Ребёнок прячется от воспитателей в детском саду

Как добиться чистоты у ребенка в комнате

Не нарушайте личные границы ребенка

Первый и самый важный пункт: нет, не надо в отсутствие ребенка заходит к нему в комнату и наводить там порядок! Даже если вы всего лишь хотите убрать кружку с заплесневевшим чайным пакетиком и собрать грязные носки – все равно не надо. Поверьте, ущерб вашим отношениям может быть больше, чем бонусы от наведенной чистоты. Просто забудьте об этой идее.

Предложите помощь

Идеально работает со всеми тремя вариантами беспорядка, даже с бунтующим подростком. Попросите собрать конкретные вещи для стирки, когда вы собираетесь стирать, или принести грязные кружки, когда будете мыть посуду. Компромисс, конечно, но гораздо лучше, чем ничего. А главное – это точка дружелюбного контакта с подростком!

Предложите идеи

Познакомьте ребенка с системой Марии Кондо или любой другой системой организации пространства и времени. Особенно хорошо это работает с детьми-экспериментаторами: они легко увлекаются новыми идеями и начинают применять на практике. Хорошо помогает приобретение интересных вещичек – от смешного мусорного ведра до робота-пылесоса, в зависимости от ваших возможностей. Если ребенку приспособление понравится, он будет им пользоваться.

Пригласите друзей

Если ребенок не хочет убираться для себя и демонстративно игнорирует ваши интересы, то пренебрегать мнением сверстников он не будет. Поощряйте контакты ребенка, пусть его друзья как можно чаще заглядывают в гости. Стерильной, комната, конечно, не станет, но грязное белье и огрызки с пола исчезнут. Кстати, первая влюбленность (причем даже не самого подростка, а, допустим, лучшего друга или подруги) оказывает магическое действие на личную гигиену и, опосредованно, на чистоту одежды и комнаты.

Серьезно, большая часть подростков, сепарировавшись и начав самостоятельную жизнь, приводит свое жилье в состояние умеренного порядка. Тех немногих, кто все-таки не приходит к этому состоянию самостоятельно, приводят к идее порядка юноши/ девушки, с которыми они начинают встречаться.

Так что и это пройдет, просто нужно немного потерпеть.

27.09.2019

  
  о подростках, ребенок и родители  Другие статьи автора

С этим вообще можно как-то бороться?

Признайтесь, вы тоже заглядываете в комнату своего подросшего чада, как агент ФБР из детективного сериала: осторожно приоткрывая дверь и опасливо водя фонариком по темным углам? И не удивительно! У многих подростков комнаты выглядят так, словно только что закончилась большая криминальная разборка между уличными бандами и фестиваль фастфуда, причем эти два мероприятия чудесным образом совместили. Понятно, что первый вопрос, который у вас возникает: «За что мне все это?» Но не будем на нем останавливаться, лучше сразу перейдем к двум другим: «Можно ли без этого обойтись?» и «Как это прекратить?»

Понятно, что первый вопрос, который у вас возникает: «За что мне все это?» Но не будем на нем останавливаться, лучше сразу перейдем к двум другим: «Можно ли без этого обойтись?» и «Как это прекратить?»

Почему у подростка в комнате беспорядок

Ребенок бунтует

Не самая частая форма выражения протеста, но и не самая редкая. Если порядок для вас приоритетен, если вы не просто предлагали ребенку жить по установленным вами правилам, а жестко их навязывали, наконец, и это уже крайняя форма потери контакта, если большинство ваших разговоров в последнее время сводились к вопросам уборки (а не к мыслям и чувствам ребенка), то вы все поняли совершенно верно: он свинячит вам назло. Это одновременно и способ дистанцироваться от вас, и интуитивная попытка наладить диалог, поскольку самый верный способ достучаться до мамы – наступить на любимую мозоль. То, что диалог сводится к конфликту – это уже следующий вопрос.

Ребенок экспериментирует

Возможно, вы никогда не запрещали ребенку устанавливать собственные порядки на своей территории, и теперь с огорчением отмечаете, что ваш либерализм принес неожиданные плоды в виде тех самых мумифицированных огрызков. Как так?

Спокойно, это временный этап! Ребенок экспериментирует, пытаясь определить, какая именно модель окружения подходит ему больше всего. И, как и в три года, когда он пытался сперва натянуть ботинки, а потом – колготки, и очень возмущался, что ничего не получается, к оптимальному результату он придет не сразу.

Конечно, то, что к оптимальному результату ведет такой длинный путь из проб и ошибок – это педагогическое упущение родителей; все-таки их задача – показать ребенку велосипед и избавить от необходимости его изобретать, позволив заниматься более интересными и важными вещами. Но еще не поздно кое-что исправить!

Ребенок не чувствует комнату своей

Вы, конечно, милостиво выделили часть квартиры ребенку, и даже декларировали свободу и независимость на подростковой территории, но большинство детей все равно чувствуют искусственность этой конструкции. Подросток словно «банановая республика» в лоне какой-нибудь глобальной корпорации: и независимость, и власть, и собственное мнение – вроде все это есть, но какое-то игрушечное.

Ребенок не контролирует ситуацию

Иногда бывает, что ребенок и рад бы жить в чистой и уютной комнате, но не в состоянии контролировать ситуацию. Причин может быть много: от эмоциональной нестабильности (влюблен, стал жертвой школьной травли, находится в депрессии) и астении из-за перегруженности до отсутствия необходимых навыков уборки (он точно знает, как включается пылесос?) Он, в принципе, не против уборки, просто никак не может втиснуть ее в список своих приоритетов.

Изредка случается, что подросток просто не чувствует, в буквальном смысле «не видит» грязи. Обычно это происходит, когда на высокую учебную нагрузку накладывается «скачок роста», связанный с половым созреванием. Некоторые родители жалуются, что их чадо не только за порядком в комнате не следит, у него (у нее) и с личной гигиеной не все в порядке! И это не удивительно: в стремительно меняющемся внешнем мире подросток получает еще и «новое тело» и новой гормональной системой и новыми потребностями. Слишком много нового, где тут упомнить про огрызки…

Поэтому первое, что стоит сделать, все-таки понять, кого вы вырастили: бунтаря, экспериментатора, чистюлю-неудачника, или какой-то гибрид этих форм. Что происходит в его жизни? О чем «кричит» его комната?

А теперь несколько практических советов по уборке в комнате подростка. Они не наладят ваши отношения и не избавят подростка от проблем. Но вы хотя бы перестанете чесаться, заходя на пораженную территорию.

Покупной домик (палатка, шатер и т. п.)

Прекрасный готовый вариант: многообразие форм (шалаш или замок, машина или ракета) и фактур (готовые домики могут быть тканевыми, пластмассовыми, деревянными) позволят осуществить любую фантазию малыша. Существенный недостаток — такой домик обойдется, скорее всего, недешево.

Выбирая в магазине домик, обратите внимание:

на размер. Одни домики предназначены для дома, другие — для улицы. Подумайте о том, какое место он займет в комнате и сколько детей смогут в нем уместиться.
на конструкцию. Берите прочное, но гибкое сооружение: если кроха будет активно возиться в нем, опоры не должны сломаться

А если все-таки это произойдет, важно, чтобы он не поранился об острые края.
на материалы, из которых изготовлен детский домик. Они должны быть гипоаллергенными, краска — не слезать, резина и пластмасса — не пахнуть очень едко.
на стиль

Слишком «тематические» домики могут ограничивать малыша в игре: замок принцессы хорош для сказочных сюжетов, но его может быть проблематично превратить в автозаправку.

Его маленький мир

Самый первый домик малыша — это матка. Именно в мамином животе маленький человечек чувствовал себя комфортнее всего. Этот период жизни малыша навсегда останется для него своеобразным эталоном прочности и спокойствия, к которому в дальнейшем он будет стремиться всю жизнь. «Мой дом — моя крепость», — говорим мы часто. Так и у детей. Строя свой дом или забираясь в готовый домик, малыш реализует одну из главных человеческих потребностей — потребность в безопасности. Закрыл дверцу, задернул шторки — и все. Здравствуй, вожделенная свобода! Домик — это его обособленная территория, его маленький мир. В свое убежище кроха впустит только того, кому безгранично доверяет.

Игры для взрослого и ребенка

Игра «Кто спрятался в домике?»

Мама просит ребенка спрятать в домике несколько игрушек (3–4), а затем пытается вспомнить и назвать их. После этого мама и малыш меняются местами: мама прячет, а ребенок угадывает. Можно усложнить игру: сначала спрятать несколько игрушек, а потом одну достать — пусть кроха попробует вспомнить, кто остался в домике. Не забывайте хвалить его за верно названные игрушки.

Игра «Посылка на пороге»

Ребенок прячется в доме, и тут почтальон (кто-нибудь из взрослых) приносит посылку. В коробке (подойдет из-под обуви) лежит предмет — его нужно угадать, не открывая коробки, а только засунув в нее руки и ощупав содержимое. Каждый угаданный предмет становится собственностью «хозяина» дома.

Игры для компании детишек

С компанией ребят дело обстоит еще проще, ведь фантазия у них куда богаче, чем у взрослых. Под вашим руководством они могут разыграть сказку — «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Лиса и Заяц» и т.п. А еще малыши очень любят разные звуки и запахи и обожают видеть и чувствовать вокруг себя что-то необычное. Предлагаем пару игр на развитие сенсорного интеллекта. Один ребенок — ведущий, остальные — участники.

Игра «Дождь по крыше»

Ведущий сначала легонько двумя пальцами, а потом сильнее — всей пятерней — начинает стучать по крыше домика, где прячутся остальные ребята. Удивительно реалистичные звуки удара капель дождя по крыше приводят ребят в восторг, но вот дождь заканчивается (ведущий все медленнее стучит пальцами по крыше) и когда прекратился совсем — дети выбегают на прогулку из домика. «Но тут снова налетели тучи…» — дети снова прячутся в домике и наслаждаются звуками дождя.

Игра «Угощение на новоселье»

По очереди каждый из малышей — новосел, а остальные — гости, которые принесли с собой угощение. У каждого из ребят на маленькой тарелочке, накрытой салфеткой, лежит пахучий продукт (фрукты, овощи, колбаса). Задача «хозяина» догадаться по запаху, что же это за угощение. В конце игры можно устроить праздничное чаепитие.

В темноте

Когда нет сил справиться с эмоциями, дети и взрослые могут уходить от проблемы, сжаться и переждать бурю, будь то внешняя угроза или внутренний дисбаланс.

Ребенок в этом случае выберет темный уголок: одежный шкаф или нишу. Смысл в том, чтобы оказаться в материнской утробе — самом спокойном в мире месте. Часто ребенок принимает позу эмбриона, заворачивается в одежду или одеяла.

Взрослый не прячется в шкаф, вместо этого он может принимать расслабляющую ванну или долго сидеть в машине в одиночестве, стабилизируясь после тяжелого дня или перед важным делом.

Чему учит темнота. Если ваши близкие злоупотребляют отшельничеством, это может указывать на проблемы в коллективе или семье. Стратегия спрятаться приветствуется как кратковременный источник покоя в сложный период

Важно, чтобы она не стала единственной моделью поведения в неприятной ситуации. После каждого ухода человеку необходимо делать шаги для решения вопроса, а не просто избегать его

Вопросы для самоконтроля. Как часто вы использовали эту стратегию в детстве? Научились ли справляться по-другому? Представьте себе, что ваш руководитель целый час прячется в машине перед каждым совещанием с вами. Что вы ему посоветуете?

Видео: 5 способов побороть страх

Взросление ребенка неизбежно связано с возникновением определенных страхов. Некоторые из них являются признаком нормального развития, своего рода адаптационными этапами. В раннем возрасте у малышей часто возникает боязнь посторонних, которая является вполне обоснованной. Эту особенность поведения ребенку под силу преодолеть при помощи родителей, хотя иногда излишняя стеснительность и боязнь общаться с незнакомыми людьми остается у человека на всю жизнь. Как бы то ни было, нужно принимать своего малыша таким, каким он есть, ни в коем случае не сравнивая его с другими, более раскованными сверстниками.

Секретный уголок

Оказываясь здесь, ребенок попадает в другой мир — вымышленное царство захватывающих приключений. Здесь легко превратиться на несколько часов в героя какой-то сказки. Этот уголок может быть тем же шкафом, что и в стратегии убежать и спрятаться, вот только настроение — уже совсем другое. Секретный уголок — это уютная халабуда, разросшийся кустарник или ступеньки лестничной площадки. Благодаря фантазии и одному-двум посвященным друзьям они превращаются то во дворец, то в корабль, то в параллельную вселенную.

Подростки и взрослые тоже мечтают, но уже не посвящают в свои грезы посторонних. Начиная со старшей школы роль секретного места переходит к наиболее отдаленным физически и даже экстремальным местам: крышам, обрывам, мостам, вышкам и т.д.

Чему учит секретный уголок. В детстве — развивает фантазию, дает возможность проиграть разные ситуации в метафорической форме, победить все проблемы, придумать хэппи-энд. Если в игру допускаются друзья — учит договариваться, дружить. Негатив — опасности, которые могут подстерегать на экстремальных площадках (на крыше, в подвале и т.п.)

Вопросы для самоконтроля. Где был ваш секретный уголок? Кто был посвящен, допущен в ваш мир? Какие детские фантазии вам запомнились? Чему они вас научили? Знаете ли вы, где секретный уголок вашего ребенка, кто допущен в него? Где ваше любимое место для мечтаний сейчас?

Почему мы боимся рисковать?

Для большинства из нас родительский дом и воспоминания о детстве служат мощными энергетическими зарядами. Даже находясь за тысячи километров от родного города, мы можем легко вызвать ощущение уюта и покоя. Для этого достаточно посмотреть школьный альбом или вспомнить свой секретный уголок. Можно также прикоснуться к дереву, отдохнуть в пенной ванне, подняться на возвышенность с красивой панорамой. Но если еще живы родители, если вы поддерживаете добрые отношения с братом, сестрой или друзьями детства, самое правильное — позвонить им и поделиться общим воспоминанием.

Уединение наверху

Я помню себя наполненной и счастливой во дворе на дереве, наблюдающей жизнь с высокой точки. Здесь близко небеса и далеко скучные дела. Каждое новое продвижение наверх требует координации всего тела и мыслей, а плоды, добытые с дальних веток, воспринимаются как достижения. А еще помню любимую ветку. Она была довольно высоко, чтобы скрыть меня от посторонних глаз, и достаточно толстая, чтобы дать ощущение безопасности.

Чему учит дерево. Стремиться к большему, преодолевать страхи, контролировать тело и вес, вовремя остановиться, если следующая ветка слишком тонкая. Балансировать. Затаиться и не шелестеть. Здесь хорошо мечтать о свершениях. Если вы с возрастом утратили драйв, покорите какое-то дерево, или хотя бы обнимите, вспомните детство и его победы.

Вопросы для самоконтроля. Боитесь ли вы высоты? Стремитесь ли сделать карьеру? Умеете ли балансировать в сложных ситуациях? Мысленно рассадите знакомых на разные деревья и ветки в саду. Как они себя ведут? Кто забрался выше всех, а кто собрал больше урожая? Какая стратегия лучше? Кто трясет ваше дерево?

Любимая вещь

Кроме укромного уголка, в котором так хорошо мечтается в детстве, у многих дома хранятся памятные вещи. С этими любимцами тяжело расставаться, даже если они давно потеряли свой вид. Это любимая игрушка, одежда, картина или чашка. Иногда — любимое кресло. Возвращаясь в родительский дом, мы хотим застать их на прежних местах. Книга Мари Кондо Магическая уборка учит взрослых расставаться с вещами, которые уже не могут служить каждый день и только привязывают людей к прошлому. Зато вы можете сфотографироваться с ними на память, перед тем как попрощаться.

Чему учит любимая вещь. Умению усиливать себя доступными вещами — в прямом смысле слова. А также умению расставаться с ними, чтобы освобождать в доме место для новых вещей силы.

Вопросы для самоконтроля. Вспомните три любимые вещи из детства и те эмоции, которые они вам дарили. Назначьте новую любимую вещь в вашем нынешнем доме.

Домик, сделанный своими руками.

Такой домик хорош с практической точки зрения и идеален в психологическо-воспитательном аспекте. Он не требует покупки дорогих комплектующих и аксессуаров. Поверьте, малышу понравится собирать по дому пледы и одеяла, искать прищепки и веревочки! Возможно, домик будет не так красив, как покупной: стены немного кривоваты, а вместо двери — старое покрывало. Но именно он сослужит вам неоценимую службу. Почему? Все дети обожают строить. Для самых маленьких карапузов (до 3 лет) такой вид игры — прекрасная сближающая деятельность с родителями. Совместный процесс создания «убежища» заряжает положительными эмоциями: таким образом вы укрепляете свои отношения с крохой, проявляете интерес к его жизни и личности. Помимо прочего, «стройка» развивает у малыша креативность и учит его мыслить творчески

Если что-то не получается, сначала обратите внимание на то, что удалось, а потом предложите вместе подумать, как лучше сделать оставшееся. Вы можете строить домик вдвоем или позвать папу, бабушек и дедушек, друзей

А можно сначала «потренироваться»: соорудить домик для мишки или для всех игрушек сразу, а затем — для себя.

Инструкция для сборки

Строя собственный дом, кроха приобретает уверенность в себе, начинает осознавать свои способности и верить в свои силы. Создайте малышу возможности для самовыражения, и пусть он фантазирует и творит! Предложите ребенку стать архитектором и нарисовать, как будет выглядеть будущий дом. Затем подыщите в квартире удобное место для постройки (частенько она потом стоит очень-очень долго). Помогите крохе в поисках необходимых материалов: он сам придумает, из чего будет строить дом, а вы подскажете, где взять. Можно внести в поиск элемент игры: пусть он отгадает ваши загадки, и тогда найдет заветный «клад».

Итак, как же построить домик? Очень просто!

  1. Крыша — самый важный элемент. Ее можно сделать из покрывала, одеяла, занавесок, полотенца и даже старого халата.

  2. Стены легко соорудить из стульев, одной из сторон дивана или кресла, сушилки для белья и т.п.

  3. Дверь лучше всего смастерить из куска картонной коробки или куска ткани, закрепленного на крыше.

Теперь помогите крохе обустроить жилище так, чтобы ребенку приятно было в нем находиться и играть. В уютное гнездышко можно принести подушки, маленькое одеяльце, любимые игрушки, автономный ночник или фонарик, развесить на стенах картинки.

Советы психологов по решению проблемы

Многие психологи придерживаются мнения, что боязнь чужих людей у детей часто обусловлена негативным опытом в прошлом, когда общение с посторонними доставило малышу неприятные эмоции

В данной ситуации очень важно терпение и тактичность со стороны родителей. Сын или дочь, прежде всего, должны быть уверены, что близкие понимают, но никак не осуждают их поведение

В борьбе с детской застенчивостью очень эффективны рассказы родителей о собственных похожих страхах в детстве и способах преодоления этой проблемы. Также хороший терапевтический прием — проигрывание собственных страхов при помощи кукол.

Интересно, что многие специалисты считают, что отсутствие каких-либо страхов у ребенка — это не норма, а, напротив, тревожный симптом. И если годовалая кроха никак не реагирует на посторо, не прижимается к маме при их появлении, то не лишним будет проконсультироваться у невропатолога.

Детский педагог-психолог Т. Шишова утверждает, что появление страха незнакомцев у годовалых малышей — сигнал того, что ребенок начал отличать «своих» от «чужих», свидетельство инстинкта самосохранения. Специалист советует родителям заранее предупреждать сына или дочку о приходе гостей, при этом в воображении малыша нужно создать положительный образ

Очень важно хвалить ребенка за его достижения: сдержал слезы, поздоровался и т.д

Т. Шишова настоятельно рекомендует родителям не отдавать малыша в детский сад, если он психологически еще не готов расстаться с мамой. Это чревато психологическими трудностями и усугублением страхов.

Психолог Л. Самарская подчеркивает, что детей пугает все неизвестное и непонятное. Именно по этой причине многие из них боятся большого скопления народа во время салютов, концертов и пр. В борьбе с этой проблемой очень важна реакция мамы или папы на происходящее. Нужно искренне восхищаться салютными залпами, песнями, обеспечивая при этом ребенку тактильный контакт (обнять, взять за руку).

Комаровский о том, почему ребенок боится чужих детей

Педиатр Е. Комаровский вовсе не считает застенчивость отрицательным качеством. Доктор предостерегает маму и папу от того, чтобы они избегали фраз вроде «Почему ты такой стеснительный?», «Почему ты не отвечаешь, ведь тебя спрашивают?» (ведь, родители часто говорят так из уважения к взрослому собеседнику)

Подобные реплики акцентируют внимание на поведении ребенка, внушают ему мысль, что он делает что-то плохое. Не нужно делать трагедию из того, что малыш не поздоровался с кем-то, не ответил на вопрос, как у него дела

Чем меньше взрослые будут говорить о детской стеснительности, тем лучше для ребенка. Ведь по мере взросления сын или дочь станут наверняка более общительными и раскованными.

Вечные «догонялки» – альтернативы нет

Внутренний мир – это такое философское понятие. Можно ли его вообще как-то развивать? И о какой духовной наполненности можно говорить, если мы говорим о скучающем ребенке 4-6 лет?

– Это очень важный период в жизни ребенка. Тут как раз закладываются основы мотивационной сферы, ребенок или учится обуздывать свои сиюминутные желания ради мотивов более высокого порядка, или целиком заполнен своим «я хочу», и тогда там сложно прорасти чему-то еще. Назидательность – плохой помощник, когда мы говорим о детстве. Мы не можем предписать ребенку: «Развивай внутренний мир!», он не поймет, чего мы от него хотим. Главные помощники в этом возрасте – игра, совместная деятельность со взрослым и качественные культурные образцы.

То, что видят дети сейчас, например в мультфильмах, видеоиграх – часто бессвязные выкрики «удивительных» героев, внешний облик и происхождение которых часто не поддается описанию. Это не может составить достойное внутреннее содержание ребенка.

Неужели нет никакой пользы – почему вы так категоричны?

– Потому что в это невозможно играть и это нельзя пересказать. В этом нет сюжета, это не развивает ни эмоциональную, ни интеллектуальную сферу ребенка. Воображение, творчество, сотрудничество с другими – все спит. Игра примитивизируется.

Я свидетельствую об этом, как практикующий психолог. Все чаще дети в детском саду либо вообще не могут играть вместе, либо играют в догонялки. Когда догонялки заканчиваются, им становится скучно, а альтернативы нет.

Кроме шуток, но современные дети не только старшего дошкольного, но и среднего школьного возраста на предложение описать сюжет игры, в которую они любят играть, описывают догонялки. Это становится метафорой их жизни: «Если ветер в ушах не свищет, то что-то скучновато».

Культурные образцы – это средство развития личности. Личность не рождается с человеком, мы не получаем ее, как ручки и ножки. Она не разворачивается сама по себе, но каждый способен стать личностью в процессе взросления и воспитания по праву того, что он родился человеком.

Развитие личности – лучшая профилактика скуки, особенно токсичной, которая давит на ребенка, заставляет его выпрашивать развлечения, загоняет в тупик пустоты. Отсутствие развитой личности становится платформой для возникновения злокачественных психологических и поведенческих новообразований. Больше шансов, что таким людям не только в школе будет скучно, скуку у них вызовет идея пойти работать, не говоря уже о создании семьи и заботе о ком-то.

Может, начать с простого: заменить смартфон ребенку кнопочным телефоном, а лучше вообще все гаджеты выбросить?

– Я радикальный противник гаджетов в доступе у детей, но дело же не только в них. Выбросить все экраны недостаточно. Когда эмоциональное состояние описывается словами «скучно» и «весело» – это не вина ребенка, а беда. Нет никаких испорченных гаджетом детей, которых «нельзя отключить от розетки», как в пророческом рассказе Рея Брэдбери «Вельд». Проблему не решить отключением внешней стимуляции.

Отсутствие гаджета – лишь условие, необходимое, но недостаточное, чтобы внутренняя пустота, которая обозначается в языке словом «скука», была наполнена содержанием.

Фото: pixabay

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: