Изменения в физиологии
Наблюдая за своей дочерью каждый день, мамы порой не замечают того, как быстро происходят изменения в теле их детей. Девочки взрослеют, и их интересует большое количество вопросов по поводу изменений, происходящих с ними.
Не стоит пренебрегать этим моментом, думая о том, что ребенок все равно все узнает в школе от подруг, знакомых и сверстников, потому что ребенок может получить совсем недостоверную информацию. Чтобы избежать неприятностей и улучшить доверительные отношения с дочерью, лучше самой завести разговор о происходящих изменениях.
Конечно, сначала вам, возможно, будет сложно и неловко, но в дальнейшем это принесет положительный результат в виде доверия вашей дочери.
Переходный период у девочек выпадает на начало менструации. Не лишним будет поздравить свою дочь с этим событием, тем самым признавая ее взросление.
Сделав это, вы развеете и ее страхи, ведь она наверняка не сразу решилась вам об этом рассказать. Но даже если не рассказала и вы узнали об этом из других источников, не стоит обижаться на дочь и тем более показывать ей свое недовольство. Этим вы подорвете доверительные отношения.
Мамам нужно помнить о том, что те проблемы, которые они не смогут решить в переходный период своего ребенка, скорее всего, повлекут за собой дальнейшее непонимание. Поэтому проявляйте больше терпимости. Не забывайте давать своей девочке тепло и ласку по мере того, как она позволяет это делать.
Не давайте трудностям на работе, раздражению и усталости портить ваши с дочкой отношения, потому что потом вы будете искать, что же пошло не так, но время уже будет упущено. Если же у вас не получается самостоятельно наладить отношения со своим ребенком, не лишним будет посетить специалиста. Это станет залогом теплых отношений с вашей дочерью на долгое время.
Полезные ссылки:
Как можно научить ребенка дружить?
И снова я не буду оригинальной: все начинается с семьи!
Как общаются друг с другом члены вашей семьи?
Активное слушание, я-сообщения, уважение к собеседнику, к его потребностям, к его границам.
Когда все это есть в семье, когда ребенок растет в атмосфере здорового взаимодействия между самыми близкими людьми, он напитывается этим и приносит в социум.
Что в семье происходит с эмоциями? Как вы их выражаете? Умеете ли обращаться с ними?
Когда у ребенка развит эмоциональный интеллект, тогда и в социуме он чувствует себя более уверенным.
Это происходит хотя бы потому, что к таким людям (эмоционально здоровым) тянутся другие люди.
Компания в чате, поговорить не с кем и «друг напрокат». Можно ли сегодня дружить по-настоящему?
И, конечно, читайте с детьми книги, смотрите фильмы. Во всех детских историях есть сюжеты про дружбу, про приключения друзей. Вспомните «Каникулы Петрова и Васечкина». А «Гостья из будущего»? В начальной школе самое время читать истории Владислава Крапивина (у младшего сына любимая «Трое с площади Карронад»), в средней — «Два капитана» Каверина. Ну, а подростки будут зачитываться Ремарком.
Мы живем в мире, где на смену теплому личному общению приходит не менее теплое общение в сети. Вот только, когда мы дружили лично, нам приходилось разрешать конфликтные ситуации (куда без них?). Теперь есть кнопка «заблокировать». Сокращается количество взаимодействия, неумолимо съедается время, проведенное с друзьями, мы закрываемся в своих скорлупках. А дети растут. Растут и развиваются рядом с нами. И отражают то, что делаем мы. И здесь самое время задать главный вопрос: а что с друзьями у вас?
Подкиньте дочке пару идей
– Как же правильно реагировать родителю, к которому пришла дочка и пожаловалась?
– Первое. Всегда и обязательно послушать ребенка. Слушаем его чувства и эмоции. Ни в коем случае не пропускаем чувства, даже если ситуация нам кажется незначимой и глупой. Даже если хочется сказать: «Не обращай внимания», сначала слушаем чувства человека и только потом говорим: «Понимаю, ты расстроен».
– Но если ситуация и правда глупая?
– Травмой становится то чувство, которое мы не можем переработать. Для его переработки нам нужен внешний человек. Это касается не только детей, но и взрослых. Не случайно мы хотим поделиться своими бедами с подругами.
– Как дальше утешать ребенка?
– Второе. Следует спросить ребенка, почему, по его мнению, условная Маша так сделала/сказала, зачем? Своими вопросами надо попытаться привести ребенка к мысли, что у другого человека были свои мотивы поведения. «Она сказала или сделала так не потому, что хотела тебя обидеть, а потому, что у нее что-то не в порядке». Стоит подкинуть пару идей. Например, «может быть, она тебе завидует, так как у нее обычно все хуже получается?» «Может быть, она чувствует себя в классе неуверенно, решила на тебе отыграться?» Только после этого можно сказать: «Ты хорошая, не обращай внимания».
– «Не буду с тобой дружить, если…» – фраза, которую обычно используют девочки? Почему дети допускают психологическую агрессию в отношении своих же подруг?
«Не хочешь со мной играть? Ну и ладно». Что делать ребенку, если его дразнят в школе
– Эти фразы говорят и девочки, и мальчики, но с разными формулировками. «Мы с тобой не будем дружить», – говорят девчонки. «Ты не подходишь для нашей команды», – говорят мальчики. Смысл всегда один и тот же. Исключение из круга – это демонстрация власти, попытка чувствовать себя крутым за счет другого. Такие вещи происходят не от большой уверенности в себе и не от большого психологического здоровья.
То, как развивается социальное взаимодействие, то, как часто кто-то пытается отыграться на другом, напрямую связано с уровнем тревоги в коллективе в целом. Как только коллективу что-то угрожает извне, вызывает тревогу, тут же начинаются внутренние разборки. Одни пытаются почувствовать себя увереннее и нападают. Свидетели при этом не защищают жертв, понимая, что сами могут оказаться в роли жертвы в следующий момент. Внутренний разбор происходит путем исключения из круга своих.
– Как действовать родителям? Стоит ли обращать внимание на жалобы ребенка, если речь не о физической агрессии, а о «ты больше не в нашей команде»?
– С точки зрения психологической целостности неважно, с физической или психологической агрессией сталкивается человек. Травма, которая наносится психике, одинаковая
Если в случае психологической травли человек ощущает себя униженным, одиноким и никчемным, то при физической агрессии он на уровне тела ощущает себя не в безопасности, ждет удара и того, что в любой момент ему могут сломать руку.
Взаимопонимание и доверие
Ребенок взрослеет, у него появляются свои интересы, свои секреты. И тотальный контроль – это худшее, что может сделать родитель в период взросления своего ребенка. У подростка должно быть личное пространство, и с этим стоит смириться. Но нужно заранее обговорить рамки дозволенного. Если предотвратить проблему не удалось, то не стоит ставить ребенку табу в момент конфликта т. к. это повлечет за собой обратную реакцию.
В этот же момент подростку захочется сделать все наоборот, что бы подтвердить свою самостоятельность. Помните, что, устанавливая границы, вы должны учитывать и интересы своей дочери, ведь она тоже должна получать свой жизненный опыт.
Также, что бы дать ребенку ту самостоятельность, которой ему так хочется, следует в доброжелательной теплой обстановке выяснить, какие решения он может принимать самостоятельно, а в чем ему еще стоит спрашивать разрешения родителей. И лучше всего объяснить ребенку, почему он должен слушать родителей, а не преподносить это в категоричной форме фразой «потому что я так сказала», ведь для ребенка-подростка это не является достаточно уважительным основанием, он рассматривает эту фразу как приказ, а подчиняться он сейчас никак не намерен.
Как быть ближе к дочери
Прежде чем бросаться в панику и бежать к психологам и терапевтам, надо попытаться самой разобраться, что случилось с милой девочкой. Для этого надо понимать несколько моментов, которые происходят с человеком в возрасте 9 — 14 лет.
Этот период в психологии называется “подростковый кризис”, он связан с психологическим и половым созреванием личности. И чтобы помочь своему ребенку его пережить, надо знать, каким изменениям подвергается организм ребенка.
В этом возрасте происходит половое взросление, изменяется гормональный фон в организме, развиваются вторичные половые признаки, что в свою очередь оказывает свое воздействие на психику ребенка. Поэтому маме надо набраться терпения и понимая. Постараться помочь девочке это пережить. Необходимо рассказывать, что с ней происходит и объяснить, что этот процесс естественен.
В психологическом аспекте этот период связан с первичным становлением личности, процессом самоидентификации. Ребенок пытается ответить себе на вопрос: кто он и какое его место в мире. В возрасте 9 — 14 лет для девочек и мальчиков мнение сверстников и референтной группы (одноклассники, друзья) становится важнее, чем мнение родителей
И здесь важно проявить мудрость и попытаться заслужить авторитет и доверие в глазах ребенка
Как стать подругой дочери 9, 10 лет? Для этого надо помнить выполнять некоторые правила:
- Ваша дочка уже не беззаботная малышка, которая ничего не понимает. И чтобы заслужить ее доверие — надо доверять ей. Необходимо больше общаться, делится тем, что вас беспокоит, спрашивать ее мнение.
- Следующий пункт касается всех без исключения. Цените то, что рассказывает и делает ваш ребенок. Не критикуйте и не ставьте оценку. Потому ваша дочь или сын пришли поделиться с вами и получить поддержку, а не оценку и подтверждение в том, что он или она ни на что не способен(а). Для оценок есть учитель, мать же нужна чтобы понимать, принимать и направлять.
- Будьте честными с детьми, привлекайте их к обсуждению домашних проблем и выслушивайте их мнение.
- Девочки в этом возрасте хотят выглядеть более привлекательными и почти все недовольны своей внешностью. Вы должны с пониманием к этому относится. И выслушав ее претензии к своему телу, постараться вместе с ней решить проблему. А не отмахиваться, говоря, что ей надо учится. Потому что, если вы не поможете, то поверьте, она найдет себе других “советчиц”.
- При выборе вещей в магазине, если вам не нравится выбор дочери, не стоит сразу критиковать. А сказать что неплохо, но на ваш взгляд в предыдущем наряде было лучше. При этом, желательно объяснить, почему вы так считаете.
И самый главный совет: вспомните себя в этом возрасте, только хорошенько вспомните, те чувства которые вы испытывали, надежды, разочарования и обиды, потому что ваша дочь испытывает то же самое.
Объясните – и ребенок спокойно пойдет жить дальше
– В чем второй фокус внимания психолога в истории «подружки с прищуром»?
– Второе – это личность конкретного ребенка, который сталкивается с проблемой
Здесь есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание
Во-первых, родитель должен задуматься: что у ребенка с самооценкой? Оперативно реагируют на травлю те дети, у которых есть четкое понимание, что они достаточно хороши. То есть те, у кого адекватная самооценка. Сталкиваясь с угрозой подруги перестать дружить или играть, да и с более серьезной проблемой, такие дети подойдут к родителям поделиться своей тревогой. Если родитель объяснит происходящее, такой ребенок спокойно будет жить дальше.
Если же у ребенка с самооценкой все плохо, если он не уверен в себе, то не только травля, но даже простая угроза перестать дружить становится травмирующей ситуацией. Это добавляет веса к общему ощущению, что он сам недостаточно хорош.
– И что делать, чтобы с самооценкой все было в порядке?
«Марья Ивановна сказала, что я неумеха». Как поднять самооценку школьнику, которого обижает учитель
– Хвалить за то, что у ребенка получается хорошо. Смещать фокус внимания с проблем, перенося на сильные стороны самого ребенка. Именно сильным сторонам стоит уделять больше времени.
– Как влияет на развитие и адаптацию в коллективе опыт агрессии со стороны сверстников в раннем детстве? Насколько он разрушителен для ребенка? Если атмосфера в семье благоприятная и ребенок любим, значит ли это, что ребенок выйдет из ситуации без проблем?
– Чем благополучнее история жизни в раннем детстве и в дошкольном возрасте, тем больше шансов, что по мере взросления ребенок будет лучше справляться со сложными социальными ситуациями и неудачами, в том числе в отношениях. Это факт. Благополучное младенчество – фундамент, который дает человеку устойчивость в будущем. Если младенец, у которого возникали по мере роста естественные трудности, получал отзыв от родителей.
Например, его брали на руки, жалели, одобряли. Если этот ребенок познавал мир вместе со взрослыми и они его поддерживали, когда ему было что-то непонятно или трудно, если ему было грустно и родители его утешали и оберегали, у такого ребенка формируется важная для нашей психики устойчивость. Психологическая устойчивость позволяет нам адекватно воспринимать и переваривать новые сложные социальные ситуации.
Мы не можем защитить ребенка от всех невзгод. Но родители способны помочь сформироваться психике ребенка так, чтобы она была достаточно устойчива. Есть дети, которыми не занимались от рождения до трех лет, потому что мама, например, вышла на работу, вынуждена была постоянно менять нянь, а потом и вовсе отдать в сад. Или ребенок рос в семье, которая постоянно меняла место жительства, а родители были убеждены, что «утешать не надо», «на руки брать и заниматься лишний раз не надо», «баловать запрещено». Такие дети вырастают совершенно неустойчивыми. Столкновение с любой сложной социальной ситуацией их разрушает.
– Хотите сказать, поколение, воспитанное по доктору Споку, пострадало и неустойчиво перед невзгодами и тем более травлей?
– Да. Доктор Спок, кстати говоря, уже успел извиниться перед этими «детьми» и их родителями, признав, что был неправ в своей теории. С тех пор, как теория привязанности стала набирать обороты, появилась куча исследований о связи привязанности с тем, насколько человек будет успешен в будущем. Ученым стало понятно, что психика формируется совершенно определенным образом.
Воспитывать нужно вовсе не методом «в воду зашвырнул, раз покормил, все объяснил, а дальше выплывай и справляйся сам». Так можно воспитывать в лучшем случае бойцов. Здоровая и устойчивая психика формируется в поддержке и контакте.
Вопрос психологам
Спрашивает: Анастасия
Категория вопроса: Дети
14.04.2014
Здравствуйте!!Очень хочу ,чтоб Вы мне помогли.Моей дочери 10 лет,учится в 5 классе( самая маленькая),единственная отличница,спокойная,учителя все довольны ею.Общаются с ней в классе хорошо,но некоторые девочки очень злые на нее,из-за того,что учится лучше всех,от того ,что ее постоянно хвалят,что участвует и выигрывает городские олимпиады…и т.д.Дочь приходит со школы без настроения,и я спрашиваю,в чем дело,но она начинает плакать и говорить ,что с ней никто не дружит.,тк она в школу и со школы идет одна..Я ей объясняю,что с ней же все общаются хорошо,но ей нужна подруга в классе..хотя у нее есть 2 лучшие подружки и один мальчик-друг(у моих друзей),с которыми она с детства вместе..иногда она ходит к ним в гости,то они к нам приходят..У нас просто нет много свободного времени,тк дочь ходит на курсы англ.яз,в художественную школу,и много занимается дома..Помогите,пожалуйста,что ей сказать,по поводу того,что нет подруг в классе?
У дочери нет подруг, зато есть страх школы (1 ответ)
ТОП лучших советов психологов
У дочери нет подруг, зато есть страх школы (1 ответ)
У дочери нет подруги (1 ответ)
У моей дочери нет подруг (3 ответа)
Все советы психологов (всего 421268 советов)
Получите рекомендации от лучших психологов!
Психолог онлайн БЕСПЛАТНОили обратитесь к психологу по скайп или анонимно
Получено 2 совета – консультации от психологов, на вопрос: У дочери нет подруг в классе
Осинцева Анастасия Андреевна
Психолог Обнинск
Был на сайте: Сегодня
Ответов на сайте: Проводит тренингов: Публикаций:
Показать контакты
Отправить вопрос бесплатно
Анастасия, здравствуйте.
Вы же наверняка знаете много историй, когда из отличника-одиночки потом получается герой? Об этом снято много фильмов, особенно американских. Но тут есть два НО.
Во-первых, это происходит не со всеми. Кто-то так и остается в этой роли на всю жизнь.
Во-вторых, чтобы к этому прийти, людям приходится проходить болезненный путь, переживать внутри много неприятных эмоций долгое время.
Здесь вопрос уверенности в себе. Его особенно остро мы переживаем именно в этом возрасте — предпубертатном и пубертатном.
Вы можете действительно помочь своей дочери обратившись к детскому/подростковому психологу, чтобы он поработал именно с ней. Это помогает выработать сильные стороны у ребенка.
Любви.
Осинцева Анастасия, психолог, г. Обнинск
У дочери нет подруги (1 ответ)
Хороший ответПлохой ответ2
Першукова Юлия Ивановна
Психолог Сыктывкар
Был на сайте: 4 апреля
Ответов на сайте: Проводит тренингов: Публикаций:
Показать контакты
Отправить вопрос бесплатно
Анастасия, добрый день!
потребность в принятии, дружбе является одной из базовых потребностей. Поэтому вполне естественно ситуация общения с одноклассницами расстраивает и огорчает Вашего ребёнка.
И Ваша задача, как родителя, научить дружить! Желание у неё есть, но нет умений и видения, как это можно сделать, даже будучи отличницей и победительницей олимпиад.
Учёба — это только одна грань жизни ребёнка. насколько ребёнку комфортно в школе влияет и общение со сверстниками и учителями.
Если сами затрудняетесь проработать эту тему, то можете обратить на индивидуальную работу с ребёнком или можно посетить тренинги для детей, в которых как раз и формируются, развиваются коммуникационные умения и навыки!
Успехов Вам!
Першукова Юлия Ивановна, психолог Сыктывкар
У моей дочери нет подруг (3 ответа)
Хороший ответ5Плохой ответ2
Хватит! Читать советы для других людей!
Получите Ваш бесплатный советпсихолога прямо сейчас
Или…
Найдите ответ на свой вопрос!В базе из 400 тысяч советов
Советы по категориям
Отношения
Семья
Секс
Дети
Здоровье
Красота и внешность
Работа, бизнес, карьера
Стресс и депрессия
Пищевое поведение
Кризисы
Зависимости
Страхи и фобии
Сон и сновидения
О смерти
Самопознание
Эмоции и чувства
Деньги
Отдых
Я и психолог
Психология и психологи
Интересно
Другое
Все советы психологов
Что происходит в современном мире?
Во дворах дети практически не гуляют. В школу — на машине или в сопровождении взрослого. Из школы забирает бабушка или няня и бегом-бегом на кружки-секции.
После того, как ребенка «дополнительно развили», его везут домой, где кормят и сажают за уроки. Встреча со сверстниками в неформальной обстановке — это в лучшем случае день рождения ребенка (даже не буду начинать тему того, как родители изощряются и превращают обычные семейные торжества в походы в клубы, где их чада отрываются по полной — с аниматорами).
Когда ребенок подрастает, схема остается прежней, но исполнение становится самостоятельным (хотя бывает очень по-разному, конечно).
Ну, а дальше вуз или колледж. И вот здесь, если очень сильно повезет, можно еще успеть обрести друзей. Но должно совпасть много факторов.
«Со мной никто не хочет дружить». Как помочь ребенку найти друзей и уберечь его от плохой компании
Все, что я описываю, я знаю не понаслышке. Мои старшие дети прошли этот путь.
У старшего сына первый друг появился в восьмом классе, и, спустя год общения, его семья эмигрировала из страны (они до сих пор общаются, но в сети). В старшей школе появились и друзья, и дружный класс. Но там была просто невероятная классная руководительница. Еще и я вписалась в эту историю в качестве председателя родительского комитета.
У дочери с друзьями в школе было получше, но ни разу за одиннадцать лет учебы в четырех школах не было дружного класса. Был намек на дружный коллектив в начальной школе, и учитель была лучшая из лучших, но там скорее дружили взрослые, а не дети.
Дочь нашла свою компанию в восьмом классе, вне стен школы. Я практически заставила ее прийти на организационное собрание в школу юного психолога МГУ. Делала это я именно потому, что больше не могла смотреть, как моя яркая и активная дочь чахнет посреди той разрухи, которая творилась в школе (я на родительском собрании услышала выяснение отношений между двумя родительницами по поводу того, что один ребенок порезал другого ножом для резки бумаги). К занятиям в МГУ дочь добавила участие в жизни школьного самоуправления округа. Одним словом, нашла рыба воду почище.
«Ваш мальчик совершенно асоциален»
Младший сын растет совсем иначе. Во-первых, в его жизни есть двор (к счастью, есть безопасный двор у дома). Во-вторых, с пяти лет у него есть футбол. А в-третьих, у нас, родителей, есть возможность забрать его из государственной школы.
Да, детский футбол — это не про дружбу, а про конкуренцию. Да, все зависит от тренера. Но когда стайка мальчишек оказывается один на один с соперником на поле, хочешь не хочешь, они начинают взаимодействовать и слышать друг друга. И пусть на кромке поля стоят родители, которые кричат своим птенчикам: «Убей! Мочи гада!», — когда те идут в атаку на ворота, в которых стоит мой сын.
Дети всегда(!) настолько лучше своих родителей, что они пытаются дружить, несмотря на все усилия взрослых.
А в школе, из которой я забрала сына год назад, классный руководитель, учитель с тридцатилетним стажем, сказала мне на прощание: «Вы приняли правильное решение. Вашему мальчику не надо учиться в моем классе. Он совершенно асоциален. У него проблема с контактом».
Сейчас этот «асоциальный» мальчик — душа компании и один из самых ярких учеников образовательного центра, куда он ходит на занятия (вариант семейного обучения).
Итак, подведем итог сказанного выше: от взрослых зависит, умеют ли дружить дети, которых они воспитывают. Конечно, есть особенности человека, есть люди, которым хорошо в одиночестве, но в большинстве своем человеку нужен человек.
Дружба — это не только совместная игра, это не только совместное времяпрепровождение. Дружба — это умение договариваться, умение слышать и слушать другого, уважать его интересы, это сопереживание и участие в здоровых, конструктивных конфликтах.
За агрессией всегда стоит страх
– Что говорит об агрессоре и жертве ситуация «нападения» одного ребенка на другого, будь то попытка навредить исподтишка или угроза в открытую?
– С возрастом психика человека усложняется. Про детсадовских детей можно с уверенностью сказать, что «агрессорами» являются те, у кого повышен уровень тревожности. При этом тревога может быть связана с самыми разными вещами. Например, ребенок с низкой нейродинамикой нуждается в предсказуемости мира
Ему важно заранее знать то, что его ждет, то есть предсказуемость ситуаций. Желательно, чтобы перемены были не слишком быстрыми
Детская агрессия: Как направить энергию ребенка в мирное русло
Представьте, в 3-4 года такой ребенок попадает в детский сад. Сидит, играет с игрушкой. Вдруг кто-то ее отнимает. Ребенку с низкой нейродинамикой в такой момент не удается справиться с эмоциями, у него наступает аффект. Такие дети могут укусить, толкнуть своего обидчика в ответ. Со временем способность контролировать себя у таких детей улучшается. Они перестают кусаться и толкаться, но это не говорит о том, что у них снижается уровень стресса. Он остается достаточно высоким.
Иногда ощущение небезопасности, тревоги связано у детей не с конституциональными особенностями. А с тем, например, что по каким-то причинам ранние годы жизни были сопряжены с большим количеством перемен и недостаточной чуткостью взрослых, которые ухаживали за ребенком. Обычно это приводит к тому, что у ребенка не формируется базовое чувство безопасности. Он чувствует себя тревожно.
Типичным примером являются дети, выросшие в сиротских учреждениях. Попадая в приемные семьи, казалось бы, окруженные любовью и заботой, они должны чувствовать себя максимально комфортно. Но они не слушаются взрослых, кусаются, агрессивны в отношении других детей. Почему? Потому что им очень страшно. За агрессией у детей всегда стоит куча страхов.
– Чаще все-таки подростки проявляют агрессию в отношении сверстников.
– Даже в более старшем возрасте агрессия у ребенка может сохраняться. Она может быть следствием как несформированности базовой безопасности, так и авторитарных и жестких методов воспитания дома. В таком случае агрессия является попыткой ребенка поддержать и спасти свою самооценку. За счет подавления других такие дети пытаются почувствовать себя крутыми и достойными членами общества.
Жертвой, повторюсь, может стать любой. Чем старше дети, тем чаще в жертвы они выбирают людей менее защищенных. Особенно это заметно в коллективной травле. Такая травля характеризуется неравностью сил.
Чтобы кого-то начали травить, ничего особенного не нужно. Достаточно минимального отличия: очкарик, рыжий, толще остальных…
Чем более «странненькое поведение» у ребенка, тем выше опасность попасть в ситуацию издевательств и травли. Можно долго рассуждать на тему «Почему поведение ребенка (жертвы или агрессора) не соответствует «социальным» требованиям». Поверьте, это никак не связано с тем, посещал или не посещал такой ребенок детский сад. Это связано исключительно с врожденными личностными особенностями ребенка.
Если взять идеальную ситуацию, в которой все дети одинаковы. Например, нет ни рыжих, ни толстых, ни высоких, ни очкариков. Ребенок, который чувствует себя любимым, который знает, что его принимают в семье, редко становится жертвой травли. Он будет увереннее себя вести и либо не столкнется с травлей, либо сумеет себя защитить.
Если в семье ребенка принимают не до конца, если он чувствует себя нелюбимым, «недостаточно хорошим», «не очень умным», то он неизбежно своим поведением будет транслировать такое представление о себе. Как раз он, скорее всего, станет жертвой травли. Классическая фраза, которую говорят родители своим детям: «Не обращай внимания» – у одного работает, а у другого нет. Одного ребенка «Не обращай внимания» поддерживает, другого – разрушает, нанося травму на всю жизнь.