Рассеянный ребенок: что делать?

Как укрепить внимание?

Часы, когда дети готовят уроки,— это святые часы. О, если бы так думали все родители! Тогда бы, наверное, не было ни двоечников, ни второгодников. А ведь «святостью» этого детского труда постоянно пренебрегают взрослые.
— Ну-ка, быстро, сбегай в магазин! У нас чай закончился.
— Поищи, пожалуйста, мои очки. Куда это они запропастились!
— Кто-то звонит. Пойди же, отвори. Ты что, не слышишь?

Такие и подобные «невинные» требования то и дело предъявляются школьнику во время его домашних занятий, и взрослые, занятые в это время даже самой пустячной работой, а то и просто болтовней, часто не хотят понять своей вины: ведь отвлечение от учебной работы, хотя бы и ненадолго, рассеивает внимание ребенка, ему трудно снова собраться, освободиться от впечатлений, овладевших его мыслями во время «побегушек». Внимание его ослабело, он работает хуже, а то и вовсе бросает занятия

Родители обязаны постоянно заботиться об укреплении внимания у ребенка, при этом одним из лучших приемов является воспитание привычки доводить до конца всякую начатую работу.

Вот наш маленький школьник решил навести порядок на своей книжной полке. Он работает с увлечением, вытирает пыль, аккуратно расставляет книги. И вдруг одна из книжек раскрылась в его руках на том месте, где помещена очень яркая, интересная картинка. Книжка с картинками одна краше другой — и уборка полки приостанавливается: ребенок погружается в рассматривание картинок.

«Э, нет, дружочек! Так нельзя, — скажет внимательная мамаша. — Сначала закончи начатую работу, а потом будешь смотреть картинки. Ты отложи эту книжку, вместе посмотрим». И умная мать проследит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца, и наградит сына удовольствием вместе с мамой смотреть картинки.

Таким образом у ребенка вырабатывается характер, целеустремленность, воспитывается воля — и все это способствует укреплению внимания.

Что делать партнеру:

  • запастись терпением;
  • вспомнить, почему вы выбрали именно этого парня, и за что собираетесь бороться;
  • быть готовой к провокациям со стороны матери вашего парня в попытках вернуть сына под свой контроль («узаконенное» кровными узами рабство): ваш парень обязательно понадобится своей матери в значимые для вас даты (14 февраля, 8 марта, его день рождения, дни рождения всех подряд родственниц, совпадающие с вашим), мать будет чаще болеть и забывать что-то купить в городе, а ему же по дороге, срочно понадобится помощь в ремонте, переезде, строительстве, которые последние 10 лет даже не планировались;
  • объяснить партнеру, что им манипулируют, и что вы это видите, и вырабатывать тактику противодействия манипуляциям совместно;
  • понимать, что ваш партнер ведется на манипуляции в надежде получить любовь и принятие родителя (детская неистребимая надежда), в которых он очень нуждается. И дать ему почувствовать, что любовь и принятие он может получить рядом с вами;
  • помнить, что неэффективно обижаться, игнорировать партнера, манипулировать им, усугубляя его чувство вины еще и перед вами. Но и делать вид, что вас все устраивает, тоже не вариант;
  • говорить о своих чувствах максимально прямо и недвусмысленно, опираясь на факты.

Мать-наседка не критикующая, но тщательно оберегающая свою кровиночку от любых попыток самостоятельных действий и, не дай бог, собственного опыта и ошибок, совершенных когда-то самим родителем: не бегай — споткнешься, упадешь, не сиди — продует, не спи — все проспишь, не дружи с ним — он плохому научит, не ходи с ней — у нее родители алкаши и сама она шлюха.

Фото: pinterest.com

Такая мать говорит о ребенке «мы», водит его за руку по врачам и кружкам до поступления в университет, сама устраивает его на работу, звонит узнать, как он доехал до работы и куда и с кем идет обедать, какие у него планы на вечер.

Всем знакомым и родственникам (друзей обычно у нее нет, как и личной жизни) при каждом удобном и неудобном случае рассказывает об успехах «ребеночка», даже если хвастать там особо нечем. Так выглядит гиперопека и полное слияние родителя с жизнью отпрыска.

Сына такой матери легко узнать по растерянному взгляду и непропорциональному телу — он похож на гигантского пупса, не понимает своих интересов и потребностей (мама ему обо всем уже рассказала). Это про него анекдот: «Костик, иди домой! — Мам, я замерз?! — Нет, сынок, ты проголодался!». Как такой мужчина-мальчик попадает в отношения — загадка для современности. Раньше мама же и пристраивала его в «хорошие руки» своей молодой коллеге по работе, которой она безоговорочно доверяла. Сегодня такой номер не прокатывает. Интернет-знакомство или никак.

Что делать сыну, чтобы вообще попасть в отношения с «другой женщиной»? Единственный вариант — психотерапия, причем долгосрочная. Сбежать от матери такой мужчина не может, у него не развит навык обнаружения себя отдельным от матери, вездесущее «мы» — базовая прошивка его сознания. Обнаружить потребность в отношениях вообще ему помогают половые гормоны, которые беспокоят и волнуют организм, а в контакте с матерью проявляются лишь агрессивностью (которой он стыдится и всячески подавляет — «мама — это святое!»), но не возбуждением.

Фото: pinterest.com

Как помочь рассеянному ребёнку?

  • Предъявляйте к ребёнку умеренную требовательность;
  • Стремитесь выработать у рассеянного ребёнка навык самоконтроля (на первых порах напоминайте ему и контролируйте то, что он должен был сделать);
  • Соблюдайте распорядок дня;
  • Создайте комфортное рабочее место и обеспечьте тишину во время выполнения домашних заданий;
  • Регулярно выполняйте упражнения на развитие внимания;
  • Давайте ребёнку поручения, которые будут способствовать развитию концентрации внимания (Например, дождаться, когда закипит чайник).
  • Увеличивайте объём внимания ребёнка;
  • Работайте над увеличением скорости восприятия информации;
  • Для борьбы с рассеянностью можно использовать также всяческие подсказки в виде ярких записок на видном месте, зазвонившего в нужное время будильника и т.д.
  • Пусть ребёнок больше считаем в уме. Предложите ему изучить математические фокусы;
  • Поделайте упражнения для развития мозга.;
  • Позанимайтесь с ребёнком по таблицам Шульте.

Не нужно путать рассеянность с плохой памятью. Рассеянность – это одна из форм невнимательности, неумение сосредоточиться. Учите ребёнка каждый раз осознанно думать о том, что он делает. Можно предложить ребёнку записывать в блокнот список дел, которые ему нужно сделать.

Эффективное упражнение против рассеянности — это лабиринты.

Лабиринты любят практически все дети. Прохождение лабиринтов – это не просто увлекательное занятие, но и очень полезное развивающее упражнение.

Когда ребёнок ищет выход из лабиринта, то:

Развивается его внимание;
Тренируются навыки чтения;
Развивается мышление;
Улучшается пространственная ориентация;
Развивается зрительная память;
Тренируется умение достигать цели;
Развивается терпение и упорство;
Формируется координация движений руки и глаза;
Развивается мелкая моторика руки;
Тренируется наглядно-образное мышление;

Развивается умение преодолевать трудности.

Способы лечения рассеянного внимания у ребенка

Родители, которые замечают проблемы рассеянного внимания у ребенка и задаются вопросом «что делать?», увеличивают шансы на выздоровление и исправление качества жизни. Без лечения синдром рассеянного внимания по мере взросления исчезает лишь у половины детей, остальные продолжают ощущать его проявления в течение всей жизни.

Самым эффективным способом борьбы с синдромом является комплексный подход. Сюда относятся: консультации специалистов, медикаментозный курс лечения, четкое соблюдение распорядка дня, занятия с психологом, корректировка методов воспитания родителей, а также ограничение эмоциональных и физических нагрузок.

Медикаментозное лечение

Лечение медикаментами показано только тем детям, которые имеют серьезные нарушения, влияющие на общение и адаптацию в обществе. Часто они имеют не только синдром рассеянного внимания, но и сопутствующие заболевания. Родители должны помнить, что лекарства может назначить только врач, самостоятельный курс лечения не принесет результатов, а лишь навредит.

Чаще всего медики назначают курс успокоительных препаратов, которые снижают нервную возбудимость. В раннем возрасте такой способ лечения запрещен.

Режим дня

Дети, которые имеют различные нарушения психических функций, в т.ч. синдром рассеянного внимания, сильно подвержены режиму. Его соблюдение помогает сформировать дисциплину, с которой они имеют проблемы.

Специалисты рекомендуют размещать наглядный режим дня на видном месте для детей и родителей. В расписании обязательно должны учитываться свободные часы ребенка, которые он сможет проводить, занимаясь своими увлечениями и интересами.

Специально организованное обучение

Детям с синдромом рассеянного внимания зачастую крайне сложно обучаться в темпе общеобразовательной школы. Их успеваемость значительно ниже, чем у всего класса. Поэтому предусмотрена возможность перевода школьника на домашнее обучение или в класс компенсирующего обучения по рекомендации специалистов.

Занятия с психологом

Один из главных способов преодоления синдрома рассеянного внимания — занятия с психологом. Специалист работает с проявлениями эмоциональности и импульсивности ребенка при помощи эффективных методик, средств и приемов. Такие занятия снимают излишнее напряжение и тревожность, дети становятся более расслабленными и уравновешенными.

В процессе занятия психолог моделирует и прорабатывает различные ситуации, которые позволяют помочь скорректировать поведение ребенка и дать ему советы.

Лабиринты для младших школьников

Следующая книга О. Наумова «Лабиринты для детей. Средний уровень 7+» содержит лабиринты среднего уровня сложности и рекомендована детям с 7 лет. Хотя для первоклассников будет интересен и предыдущий вариант.

Лабиринты среднего уровня (их в книге тоже 50) уже удобно использовать не только для развития вышеперечисленных навыков и умений, но при совершенствовании техники чтения ребенка и развития навыков скорочтения. Для этого, напомню, ребенок проходит лабиринт только глазами, не используя палец или карандаш.

Для ребят еще постарше или же для тех, кому лабиринты среднего уровня даются уже легко, есть 50 достаточно сложных для прохождения лабиринтов. Они также разнообразной формы, структуры и все более усложняются к концу книги. Их вы найдете в книге О. Наумова «Лабиринты для детей. Сложный уровень 9+»

Работу с лабиринтами трудно переоценить

Лабиринты помогают сосредотачиваться, удерживать внимание и прекрасно тренируют память. В результате ребёнок становится более внимательным, ему становится легче  понимать прочитанное, проще найти ответы на вопросы, выделить главную мысль

Проявите терпение и настойчивость. Преодоление рассеянности процесс не быстрый, но вполне реальный. Желаю удачи!

Что делать, если ребенок рассеян и невнимателен?

Прежде всего обратиться за советом к врачу-педиатру, чтобы он установил, нет ли у ребенка какого-нибудь недомогания, и если так, то немедленно приступить к лечению.

Но вот оказывается, что ребенок здоров, и врач не прописал никаких лекарств, но дал совет: ни в коем случае не бранить ребенка за рассеянность, не высмеивать в нем этот недостаток, как это часто бывает в кругу семьи и даже в школе.

Насмешливое отношение не помогает, а приносит большой вред: ребенок перестает себя уважать, теряет веру в себя, озлобляется. Надо помогать маленькому школьнику учиться, но при этом обязательно давать ему самостоятельные дела, и если ему удалась хотя бы даже самая пустячная работа, надо непременно похвалить: «Смотри-ка ты, какой молодец! Сам ведь отлично справился!»

Все родители знают, какое огромное значение имеет правильная организация быта детей (сон, питание, свежий воздух), но часто недооценивают ту роль, которую в общем физическом и моральном состоянии ребенка играет вся атмосфера жизни и быта семьи.

Несколько примеров:

1. Девочка в школе очень уж рассеянна. У нее всегда какой-то отсутствующий взгляд, она точно не слышит, что делается вокруг, невпопад отвечает на вопросы. Она стала получать плохие отметки, хотя раньше была хорошей ученицей. С ней что-то случилось.

Классная руководительница заинтересовалась ее домашним бытом и узнала, что родители расходятся. Конечно, девочка тяжело переживает этот семейный разлад, она потрясена этим страшным и таким непонятным для нее фактом. Где уж тут слушать объяснения учителя!?

Это уже не слабое внимание или болезненная рассеянность, а тяжкое горе, которое не дает покоя и лишает возможности сосредоточить мысли на учебной работе. А родители отделываются пословицей: «Перемелется — мука будет»

2. Первоклассница, которая квалифицируется как «трудный ребенок»: в классе она ни минуты не может сидеть спокойно, вертится, оглядывается, так рассеянна, что не слышит, когда к ней обращается учительница. Не успевает. Вызвали, наконец, в школу родителей. Пришел отец. Из разговора с ним все выяснилось.

Воспитание девочки зависит всецело от настроения мамы. В хорошем настроении мама ласкает и балует дочку, в плохом — придирается, бьет девочку и даже выгоняет из дому. Она лишена душевного равновесия, отсюда — нервозность и рассеянность, что легко было бы устранить при условии разумного отношения к ней матери.

Что делать женщине, если ее заинтересовал такой мужчина:

  • терпеливо ждать, пока он закончит курс психотерапии (это пара-тройка лет);
  • умыкнуть его у матери и «усыновить» самой, уехав с ним в другой город или страну;
  • самой пройти курс психотерапии, осознать потребность в безопасности и научиться отстаивать свои границы внутри пары с более взрослым партнером, вернуться к пункту № 1, если после терапии он будет еще актуален.

Мать-любовница — сложно распознаваемый тип. Самому сыну это может быть незаметно, потому что он привык к проявлениям материнской любви с ранних лет и принимает их за норму.

Фото: pinterest.com

Но девушке-партнеру сильно бросается в глаза скрытый эротический подтекст жестов и выражений матери-соперницы, что вызывает ревность на уровне инстинктов.

Такая мать часто хвалит своего сына, при этом ее голос звучит кокетливо, называет его уменьшительно-ласкательным именем или прозвищем. Она не упускает возможности приобнять его, случайно или шутливо погладить по ягодицам или груди, кормит его с рук в присутствии посторонних. Ей нравится нюхать его волосы и целовать в лицо (не обязательно в губы) и шею

В автомобиле занимает место рядом с любимым сыном, не важно сзади или спереди. Он должен сопровождать ее на шопинге и оценивать ее новые платья и украшения

Она покупает ему белье и одежду по своему вкусу. Легко «залезет в карман» к работающему сыну при наличии собственного партнера.

Сын любвеобильной матери, как правило, страдает неустойчивой самооценкой. С одной стороны, тщательно следит за своей внешностью и считает себя привлекательным мужчиной («мама обманывать не станет»)

А с другой стороны, напрочь лишен инициативы в контактах с противоположным полом, так как в изобилии получал внимание и ласку, не прикладывая к этому усилий

Если такой «мамин сын» и оказался в отношениях, то исключительно благодаря активности партнера. Когда долго не получает похвалу, начинает чувствовать себя заброшенным и несчастным. Плохо понимает свои чувства и потребности (кроме сексуальных), не умеет отстаивать свои границы и конкурировать. Свою роль в семейной системе долгое время (то есть всегда) воспринимал как «мамина радость». Вопрос — как к этому относился отец малыша и какую роль выполнял он — скорее всего роль заброшенного «родителя» для матери-девочки.

Такие «ручные мальчики» и после 30 лет сохраняют детское выражение лица и подростковые интересы, готовы перейти из одних заботливых рук в другие. Нерешительные, муки выбора и принятие ответственности — адские переживания для них.

Что делать сыну: осознавать, что происходит, тестировать реальность, обращать внимание на то, как чувствует себя его девушка в присутствии матери. Выставлять более жесткие границы матери, несмотря на ее обиды, манипуляции и провокации

Обозначить публично приоритет своих партнерских отношений перед детско-родительскими.

Фото: pinterest.com

Важно приучать ребенка к порядку

Не менее полезным приемом в борьбе с детской рассеянностью является привитие с самых малых лет привычки к порядку, аккуратности.

Рассеянные дети часто теряют книги, перчатки, забывают о данном обещании, правилах поведения в семье и школе. Но ведь ребенок и сам нелегко переживает свою оплошность или потерю: ему стыдно и трудно признать свою вину. Но его переживания обычно заслоняются от материнских глаз и сердца материальным убытком или неловкостью перед людьми, и мать набрасывается на «растяпу», как на преступника, еще более обостряя его тяжелое состояние, причиняя ему еще и обиду.

В таких случаях нельзя ругать или наказывать ребенка—это не поможет, а только вызовет чувство растерянности и неверия в себя, что вовсе не может служить лекарством от рассеянности. Поможет другое: надо постоянно, но ненавязчиво и негрубо прививать любовь и привычку к порядку.

С вечера вместе с ребенком надо подумать, что из вещей не забыть бы приготовить к завтрашнему дню, все ли нужные тетради и учебники уложены в школьный ранец, нет ли лишних—надо их вынуть, —не забыта ли книга, которую подошел срок сдавать в библиотеку. А одежда? Вычищена ли она, не надо ли пришить пуговицу.

Наконец, приготовление ко сну (пусть ребенок самостоятельно разберет постель, умоется, почистит зубы, аккуратно сложит или развешает одежду). Все это мать делает сначала вместе с ребенком, постепенно приучая его к самостоятельности, а потом у него образуется привычка уже без напоминания и без посторонней помощи обдумывать свои завтрашние дела и обязанности, заботиться о своих вещах, держать их в порядке.

Ребенок почувствует интерес к вещам, оценит их необходимость, осознает свои обязанности и потребности в домашнем и школьном быту, научится беречь вещи. Таким образом в какой-то мере осуществляется также и принцип трудового воспитания, которому так много внимания уделяется у нас и в семье, и в школе.

Можно и нужно бороться с детской рассеянностью, но при этом прежде всего надо запомнить, что нельзя бранить и наказывать ребенка за рассеянность, а следует искать причину этого недостатка и средства устранения этой причины.

Из старинного журнала времен СССР

Как проявляется рассеянность у ребёнка?

  • Постоянно всё забывает, в том числе и школьные принадлежности;
  • Допускает на письме множество описок, пропускает буквы в словах;
  • Часто выполняет не те домашние задания;
  • Не справляется с большинством заданий на контрольных и самостоятельных работах;
  • С трудом запоминает правила, определения, стихотворения;
  • Не может заниматься долгое время каким-то одним определённым делом и сидеть на одном месте;
  • Имеет сложности в самоорганизации и самоконтроле;
  • Часто теряет или забывает свои вещи, имеет беспорядок на рабочем месте;
  • Испытывает трудности в общении со сверстниками, с учителями; имеет проблемы с поведением.

Как распознать каждый вариант нездоровой связи, и что делать парню и его партнеру?

Мать-владычица/тиран сделает все возможное, чтобы сын всем своим существованием и внешним видом подсвечивал ее значимость. Основное послание такой матери сыну: «Ты без меня никто!». Основной инструмент манипуляций — критика. Мать гиперконтролирующая и обесценивающая, как любят говорить психоаналитики — фаллическая женщина, «кастрирующая» эмоционально своего сына.

Фото: pinterest.com

Мать для ребенка — самый важный человек на Земле, дающий представление малышу о себе самом. Мать как зеркало и образ внешнего мира — если она улыбается, рада мне и принимает все мои проявления, значит жизнь принимает меня, и значит я достаточно хорош для этого мира.

Если мать постоянно недовольна, эмоционально недоступна, злится, критикует, высмеивает ребенка, то он чувствует, что весь мир его не принимает или не примет в будущем, что он не достоин чего-то хорошего в этой жизни, стыдится себя и чувствует себя постоянно в чем-то виноватым (как правило, в плохом настроении матери) и старается изо всех своих детских, а потом и взрослых сил, чтобы получить минимальную поддержку и одобрение.

Стандартный лексикон властной матери: «У всех дети как дети, а у меня наказание», «А у Миши («сын маминой подруги») лучше (прическа, оценки, порядок в комнате, вставить свое), «Зачем я тебя только рожала?!», «Мог бы и лучше постараться!», «И какая дура на тебя позарится?!», «Сдохнешь без меня с голоду!», «Ты весь в отца — такой же тупой/ленивый/алкаш!».

Зависимое положение вечно виноватого и «некачественного» сына нужно поддерживать капелькой похвалы со скрытым обесцениванием: «Ну, вот! Сделал, как я сказала, и хорошо получилось! Может еще человеком станешь!», «Смотри, что мамочка тебе, неблагодарному, купила? Меряй, давай, прямо сейчас! Не ломайся, что я там у тебя не видела? Я же тебя родила — каждую дырку и загогулину в тебе знаю!». Главное, не дать сыну почувствовать, что у него есть шанс распоряжаться собственным телом и временем. Все заслуги ребенка приписываются «мудрому руководству» матери, а все неудачи — его личной «плохости».

Фото: pinterest.com

Сына властной матери вы легко определите по виноватому и заискивающему взгляду, скованным движениям, сдавленному голосу, торопливой и сбивчивой речи, активной вегетатике — краснеет, бледнеет, потеет, вздрагивает от резких звуков, пытается угадать ваши реакции и предвосхитить их. В быту умеет абсолютно всё, дисциплинирован, аккуратен в одежде, бережный к вещам. В пассиве — неуспешные бальные танцы и музыкальная школа, спортивная секция, одобренная мамой. Очень старается соответствовать чужим ожиданиям, но совершенно не привык к свободе в принятии и реализации решений.

Что делать такому парню — бежать от такой матери как можно дальше, дистанцироваться физически и эмоционально, минимизировать разрушительный контакт.

Затем с помощью психотерапевта вытравить образ критикующего родителя из сознания. Поднимать самооценку, воссоздавать структуру личности, опираясь на те ценные навыки и качества, которые удалось развить рядом с критикующим родителем. Присвоить себе весь список личных достижений, который был обесценен или узурпирован матерью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: