«Дар Божий»
Под гиперопекой понимается чрезмерная включенность родителей в процесс жизнедеятельности ребенка, поясняет врач-психиатр высшей категории, психотерапевт Александр Федорович.
«Как правило, это связано с тем, что один из родителей отличается тревожно-мнительным складом, то есть переживает за всё, что есть, и чего нет. Если вдруг складывается так, что чего-то нет, гиперопекающий родитель должен это придумать – в чем, как правило, весьма преуспевает. Такое отношение может выработаться по отношению к трудным, болезненным, долгожданным детям, которые тяжело дались. Ребенок воспринимается как сверхценность, в которую нужно вложиться и которую надо сберечь, приравнивается к дару божьему», – говорит врач.
Если к этому ещё и примешивается тревожно-мнительная характерологическая структура одного из родителей, мы получаем гиперопеку, поясняет специалист. «То же самое касается некоторых матерей-одиночек, чрезмерно включенных в процесс воспитания ребенка, вне зависимости от пола, и усматривающих в этом свое предназначение. В их понимании, хорошая мать всегда участвует, всегда понимает – как в старинном бородатом анекдоте, «мама прожила свою жизнь, проживет и твою»», – отмечает Федорович.
Последствия такого воспитания для ребенка, как правило, бывают весьма удручающими: он отстраняется от всех дел, у него наблюдается практически нулевая социализация.
Ребенок полностью заимствует все эти тезисы и схемы поведения и в дальнейшем транслирует их окружающим и в своей взрослой жизни.
Последствия гиперопеки и общественное мнение
Главное последствие гиперопеки – передача чувства постоянной тревоги детям, чье психологическое развитие еще не способно отделить реальную опасность от мнимой. Постоянное беспокойство родителей передается ребенку, что порождает неуверенность в себе, отсутствие самостоятельности, избегание рисков и ответственности. В статье для журнала для The Reason Ленор Шекази и Джонатан Хадит, основатели некоммерческой организации по борьбе с гиперопекой, говорят о том, что постоянная опека отнимает у детей время на «разгильдяйство», то есть время, когда они предоставлены сами выбирать чем себя занять, а значит, и сами несут ответственность за свои поступки.
Исследователи отмечают, что дети, выросшие в обстановке гиперопеки, относятся даже к самым обычным делам, таким как поиск работы, как к вселенской катастрофе, а общество воспринимают как страшную угрозу. Зачастую такие дети не имеют представления об окружающем мире, потому что их не допускали к его изучению из-за мнимых угроз.
Отсутствие самостоятельности – еще одно пагубное последствие гиперопеки. Психиатр Михаэль Винтерхуф рассказал немецкой газете Süddeutsche Zeitung о том, что дети, находившиеся под гиперопекой, во взрослой жизни часто не могут найти работу. Специалист говорит, что многие просто не приходят на уже назначенное собеседование, так как не в состоянии подготовиться, встать вовремя и принять ряд других решений – ведь уже выросшие дети все еще привыкли перекладывать ответственность на родителей.
Но даже те дети, кто смог осознать последствия гиперопеки, сталкиваются с негативной реакцией общества.
В том, что гиперопека – явление массовое, может убедиться, пожалуй, каждый из нас. Мы помним недавнюю историю о том, как пенсионерка в Екатеринбурге оттаскала за волосы 14-летнюю школьницу за желание открыть окно в жару. Про боязнь сквозняков, которая тоже является следствием гиперопеки, можно было бы написать отдельную статью. Достаточно привести слова журналиста Анастасии Мироновой, которая назвала боязнь сквозняков «нашей национальной чертой».
В личной беседе и на множестве форумов вы наверняка встречали рассказы о том, как родители или бабушки-дедушки провожали и встречали своих отпрысков из школы, не пускали гулять дальше своего двора, не разрешали пойти на дискотеку, дружить с интересными людьми, навязывали выбор профессии, потому что всегда лучше детей знали, что им нужно.
Также вы вполне возможно знаете истории о том, как уже выросшие дети, в попытках сбежать от родительского гнета, переезжают в другие города и страны, и тем не менее даже оттуда вынуждены отстаивать свое право на принятие решений и самостоятельную жизнь. Или же дети так и не находят в себе сил для возражения, оставаясь под крылом родителей всю сознательную жизнь.
И, конечно же, вы знакомы с часто встречаемым мнением о том, что всем нужно сначала самим родить ребенка, чтобы кого-либо винить; о том, что по достижении восемнадцати лет каждый может сесть в поезд и уехать жить своей жизнью куда угодно, если ему что-то не нравится, и вообще, вокруг развелось слишком много обиженных на мам, бабушек и мужей, а у самих рыльце в пушку.
Очевидно, что сегодня робкие попытки детей справиться с последствиями гиперопеки, как правило, сталкиваются с волной осуждения и непонимания в обществе. Многие все еще считают проблему надуманной, а ответственность перекладывают на самих детей. Говоря о проблеме гиперопеки, мы поможем тем, кто сталкивался с ней, осознать ее последствия и найти свой путь в жизни. Мы поможем таким, как я.
Почему возникает гиперопека?
Когда ребенок еще совсем мал, родители практически всё делают за него: кормят, одевают, играют с ним. Постепенно возможности малыша растут: он учится ходить, самостоятельно одеваться, уже может сам играть. С каждым годом он всё меньше нуждается в помощи взрослых, и задача родителей – адаптироваться к новому уровню развития ребенка, уменьшая количество опеки. Но перестроиться удается не всегда – и тогда родители продолжают заботиться о ребенке всё так же активно, помогать, подсказывать.
Причины этого могут быть различные. Некоторые стремятся дать своим детям то, чего не получили сами: например, бабушка работала и почти не вникала в жизнь своих детей, которые выросли, сами стали родителями и теперь готовы проводить рядом со своим ребенком круглые сутки. Могут повлиять и события из жизни семьи: если на каком-то этапе родители очень волновались за ребенка (скажем, он тяжело болел или с ним произошел несчастный случай), если ребенок тяжело достался (скажем, родился после долгого лечения или ЭКО). Сказываются и личные особенности родителей: мама-начальник, привыкшая руководить подчиненными, часто и детей контролирует столь же строго.
Наконец, родители, а также бабушки и дедушки хотят чувствовать себя нужными, востребованными. Гиперопека часто становится возможностью ощутить свою необходимость для семьи. Это особенно часто встречается в тех случаях, когда забота о семье становится главной сферой реализации: неработающая мама или бабушка-пенсионерка чаще рискуют стать гиперопекающими. Приведу такой пример. В семье было множество конфликтов между бабушкой и четырнадцатилетним внуком: мальчик настаивал на том, что многие вещи он вполне может делать сам (и родители были готовы дать ему такую возможность), а бабушка стремилась ему помочь. Наконец, когда все-таки мама и папа решили предоставить сыну больше самостоятельности в некоторых областях, бабушка возмутилась: «Ну если я вам вообще не нужна, можете отправить меня в дом престарелых».
В ряде случаев родителям бывает полезно понять, что приводит к гиперопеке. Это становится первым шагом к тому, чтобы от нее избавиться. Но классному руководителю нужно тщательно подумать, стоит ли затрагивать этот вопрос самому или лучше предложить родителю поговорить с психологом. Беседа о корнях гиперопеки может быть для родителя довольно болезненной.
Что можно сделать?
Родителям – идти к психологу. Поначалу я встречал эту рекомендацию в штыки, но потом убедился в ее действенности. Именно родитель несет ответственность за возникшую ситуацию с гиперопекой, как бы мы не оправдывали свои действия любовью к ребенку и заботой о нем.
Кроме того, мы каждый день можем работать над собой и совершать маленькие действия, которые в дальнейшем приведут к большим последствиям. Например – формировать самостоятельность ребенка с ранних лет, предоставляя выбор в одежде (красное или желтое платье), еде (пюре или рис), времяпрепровождении (парк или поездка за город). Начиная с таких маленьких вещей, вы увидите, что в предоставлении выбора ребенку нет ничего страшного, и научитесь делегировать ему решения посложнее.
Не ограждайте ребенка от внешнего мира, а знакомьте его с ним. Например, любимая история моей дочери – про тромбоциты, которые заделывают ссадины и порезы. Когда я ей об этом рассказал, я сам стал проще относиться к ее травмам. Теперь при падении с самоката я не думаю о травмпункте, переломах и катастрофических последствиях, а весело рассказываю дочери о тромбоцитах (на очереди у нас – книга «Интересный кишечник»).
Наконец – поддерживать своих детей. Ты сможешь, у тебя получится, ты обязательно сделаешь. Вместо — давай я сделаю это за тебя. Тогда и во взрослой жизни ребенок сможет найти в себе силы для решения проблемы и выхода из кризисной ситуации.
Гиперопека – это не сиюминутное явление, справиться с которым можно быстро и безболезненно. На протяжении всей жизни родители учатся не экстраполировать на ребенка свои несбывшиеся ожидания, не замещать его мечты своими, не отказывать ему в выборе. Желание учиться этому, а также понимание, что обратиться за профессиональной помощью – это нормально, во много раз повышают шансы ребенка вырасти в атмосфере взаимоуважения, а не гиперопеки.
Каждый родитель знает ту радость, которую малыш испытывает при достижении новых высот – будь то первая собранная пирамидка или удачный рисунок. Этот восторг обусловлен тем, что ребенок справился с вызовом, трудностью, страхом неудачи. Справился сам. Поэтому давайте не будем лишать их радости побед и преодоления, чтобы дети хотели жить реальной жизнью, а не миром грез.
Единственный и неповторимый
Не сотвори себе кумира, а роди его сам — главная идея родителей с синдромом потворствующего гиперопекания
Нередко он возникает в неполных семьях, где мать, оставшись одна с ребенком, выливает на драгоценное чадо всю свою неизрасходованную любовь и внимание. Привыкая к вседозволенности и собственной идеальности, позже он может не найти признания в коллективе, и воспринять отсутствие всеобщего восхищения довольно болезненно
Да и спустя годы отголосок чрезмерной опеки может напомнить о себе. Выросший центром семьи и вселенной, мужчина рискует столкнуться с трудностями в устройстве личной жизни. Как можно уйти из дома, оставив маму? А мать, в свою очередь, не захочет делить внимание своего сына с другой женщиной.
Почему ребенок может не любить бабушку?
Если малыш не желает общаться с бабушкой, нельзя отпускать проблему на самотек и надеяться, что все наладится само собой. Повлиять на ситуацию можно, выявив причины, к наиболее распространенным из которых относятся:
-
полное равнодушие бабушки или ее нежелание участвовать в жизни и развитии младшего поколения. Дети отлично чувствуют холодность;
-
авторитаризм. Личность, привыкшая подавлять и подчинять, но не умеющая договариваться, искать и находить компромисс, вряд ли будет пользоваться успехом среди внуков;
-
гиперопека и навязчивость;
-
слишком агрессивное поведение: крики, укоры, шлепки;
-
холодное и негативное отношение мамы или папы к теще/свекрови – дети на подсознательном уровне копируют поведение родителей;
-
расстояние – ребенок не любит бабушку и дедушку по той причине, что слишком мало с ними видится и считает их посторонними людьми.
Малыши – великие фантазеры и выдумщики. Услышав однажды фразу о нежелании общаться с бабушкой, следует поговорить со своим чадом и выяснить, в чем причина. Возможно, это мгновенная реакция на какой-либо запрет или отказ в покупке очередной игрушки либо сладости. Обычно такие эмоции проходят очень быстро, если отвлечь непоседу интересным мультфильмом или долгой прогулкой.
Если причина более существенная, нужно пытаться исправить ее и наладить контакт между младшим и старшим поколениями.
Что делать, если ребенок не любит бабушку и дедушку?
Не бывает безвыходных ситуаций; просто одни проблемы решаются быстро и легко, а другие требуют больше усилий. К примеру, обидевшегося на бабушку из-за шлепка малыша можно успокоить достаточно быстро, объяснив, что она разволновалась из-за того, что он мог пораниться или отравиться. Приведите примеры из жизни, предложите сыну или дочери поставить себя на место старшего родственника: как бы он себя чувствовал, если бы мама или папа подвергали себя опасности? Если разговаривать спокойно и закончить беседу на позитивной ноте, от негативных эмоций не останется и следа.
Бывают ситуации, когда бабушка абсолютно равнодушна или же, наоборот, чересчур сильно опекает внуков. Чтобы решить такую проблему, просто разговоров с малышом недостаточно. Нужно работать и с самой бабушкой, объясняя, что ее поведение травмирует и огорчает ребенка.
Мамина или папина мама должна стать близким другом, к которому хочется приехать и поделиться самым сокровенным. В первую очередь правильно определите внутренние ценности семьи, измените манеру общения между взрослыми и детьми. Частые встречи, теплые беседы, помощь в решении каких-либо «важных» детских проблем (в частности, не удается правильно собрать пазл, не получается самостоятельно сшить кукле платье, некому почитать книжку или нарисовать машинку) помогут бабуле стать внукам ближе и роднее.
Гиперопека: откуда берется этот «страшный зверь»?
Причины того, почему твоя мама или свекровь в ужасе вскрикивает, как только любимый внук начинает лезть на обычную детскую лесенку, или пытается накормить 2 тарелками борща с ложечки любимую 3-летнюю внучку, которая давно может есть сама, очень разнообразны.
Читай также: Бабушка-няня: спасение или опасность?
Во-первых, это может быть связано с отсутствием внимания в детстве: таким образом, бабушка пытается показать окружающим, что она не повторит ошибок своих близких и будет идеально заботиться о детях. Во-вторых, накладывают свой отпечаток профессиональная нереализованность, неудачи в личной жизни (развод, невозможность в силу обстоятельств дать детям все, что она хотела), страх одиночества и потребность быть в центре внимания. Весь этот смешанный «коктейль» сложных эмоций негативно отражается на психоэмоциональном развитии малыша.
Опыт в наследство
«Я работал начальником, значит, я передаю опыт, — говорит нижегородский пенсионер. — Я очень рад, что у меня внук, в любой момент придут и помогут. Я учил их когда-то, это потом возвращается». Речь о модели, в которой основа отношений — обмен опытом.
Часто о передаче знаний и умений говорят именно дедушки. «Жить хочу долго; чтобы помочь внукам, буду работать <…>, — рассуждает 50-летний мужчина из Ярославля. — Хочу ездить с внуками, показать им». «Вести достойный образ жизни, нянчиться с внуками, но для этого наработать какую-то базу», — говорит о планах на будущее его земляк. Еще один дедушка убежден, что нужно чаще обсуждать с внуками разные житейские ситуации: «Надеюсь, будет взаимопонимание между поколениями».
Гиперопека и ее виды
Воспитание в семье можно описать с помощью различных характеристик: сколько требований к ребенку предъявляют, как его поощряют или наказывают, что ему разрешают или запрещают. Одной из таких характеристик является уровень опеки. Он показывает, сколько сил, внимания, времени уделяют родители ребенку. Известные специалисты в области семейных отношений Э.Эйдемиллер и В.Юстицкис называют гиперопекой такой сложившийся в семье стиль воспитания, при котором детям уделяют крайне много времени, сил и внимания, забота о детях становится главным делом жизни родителей. В реальности это проявляется в том, что родители слишком много помогают сыну или дочери.
Конечно, любой ребенок нуждается в помощи и заботе со стороны мамы и папы, и не каждая подсказка или напоминание являются проявлением гиперопеки. Забота становится излишней, когда родители делают за ребенка то, что он вполне может научиться делать сам, или когда в результате этой помощи ребенок чувствует себя слабым и никчемным
Часто можно встретить расхожее мнение, что исключительное внимание родителей необходимо для благополучного развития. Это действительно так, если мы говорим о младенцах до года
После этого возраста ребенку важен баланс самостоятельности и родительской заботы, и с каждым годом его жизни этот баланс меняется: самостоятельности должно становиться всё больше.
Два вида гиперопеки
В психологии выделяют два вида гиперопеки. Первый вид называется потворствующим. В этом случае родители не просто очень много занимаются ребенком, они делают это в исключительно мягкой форме, стараясь как можно меньше ограничивать подростка. Потребности ребенка становятся самыми главными, мама и папа готовы пожертвовать своими интересами ради него. Кроме того, как правило, при потворствующей гиперопеке ребенку почти ничего не запрещают. В крайних вариантах такого вида гиперопеки мама восьмиклассника может позвонить классному руководителю сына и попросить его проверить, чтобы сыночек поел, а бабушка выпускницы отказывается лечь в больницу, чтобы иметь возможность провожать внучку в школу.
При втором виде гиперопеки – до минирующем – родители не просто слишком много помогают ребенку, но и постоянно контролируют его. Мама или папа непрерывно командуют подростком, что-то требуют или запрещают, как правило, не интересуясь мнением самого ребенка и не давая ему проявить инициативу. Часто это сопровождается негативными комментариями в адрес ребенка. Вот типичный пример. Мама с дочерью тринадцати лет пришли в гости, хозяйка спрашивает девочку: «Какой салат тебе положить?». Мама вмешивается, не дав дочери сказать ни слова: «Вон тот, без майонеза, и так она уже вес набрала за лето».
Подчеркнем, что при второй форме гиперопеки замечания не обязательно делаются в грубой или неуважительной форме. Нотации, разъяснения, настойчивые напоминания – тоже ее проявления. Многие родители скажут: «Я бы не стал его так опекать, если бы он был самостоятельным и помнил всё сам». Однако самостоятельность и самоорганизация формируются постепенно, они не появятся ниоткуда в определенном возрасте. Когда дети были маленькими и учились ходить, сначала они нуждались в нашей помощи, мы водили их за руку. Постепенно они научились ходить сами. Точно так же происходит с самостоятельностью: она развивается поэтапно, родители постепенно усложняют то, что поручают ребенку. Но если всё делать за ребенка и слишком много ему помогать, самостоятельности взяться неоткуда. Возникает своего рода замкнутый круг: гиперопека мешает ребенку стать самостоятельным и мы продолжаем его опекать.
Чем характеризуется воспитание по типу гипоопеки
Другой тип семейного воспитания прямо противоположен гиперопеке, и называется он гипоопека, т.е. слабая опека. В этом случае все наоборот: родители предоставляют своим детям слишком много свободы, т.е. границы дозволенного здесь очень далеко, их почти не видно.
В обыденном сознании бытует мнение, что это семьи неблагополучные, такие, где родители выпивают, подолгу пропадают, поэтому дети предоставлены сами себе, весь день слоняются по улице, родителям до них нет никакого дела.
Действительно, в таких семьях детей не контролируют, и можно сказать, что такой стиль воспитания, как гипоопека, в них, несомненно, присутствует.
Но только ли в таких семьях?
Часто социально благополучных родителей, например занимающихся бизнесом, нет дома до позднего вечера, когда же выдается свободное время, они стараются отдохнуть от тяжелой работы, иногда идут в ресторан или к друзьям, поэтому ребенок сидит дома один.
Родители доверяют ему ключ от квартиры, и, если надоело сидеть одному дома, он идет гулять или к друзьям. Никакими временными рамками ребенок не связан, гулять можно хоть допоздна, потому что родители не приходят никогда раньше полуночи.
Недостаточная опека в такой семье налицо. Родители в таких семьях не могут уделять воспитанию ребенка много времени, у них нет времени, чтобы проверить уроки, поиграть, объяснить что-то, чего не понимает их ребенок.
Они люди не того склада, им не нравится сидеть дома, хочется заняться своими, взрослыми, делами. А ребенок в этой семье предоставлен самому себе. С одной стороны, в такой ситуации ребенок рано учится быть самостоятельным, что, в принципе, неплохо.
Но, с другой — он глубоко несчастен, чувствует себя ненужным и брошенным, стремится найти людей, которые его поняли бы, но не умеет зачастую ответить любовью на любовь.
В результате он ведет себя как загнанный волчонок: всегда желает одерживать верх и над сверстниками, и над взрослыми, грубит, для него практически нет авторитетов, он часто ломает чужие вещи. Если кто-то относится к нему хорошо, он не становится от этого мягче, поэтому многие люди считают его неблагодарным, а он очень несчастный на самом деле человек.
В таком случае дети быстро понимают, как из родителей можно выудить новую вещь, достаточно просто лишить их покоя на какое-то время. Желающий отдыха родитель быстро сдастся, а это как раз то, что и нужно ребенку.
На самом деле этот папа недостаток своей любви и внимания старался заменить деньгами и развлечениями. Мальчик так и считал, что папа нужен для того, чтобы дарить подарки и развлекать. Его родители были в разводе, поэтому желание отца как-то побаловать сына вполне понятно.
Однако такая ситуация отнюдь не редкость и в полных семьях. Хочется ли вам, чтобы дети относились к вам, как к источнику денег? Вспомните, ведь это именно взрослые помогают формировать детям картину мира, показывают им пример общения родителей и детей.
Многие подростки жалуются, что взрослые дают им мало свободы, считают их маленькими, ничего не разрешают. Но, когда опрашивают подростков, в семьях которых царит гипоопека, оказывается, они совсем не рады своей свободе, они мечтают, чтобы родители хоть что-то запретили им, это для них символ родительской любви.
Родителей с воспитанием по типу гипоопеки можно, скорее всего, назвать легкомысленными. Соответственно, можно сделать вывод, что к гипоопеке склонны те взрослые, которые больше заняты своими делами, они пока еще не сформировались как родители.
Работа психолога с Аленой и Константином.
Задача психолога состояла в том, чтобы Алена и Константин поняли причины своих проблем, осознали те свои особенности, которые мешают им жить продуктивно и счастливо.
В ходе многомесячной работы каждый из них научился понимать и принимать свои личные особенности и качества. В ходе анализа множества ситуаций прошлого и настоящего осознали свои сильные и слабые стороны, сформировали ту самую внутреннюю опору и научились не оглядываться назад.
Способность видеть ценность других людей, воспринимать их такими, какие они есть, не только получать, но и что-то отдавать, заботится, не относится к отказам и разнице во мнениях как к проявлениям враждебности, — дались Алене нелегко. Но она стремилась во всем разобраться и очень хотела как-то выйти из круга своего одиночества, которое стало особенно острым после смерти матери.
У нее получилось, спустя время Алена нашла себя в новой для нее профессии, вышла замуж, сформировала круг близких друзей. И все вроде бы хорошо, но только очень жаль тех лет, которые прошли бы иначе, если бы Алена раньше обратилась за профессиональной психологической помощью.
Константину сложнее всего было научиться не оглядываться на мнение окружающих, не искать постоянно позитивных оценок своей деятельности, а принимать решения и нести за них ответственность. Еще более трудным оказалось понимание своих желаний и потребностей, привыкнув с детства всегда и во всем получать подробные инструкции, он даже при выборе рубашки испытывал значительные трудности.
Пока Константин всё ещё не очень доволен собой во многих отношениях, но он сам признаёт, что движется вперёд и меняется к лучшему.
Как опекать нормально: учимся различать на примерах
-
Подросток просит отпустить его в кафе с друзьями.
Нормальная реакция: точно узнать с кем будет ребенок, убедиться, что путь в кафе и обратно безопасен. Также можно договориться созвониться.
Реакция гиперопекающего родителя: запретить (ведь это очень опасно, да и непонятно, что они там будут есть!). Некоторые приводят ребенка самостоятельно, садятся за соседний столик и делают отдых максимально неловким.
-
Школьника приглашают поучаствовать в олимпиаде по английскому.
Нормальная реакция: поздравить ребенка, нанять репетитора (только если вы с ребенком решили, что ему не помешает помощь).
Реакция гиперопекающего родителя: организовать уроки (ведь взрослые лучше знают, что делать), дотошно контролировать каждое выполненное упражнение, запрещать развлечения до «дня икс», ругать за нежелание готовиться к олимпиаде, отменять все планы.
Итак, положительные стороны у гиперопеки есть, но их немного. Лучше поработать над собой и воспитывать детей с уважением.
«Против всех»
Но есть и такое явление, как дети-бунтари. Антагонизм гиперопеке выливается во всякие подростковые группы типа «Сбежать из дома» и прочие равновеликие явления. «Такие подростки не приходят ночевать, убегают, начинают себя вести делинквентно – попадают в ментовку, начинают пить, употреблять вещества, лезут в разные группировки. Для них – при антагонизме по отношению к родителям – также характерна реакция могучего социосопротивления, борьба с социумом», – поясняет психотерапевт.
Проще говоря, у этой категории граждан закрепляется поведенческая модель сопротивления всем без разбора, потому что все пытаются их подавлять, говорит Александр Федорович.
При этом необходимо различать гиперопеку и доминацию. В гиперопеке превалирует слияние, безусловная любовь (о чем пишет в первой главе «Искусства любви» Эрих Фромм), а в доминировании – власть и требование выполнения нормативов.
«Доминирование проявляется так: «я – главный, что я сказал, то все и делают, вне зависимости от того, кто что думает», «а теперь все быстро сели, быстро начали жрать, и на счет три вышли». Это сильно другой процесс. Доминирование – это упоение абсолютной властью и требование абсолютного подчинения. Гиперопекающие матери – другое. Доминирующими они были бы в случае, если бы командовали сыну: «быстро зашел, сел и слушаешь доктора, понял? А не то я тебе сейчас мозги вышибу». Вот это – доминирование. А гиперопека – «не промочил ли ты ноги, не забыл ли одеть шапку и не обидел ли тебя вон тот мальчик», – подытожил эксперт.
Тревожная любовь
Поначалу материнская забота для малыша — гарантия безопасности. Мама рядом — значит, все в порядке, взяла на руки и прижала к груди — ощущение счастья и покоя. Однако новорожденным ребенок остается не на всю жизнь — он растет, развивается, интересуется миром, хочет исследовать его с минимумом контроля. И тут некоторые родители начинают впадать в крайность, продолжая чрезмерно заботиться о ребенке, не давая ему сделать ни одного безнадзорного шага. Такой тотальный контроль называют гиперопекой ребенка: когда самостоятельность малыша ограничена до минимума, а родительская забота превращается в тиранию.
Почему это происходит? Стрессовое состояние, спровоцированное гормональным всплеском после родов, наводят на молодую маму тревожное состояние и страхи, которые, кстати, регулярно подогреваются в СМИ. Женщине начинает казаться, что ребенку постоянно угрожает опасность, даже если с ним все в порядке.
Примерно через два месяца такое навязчивое состояние сходит на нет и мама начинает чувствовать себя более уверенно. Если же страхи не уходят, а продолжают терзать материнское сердце в удвоенном режиме, значит, женщине необходима помощь: ведь чем больше родители опекают ребенка — тем больше опасений это порождает. К тому же связь матери с малышом очень сильна, и он ощущает практически те же эмоции — страх, беспокойство, тревогу.
В воспитании детей гиперопека начинается с «не ходи на горку — упадешь, сломаешь руку и попадешь в больницу», «в бассейн тебе нельзя — утонешь». Но подобное состояние может длиться годами, ведь гиперопекающие родители не обращают внимания на возраст, продолжая «нависать» над школьником и подростком: «Не ходи здесь — скользко, ты упадешь», «Я сама нарежу хлеб, ты порежешься», «Не трогай спички, ты неуклюжий, всю квартиру сожжешь». Как правило, все эти характеристики к ребенку не имеют не малейшего отношения, являясь в полной мере психологическими проблемами родителей. Именно так — с лучшими побуждениями и исключительно из любви мамы и папы делают своих детей неуверенными, слабыми, закомплексованными.
На самом деле, родительская гиперопека не имеет отношения к любви, а всего лишь под нее маскируется. В чем же тогда разница? Ее определить просто: в любви всегда есть доверие и уважение, в гиперопеке — контроль, недоверие, требование подчиниться родительской воле, попытка переделать ребенка «под себя». Правда, есть и другая крайность — полная вседозволенность. И хотя она выглядит мягче («Не надо тебе трогать нож, дорогой, я сама, не мужское это дело — салат резать»), но в результате приводит к тем же плачевным последствиям.
Как правило, от гиперопеки взрослых страдают дети одиноких и неудовлетворенных жизнью родителей: таким мамам и папам не хватает любви и уверенности, которые они мечтают получить от ребенка, «вложив» в него максимум «заботы».