Дети и телевизор: влияние на психику и здоровье

Экраны сопровождают детей повсюду

Исследования показали, что злоупотребление просмотром телевизора связано с неспособностью детей фокусировать внимание и ясно мыслить, одновременно усугубляя существующие проблемы с питанием и поведением. Кроме того, была подтверждена зависимость между избыточным временем у мониторов и задержкой речи, нарушением сна, функций регуляции и ухудшением связи детей с родителями

«Известно, что дети, проводящие много времени у экранов, как правило, растут в семьях с культурой чрезмерного использования цифровых устройств, – говорит Хаттон. У детей, которые проводят перед экраном по 5 часов в день, могут быть родители, сидящие перед экраном по 10 часов. Если суммировать это время, то становится очевидно: в таких семьях почти нет места взаимодействию друг с другом».

«Кроме того, современные цифровые устройства портативны и могут сопровождать детей повсюду, – говорит Хаттон. – Дети могут укладываться с планшетом в постель, принимать пищу перед экраном, использовать гаджеты по дороге в машине и брать их на игровую площадку».

По мнению экспертов, еще большее беспокойство вызывает всё более юный возраст, в котором дети подвергаются воздействию экранов.

«К своему первому дню рождения около 90% детей являются пользователями цифровых устройств», – утверждает Хаттон, опубликовавший ряд исследований на основе МРТ-диагностики, где сравнивается, как чтение и гаджеты влияют на мозг ребенка. «Мы провели несколько исследований при участии младенцев, проводивших некоторое время перед экраном уже в 2-3 месяца».

От 1 года до 3 лет: ограничивайте без сожалений

Мы часто ссылаемся на рекомендации Американской академии педиатрии, которые советуют не подпускать детей до трех лет к экранам, либо допускать этот контакт на очень короткие отрезки времени. Но проблема в том, что нужно быть реалистами, и мы, медики, не хотим, чтобы родители жили в муках совести за то, что дали посмотреть трехлетке одну серию детской телепередачи, чтобы иметь возможность приготовить ужин. Ничего страшного не произойдет. Произойдет, если ребенок этого возраста проводит перед экраном гаджета или телевизора больше 2 часов в день, тогда серьезен риск задержки развития речи. Ведь речь развивается, если с ребенком разговаривают или ему читают вслух реальные взрослые.

В окружении гаджетов с первых дней жизни

Моя маленькая дочь Олив с самых первых минут своей жизни видит, как используются цифровые технологии. Едва она родилась, как я сфотографировал кроху на руках у матери. Через несколько минут я уже звонил своим родителям по мобильному телефону и отправлял им фотографии по электронной почте

Смартфоны, планшетники и цифровые камеры позволяли нам фиксировать каждый следующий шаг в развитии дочери и каждое важное событие в ее жизни

В первые месяцы Олив часто плакала из-за колик. Часами укачивая ее, я читал дочке электронные книги на Kindle. Когда я возился с ней перед работой, то разгонял утреннюю сонливость, записывая дурашливые семейные видео с моей крохой в главной роли, — как я наряжаю ее в нелепую шапку или прикалываю значок.

Всеми этими устройствами мы пользовались до того, как Олив стала достаточно скоординированной, чтобы дотянуться до моего телефона и схватить его. Едва научившись управлять собственными пальчиками, она словно бы инстинктивно поняла, как работает устройство с сенсорным экраном. И первое, что Олив захотела получить, научившись хватать вещи своими крохотными пальчиками, — смартфон.

С этого самого момента в жизни ребенка все родители начинают священную войну, которой не будет конца вплоть до поступления подросшего чада в колледж. Эта война разгорается вокруг каждого устройства: iPod, iPad, смартфона и даже пульта дистанционного управления от телевизора

Если гаджет занимает важное место в вашей жизни, будьте уверены: дети тоже захотят им пользоваться

Как снизить негативное влияние телефонов на детей?

Самый эффективный способ снизить негативное влияние телефона на ребенка — ограничить его во времени провождении за гаджетом. Чем меньше подросток или ребенок сидит с гаджетом в руках, тем меньше вред техники на его здоровье.

Еще один способ как отучить ребенка от смартфона — Правило 4 «В». Чтобы снизить негативное влияние смартфонов на здоровье ребенка, необходимо придерживаться принципа 4 «В»: включил, выбрал, выполнил, выключил. Вот несколько принципов:

  • Определите время, когда ребенку нельзя пользоваться телефоном. Введите запрет на гаджет после и перед сном, во время еды.
  • Используйте смартфон во благо. Если вам необходимо отвлечь ребенка и вы решаете вручить ему телефон, позаботьтесь о том, чтобы контент для ребенка был полезным.
  • Следите за тем, что делает ваш ребенок в телефоне. Не позволяйте смотреть мультики, в которых содержаться жестокие сцены, не допускайте игры по типу войнушек.
  • Давайте правильный пример своим детям, ведь они перенимают поведение взрослых. Если вы прийдя с работы включаете телевизор или целыми днями зависаете в гаджете, ребенок будет перенимать эту модель поведения.

Проводите со своими детьми как можно больше свободного времени: гуляйте на свежем воздухе, играйте в настольные игры, выполняйте работу по дому. Это отсечет потребность ребенка занять свое свободное время смартфоном и значительно улучшит ваши взаимоотношения.

Так можно ли детям пользоваться смартфоном? Ответ: можно, но всего должно быть в меру. Придерживайтесь наших рекомендаций и ваша жизнь станет намного проще. Будьте здоровы!

Лицемерие — долой!

Программы для взрослых выживают за счет рекламы. А в детских передачах она запрещена. Какой-то депутат Госдумы ляпнул, что дети и реклама — это несовместимо. Какое ханжество! Ведь кроме рекламы пива и средств гигиены есть смешная, трогательная семейная реклама. Вполне уместная и в детских программах. При этом само государство вкладывать деньги в детское ТВ не готово. Хотя телевидение, как никто, способно воспитывать! Помню, Валентина Леонтьева мне рассказывала, как однажды она села в такси, а таксист ей заявил: «Вы — наше спасение!» Оказалось, что как только его сынишка начинает капризничать, мама обещает «позвонить тете Вале». И это для ребенка — самая страшная угроза! Ведь тетя Валя — это авторитет. Ребенок ее огорчать не хочет и поэтому делает все, что требуют взрослые!

Просмотр телевизора до двух лет может негативно сказаться на психическом развитии

Линн Мюррей, британская ученая и профессор по психологии развития, пишет в своей книге по психологии детей до двух лет о том, что телевидение и другие СМИ негативно влияют на лингвистическое и общее когнитивное развитие ребенка, и особенно — на способность концентрировать внимание. Прямое негативное воздействие от просмотра видеоматериалов создается за счет скорости подачи информации и громких звуков

По мнению Мюррей, даже те видео, которые называются детскими, на самом деле не учитывают особенностей детского восприятия. Другая причина — косвенная: просмотр телевизора или мультиков с планшета замещает другие более подвижные и социальные активности.

Завершайте каждый день книгой, а не электронным устройством

На практике многие родители разрешают детям сколько-то времени смотреть телевизор или ограниченно пользоваться цифровыми устройствами. Но тут есть важный принцип, разделяемый абсолютным большинством специалистов: держите электронные устройства подальше от спальни ребенка. Доктор Шифрин предупреждает родителей: «Медиаустройства в спальне ребенка и даже подростка разрушают его здоровье, как и здоровье семьи, не дают нормально общаться с близкими, позволяют пользоваться информацией, неконтролируемо поступающей в мозг, и даже мешают заснуть».

Мы, родители, можем принять решение, что день нашего ребенка завершается печатной книгой, а не просмотром мультфильма или чтением цифровой книги в спальне. Запретив экранные устройства и электронные книги в спальне, вы поможете ребенку сформировать здоровые привычки засыпания, которые сохранятся и во взрослой жизни. Моделируйте правильное поведение личным примером, взяв под контроль собственную «цифровую зависимость». Больше никаких планшетников за обеденным столом, ладно?

С какого возраста можно давать в руки детям мобильный телефон, планшет?

Малышей до 3 лет не стоит приучать к играм на мобильном телефоне, компьютере, планшете или пользоваться видеодисплейными терминалами (гибкие устройства для ввода/вывода информации и управления ею). Мультики и фильмы им лучше смотреть на большом экране телевизора, а не на мелких экранах гаджетов.

Ребенку школьного возраста уже можно пользоваться планшетом, но все же лучше отдавать предпочтение компьютеру.

Причем стационарному, а не ноутбуку, в котором клавиатура совмещена с экраном, что не дает возможности регулировать расстояние от экрана до глаз. Помните, что работа на слишком близком расстоянии от экранов провоцирует спазм аккомодации  — следите за расстоянием от глаз до экрана телефона, планшета.

Желательно, чтобы ребенок школьного возраста пользовался мобильным телефоном только при необходимости: например, для связи с родителями, когда он один посещает кружки, тренировки и прочие занятия.

Зачем годовалому ребенку iPad?

В YouTube немало видео, которые показывают влияние экранного времени на малышей: они не понимают, как пользоваться бумажными журналами. Одно такое видео собрало более пяти миллионов просмотров. Годовалая девочка обращается с iPad, как настоящий профессионал. Она свободно переходит с одного экрана на другой и радостно хохочет, когда гаджет подчиняется ее воле. Жест листания, который появился на первом iPhone в 2007 году, для этой девочки так же естественен, как дыхание или еда. Но когда ей дают журнал, она пытается обращаться с ним, как с экраном. Неподвижные фотографии под ее пальчиками не сменяются новыми, и девочка начинает злиться. Она — одна из первых людей, которые воспринимают мир именно так: она верит, что обладает безграничной властью над визуальной средой и способностью преодолевать «запаздывание» любого опыта, просто махнув рукой. Видео в YouTube называлось «Журнал — это iPad, который не работает». Впрочем, многие комментаторы задавали вопрос: «А зачем вы вообще дали годовалому ребенку iPad?»

IPad значительно облегчает родительскую жизнь. Этот гаджет становится для детей неиссякаемым источником развлечений — они могут смотреть видео или играть в игры. IPad — настоящая палочка-выручалочка для родителей, которые много работают и не располагают временем для отдыха. Но такие гаджеты создают опасные прецеденты, от которых детям трудно избавиться в более старшем возрасте.

У Хилари Кэш из центра reSTART по этому поводу есть очень твердые убеждения. Она не пуританка, но видит последствия чрезмерного увлечения гаджетами, как никто другой. «Гаджеты не следует давать в руки детям младше двух лет», — говорит она. В это время общение детей должно быть прямым, социальным, личным и конкретным. Первые два года жизни задают стандарт взаимодействия с миром в три, четыре, семь, двенадцать лет и дальше.

Фото: unsplash

«Детям следует позволять смотреть пассивное телевидение до начальной школы, то есть до семи лет, и только тогда их можно знакомить с интерактивными медиа типа iPad и смартфонов», — считает Кэш.

Она предлагает ограничить время контакта с гаджетами до двух часов в день даже для подростков.

«Это нелегко, — признает она

— Но это очень важно. Детям нужны и сон, и физическая активность, и время в кругу семьи, и время для развития воображения»

Все это невозможно, если они с головой погружены в свои гаджеты.

Американская академия педиатрии (ААП) согласна с Кэш.

«Телевидение и развлекательные медиа должны быть недоступны для детей младше двух лет, — рекомендует академия. — В первые годы жизни мозг ребенка развивается стремительно, и лучше всего маленькие дети учатся на взаимодействии с людьми, а не с экранами».

Возможно, это и так, но очень трудно воздержаться от контакта с экранами, когда они повсюду. Даже в 2006 году — за четыре года до появления первого iPad — Фонд Кайзера обнаружил, что 43% детей младше двух лет смотрят телевизор ежедневно, а 85% — хотя бы раз в неделю. 61% детей младше двух лет каждый день хотя бы какое-то время проводят перед экраном.

С какого возраста и сколько ребёнок может использовать мобильные устройства

Ассоциация американских педиатров ранее рекомендовала вообще недавать смартфоны и планшеты детям додвухлет. Теперьже рекомендации немного смягчили: дети ввозрасте отполуторалет могут играть сгаджетами, нотолько приусловии соответствующего возрасту качественного контента и подприсмотром родителей.

Для детей в возрасте от2 до5лет советуют ограничить использование девайсов одним часом вдень. Адетям от6 до12лет, помнению педиатров Ten reasons why handheld devices should be banned for children under the age of 12. , стоит посвящать технологиям неболее двухчасов вдень.

Также есть несколько принципов, которые помогут установить разумные рамки.

Смартфоны и планшеты недолжны мешать физической активности, играм и сну.
Лучше всего чередовать 1520минут взаимодействия сгаджетами и физическую активность.
Не следует давать детям играть смобильными устройствами занесколько часов досна.
Не стоит давать ребёнку девайс, когда он устраивает истерику, и заменять гаджетами личное внимание.

«Токсичны, особенно для детей»

Психолог из МИТ Шерри Теркл тоже считает, что технологии не позволяют детям овладеть навыками эффективного общения. Возьмем, к примеру, текстовые сообщения, которые многие дети (и взрослые!) предпочитают телефонным звонкам.

Тексты позволяют нам формулировать свои мысли более четко, чем устная речь. Если обычно мы реагируем на шутку смехом — «ха-ха», то в тексте вы можете написать «ха-ха-ха», чтобы показать, что шутка была особенно смешной — или «ХА-ХА-ХА-ХА-ХА», если она была очень смешной. Когда вы сердиты, то можете ответить сурово, а придя в ярость — вообще не отвечать. Крик обозначается простым «!», а восклицание — «!!» или даже «!!!!». В этих сигналах есть математическая точность — вы можете подсчитать количество «ха» или «!», благодаря чему текстовые сообщения позволяют избежать риска и непонимания в общении.

Существенный недостаток здесь — отсутствие спонтанности и неопределенности. В текстах нет невербальных сигналов, нет пауз и ритма, нет незапланированных смешков и фырканья, которые доносят нюансы сказанного партнером. Без этих сигналов дети просто не могут научиться личному общению.

Теркл иллюстрирует эти ограничения историей, которую комик Луис С. К. рассказал Конану О’Брайену в 2013 году. Луис сказал, что он не воспитывает детей — он воспитывает взрослых, которыми они станут. Телефоны, сказал он, «токсичны, особенно для детей». Разговаривая, дети не смотрят на людей, и у них не вырабатывается сочувствия и понимания.

Луис С. К. считает личное общение жизненно важным, потому что для детей это единственный способ понять, как их слова влияют на других людей.

По каким причинам родители покупают или дают детям возможность пользоваться гаджетами?

Причина, по которой все используют гаджеты: более трети родителей (35 процентов) заявили, что используют технические гаджеты, чтобы развлечь своих детей, потому что они удобны, и почти четверть (23 процента), потому что они хотят, чтобы их дети были технически подкованными. Исследование, проведенное в 2015 году среди 1000 британских матерей детей в возрасте от 2 до 12 лет, показало, что 85 процентов мам допускают использование технологий, чтобы дети были заняты, когда они занимаются другими видами деятельности. Опрос показал, что дети тратят в среднем около 17 часов в неделю перед экраном — почти в два раза больше, чем 8,8 часов в неделю, проведенных на улице.

Желание наших детей научиться разбираться в технологиях понятно. Но мы также должны взвесить риски, связанные с детьми, которые проводят множество времени за экранами гаджетов.

В своей лекции «Управление временем на экране и зависимость от экрана» д-р Арик Сигман утверждает, что «Будь то Facebook, интернет или компьютерные игры, экранное время — это уже не просто вопрос культуры о том, как дети проводят свой досуг — это медицинская проблема».

Нынешнее поколение детей в большинстве западных обществ проводит больше времени перед экраном, чем когда-либо.

Исследование, проведенное еще в 2010 году, — даже до феноменального взлета iPad и других планшетов Apple, — показало, что в возрасте до 10 лет дети пользовались не менее пяти гаджетами. Это число, полагает Сигман, почти наверняка выросло с тех пор.

Например, в дополнение к основному семейному телевизору у многих маленьких детей есть свой собственный телевизор в спальне наряду с портативными игровыми консолями (Nintendo, PlayStation, Xbox), смартфоном, семейным компьютером и ноутбуком или планшетным компьютером.
К семи годам средний ребенок будет проводить полный год в течение 24 часов, просматривая рекреационные экранные медиа, утверждает Сигман. В детстве дети больше времени смотрят телевизор, чем проводят в школе.

Три совета для родителей

В 2014 году организация Zero to Three сообщала, что 38% детей младше двух лет пользовались мобильными устройствами (в 2012 году их количество составляло всего 10%). К четырем годам 80% детей пользуются мобильными устройствами.

Позиция организации Zero to Three мягче, чем у ААП. Они признают, что определенное количество экранного времени просто неизбежно. Вместо того чтобы категорически запрещать гаджеты, они рекомендуют определенные виды экранного времени. Их документ начинается так:

Множество исследований показывает, что самый важный фактор для нормального развития детей — позитивные отношения с родителями, характеризуемые теплыми, любовными взаимодействиями, когда родители и другие опекуны чутко реагируют на сигналы ребенка и обеспечивают ему соответствующие возрасту занятия, которые развивают любознательность и обучают.

ААП, в принципе, согласна: ее заявление о контакте маленьких детей с гаджетами заканчивается словами: «Лучше всего маленькие дети учатся на взаимодействии с людьми, а не с экранами». Разница позиций в том, что Zero to Three признает: дети могут развивать здоровое взаимодействие с гаджетами, если в этом процессе участвуют и родители. Вместо того чтобы полностью запрещать гаджеты, они описывают три основных фактора здорового контакта с ними.

Во-первых, родители должны помогать детям связывать увиденное в экранном мире с опытом реальной жизни. Если в приложении ребенку предлагают рассортировать деревянные кубики по цвету, родители могут попросить его назвать цвета одежды, когда будут вместе собирать белье для стирки. Если в приложении фигурируют деревянные кубики и шарики, то после контакта с гаджетом детям следует поиграть с настоящими деревянными кубиками и шариками. Опыт не должен замыкаться только в виртуальном мире, который лишь имитирует реальность. Связь гаджета с реальным миром называется «переносом обучения». Этот прием повышает обучаемость по двум причинам: детям приходится повторять то, чему они научились, и это развивает способность к обобщению и переносу усвоенного на разные ситуации. Если собачка на экране похожа на собачку, встреченную на улице, ребенок понимает, что собаки могут существовать в разных условиях.

Во-вторых, активное занятие лучше пассивного просмотра. Приложение, которое заставляет ребенка действовать, запоминать, принимать решения и общаться с родителями, полезнее телевизора, позволяющего пассивно потреблять содержание. Такие медленные шоу, как «Улица Сезам», поощряли участие и вовлеченность, поэтому они для детей более полезны, чем стремительный «Губка Боб Квадратные Штаны» (эта программа не предназначена для малышей младше пяти лет). В ходе одного исследования оказалось, что четырехлетние дети, которые смотрели «Губку Боба» (а не более медленные образовательные мультфильмы), девять минут пытались запомнить новую информацию и не могли противостоять соблазну. Следовательно, в доме, где есть маленькие дети, не следует постоянно включать телевизор.

В-третьих, во время просмотра телевизора всегда следует уделять внимание содержанию передачи. Детей нужно спрашивать, что, по их мнению, произойдет дальше, просить их показывать персонажей на экране и называть их

Процесс должен идти медленно, чтобы технологические достижения не подавляли психику ребенка. Желательно, чтобы экранная история хоть в какой-то степени имитировала опыт общения с книгой.

Детки вне «сетки»

— Да их почти не осталось — качественных передач для детей и подростков! — возмущается Юлия Косарева, член Союза кинематографистов, режиссер таких программ, как «Спокойной ночи, малыши!», «Будильник», «Пока все дома».

— Правда, после Указа президента о возрождении детского телевидения два детских канала — «Бибигон» и «Теленяня» — все-таки появились. Но один доступен только урывками: детские «окна» на 1-2 часа разбросаны по нескольким каналам, причем не в самое рейтинговое время. А другой вообще на спутниковом ТВ. Многие ли жители России его смотрят?

Да и те передачи для детей и подростков, которые все-таки существуют, лишают зрителей активного просмотра. То есть не заставляют думать, анализировать —
все уже разжевано, и готовые ответы преподносятся на блюдечке. А из жанров остались только игры и ток-шоу… Но ведь еще лет 15 назад на телевидении было немало отличных детских программ. Вспомните хотя бы «Будильник». Авторами программы были Эдуард Успенский, Григорий Остер. Музыку к ней писали Максим Дунаевский, Владимир Шаинский, Алексей Рыбников. Поучаствовать в съемках считали за честь такие звезды, как Андрей Миронов, Леонид Броневой, Виталий Соломин, Александр Абдулов… Помню, Олег Попов просто требовал, чтобы его пригласили! А на мой вопрос: «Зачем?» — ответил откровенно: «Благодаря «Будильнику» дети ко мне привыкнут и потом придут на мои выступления!» Но детское ТВ — дело очень дорогостоящее. Ведь нужно делать все, как для взрослых, только лучше: сценарий, декорации… И музыка должна быть особенная — написанная специально для детей. В результате сегодня одна детская программа стоит минимум 15-20 тысяч долларов. Где их взять?

Подростки и телевизор

Для большинства людей, особенно девочек, подростковый возраст — период неуверенности в себе и ощущения незащищенности. Мозг человека дозревает лишь после двадцати лет, и подростки подвержены влиянию сверстников и неопытны в коммерческом мире. Они более уязвимы перед соблазняющим могуществом телевизионной рекламы, чем люди в любой другой период жизни.

Многие рекламные ролики сделаны так, чтобы использовать ощущение незащищенности и потребность подростка быть принятым своими сверстниками. Специалист по СМИ Нэнси Кларк объясняет:

«Реклама изо всех сил старается заставить вас почувствовать, что без этого продукта вы неудачник. Дети очень чувствительны к этим моментам

Вы советуете им что-нибудь купить и нарываетесь на сопротивление, но сказав, что „тот, кто этого не покупает, просто лох“, вы привлекаете их внимание. Вы давите на эмоциональную уязвимость, и с детьми это прекрасно работает»

Это работает? Несомненно. Это этично? Решайте сами.

Что происходит?

Родители и врачи могут думать, что у ребёнка случайное расстройство, но могут не догадываться о наиболее распространённой причине таких симптомов — влияние гаджетов на здоровье и психику ребёнка. Для успешного лечения ребёнка с нарушением настроения требуется исключить влияние телевизора, телефона, планшета, компьютера и других гаджетов на несколько недель, позволив нервной системе сбросить напряжение.

Если всё сделано правильно, это приведёт к более глубокому сну, улучшит и выровняет настроение, улучшит сосредоточенность и организованность, увеличит физическую активность у ребёнка. Улучшится способность переносить стресс, ребёнок начинает получать удовольствие от природы, возвратится воображение и творчество, подвижные игры. У подростков и молодых людей наблюдается усиление самостоятельности, полной противоположности апатии и безнадёжности.

Ограничение использования гаджетов, может решить не все проблемы, но это часто недостающее звено, когда беспричинные капризы, резкие смены настроения и лень продолжаются в течении нескольких недель. Почему отказ от гаджетов так эффективен? Не требуется много времени что бы вызвать возбуждение в развивающемся мозге. Многие родители ошибочно полагают, что использование социальных сетей, мессенджеров, компьютерных игр не являются вредными, по сравнению с просмотром телевизора. Фактически, интерактивное взаимодействие может вызывать гиперактивность и компульсивное расстройство.

Реклама еды и здоровое питание

В одном исследовании ученые из Йельского университета разделили 118 детей в возрасте от 7 до 11 лет на две группы. Одна смотрела мультфильм, в который были включены 30-секундные рекламные ролики продуктов питания, вторая — мультфильм без рекламы еды. По словам исследователей, они выбрали рекламу еды «низкой питательной ценности, подававшую продукты с окраской развлекательности и счастья (сладкий сухой завтрак, вафельные палочки с сиропом, фруктовые конвертики и картофельные чипсы). Это были типичные образцы рекламы продуктов питания, которые чаще всего показывают на детском телевидении».

Во время просмотра обеим группам детей была выдана большая упаковка (150 г) сырных крекеров и сказано, что они могут их съесть, если захотят. После того как мультфильм закончился и дети ушли, оставшиеся крекеры взвесили. Как и предполагали ученые, дети, которые смотрели мультфильм с рекламой продуктов питания, съели почти в два раза больше (на 45%) крекеров, чем те, что смотрели «непищевой» вариант. Тот же результат показало второе подобное исследование, на этот раз со взрослыми участниками. Автор исследования сообщает:

«Реклама продуктов питания, в которой еда для перекусов изображается с оттенком веселья и счастья, т.е. большая часть рекламы еды для детей, прямо воздействовала на рост потребления пищи. Это происходило независимо от того, голодны или сыты были испытуемые».

В последние годы под давлением надзорных органов стало меньше телевизионной рекламы продуктов, содержащих большое количество жира и сахара, направленной на детей. Это должно радовать родителей и специалистов здравоохранения. Однако эта реклама переходит на мобильные устройства, где она более эффективна и ее гораздо сложнее контролировать родителям и специалистам по здоровому питанию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: