Чего не слышат, не видят и не понимают родители подростка

7. Критикуйте без ссор

Если ребенок не выполнил вашу просьбу, не ругайте его. Сделайте замечание — «Я вижу, что твоя куртка лежит на полу» или задайте вопрос — «Каков твой план по уборке мусора дома?»

«Каков твой план?» — одна из моих любимых стратегий. Это расширяет возможности, потому что вы предполагаете, что он есть — это дает ребенку возможность сохранить лицо и быстро придумать, что он собирается делать.

«Да! Я планировал вынести мусор сразу после того, как я закончу свой обед», — услышите вы в ответ.

И скажете: «Это потрясающе! Я очень ценю твою помощь».

Чувствуете, как весь разговор получил позитивный импульс?

То, что ребенок не слушает — это не всегда тревожный знак. Хотя такое поведение и может показаться неуважительным по отношению к родителям

Но прежде всего это способ привлечь наше внимание и выразить потребность в самостоятельности

Нарушение зрения

Это наиболее распространенное отклонение от нормы — не путать с катарактой. Носит избирательный характер, проявляясь исключительно в присутствии подростка — как правило, в самый опасный период (12–15 лет). В дальнейшем может бесследно исчезнуть само собой. В отличие от катаракты не требует оперативного вмешательства.

Может носить тотальный характер — в этом случае родитель вообще перестает видеть подростка.

Кстати, от РП, проморгавшего ту или иную проблему, довольно часто приходится слышать, что он «ничего не замечал». Искренность его не подлежит сомнению.

Между тем, признаков того, что у подростка не все в порядке, в избытке: по утрам его не добудишься, днем витает в облаках, худеет; то ходит мрачнее тучи, то огрызается, то вообще молчит, словно воды в рот набрал, а то набрасывается на еду, будто его век не кормили.

В случае частичного нарушения зрения наблюдается обратный эффект. РП видит все, но в абсолютно искаженном свете. Об этом часто говорят сами подростки: родители все понимают шиворот-навыворот.

Иногда нарушения восприятия формируются у РП под влиянием радио или телевидения. Услышав в той или иной передаче о существовании какой-нибудь проблемы, РП начинает верить, что она непосредственно касается всех, в том числе его, — еще бы, ведь это «показывали по телевизору»! На самом деле речь, как правило, идет лишь о неблагополучных семьях. Но слишком внушаемому РП этого не объяснишь. Встревоженный, он ловит негативные сигналы, свидетельствующие о наступлении кризиса переходного возраста, истолковывая каждый из них как предвестие неизбежной катастрофы. Подросток получил двойку — значит, скоро его выгонят из школы; на вечеринке с друзьями выпил — значит, будущий алкоголик; у него дурное настроение — надо срочно лечить его от депрессии.

Еще одна причина родительской слепоты — обманутые надежды. Например, мама с папой мечтали о том, чтобы их дочь стала художницей, — а она увлеклась наукой; сыну прочили карьеру ученого — а ему нравится работать в мастерской. Все родители строят планы (и правильно делают) относительно будущего своих детей, и им нелегко смириться с мыслью, что эти планы не осуществятся. Простое соображение, что у ребенка могут быть собственные представления о том, кем ему быть, как-то не приходит им в голову.

Есть РП, которым крушение иллюзий приходится пережить дважды:

  • первый раз, когда им не удалось осуществить собственные детские мечты;
  • второй раз, когда их «подвело» любимое чадо, не желающее исполнять чужие желания.

Случается также, что трудности возникают в связи с неумением правильно оценивать дистанцию в общении с подростком. Сокращать ее до минимума — значит проявлять назойливость, слишком увеличивать — демонстрировать безразличие.

Что тут можно посоветовать? Пожалуй, единственное — записаться на прием к окулисту. Кстати, вы замечали, что многие РП после сорока носят очки? Это далеко не случайно. Что еще, кроме очков, способно помочь вам трезво и спокойно смотреть на мир?

Реальность или выдумка. Почему мать не любит свою дочь?

О подобных недоразумениях можно говорить долго. Слово «недоразумения» употреблено неслучайно. Ведь именно недопонимание между мамой и дочкой, да и вообще родителем и ребенком, становится тем отправным пунктом, который позднее в сознании молодежи трансформируется в проблему более глобального уровня. «Что делать, если мама меня не любит?» — этим вопросом часто задаются те представители молодого поколения, которые запутались в собственных ощущениях и взаимопонимании с родителями. Да, к сожалению, сегодня в обществе присутствует немало семей, которые пренебрегают общественными нормами и устоями, страдают асоциальным поведением, аморальным образом жизни, ошибочными повадками и устремлениями. Об этом дискутировать можно вообще бесконечно. Но процент таких неблагоприятных и несчастливых семей, по сравнению с нормальными среднестатистическими семьями, несоизмеримо мал. И именно в нормальных благополучных семьях дети все равно часто слишком предвзято относятся к своим родителям, а нередко именно к матерям. Малейшее родительское несогласие, нарекание, замечание или упрек воспринимаются детьми как серьезное оскорбление, укол, проявление негатива со стороны мамы. Или, что еще хуже – равнодушия. По большей части на такие мысли детей толкает юношеская непосредственность и подростковая субъективность, неумение оценить ситуацию беспристрастно.

Почему мама может не любить свою дочку? Потому ли, что та не выполняет домашние задания вовремя? Нет. Потому ли, что она не помогает маме убираться по дому и справляться на кухне? Вряд ли. Потому, что маме приходится сидеть с внуком, пока ее дочь управляется со своими обязанностями на работе и переносит материнскую ответственность на плечи бабушки? Конечно, нет. Все эти причины недостаточно обоснованы, они касаются проблемы лишь косвенно. Стоит ли обвинять в нелюбви женщину, которая обиделась на свое дитя, вспылила или высказала свое недовольство? Тоже нет.

Психологи рекомендуют нам ценить то время, которое у нас есть, и воспользоваться им правильно: уделять больше времени своим родителям, внимать их советам, радовать их появлением внуков, осчастливить их своими частыми визитами. Ни одна здравомыслящая сознательная женщина не может не любить свое дитя. А существующие проблемы – это уже производные детских фантазий, подросткового преувеличения, возрастного кризиса. Нужно научиться понимать своих мам, уважать их, прощать им их резкость. Ведь неминуемо наступит тот день, когда исправлять ошибки будет уже слишком поздно. Так почему бы не попытаться наладить отношения сейчас?

Причины материнской «нелюбви»

На самом деле, причин для нежелательной беременности и последующей нелюбви к собственному малышу может быть масса. Какие из них наиболее распространены?

Неготовность стать матерью. Большинство ситуаций, при которых наблюдается несколько равнодушное и холодное отношение матери к своему ребенку — это следствие банальной неготовности. Часто так происходит, что предстоящее скорое материнство вовсе не вписывается в планы женщины, а сама беременность является незапланированной

Зачастую это как раз те случаи, когда совсем юная девушка по неосторожности и неопытности пренебрегает предохранением в ходе половых контактов с противоположным полом. Аборт у многих женщин, даже не планировавших беременность, ассоциируется фактически с убийством, поэтому они не прерывают ее

Однако отпечаток нелюбви на собственное дитя это может все-таки наложить. Особенно если половая связь была случайной, и отец не собирается признавать малыша. Ассоциативное проецирование антипатии к отцу на негативное отношение к ребенку. Дети, которых не любит родная мать, могут попросту быть жертвами аналогии, которую на подсознательном уровне она проводит, узнавая во внешности, поведении, поступках своего ребенка ненавистного сердцу биологического отца. Здесь может быть масса причин, по которым женщина может негативно относиться к мужчине, по воле случая ставшего вторым родителем ее малыша. Но факт материнской нелюбви с психологической точки зрения обосновывается конкретно ассоциативным мышлением, которое заставляет ее ненавидеть дитя так же, как и его отца. Психологические расстройства. Рожденная в нелюбви женщина зачастую пытается всеми силами подарить своим детям жизнь, которая намного более счастливая, нежели была у нее самой. Но порой подобная ситуация оборачивается против несчастного малыша: та бедняжка, которая в детстве страдала от родительской нелюбви, росла в атмосфере регулярных скандалов, конфликтов, ругани, оскорблений и побоев – такая женщина обретает иной окрас ценностей в своем понимании семьи и моральных семейных. На фоне психологически нестабильного состояния и дисбаланса эмоционального фона девочки в детстве, будучи взрослой, она начинает проявлять особенности своего воспитания на примере собственного ребенка, передавая, так сказать, по наследству все то, что пришлось ощутить когда-то ей, принимая это за своего рода норму в отношениях между родителем и ребенком. Попросту говоря, некорректно работающее сознание женщины в части воспитания детей, корнями проблемы уходящее глубоко в детство, провоцирует ее на проявление агрессии по отношению к собственному малышу. Причем это проявляется как в отношениях с годовалым крохой, так и со взрослым ребенком, у которого уже есть свои дети. Факт насилия. Женщины, подверженные насильственному совершению полового акта, по-разному воспринимают факт случившегося и по-разному продолжают свою жизнь после такого преступления, жертвами которого они стали. Но каждая из этих несчастных подвергается серьезнейшему психологическому потрясению, не говоря уже о физическом дискомфорте. Близость с мужчинами у таких дам после рокового события уже не приносит им никакого удовлетворения, напротив: сами по себе половые контакты, а тем более рожденные впоследствии дети, вызывают у жертв насилия если не негатив, то, как минимум, полное и всепоглощающее равнодушие.

Если говорить о фактической материнской ненависти или антипатии по отношению к ее детям, то наиболее распространенные причины возникновения подобных чувств у матери мы прояснили. Но зачастую мнение наподобие «Мама меня не любит и не понимает! Почему?» приходит именно к девушкам и юношам в подростковом возрасте, когда в силу своего переходного периода они делают неверные выводы и строят ошибочные предположения на фоне юношеской импульсивности и необузданного нрава.

3. Чаще говорите «да»

Задумайтесь: как вы обычно отвечаете на 1000 просьб вашего ребенка в течение дня? «Нет», верно?

Когда вас засыпают вопросами, рассуждать некогда. У вас есть готовые ответы: «Нет, не сегодня», «У меня нет на это времени» или просто «Нет». Но когда вы постоянно отвечаете «нет», неудивительно, что и дети перестают прислушиваться к вам.

Чаще говорите «да». Пусть ваши слова удивляют и восхищают вашего ребенка. Тогда и он будет уделять вам больше внимания, когда вы о чем-то попросите. Вместо «Нет, мы не можем пойти в парк» попробуйте сказать: «Парк звучит потрясающе! Пойдем туда в пятницу после школы или в субботу утром?»

Вместо «Нет, сегодня ты не будешь есть мороженое» попробуйте «Мороженое — это вкусно! Хочешь его на десерт в субботу или в воскресенье вечером?»

Конечно, будут возникать ситуации, которые потребуют от вас жесткого «нет». Но чаще отвечая «да», вы поможете ребенку понять, что и его желания важны для вас.

Фото: unsplash

Почему подростки старательно игнорируют «полезные» советы родителей?

У этого есть несколько причин, зная которые, можно изменить отношения со своими детьми в лучшую сторону.

Причина первая: родители не являются авторитетом для ребенка

Родительский авторитет нарабатывается годами, с самого раннего детства ребенка. И нарабатывается он не строгостью, не наказаниями и не правилами семьи. Он устанавливается через доверие, уважение, принятие ребенка и взаимное слушанье.

Огромное заблуждение родителей в том, что дети должны слушать их. При этом сами родители считают, что мысли ребенка – это глупости, его мнение – это просто какая-то ерунда, и что вообще он не дорос еще, чтоб взрослые к нему прислушивались и с ним считались. Ребенок, привыкший, что его мнение ни во что не ставят, что за него решают, чем ему заниматься, чему ему учиться, с кем ему общаться, настолько устает от этого, что к подростковому возрасту выстраивает вокруг себя защитную стену, сквозь которую слова мамы и папы про то «как правильно и как надо», просто не слышны.

Для каждого ребенка, и потом подростка, крайне необходимо проявлять свою волю, принимать собственные решения. И если ребенок не имеет возможности это делать, то он находит способ хоть как-то утвердить свою позицию – через противостояние с родителями. «Если мне не дают поступить по-моему, то я, по крайней мере, не поступлю так, как от меня требуют!» Неосознанно именно так выстраивается логическая цепочка подростка.

Причина вторая. Ценности и мировоззрение родителей не совпадает с ценностями подростка

Это порой обусловлено разницей поколений. Но часто это происходит потому, что родители сознательно обесценивают интересы, стремления и увлечения ребенка. Иногда на наших родительских головах сияет такая корона самоуверенности, что только мы знаем, как лучше, правильно и достойно. И мы вообще не готовы признать, что у детей есть свои взгляды и подходы. Как же, я ведь уже жизнь прожила, а она еще мелкая дурочка!

Хотя на самом деле ключ к взаимопониманию с подростком лежит в изучении его интересов

Родителям очень важно понимать, чем интересуется ребенок, какие шоу смотрит, на каких блогеров подписан, какую музыку слушает. И не спешить осуждающе кривиться: «Что за глупости, мы в этом возрасте такую чушь не смотрели!» Стоит подумать, что именно ребенка привлекает в этом увлечении, что ценно

Что в нем есть полезного и хорошего.

Причина третья. Родители не слышат подростка

Не замечают его обратной связи, игнорируют его посылы, просьбы, стремления. И когда ребенка не слышат годами, он просто закрывается в себе. Ну а после того родители сокрушаются, что ребенок стал скрытным, что у него появились какие-то свои странные друзья, что он общается, не пойми с кем. Хотя ребенок общается всего-то с теми, кто готов слушать и слышать его. Кто готов понимать и не обесценивать. Кто не стремится вечно поучать, а искренне интересуется внутренним миром подростка.

Причина четвертая. Родители видят в подростке одни недостатки

Ребенок не чувствует со стороны родителей восхищения, принятия, он живет в постоянных придирках и критике. И, ограждая себя от негативных комментариев, от постоянного недовольства родителей, он так же не воспринимает и те рациональные или полезные с точки зрения вещи, которые транслируют родители.

Они критикуют твой выбор и всячески показывают это при посторонних людях

Критика со стороны родителей — вещь довольно распространенная. Есть такие матери и отцы, которые постоянно недовольны решениями своих детей: они считают их несерьезными, осуждают за выбор места работы, считают их партнеров неподходящими, не верят в успех их начинаний. Само собой, построить здоровое общение с такими родителями очень сложно.

Еще сложнее, когда на любом семейном празднике главным предметом обсуждения становишься именно ты. Многочисленные тетки, бабушки, дедушки, двоюродные братья и сестры с упоением слушают жалобы твоих родителей, в то время как ты искренне желаешь провалиться сквозь землю.

Сообщи своим родителям, что не собираешься делиться с ними теми подробностями своей жизни, которые они с большой вероятностью будут осуждать и критиковать. И постарайся не воспринимать критику остро. Чем больше ты реагируешь на издевки и подколы со стороны родственников, тем дольше будешь выступать для них прекрасным вариантом для развлечения.

3 способа договориться с подростком

Подождите-подождите, скажете вы

А если наше чадо уже не дошкольник? Если у него уже и произвольное внимание развито? С ним-то что делать? . Дети постарше «не слышат» родителей чаще из чувства противоречия

Особенно активно эту методику применяют подростки (с девяти лет и старше). Кто только научил, спрашивается! Чаще всего, к сожалению, мы сами. Не слушая малышей с их детским лепетом, отключаясь от неинтересных разговоров про Машу, которая «а она мне, а я ей», мы формируем у них навык выпадать из ненужного им разговора. 

Дети постарше «не слышат» родителей чаще из чувства противоречия. Особенно активно эту методику применяют подростки (с девяти лет и старше). Кто только научил, спрашивается! Чаще всего, к сожалению, мы сами. Не слушая малышей с их детским лепетом, отключаясь от неинтересных разговоров про Машу, которая «а она мне, а я ей», мы формируем у них навык выпадать из ненужного им разговора. 

«Мама об меня молчала». Как отказ от разговора превращается в пытку для ребенка

Поэтому включаться в разговоры и включать в них детей — отличная профилактика. Кроме вопросов «что было на обед?» в садике и «что по географии?» в школе здорово иметь традицию делиться произошедшим за день. И традиция эта начинается со взрослых: собирайте в копилочку дня мелочи — видел бетономешалку, сломала каблук, объявили пожарную тревогу в офисе. Делитесь этим со своей семьей и только потом предлагайте поделиться детям. 

Задавайте им интересные темы для обсуждения, фантазируйте: кем лучше быть — взрослым или ребенком? Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты наколдовала?

Если бы ты мог перенестись в любую точку, где бы ты сейчас оказался? Как ты чувствуешь, что ты счастлив? Кстати, дошкольник и школьник совсем по-разному могут ответить вам на те же вопросы, их можно повторять время от времени. 

Но допустим, мы уже прошляпили всю профилактику, неужели ничем не помочь? Конечно, помочь: отношения тем и прекрасны, что их всегда можно начать улучшать, даже когда ваши «малыши» становятся выше вас на голову. 

  1. Доносите свои просьбы до подростков в юмористической форме. Они уже дозрели до метафор, поэтому надпись на двери «просьба закрыть портал на два оборота ключа, чтобы орки не смогли проникнуть на нашу территорию» подействует куда лучше окрика «да когда же ты научишься закрывать двери, бездарь?!»
  2. Снимайте с себя ответственность там, где это возможно. Ничто не учит нас лучше, чем собственные ошибки. Один раз покрасневшие ледяные уши будут эффективнее тысячного напоминания про шапку. Отказ в доступе в школу в связи с отсутствием сменки, бешеный бег домой и объяснения перед всем классом о причинах опоздания прекрасно стимулируют собирать вещи с вечера. 
  3. Сходите с пьедестала и не бойтесь признавать свои маленькие слабости. Ненавижу убираться, но обожаю, когда уже убрано. Все детство мечтала есть в постели, а когда выросла — узнала, что крошки потом сильно мешают спать. Согласитесь, включиться в такой разговор приятнее, чем реагировать на эти вечные «уберись в своей комнате» и «не таскай еду на диван». 

Ну и в завершение скажу вам по секрету, что умение пропускать мимо ушей лишнюю, неприятную и ненужную информацию вообще-то не так уж и бесполезно во взрослой жизни. Только тихо, детям это знать пока не обязательно. 

“Чтобы родителям было хорошо, я должен немножко потрудиться”

Олег Цыпурин, 16 лет, у мамы — нарушение опорно-двигательного аппарата, с деформацией внутренних органов и стоп, у папы — сколиоз, установлена металлоконструкция вдоль позвоночника, недоразвитая левая рука.   

— Самое главное, что я хотел бы сказать — мысль “родители с инвалидностью не дают должного воспитания детям” — это миф. Мне кажется, говорить и думать так совсем глупо, потому что материнская и отцовская любовь идет от каждого человека, вне зависимости от того, есть ли у него нога, или зрение, за исключением некоторых случаев, конечно.  

У моей мамы проблемы с ногами, ей тяжело ходить, для нее пройти 500 метров — это уже подвиг, можно сказать. Ей шьют специальные корсеты на ноги, которые держат суставы в стопах и затем обшивают кожей, чтобы это хоть как-то было похоже на обувь. 

А папа появился в моей жизни девять лет назад. У него, можно сказать, нет одной руки — она недоразвитая, с тремя пальцами, от копчика до шеи два металлических штыря, которые держат позвоночник, поэтому родителям нельзя поднимать тяжелое. На самом деле первый мой вопрос был: “А что с рукой?”.

Но спустя буквально пару часов я понял, что вообще без разницы — с рукой ты или без руки, самое главное — что голова на плечах, какой ты человек в душе.

Вообще до появления папы в моей моей жизни я был… лоботрясом, я признаю это. Меня взяли в кулак, начали серьезно заниматься моим воспитанием. По выходным мы “долбились” на уроками, в свободное время играли в шахматы и настольные игры. Родители пытались заставить куда-то ходить. Во втором классе я пошел на шахматы, в третьем меня отдали в музыкальную школу, которую я благополучно закончил в прошлом году — играю на гитаре. 

Олег с мамой Ириной и папой Рафаэлем

Мама всегда мне говорила: “Да, мы не совсем такие, как другие родители, но поверь, все будет хорошо”. Но я на самое деле особой разницы между чужими и своими родителями не наблюдал. Мне казалось, что так надо. Воспринимать родителей как инвалидов было бы совсем глупо. 

Со временем маме все тяжелее давался подъем тяжестей, ходьба. И классе в третьем я понял, что надо активнее помогать — с тех пор я ношу сумки и пакеты из магазинов, выношу мусор, в квартире стараюсь убираться тоже я. Когда у меня появилась сестренка, помогал ухаживать за ней, менял памперсы, кормил. 

Меня никто не заставлял

Сам дошел до мысли, что помогать важно и нужно, и кроме меня пока некому. Но скоро подрастет сестра — тоже будет

Я думаю, у нее это тоже произойдет естественно, это как-то с самого начала заложено. И мне кажется, люди, которые живут в таких семьях, более терпимо относятся к людям с особенностями. 

С сестрой

Мои родители очень любят путешествовать. Мы были во Франции, Испании, Австрии, летали в Турцию, в Сочи катались раз пять, на Азовское море. Да, это правда — переноска сумок ложится на меня, службы аэропорта, если говорить откровенно, не всегда работают.  

На отдыхе

Однажды мы поехали на выставку, а оказалось, что ее организовал благотворительный фонд, помогающий бездомным животным. Нам всем приглянулся один пес, и когда вышли из павильона, мама заплакала, говорит “Как будто ребенка оставили”. В общем, теперь у нас есть Люк. А еще мои родители ведут видео-дневник на ютубе, и я помогаю им снимать и монтировать ролики.

Три года назад мы построили дачу. Если честно, сначала я был очень против. Но мама — любитель цветочков, вообще дачной жизни — настояла на покупке. И через год мы построили дом, подключили водопровод. Все это делали, конечно, рабочие. Но когда мы уже перевозили мебель,собирали диван, красили стулья, я принимал наиболее активное участие. Сейчас мое отношение к даче изменилось. Сколотили грядки, выровняли участок, мама цветочки сажает. В общем, стараемся. 

Олег на даче

Наверное, на нас лежит большая ответственность, чем на обычных детях, но все, с кем я знаком, живут похожей на нас жизнью, только более скучной. Да просто в один момент у меня что-то екнуло и я понял — если мои родители счастливы, то и я счастлив. Ну, мне лично доставляет удовольствие, когда мама реализована, сажая цветы, клубнику, укроп, когда папа счастлив, поэтому я пытаюсь стараться для них. Я понимаю — чтобы родителям было хорошо, я должен немножко потрудиться. И я поддерживаю их решение построить баню, положить дорожки из камня. Они — часть моей жизни, они вложили в меня, можно сказать, всю свою душу, чтобы я был лучше, и за это им огромное спасибо.

Я знаю, что инвалиды живут не дольше 50-60 лет, и хочу, чтобы счастья в жизни моих родителей было как можно больше. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: