Что делать, если ребёнка обижают в школе?

Ещё одна потенциальная угроза

Не найти такого человека, которого в детстве не обижали. Друзья, семья, взрослые, намерено или случайно. Психологи утверждают, что все негативные воспоминания детства откладывают свой отпечаток на дальнейшей судьбе человека

Поэтому важно понять, почему ребёнка обижают другие дети, и как ему помочь с этим справиться. Если игнорировать, то у родителей есть все шансы воспитать в ребёнке поведение жертвы

Такой человек всю жизнь будет вести себя как жертва независимо от пола. Человек с комплексом жертвы всегда будет находить себе неприятности.

Если Вам требуется консультация психолога или психотерапевта, тогда Вам сюда.

Когда твой ребенок – задира. Что делать родителям?

  • Иногда в конфликт лучше не вмешиваться, если это разовая ситуация, например, поругались с одноклассником. Тогда можно поговорить и успокоить. Скорее всего, дети уже завтра помирятся. Если же над ребенка обижают или даже бьют несколько одноклассников или даже старшеклассников, тогда необходимо быстро решать проблему. Такая травля может иметь серьезные последствия для ребенка, как психические, так и физические. Оскорбления, толчки, порча имущества, порой избиение – всё это однозначный повод вмешаться.
  • Если ваш ребенок неохотно сообщает об издевательствах, идите с ним, чтобы поговорить с учителем, инструктором, директором школы. Узнайте о политике школы по издевательствам, задокументируйте случаи издевательств, и оставайтесь на связи с представителем школы, чтобы узнать, какие действия предпринимаются.
  • Когда это необходимо, прибегайте к помощи детского психолога, для разрешения страхов и комплексов вашего ребенка.

Куда подавать заявление об избиении ребенка в школе

В зависимости от количества инцидентов и их сложности, побои могут квалифицироваться по следующим статьям:

  • ст. 116 УК РФ – побои;
  • статьи 11-115 УК РФ – нанесение вреда здоровью разной степени тяжести;
  • ст. 117 УК РФ – истязание.

Подать заявление можно в полицию в случае, если ФИО и данные обидчика неизвестны. Сотрудники правоохранительных органов в течение 1 месяца проводят мероприятия, направленные на установление личности и розыск виновника, а также подготовку материалов дела в суд.

Если все сведения об агрессоре известны, то можно передать иск сразу в мировой суд. Заявление должно включать следующие пункты:

  • наименование, адрес суда по месту жительства пострадавшей стороны;
  • данные потерпевшего и виновника;
  • место, время и обстоятельства случившегося с подробным изложением ситуации;
  • просьба принять материалы к производству;
  • список и данные свидетелей;
  • список документов (копии прилагаются);
  • дата, подпись заявителя.

Дело по факту истязания может быть возбуждено не только на основании заявления от родителей ребенка или самого пострадавшего, но также при выявлении признаков преступления полицией (рапорт).

Перед подачей иска в суд или полицию, лучше зафиксировать побои в медучреждении, а также проконсультироваться у опытного юриста.

Тревожные признаки

В суматохе будничных дел взрослые не всегда имеют возможность и желание поговорить со своим ребенком по душам. Часто тема школы ограничивается лишь обсуждением успеваемости и домашнего задания, а отношения со сверстниками отходят на второй план. Кроме того, в некоторых случаях дети боятся или стесняются рассказывать о своих проблемах, чем только усугубляют ситуацию. Что делать родителям в таком случае? Определить, что ребенок стал объектом насмешек или настоящей травли со стороны одноклассников, можно по следующим признакам:

  • Нежелание идти в школу. Приступы лени и потребность устроить лишний выходной бывают у каждого школьника. Если же ребенок часто ищет любые поводы, чтобы остаться дома, это должно насторожить.
  • Падение успеваемости. Ухудшение оценок без видимой причины (усложнение школьной программы, пропуски занятий) обычно свидетельствуют о недоброжелательной атмосфере в коллективе.
  • Изменения в поведении. Ребенок может проявлять агрессию или апатию и подавленность после возвращения из школы. Помимо этого, постоянные конфликты приводят к развитию невроза, для которого характерно ухудшение аппетита и сна, а также потеря интереса  к некогда любимым вещам и занятиям.
  • Порча школьных принадлежностей и одежды. Школьник часто возвращается домой в грязной форме или с оторванной пуговицей. Его тетради, альбомы и учебники постоянно пропадают, пачкаются или рвутся. При этом ребенок не может дать внятного объяснения происходящему.
  • Следы насилия. Обычно дальше обидных слов дело не доходит. Однако постоянное наличие у ребенка синяков и ссадин свидетельствует о том, что ситуация зашла слишком далеко и требует родительского вмешательства.

Советы психолога

Чтобы увидеть содержимое нужен флеш-плеер

Каждый родитель агрессивного ребенка рано или поздно задает себе вопрос: что делать, если ребенок унижает и обижает своих сверстников? Ответ на этот вопрос дают психологи, которые долгое время работают с детьми и знают, как скорректировать нежелательное поведение.

  1. В первую очередь, необходимо не допускать конфликтов в семье. Будьте для малыша примером, и тогда он поймет, что можно добиться результата не применяя агрессию. Хорошо себя зарекомендовала эта система – многие после нее свободно и спокойно взаимодействуют с окружением и в целом становятся более гармоничными личностями.
  2. Если ребенок не знает, как выразить свой гнев и не навредить себе и другим, то вам нужно помочь ему в этом. Например, вы отведете своему киндеру место в комнате, где он сможет рвать бумагу, плакать, кричать и топать ногами. Тогда он поймет, что не обязательно проявлять агрессию по отношению к детям в саду или школе, а можно свои чувства контролировать.
  3. Что делать, если ваш ребенок чересчур активен? Возможно, ему некуда девать свою энергию. Тогда можно придумать для него игры на свежем воздухе, головоломки дома, чтобы ему было просто некогда оскорблять других детей.
  4. Если вы стали свидетелем того, что ваш малыш нанес вред чужому чаду, то нужно дать понять школьнику, что он неправ. Вы должны потребовать, чтобы он извинился перед своей жертвой, а дома серьезно поговорить с ним на этот счет и научить его правильному поведению.
  5. В вашей семье принято наказывать детей? Не стоит делать этого. Малыш может затаить злость и обиду, а если вы не объясните, за что его наказали, то он больше не станет доверять вам. Он может замкнуться в себе и продолжать агрессивное поведение в саду или школе, но не у вас на глазах. Поэтому психологами рекомендуется использовать в качестве наказания временный запрет на игры с другими детьми.
  6. Если ваш малыш учится в школе, то необходимо поговорить о таком его поведении с учителем. Выяснить, какие меры вы можете предпринять совместно с педагогом для коррекции поведения учащегося.
  7. Иногда маленький человечек, который ранее подвергался издевательствам сверстников, сам начинает обижать других детей. Чтобы не допустить такого, вам нужно наладить контакт со школьником и малыш будет рассказывать вам обо всем, что происходит в школе или в саду. Это позволит вовремя заметить странности в поведении вашего отпрыска.
  8. Нельзя говорить малышу, что он обязан сам защищать себя, иначе такое поведение может перейти в агрессию по отношению к другим детям.

Драться или сдаться?

Регулярно в Интернете появляются новые видео с издевательствами школьников над кем-то из сверстников. Вот один из последних роликов: в поселковой школе Наро-Фоминского района Подмосковья дети на перемене напали на одноклассника. От насмешек, тычков и плевков перешли к избиению руками и ногами, пока мальчишка с плачем не убежал. Таких «кино» в Сети полно.

«Ситуация травли возможна в классе, где есть два рода особых детей. Одни — потенциальные преследователи — ищут, на ком испробовать свою власть, этим детям свойственен повышенный уровень агрессивности, — говорит Елена Женодарова, руководитель школьного отдела Центра по работе с подростками «Перекрёсток» МГППУ.

— Другие — потенциальные жерт­вы, существенно не отличающиеся внешне дети, но которые ведут себя или общаются с другими по-особенному. Они быстро теряют контроль над ситуацией, кто-то сразу пугается, плачет, кричит, впадает в беспомощную злость. Безответность жертвы усиливает агрессию. Обычно эти дети тревожны, имеют низкую самооценку, порой недостаточное развитие интеллектуальных умений и навыков общения».

Как правильно подготовить ребёнка к школе? 7 советов родителям →

Статья по теме

Как бороться с подростковой агрессией

Правила развития успешного человека

Чтобы развить в ребенке силу воли, уверенность и успешность, родителям не нужны специальные знания и умения.

Достаточно выполнять некоторые рекомендации:

  1. Родители должны постоянно восхищаться ребенком, хвалить, даже если он не достиг чего-то особенного. Приложенные усилия к чему бы то ни было всегда должны быть отмечены. Только тогда он не будет бояться нового.
  2. Чрезмерная опека всегда вредит человеку и лишает его возможности брать ответственность на себя.
  3. Не стоит ждать от малыша больше, чем он может сделать в своем возрасте.
  4. Необходимо позволять задавать любые вопросы, ведь любопытство — одно из упражнений для умственного и личностного развития.
  5. Не стоит злиться и критиковать чадо. Говорить о том, что он сделал нечто плохое, нужно обязательно, но при этом нужно предлагать малышу пути решения и поддерживать его.
  6. Не нужно перегибать со строгостью. Родительский авторитет нужно сохранять, но излишняя требовательность только навредит.
  7. Обязательно нужно учить дитя настойчивости и говорить о том, что не стоит сдаваться при первом поражении, ведь не все приходит сразу.

Любой родитель хочет своему чаду счастья и здоровья, а для этого нужно действовать сообща. Гораздо проще заниматься профилактикой, чем лечить. Нельзя равнодушно относиться к проблемам ребенка.

Родители всегда должны объяснять ребенку, что делать, если тебя обижают в школе, и всячески помогать ему в решении проблемы. Если вашего ребенка травят в любом социуме, будь то школа, спортивная секция или дворовая компания, не оставайтесь в стороне.

Как вести себя, если ребенка обижают

Для начала нужно разобраться в ситуации и выяснить, что же в действительности происходит между детьми в классе. Постарайтесь поговорить с ребенком по душам. При этом не следует делать упор на оценки и взаимоотношения с одноклассниками – лучше всего продемонстрировать ребенку любовь, понимание и поддержку в любой ситуации. Если ребенок доверится вам, нужно внимательно и максимально спокойно его выслушать.

Не стоит сразу же бежать в школу и выяснять отношения с обидчиками вашего ребенка: тем самым вы окажете ему медвежью услугу, а к обидным прозвищам, которыми его наградили сверстники, добавятся еще несколько, типа предатель, ябеда. Возможно, на некоторое время обидчики и притихнут, но вскоре возобновят свои придирки, причем с новой силой.

Обязательно поговорите с учителями и классным руководителем. Нужно выяснить, с кем и как ребенок общается, с кем дружит, с кем из одноклассников у него конфликт. Это поможет понять, почему вашего сына или дочь обижают.

Никогда не обвиняйте ребенка в сложившейся ситуации и не пускайте всё на самотек. В силу возраста и отсутствия жизненного опыта ребенок не сможет самостоятельно справиться с ситуацией. Если вы хотите, чтобы у вас сложились доверительные отношения с ребенком, с вашей стороны должны быть только понимание и поддержка.

Обратитесь к специалисту – школьному или семейному психологу. Он поможет разобраться в проблеме и поднять самооценку ребенка.

Если же вы решите перевести ребенка в новую школу, помощь специалиста тем более необходима, чтобы похожий сценарий не повторился уже на новом месте учебы.

Светлана Совела

Готов ли ваш ребенок к школе?

Ваш ребенок растет и приближается к школе. Многие родители задумываются, готов ли ребенок выдержать первый вступительный экзамен. Оцените уровень развития своего ребенка с помощью теста.
Пройти тест

Проявления жестокости

Стоит отметить, что школьная жестокость может проявляться по-разному. То есть, если ребенка не бьют, то это еще не значит, что у него все в порядке. Наиболее распространенными на день сегодняшний являются такие формы проявления насилия в школе:

  • драки;
  • насмешки – постоянные словесные оскорбления;
  • отбирание личных вещей, их порча;
  • едкие замечания, прозвища;
  • угрозы, запугивание;
  • принуждение к чему-либо;
  • распространение сплетен – в классе, в школе, или даже в Интернете;
  • выделение из группы – даже в командных или социальных играх.
  • насмешливые взгляды.

Ознакомившись с этим списком, нетрудно понять, почему так важно различать возникновение неприятностей у ребенка в школе и внимательно его слушать. Понятно, что последствия драки, как говорится, будут «на лицо»

В буквальном смысле. А вот как бороться с презрением, с насмешливыми взглядами? Ведь обвинить и привести доказательства в таких случаях очень сложно. Как следствие, дети часто боятся, что им попросту не поверят. Однако проблема существует и она более реальная, чем многие взрослые даже могут представить, так как далеко не все через это проходят, да и воспоминания о собственных трудностях могут со временем исчезать из памяти.

Какие дети чаще всего подвергаются нападкам

Чаще других жертвами издевательств и унижений становятся дети с низкой самооценкой
Ни один ребенок не застрахован от буллинга. Ничто не дает 100% иммунитета от возможных нападок. Благополучное материальное положение семьи, отличная успеваемость, приятная внешность, дружелюбие — все эти факторы не могут гарантировать, что ваш сын или дочь не подвергнутся нападкам других детей.
За последние 30 лет проведены десятки психологических исследований, в которых специалисты искали общие черты у подвергшихся буллингу подростков. К сожалению, до сих пор ученые не могут четко сказать, что ребенок с определенными психологическими, социальными или физическими характеристиками точно не станет жертвой травли. Нередки случаи, когда в немилость сверстников попадают благополучные во всех аспектах дети.

Но в большинстве случаев от нападок страдают те, кто чем-то отличается от остальных, выделяется на фоне общей массы:

  1. Дети с физическими особенностями: хромота, косоглазие, излишняя полнота или хрупкое телосложение, высокий или низкий рост, разный цвет глаз, сутулость, заикание — поводом для травли может стать любая черта.
  2. Дети другой национальности. Например, когда в классе, где учатся только славяне, появляется темнокожий ученик, ребенок с выраженными азиатскими чертами, ром и т.д.
  3. Дети, отстающие в умственном или физическом развитии.
  4. Двоечники и отличники.

На первом же месте в группе риска дети, к которым применяют психологическое и физическое насилие в семье. Ранимые, испуганные, не способные постоять за себя, своим жертвенным поведением они как-будто «приглашают» других издеваться над ними. И здесь я хочу подчеркнуть: низкая самооценка ребенка — прямая «заслуга» родителей.

Перевод в другую школу

Вопрос о переводе в другое учебное заведение решается с учётом конкретной ситуации и желания самого ребёнка. Но в любом случае конфликт должен завершиться здесь и сейчас – ребёнок просто обязан выйти из неприятной ситуации.

Если он не пересилит себя, сформируется позиция жертвы и тогда очередной неприятности уже в новой школе не избежать.

Перед тем как сын или дочка пойдёт в другую школу необходимо ещё раз проанализировать сложившуюся ситуацию и выяснить её причины. Это позволит в будущем «обойти острые углы». Зачастую помогает смена поведения и не повторение прежних ошибок.

Конечно, люди не меняются за несколько дней. Это сложная ежедневная работа над собой, над отношениями с окружающими людьми. Но такая тактика всегда приводит к желаемому результату. Об этом должны знать все «тихони» и «плаксы».

Поэтому основное «оружие» уверенного в себе и доброжелательного человека – это:

  • хорошее чувство юмора и самокритичность;
  • умение понимать недостатки и слабости других людей;
  • искусство оставаться самим собой в любой ситуации;
  • внимательное отношение к собственному поведению и анализ ошибок.

А уход в себя, неуверенность, боязнь и плаксивость ещё никому не помогли стать коммуникабельным и уважаемым человеком.

Как понять, что ребенка обижают в школе?

В самом начале следует отметить, что не каждый ребенок, терпящий издевательства со стороны одноклассников, расскажет об этом родителям. Понять, что проблема имеет место, можно по некоторым особенностям поведения.

К ним относятся:

️ Плохой сон ребенка.

️ Нежелание ходить в школу.

️ Плаксивость без видимого повода.

️ Агрессивность.

️ Постоянно пропадающие вещи (ручки, карандаши, учебники и т. д.)

Особенно внимательными следует быть родителям, чьи дети имеют нестандартную внешность (рыжие, слишком высокие или низенькие, страдающие лишним весом и т. д.) либо определенные физические особенности (к примеру, плохое зрение, оттопыренные уши, заикание). Они чаще других подвергаются насмешкам со стороны сверстников. Также в группе риска ребята из бедных семей, не имеющие возможности похвастать новеньким айфоном или модной одеждой.

Как помочь ребенку, если его обижают сверстники?

Итак, если проблема выявлена, ее однозначно нужно решать. Закрывать глаза нельзя, ведь речь идет о детской психики. Как показывает практика, из тех, над кем издевались в школе, вырастают как маньяки-убийцы, так и успешные люди. И здесь очень многое зависит именно от родителей, чья поддержка необходима ребенку как воздух.

Но решать проблему – это совсем не обязательно бежать в школу и наказывать обидчиков. Такой вариант если и уместен, то только в младших классах, когда для малышей взрослый еще авторитет, и можно попробовать поговорить с забиякой или его родителями.

В случае же с подростками своим вмешательством подобного рода мама с папой только навредят. Одноклассники, узнав о том, что взрослые пришли защищать их жертву, будут еще сильнее унижать «маменькиного сынка».

Первое что нужно сделать в любом случае, это поговорить со своим ребенком по душам и узнать, хочет ли он, чтобы родители вмешались в ситуацию.

Возможно, речь идет о по-настоящему страшных вещах и потребуется помощь не только матери и отца, но еще и полиции. Если ответ «да», то необходимо узнать, как именно взрослые могут посодействовать в решении проблемы. И дальше действовать по ситуации.

Родителям «забитых» детей психологи советуют в любом случае:

️ Записать свое чадо на спортивную секцию, где ребенок научится не только постоять за себя, но и выстраивать отношения со сверстниками.

️ «Подбрасывать» ему поучительные книги и фильмы, где героев обижали, но в итоге они оказывались победителями.

️ Пообщаться с классным руководителем и рассказать ему о проблеме – педагог обязан принять определенные меры в данной ситуации.

️ Чаще разговаривать с ребенком, быть откровенными, рассказывать о собственной юности с ее поражениями и победами.

️ Всячески поддерживать стремление заводить друзей и создавать удобные ситуации (приглашать одноклассников ребенка домой, водить чадо на всяческие мероприятия, где он может познакомиться со сверстниками, и т. д.).

Детей обижают в школе? Ответы психолога

В самом крайнем случае, если совсем ничего не помогает, следует подумать о смене класса или даже школы

Но очень важно помнить и родителям, и детям, что от себя не убежишь. И, как правило, переход в новый коллектив ничего не дает – человек, не умеющий заставить себя уважать, снова станет «мальчиком для битья»

Тем более, что к новеньким обычно отношение подозрительное априори. Поэтому желательно все же постараться решить проблему менее кардинальными способами.

Любовь, уважение и поддержка родителей способны сделать лебедя из каждого гадкого утенка!

Почему одни дети дразнят других

Иногда дети шутят и подтрунивают друг над другом, потому что им просто скучно. Заняться нечем. И ничего другого интересного и умного они придумать не могут, кроме как погоготать. «Ой, у тебя штаны наизнанку, ха-ха-ха!».

Но некоторые дети смеются над теми, кто чем-то отличается от них самих — у кого большие уши или кто вечно спотыкается и задевает углы, у кого смешная фамилия или кто слегка заикается. И здесь даже правильнее было бы сказать: не смеются, а высмеивают. Потому что делают это нарочно, умышленно и много раз.

Давай подумаем: а почему они так делают? Потому что сами сильные, смелые и уверенные в себе? Думаешь, да? Вовсе нет!

По-настоящему довольный собой и уверенный человек никогда не будет высмеивать других. Ему просто не нужно, чтобы окружающие его люди чувствовали себя неловко и растерянно.

А вот неуверенный человек видит себя маленьким и неказистым деревцем. Но ему очень хочется быть большим и сильным. И чтобы ощутить себя таким, он что делает? Начинает принижать других, чтобы самому возвыситься.

Когда один человек высмеивает другого, он пытается сделать того ниже, а себя — выше. Этим он как бы говорит: «Вот какой я важный и значительный, у меня нет таких недостатков, которые есть у тебя. Я лучше, а ты — хуже».

А может, он боится, что люди вокруг увидят его собственные недостатки и посмеются над ним. И чтобы этого не допустить, сам первым начинает дразниться.

Как ты думаешь, это правильно? Так и нужно себя вести — высмеивать других, чтобы придать себе значимости или убежать от собственных страхов?

Уверена, твой ответ — нет. Это неправильно, нечестно и очень даже глупо. Так вести себя нельзя! Ни один человек не имеет права высмеивать другого только потому, что тот чем-то отличается от других — носит очки, медленно говорит или не умеет кататься на велосипеде.

Тем не менее, к сожалению, есть дети, которые хотят быть круче других. А может быть, их самих кто-то обижает? Поэтому они пытаются отыграться и переложить свою неуверенность на того, кто кажется им слабее. И начинают его высмеивать.

Что же делать в таких случаях? Как реагировать?

На личном примере…

Эта статья написана не на голом энтузиазме, а на своём опыте. Будучи ребёнком, сама оказалась в роли «обиженного». За что меня обижали в классе, я не знаю. Но результат был таков – я замкнулась в себе, в скором времени растеряла всех друзей и осталась совсем одна. Родители пытались вмешаться, разговаривали с обидчиком, но результатов это не принесло. В течение двух лет нападки то начинались, то прекращались. Но потом видимо все подросли и оставили меня в покое.
В душе после этих издевательств осталось непонимание, досада: «Почему это произошло со мной?». И с этих пор я стала застенчивой, перестала доверять людям, боялась всякого общения с незнакомцами. И по сей день это тянется из детства. Позвонить кому-нибудь незнакомому, спросить помощи, сходить на собеседование – для меня огромный стресс.

Взрослые — провокаторы?

Воспитание для школы — задача третьестепенная: главное для администрации — чтобы ученики хорошо сдали ЕГЭ. Поэтому учителя в процесс общения учеников не вмешиваются, мол, «моя хата с краю»: пусть родители своих детей воспитывают. Директор одной из челябинских школ после появления в Интернете видео с участием её учеников отмела все претензии родителей и журналистов: мол, у ребёнка нет повреждений, это обычные детские шалости, к тому же всё произошло не на территории школы.

​«Оставшаяся с советской школы привычка некоторых педагогов пристыдить, высмеять недостатки ребёнка — плохие оценки, неаккуратность или медлительность — при всём классе, дабы он быст­рее исправился, делает из этих учеников потенциальных жертв насмешек и травли», — говорит Татьяна Нестерова, руководитель социально-психологической службы московской школы № 1173. «Не заметить, что кого-то из детей в классе постоянно унижают, невозможно, — уверена Елена Женодарова. — Учитель несёт ответст­венность за то, чтобы пресекать такие ситуации на корню. Какой бы ни был ребёнок «ненормальный», это никому не даёт права бить и унижать его. Но некоторые взрослые ситуа­цию травли поддерживают, чтобы выстраивать иерархическую структуру в классе — так детьми легче управлять. Или считают, что дети сами виноваты и самостоятельно должны справиться с проблемой. Родители часто спрашивают: надо ли учить давать сдачи? Надо! Надо учить ребёнка постоять за себя. Если обидчик сильнее, попросить помощи у взрослых. Хуже, если ребёнок будет просто беспомощно плакать, это ещё больше распаляет преследователей. Ещё один совет — развивать у ребёнка навыки общения со сверстниками и взрослыми».

Статья по теме

Сажать или воспитывать? Как помочь школьникам не совершить преступление

Если ребенка обижают в школе: советы психолога

Нередко в жизни надо действовать на опережение. Чтобы вашего ребенка не обижали в школе, старайтесь с раннего детства максимально его социализировать и правильно вести себя в сложных ситуациях:

  • Чаще водите ребенка на разные выставки, новогодние представления, где он будет иметь возможность знакомиться с другими детьми.
  • Запишите его на какие-то кружки или в спортивные секции. Пусть он растет всесторонне развитой личностью. Кроме того, в других детских коллективах малыш заведет себе новых товарищей, приобретет дополнительный опыт общения.
  • Пытайтесь научить свое чадо грамотно выходить из конфликтных ситуаций, игнорировать дразнилки со стороны одноклассников и не формировать из себя «жертву». Объясните, что лучше не плакать, а сделать вид, что ему наплевать на насмешки. Учите его не терять собственную индивидуальность, отстаивать свою позицию и правильно выражать эмоции.
  • Создайте малышу комфортную и спокойную атмосферу дома, поддерживайте его в самых разных начинаниях. Чаще хвалите его и проводите больше времени вместе.


Дома должно быть комфортно

  • Приглашайте к себе домой одноклассников вашего ребенка. Устраивайте детские праздники. Так вы сможете наблюдать, как ваш ребенок общается с другими детьми и умеет ли он дружить.
  • Развивайте у ребенка любовь к чтению. Этот совет никогда не потеряет своей актуальности. Благодаря чтению у ребят развивается словарный запас, расширяется кругозор. Они учатся поведению у книжных персонажей и примеряют художественные истории на себя. Начитанный малыш быстрее подберет слова в сложной ситуации, чтобы с достоинством выйти из нее и не стать объектом насмешек.

Признаки проблемы.

Лучше раньше заметить проблему и начать ее решать. К сожалению, ребёнку трудно выразить свои чувства, а взрослым не хватает проницательности. Конечно, ответственность за воспитание уравновешенного человека лежит в первую очередь на обоих родителях, а не на школьных преподавателях и обществе. Отцу и матери нужно хорошо знать свое чадо и анализировать любые изменения в его настроении, словах и поведении.

  • упадок настроения перед школой и после общения с определенными ребятами
  • появление депрессивных наклонностей в любое время, например
  • потеря аппетита
  • нарушение сна — слишком долгий сон или наоборот прерывистый и поверхностный,
  • слезы и истерики без веской причины или при легкой критике,
  • резкое обострение хронических заболеваний
  • категорический отказ идти в школу или явное оттягивание этого момента,
  • обособленность на переменах, в столовой.
  • отказ ходить в столовую. Ребёнок «не может вспомнить» что кушал и что делал на перемене. (Возможно он был закрыт в туалете или подвергался агрессии, но не говорит об этом)
  • отсутсвие друзей среди одноклассников
  • отказ говорить про школу или одноклассников
  • отказ учавствовать в школьных мероприятиях
  • отказ ехать в летний лагерь с одноклассниками
  • потеря вещей и денег ( старшие дети могут отбирать их у младших). Ребёнок не может «вспомнить» как произошла потеря или придумывает явную ложь.
  • физические признаки — синяки и ссадины в местах явно не случайных, порезы и царапины ногтями других людей (хулиган бьет!)
  • грязная одежда, порванные и сломанные школьные принадлежности
  • сломанные новые вещи (агрессор ломает из зависти)
  • пропуски определенных уроков
  • отказ от подарков и новых вещей (человек с психологией жертвы не считает себя достойным чего-то нового и хорошего)
  • агрессивное отношение к животным (жертва срывает свою обиду на более слабом)

Возможно, взрослые заметят и другие тревожные сигналы и смогут вовремя среагировать

Важно быть наблюдательным. Периодически полезно разговаривать с разными учителями о своём малыше, спрашивать про успехи и поведение, отношения с другими ребятами

Неотложная помощь

Прежде всего нужно трезво оценить ситуацию и величину проблемы.

Помочь может:

  1. Искренняя беседа по душам. Главное — выяснить ответ на вопрос «почему именно он?». Так можно докопаться до истины и понять, что он мог сделать нападающему. Если ничего, то дочка или сын невиновны в этой ситуации. Травля не бывает беспочвенной, и в ее причинах родители обязаны разобраться.
  2. Понимание того, только ли в школе ребенок подвергается издевательствам. Родители должны обязательно предложить свою помощь и пути решения проблемы. Школьнику нужна родительская поддержка: он должен чувствовать свою нужность и положительное отношение к себе.
  3. Детский праздник поможет сплотить коллектив и примерить враждующие стороны: школьная дискотека, спортивные соревнования или коллективный поход в кино. Детям нужно побыть в неформальной, внеклассной обстановке.
  4. Посещение спортивных секций поможет малышу найти для себя единомышленников. Хобби отвлекает человека и морально его восстанавливает.
  5. Помочь разобраться в себе и поведении обидчиков, вполне возможно, что школьник сам провоцирует конфликты. Не стоит на него давить, лучше объяснить правила поведения.
  6. Понимание того, что внешность не имеет никакой значимости, защитит ребенка от комплексов. Уверенность в том, что он любим такой, какой есть, не должна его покидать.
  7. Игнорирование и отсутствие реакции чаще всего приводит к тому, что врагам надоедает их жертва. К примеру, если отобрали ручку, нужно сказать: «Когда надоест ее держать, отдашь». Очень скоро она будет брошена на парту.
  8. Обязательно известить классного руководителя, который примет меры: проведет классный час, покажет тематический фильм и т. д. Главное — не называть обидчиков, потому что они могут принять оборонительную позицию и настаивать на том, что первые начали не они.
  9. Пояснить ребенку, куда он должен жаловаться в случае возникновения критической ситуации (классному руководителю, директору и т. д. ).

Чего делать категорически нельзя?

  • Вершить самосуд над обидчиками. Как бы вам ни хотелось «надавать по соплям» этим хулиганам, делать этого нельзя. Во-первых, ситуацию вы этим не решите, во-вторых, в этом случае вас можно будет привлечь «по статье» («а нечего было трогать чужих детей»), а обидчики получат еще один повод для травли вашего ребенка. Действуем строго в рамках закона!
  • Наускивать чадо на ответные подобные действия. Не нужно учить ребенка отвечать тем же. Даже, если речь идет о применении силы. Конечно, здорово, когда ребенок может постоять за себя, но нельзя учить «бить в ответ». Иногда такие ответы становятся, совершенно случайно, причиной инвалидизации и даже смерти обидчика (неудачно упал, и т.д.).
  • Пытаться «купить» расположение обидчиков. Подкуп – одно из самых бессмысленных, глупых решений, которое в итоге приведет к обратной реакции, а на ребенке надолго оставит клеймо слабака, подхалима и «шестерки».
  • Игнорировать травлю ребенка и бросать его в одиночестве в решении этой проблемы («сам справится!»). Помните – он может и не справиться.

Как поступить, если ребенка избил педагогический работник?

Обычно обращения в комиссию по делам несовершеннолетних достаточно, чтобы урегулировать конфликт. Если же школьника избил педагогический работник, то необходимо предпринять активные действия для защиты прав ребенка. Если побои незначительны и родители лояльно относятся к учителю, то стоит обращаться к директору школы с заявлением о дальнейшем проведении профилактической беседы с обязательным участием всех сторон конфликта. Если беседа оказалась неэффективной или школьнику были причинены тяжкие побои, то необходимо обращаться с заявлением в правоохранительные органы по факту нанесения побоев.

Существует вариант защиты прав несовершеннолетнего путем инициирования процедуры увольнения учителя, так как применение физического насилия в отношении несовершеннолетних является серьезным подспорьем для увольнения. С таким заявлением необходимо обращаться к директору школы или местное управление образования.

Вместо итога

В любом случае, родителю важно разобраться в ситуации, не бояться, что из-за разбирательств против его ребёнка ополчатся другие преподаватели и не преуменьшать важность произошедшего, даже если после действий учителя у школьника не осталось и царапины. В некоторых случаях ребёнка лучше перевести в другую школу, особенно если он сам об этом просит

Иногда для того, чтобы всё вернулось на круги своя, достаточно беседы и поддержки, а также отстранения провинившегося учителя от работы, но в некоторых случаях родителям предстоит серьёзная работа, чтобы их ребёнок перестал испытывать страх и вновь полюбил школу

В некоторых случаях ребёнка лучше перевести в другую школу, особенно если он сам об этом просит. Иногда для того, чтобы всё вернулось на круги своя, достаточно беседы и поддержки, а также отстранения провинившегося учителя от работы, но в некоторых случаях родителям предстоит серьёзная работа, чтобы их ребёнок перестал испытывать страх и вновь полюбил школу.

Эксперты: Ксения Щербинина Ольга Алексеевна Нянькина Вадим Кудрявцев Ольга Свиридова

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: