Ребенок замыкается и молчит

Как ребенку могут помочь родители

Не давите на ребенка, не заставляйте его говорить через силу!

Лучше поддерживать ребенка и говорить с ним о волнующих его темах, всячески показывая, что вы на его стороне.

Стимулируйте ребенка к общению посредством изменения среды. Чаще бывайте в тех местах, которые вызывают впечатления у ребенка. Сконцентрируйтесь на удовольствии. Пусть рассказывает взахлеб о просмотренном фильме или поездке в аквапарк.

Играйте с ребенком, научитесь получать положительные эмоции и давать их. Хвалите за общение и игру с другими детьми.

Хвалите деликатно! Селективный мутизм не терпит агрессивного поощрения. Лучше изменить привычную словесную похвалу на жетоны или наклейки. Создайте дома такую систему поощрения, которая будет наглядна для ребенка. Ответил сегодня в школе — держи фишку. Собрал 7 фишек за неделю? Держи мороженое! Обязательно спрашивайте у маленького человека, что бы ему хотелось в награду за собственный труд.

Создайте визуальное расписание, чтобы ребенку было понятно, что ждет его в течение дня

Распишите его максимально подробно, особенно уделяя внимание тем ситуациям, в которых ребенку сложно. Старайтесь в описании быть нейтральными, показывая только факты и давая ребенку способы совладания с ситуацией

Например: «если ты захотел выйти из класса, подними руку, дождись вопроса учителя и спроси, можно ли выйти». Эти меры позволят снизить тревогу.

Детям старшего возраста рекомендована индивидуальная поддержка и подход, поскольку мутизм в таком возрасте сильно опосредуется окружающим миром. В данном случаем необходимо обязательно обратиться к психологу».

Эксперты:

Екатерина Олеговна Мацапура

Реакция взрослых

Многие взрослые ошибочно воспринимают серьезную проблему, как робость и застенчивость. В их понятии маленький ребенок еще не умеет общаться и потому стесняется. Родителям кажется, что с возрастом это пройдет, воспитателям и учителям особо нет дела до чужого ребенка, а врачи зачастую недостаточно квалифицированы, чтобы установить диагноз.

Родители начинают играть роль посредника между своим ребенком и другим человеком (взрослым или ребенком). Вместо того чтобы помочь ему преодолеть внутренний барьер, ограждают в общении, думая, что их намерения — благие.

Второй ошибкой родителей, как правило, становится агрессия с их стороны. Воспитатели и учителя могут жаловаться на то, что от ребенка невозможно ничего добиться. Ведь такой ребенок не в состоянии отвечать у доски, участвовать в активном опросе класса, дать ответ на простые вопросы учителя.

А если ребенок замыкается и дома, то это становится двойной проблемой. Все устали от его молчания и не знают, как себя вести. Не помогают ни уговоры, ни лесть, ни подарки, ни наказания, которые только ожесточают его.

Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка

К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.

Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.

Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.

Когда и к какому врачу обращаться, если ребенок молчит

Когда нужно родителям бить тревогу по поводу речевого развития ребенка и к какому специалисту обращаться?

Поскольку не существует конкретных норм и сроков, когда и как ребенок должен заговорить, то идти на консультацию к специалисту можно и нужно, если у родителей есть хоть какие-то сомнения относительно развития речи малыша или им кажется, что что-то пошло не так, убеждена Алиса Кудлач.

Алиса Кудлач:

— Речь – это функция психическая. По существующей классификации заболеваний МКБ-10 речевыми нарушениями занимаются психиатры. Но в условиях нашей страны и постсоветского пространства вообще специалист, работающий с психикой, к сожалению, для большинства обычных людей – врач из «черного списка». То есть обратиться к нему стыдно, страшно, неудобно и наверняка повлечет за собой какие-то последствия. К психиатру идут тогда, когда все другие врачи пройдены, а проблема не решена.

Есть и другой аспект проблемы. Развитие высших психических функций, особенно у детей младшего возраста – это сфера интересов смежных врачебных специальностей. По-хорошему, нарушениями развития речи детей должны заниматься психоневрологи, поскольку речь идет о нервно-психическом развитии ребенка, а психика – часть центральной нервной системы. Увы, таких специалистов в Беларуси не существует. Есть психиатр, и есть невролог. Соответственно, если перед родителями стоит подобный выбор, то прежде всего они идут к неврологу.

Алиса Кудлач:

— Но родителям важно понимать, что невролог – не единственный специалист, который должен работать с ребенком, если действительно есть проблема речевого развития. Мультидисциплинарный подход, как современный тренд в медицине, полностью себя оправдывает

Причем это должны быть не разовые консультации узких специалистов, а совместное динамическое наблюдение, в котором важное значение имеют комплаенс (приверженность лечению), честность и последовательность родителей.

В мультидисциплинарную команду могут (и даже должны!) входить следующие врачи и специалисты:

  • психиатр;
  • невролог;
  • реабилитолог;
  • оториноларинголог. Восприятие – первый этап речевого развития. Слуховое восприятие может быть нарушено при наличии патологий лор-органов, что, в свою очередь, будет тормозить развитие речи;
  • окулист. Нарушение зрительного восприятия также негативно сказывается на психоречевом развитии;
  • педиатр. Если у ребенка есть тяжелые нарушения желудочно-кишечного тракта, патологии сердечно-сосудистой системы или другое тяжелое соматическое заболевание, это непременно окажет влияние на психоречевое развитие ребенка даже при полностью сохранном головном и спинном мозге;
  • специалисты психолого-педагогического профиля: педагоги, психологи, логопеды, дефектологи, поведенческие терапевты.

Алиса Кудлач:

— К какому бы врачу не обратились родители в первую очередь, только специалист сможет грамотно оценить, нужна ли помощь, чья и кому именно: ребенку из-за задержки речевого развития или родителям из-за излишней тревожности и гиперопеки.

Фото из открытых интернет-источников

Причины развития селективного мутизма

Ученые пока воздерживаются от обозначения конкретных причин развития селективного мутизма. Но специалисты часто связывают появление расстройства с повышенной тревожностью ребенка. У детей с диагностированным селективным мутизмом анамнез в большинстве случаев отягощен различными тревожными состояниями и социальными фобиями.

Учеными были выявлены случаи, когда синдром селективного мутизма развивался после перенесенной ребенком психологической травмы. Маленькие пациенты замыкались в себе, переставали говорить в определенных ситуациях или вовсе постоянно молчали.

Психологи не отказываются и от другой теории, которая бы объяснила развитие селективного мутизма — наследственность. Есть мнение, что заболевание может появиться у детей, чьи родители имеют тревожные расстройства.

А вот связи между аутизмом и селективным мутизмом врачи пока не обнаружили. Ребенок может иметь оба диагноза, но ни один из них не провоцирует развитие другого.

Рекомендации родителям

Ребенок-молчун должен быть обследован специалистами: психоневрологом, психиатром, психологом. Только они могут правильно диагностировать болезнь, назначить лечение и скорректировать поведение взрослых по отношению к такому ребенку. Ведь проявление мутизма считается сложной формой невроза, а потому родителям без сторонней помощи в этом не разобраться.

Если ребенка вовремя не показать специалистам, то со временем его психика может претерпеть деформацию, что наложить отпечаток на умение и способность ребенка общаться в обществе в будущем. Из детей с не вылеченным мутизмом вырастают взрослые, из которых невозможно вытянуть и слова. Такие люди не коммуникабельны, не имеют друзей, не умеют выражать свои чувства и мысли, замкнуты, им тяжело даются любые отношения.

Некоммуникабельные люди не могут заниматься в жизни определенным родом занятий, даже если имеют к этому способности, им бывает тяжело получить профессию и найти хорошо оплачиваемую работу. Детский мутизм в зрелом возрасте также проявляется в социофобиях, навязчивых состояниях, постоянных неврозах, психических расстройствах, хронической депрессии.

Нормы развития

Повторимся еще раз, что описанные ниже нормы являются усредненными, но все же их стоит воспринимать в качестве определенных ориентиров.

Первый год жизни – подготовительный (доречевой) период. Обычно к 3 месяцам дети начинают гулить и издавать первые звуки, к 4 месяцам они уже умеют громко смеяться. К 5-6 месяцам обычно появляется первый лепет, а к 10 месяцам первые лепетные слова (ма-ма, ба-ба). К году в запасе малыша уже может быть 8-12 самых простых слов

Важно: не стоит ждать от малыша чистого произношения, он вполне может называть те или иные предметы на «своем» языке. Если «ма» он говорит только на машину и ни на какой другой предмет, это считается словом

Второй год жизни. Примерно к полутора годам в речи могут появиться первые предложения из двух слов (Дай пи – Дай пить, На би – На машину). К двум годам ребенок должен уметь называть себя по имени и иметь в запасе около 300 слов. Он понемногу учится произносить твердые звуки и более развернутые предложения, в которых 3 или 4 слова.

Третий год жизни. У ребенка активно развивается мышление, активный и пассивный словарь (более 1000 слов). Ребенок говорит более развернутыми фразами, сравнивает между собой предметы, комментирует происходящее

В это время очень важно говорить с ребенком «по взрослому», не коверкать слова и исправлять его, если они произносит то или иное слово неправильно

Четвертый и пятый годы жизни. К пяти годам ребенок должен освоить все звуки и уметь правильно их произносить. Он уже может пересказать сказку, рассказать стих наизусть и имеет активный словарь около 3-х тысяч слов.

Как воды в рот набрал

– Почему некоторые подростки молчат, не разговаривают со старшими?

– С 12-13 лет дети постепенно отдаляются от родителей и предпочитают общение со сверстниками. Понятие «переходный возраст» возникло относительно недавно – под ним подразумевается время перехода (зачастую трудного) из детства во взрослую жизнь. А мобильный телефон, телевизор, игровые приставки, компьютер с выходом в Интернет расширяют пропасть, отделяющую детей от родителей. Взрослые теряют свой авторитет и значимость, зато сверстники со схожими проблемами и интересами могут понять переживания друг друга. 

– Нежелание подростка общаться – это повод для беспокойства?

– Сильно переживать не стоит. Подросткам трудно описать словами всё то новое, что с ними происходит. Довольно быстро меняется их тело, изменяется восприятие внешнего мира, подвергаются критике прошлые взгляды. Наконец, они впервые серьезно влюбляются… Иногда ребенок так сосредоточен на своей проблеме, что просто не готов её обсуждать. А может быть, он стесняется или боится выболтать то, что касается только его.

Статья по теме

Почему спокойный сын-подросток вдруг стал агрессивным?

Чтобы вырасти, выстроить себя, подростку нужна ширма, отделяющая его от родителей. За ней его нельзя разгадать, и тогда его «Я», недосягаемое для чужих мнений, сможет созреть, опираясь на собственные опыт, решения и ошибки. Родители же хотят, чтобы подросток был «прозрачен» для них и непременно слушался. Часто они пытаются воздействовать на ребенка, чтобы тот признал их правоту, ругают, критикуют или унижают. А потом удивляются, что общение не складывается.

Ситуация становится тревожной, когда подросток перестает общаться даже с друзьями и отвергает то, что любил раньше. Если это затянется, может понадобиться помощь специалиста – психолога или психотерапевта.

Сколько времени подросток должен проводить за монитором компьютера?
Подробнее

– К вам обращались с подобной проблемой?

– Да, для меня это довольно частая практика. Родители подростков приходят с жалобами, просьбами помочь наладить взаимоотношения. Например, однажды ко мне обратился мужчина, который не знал, как общаться со своим 14-летним сыном. Ребенок перестал разговаривать с родителями, стал курить и прогуливать учебу в школе, попал в плохую компанию. Оказалось, что раньше мальчик был послушным, хорошо учился, занимался спортом.

Но однажды отец намеренно прочитал в телефоне переписку сына с друзьями. Мало того что влез в личное пространство, так ещё потом отругал и наказал. Тогда в поведении мальчика и произошли серьезные изменения. Он стал протестовать против нарушения его границ.

Как отличить мутизм от застенчивости?

Мутизм представляет собой тревожное состояние, проявляющееся в определенных условиях. Ребенок, подверженный заболеванию, хорошо развит благодаря умению наблюдать, имеет активную речь в комфортных условиях, прекрасно понимает и может оценить окружающие его обстоятельства. Мутизм не имеет ничего общего с застенчивостью и робостью. Застенчивость – проявление слабости характера, а мутизм – проявление его силы.

Диагностировать мутизм можно при отказе ребенка от речи по истечении месяца. Когда ребенок избегает контакта с определенными людьми дома, в детсаду и школе, то можно понять, что он переживает внутренний ступор.

Болезнь побуждает ребенка выражаться жестами, чтобы хоть как-то высказывать свои желания. Обычно на вопросы или просьбы он отвечает репликами младенца, используя сочетания звуков: «ага», «угу», «м-м-м…», «не…а», «ну…» и т. д.

Даже сильное желание говорить, просить, отвечать, сделать реплику не могут заставить ребенка вступить в общение. Внутренний барьер не дает ему возможности сделать это, как бы он ни хотел. Напротив, застенчивость и робость можно преодолеть при сильном желании и вступить в общение.

Почему он молчит? Причины задержки речи у ребенка до 3 лет

Причины задержки речи могу быть разными. Одна из самых распространенных причин задержки — поражение слуха. Так, если малыш не отзывается на свое имя, ничего не говорит — это должно взволновать родителей и побудить их проконсультироваться с педиатром и ЛОРом. Нередко проблемы со слухом возникают из-за воспаления среднего уха в сочетании с серной пробкой (отит). В этом случае врач выпишет антибиотики и кортикоиды, которые ребенок должен принимать в течение нескольких недель.

Родители, внимательно следящие за развитием ребенка, должны обратиться к врачу, если в возрасте 1,5 года малыш не понимает простых слов, в возрасте 2-х лет — не пытается повторять слова.

Вторая причина — особенности биологического созревания нервной системы, когда у ребенка наблюдается общая задержка развития, не только речевая. Это часто бывает у недоношенных детей.

Третья причина более серьезная: задержка речи является лишь следствием общего расстройства развития, к примеру, легкой степени умственной отсталости или олигофрении.

Четвертая причина — отсутствие мотивации. Обычно подобная картина складывается в семьях, где ребенку отводиться центральная роль. При «детоцентризме» мама с папой, бабушки и дедушки определяют своей главной жизненной задачей выполнение всех прихотей ребенка, когда по первому его крику или даже взгляду взрослые точно улавливают, чего хочет чадо, и тут же кидаются на помощь. Ребенку даже не нужно ни о чем просить! Как в известном анекдоте, когда ребенок до 3-х лет молчал, как рыба, и заговорил только, когда ему подали несладкий чай. «Как?! — удивились родители, — ты умеешь говорить?! Почему же ты раньше молчал?!». «Так раньше все было нормально», — невозмутимо ответил малыш.

Пятая причина — педагогическая запущенность и эмоциональная неудовлетворенность, когда ребенком мало занимаются, не уделяют должного внимания. Это, как правило, дети из неблагополучных семей. Попадая в нормальные условия, такие малыши быстро наверстывают упущенное и начинают говорить в соответствии с возрастной нормой.

Шестая причина — психологическая травма. В первую очередь, к таковым можно отнести ранний отрыв от матери. Например, мама серьезно заболела, легла в больницу, и малыш некоторое время оставался вдали от мамы. Или, наоборот, кроха попал в больницу (даже если мама была рядом, для ребенка это удар по психике). Либо мама была вынуждена на несколько дней уехать и оставить малыша на попечение родственников. Для ребенка до года это может стать серьезным испытанием. Поэтому о подобных вещах обязательно нужно сообщать невропатологу для выявления истинной причины задержки речи и установления правильного диагноза.

Специалисты не советуют ждать до 2-3-х лет и предлагают начинать занятия с ребенком уже в грудном возрасте, месяцев в 7-8, когда малыш начинает понимать обращенную к нему речь.

Седьмая причина — дефицит личного общения. Нередко мамы так заматываются с непоседливыми детьми, что предпочитают усаживать их в манеж или перед телевизором и заниматься своими делами. Да и работающие отцы сильно устают после работы, и, приходя домой, мечтают только о том, чтобы сытно поужинать и отвлечься от повседневных забот, погрузившись в «телевизионный» мир, а с ребенком разговаривают скупыми односложными предложениями. В итоге малыш мало слышит человеческую речь, и ему просто не у кого учиться говорить!

Кроме того, некоторые родители ошибочно полагают, что в обучении речевым навыкам ребенку может помочь телевизор. Это не так. Исследования показывают, что ребенок должен слышать и видеть речь не на экране, а «вживую». Дело в том, что когда человек произносит слова, в речевой процесс включается все его тело, совершая определенные микродвижения. И тело слушателя во время беседы совершает точно такие же движения с небольшим запаздыванием в 40-50 миллисекунд. Это происходит неосознанно, и движения не видны глазу. То есть, для того, чтобы произнести одно слово, мы задействуем все тело.

Вовлекаясь всем существом (в прямом и переносном смысле) в общение, ребенок учится говорить и на уровне сознания, издавая различные подражательные звуки: агуканье, бульканье, кряхтение. Прежде чем произнести свое первое слово, малыш целый год тренирует мышцы тела и лица, учится координировать более сотни мускулов, задействованных в артикуляции, ориентируясь на взрослых. А когда ребенок слышит речь из динамиков телевизора или радиоприемника, его тело никак не реагирует на звуки.

Как проявляется селективный мутизм

У взрослых селективный мутизм проявляется крайне редко. Как правило, расстройство дает о себе знать в возрасте 2-5 лет. Однако оно часто остается нераспознанным до тех пор, пока ребенок не пойдет в детский сад или школу.

Основная жалоба родителей детей с селективным мутизмом: «мой ребенок очень способный, дома говорит и читает, а в школе на занятиях учитель и слова у него не может выпросить». При этом взрослые не могут точно обозначить возраст, когда у их малыша начались проблемы с общением. Часто родители говорят, что из ребенок «всегда таким был» —тревожным, замкнутым, стеснительным.

Главный симптом селективного мутизма у ребенка — его неспособность говорить в той или иной ситуации. Как правило, это большие скопления людей и общение со взрослыми. При этом речь малыша, когда он все же не молчит, может не иметь вообще никаких дефектов.

Согласно выводам Присциллы Вонг, педиатра из Департамента педиатрии в Вашингтоне, у детей с селективным мутизмом, помимо недостатка речи, часто проявляются и другие симптомы:

  • застенчивость;
  • страх перед большим скоплением людей;
  • трудности в поддержании зрительного контакта;
  • трудности в выражении своих чувств;
  • чувствительность к шуму и толпе;
  • нежелание улыбаться.

Дети с селективным мутизмом боятся совершать ошибки и не любят быть в центре внимания

Избирательная немота — своеобразный щит для малыша, который помогает ему оставаться невидимкой, чтобы вдруг не привлечь к себе внимание. Но психологи говорят, что дети с селективным мутизмом часто имеют высокие интеллектуальные способности, любят искусство

Но их развитие «тормозят» трудности в коммуникации.

Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями

Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.

Мы перечислили общие причины отсутствия речи у детей. В некоторых случаях ребенок начинает говорить в результате домашних занятий с родителями, но чаще всего требуется неотложная помощь специалистов.

В норме хоть какие-то зачатки речи (выраженный интерес к словам взрослых, понимание обращенной речи, лепетные слова) должны появиться до 1,5 лет. Если нет даже этого, то родителям не нужно искать причины и успокаивать себя, а срочно показать ребенку специалисту.

Отсутствие речи ограничивает умственное и психическое развитие малыша. Ранняя диагностика и коррекция дает большую вероятность, что речевое развитие войдет в норму.

Какие причины отсутствия речи в 2-3 года обычно выявляют специалисты? Расскажем о них подробнее.

  • Аутизм. Опытный психолог или психиатр может выявить заболевание у детей старше года. Для такого ребенка характерно поведение, когда он не идет на контакт вообще, даже с мамой и папой, а при общении не смотрит в глаза взрослому.
  • Умственная отсталость диагностируется психиатром и дефектологом.
  • Ринолалия ставится при осмотре сразу после рождения. Требует срочного хирургического лечения и занятий с логопедом-дефектологом.
  • Афония – это нарушение функции голосовых связок, часто возникает при ДЦП. У таких детей нет голоса вообще. Лечением занимается оториноларинголог, фониатр и логопед-дефектолог.
  • ОНР (общее недоразвитие речи) , связанное со снижением слуха, обычно ставят неговорящим детям старше 3 лет. Дети с таким нарушением обычно очень невнимательные, например, они не реагируют на тихие звуки. Обязательна консультация с оториноларингологом и дефектологом.
  • ЗРР (задержка речевого развития) – самая распространенная причина отсутствия речи у детей в 2-3 года. Характеризуется отсутствием полноценного общения со сверстниками или билингвизмом дома. Нужна помощь дефектолога или логопеда.
  • ЗПРР (задержка психоречевого развития) , обусловлена педагогической запущенностью. Обычно нарушение выявляется в 2-3 года. Возникает, когда родители не занимаются развитием речи совсем или делают это неправильно, или, наоборот, слишком опекают малыша. Еще одна причина – неблагополучный климат в семье. Помощь оказывают психолог и логопед-дефектолог.
  • Афазия (1 уровень ОНР) возникает у детей старше 3 лет при плохо пролеченной травме головы или в результате тяжелой болезни. Речь пропадает или находится на крайне низком уровне. Родители обычно жалуются, что ребенок говорил фразами, а потом перестал. Занимается проблемой невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Анартрия, артикуляционная апраксия, дизартрия (1 уровень ОНР) – данные нарушения выявляются у малышей с 2 лет. Такой ребенок не может есть твердую пищу, дуть, улыбаться, произносить звуки. Очень часто эти расстройства речи сопровождают ДЦП. Лечением занимаются невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Моторная алалия (1 уровень ОНР) обычно ставится в 2,5 года. Ребенок хорошо понимает обращенную речь, но не может говорить, плохо запоминает, не повторяет за взрослым слова. Несмотря на это, он может производить впечатление умного и восприимчивого малыша. Для общения он обычно пользуется жестами и звуками, которые понимают только близкие. Лечение проводят невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Сенсорная алалия (1 уровень ОНР) , как правило, выявляется в 2,5 года. Такие дети используют для общения свой «язык», не понимают речь, инстинктивно реагируют только на мать. Требуется помощь невропатолога и логопеда-дефектолога.

Уважаемые родители! Помните, что логопед всегда проводит два обследования. Во время консультации, на первичной диагностике, обычно ставится предварительный диагноз, чаще всего это ЗПРР, ОНР или ЗРР. Динамическое обследование проводится в ходе нескольких занятий. Даже очень опытный логопед может поставить настоящий диагноз только после того, как понаблюдает за ребенком в течение некоторого времени.

Лечение селективного мутизма

Когда родители списывают полное молчание ребенка в определенных ситуациях на стеснительность и замкнутость, они упускают возможность вовремя принять меры, чтобы помочь своему ребенку нормально общаться.

Клинический психолог и ABA-терапист Екатерина Олеговна Мацапура рассказывает, как проходит лечение селективного мутизма у детей.

Что же делать родителям в случае, если их ребенок вдруг перестал говорить в саду, школе или с некоторыми родственниками? В первую очередь нужно провести мини-диагностику для того, чтобы убедиться, что мы имеем дело именно с мутизмом, а не другим расстройством, схожим с ним. Понаблюдайте за поведением ребенка.

  1. Оцените, какая ситуация вызывает молчание, и является ли такое поведение постоянным для нее. Например, вы точно знаете, что дома ребенок учил этот стих и прекрасно рассказывал его вам, но в школе или саду он просто не может и слова проронить.
  2. Посмотрите, как ведет себя ребенок в комфортной ситуации, когда он один или с близкими людьми. Включается ли в игры, может ли поддержать и инициировать диалог?
  3. Неспособность говорить мешает нормальной адаптации ребенка в обществе?
  4. Неспособность говорить длится как минимум месяц и является постоянной для конкретной ситуации.
  5. Неспособность говорить не является следствием других нарушений психики и поведения — например расстройства аутистического спектра.

Если данные диагностические критерии являются отражением вашей ситуации, пора вмешиваться.

В силу невыясненной природы возникновения расстройства к лечению селективного мутизма лучше всего подходить в рамках психотерапевтической модификации поведения. Например, ABA- терапия, когнитивно-поведенческая терапия и непосредственно поведенческая.

Упор в коррекции расстройства ставится именно на изменение поведения родителей и поддерживающей группы людей — педагогов, логопедов, воспитателей, нянь. Ребенок с селективным мутизмом чаще всего боится любого внимания к себе, поскольку это вызывает у него чувство сильной тревоги. Поэтому безболезненнее и эффективнее всего научить родителей новым стратегиям поведения.

Важно, чтобы близкие люди смогли вовремя и деликатно поощрять поведение ребенка и отступать тогда, когда это нужно. Основа поведенческой помощи — постепенное устранение нежелательного поведения с помощью подкрепления и обучения замещающим формам поведения

При затяжном воздействии селективного мутизма могут возникать другие психические расстройства — тревога, депрессия, фобии

И поэтому следует обратится за медикаментозной помощью к психиатру.  Это особенно важно для детей с запущенным видом мутизма, а также для взрослых с данным нарушением. Фармакотерапия помогает облегчить состояние, увеличивая шансы на успешную психотерапию

Эффективность и результат помощи также будут зависеть от слаженности команды. В адаптации ребенка и научении его «говорить» должны участвовать все окружающие его взрослые.

Похожие и рекомендуемые вопросы

Отношение с ребенком Мне 36 лет, двое детей. Старшей дочке 10 лет, сын маленький еще….

Неуправляемость ребенка 7 лет Неуправляемость ребенка, мальчик 7 лет. Ходит сейчас…

Ребенок на пустом месте психует, ощущение грязных рук Моей дочери исполнилось три…

Воспитание ребёнка 4-х лет Помогите мне советом по воспитанию моего 4-х летнего сына….

Ребенок со слезами делает уроки День добрый! Подскажите пожалуйста, как быть, моему…

Жена срывается на ребенке У нас в семье два ребенка, мальчик, 7 лет, ходит в первый…

Отношение ребенка с бабушкой В семье маленький ребенок, живем со свекровью и как только…

Не могу справиться с сыном Посоветуйте пожалуйста как мне быть, у меня ребенок не…

Тирания мужа Помогите разобраться и сохранить семью. Единственный выход, я вижу в…

Кризис 3 лет — отказ от еды Похоже, у сына классический кризис 3 лет. На данный момент,…

Недопонимание с мамой Меня зовут Екатерина, мне 28 лет. Так получилось что после неудачных…

Отношение к ребенку Мне 26 лет. Я мама замечательный дочки. Ей 1.4. проблема в том…

Отрицание бабушки и дедушки Дочке 2,3 года, веселая, подвижная, дружелюбная. Бабушку…

Как сохранить отношения, семью? Добрый день. Мы с мужем встречались 4 года, в браке…

Кричу на своего маленького ребенка, агрессивно себя веду Доброго дня суток. Всегда…

Проблема во мне У меня двое детей, сын 5 лет, скоро 6, и дочка 2 с половиной года….

Вспышки гнева, истерики, непослушание Помогите, пожалуйста, решить проблему. Мальчик…

Ребенок убегает Моему сыну 3 года. У нас самая большая проблема-ребенок убегает. Ездили…

Агрессивная реакция ребенка Дороти Вячеславовна. Я не люблю жаловаться на сына, но…

Воспитание ребёнка в 2 года У меня есть доченька, ей 2 года, моя проблема в том, что…

Профилактика мутизма

Родителям необходимо следить за общей психогенной обстановкой в семье. Чаще всего дети с временной немотой встречаются в семьях с отрицательным микроклиматом, где часты ссоры между родителями, присутствуют вредные привычки, низкий социальный уровень и др. Все это еще больше подавляет восприимчивую личность ребенка.

Не следует быть слишком требовательным к ребенку. Такого ребенка ни в коем случае нельзя наказывать из-за длительного молчания, насмехаться над ним, говорить с ним грубо и громко, выражая свои требования. Следует помнить, что он уже ранен внутри.

Деликатное, осторожное, терпеливое отношение родителей, воспитателей, врачей должно помочь ему начать элементарное общение с различными группами и возрастными категориями людей. Таким детям также рекомендуется менять обстановку

Хорошим помощников в общении с детьми, подверженными мутизму является тактильный контакт: объятия, поцелуи, прогулки за ручку с родителями, совместные игры и др. Рекомендуется общаться с такими детьми, глядя им в глаза. Ребенок должен при общении с взрослыми получать максимум проявления любви и внимания. Доброжелательное отношение к ребенку в любых ситуациях помогут ему избавиться от тревожности и видеть в каждом человеке друга.

Не делиться с ребенком переживаниями взрослой жизни, которые не в состоянии понять его детский разум. Решать проблемы и вопросы, которые ставить перед людьми полноценная жизнь взрослого человека может только психологически сформировавшаяся личность. Ребенок еще только на стадии этого формирования. Сталкиваясь с неразрешимыми для него вопросами, он еще больше может впасть в состояние внутреннего стресса.

Создать ребенку условия для самостоятельности, помогать оказываться перед выбором. В общественных местах, магазине, транспорте, на улице лучше всего дать ребенку возможность самому что-то купить, задать вопрос водителю или продавцу, сделав вид, что сами вы это не можете.

Немаловажную роль играет соблюдение режима дня. Как известно маленькие дети быстро утомляются, что приводит к повышенному перевозбуждению. Нервная система ребенка уже перенапряжена, поэтому лучше избавить его от излишних нагрузок и занятий, а дать возможность отдыхать и делать то, что ему больше по душе.

Прекрасной профилактикой мутизма считается активный семейный отдых, где в кругу близких и друзей появляется больше возможности побуждать ребенка к самостоятельному выбору. Физические нагрузки хорошо снимают стресс, приносят физическое и психологическое расслабление.

Читайте далее: Каких слов следует избегать при общении с ребенком

Что делать, если ребенок не слушается: совет психолога

Если ваш ребенок гений

Если обманывает ребенок, что делать родителям

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: