Вскрытие показало…
На какие же всё-таки деньги велась революция? Кто был заказчиком? Очевидно, что и большевики, и эсеры были лишь исполнителями, что подтверждают документы и обширные мемуары главного большевика В.И.Ульянова-Ленина.
Известно, что прежде всех в поражении России была заинтересована Япония, на чьи деньги закупалось и завозилось в страну оружие. За спиной императора Страны восходящего солнца стояла её союзница – Англия, почуявшая в России опасную соперницу и всеми способами пытавшаяся её ослабить. Не остались в стороне и США, чей президент Т.Рузвельт прямо признал, что его страна в случае выхода вооружённого конфликта за рамки обоюдного, поддержит японцев. Эти две мощные державы и являлись главными кредиторами революционеров через японцев, чей представитель, разведчик и дипломат полковник Акаси провёл громадную подрывную работу.
Большую помощь революции оказали старообрядцы. Среди них было немало людей богатых, обладавших большим капиталом. Из 25 наиболее знатных и богатых купеческих родов Москвы, половина была – старообрядцами. Противопоставляя себя традиционной Православной церкви, они становились врагами и государства, являясь своего рода пятой колонной для Российской империи.
Невозможно не отметить и роль в революции других, скрывавших своё существование сил.
Один в поле воин
В нашем мире те, кого мы сегодня знаем как великих революционеров — Ленин, Робеспьер, Кромвель, — оказывались вознесены на вершины власти благодаря круговерти событий, запущенной неподвластными одному человеку механизмами истории. Ну а в фантастических вселенных сплошь и рядом можно встретить героев, которым удавалось едва ли не в одиночку свергать тоталитарные режимы.
В фильме V взрывает вместо Вестминстерского дворца здание Парламента, что когда-то безуспешно пытался совершить Гай Фокс. |
Полагаясь лишь на собственные силы, сумел свергнуть тоталитарный режим главный герой графического романа Алана Мура «V значит Вендетта». Таинственный человек в маске Гая Фокса, называвший себя V («Ви»), начал свою деятельность со взрыва Вестминстерского дворца. После этого Ви переключился на убийства и информационную войну и, действуя как отпетый террорист, сумел воскресить в британцах стремление к свободе. Фанатичный анархист Ви — лучшее доказательство тому факту, что грань между преступником и революционером зачастую почти незаметна.
Роман The Man Who Never Missed положил начало циклу, насчитывающему на сегодняшний день девять томов. |
Подвиг Ви в планетарном масштабе повторил Эмиль Хадажи — центральный персонаж романа Стива Перри The Man Who Never Missed. Обосновавшись на захолустной планете могущественной Конфедерации, Эмиль развернул столь бурную деятельность, что его одного приняли за целое движение сопротивления. За шесть месяцев революционер-одиночка умудрился вывести из строя почти две с половиной тысячи солдат противника и ни разу не промахнулся. Пусть в галактических масштабах его достижения ничего не стоили, они превратили Эмиля в легенду и под его знамёна встали тысячи жителей других планет.
Откровенно говоря, если во главе революционного движения стоят идеалисты с горящими энтузиазмом глазами, вероятность неудачи увеличивается в разы. Профессионалы, действующие с холодным расчётом, обычно куда эффективнее. Взять хотя бы Стэна из одноимённого цикла Аллана Коула и Криса Банча. Большую часть сознательной жизни он провёл на службе у Вечного Императора, разбираясь с врагами последнего, — зачастую это подразумевало организацию локальных бунтов или переворотов на планетах, которые впоследствии могли угрожать Империи. В любом обществе можно найти недовольных и, направив их усилия в правильное русло, Стэн с друзьями ставил на колени даже, казалось бы, сильные и стабильные государства. Впоследствии Стэну пришлось применить свои навыки против самого Вечного Императора, превратившегося из идеального макиавеллевского правителя в банального тирана.
«Луна — суровая хозяйка» принесла Хайнлайну седьмую и последнюю в его коллекции статуэтку «Хьюго». |
Трезвый расчёт стал залогом победы и для жителей Луны, боровшихся за независимость от Земли в романе Роберта Хайнлайна «Луна — суровая хозяйка». Что и неудивительно, ведь освободительное движение на спутнике, превращённом в тюрьму, возглавили искусственный интеллект, которому показалась забавной идея поучаствовать в революции, и профессор, собаку съевший на хитроумных политических манипуляциях. Революционные мотивы сильно проявляются и в других произведениях Хайнлайна: к примеру, герои повести «Если это будет продолжаться» сражаются против тоталитарной христианской диктатуры, установившейся на территории США.
«Эксмо» давно купила права на трилогию Mistborn, но не торопится издавать её. |
В трилогии Mistborn молодого американского писателя Брэндона Сандерсона за свержение Лорда-правителя, на протяжении тысячи лет властвующего над созданной им Последней Империей, и вовсе берётся шайка жуликов. С помощью интриг и точно нацеленных ударов им удаётся добиться результата, о котором на протяжении веков обычные повстанцы могли только мечтать. Впрочем, борьбе с жестоким правителем Сандерсон посвятил лишь первый роман трилогии. Понимая, что свергнуть тирана почти всегда недостаточно, чтобы по-настоящему изменить мир, Брэндон заставил своих героев разбираться с последствиями успешной революции, и сделать это оказалось куда сложнее, нежели избавиться от казавшегося бессмертным Лорда-правителя.
Певец революции
Хедин и Ракот достигли вершин власти. Теперь уже нет недостатка в желающих свергнуть их самих. |
Трудно найти фантаста, который так часто касался бы революционной темы, как Ник Перумов: практически всё его раннее творчество буквально пронизано духом бунтарства. Это проявилось уже в наделавшей шуму трилогии «Кольцо Тьмы», которую отечественные издатели нарекли вольным продолжением «Властелина Колец»
Внимание читателей привлекали не столько центральные герои, сколько главный антагонист цикла Олмер, восстававший против царящего в Средиземье на протяжении трёх веков миропорядка. За действиями «короля без королевства» едва ли можно разглядеть глубокую идеологию — он просто олицетворяет собой перемены, которые, подобно селевому потоку, сметают всё на своём пути
Под раздачу попадут и последние эльфы Средиземья, и Гондор, а под конец трилогии даже валары. Трогвара из «Воина великой Тьмы» и вовсе толкают на революционную стезю лишь личная обида и амбиции — его отец был свергнут с престола, и лишённый законного наследства принц, овладев искусством тёмной магии, сторицей платит по родительским долгам.
Совсем иных революционеров мы видим в «Гибели богов». Тёмный маг Ракот восстаёт против власти Молодых Богов просто потому, что не способен жить по чужой указке. За его действиями не стоят высокие идеалы или личная обида, просто бунт оказывается для него единственным путём к свободе. Его друг Хедин, напротив, руководствуется исключительно рациональными мотивами: он стремиться освободить поверженного Ракота и добиться такого могущества, чтобы встать вровень с Богами.
Победа Императора оказалось пирровой — поставив магов на колени, он не заметил, как обратил своё государство в руины. |
Если верить дилогии «Империя превыше всего», в немецких мундирах можно сражаться за свободу России. |
Ещё более интересен образ Императора из романа «Алмазный меч, деревянный меч». Сложно представить себе коронованного правителя самого могущественного государства мира в роли революционера и, тем не менее, Император Мельина разжигает в собственном государстве смуту, не желая быть лишь марионеткой в руках могущественных магов, державших монарха в такой же стальной хватке, как и простой народ.
Но чем старше становится Ник, тем меньше в его книгах остаётся место для бунтарства, особенно по-юношески бессмысленного. Да, в фантастической дилогии «Империя превыше всего» Ник вновь вернулся к революционной теме. Но её главный герой Руслан Фатеев не пытается одолеть Четвёртый рейх, объединивший под своей властью всё человечество, с помощью грубой силы. Руслан становится частью военной машины рейха, стремясь изнутри развалить систему, и чтобы добиться цели, порой ему приходится сражаться против других повстанцев — тех, которые признают лишь дипломатию пули. Как ни печально, даже в выдуманных мирах революция обычно дело грязное и неблагодарное.
***
Сколько бы крови — по большей части невинной — ни проливалось во время всевозможных восстаний и бунтов, в массовом сознании давно уже сложился положительный образ революционера. Недаром Че Гевара, Вашингтон и декабристы стали символами борьбы за свободу, а историческая репутация их врагов незавидна. Вряд ли стоит удивляться, что и в фантастике революционеры чаще всего предстают перед нами положительными героями и обычно добиваются успеха.
Восстание машин | |
Человечество давно мечтает о создании искусственного интеллекта, и на протяжении всего этого времени опасается, что разум, способный осуществлять миллиарды операций в секунду, едва ли захочет подчиняться своим биологическим создателям. Если верить Джеймсу Кэмерону, братьям Вачовски и компании BioWare, восстание разумных машин против собственных творцов практически неизбежно. Так, может, лучше не рисковать? |
Старые мифы о главном
Революционные события декабря 1905 года, центром которых стала Москва, зрели давно. Проблемы в огромной Империи, конечно, были, но нельзя сказать, что они были нерешаемы. С конца XIX века Россия постепенно наращивала темпы производства, серьёзно тесня европейские страны по многим экономическим показателям. Росло благосостояние народа. Цены на продукты питания были самыми низкими в Европе. Вполне совершенны были и законы Империи. Например, оценивая российский закон о социальном страховании и пенсиях работникам, президент США У.Тафт нехотя признавал: «Русский Император создал такое совершенное рабочее законодательство, каким не может похвастаться ни одно демократическое государство».
Сложности были, скорее, в другом. В русском обществе с быстротой ветра распространялись либеральные веяния, не одно десятилетие дующие из прорубленного Петром европейского «окна». Они же поработили волю, расслабили ум и разложили души людей, поставленных на стражу Закона и Порядка. Те, кто по долгу службы должны принимать принципиальные решения, сквозь пальцы смотрели на то, как над Россией и их головами собирались тучи.
Центральная власть в лице монарха, со своей стороны, сколько это было возможно, шла на уступки и компромиссы: ещё больше смягчала законодательство; издала Манифест 17 октября о свободах и созыве Думы; завершила неудачную войну с Японией на невыгодных условиях и т.д. Однако эти меры не способствовали умиротворения т.н. общественности, ориентированной на западные, либерально-республиканские ценности. А определённые силы в лице большевистской партии и эсеров вообще устраивала только революция – вооружённый мятеж. Решение о её проведении было принято на III съезде РСДРП, проходившем в Лондоне в апреле 1905 года, в разгар русско-японской войны. Т.е. заказ был сделан и проплачен. Кем? Силами, заинтересованными в ослаблении России. О них – ниже.
С советских времён принято было считать, что московское восстание было всеобщим, массовым. Однако максимальное количество вооружённых дружинников-боевиков в те дни едва достигало четыре тысячи человек. Для полуторамиллионной Москвы того периода – это меньше одного процента, капля в море. Второй миф – якобы именно рабочие были костяком т.н. народных дружин – его движущей силой. Реально же зачинщиками и главарями выступили эсеры и большевики: А.Соколов, Н. Рожков, В.Шанцер, М. Владимирский, М. Васильев-Южин, Е. Ярославский (Губельман), З.Литвин-Седой и другие. Из них прямого отношения к рабочему классу практически никто не имел. Факты упрямо свидетельствуют, что настоящих пролетариев, выступивших с оружием в руках против законной власти, было немного. Среди них отдельные рабочие типографии Сытина, фабрик Шмита, Прохорова, Морозова и железнодорожных мастерских. Были в рядах московских боевиков и кавказцы из числа студентов московских вузов.
Тех из рабочих, кто не хотел принимать участие в беспорядках, дружинники принуждали силой, заставляя строить их баррикады или просто бастовать. Таким образом, общими усилиями к 7 декабря им удалось привлечь к забастовке почти 100 тысяч рабочих. Требования носили в основном экономический характер и были в своём большинстве властями удовлетворены. Однако механизм кровопролития был уже запущен.
За что боролись?
Нередко революция приводит лишь к смене имени на троне, а недавние борцы за свободу сами с лёгкостью превращаются в тиранов. Наглядным примером тому может служить Арктурус Менгск: лидер «Сыновей Корхала» ещё в бытность свою повстанцем отличался неразборчивостью в средствах. А стоило Менгску добиться своей цели, как на руинах разрушенной Конфедерации он создал ещё более жестокое государство — Доминион, единоличным правителем которого объявил, разумеется, себя.
Большинству революционеров приходится жить по ту сторону закона. |
Впрочем, не все соратники поддержали Менгска — после того как в войне с зергами и протоссами наступило затишье, Джим Рейнор объявил войну своему старому боссу, изменившему идеалам революции. К сожалению, на одном лишь голом энтузиазме свергнуть тиранов удаётся нечасто, и к началу игры StarCraft 2 Джим и его соратники превратились в банальных наёмников.
Эпохи правления Пола Атрейдеса посвящены романы Paul of Dune и The Winds of Dune писательского тандема Брайан Герберт — Кевин Андерсон. |
С лёгкостью перевоплотился из революционера в тирана и главный герой «Дюны» — Пол Атрейдес. Оказавшись после гибели отца среди жестоких и воинственных фрименов, Пол перенял качества своего нового народа. С помощью фанатичных фрименов, видевших в нём мессию, Атрейдес сверг императора вселенной Шаддама IV, занял его место на троне и заложил фундамент тирании, продолжавшейся три тысячелетия.
Но иногда революционер бросает вызов не конкретному государству или правителю, а системе или даже идее. Попытка изменить существующее мироустройство превратила Биг Босса из легендарного героя США в главную угрозу стабильности на Земле. Устав быть марионеткой в руках политиков, он дважды пытался создать государство, в котором превыше всего почиталась бы воинская честь, но оба раза планы Биг Босса нарушал его собственный ученик — Солид Снейк.
Оцелот — самый противоречивый персонаж Metal Gear Solid, а его истинные цели оставались тайной до финальной битвы четвёртой части сериала. |
Вообще, всем основным антагонистам серии игр Metal Gear Solid были не чужды революционные идеалы. Ликвид Снейк собрал лучших в мире наёмников и пытался с помощью ядерного оружия шантажировать правительство США, стремясь воплотить в жизнь мечты Биг Босса. А когда к власти на Земле пришла группа искусственных интеллектов, именуемая «Патриотами», захватила контроль над мировыми войнами и уже протягивала свои виртуальные щупальца к экономике и политике, положить конец их гегемонии взялся Оцелот. Манипулируя Снейком, он добился цели, пусть и ценой собственной жизни.
Многоликий бунтарь
Но самый знаменитый мифологический бунтарь, безусловно — Сатана, в бытность свою именовавшийся ангелом, согласно наиболее распространённой версии — Люцифером. Хотя Библия ни разу однозначно не ассоциирует его со змеем-искусителем, да и смертных он искушает зачастую по прямому поручению бога, многие поколения теологов создали Сатане вполне определённую репутацию.
Считается, что из зависти и гордыни он захотел встать вровень с Творцом, а когда тот не оценил карьерных амбиций своего приближённого, Люцифер поднял бунт. Что может не устраивать ангелов в раю, остаётся лишь гадать. Зато итог хорошо известен. Архангел Михаил в поединке одолел лидера восставших, и те были низвергнуты с небес, став демонами.
В современных произведениях Люцифер зачастую предстаёт трагическим персонажем, а то и вовсе героем. |
История Сатаны служила источником вдохновения для десятков, если не сотен авторов, благо святое писание крайне скупо повествует об ангельской революции и оставляет богатейший простор для творчества. Пожалуй, одну из самых интересных трактовок библейского сюжета предложили сценаристы компании White Wolf, работавшие над настольной ролевой игрой Demon; The Fallen. Согласно её мифологии, ангел Аримаил предвидел, что мир в будущем ожидает большая катастрофа, и поделился своим знанием с собратьями. Часть из них предпочла бездействие, мол, «наверху» всё и так знают и лучше не трепыхаться, чтобы ещё больше не навредить. Иной точки зрения придерживался Люцифер: он вместе со своими единомышленниками осмелился бросить вызов богу и даровал первым людям знание, стремясь спасти их. Поговорка о том, куда ведут благие намерения, на этот раз сработала буквально — проигравшие войну «падшие» ангелы были низвергнуты в бездну, но перед этом успели изрядно проредить порядки небесного воинства, переняв у Каина науку убивать собственных братьев.
Изначально Мелькор мог принимать любой образ, но лишился этой способности, похитив Сильмариллы и бежав в Средиземье. |
Профессор Толкин в «Сильмариллионе», наоборот, хранит верность христианской традиции, пусть даже события разворачиваются в вымышленном мире Арды. В валарах, первых детях Творца, помогавших ему творить вселенную, легко угадываются ангелы, а образ бунтаря Мелькора вызывает сильнейшие ассоциации с Сатаной. Правда, в отличие от авторов Библии, Толкин подробнейшим образом описывает все перипетии его восстания, поражения, последующего возвращения и козней, которые разрушили единство эльфийского народа. Более того, Мелькор вынудил взбунтоваться против валар величайшего из эльфов — Феанора.
Почему-то все злодеяния долго сходили Мелькору с рук — на протяжении всей Первой эпохи он практически безнаказанно хозяйничал в Средиземье и был близок к тому, чтобы уничтожить всех эльфов и людей. И лишь это заставило валар вмешаться и заточить непослушного собрата за пределами Арды.
Книжная серия, посвящённая ереси Хоруса, насчитывает уже тринадцать романов и не собирается заканчиваться. |
Во многом повторяет путь Сатаны и примарх Хорус из вселенной Warhammer 40000. Правда, в отличие от прототипа, лучший полководец человечества и ближайший сподвижник Императора ступил на стезю предательства не по собственной воле — на его гордыне и амбициях сыграли боги Хаоса. В результате почти половина примархов и их легионы космического десанта повернули своё оружие против своих недавних товарищей. Хотя лидер мятежников в итоге и пал от руки Императора, который и сам был смертельно ранен, оставшиеся в живых соратники Хоруса десять с лишним тысяч лет продолжают войну с человечеством.
Когда мечтать — вредно!
Вывод, который напрашивается после препарирования «трупа» первой русской революции и сопоставления фактов назревающей нынешней, такой: тайная, подрывная война против России продолжается. Поменялись только некоторые заказчики и исполнители. Ну и, конечно, суммы, выделяемые на революцию. Сегодня они исчисляются куда большими цифрами!
Но главное не это. Не потушен главный реактор революций, её кипящий, клокочущий котёл в мятежных душах граждан, чающих зажить счастливее, свободнее и, главное, справедливее нынешнего! Но, друзья, вспомните уроки прошлого, задумайтесь: возможно ли насилием изменить что-либо в лучшую сторону, не меняясь при этом самим?
Роман ИЛЮЩЕНКО
Очень странно одеваешься
Конечно, о твоём бунте должны знать абсолютно все: мама, бабушка (отцу говорить опасно — может и навалять, зарубив твоё бунтарство своим мещанским непониманием), друзья, алкаш из соседнего подъезда, а заодно ещё много других ни в чем не повинных людей. Но приставать к каждому, впаривая ему свои взгляды на жизнь, обременительно и утомительно. Поэтому свой внутренний протест ты переносишь на внешность. Красишь волосы, бреешь брови, прокалываешь лицо гвоздями, набиваешь дешёвые партаки с надписями типа «My life – my rules», носишь странную одежду – в общем, пытаешься эпатировать. Но вместо этого получаешь презрительные ухмылки окружающих, которые, конечно же, ничего не смыслят. Киркоров в дурацкой одежде наберёт больше уважения, чем ты. Хочешь что-то менять — делай. А эпатаж на пустом месте для инфоповода оставь шоу-бизнесу.
Презираешь деньги
Да, знаем, это всего лишь бумажки, с которыми проще жить. И они заслуживают твоего презренного отношения. Но согласись, совсем выводить их из своего обихода — большая глупость, которая закончится провалом. Да, ты можешь отказаться от них, отдать все свои сбережения в какой-нибудь фонд, раздать бездомным на улице. Наверное, твой широкий жест оценят, но не более. Что дальше? Будешь скакать через турникеты в метро, убегать от контролёров, воровать еду в супермаркетах? Возможно, ты не застремаешься делать и это. Но выглядеть ты будешь, мягко говоря, как идиот. Ты думаешь великие революционеры сторонились денег? Нет, они просто были умнее тебя. Маркс писал свой «Капитал», разоблачая капиталистическое общество за счёт своего друга Энгельса. Ленин не отторгал спонсорскую помощь. Хочешь делать революцию — делай ее за счёт других, а не своим глупым позёрством.
Продвигаешь акционизм
А если тебя угораздило родиться еще и человеком творческим, то все, пиши пропало. Хочешь быть бунтарем в искусстве, отвергать старые формы, писать манифесты, создавать что-то принципиально новое — пожалуйста, молодым у нас везде дорога, как говорится. Но если на творческой почве тебе приспичило заняться акционизмом, прими наши самые искренние соболезнования. Потому что то, что делают эти ребята, сложно назвать искусством. Сношаться в музее на фоне плакатов, прибивать мошонку к брусчатке, сжигать себя и все такое прочее. На наш взгляд, искусством это назвать довольно сложно. Как средство бунта — люди не поймут. А заслужить уважение самобичеванием вряд ли получится. Скорее тебя отправят в дурку, покрутят пальцем у виска и больше не будут общаться. Потому что эти поступки не похожи на действия адекватного взрослого мужчины — больше на блажь подростка, когда у него переходный возраст. Поэтому реши, кто ты: мужик или мальчик.
Игнорируешь выборы
И вот, пока ты бегаешь и страдаешь всякой непонятной фигней, срок президента подходит к концу. Уже прошли все дни агитации, а лица кандидатов на каждом углу. Все увешано плакатами, школы закрывают, открывают участки для голосования. Тебе остаётся просто оторвать себя с дивана, отнести на участок и проголосовать. Но ты принципиальный, ты этого делать не будешь. Потому что ты против, тебе противна эта политическая беготня. Тебя не устраивает нынешний политический строй, но менять ты ничего не хочешь: не видишь в этом смысла. А таких, как ты, по стране ой как много. И все твердят одно и то же, жалуются на власть и невозможность что-то сделать. Может, проблема как раз в этом? Может, хватит только болтать и сотрясать воздух? Хочешь делать — делай. А бунт на словах не более чем балабольство.
История создания
Название фильма заимствовано из научной работы доктора Роберта М. Линднера, посвящённой проблемам гипноанализа малолетних преступников («Rebel Without A Cause: The Hypnoanalysis of a Criminal Psychopath», 1944). Кинокомпания взяла эту работу за основу фильма главным образом из-за названия, хотя на студии никто не знал, что делать с самим материалом. Линднеру пришлось написать небольшой рассказ о банде юных преступников; позже права на экранизацию этого рассказа выкупили, повествование было расширено, в итоге получился полноценный сценарий.
Ленту собирались делать чёрно-белой и уже отсняли несколько сцен, когда Warner Bros. решила ради престижа сделать цветной фильм в системе . На это студию подтолкнули огромные кассовые сборы предыдущего фильма с Джеймсом Дином — «К востоку от рая» (1955) Элиа Казана. Рэй особенно был счастлив снимать фильм в цвете, так как у него наготове было несколько ярких символов. Практически каждый цвет (начиная от красной куртки Джима и заканчивая его синими джинсами) имел свою символику. Рэй провёл несколько ночей в компании молодёжных банд Лос-Анджелеса, чтобы почувствовать атмосферу событий будущего фильма.
На главную роль хотели пригласить Марлона Брандо, однако от этой идеи пришлось отказаться — за два года до «Бунтаря» Брандо сыграл похожую роль в фильме «Дикарь» (1953). Джеймс Дин смог сняться в «Бунтаре», так как съёмки фильма «Гигант» были остановлены из-за беременности Элизабет Тейлор. Вначале он репетировал в доме Рэя, и режиссёр намеренно имитировал декорации гостиной в доме супругов Старк под собственную гостиную, чтобы Дину было удобней играть. Именно на съёмках «Бунтаря» Дин пристрастился к быстрой езде: одна из наиболее известных и жестоких сцен фильма была посвящена гонкам у края пропасти, в которых ради самоутверждения участвовал Джим Старк. На протяжении почти всего фильма Дин одет в белую футболку, которая с момента её изобретения была исключительно нижним бельём. До Дина в футболках на экране появлялись Марлон Брандо и Джон Уэйн, но именно этот фильм продвинул майку в массы и сделал полноправной верхней одеждой: сразу после выхода фильма продажи футболок сначала в США, а потом и во всём мире сильно возросли.
Одна из открывающих сцен фильма в полицейском участке
На роль Джуди пробовалась Джейн Мэнсфилд. Рэй не очень хотел давать эту роль Натали Вуд, потому что считал её слишком наивной и неопытной. Вуд в кратчайшие сроки научилась курить и изменила свои взгляды на жизнь, доказав, что способна быть зрелой и взрослой.
В первом варианте фильма в самом начале бандит избивает отца, который роняет на землю игрушку. Продюсеры сочли сцену слишком жестокой и вырезали её, но игрушка не исчезла — Джим играет с ней в самой первой сцене. Также цензура вырезала несколько сцен с Дином и Минео, в которых содержались прозрачные намёки на близкие отношения их героев. В альтернативной концовке Платон выпадает из башни планетария.
Бассейн дома, в котором прячутся Джим, Джуди и Платон, ранее был задействован в качестве ключевой съёмочной локации для нуаровой драмы «Бульвар Сансет» (1950) — по сюжету, именно в нём забытая кинозвезда убивает главного героя.
Бюджет фильма составил 1,5 млн долларов. Съёмки продолжались с 28 марта до 25 мая 1955 года. Премьера состоялась 27 октября 1955 года. В Великобритании фильм был запрещён к показу до 1968 года. По результатам опроса, проведённого британской сетью мультиплексов UCI Cinemas, фильм был признан самым стильным за всю историю кино.
Трагедия фильма имела продолжение и вне экрана, так как все три исполнителя главных ролей умерли не своей смертью. Минео был убит в Западном Голливуде 12 февраля 1976 года в возрасте 37 лет. Вуд утонула при загадочных обстоятельствах, катаясь на яхте со своим мужем Робертом Вагнером и Кристофером Уокеном, 29 ноября 1981 года в возрасте 43 лет. Дин разбился на гоночном автомобиле на шоссе в Калифорнии 30 сентября 1955 года в возрасте 24 лет, при этом тяжело ранены были ещё два человека; за два часа до смерти Дина оштрафовали за езду со скоростью 75 миль в час при ограничении в 40. Ник Адамс также трагично закончил свою жизнь — он умер от передозировки наркотиков 7 февраля 1968 года в возрасте 36 лет, хотя многие считают, что это было преднамеренное убийство.