Привязанность у ребенка: как отношения с «главными взрослыми» влияют на его жизнь

Как предупредить компьютерную зависимость: 7 рекомендаций родителям

Если вы обеспокоены тем, что ребенок проводит слишком много времени в сети или больше дозволенного играет с гаджетами, Я – Родитель рекомендует предпринять следующие меры.

1. Ограничивайте свое время пользования Интернетом, когда общаетесь с детьми

Исследователи доказали, что дети часто чувствуют себя покинутыми, когда родители отвлекаются от разговоров на телефон или компьютер. В результате ребенок сам «погружается» в виртуальный мир. Так что возьмите себе за правило не отвлекаться на устройства, когда разговариваете с ребенком.

3. Копируйте Интернет-активность ребенка

Подобный «трюк» поможет установить контакт в случае, если разговор между вами и ребенком не клеится. Ребенок будет больше открыт к общению, а вы, возможно, осмелитесь виртуально задать ему те вопросы, на которые ранее не получали ответа.

4. Переводите ребенка из онлайна в оффлайн, ориентируясь на его интересы

Как только вы поняли, что «цепляет» ребенка в Интернете, вы можете постепенно переводить его из онлайна в оффлайн.

Если ребенок играет в определенный тип игр, то предложите ему совместную настольную или активную игру с похожим смыслом. Например, ваш ребенок не может оторваться от создания своего виртуального мира. Значит, он так же полюбит конструкторы или химические наборы, позволяющие «копировать» его деятельность в популярных играх. Если сын или дочь предпочитает компьютерные игры типа квест, запланируйте в выходной совместный поход на квест в реальности.

Некоторым детям в игре больше привлекает элемент соревнования. Дайте малышу возможность делать то же самое, к примеру, отведя в спортивную секцию на борьбу.

5. Станьте Интернет-гуру для ребенка

Стив Джобс, пожалуй, самый известный Интернет-гуру современности, сильно ограничивал своих детей в пользовании созданным им самим айпадом. Вам наверняка интересно, какие аргументы он приводил своим детям, чтобы они слушались?

В этом случае главную роль играет авторитет родителя. Став технологическим гением, Джобс без труда мог объяснить детям пользу и вред устройств так, чтобы его послушались.

Изучайте современные технологии, рассказывайте детям о возможностях, которые они предоставляют. Рассказывайте о положительных примерах применения Интернета: это и огромные возможности получить удаленное образование по интересующему предмету от ведущих ВУЗов мира, и изучение практически любого иностранного языка, не выходя из дома.

Станьте положительным примером «умного» использования технологий для своего ребенка, и он, сам того не осознавая, будет тянуться за вами и брать с вас пример.

6. Придумывайте вместе с ребенком новые хобби

Все эксперты сходятся во мнении, что наличие хобби – самый «мощный» инструмент излечения от зависимости, и не только от Интернета. Если вы уже знаете интересы ребенка, предложите ему варианты офлайн-активности: будь то занятия спортом, театром или музыкой. Если ребенок ничем не интересуется, кроме Интернета, вернитесь к рекомендации номер два, а затем последуйте рекомендациям три и четыре.

7. Объявите «День свободы от Интернета»

Наконец, заведите в семье особенные дни отдыха от технологий. Вы можете придумать семейные праздники или создать новые семейные традиции.

От привязанности до трех лет: этап отделения от одному

К родителя году ребенок уже способен активно довольно передвигаться самостоятельно. На этом этапе главной его задачей становится осваивать мир за маминых пределами рук. А задача родителей – создать безопасные ребенку условия для его исследований.

В период этот родителям важно соблюдать следующие Мама:

1. моменты – «безопасная база»

Поскольку ребенок только-только начинает делать первые шаги от для – мамы него все еще важно безопасную ту ощущать связь, которая была создана в год первый жизни. Теперь мама – или главный «другой взрослый» – становится для него «которую», на базой он возвращается после каждой исследовательской случай

На экспедиции непредвиденных обстоятельств важно, чтобы «была» база всегда в зоне доступности, то есть должна мама быть рядом. Вот почему, будет не пока пройден этот этап, желательно не ребенка отдавать в детский сад. Иначе у него сформироваться может так называемая «тревожная» модель будущем: в привязанности он будет бояться, что близкого окажется не человека рядом в трудную минуту, а в партнерских будет отношениях испытывать сильный страх расставания.

2. как Воспитатель родитель

Если все-таки складываются обстоятельства так, что приходится отдать дошкольное в ребенка учреждение до достижения трех лет. выбрать Постарайтесь такое, где воспитатель сможет для стать вашего малыша его новой «базой безопасной»

Это должен быть постоянный который, человек сможет уделять внимание вашему чтобы, ребенку сформировать привязанность с ним. Людмила рекомендует Петрановская выбирать место с низкой текучкой где, персонала люди не сменяются каждые пару также, а месяцев место, где минимальное количество группах в детей

3. «Мама-жилетка»

В процессе покорения вашему мира малышу предстоит набить немало неоднократно, шишек испугаться, испытать обиду, боль, Чтобы. бессилие научиться справляться с этими чувствами и свои продолжать «вылазки» с маминых рук, ему ваши нужны объятия. Создайте ребенку условия, может он где погоревать над неудачей, после двигаться чего дальше. Не бойтесь испортить его. Не мальчикам запрещайте плакать. Запрет плакать не идет им на лишь – он пользу помогает вырасти взрослым, который держать будет свои чувства замороженными, что взрослой во ведет жизни к ранним инфарктам мужчин. как Зато раз из малышей, которым давали свое отплакать горе в раннем возрасте, вырастают стрессоустойчивой со взрослые, гибкой психикой, способные при обратиться необходимости за помощью.

Общение с малышом сразу после рождения

В результате десятков исследований в разных странах ученые пришли к выводу, что для малыша и мамы крайне важно контактировать в первые часы после родов. В рамках эксперимента одних детей сразу после рождения выкладывали на мамин живот, других уносили для проведения традиционных послеродовых манипуляций. В первой группе малыши вели себя одинаково: лежа на животе у роженицы, они открывали глаза, двигали руками, дотрагиваясь до мамы и до своего рта, искали грудь, высовывали язык и пытались приложиться к ней, наконец начинали активно сосать, когда в процессе своих поисков добирались до цели

В первой группе малыши вели себя одинаково: лежа на животе у роженицы, они открывали глаза, двигали руками, дотрагиваясь до мамы и до своего рта, искали грудь, высовывали язык и пытались приложиться к ней, наконец начинали активно сосать, когда в процессе своих поисков добирались до цели.

Реакцией мам на такое поведение было резкое возрастание уровня окситоцина (гормона привязанности и удовольствия). Исследователи сделали вывод, что новорожденные используют доступные им двигательные навыки для стимуляции выработки окситоцина у матери и, как следствие, для налаживания первого контакта. Поскольку окситоцин отвечает за эмоциональное состояние, после родов он позволяет женщине расслабиться и отдать молоко, которое начинает вырабатываться под воздействием другого гормона — пролактина, выделяющегося, когда малыш сосет грудь. Окситоцин также вызывает сокращения матки и уменьшает послеродовое кровотечение, что ускоряет наступление восстановительного послеродового периода.

Более половины малышей из другой группы после возвращения к маме не демонстрировали поискового поведения, долго не могли приложиться к груди и начать сосать.

Чем опасно проявление гнева?

Если вы взяли себе привычку общаться с ребенком с позиции голоса или оскорблений, то такие отношения могут иметь серьезные последствия:

— трудности в общении родитель-ребенок

Обида влечет за собой скрытность, внутренние переживания при ранимой детской психике. Если нервная система ребенка устойчива, то он привыкнет к крикам и упрекам. Тогда будьте готовы к намеренному плохому поведению: ребенок будет демонстрировать вам неэффективность вашего основного метода.

— проявление агрессии в социуме

Боязнь родителей вызывает агрессию к другим людям. Такой ребенок переносит модель родительского отношения к нему на одноклассников: начинает командовать, повышает голос – то есть любыми способами самоутверждается.

Когда эмоциональный контакт с малышом не устанавливается

Девять месяцев вы ждете встречи с малышом, его появление на свет планировалось вами задолго до волнующего известия о беременности. Еще до ее наступления вы пересмотрели свои привычки и образ жизни, начали придерживаться принципов здорового питания, занялись спортом и обучились техникам расслабления после насыщенного трудового дня. Вы упорядочили свою жизнь, в ней все идет по плану, и ребенок — естественное развитие событий в жизненном сценарии.

Скоро вы станете родителями. Пути к этой точке на карте жизни у пар могут быть разными, но в любом случае после нее мужчина и женщина будут другими. И готовились вы к этому или нет, вы знаете, что в момент появления малыша на свет ощутите огромную любовь к ребенку.

Но иногда этого не происходит. Родители испытывают психологический дискомфорт из-за того, что они больше не могут заниматься привычными видами деятельности: им нужно стирать ползунки, менять подгузники и изучать информацию о воспитании детей.

Что делать родителям, которые чувствуют себя слишком уставшими, чтобы ощущать любовь и нежность к ребенку? Как справиться с возникающим в этот момент чувством вины? Давайте рассмотрим этот вопрос со всех сторон.

Связь между матерью и младенцем обеспечивает последнему выживание, защиту, заботу и уход.

• Привязанность может сопровождать детско-родительские отношения с первой минуты появления малыша на свет, а может проявиться лишь со временем, как результат практики родительства в процессе ухода за ребенком, совместной деятельности и общения с ним. В результате кроха растет в атмосфере принятия и эмоциональной поддержки от родителей, а они, в свою очередь, переживают опыт полноты самореализации и самозавершенности.

• Наблюдения психологов за семьями показали, что младенцы, демонстрировавшие в раннем детстве сильную эмоциональную привязанность к родителям, вырастали в самостоятельных и независимых детей. Глубокая ранняя связь с мамой и папой необходима ребенку и как этап психологического созревания, и для выстраивания собственных привязанностей во взрослой жизни. Которые он реализует в том числе и заботясь о своих престарелых родителях.

• Психологи говорят, что, если детям не удается сформировать эмоциональную связь со взрослыми до возраста 4 лет, высока вероятность того, что у них будут проблемы во взаимоотношениях позже, в том числе и с установлением контакта с собственным потомством.

• Причины могут быть разными: и неразрешенные эмоциональные проблемы в прошлом, и неспособность справиться с уровнем родительской ответственности и перечнем обязанностей, и послеродовая депрессия (она встречается и у женщин, и у мужчин). В последнем случае родителю необходима не только поддержка семьи, но и профессиональная психологическая помощь.

• Каковы бы ни были причины эмоциональной отстраненности родителя, это состояние требует пристального внимания, поскольку накладывает отпечаток на внутрисемейные отношения и влечет за собой некоторые неблагоприятные последствия.

Почему родители гневаются?

Откуда берется этот гнев, который заставляет воспринимать обожаемого ребенка как ужасное создание? Причин тому может быть несколько:

Поведение ребенка – самая распространенная причина гнева у родителей. Это могут быть непослушание и капризы, плохая успеваемость в школе, агрессивное поведение, нежелание помочь в чем-либо. Родители не знают, что им делать. Пытаясь найти выход, они терпят поражение: отсюда и вытекает агрессия со всеми ее последствиями.

Внутрисемейные отношения могут стать одной из основных причин гневливости. Это и финансовые разногласия, и невозможность побыть вдвоем, и недостаток внимания со стороны супруга, несоответствие результатов завышенным ожиданиям.

Стрессоры, обрушивающиеся извне часто влекут за собой обрушение на своего ребенка груза проблем, не имеющих к нему ни малейшего отношения. Провоцирующей ситуацией может стать все что угодно: автомобильные пробки на дороге, неопределенное положение на работе, хамство в магазине, поликлинике, общественном транспорте, невыплаченный вовремя кредит или обременительная ипотека, хроническая усталость, проблемы с собственными родителями или родителями супруга, время, проводимое мужем вне семьи, и многое другое.

Привычка. Часто взрослые папа и мама кричат на ребенка просто потому, что с ними так поступали в их детстве.

Как контролировать гнев

Гнев – самая интенсивная, и поэтому сложная эмоция для контроля. Есть несколько способов с ней работать, и вы можете выбрать для себя наиболее эффективные:

  1. Хорошо, если вы можете проанализировать ситуацию, когда злитесь. Действительно ли был повод так злиться? Почему я был(а) такой агрессивной? Вспомните случаи, когда вы срывались, кричали, ругались. Нужно самим оценить, насколько это было обосновано, после этого подумать, как можно было поступить иначе. Подумайте над возможной причиной гнева из списка, предложенного в начале статьи.
  2. Поинтересуйтесь причинами, которыми руководствовался ваш ребенок, действуя тем или иным образом. Вы можете быть удивлены тем, что он совсем не хотел вызвать у вас приступ гнева.
  3. Держите дистанцию. Вы можете просто выйти из комнаты. Или посадить ребенка в коляску, если он маленький, и прогуляться.
  4. Попробуйте выполнить дыхательную гимнастику – ровно вдыхайте и выдыхайте у открытого окна.
  5. Если приступ сильный, вы можете «побить» подушку или другой мягкий предмет, выйдя из одной комнаты с ребенком.
  6. Займитесь спортом. Гнев высвобождает огромное количество энергии, и во многих случаях активная физическая деятельность – лучшее применение этой энергии.
  7. Если вы считаете, что уместно порицание, выбирайте правильный тон и слова. Не следует говорить ребенку: «Ты нехороший». Правильнее будет звучать фраза: «Ты поступил нехорошо». Иногда строгий тон воздействует на детей более эффективно, чем крик.
  8. Поставьте себя на место своего ребенка. Представьте: что бы чувствовали вы, если бы на вас кричали? Если подобное случалось в вашем детстве со старшими, активируйте эти воспоминания и заново переживите их.
  9. Извинитесь перед ребенком за вспышку ярости. Полезно будет, если вы объясните причину своего возмущения. Ваше искреннее раскаяние очень поможет ребенку преодолеть обиду на вас.
  10. Если вы не уверены, что в следующий раз сможете избежать приступа ярости или ничего из описанных выше методов не помогает, стоит обратиться к семейному психологу за консультацией.

Подростки, яркая юность – а что дальше?

Шесть основных уровней привязанностей пройдено, но спешу вас обрадовать – никогда не поздно начинать укреплять привязанность, поэтому и в 16 лет мы можем пробегаться от уровня к уровню, наполняя вашу «незримую связь» новыми эмоциональными откликами.

применяйте на практике активное слушание;
пишите сообщения без повода и почаще желайте «Доброе утро, отличного дня!»;
будьте на стороне ребенка во время внешней угрозы;
совещайтесь с ним и принимайте семейные решения с учетом его мнения;
не забывайте про тактильный контакт и важность объятий, проявляйте неожиданную заботу, пусть это и не всегда вызовет восторг;
интересуйтесь его жизнью, вкусами, задавайте вопросы и просите обосновать позицию;
учите формировать свое мнение и конструктивно отстаивать свою точку зрения;
запишитесь на кулинарные курсы и вместе пройдите обучение чему-то новому (гончарное искусство, живопись, киберспорт и т.п.).

Почему дети 5-7 лет сохраняют сильную привязанность к матерям?

Быть «маминым хвостиком» в 2-3 года — нормально для малыша. Мамы человеческих детенышей, конечно же, не носят их в сумке, как кенгуру. Но ребенок — «хвостик» 5-7 лет все так же продолжает цепляться за маму. Это начинает вызывать беспокойство самой мамы и обвинения в ее адрес других взрослых.

Если детская «прилипчивость» не прошла к старшему дошкольному возрасту, значит, дело в травматичном опыте. Вполне возможно, что мать и ребенок когда-то были вынуждены разлучиться внезапно и резко, и это вызвало у малыша серьезную травму. Болезненная «прилипчивость» может возникнуть, когда ребенок потерялся в общественном месте, или когда мама была вынуждена отправиться в больницу, а другие взрослые не позаботились о подготовке малыша к этому событию.

Другой причиной для формирования чрезмерной привязанности может стать не отдельный травматичный эпизод, а общая тревожность ребенка. Она может развиться на генетическом уровне, передавшись от мамы или других тревожных взрослых. Болезненные расставания матери и ребенка могут быть также следствием гиперопеки или чрезмерной маминой тревожности.

Для общения с тревожным ребенком взрослым необходимо спокойствие и чувство такта. Не следует ругать его за излишнюю «прилипчивость». Как правило, он «перерастает» ее уже к моменту начала школьной жизни. А к подростковому возрасту ребенок уже точно перестанет бегать за мамой. И сами тревожные мамы должны понимать, что они не могут постоянно находиться рядом с ребенком, и у них должно быть личное время и личное пространство.

От трех до шести лет: этап отношений с миром

К трем годам ребенок уже более-менее ориентируется в окружающем мире и начинает осваивать новый – взаимоотношений с людьми. Часто этот этап также именуют «этапом независимости».

У малыша появляются первые друзья, происходят первые конфликты. Ребенок создает свои первые отношения вне семьи, но при этом все еще сильно связан со своими «главными взрослыми» и опирается на них.

Задача родителей на этом этапе – поддерживать малыша и обеспечить ему максимально благополучную эмоциональную среду.

На что важно обратить внимание?

1. Личные границы ребенка

Приблизительно в три года ребенок впервые осознает свою отдельность от мамы, узнает, что его желания и потребности могут не совпадать с мамиными. Поэтому часто именно в этом возрасте дети становятся конфликтными. Говоря вам бесконечные «нет», они учатся отстаивать свои личные границы. Задача родителей – оставаться в этих ссорах взрослым, сильным, по возможности не слишком раздражаться. Не пытаться прервать спор угрозами типа «будешь себя плохо вести – отдам в детский дом» или «отдам соседке». А вместо этого дать ребенку опыт разных способов выхода из конфликта: где-то с помощью компромисса, где-то с помощью жесткой установки правил. Но самое главное – ребенок должен понять, что ваша привязанность сильнее любых конфликтов и остается неизменной даже после ссоры.

2. «Погода в доме»

На этапе независимости, войдя в мир отношений, дети становятся особенно уязвимы и чувствительны к эмоциональному климату в семье. В этом возрасте тяжелее всего переносятся скандалы и разводы родителей, потеря одного из них. Подобная травма также может привести к развитию «тревожной» модели привязанности. Поэтому лучшее, что вы можете сделать для ребенка в эти годы, – это поддерживать в доме настолько хорошую «погоду», насколько позволяют вам условия. Переживаний ему хватает и за родными стенами.

Привязанность к маме: нормально или нет?

Большая привязанность к маме – это нормальное состояние полугодовалого младенца. Больше того, привязанность к маме — это важная потребность ребенка, потому что малышу для счастья мало быть просто сухим и сытым. Ему нужны любовь, забота и ласковое общение.

Давайте разберемся: нормально это или ненормально – сильное чувство привязанности к маме? Ответ детских психологов однозначен: привязанность к маме это нормально. Тревогу напротив, должно вызывать такое поведение ребенка, когда он к маме равнодушен, и вообще не стремится к общению. Так что скорей, отсутствие привязанности может служить признаком нарушений эмоционального развития.

Да, дети второго полугодия жизни могут быть очень утомительны. И их постоянная потребность быть около мамы может выводить из себя самых терпеливых и нежных взрослых. Просто потерпите: эта повышенная привязанность — такая же насущная потребность роста ребенка, как и потребность в молоке.В случае если малыша кормят тогда, когда он голоден, если утешают, когда он плачет, если помогают и не одергивают постоянно, если ребенка любят, с ним играют, разговаривают, он постепенно начинает понимать, что мир — это безопасное и дружелюбное место. И он может доверять тем, кто о нем заботится.

Да, бывает очень тяжело, когда вас не отпускают даже в туалет, и ребенок ползает за вами по всему дому. И к тому же все время просится на ручки. И заливается слезами, ожидая ненаглядную мамочку под дверью ванной. А тут еще бабушки подольют масло в огонь словами «вот, приучили к рукам, сами теперь мучайтесь».

В утешение родителям «требовательно-привязанных» детей можно сказать, что дети, очень сильно привязанные к мамам в первый год жизни и получившие от них достаточно внимания, становятся к середине второго года жизни более самостоятельными. И довольно снисходительно относятся к разлуке с матерью.

Особенность выявления

Каждый человек может самостоятельно выявить наличие болезненной привязанности. Для этого необходимо прислушаться к собственным ощущениям. Откровенный диалог с собой позволит установить наличие разрушающего недуга.

ЧИТАТЬ Гадание на картах на любовь: популярные схемы и трактовка результата

Человека с привязанностью можно обнаружить по следующим признакам:

  1. Ему кажется, что его никто не любит. На самом деле проблема кроется в отсутствии интереса к возможностям, которые позволили бы улучшить отношения с людьми.
  2. Человек не способен оценить себя как личность. Для компенсации собственной любви ему требуются постоянные доказательства хорошего отношения со стороны партнера.
  3. Индивид, испытывающий привязанность, не может себя утешить в трудной ситуации. Временное душевное спокойствие может обеспечить только возлюбленный, от которого он зависит.
  4. Чтобы чувствовать себя увереннее и безопаснее, индивиду требуется присутствие близкого партнера.
  5. Зависимый человек не желает работать над отношениями, не готов принимать вторую половинку со всеми ее недостатками.
  6. Малейшие нарушения обычного графика способны вывести зависимого из спокойного состояния. Например, если муж пришел домой позже на 20 минут, жена способна устроить скандал из-за ревности.

Виды привязанности

Привязанность бывает 4 видов:

  1. Надежная привязанность. Ребенок бурно реагирует на расставание, ищет маму, плачет. После возвращения мамы малыш радуется, тянется к ней. Быстро успокаивается и снова приступает к игре.
  2. Ненадежная привязанность и избегающее поведение. Ребенок слабо реагирует на расставание. Может выразить легкий протест и проводить взглядом. От игры не отрывается. На возвращение реагирует обидой, не разрешает брать себя на руки, отвергает маму. Специалисты рассматривают подобную реакцию как особенности темперамента и защитный механизм психики на стресс от разлуки. Психофизиологическое обследование детей с таким типом реагирования показало более высокий уровень гормона стресса, чем у группы предыдущего вида.
  3. Надежно-амбивалентная привязанность. При расставании ребенок впадает в истерику. После возвращения его не может успокоить даже мама. Малыш одновременно жаждет телесного контакта, но при этом проявляет агрессию: отворачивается, дерется, кусается, дергает ногами.
  4. Ненадежно-дезорганизованная привязанность. Наблюдается неопределенность поведения ребенка. Он то бежит за мамой или к маме, распахнув объятия, то останавливается, разворачивается и убегает еще дальше. Действия неточные, замирающие в процессе. Такая реакция, как правило, сигнализирует о клиническом случае развития ребенка или о жестоком обращении с ребенком, пренебрежении нуждами, насилии, алкоголизме и других зависимостях родителей.

Детская привязанность помогает ребенку воспроизводить в памяти образ значимого человека, в трудную минуту или при разлуке обращаться к этому образу. В будущем параллельно этому образу человек создает другие привязанности.

Как создать правильные воспитательные установки

Важно также заметить, что одним из главных препятствий для установления тесной эмоциональной связи являются педагогические практики воспитания младенцев. Вот те из них, что могут наносить вред созданию эмоционального контакта с малышом:. Вот те из них, что могут наносить вред созданию эмоционального контакта с малышом:

Вот те из них, что могут наносить вред созданию эмоционального контакта с малышом:

• сепарация родителей и младенцев и в клинике после родов, и в домашних условиях;

• установление жесткого графика кормлений;

• приучение к длительному ночному сну без кормлений;

• игнорирование детского плача и потребности в общении.

Все это наносит непоправимый ущерб детской психике, отключает материнские инстинкты у женщины, на основе которых и строится ее привязанность к ребенку, а у отцов не формирует эмпатии к малышу.

Так, например, детский плач в таких системах воспитания трактуется как попытка манипулировать матерью. Поэтому родителям рекомендуется дать малышу проплакаться. Но плач ребенка — это приглашение к коммуникации. Повод может быть любой: голод, холод, мокрые пеленки, потребность почувствовать себя в безопасности, — и к манипуляции это не имеет никакого отношения.

Совет позволить малышу выплакаться идет вразрез с природным инстинктом матери, который подталкивает ее взять свое сокровище на руки и успокоить. А в результате ребенок переживает в самом раннем детстве опыт покинутости и отверженности, что влияет впоследствии на его способность устанавливать теплые эмоциональные связи с окружающими и формировать доверительное отношение как к людям, так и к миру в целом.

Подобная тренировка нервной системы вырабатывает у родителей эмоциональную «тупость», холодность, равнодушие, отсутствие понимания нужд и потребностей ребенка.

Так методы раннего воспитания вмешиваются в установление эмоциональной связи между родителями и детьми.

По признанию психологов, каждый родитель может стать любящим, хотя для некоторых родительство оказывается непростой ношей. Признать сложности, принять свои чувства, простить себя за них и делать все, что необходимо ребенку, — вот ключ к решению проблемы. Почти никому из нас не удается стать таким папой или мамой, какими мы сами себя представляем. Но быть тем, в ком ребенок видит опору и находит эмоциональный отклик, под силу каждому.

Привязанность к малышу придет. Это может занять время, но обязательно случится. Вы уже любите своего ребенка — потому и беспокоитесь, что не чувствуете привязанности. Помните, любовь — это глагол. Любовь — это то, что вы делаете, когда вы рядом, то, как вы заботитесь и вовлекаетесь. Рано или поздно эта вовлеченность станет эмоциональной.

Желаем вам найти эмоциональный контакт с малышом!

Теория привязанности: общий обзор

Боулби утверждал, что мы можем понять человеческое поведение, только рассмотрев его среду адаптации (environment of adap-tedness), основную среду, в которой оно формируется.

На протяжении большей части истории человечества люди, вероятно, перемещались небольшими группами в поисках пищи и часто подвергались опасности нападения со стороны крупных хищников. В момент угрозы люди, подобно другим группам приматов, вероятно, сотрудничали, чтобы прогнать хищников и защитить больных и детей. Чтобы получить эту защиту, детям необходимо было находиться рядом со взрослыми. Если ребенок терял с ними контакт, он мог погибнуть. Таким образом, у детей должны были сформироваться привязывающие модели поведения (attachment behaviors) – жесты и сигналы, которые обеспечивают и поддерживают их близость к опекунам.

Один из явных сигналов – плач малыша. Плач – это сигнал бедствия; когда младенец испытывает боль или напуган, он плачет, и родитель должен спешить на помощь, чтобы выяснить, что случилось. Еще одним привязывающим действием является улыбка малыша; когда малыш улыбается, глядя на родителя, родитель испытывает к нему любовь и ему приятно быть рядом. Другие привязывающие действия включают в себя лепетание, цепляние, сосание и следование.

Боулби предположил, что привязанность ребенка развивается следующим образом. Сначала социальные реакции малышей не отличаются разборчивостью. К примеру, они будут улыбаться любому лицу или плакать из-за ухода любого человека. Однако в возрасте от 3 до 6 месяцев малыши сужают направленность своих реакций до нескольких знакомых людей, формируют явное предпочтение в отношении одного человека и затем начинают относиться с настороженностью к незнакомым людям. Вскоре после этого они становятся более подвижными, начинают ползать и играют более активную роль в удержании рядом основного объекта привязанности.

Они следят за тем, где находится этот родитель, и любой знак, указывающий на то, что родитель может внезапно уйти, вызывает с их стороны реакцию следования. Весь процесс – фокусирование на основном объекте привязанности, который затем вызывает реакцию следования, – соответствует импринтингу у других видов. Подобно детенышам многих других видов, у малышей вырабатывается импринтинг на определенный объект привязанности и они настойчиво следуют за этим родителем, когда он удаляется.

В своих трудах Боулби намеренно использовал этологические термины “инстинкт” и “импринтинг” в широком смысле. Он хотел показать, что эти понятия приложимы к человеческому поведению в своем общем виде, не как исключительно точные, детализированные определения. Тем не менее Боулби чувствовал, что эти этологические понятия дают надежные объяснения, которых он искал. Он говорил, что когда впервые узнал о них в 1950-х гг., то готов был воскликнуть: “Эврика!”.

В частности, он понял, почему младенцы и маленькие дети бывают так потрясены, когда их разлучают с родителями. Будучи продуктом эволюции, ребенок испытывает инстинктивную потребность оставаться рядом с родителем, на которого у него выработался импринтинг. Эта потребность присутствует в каждой частице существа ребенка; без нее человеческое сообщество не смогло бы выжить. На определенном уровне ребенок иногда сам может чувствовать, что утрата контакта с родителем означает, что он погибнет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: