Кризис двухлетнего возраста

Чувства родителя

Многие родители испытывают раздражение, нетерпение, расстройство или даже злость на капризничающего ребенка, но всячески пытаются овладеть собой и не показать своих чувств. Это не всегда правильно. Эмоции накапливаются и рано или поздно выливаются уже во взрослую истерику, с которой не так-то просто совладать. Каждый человек имеет право выражать свои чувства, вопрос только в том, как это сделать, не задев при этом чувств ребенка. Для этого существует так называемое «Я-сообщение», которое помогает избежать взрыва накопившихся эмоций у родителя.
Присядьте рядом с малышом скажите, что вы ощущаете, например, «я устала от громкого крика» или «мне не нравится, когда под ногами валяются игрушки». Избегайте уничижительной и обвинительной формы диалога. К примеру, «мне не нравится, когда ты кричишь» – будет воспринято ребенком не как выражение ваших чувств, а как обвинение против него. В этом случае, лучше облечь предложение в безличную по отношению к малышу форму, например, «мне плохо, когда громко кричат».
Если чувствуете, что ваши личные эмоции готовы вырваться наружу, лучше всего высказать их в спокойной форме и в относительно спокойной обстановке, прежде, чем они вырвутся сами и навредят и вам, и вашему малышу.

Как помочь ребенку справиться с истерикой

А если истерика все-таки началась? Что предпринять, чтобы помочь ребенку с ней справиться?

Многим мамам не удается ничего придумать, и они предпочитают уступить, лишь бы он замолчал. Это самый опасный путь. Он ведет к тому, что ребенок постепенно становится неуправляемым, привыкая всего добиваться криком. Родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета. Приведу еще одну цитату из вышеупомянутой статьи:

«Один раз уступив незаконному требованию, поддавшись чувству жалости, вины или просто потому, что так проще, вы даете вашему малышу впервые почувствовать реальную власть над вами. Нормальный человеческий контакт возможен только «по горизонтали», между равными, уважающими друг друга людьми».

Очень часто в конфликтной ситуации мама старается отвлечь внимание ребенка на что-то другое. Однако такой способ с подросшим ребенком становится все менее эффективным, а психологи считают его не самым удачным:. «Не пытайтесь отвлечь и «уболтать» ребенка, устроившего истерику

Этим вы лишь откладываете проблему, но не решаете ее. Ваш малыш должен испытать «момент истины», поняв, что такой способ взаимодействия с окружающим миром не годится»

«Не пытайтесь отвлечь и «уболтать» ребенка, устроившего истерику. Этим вы лишь откладываете проблему, но не решаете ее. Ваш малыш должен испытать «момент истины», поняв, что такой способ взаимодействия с окружающим миром не годится».

Но как же все-таки поступать родителям маленького тирана? Прежде всего нужно взять себя в руки и постараться не раздражаться. Ваш голос должен быть спокойным и убедительным. Не стоит в момент разыгравшихся страстей пускаться в длинные объяснения, пытаясь достучаться до сознания и совести малыша. Даже взрослый в раздражении не способен действовать сознательно. Твердо и простыми словами объясните ребенку, почему вы не будете выполнять его требование. Но если вы видите, что истерика усиливается, просто выйдите из комнаты, не вступая в дальнейшие разговоры. Через некоторое время ребенок успокоится и возобновит общение с вами. Лучше дождаться, пока он сделает это сам. Некоторые дети в особо запущенных случаях воспринимают то, что взрослый начал общение первым, как капитуляцию, и истерика может начаться сначала. Но и выглядеть неприступными тоже не стоит.

И последний совет психолога:»Самое главное — поверить в то, что ваш ребенок и в самом деле суверенная личность и имеет равные с вами права… но не большие!»

Освоение речи

Одна из главных вех развития ребенка этого возраста — освоение речи. Как только маленький человек научается формулировать свои желания и мысли, он переходит на новую ступень. В целом, между 2 и 3,5 годами, когда в норме должна появляться фразовая речь, крика и расстройств становится меньше.

И все же полным объемом родного языка ребенок овладеет позже, только к 4 годам. Пока далеко не каждое свое желание или состояние малыш может сформулировать. И это может порождать самые разные недовольства и расстройства. Очень обидно, когда ты хочешь сказать о том, какую книжку тебе почитать, а тебя никто не понимает. Или же ты просишь надеть фиолетовую кофточку, а никто не реагирует, да еще спрашивают: «что-что?»

Все это может вызывать большие расстройства, крик и даже такие яркие формы поведения, как истерика и бросание на пол.

Как понять и как решить проблему

Решение любой проблемы начинается с анализа возможных причин. И так:

Завышенные требования

Все родители желают добра своим детям, но при этом требования к ним выставляют просто нереальные. К примеру, ребенок занимается танцами и мама требует победы в каждом конкурсе и если не первое место, то уже начинаются разговоры о том, что вот ты дочка хуже той, что победила.

В период полового созревания в переходном возрасте такие разговоры сильно влияют на психику, ребенок чувствует себя так, будто его предали. Отсюда уже и злость у дочери агрессия, и ее недоверие и даже ненависть.

Что делать?

Ну, первым делом поговорить с ребенком начистоту. Рассказать о том, что ваши слова не означают, что вы ее не любите, что это просто ваша несдержанность. Скорее всего, вы придете к пониманию, она вас простит

Но, здесь важно помнить, что в процессе разговора она может также проявлять агрессию – это будет говорить в ней обида, на вас, на мать. Стерпите

Вы сами виноваты в возникшей ситуации.

Недостаток внимания

У работающих родителей всегда в дефиците главное – это время на семью

Мама, отработав 8 часов, приходит уставшая с работы, а детям ведь тоже надо внимание. Именно недостаток этого самого внимания рассматривается ребенком как игнорирование его проблем и его самого

Вследствие чего недопонимание крепнет, и близкие люди становятся практически врагами.

Что делать?

Время, к сожалению, не вернешь, и изменить прошлое никак не выйдет. Зато выйдет поговорить по душам. Но, делать это нужно ненавязчиво, шаг за шагом. Проявляйте интерес к теперешней жизни дочери, к ее увлечениям, желаниям. Психологи советуют иногда вдвоем выбираться где-то посидеть в кафе, или почаще приглашать дочку вечерком на кухню попить чаю и поговорить о своем, о женском.

Трудности в воспитании ребенка 2-3 года

В этот период характеризуется кризисом двухлетнего возраста. Происходит внезапное изменение поведения в худшую сторону. Основной чертой этого кризиса является истеричное поведение: крики, слезы, упрямство, невиданная ранее агрессия.

С точки зрения психологии в это время следует очень аккуратно относиться к воспитанию ребенка:

  • реагировать спокойно, находить компромиссы;
  • во время истерики лучше ненадолго оставить малыша одного в комнате, чтобы он без публики быстрее успокоился;
  • объяснять причины своих действий, если он возражает против них;
  • избегать мест, где ребенок может переутомиться, проголодаться, начать капризничать;
  • не заставлять давать другим детям свои игрушки, в этом возрасте малыш не понимает почему он должен отдавать любимые вещи другим;
  • не ругать, если малыш испытывает чувство злости, лучше его обнять и успокоить.

Подписывайтесь
на наш канал или в

Следи за нами в соц. сетях!

Возбудимость — общая особенность возраста

Малышу такого возраста гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться, и это не индивидуальная характеристика, а общая особенность возраста. На погашение возбуждения направлены многие средства народной педагогики: потешки, небылицы, колыбельные. Мы, современные родители, часто не очень умеем успокаивать. Мы настроены на развитие, на создание обучающей среды. Нас не учили успокаивать. Нам вообще часто кажется, что если ребенок плачет, значит, происходит что-то не то.

В родителях могут бороться две мысли. Первая: «Дети не должны плакать, нужно срочно сделать все, что он хочет» — это из репертуара вседозволенности. И вторая: «Как он смеет орать, ведь я же ему сказала…» — это из арсенала воспитательниц детского сада, с которыми мы общались в детстве.

Я совсем не сторонник того, чтобы дети много плакали. И тем не менее до 4-4,5 лет, пока не созреет контроль коры головного мозга за эмоциями и состояниями возбуждения, у темпераментного малыша слез и крика может быть много. Не потому, что вы — плохие родители, а потому, что возраст у ребенка такой.

Ну и, конечно, плач и расстройства стоит пытаться предугадывать заранее, по возможности не допускать и грамотно реагировать. Но в целом такое поведение нормально и ожидаемо.

Причины изменения поведения ребенка

Мамы начинают ломать голову: что же послужило причиной дурного поведения? Что было упущено в воспитании?

Похоже, накапливается какое-то напряжение, которое выплескивается наружу таким вот образом. (Эхомама)
Некоторые «истерики», на мой непрофессиональный взгляд, вызваны тем, что ребенку некуда сбросить свою энергию, просто «побеситься». (Irkin)
Может быть, мы уделяли старшей слишком много внимания, если такое бывает. (Натали)

Как правило, мамы напрасно казнят себя. Причина ухудшения поведения в другом: малыш вступает в переходный возраст, осваивает новую для себя систему отношений с внешним миром. В этом возрасте усиливается стремление к самостоятельности, желание справляться с простыми задачами без помощи родителей. Безусловно, такое желание надо приветствовать. Но издержкой этого периода являются истерики, когда ребенку кажется, что его личность ущемляют.

Если чего-то хочет, а ей этого не дать — корчит рожицу и начинает дикий плач и пихание, которые одномоментно прекращаются, если уступить. Я пока уступаю или пытаюсь отвлечь (все труднее получается). Но ужасно боюсь, что она привыкнет, что при помощи такого воя можно получить все. (Анка)

Опасения этой мамы не беспочвенны. Психологи утверждают, что в возрасте полутора-двух лет ребенок начинает исследовать границы дозволенного. И эти границы ему нужны, без них он перестает чувствовать себя в безопасности. Приведу фрагмент из статьи «Этот ужасный манипулятор» из журнала «Эго».

«Младенец пробует взаимодействовать с миром и наблюдает результаты. Если реакция внешней среды повторяется несколько раз, она фиксируется памятью как нормальная. В дальнейшем, пытаясь убедиться в собственной безопасности, малыш тянет за привычные веревочки и ждет привычных результатов. Это и есть для него знак того, что все в порядке. Со временем ребенок ДОЛЖЕН сталкиваться с сопротивлением окружающей среды. Не получая сопротивления, он подсознательно чувствует, что что-то не так. В конце концов, воспринимает это как своего рода опасность

Важно понять, что малыш, бьющийся в истерике и чего-то требующий, вовсе не нацелен на результат. Его проблема в том, что он нуждается в сопротивлении окружающих, чтобы испытать чувство безопасности, но не способен осознать и самостоятельно решить эту проблему»

Сознательно или несознательно родители ищут пути выхода из кризисной ситуации. Рецепты у каждого свои. Одни закрывают ребенка в детской с рекомендацией подумать своим поведением, или просто уходят в другую комнату, давая ему понять, что аудитории у него нет. Некоторым детям, чтобы успокоиться, нужен строгий родительский окрик. Очень действенным бывает объяснение того, что чувствует ребенок, но еще не умеет выразить словами: «Я понимаю, ты устал, сердишься…»

Мы терпеливо «вдалбливали», что без крика получить желаемое — гораздо больше шансов, нежели закатывать истерику. Дети не глупее нас — логика им вполне доступна.
Ребенок сам не может справиться с ситуацией, и от бессилия рыдает и падает на пол. А если еще и родители на него кричат, то это совсем делу не помогает.
Пробуйте договариваться на равных. Смотрите на малыша не «сверху вниз», а присядьте рядышком: «Давай подумаем вместе, что нам делать». (Marie)

Пока дело не дошло до истерики и ребенок хоть как-то реагирует на слова, я говорю: «Ты плачешь, а я никак не могу понять, что ты хочешь. И от этого расстраиваюсь. Успокойся и скажи, и мы подумаем вместе, что можно сделать». (Irkin)

Повышенная активность

Приобретенные умения дают детям новую степень свободы. В этом смысле умение ходить дарит крохе массу новых возможностей. Ему очень нравится ходить и бегать. Самостоятельное и быстрое передвижение позволяет малышу изучать новые предметы и познавать их свойства. Он учится ориентироваться в пространстве и координировать свои действия. Постоянно падая, кроха постепенно учится избегать предметов, которые мешают передвижению. Он пытается падать так, чтобы нанести себе меньше урона. В этом смысле некоторые мамы могут в определенной степени препятствовать ребенку динамично развиваться, убирая с дороги лишние предметы и постоянно поддерживая его.

Чрезмерное любопытство и активность малыша могут привести к беде, если не убрать все опасные предметы как можно дальше от детских ручек. Закрывая острые, режущие и другие опасные вещи в ящики, нужно понимать, что дети очень находчивы. Они умудряются открывать хитроумные защелки, забираться на стулья и подоконники. Их любопытство не знает границ. Неуемное стремление достать тот или иной предмет заставляет детей творить чудеса. Лучше не оставлять двухлетних детей без присмотра на короткий срок даже в случаях, когда все уже, вроде, спрятано и закрыто.

На улице для безопасности детей нужно выбирать детские игровые площадки вдалеке от проезжей части.

Проявление личности

Спустя 1 год после рождения дети постепенно отдаляются от матери, стремясь к независимости. Они все еще сильно зависят от нее, но делают первые попытки принимать решения самостоятельно. Психология ребенка претерпевает серьезные изменения: к двум годам степень свободы малыша становится гораздо выше. Он может довольно далеко убегать от матери, даже не оглядываясь назад.

Двухлетка уже отчетливо понимает разницу между желаниями родителей и своими желаниями. Он видит, как родители требуют выполнения своих желаний. Пытаясь им подражать, малыш пытается добиться выполнения своих желаний. Копирование поведения взрослых — основной компонент обучения детей практически с самого рождения. Через семью и поведение родителей они воспринимают мир. Подражая взрослым, дети приспосабливаются к внешнему окружению, гармонично встраиваясь в систему человеческих отношений. Поэтому не удивительно, что в какой-то момент кроха начинает себя вести подобно родителям (требовательно и настойчиво). Чем строже у малыша родители, тем строптивее может стать его поведение после двух лет. Конечно, проявление таких качеств зависит и от природной силы характера, темперамента и возбудимости.

Поэтому многим родителям, которые жалуются на детское упрямство, можно посоветовать посмотреть на себя со стороны. Если они чересчур требовательны и бескомпромиссны в отношениях с малышом, возможно, в поведении двухлетки, как в зеркале, отражается их поведение.

Посмотреть на себя критически стоит многим родителям, ведь заставить малыша проще, чем понять. Пока ребенок маленький, родителям легко удается подчинить кроху своей воле. Но по мере взросления ребенок постепенно проявит свой сформировавшийся под натиском характер и отплатит родителям той же монетой. Он будет искренне верить, что поступает правильно, ведь он делает то же, что и родители.

Терпение и такт — главные помощники родителей при общении с маленьким упрямцем. Двухлетка уже все понимает и может ответить. С ним можно договориться, объяснив причины того или иного требования.

Хороший тест для родителей — это игра малыша в куклы. Обычно во время игры ребенок подробно имитирует поведение взрослых по отношению к нему. Если во время игры ребенок кричит на куклу и бьет ее, родителям стоит задуматься над методами воспитания своих детей.

Нормальные истерики: как с ними справляться?

В среднем раз в неделю от малыша такого возраста можно ожидать расстройства до слез. Нормой можно считать истерики, случающиеся до 2-3 раз в неделю — многое зависит от темперамента и интенсивности развития ребенка. Но если истерики и слезы повторяются до 2-3 раз в день, то малыш либо проходит критический период развития, либо переживает длительный стресс. Если же ни то ни другое не верно, то стоит обратиться к специалисту: неврологу, или психологу, или гомеопату.

Без раздражения и истерик обходятся в возрасте 2-3 лет только будущие флегматики. То есть родителям стоит настраиваться на столкновения с эпизодами истерик и учиться правильно на них реагировать, верно себя вести.

Одно из главных родительских умений, которое приобретается в это время — сдерживание эмоционального сопротивления, раздражения и гнева ребенка. Что это такое?

Вот довольно типичный пример: ребенок не хочет, чтобы ему выключали мультики. Или не желает уходить из песочницы и по этому поводу орет. Ситуация, с которой мало кто из родителей не сталкивался. Как может выглядеть эмоциональное сдерживание?

Во-первых, важно не подключаться к эмоции ребенка — не начинать говорить на повышенных тонах, кричать и сердиться. Во-вторых, стоит спокойным голосом на доступном языке объяснить ребенку, что с ним происходит: «Ваня, ты очень расстроен, ты сердишься, ты не хочешь..

уходить с прогулки. Многим деткам, которым 2 года, очень не хочется идти домой, когда пора обедать. Но…» А дальше вы перечисляете собственные аргументы, по которым домой идти обязательно надо

Во-вторых, стоит спокойным голосом на доступном языке объяснить ребенку, что с ним происходит: «Ваня, ты очень расстроен, ты сердишься, ты не хочешь… уходить с прогулки. Многим деткам, которым 2 года, очень не хочется идти домой, когда пора обедать. Но…» А дальше вы перечисляете собственные аргументы, по которым домой идти обязательно надо.

Эта мера моментального результата не дает, наоборот, крик и плач в первые минуты после такого объяснения могут только усилиться.

Но зато долговременный, накопительный эффект очень хорош: со временем, когда пройдет 2-6 недель от начала использования этого метода интерпретации поведения, вы заметите, что ребенок начинает прочитывать не только собственное поведение, но иногда и ваше: «Мама устала, мама хочет полежать». Со временем ребенок способность лучше понимать свое состояние, а также чувства и желания других людей будет только развиваться.

Зачем это нужно? Несмотря на то, что наш малыш уже говорящее существо, мотивы и причины собственного поведения ему чаще всего непонятны. Даже когда слово «я» уже активно используется, малышу очень трудно понять и назвать причину собственной радости или расстройства. Сложные собственные желания и нежелания тоже не могут еще внятно формулироваться ребенком. И тут мама может очень помочь, как «переводчик с детского».

Интерпретация поведения ребенка — универсальный способ реагирования на истерики и другие сбои в его поведении.

Наказание

Роковым для малышки оказался очередной раз, когда она изгадила штанишки. По материалам суда, женщина швырнула дочь в ванну и велела мыться самой. Понятное дело, девочка была еще слишком мала, чтобы самостоятельно привести себя в порядок; кроме того, Дашенька боялась воды. С ревом она принялась карабкаться вверх, подняла ножку, чтобы выбраться… Эту попытку мать пресекла решительно и жестко, несколько раз ударив ребенка головой о край ванны. Малышка залилась кровью из разбитого носика и губок. Увы, это не отрезвило Ольгу, она продолжила бить несчастного ребенка, да так, что привела в ужас даже сожителя…

Оставив избитого ребенка на матраце, взрослые отправились по своим делам и вернулись почти через двое суток.

За систематические истязания, а также за жестокое убийство крохи, которая в силу своего возраста не могла ни защититься, ни убежать, ни каким-то иным образом спастись, Ольга была приговорена к 20 годам лишения свободы. Ее сожителя тоже признали виновным в истязаниях девочки. Что касается того злополучного дня, то следствие и суд сочли, что он не бил Дашу, однако и не помешал расправе над девочкой, не вызвал медиков ребенку, нуждавшемуся в безотлагательной помощи.

Откуда возник комплекс Электры

Первым явление описал Карл Юнг. Его идеи перекликались с теорией Зигмунда Фрейда о комплексе Эдипа. Разница заключается в самом характере феномена: комплекс Электры означает привязанность дочери именно к отцу. Фрейд предлагал использовать термин «Эдипов комплекс» для обоих случаев.

Название психологического явления пришло из древнегреческой мифологии. Электра, дочь Агамемнона, жестоко отомстила своей матери за убийство отца. Острое переживание потери связано с тем, что девочка идеализировала его образ. Она всегда была любимицей Агамемнона, боготворила его и считала недостижимым идеалом. Со временем такое отношение к отцу приводит к деструктивным процессам.

Клитемнестра, мать Электры, была властной женщиной, которую не волновали переживания дочери. Она не позволяла ей развиваться, игнорировала ее чувства и переживания. Комплекс Электры – это не только влечение к отцу как к представителю противоположного пола. Это еще и олицетворение непонимания с матерью, которое с годами только становится масштабнее.

Рано- и поздноговорящие дети

Очень многое зависит в этом возрасте от того, насколько велик активный словарный запас ребенка. Так, 2,5-летний человек может произносить сложные философские речи, а может едва уметь сказать фразу из двух слов.

И это определяет поведение. То есть психологический возраст хорошо и плохо разговаривающих детей будет разным при совпадении возраста календарного. И если ребенок еще не говорит активно, то особенности его поведения будут относиться скорее к возрасту 1-2 года, и это не задержка развития, а вариант нормы. А время освоения активной речи — это очень наследуемый фактор, и в каждой семье это происходит по-своему.

В результате взрослость ребенка и требования родителей к нему между 2 и 3 годами зависит от того, насколько хорошо ребенок говорит. И нередко к тем детям, которые начали говорить рано, родительские требования завышены, и эти требования порой становятся непосильной психологической нагрузкой для маленького человека.

Почему развивается комплекс Электры

Психологи полагают, что главная причина развития комплекса Электры кроется в матери. Даже в полной благополучной семье отношения мамы и дочки могут быть напряженными. Девочка своей привязанностью к отцу показывает, что ей некомфортно с матерью, что она не может добиться от нее понимания и одобрения.

Когда женщина в семье выступает диктатором, дети начинают искать поддержки у доброго и ласкового папы. Он не кричит, окутывает спокойствием и заботой, в то время как мама постоянно чего-то требует. В такой обстановке у всех без исключения девочек может развиться комплекс Электры.

Если мать замечает, что девочку сильно тянет к папе, ей нужно пересматривать свою модель поведения. Если вовремя не скорректировать обстановку в семье и отношения между ее членами, это может привести к дальнейшим проблемам в личной жизни взрослой дочери.

Врожденная злость

В ситуации если злость это врожденная черта характера ребенка, то есть агрессия заложена природой, менять что-то будет очень сложно. Это не приобретенное это врожденное, как цвет волос глаз, как тембр голоса и цвет кожи.

Что делать?

Проявлять терпение, терпение и еще раз терпение к ситуации. Говорить с дочерью в моменты сильной агрессии нужно спокойно, не повышая голоса в ответ, спросить прямо: За что ты злишься на меня? Чтобы уменьшить частоту ссор не поддавайтесь на провокацию к ссоре.

В заключении предлагаю вам видео

многие мамы и дочери увидят себя главными героями и сделают выводы.

Будьте счастливы! Таша.

Вас так же может заинтересовать 16 августа, 2019 Таша Женское превосходство или «Против кого дружите, девочки?» 05 августа, 2019 Таша Тревожный невроз или как с вами говорит бессознательное 08 июля, 2019 Таша Как восстановить женскую энергию после расставания с мужчиной
Хотите получать новые интересные статьи на почту?

Никому не нужное дитя

— Утром, пока дети спят, пошли в магазин, — Ольга наконец приступает к рассказу о том дне, когда ее дочь была жестоко избита. — Приходим домой — а моя малышка обкакалась. А она тоже такая… психованная. Синдром дефицита внимания у нее. Если не уделяешь, закатывала истерику. С малым постоянно ругалась. Ей надо было, чтобы все было ей одной. А как же ее отучить жадничать? Конфетки ей побольше покупала. Столько выстрадал этот ребенок! Смотрю на нее и плачу. Жалко до боли в сердце. А когда начинает психовать, осталась детская привычка сидеть и вот так колыхаться, — Ольга качается на стуле взад-вперед, показывая, как именно делала дочка. — Не знаю, откуда, может, потому, что ее на ручках не держали в детдоме. А этого (имеется в виду сожитель) раздражало. Он вечно орал: Даша, сядь! Даша, сядь! А я ему: заткнись! Он ее по заднице как ляпнет! А я ему бачком по голове!

По словам Ольги, накануне у них снова случился безобразный скандал, сожитель даже порезал ей руки ножом, после чего она взяла малышей и сбежала к сестре, где якобы были старшие дети.

— Он на следующий день приехал туда. Сестра вызвала милицию. А я с перевязанными руками, морда синяя. Он забирает сына и уходит. А я же не могу с ним воевать, я его боялась до нервного колотуна! Милиционеры ловят его на дороге, отдают мне ребенка. А девочка осталась дома. Он звонит: я убью Дашу…

— То есть как это девочка осталась дома? — перебиваю, не веря своим ушам. — Вы оставили ее с пьяным агрессивным мужиком и убежали?

— Ну да! Она осталась, потому что спала уже тогда! — Ольга снова делает большие, предельно искренние глаза. — Егорка не спал, вот я его и забрала… Ну вот, и я со спокойной душой потом вернулась. Утром сходили в магазин, я купила деткам всего, сожителю «чернила», покушать приготовила. Даша обкакалась, на горшок не пошла. Ну, это был конек у нее, назло сделать! — мне кажется или даже после стольких лет в голосе женщины звучит раздражение? — Я помыла ее как могла, с порезанными руками. Шлепнула пару раз. И все! А вечером я уехала и больше домой не приезжала. Дети остались дома. Мне бы утром домой приехать, а я поехала гулять…

Без руки помощи

На секунду женщина отводит взгляд, но тут же горячо заверяет:

— Я очень обожаю своих детей! Я про них никогда ни с кем не разговариваю. Это мои ангелы! Я их люблю всем сердцем. И тут мне говорят, что я убила! Я же точно помню, что я ее помыла, она потом весь день играла. Она захотела варенья, на кухне банку уронила. Я закрыла кухню. Вечером уложила обоих, с этим козлом поехали в кафе… Когда читала описание ударов, у меня волосы становились дыбом. Это надо было ею в футбол играть. Если бы я приехала домой, ничего бы такого не было.

— Но суд не нашел вины вашего сожителя в убийстве…

— Конечно! — ехидно бросает Ольга. — Я знала, что не совершала преступления, я очень надеялась на экспертизу, на следствие. Вот если бы кто-то протянул руку помощи… Скандалы, немыслимые побои, обзывания…

— Но вы же сами говорили, что не хотели выносить сор из избы. Вы заявляли ходатайство, чтобы пригласили свидетелей, которые подтвердили бы, что вы не могли убить ребенка, потому что были с ними?

— Ничего я не заявляла, успокойтесь… Я ничего не говорила, я надеялась на правосудие. Я виновата, что не приехала домой. Своей самонадеянностью я убила дите. Зачем мне надо было это кафе, эти подруги? Сидела бы дома, сопела в две дырки…

Сейчас о своих любимых детях Ольга знает мало. Говорит, старшая девочка уже работает в каком-то из магазинов Минска. Младшая живет у приемных родителей, получила специальность озеленителя. А вот о сыне Егорке ей вообще ничего не известно:

— Вроде в Жодино он, в интернате… Дочь ездила туда, но ее не пустили — документов не было, подтверждающих родство. Дали номер телефона, я звонила один раз, подняла трубку какая-то злая тетка…

Ольга уверена, что средняя дочь на нее сильно обижается:

— Она злится, когда я ей звоню. Видно, хочет упрекнуть, но не решается. Она меня не любит. Что ж… Я нанесла им столько травм. Я не подумала, как они будут жить без меня. Может, надо было бороться? Свидетелей не было, соседка с днями напутала, абы-что наговорила. Там очень закручено все…

Слушая путаный Ольгин монолог, пытаюсь отделить зерна от плевел, а правду — от лжи. Впрочем, ложь перестает быть таковой для человека, который сам уверовал в то, во что верить очень хочется. По всей видимости, Ольга напрочь вычеркнула из памяти и постоянные попойки, в которых сама принимала активнейшее участие, и «Роллтон» — практически единственную еду своих детей, и «работу» на трассе. Сейчас она выступает в роли жертвы обстоятельств, женщины, которой очень не везло с мужчинами.

— Раскаялась за все, получила сполна! — продолжает она. — Я неудачница. Всегда иду и под ноги смотрю, а надо дальше смотреть, вперед…

Проявления комплекса

Родителям необходимо быть осторожным при определении комплекса: естественную любовь к отцу не стоит путать с психологическим феноменом Электры. Психологи считают, что девочки, у которых доминирует привязанность к папе, развивают в себе мужскую модель поведения. Это может проявляться в нескольких внешних факторах.

  1. Дочь проводит намного больше времени с отцом. Она избегает контакта с матерью, не доверяет ей, все тайны и проблемы обсуждает с папой.
  2. Стремление к независимости. Такие девушки не могут позволить себе положиться на мужчину, который проявляет к ней симпатию – она всегда будет взваливать на себя груз проблем и предпочтет не делиться ими.
  3. Сильно развитая целеустремленность. Женщины-«Электры» могут ставить перед собой сложные цели и всегда их достигать. Делают они это не ради собственного удовольствия, а чтобы доказать что-то деспотичной матери или окружающим.
  4. Неумение показать свою заинтересованность в мужчине. Даже если девушка будет испытывать искреннюю симпатию к парню, она будет старательно скрывать свои чувства. Даже если они будут взаимными, мужчина этого не поймет и не заметит. Отношения перейдут в дружеское или деловое русло.
  5. Выбирают партнеров постарше. Это подсознательное желание найти достойную замену оберегающему отцу. В таком мужчине девушка пытается найти заступничество и покровительство, снова вернуться в детство.
  6. Напряженные отношения с матерью. С ней даже во взрослом возрасте «Электра» продолжает конфликтовать: у них нет понимания и поддержки.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: