Особенности подросткового кризиса
В период перехода от детства к взрослости появляются психические новообразования, которые ранее функционировали примитивно. Но подросток еще не знает, как пользоваться приобретенным так, чтобы не испытывать эмоциональные колебания.
Жесткая логика, которая требует быстрых решений, прямых ответов становится причиной того, что подростки видят мир в черно-белых цветах, без оттенков.
Способствует этому развивающееся логическое мышление, умение делать выводы при отсутсвии нюансированности. Подросток оценивает резко негативно или в позитивном ключе не только мир, других людей, но и самого себя.
Рассматривая себя, не как продолжения или приложение к родителям, а как отдельную личность, подросток начинает уделять много внимания собственным переживаниям. Он начинает искать для себя ответы на вопросы о том, в чем смысл жизни, что такое смерть, что кроется за религиями, зачем нужна дружба и любовь. Но, главное, ставит цели для своего будущего.
Важность сверстников у подростка граничит с осознанием того, что одиночество в некоторые моменты жизни неизбежно. Все чаще он задумывается о том, что общего есть у него с друзьями, а что — разделяет и направляет по своему пути
Чувство полного одиночества нередко возникает на фоне того, что подросток переоценивает свои возможности. Его силы возрастают, что дает возможность самостоятельно решать некоторые вопросы, справляться без постоянной помощи со стороны. Подросток начинает испытывать свое всемогущество. Но непреодолимые трудности и ограниченные ресурсы провоцирует состояние разочарования в себе, возникновение комплексов.
Родительские стратегии
Авторитарная модель предполагает большую эмоциональную и статусную дистанцию между родителями и ребенком. Родитель строит коммуникацию “сверху”, из позиции авторитета.
Эмоциональная дистанция увеличивается, если родители высказываются с критикой по поводу “новомодных” увлечений ребенка (искреннее стремление родителей поинтересоваться, разобраться, в чем “фишка” тренда сократило бы дистанцию), осуждают друзей, обесценивают чувства ребенка (“тебе 10 лет, у тебя вообще нет поводов, чтобы грустить”, “это несерьезно, влюбишься ещё сто раз”).
Коммуникационную дистанцию увеличивают жесткие ограничения и рамки (“без вариантов, чтобы был дома к восьми”), наказания (“будешь все выходные сидеть дома”), игнорирование интересов ребенка (“какая тебе гитара, иди лучше к репетитору физику подтяни”).
Как трансформируется в подростковый период
Такая модель, может казаться, успешно работает, когда ребенок маленький. Но именно против нее вчерашние послушные детки, вступив в подростковый возраст, бунтуют сильнее всего. Когда подростки убеждаются, что их не слышат, а их интересы — игнорируют, они отвечают тем же и полностью закрываются от родителей. Те, в свою очередь, начинают жаловаться, что “до ребенка не достучаться”: он стал скрытный и ничего не рассказывает,- и, чтобы получить доступ хоть к какой-то информации, усиливают давление.
Подросток закрывается ещё больше и рассказывает о себе все меньше, начинает игнорировать даже то, что раньше делал без проблем. От потери контроля над ситуацией и чувства беспомощности родители не находят ничего лучше, как “закрутить гайки”. Но все это только усугубляет ситуацию и отдаляет ребенка.
Пожалуй, это самая бесперспективная коммуникационная стратегия.
Подростковый кризис
Подростковый кризис – некая «страшилка» для взрослых. Они боятся этого периода и прогнозируют проблемы и трудности связанные с взрослением детей. В это время родители чаще обычного чувствуют себя беспомощными. Кроме того, что это личностный кризис ребенка, это еще и противостояние поколений. Родители сравнивают себя со своими детьми и видят, что в их детстве многое было по-другому. Это несоответствие поднимает много чувств у родителей, часто это возмущение и раздражение поведением чада. Эмоциональное противостояние «отцов и детей» выливается в конфликты и скандалы. Некоторые подростки замыкаются в себе, становятся скрытными. Это тоже беспокоит родителей. Что бы ни делал подросток, родители чаще всего недовольны им. Время протекания сложного периода очень разное. Ситуация может быть очень острой и в 9-11 лет, и в 15-17 лет, хотя принято считать подростками детей 12-14 лет.
Случай из практики.
В семье сложные взаимоотношения между родителями, однако, оба они обеспокоены эмоциональным состоянием сына 13 лет. Мальчик два раза менял школу и место жительства, на момент обращения учился сносно, но без желания, домашние задания выполнял под принуждением. Друзей мало, конфликтные отношения с одноклассниками, дома ребенок отгораживался от родителей, разговаривал с ними очень мало. Взрослые видели моральное неблагополучие сына, но не понимали, как ему помочь. Обратившись к психологу, им удалось наладить контакт с ребенком. Мальчик стал более открыт и заинтересован в общении с родителями, в школе почувствовал себя более комфортно и спокойно, изменился общий фон настроения ребенка.
***
Конечно, любая кризисная ситуация, всегда усложняет жизнь. Грамотное поведение родителей в кризисный период развития ребенка, зачастую, помогает предотвратить затяжной характер wxe cпроблем. Взрослые, чувствующие и понимающие внутреннюю жизнь своих детей, помогают им преодолеть сложности, и стимулируют подъем на новую ступень. Родители, испытывающие трудности, в эти периоды могут получить реальную помощь от психолога, если обращаются и готовы к совместной работе.
Советы для родителей подростков
Поддержка родителей в период подросткового кризиса очень важна. Старшие члены семьи уже имеют опыт преодоления сложных этапов в жизни и могут помочь своему ребенку без больших потерь пройти самый непростой период.
Родителям стоит быть внимательными и чуткими по отношению к сыну или дочери
Когда ребенок начинает проявлять самостоятельность, важно не тормозить и не подгонять его, но дать возможность реализовать желание брать на себя ответственность
Психологи рекомендуют родителям подростков:
изучать специальную литературу, которая знакомит с тонкостями переходного возраста. Участвовать в родительских группах — их организуют во многих школах, клубах по развитию личности;
понять, что изменения, которые происходят с ребенком, неизбежны, необходимы и нормальны. Даже, если он проявляет непослушание, бунтует, от всего отказывается, ничем не интересуется. На самом деле, за кажущимся безразличием скрывается очень чуткий и ранимый человек;
поддерживать стремление к самостоятельности, стараться не проявлять излишнюю опеку. Те приемы, которые родители использовали в отношении чада недавно, уже не работают. В переходный период меняться должен не только ребенок, но и вся семейная система.
период отделения подростка от семьи, его выход из-под опеки часто бывает для родителей неожиданным, болезненным. В такой ситуации требуется помощь психолога. Хорошо помогает не только индивидуальная работа со специалистом, но и участие в родительской группе;
задача родителей подростка — внимательно слушать ребенка, не пытаться поучать его
Это необходимо, чтобы ребенок стал доверять и научился делиться переживаниями;
необходимо внимание к настроению и поведению ребенка, это позволяет вовремя отследить нарушения и обратиться за помощью
Важно не бояться увидеть проблему, а поддерживая сына или дочь стараться решить проблемный момент;
помнить, что переходный возраст — не навсегда
Через несколько лет ребенок повзрослеет. Но, каким он станет после окончания кризиса, во многом зависит от самих родителей.
Для человека, который проходит кризис подросткового возраста, крайне важно понять, что он имеет что-то свое. Нужно научить охранять собственные личные границы и не нарушать чужие
Давайте ребенку возможность находиться в одиночестве, иметь секреты и личные вещи, к которым нет доступа никому больше.
Чтобы ребенок чувствовал себя более уверенно, не стеснялся неуклюжести и умел постоять за себя, привлекайте его к совместным занятиям спортом. Это не только создаст ощущение общности интересов, доверие, но и разовьет реакцию, ловкость, целеустремленность и решительность.
Стремясь добиться чего-либо от сына илим дочери, необходимо демонстрировать пример. Иными словами, ведите себя так, как хотите, чтобы вел себя подросток. Если хотите уважительного отношения к себе, уважайте его и других людей. Требуя от ребенка своевременного возвращения домой с прогулки, будьте пунктуальны сами. А если хотите, чтобы сын или дочь обращались за советом — спрашивайте и их менения тоже.
Изменения жизненных ценностей
В рамках исследовательского проекта “Ценностный атлас России” было проведено изучение ценностных ориентиров среди учащихся школ, колледжей и лицеев страны. Возраст респондентов составил 14-19 лет. Исследование проводилось в нескольких федеральных округах:
- Центральном;
- Приволжском;
- Северо-Западном;
- Сибирском;
- Уральском;
- Южном.
Исследование показало, что для российских подростков важна возможность самостоятельно выбирать ориентиры, которые влияют на выбор направления в жизни. В ходе исследования было выделено 10 главных ценностей.
Приоритеты подростков распределились так (от наиболее к менее значимым):
- Доброта (пожелание благополучия близким).
- Самостоятельность в суждениях и принятии решений.
- Желание получать чувственное удовольствие (гедонизм).
- Стремление к личному успеху.
- Личная и общественная безопасность.
- Жажда приключений, риска, новизны.
- Стремление к пониманию, терпимости к другим людям, бережное отношение к животным, природе (универсализм).
- Социально одобряемое поведение (конформность)
- Уважение традиций, религиозность.
- Стремление к власти.
В выборе жизненных ценностей отличается у подростков разного пола и возраста. Так, у учеников выпускных классов высоко ценится самостоятельность, новые впечатления и власть. Для 8-классников важны терпимость, почитание традиций и конформность. Для девушек очень важна доброта, безопасность и универсализм. Анализ анкет юношей показал склонность к получению власти, высокий уровень самостоятельности.
Исследование показало и проблемные моменты. Большинство участвовавших в опросе подростков не умеют, но, более того, не хотят заниматься построением жизненной перспективы. Они не знают, как действовать, чтобы прийти к намеченной цели.
Большинство опрошенных считают, что они недостаточно взрослые, чтобы думать о будущем, “еще не время”. Учитывая то, что возрастной разброс между участниками исследования составил 5 лет, не была выявлена тенденция к увеличению знаний о себе, о сильных и слабых сторонах собственной личности, о способах преодоления трудностей на пути к цели.
Руководителем проекта был Андрей Подольский, зав. кафедрой психологии образования и педагогики МГУ. По его мнению, поддержка родителей ребенку необходима. Но она заключается не в том, что старшие определяют жизненные пути чада. Такая стратегия родительского поведения создает проблемы для молодых людей в ближайшей и отдаленной перспективе.
Подростковый кризис: причины возникновения
Причины кризиса подросткового возраста классики психологии рассматривают с нескольких позиций:
- Несовпадение полового и социально-культурного развития с окончанием физиологического роста (Л. С. Выготский). Переходный возраст — необходимое звено между детством и взрослостью, которое сформировалось в результате культурного и исторического развития.
- В подростковый период возникают потребности, которые ребенок не способен удовлетворить из-за недостаточного опыта и физиологических особенностей (Л.И. Божович). Источник повышенной эмоциональности, агрессии и других проблем в поведении — внутренние и внешние запреты, с которыми сталкивается взрослеющий человек.
- Кризис для подростка — период поиска своего места, роли, предназначения в жизни, время самоопределения (Э. Эриксон).
Интенсивное умственное и физиологическое развитие стимулирует появление новых потребностей. Недостаточная зрелость не позволяет удовлетворить их в полном объеме. Подросток чувствует себя уже взрослым, но не может жить, как взрослый.
Из-за того, что основное внимание ребенок теперь уделяет не учебе, а общению со сверстниками, снижается успеваемость. На фоне этого возникает внутреннее напряжение, тревога, к которым часто присоединяется давление со стороны родителей и учителей
После 10 лет начинают активно развиваться теменные доли головного мозга. Это способствует тому, что у подростка появляется умение использовать свои интеллектуальные и аналитические способности. Но недостаточное развитие префронтальной коры не позволяет анализировать риски и собственные возможности. планировать и контролировать эмоции. Такое умение появляется к 17-18 годам.
Развитие познавательной сферы становится толчком для приобретения подростком новых знаний. Он от образного переходит к абстрактному мышлению, в этом помогает уже приобретенный собственный опыт. Во время обработки информации ребенок активно использует знания, память, дедукцию, формирует собственное мнение.
Новый уровень мышления дает возможность осознать собственную неповторимость. Появляется почва для размышлений о предназначении, на фоне которых у подростка формируется жизненная позиция, а также возникают страхи.
Одна из главных причин тяжелого проживания кризиса — конфликтные отношения с родителями. Для многих взрослых непросто принять перемены в поведении чада. Родители пытаются пользоваться прежними подходами во взаимоотношениях (как к маленькому), не учитывая, что их дочь или сын уже выросли.
Формальная модель
“Средние”, “обычные” отношения “как у всех”. Родители заняты в основном работой и решением повседневных проблем. Заботу проявляют по-преимуществу, через обеспечение бытовых потребностей (следят, чтобы ребенок был накормлен, одет, покупают гаджеты). Детей особо не контролируют, но и делами не интересуются, следят за тем, чтобы соблюдались формальные договоренности. Общение сводится к вопросам поел- не поел, что задали, какие оценки.
Нет эмоциональной близости, ребенок варится в своем мире, фигуры родителей в жизни присутствуют номинально. В ежедневной жизни, в решении повседневных эмоциональных трудностей ребенка родители не участвуют.
Как трансформируется в подростковый период
Если в детстве ребенку сильно не хватало эмоционального тепла от родителей, в подростковом возрасте он, возможно, начнет привлекать к себе внимание экспрессивными выходками, как бы призывая взрослых обратить на него внимание, включиться эмоционально. Но чаще всего в такой модели подросток продолжает поддерживать обособленность, становится скрытным
У родителей растет тревога, так как они не располагают информацией об эмоциональной стороне жизни ребенка, но обычно с расспросами не пристают. Сделав несколько попыток — натыкаются на закрытые границы. Открытых конфликтов избегают, пытаются не испортить отношения с ребенком, но как установить близость — не знают.
Подросток, с одной стороны, рассуждает, что родители особо не лезут,- и хорошо
С другой — чувствует тоску, что нет возможности поговорить с ними о важном. Со временем привыкает обходиться без этого
Родители как бы рядом, но за советом к ним не обратишься. ”Да и заняты они, своих хлопот хватает, на работе устают”.
Контакта нет, ребенок чувствует себя одиноко, несмотря на формально бесконфликтные отношения в семье.
Осложнения, вызванные кризисом переходного возраста
Бывает так, что ребенок не справляется с теми изменениями, которые с ним происходят. Это может быть связано с непониманием со стороны родителей, учителей и особенно сверстников. Также причина может быть в чрезмерной нагрузке. Понятно, что кризис подросткового возраста тяжелое испытание. Если не будет достаточно времени на отдых, нервная система даст сбой. В чем могут проявляться нарушения?
Поведенческие расстройства. Истерики. Отчуждение. Уход из дома. Курение. Употребление алкоголя и наркотиков. Воровство. Нет интереса к общению со сверстниками. Суицидальные настроения и другие формы девиантного поведения.
Расстройства психики. Неврозы, в том числе тики, заикание, фобии. Акцентуации. Психопатии. Обсессивно-компульсивные расстройства. Подростковая депрессия.
Пожалуй, самой сложной проблемой, усложняющей подростковый кризис, является проблема суицидального поведения. Редко подросток действительно желает себе смерти
Попытки суицида это крик о помощи, попытка привлечь к себе внимание. Это сигнал к тому, что человек в критической ситуации, что сам он уже не может справиться со своими бедами
Игнорирование этой проблемы может привести к трагедии.
В случаях, когда вы, как родитель, не можете помочь своему ребенку, когда видите, что в поведении появились описанные выше расстройства, не пытайтесь решить их самостоятельно. В этих случаях не нужно кого-то винить, а следует обращаться к специалистам. К каким? Прежде всего, к психологу. Можно также обратиться к неврологу, психотерапевту или психиатру.
Как помочь своему ребенку в этот трудный момент его жизни? Как не допустить осложнений? Как сохранить теплые доверительные отношения с ним? И можно ли их сохранить, когда ваш вроде бы еще малыш становится просто неуправляемым?
Ответ: да, можно.
Смиритесь: он уже вырос
Потребуется время, чтобы свыкнуться с мыслью, что ваш мальчик или девочка выросли и пытаются выйти из-под родительской опеки. Это влечет за собой сразу несколько страхов.
Во-первых, страх за ребенка. Куда он такой — маленький, глупый, неопытный? Мы-то лучше знаем жизнь, надо заставить его слушаться, окутать заботой еще на несколько лет, чтобы уж потом он вышел в мир по-настоящему взрослым, умным и устойчивым.
Во-вторых, страх за себя. А чем же я теперь буду заниматься?.. Особенно тяжело смириться с взрослением чада тем, кто “жил ради детей”. Ведь отделение ребенка угрожает самому смыслу их жизни. Как жить дальше в “пустом гнезде” и без уютной родительской роли?
Эти страхи работают против ребенка и против родителя. Ребенок никогда не повзрослеет по-настоящему без собственного жизненного опыта. Развить волю, интерес к жизни и уверенность в себе он может только путем проб и ошибок. А для этого ему нужно расширить свое личное пространство, иметь свои взаимоотношения с друзьями, иметь свое мнение, секреты, провалы и победы. Это путь, полный риска, но по-другому нельзя. И жесткий контроль со стороны мамы или папы — это худшее, что может быть в подростковый период.
Психологи дают важный (и может быть, главный) совет родителям подростка: больше заниматься собой и своей жизнью. Ребенок уже не требует постоянного ухода — и хорошо! Теперь у вас больше свободного времени, больше возможностей заняться любимым делом и что-то поменять, реализовать отложенные планы, научиться новому… Когда в жизни есть интересные дела, встречи, проекты — “пустое гнездо” перестает пугать. Подростковый период — это переходное время и для взрослого. Нужно научиться жить иначе, чтобы новая жизнь была радостной и наполненной. А там, глядишь, и детка остепенится, можно будет общаться на новом уровне, без давления и борьбы.
Кризис 1 года
Ребенок начинает ходить, у него меняется видение окружающего мира, появляется большая свобода, возрастет самостоятельность. Для родителей заканчивается относительно спокойное время. Ребенок нуждается в создании безопасной среды, для свободного исследования мира. Он уже не так управляем взрослыми
Родителям важно менять свои взаимоотношения с ребенком, поддерживать его любознательность и самостоятельность. Если в семье есть старший ребенок, и разница в возрасте детей небольшая, до 3х-4х лет, то в этот период могут возникать осложнения во взаимоотношениях детей
Важна позиция взрослых, их стремление помочь детям в формировании партнерских отношений с учетом возраста и характера каждого ребенка, с соблюдением их интересов и не в ущерб друг другу. В возрасте 1года -1,5 лет взрослым необходимо начинать учить ребенка «границам»
Это тонкий психологический момент воспитания для одних родителей естественен, другие не обращают на это внимание, а некоторые очень жестко начинают ограничивать ребенка ради его безопасности.
Случай из практики.
Семья с двумя детьми, сын 5 лет и дочь 1.5 года, обратилась за консультацией к психологу, в связи с жалобами воспитателей детского сада на агрессивное поведение мальчика по отношению к другим детям группы
Родители не сразу обратили внимание на замечания педагогов, т.к. дома ребенок вел себя хорошо
Со временем агрессия стала возникать и дома. Негативные реакции ребенка проявлялись во время занятий с мамой, игр с сестрой, по вечерам в отношениях с отцом. Психологу понадобилась не одна встреча, чтобы разобраться в тонкостях взаимоотношений в семье, чтобы построить доверительные отношения с мальчиком и помочь родителям увидеть семейную ситуацию глазами сына. Родительская требовательная позиция по отношению к сыну, на фоне конкуренции за родительское внимание с сестрой, разрушила теплоту детско-родительских отношений и сформировала негативные формы поведения у мальчика. Потребовалась длительная работа специалиста со всеми членами семьи для коррекции поведения ребенка дома, в детском саду и закрепления положительных форм взаимодействия между членами семьи.
Профилактика
Чуткость, внимание к подростку со стороны родителей дает возможность избежать серьезных проблем. В период самоопределения, сепарации старшим членам семьи необходимо не только проявлять внимание к чаду
Важно найти время для собственных интересов и любимых занятий
Не стоит пытаться поучать ребенка — намного полезнее, если он будет видеть в родителях живых людей, которые тоже ошибаются и исправляют ошибки. С которыми можно поделиться интересной информацией и которые тоже могут рассказать немало полезного.
Давайте ребенку свободу в той мере, в какой она не может навредить ему. Подросток должен знать, что существуют границы, которые он не может нарушать (они необходимы для безопасности).
Учите чадо, что проблемы в жизни неизбежны, но не трагичны, а разбираться со сложностями стоит в самом начале.
Подростковый кризис с медицинской точки зрения
Подростковый кризис — время, когда эндокринная система начинает работать более активно, чем раньше. На фоне полового созревания происходит развитие вторичных половых признаков. Очень быстро увеличивается рост — буквально за несколько месяцев мальчики и девочки вырастают на 5-6 см, на целый размер увеличивается нога.
Бурный рост нередко становится причиной нарушения осанки.
Активная работа сальных и потовых желез заставляет подростков часто испытывать неловкость из-за чрезмерной потливости, высыпаний на коже. Стремление выглядеть привлекательно часто заставляет девочек отказываться от еды. А для других подростков пища становится способом удовлетворить свою потребность быть замеченным, снять тревожность.
Все названные выше проявления подросткового кризиса, замеченные вовремя, поддаются коррекции. Чтобы избежать нежелательных последствий родителям стоит быть внимательными к своему ребенку, в случае необходимости не откладывать визит к неврологу, эндокринологу, психотерапевту. Игнорировать подростковый кризис у ребенка небезопасно для его психического и физического здоровья.
Подростковый возраст: особенности развития ребенка
В психологии кризис подросткового возраста считается труднейшим этапом взросления каждого человека. В этот период ребенок преодолевает границу между детством и зрелостью, что в корне меняет его мировоззрение. Отсюда и все изменения в поведении подростка — еще вчера он был милым малышом, а сегодня будто взбесился.
Подростковый кризис начинается с 11-12 лет и продолжается до 17-18 лет. И у него, несмотря на все негативные проявления, есть важная функция — ребенок ищет себя в этом мире, разбирается в собственных чувствах, расставляет приоритеты, активно накапливает опыт социальной жизни. Бегство от кризиса только задерживает развитие человека. Молодые люди, достойно прошедшие через этот сложный период, становятся сильнее и увереннее в себе, обретают способность управлять своей судьбой.
«Гормональный взрыв», присущий подростковому кризису, сопровождается яркими внешними проявлениями — интенсивный рост и половое созревание. Это во многом влияет и на поведение ребенка. Обозначим основные особенности кризиса подросткового возраста:
-
Крайне критичное отношение к собственной внешности, что развивает застенчивость и неуверенность в себе.
-
Резкость и категоричность в общении со взрослыми.
-
То грубость, то доброжелательность из-за резких перепадов настроения.
-
Проявление острого интереса к сексуальным темам.
-
Нарушение родительских табу — первый опыт употребления алкоголя и курения.
-
Показное равнодушие ко всему окружающему.
-
Выстраивание личных границ и соблюдение определенной дистанции с родителями.
-
Депрессивные состояния.
-
Плохая успеваемость в школе, поскольку вокруг появляется множество отвлекающих факторов — влюбленность, новые друзья и интересы.
Далеко не всегда у ребенка проявляются все «симптомы» кризиса подросткового возраста. Так, по мнению психологов, существуют 2 основных пути его протекания.
Наиболее часто встречающаяся форма подросткового кризиса. В этом случае ребенок становится настоящим бунтарем — строптивым, непослушным, упрямым, своевольным. Его поведение и отношение к окружающему миру становятся своеобразным рывком вперед, выходом за пределы «детских» норм и правил. Подросток всеми доступными способами заявляет миру: «я уже взрослый, и теперь все будет по-моему».
В данном случае поведение подростка тоже меняется, но совершенно в противоположную сторону, чем бунт. Ребенок выказывает чрезмерное послушание, зависимость от родителей или своих более взрослых приятелей. Происходит будто регресс в эмоциональном развитии, откат к детским формам поведения. Ребенку страшно входить во взрослую жизнь, и он всеми силами старается остаться в том периоде жизни, где он чувствует себя в безопасности «под крылом» взрослых.
По мнению психологов, подросток часто занимает двойственную позицию, то есть проявляет симптомы и кризиса независимости, и кризиса зависимости
Но чтобы помочь ребенку, важно понимать, какие именно признаки проблемного сценария доминируют.
Формальная модель
“Средние”, “обычные” отношения “как у всех”. Родители заняты в основном работой и решением повседневных проблем. Заботу проявляют по-преимуществу, через обеспечение бытовых потребностей (следят, чтобы ребенок был накормлен, одет, покупают гаджеты). Детей особо не контролируют, но и делами не интересуются, следят за тем, чтобы соблюдались формальные договоренности. Общение сводится к вопросам поел- не поел, что задали, какие оценки.
Нет эмоциональной близости, ребенок варится в своем мире, фигуры родителей в жизни присутствуют номинально. В ежедневной жизни, в решении повседневных эмоциональных трудностей ребенка родители не участвуют.
Как трансформируется в подростковый период
Если в детстве ребенку сильно не хватало эмоционального тепла от родителей, в подростковом возрасте он, возможно, начнет привлекать к себе внимание экспрессивными выходками, как бы призывая взрослых обратить на него внимание, включиться эмоционально. Но чаще всего в такой модели подросток продолжает поддерживать обособленность, становится скрытным
У родителей растет тревога, так как они не располагают информацией об эмоциональной стороне жизни ребенка, но обычно с расспросами не пристают. Сделав несколько попыток — натыкаются на закрытые границы. Открытых конфликтов избегают, пытаются не испортить отношения с ребенком, но как установить близость — не знают.
Подросток, с одной стороны, рассуждает, что родители особо не лезут, — и хорошо
С другой — чувствует тоску, что нет возможности поговорить с ними о важном. Со временем привыкает обходиться без этого
Родители как бы рядом, но за советом к ним не обратишься. ”Да и заняты они, своих хлопот хватает, на работе устают”.
Контакта нет, ребенок чувствует себя одиноко, несмотря на формально бесконфликтные отношения в семье.
Кризис рождения
Кризис рождения, это кризис появления ребенка на свет. Для ребенка это время привыкания и узнавания. Самостоятельное дыхание, самостоятельное пищеварение, восприятие окружающей среды. Это окончание внутриутробного развития младенца, его рождение и начало жизни. Считается, что продолжительность этого периода около 3х месяцев. У родителей в это время тоже происходит адаптация к изменениям в жизни. Часто эта адаптация происходит непросто, и семье с младенцем может быть необходима помощь психолога в прохождении этого кризиса, выстраивании новых гармоничных отношений с учетом изменившихся условий. Различные эмоциональные нарушения в это время могут проявляться у молодой мамы или отца, или у обоих родителей. Зачастую только специалист может помочь вернуть в семью взаимопонимание, мир и покой.
Случай из практики.
Молодая мама. Ребенку 6 месяцев. Обратилась за консультацией по поводу своих негативных переживаний. Она страдала из-за оторванности от привычного образа жизни, постоянных недосыпаний. Любящая мать, она была полностью поглощена заботами о дочке. Рядом был любящий муж, но женщина часто чувствовала себя несчастной, испытывала злость к мужу, ребенку, себе. Она не понимала, что с ней происходит. Рождение ребенка они с мужем планировали, ждали, хотели чувствовать радость и счастье, так и было временами. Но негативные эмоции, которые проявлялись, пугали женщину, пробуждали в ней чувство вины, обиду.
Работа с психологом длилась около 3х месяцев с еженедельными встречами. Взаимодействие со специалистом помогло маме разобраться в том, что с ней происходит, откуда берутся все эти противоречивые чувства. Ей удалось рассмотреть происходящее с разных сторон, вместе с психологом определить для себя новые способы взаимодействия с ребенком. Улучшились отношения с мужем. В них стало больше тепла и взаимопонимания, женщина стала чувствовать себя любимой и любящей.
Подростковый кризис: физиологические основы
В 11-12 лет активно перестраивается гормональная система. Особенно интенсивно начинают работать щитовидная железа, надпочечники, гипофиз. Эти органы синтезируют половые гормоны и гормоны роста в большем, чем раньше, количестве. В то же время, функция тимуса, снижается.
На фоне гормональной перестройки возникают значительные изменения.
Они проявляются интенсивным ростом — у девочек увеличение частей тела наблюдается с 11 до 13, у мальчиков в период от 13 до 15 лет. Изменения не происходят одновременно, зачастую первыми вытягиваются конечности, затем туловище. Большинство подростков кажутся неуклюжими, угловатыми. Из-за непропорциональных размеров отдельных частей тела у них возникает неуверенность в собственной привлекательности, стеснительность.
У мальчиков меняется голос из-за утолщения связок. Высокий детский тембр не сразу становится более низким. “Ломка” происходит около года.
Скорость полового созревания во время пубертата во многом зависит от конституции, наследственности, особенностей климата и других факторов. У девочек период менархе (первых месячных) приходится на 11-13 лет, мальчики созревают к 13-15 годам. Но полностью формирование гормональной и репродуктивной системы завершается позже, в 18-20 лет.
Кризис сопровождается пробуждением интереса к представителям противоположного пола. Пробуждение сексуальности, первая влюбленность отражается на эмоциональном состоянии и поведении подростка.
Эмоциональные перепады — отличительная особенность подросткового возраста. Резкие колебания гормонов в сочетании с неумением понимать причины и экологично управлять своими эмоциями заставляют подростков бурно реагировать — проявлять агрессию, плакать, испытывать подавленное или возбужденное состояние. На фоне эмоциональных перепадов возникают и физиологические реакции — скачки артериального давления, мышечные спазмы, быстрое утомление.
Характерные признаки кризиса у подростков
Кризис подросткового возраста подступает постепенно
Родителям очень важно распознать первые его проявления. Не надо делать вид, что ничего не происходит, что все пройдет само-собой
Признаки назревания кризиса у некоторых подростков начинают проявляться уже к 10 годам, другие вступают в проблемную стадию в 13-17 лет
Характерными кризисными проявлениями можно считать:
- Тяга к обществу более старших детей или активизация общения с одногодками.
- У подростков проявляется резкая тяга к автономии, самостоятельности и независимости. Свое мнение он считает единственно-правильным.
Советы: Если родители стали замечать, что ребенок может общаться со ровесниками бесконечно долго, а в семье тяготится общением, отмалчивается, теряет интерес к семейным делам, значит проблема переходного возраста пришла в ваш дом. Пора незамедлительно посетить психолога и почитать специальную литературу.
Родителям надо знать, что криз в подростковом возрасте имеет свои «плюсы» — противоречия, разрывающие душу подростка нужны для того, чтобы сформировалась полноценная и гармоничная личность.