенок -«солнце» — обычно в хорошем настроении, любознателен, активен. Ребенка – сангвиника может сильно рассмешить или сильно огорчить какой – нибудь пустяк. Слезы у такого ребенка быстро появляются и так же быстро высыхают, потому что он слишком шустрый и всегда находит для себя интересное занятие. Легко сходится с людьми, быстро приспосабливается к новой обстановке, к детскому саду и к новым требованиям. Сангвиники — эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Дети-сангвиники на вопрос: «С кем ты дружишь?» — обычно отвечают: «Со всеми». Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.
Обратите внимание на то, что жизнерадостность сангвиника, его «легкое» общение, может ввести родителей в заблуждение. Они перестают контролировать малыша и не всегда присматриваются к его внутреннему миру
В дальнейшем привычный дружелюбный и веселый тон уже подросшего ребенка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей.
Рекомендации родителям. Сангвиникам тоже необходим подвижный образ жизни, но в отличие от холериков, их интересует сам процесс. Поэтому, если вы решили отдать ребенка в какой–либо вид спорта, найдите ему хорошего дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию.
Поскольку дети – сангвиники непостоянны и быстро устают от однообразия, постарайтесь сделать основной упор в занятиях на умение сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, пазлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. Если ребенок будет без конца менять свои занятия, привычка за все браться и ничего не доводить до конца может стать свойством характера. С сангвиниками можно быть требовательными, вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат.
Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.
Старайтесь не ругать ребенка за рассеянность, несобранность и неаккуратность. Эти качества формируются у сангвиников с большим трудом, чем у детей с другими темпераментами. Просто чаще хвалите малыша, если он аккуратно выполнил аппликацию или сложил за собой все игрушки.
Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что его поведение может обидеть или обрадовать окружающих. Последите за поведением малыша, иногда он может быть прилипчивым или навязчивым в общении.
Ваш ребенок – сангвиник, простите ему непостоянство — это не порок, а особенность темперамента. Помогите ему подкорректировать свой характер, и он вырастет надежным, устойчивым к стрессам, общительным и успешным человеком.
Почему ребенок не слушается?
Когда вы родитель непростого ребенка, вы каждый день словно шагаете по минному полю. Время от времени ваше дитя «взрывается», а вы понятия не имеете, почему. Вы можете чувствовать себя абсолютно бессильным и неспособным что-либо изменить, так что вам остается только поднять руки в знак капитуляции и воскликнуть: «Почему я? Почему именно мне достался такой ребенок?!».
Исследования показывают, что, когда действия ребенка воспринимается как признак избалованности или простой каприз, родители склонны реагировать более негативно и жестко. Они не верят, что за этим поведением стоят реальные эмоции или потребности. Знание темперамента ребенка позволяет определить истинную причину и реагировать с пониманием.
Например, раньше, когда вы звали своего ребенка обедать, а он не приходил к столу, вы могли думать, что он не слушается. Но теперь вы знаете, что причина кроется вовсе не в непослушании, а в таких врожденных особенностях его темперамента, как настойчивость или низкая адаптивность. Ваш ребенок не откликается немедленно на ваш зов вовсе не из вредности.
Ребенку, который медленно приспосабливается, нужно время, чтобы переключиться с одного вида деятельности на другой. Вы можете использовать приемы, которые учитывают эту его черту и позволяют добиться сотрудничества. Например, вы можете заранее предупреждать ребенка о том, что обед будет подан через десять минут, чтобы он успел перестроиться. Или можете завести определенный порядок, например, собирать игрушки или читать книгу, а потом сразу же идти обедать. Такие нехитрые приемы дают вашему ребенку необходимые время и ощущение постоянства, и он будет легко переключаться с одного действия на другое, несмотря на свою невысокую адаптивность.
Кроме того, вы должны объяснить эту особенность его темперамента самому ребенку и научить его словам, которые вы бы хотели, чтобы он использовал, например: «Мне нужно еще пару минут», «Я быстро закончу и приду!» или «Давай составим план на сегодняшний день». Результатом будут более близкие и здоровые отношения между вами, потому что вы вместе работаете над его темпераментом, а не пытаетесь его переделать.
Темперамент ребенка и родителя: как достичь компромисса
Итак, теперь у вас есть два психологических портрета. Сравните их. Что вы видите?
— Я вижу, что Джейден очень чувствителен, а я нет, — делает вывод Майк после выполнения этого упражнения. — Неудивительно, что я не понимаю, как можно быть таким разборчивым в одежде. Я просто не могу представить себе, что он ощущает!
— Похоже, мы с дочкой обе очень чувствительны, — говорит Эбби. — В этом мы понимаем друг друга, но здесь же кроется источник проблем. Например, когда мы слышим раздражающие звуки, я, как мама, должна помочь ей оставаться спокойной, но я сама реагирую на них очень остро, поэтому мне попросту не хватает сил.
— Возможно, именно из-за разных темпераментов у нас всегда разыгрываются баталии за ужином, — замечает Сара. — В моей семье ужин всегда был особым временем, когда все члены семьи могли собраться за одним столом и поговорить о том, что произошло за день. Я ценю это время. Но Кевин, — она тычет локтем в своего мужа, сидящего рядом с ней, — и наш сын предпочитают есть, разгуливая по кухне туда-сюда. Они терпеть не могут сидеть за столом, на стульях, как нормальные люди. Раньше я думала, что они делают это специально, чтобы позлить меня. Но теперь я вижу, что все дело в разных уровнях активности: у них он выше пяти баллов, а у меня едва дотягивает до одного. В этом мы не совпадаем.
У каждого типа темперамента есть свои достоинства и недостатки
Важно понимание того, в чем вы похожи и в чем различаетесь со своим ребенком. Такое понимание является ключом к налаживанию эффективного взаимодействия
Через неделю Сара и Кевин пришли на занятия с сияющими лицами.
— Угадайте, что мы придумали? — смеясь, спросила она.
Я пожала плечами.
— Мы купили в столовую новые стулья! — воскликнула Сара. — Такие, которые могут ездить и крутиться! Теперь Кевин и наш сын могут кататься на них по всей столовой. Они счастливы, и я тоже.
Понимание различий в их темпераментах позволило Саре и Кевину уважительно отнестись к потребностям друг друга и найти творческое решение, устраивающее их обоих. Вы тоже можете построить здоровые и счастливые отношения со своим непростым чадом. Перестанете печалиться о призрачном «ребенке мечты» и научитесь радоваться тому маленькому уникальному человечку, который живет рядом с вами.
Зачем определять темперамент ребенка?
В психологии определяют темперамент как то, с чем ребёнок приходит в мир. А характер как то, что он сам в последствии из этого сделает. Тип темперамента в определённой степени влияет на характер, но не определяет его. Здесь идёт речь, скорее, о склонностям к чему-либо, с которыми ребёнок рождается и которые дальше с помощью семьи и окружения формируются и изменяются. Тип темперамента в меньшей или большей мере сохраняется на протяжении всей жизни, но какой характер можно развить из определённого типа темперамента зависит от самого человека, семьи и окружения.
Если мы говорим о детях, то именно на родителях лежит основная ответственность за то, каким образом из типа темперамента детей будет сформирован их характер. Он определит тип поведения детей и их жизнь как взрослых. Именно поэтому родители должны как можно раньше определить тип темперамента ребёнка и на этом основании выстраивать правильные отношения с ним. Нужно воспитывать ребенка с учётом типа темперамента, для максимального раскрытия врождённого потенциала.
Как определить темперамент ребенка?
Что такое темперамент и из каких показателей он состоит? В психологии развития темперамент понимается как биологически связанная часть личности. Ее можно наблюдать уже в первые месяцы жизни. Она характеризует типичное поведение человека во всех ситуациях и в течение более длительных периодов развитии.
Американский детский психиатр Александр Томас и Стелла Чесс провели эмпирическое исследование темперамента. В ходе длительного исследования им удалось изучить развитие детей в течение тридцати лет.
Согласно исследованиям Томас и Чесс, каждого ребенка можно описать с помощью следующих девяти параметров темперамента:
Уровень активности (высокий-низкий)
Ритм (регулярный-нерегулярный)
Отвлекаемость от основного занятия (высокая-низкая)
Первая реакция в новых ситуациях (сближение-удаление)
Адаптация к новым условиям (долгая-короткая)
Интенсивность реакций (высокая-низкая)
Чувствительность (высокая-низкая)
Качество настроения (позитивное-негативное)
Выдержка и внимание (долгая-короткая)
Для того чтобы определить ведущий тип темперамента ребёнка нужно использовать специальный опросник. Для наилучшего результата лучше, если отвечать на вопросы будут оба родителя или несколько взрослых, которые проводят с детьми много времени. Для более точного определения особенностей темперамента детей можно обратиться к коучу.
Ребенок и его темперамент: тест
Прежде чем приступать к тестированию, необходимо четко уяснить, что хороших и плохих темпераментов НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Каждый из психотипов имеет свои сильные и слабые стороны, тем более что «чистый» темперамент — крайняя редкость, в 90% случаев дело придется иметь со смешанными чертами разных типов, среди которых одни доминируют, а другие присутствуют.
Психологи делят людей по темпераментам на 4 группы. Каждому из типов присущи свои особенности.
- Холерики – взрывные, эмоциональные, мгновенно возбуждаются, и успокоить их крайне сложно. Есть риск быстрого истощения нервной системы.
- Сангвиники – коммуникабельные, хорошо приспосабливаются к переменчивым условиям, легки в общении, уравновешены.
- Меланхолики – плаксивые, ранимые, добрые и доверчивые, часто нуждаются в повышенном тактильном внимании.
- Флегматики – спокойные, иногда чересчур медлительные как в плане физической, так и умственной активности. Сильная нервная система.
Узнаете что-то знакомое? Наверняка узнаете. А теперь сам тест, который поможет четче сориентироваться и понять какие типы темпераментов являются доминантными у вашего ребенка.
Пять вопросов по четыре варианта ответов, на каждый вопрос необходимо выбрать единственный ответ.
Пять вопросов по четыре варианта ответов, на каждый вопрос необходимо выбрать единственный ответ.
Как ребенок реагирует на замечания и критику?
а) Принимает спокойно, признает вину, старается исправить.
б) Основная реакция – плач, обида, обеспокоенность.
в) Сразу просит прощения, уверяет, что НИКОГДА так больше не будет, а через два часа или день поступает так же.
г) Приходит в ярость – топает, кричит, становится агрессивным, продолжает делать то, что делал.
Во что играем?
а) Его не пугает игра в одиночку, как правило, это тихие, сосредоточенные занятия без лишних эмоций и телодвижений.
б) Отдает предпочтение спокойным играм, но слишком быстро утомляется, начинает отвлекаться.
в) Чаще это подвижные игры, ребенок отличается любознательностью.
г) Любит играть на «публику», развлечения все шумные, привлекающие внимание
Социальная позиция
а) Попадая в непривычную обстановку остается спокойным, эмоции крайне сдержаны, интерес не явно выражен.
б) Смущается, прячется.
в) На адаптацию к новому месту требуется минимум времени, живо интересуется всем, что заслуживает внимания, включается в общий разговор или дело.
г) Поведение чересчур возбужденное, нервное, активное.
Как ребенок принимает решения?
а) Очень взвешенно и спокойно, принятие решения не связано с муками колебаний.
б) Требуется время, действует нерешительно, сомневается.
в) Выбор осуществляется мгновенно.
г) Принимает решение быстро, но также быстро может его изменить.
Как общается со сверстниками?
а) Разговор размеренный, свободный, спокойный.
б) Больше слушает, чем говорит, всегда остается позади компании, догоняет, в манере разговора нерешительность.
в) Общение легкое, четкое, быстрое. Не перебивает других детей, выслушивает – соглашается или обоснованно возражает.
г) Всегда говорит громче всех, в разговоре раздражается, слышит только себя, на мнение других не обращает внимания.
- Большинство «а» — малыш флегматик.
- Большинство «б» — меланхолик.
- Большинство «в» — сангвиник.
- Большинство «г» — холерик.
Советы родителям
Любой характер имеет две стороны, причем, отрицательная – продолжение положительной. Например, мягкое, ласковое и послушное дитя отказывается участвовать в школьных соревнованиях, так как стесняется. Веселый, энергичный, развитый малыш приносит двойки из-за своей несобранности. Бурно выражающий свою радость дошкольник так же ярко проявляет гнев и разочарование.
Важно принять психологические особенности детей. Только тогда станет возможной помощь в учебе, построение гармоничных отношений
Психологи советуют родителям, как правильно осуществлять воспитание по типу темперамента. Чаще всего взрослыми обсуждается характеристика детей на основе критических замечаний и слов похвалы. Посмотрим, как будут реагировать ребята на воспитательные действия взрослых.
Критика взрослых
Ребенок холерик крайне плохо переносит критические замечания. Ответом может стать сильная обида со вспышкой гнева. У меланхоликов и флегматиков переживания скрыты, но они также могут быть болезненными. Все замечания нужно тщательно обдумывать, стараясь не заслонить ими достижения. Сангвиники, легко меняющие настроение, принимают критику легче. При демонстративном типе характера она порой необходима.
Похвала взрослых
Ребята меланхолического типа часто имеют низкую самооценку. Они излишне тревожны. Им крайне необходима эмоциональная поддержка, повышенная мотивация. Напротив, для сангвинического темперамента свойственна чрезмерная самоуверенность, желание быть центром внимания. Здесь похвалу нужно строго дозировать.
Организация и контроль
Для меланхоликов и флегматиков самоорганизация не представляет проблемы. Меланхолические дети слишком тревожны, чтобы осознанно нарушать правила. Ребенок флегматик склонен действовать по заведенному порядку. Сангвиники и холерики отличаются высоким уровнем энергии. Они способны забыть о важных делах, увлекшись интересной игрой или мультфильмом. Контроль необходим
Важно использовать его, не подавляя самостоятельности
Специалисты напоминают, что темперамент детей дошкольного возраста является лишь базой. Нужно наблюдать за поведением ребят, анализировать и делать выводы. Затем, обратившись к рекомендациям психологов, учитывать особенности воспитания для каждого типа, например:
- Не допускать холодного, отстраненного отношения к детям, нуждающимся в проявлениях любви.
- Подбадривать, почаще хвалить неуверенных, стеснительных.
- Избегать жесткого контроля поведения активных, энергичных ребят.
- Исключить критику медлительности, низкой активности детей. Помогать проявлять себя. Пытаться заинтересовать творчеством, спортивными занятиями.
- Внимательно выслушивать нервных, вспыльчивых детей. Стараться понять причину взрыва.
- Отвечать на капризы и истерики ровным уверенным поведением.
- Следить за проявлением собственных эмоций. Не допускать сравнений с другими.
- Не требовать посещения кружков, секций, демонстрации достижений при явном сопротивлении.
- Стараться учитывать темперамент при подготовке ребенка к школе, чтобы получить положительные результаты при обучении.
- Организовать в семье правильное общение детей с разным темпераментом для сохранения здоровой семейной обстановки.
- Подобрать игры на темперамент для своего чада, чтобы в игре развивать положительные качества характера.
Темперамент ребенка дошкольного возраста
Обучайте и воспитывайте по-разному с рождения! Психологические теории развития о темпераменте были бы неправильно поняты, если бы их применение было исчерпано для классификации детей по параметрам темперамента. Напротив, Томас и Чесс в своей основной работе «Темперамент и развитие» подчеркивали, что только взаимодействие характеристик темперамента и опыта окружающей среды формирует индивидуальную личность ребенка. Базовые условия в семье, детском саду и школе
- могут быть полезными или мешающими,
- компенсировать неблагоприятные характеристики темперамента
- или даже усугублять их в ущерб ребенку.
Ребенку, у которого нет структуры и ритма, то есть который спит нерегулярно, будет трудно разработать распорядок дня в отношении еды, и ему будет полезно предлагать помощь в структурировании или вводить ритуалы. Среда с низким уровнем стимулов, и особенно терпеливая поддержка со стороны взрослых, помогает детям с высокой степенью отвлекаемости надлежащим образом справляться с деструктивными стимулами в долгосрочной перспективе.
Если посмотреть на подробное описание девяти характеристик темперамента, становится ясно, что особенно экстремальные проявления типа темперамента представляют неблагоприятные исходные условия в отношении социальных навыков и обучающего поведения.
Дети с повышенной отвлекаемостью и активностью, обусловленными темпераментом, а также с коротким периодом внимания могут не полностью использовать свой интеллектуальный потенциал, и в школьном возрасте у них может развиться синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Темперамент ребенка до года
Маленькие дети до одного года уже являются маленькими личностями. Если мы говорим о маленьких детях, то здесь учитываем не характер личности, а врождённый раневозрастной темперамент.
Человек имеет примерно 30 тысяч генов. И именно они определяют цвет глаз, волос, склонность к определённым болезням, к музыкальности или спортивности. Также качества ума и качества характера определяются генами. Характер человека формируется на протяжении первых шести лет. Одна часть личности определяется генами, а другая влиянием окружающей среды. Тем не менее, даже у младенцев есть явные различия в темпераменте.
Например, как новорожденный ребёнок относится к миру? Некоторые младенцы очень открыты и любопытны, другие более пугливы и замкнуты. Некоторые с радостью реагируют на новый опыт, другие легко раздражаются. Темперамент младенцев можно дифференцировать по тому:
- насколько сбалансирован их ритм сна и бодрствования,
- как ребенок реагирует на новые раздражители,
- насколько он активен,
- насколько хорошо он может адаптироваться к изменениям или успокоиться,
- и какое у него в основном преобладает настроение.
Есть младенцы, не требующие особого ухода, которые большую часть времени находятся в уравновешенном настроении, быстро привыкают к новым ситуациям и также регулярно спят. Кажется, что они защищают себя от раздражителей и таким образом уравновешивают себя. Другие младенцы ведут себя по-другому. Им нужно немного больше помощи, чтобы сориентироваться в новой ситуации и восстановить равновесие.
Не все зависит от темперамента ребенка. Скорее, это отправная точка для развития. Даже у спокойного ребенка будут периоды, когда это будет держать вас в напряжении и требовать вашей поддержки. Точно так же активный ребенок будет время от времени делать перерывы. Своим поведением вы и другие лица, ухаживающие за ребенком, можете усилить или смягчить характеристики его темперамента.
Младенцам с более требовательным темпераментом можно предоставить возможность больше отдыхать в течение дня. С другой стороны, малышам, которые не очень активны, можно предложить одно или два дополнительных взаимодействия.
Почему важно знать темперамент своего ребенка?
С рождения все люди очень разные, даже если это родные братья и сестры. При одних и тех же методах воспитания, практикуемых в семье, один малыш растет на радость, как солнышко, восхищая и удивляя, а другой постоянно огорчает, плачет, капризничает, утомляет. Такой контраст часто становится причиной тревог и непонимания родителей. А здесь еще друзья и родственники «проявляют участие»: «А что он у вас такой плаксивый?», «А может у него что-то болит?», «Разбаловали совсем! Что «маменькиного сынка/дочку» растите?» и так далее. Мамы и папы маленьких «агрессоров» сбиваются с ног, им все время кажется, что с их крохой что-то не то, штурмуют кабинеты невропатологов, пробуют разные народные «успокоительные» меры и средства, обращаются к целителям и знахарям, пробуют десятки программ по успокоению и развитию…
Все это напрасно и ребенок в 99% случаях здоров, просто к нему нужно искать ключик, который спрятан глубоко в хитросплетениях психологии. Матушка Природа наградила малыша при рождении определенными личностными свойствами, разобраться и подружиться с которыми поможет знание его темперамента.
Как часто, по мере взросления детей, расширяется пропасть между ними и родителями. Непонимание, усталость от общения, разочарование – это тот минимум, который ждет семьи, если вовремя не приложить усилия к познанию, принятию и грамотной корректировке врожденных особенностей поведения и развития своих деток. Зная темперамент своего ребенка, родители смогут полностью избежать или сократить до минимума риск возникновения конфликтных ситуаций в семье, стать настоящими друзьями своим детям, открыть им множество дорог и путей в жизни.