Так откуда же все-таки берется «актерская игра»?
Родитель понимает необходимость как-то научить ребенка, что его действия неприемлемы, показать, что они причиняют боль или душевные страдания другим.
Чтобы вызвать сочувствие, которое послужит внутренним ограничителем для поведения ребенка, нужно ему наглядно показать, что происходит с его «жертвой». Но вместе с поведением уже была подавлена или запрещена эмоция, родитель уже не испытывает ее или не позволяет себе испытывать. Поэтому он вынужден изобразить ее или какую-то другую, которая, по его мнению, соответствует ситуации и тому, чему он хочет научить ребенка, например, боль вместо гнева, печаль вместо боли, грусть вместо обиды.
Если отбросить тот аргумент, что натуральные продукты всегда лучше заменителей, то есть и другая вполне практическая, приземленная причина, почему лучше показать настоящее чувство, а не сымитированное.
Чего мы хотим от ребенка, показывая ему, какую реакцию вызывают у других его действия? Мы хотим научить его эмпатии и сочувствию, чтобы они служили ему ориентирами в его поведении. Но ребенок прекрасно видит и чувствует ненатуральность демонстрируемых ему эмоций. Научится ли он руководствоваться в своих действиях сочувствием к другим, если видит, что другие ему врут о своих чувствах? Научится ли он вообще понимать, какие чувства испытывают другие люди, если ему демонстрируют плохую актерскую игру и надуманные эмоции вместо того, что есть на самом деле?
Тут можно встретить возражения. Ведь немало детей в ответ на такое поведение родителей тут же грустнеют, жалеют маму-папу-бабушку, извиняются. Получается, этот способ все же учит детей сочувствию?
Увы, нет, не учит. Дети делают так потому, что знают, чего от них ждут, и включаются в игру. Они умеют выдавать определенное поведение в ответ на такие действия. Взрослые научили их играть по этим правилам. И родители раз за разом сталкиваются с тем, что эта игра ни к чему в действительности не приводит. Через 5 минут, полчаса, завтра ребенок снова делает то же самое и потом так же легко извиняется и всех жалеет. Игра — она и есть игра.
Другие дети демонстрируют раскаяние и участие, заботу о родителе, который наигранно «страдает», из-за страха. Они пугаются того, что происходит нечто непонятное, непривычное, не соответствующее реальности. Вам никогда не приходилось видеть, как нервничает собака, когда хозяин начинает как-то необычно дурачиться, кривляться, говорить не своим голосом? Ребенок, конечно, не собака. Но смятение у него в голове возникает точно такое же. Ему страшно, он чувствует себя неуверенно и старается вести себя так, чтобы успокоить взрослого, чтобы он снова стал самим собой.
Чувство и поведение — разные вещи, важно проводить между ними границу. Ограничивая себя в агрессивном поведении, осознавайте и позволяйте себе испытывать чувства и эмоции
И показывайте ребенку только то, что чувствуете на самом деле. Можно сделать акценты в словах, можно даже немного утрировать, обнажить, но если вы испугались — пугайтесь, если вам обидно — обижайтесь, если больно — пусть будет видно, что вам больно.
Ход игры:
Вывешивается картинка тучки с ленточками. Прикрепляются метки детей на каждую ленточку. Затем на ленточку прикрепляются капельки добрых дел.
Педагог, управляющий становлением режиссерской игры с помощью других видов игровой деятельности, в которых ведущая роль воспитателя необходима. Например, для становления режиссерской игры у детей-дошкольников можно использовать в работе развивающие игры,такие как:
•Пиктограммы — повышают активизацию эмоциональных и мыслительных процессов
Они воспитывают умение сосредотачивать внимание на содержании сюжета сказки, дополнять сказанное, высказывать суждения. В работе можно использовать различные варианты пиктограмм
•«Сказки-загадки». В основе этой игры лежит проверка знаний сказок, находчивости. Игра воспитывает умение слушать вопросы и ответы, развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, развивает устойчивость внимания. Для проведения игры необходим набор схем «Сказки-загадки». Педагог показывает детям сказки-загадки
Обращает внимание на то, что в схеме есть ошибки и предлагает найти их
•Игра «Угадай настроение» направлена на тренировку умения распознавать эмоциональное состояние по мимике. Позволяет ребенку развивать понимание чувств и эмоций. Учит детей самим изображать различные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление, злость). Обогащает и активизирует словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение.
Обучение ребенка режиссерской игре должно способствовать развитию умения самостоятельно играть с разными предметами и продолжительное время. У ребенка должна появиться индивидуальная игра.
Педагогическая ценность режиссёрских игр:
— способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;
— помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;
— развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;
— помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;
— являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки — необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;
— помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания;
— дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.
Значение режиссёрской игры:
-Дети самореализуются;
-У детей активизируются речь, воображение, мышление;
-У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности, артистические способности.
Условия развития режиссёрской игры:
-У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;
-Должна быть хорошая предметно – развивающая игровая среда;
-Должно быть свободное время;
Имитация чувств
Если вас ударил собственный ребенок, какие чувства вы испытываете на самом деле? Если это действительно боль — тогда покажите ту боль, которую вы испытываете, а не мультяшно-показную. Когда это обида — покажите ее, а не то, что, как вы считаете, ребенку будет понятным как «обида».
Ребенок не нуждается в переводе ваших настоящих эмоций на какой-то более понятный ему язык. Мало того, он с рождения различает эмоции лучше взрослого человека, привыкшего полагаться на слова.
С 5–7 лет словесно-логическое мышление начнет брать управление на себя, способность читать невербальные сигналы значительно притупится, и доверять ребенок будет больше не глазам, а ушам. Но пока он маленький, его мышление наглядно-образное и наглядно-действенное, и ему действительно важнее как говорится, чем что говорится. Ребенок на слова не полагается, он полагается на невербальные сигналы.
8.5. Игра как средство воспитания.
Важным средством воспитания является игра – воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения или обучения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой.
Применительно к воспитательному процессу говорят о коллективных играх (организационно-деятельностных, соревновательных, имитационных, сюжетно-ролевых, социально-ориентирующих и др.), которые в большей мере ориентированы на формирование личности ребенка, поскольку, во-первых, представляют собой формы моделирования им общественных отношений, во-вторых, воссоздают наиболее типичные ситуации жизнедеятельности в материальной, доступной ребенку форме, и в-третьих, позволяют активно осваивать формы социально одобряемого поведения.
Главный педагогический смысл коллективных игр – создание ситуаций выбора, в которых ребенок может найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и имеющегося социального опыта. Это происходит в силу того, что в процессе игры имеют место:
• активизация участников, которая достигается путем их постановки перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет или их поиск затруднен объективными обстоятельствами;
• преодоление интеллектуально-познавательных затруднений, которые переживаются ребенком как личностная проблема;
• актуализация потребности ребенка в самосовершенствовании, пересмотре и переоценке имеющегося опыта, самомобилизация;
• появление возможности эффективного решения многоаспектных проблем за счет погружения участников в особую игровую атмосферу и одновременного включения их в решение совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей ее сложности;
• замещение, при котором игра очень быстро перестает быть для участников просто игрой, поскольку реальные жизненные столкновения, возникающие в ее ходе благодаря специальной работе педагога, становятся столь интенсивными, что дети ведут себя так, будто игра становится для них реальностью;
• совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.
Игра как средство воспитания имеет свои особенности. Так, в ней помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, возникают другого рода отношения – не изображаемые, а действительные, реальные. Эти виды отношений (игровые и реальные) тесно взаимосвязаны, но не тождественны и могут находиться в конфликте друг с другом.
Методика организации коллективной игры, как правило, включает несколько этапов.
1. Работа педагога по разработке стратегии игры, определению целей и способов их достижения, планирование ожидаемого результата. Итогом этой работы является создание модели игры и ее плана, подбор инициативных групп по разработке правил и условий игры.
2. Организация работы инициативных групп, состоящих из педагогов и детей и определяющих правила и условия игры. Результат этой деятельности – разработка правил и условий игры, механизма ее запуска, распределение обязанностей между членами оргкомитета игры.
3. Запуск игровой модели на основе альтернативного включения в игру детей. Итог этого этапа – определение каждым участником своей роли в игре, формирование группы детей, участвующих в ней, или нескольких групп, соревнующихся между собой.
4. Координация действий участников игры в соответствии с правилами и условиями развития игры. Итог этого этапа – принятие всеми участниками игры своей роли, осознание правил и условий игры, их выполнение, реализация потребностей и интересов детей.
5. Подведение итогов игры, организация рефлексии, т. е. оценки детьми характера своего участия в игре и достигнутых результатов. Итог данного этапа – определение перспектив дальнейших совместных действий, новых способов взаимодействия детей.
6. Последействие – закрепление и развитие позитивных тенденций и достижений, полученных в других формах работы с детьми, внесение изменений в организацию жизнедеятельности коллектива.