Как защитить ребенка
Обязанность каждого родителя защищать своих детей, в том числе от нападок учителей. Конечно, довольно редко встречается ситуация, когда учитель намеренно принижает достоинство учащегося. Чаще всего конфликты происходят с другими школьниками по разным причинам. Но родитель не должен оставаться в стороне.
Следует разобраться в ситуации и понять, кто виноват. Если учащийся сам первый начал оскорблять учителя, тогда ему нужно объяснить, что подобное поведение недопустимо. Когда виноват педагог, стоит с ним побеседовать и попросить больше не унижать детей.
Когда мирным путем вопрос не получается решить, остается только обратиться к закону. И в России, и в Беларуси, и в Украине, и в других странах можно привлечь учителя к ответственности. Не стоит откладывать это, ведь ситуация может быстро ухудшится. Как минимум ученику будет некомфортно находиться в школе, что скажется на его успеваемости. Однако могут даже появиться серьезные психические травмы из-за нападок преподавателя, которые в будущем станут проблемой.
Жизнь в парадигме «тиран-жертва»
— Как влияет опыт битья, физического насилия на эмоциональную и нравственную сферу ребенка?
— Дети, которых били, утрачивают веру в любовь. Может, это странно звучит, но таковы далеко идущие последствия, и они более глобальные, чем синяки и телесные побои. Люди, которых били, теряют способность доверять. Потому что любящий беззащитен перед тем, кого любит. И если тот, кого ты любишь, часто причиняет тебе боль – значит, чтобы избежать боли, надо не доверять, нельзя любить.
При этом много битые дети склонны ко лжи. И это понятно: чтобы избежать битья. Ведь при стрессе наступает паника, и в стрессовых условиях применяются самые простые, эффективные средства защиты, и мораль в данном случае — уже излишек. Очень часто задержка развития совести у детей из неблагополучных семей связана с целым комплексом причин, но в том числе, и с опытом битья. Битье способствует развитию лживости, пренебрежения к моральным нормам, озлоблению.
— Что происходит с физическим и ментальным развитием ребенка, испытывающего насилие, побои?
— У детей, растущих в напряжении, в частых ситуациях насилия, зачастую затормаживается развитие. Проявляется это по-разному, в зависимости от формы насилия. Небрежение, скажем, тоже считается насилием. Но если при этом присутствует привязанность, и нет физического и эмоционального насилия, то ребенок может отставать в физическом развитии, например, потому что его недокармливали, может отставать в социальном развитии, в интеллектуальном развитии – если им не занимались. Но его эмоциональное развитие остается достаточно сохранным, в нем «сердце живо», и такие дети восстанавливаются довольно быстро.
Если было грубое физическое насилие, тут могут быть разные ситуации. В случае с разовым эпизодом, например, со стороны какого-то постороннего, ребенок испытывает шок, стресс, но есть защитная база – семья, и с помощью определенной терапии он может довольно быстро восстановиться.
Если же дети растут в обстановке постоянных побоев, физического насилия, они находятся в эмоциональной зависимости от насильника и усваивают эту модель поведения. С высокой степенью вероятности, попав в нормальные условия, они сами станут насильниками. С таким человеком уже нужна специальная терапия, педагогическая работа. То есть медицинские последствия насилия снимаются быстрее и легче, чем психологические.
— Может ли физическое насилие над ребенком сказываться на его учебе, на интеллекте?
— Грубое физическое насилие затормаживает интеллектуальное развитие. Стресс вообще блокирует развитие. И ребенок, живущий в ситуации хронического стресса, плохо развивается. Аффект тормозит интеллект. Но если это были редкие эпизоды, интеллект может и не пострадать.
— Ребенок, которого бьют, склонен к жестокости или же, наоборот, к зависимому поведению?
— Зависит от ситуации. Но вспышки неожиданной ярости, неадекватный ответ на какое-то действие, которое «битый» ребенок может ошибочно трактовать как агрессию, могут присутствовать. Если ребенок сломлен, он, наоборот, теряет способность защищаться. Опять же, это выбор ребенком для себя позиции тирана или жертвы. Если характер сильный, человек постепенно войдет в роль насильника и будет отыгрывать свои травмы, выплескивать накопившиеся эмоции, нанося травмы другим. Забитый ребенок будет еще и еще попадать в ситуации, в которых он будет жертвой.
В любом случае, работа с детьми, которые долгое время пребывали в ситуации насилия, очень долгосрочная, к которой периодически приходится возвращаться.
Что такое психологически жестокое обращение?
А вы наказываете своих детей? Возможно, этот вопрос покажется странным — абсолютное большинство современных родителей ответит на него утвердительно, ведь воспитание без наказания невозможно. Но как отличить грубое отношение родителя, которое наносит серьезную душевную травму, от справедливого наказания или воспитательного процесса?
Когда речь заходит о ребенке, который не может оказать сопротивление, то чаще всего выделяют такое понятие, как психологическое пренебрежение
«Это последовательная неспособность родителя обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность», — объясняет психолог, член экспертного совета фонда «В ответе за будущее» Мария Холодцова. Есть и другой тип поведения, который превращается в психологически жестокое обращение для ребенка
«Это хроническая модель поведения, при которой родитель постоянно унижает, оскорбляет, издевается и высмеивает ребенка», — поясняет психолог.
Грубое обращение чаще всего протекает на фоне негативных эмоций родителя, когда тот переживает злость, ярость или безразличие. При этом родитель не просто кричит на сына или дочь, что, безусловно, само по себе разрушительно, но в словах присутствует унижение и намеренное оскорбление достоинства ребенка. Или родитель систематически игнорирует жалобы ребенка, не утешает его, понимая, как ребенок в этом нуждается, и таким образом причиняет ребенку страдания.
Давайте рассмотрим типичные примеры жестокого обращения с ребенком в обычных семьях.
Ситуация 1. Ребенок приходит из школы с очередной двойкой. Родитель принимает эту ситуацию очень близко к сердцу. Не разобравшись в причине плохой отметки, родитель кричит на ребенка, обзывая, оскорбляя и унижая его. Оправдания ребенка в расчет не принимаются. При этом родитель использует угрозы о физическом наказании.
Что чувствует в этот момент ребенок? Сильный страх и ужас. Между родителем и ребенком начинает расти пропасть непонимания, мотивация к обучению резко снижается.
Ситуация 2. Ребенок приходит из школы в слезах и с разбитым носом. В школе произошла драка. Родитель считает, что ребенок сам затеял ссору, он не интересуется подробностями происшествия, обзывает ребенка и обвиняет его в том, что тот сам виноват.
У ребенка появляется глубокое чувство вины, он и сам начинает верить в то, что только он является источником всех неприятностей.
Ситуация 3. Ребенок игнорирует очередную просьбу родителя об уборке комнаты. Родитель говорит, что более не желает общаться с ним. Бойкот длится неделю, несмотря на слезы и мольбы ребенка это прекратить. Ребенок подавлен, испытывает чувство вины, доверие к взрослому теряется.
Виды оскорбления несовершеннолетнего
В детской и подростковой среде всегда присутствуют личные обиды несовершеннолетних. Часто это проявляется по отношению к физически или умственно слабым детям, закрепощенным в поведении, одним словом – отличающимися от своих сверстников.
Обиды могут быть представлены:
Личной неприязнью
Встречается среди подростков, чьи интересы противоречат друг другу. Неприязнь обычно выражается в словесной грубости, неприличных жестах, высмеивании качеств оппонента и т.д.
Национальными или религиозными мотивами
Унижение чести и достоинства сопровождается неприязнью к традициям или религии различных конфессий. Даже если ребёнок ведёт себя подобающим образом, это может никак не остановить обидчиков.
Телефонными нападками
Обзывания, насмешки, грубые высказывания в отношение несовершеннолетнего посредством стационарного или мобильного телефона.
Столкнувшись с фактом оскорбления детей, следует немедленно принимать меры к обидчику. Причем гораздо действеннее наказать виновного по закону, нежели отвечать ему грубостью на грубость. С этой точки зрения, родители должны разъяснить несовершеннолетнему, что он находится под защитой и должен правильно оценивать ситуацию.
Ювенальная юстиция: страхи обоснованы?
Что касается ювенальной юстиции в России, думаю, проблема состоит в том, что у нас обсуждаются две крайности, которые плохи уже тем, что трактуют это понятие с позиции вседозволенности для детей и нарушения семейных устоев поколений. Думаю, речь не идет о копировании сложившейся системы на Западе. У людей в России иной менталитет, иное мышление, иные устои.
По вопросу необоснованных жалоб, в связи с наличием капризных детей у соседей, хочу сказать, что такой статистики мы не ведем. Каждое обращение по подозрению в жестокости по отношение к детям (да как любое иное в отношении детей) рассматривается в зависимости от сути заявления. Бывают обращения, когда старшее поколение в семье при несогласии с методами воспитания в молодой семье обращаются к нам с просьбой «повлиять» на «неправильных» родителей. Мы подключаем сотрудников органов опеки и попечительства, психологов, социальных работников. Чаще всего мир в большой семье налаживается, правда бывают и случаи судебных разбирательств. Мое мнение – проблемы отцов и детей, понимания поколений – это вечная проблема, поэтому молодым надо терпимее относиться к замечаниям и поучениям родственников. А судебными разбирательствами никогда не достигнуть согласия в семье.
Вы задаете вопрос о моем личном мнении по вопросу лучшего соблюдения прав ребенка в неблагополучной семье или в детском доме. Еще Л.Н.Толстой говорил, что “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по- своему”. Поэтому однозначно ответить не могу. Я всегда смотрю с позиции — как будет лучше ребенку. В моей практике были и случаи когда лучше в детском доме и когда лучше в неблагополучной семье.
— Думаю, курьезных случаев, как вы описали, у каждого родителя бывает много. Но, если ваш ребенок поступает так, как вы описываете ВСЕГДА, то, думаю, стоит задуматься над тем, как вы его воспитываете. У нас не принято иметь семейного психолога, но при регулярности описанных вами поступков ребенком, я бы обратилась к специалисту.
— На сегодняшний день изъять ребенка из семьи возможно, только когда есть угроза его жизни или здоровью:
Например, если непосещение детской молочной кухни приводит к тому, что ребенок недоедает и теряет в весе или по результатам анализов имеет угрожающие значения по важным показателям, соответственно имеется угроза здоровью или даже жизни. И так по каждой приведенной вами причине!
Грубое обращение — из собственного детства родителей
«Родители всегда переносят опыт своего детства на общение с ребенком. Стереотипы агрессивного поведения прервать без посторонней помощи очень сложно. Работает следующая схема: раздражающая ситуация — агрессивная реакция — чувство вины — усиление негативного отношения к себе и к ребенку — и вот „безобидный“ повод становится раздражителем, — говорит Мария Холодцова. — Нужно стараться разорвать этот порочный круг».
Научные исследования подтверждают, что психологические травмы, полученные в детстве, оказывают влияние на дальнейшее развитие человека. Такие дети чаще испытывают трудности в школьном обучении и общении, они также могут быть подвержены депрессии.
По статистике психологически травмированные дети чаще других ведут себя агрессивно. Более того, частое столкновение в детстве с агрессией со стороны взрослого может привести к тому, что человек будет постоянно становиться чьей-то жертвой — обстоятельств или людей. Детские травмы влияют на выбор способов реагирования в опасных ситуациях — снижается уровень доверия к себе и окружающему миру в целом.
Тем не менее, ряд исследователей доказывает, что каждый ребенок обладает своим уникальным характером. Если для одного человека пережитые в детстве травмы послужат стимулом быть более выносливым, гибким и психологически устойчивым, то для другого обида на родителей станет смыслом всей его жизни.
Комментарий эксперта: особенности судебной практики
Мнение эксперта
Екатерина Алейникова
Юрист
На практике суды прибегают к привлечению несовершеннолетнего в качестве свидетеля в исключительных случаях, когда иного выхода нет. Связано это со многими факторами, первый из которых – жесткие законодательные рамки порядка проведения допроса. Малейшее уклонение от них может повлечь обжалование не только документов следствия, но и судебного приговора.
Также нельзя забывать о таком нюансе, как неустоявшаяся детская психика и отсутствие жизненного опыта, который помогает оценить ситуацию, по поводу которой ребенок дает свидетельские показания. Именно поэтому в качестве дополнительной страховки на допросы всегда приглашается педагог. Он имеет право задавать несовершеннолетнему любые вопросы, а также потребовать прекратить дачу показаний, если это негативно отражается на физическом или эмоциональном состоянии ребенка.
Что делать, если бьют и унижают родители: куда обратиться за помощью
Любой физический контакт без согласия и разрешения можно назвать физическим насилием. Для некоторых людей даже простое дружеское прикосновение будет нарушением личностных границ и вызовет негативную реакцию.
Избиение — это еще более агрессивное и жестокое нарушение границ, нанесение телесных повреждений, травм, ушибов.
Сексуальное насилие, физическое насилие, психологическое насилие не только наносят непоправимый ущерб человеку, но имеют и отдаленные последствия: депрессивные расстройства, психологические травмы, коммуникативные сложности, нарушения адаптации, страхи.
Исследования в разных странах показывают, что процент женщин в возрасте 15-49 лет, подвергшихся физическому и/или сексуальному насилию со стороны интимного партнера колеблется от 15 до 71 процента по данным ВОЗ.
Для девочек-подростков не всегда очевидно, когда происходит акт насилия. В подростковом возрасте человек все еще в поисках себя, его личность не сформирована, в попытках «нащупать» свое «Я» человек открыт ко всему. И в случае неудаче ему свойственно винить самого себя, справляться с последствиями поведения самостоятельно.
Как поступить, если родитель поднял руку
Один раз. Если такое поведение для родителя скорее необычно, родитель не злоупотребляет алкоголем и в целом способен разговаривать как взрослый со взрослым, то стоит поговорить о произошедшем на следующий день, прояснить, что заставило родителя совершить такой поступок
Важно не бояться обратиться за помощью, рассказать о случившемся, чтобы пережить случившееся
Много раз. Если родитель нанес тебе травму, отправляйся в травмпункт. Перед этим сделай и сохрани фотографию травмы. Прими тот факт, что родитель — обычный человек, который не всегда может сдержать свои эмоции и контролировать свое поведение, который тоже совершает ошибки, но это не оправдывает насилие
Не бойся отнести заявление в полицию — важно суметь постоять за себя
- При возможности стоит позвонить в службу психологической поддержки, например в Центр психологической помощи населению.
- Если в городе нет центров психологической помощи, действуй онлайн. Например можно написать или позвонить в Центр психологической помощи для подростков — Твоя территория онлайн.
- Можно обратиться через интернет к психологу напрямую, написав анонимно в чат или на форум, например на b17.
Каждый в своей жизни может столкнуться с насилием, психологическим, физическим или сексуальным. Это не повод тяготиться одиночеством и мучить себя чувством вины. Мы можем найти в себе силы изменить свою жизнь. Покинуть место, где плохо, где есть место насилию, найти в себе силы изучить и применять приемы самообороны, найти ресурсы и специалиста, чтобы пережить воспоминания, научиться говорить «нет», чтобы избежать сексуального насилия.
Виды и классификация побоев
По Уголовному кодексу избиения несовершеннолетних подразделяются на три категории:
- побои (нанесение легкого вреда здоровью);
- истязание (телесные повреждения носят систематический характер и имеют своей целью причинение ему физических и моральных страданий);
- избиение, повлекшее появление серьезных проблем со здоровьем.
То, какое наказание назначается за нанесение побоев, зависит от их вида.
Первая категория наиболее трудна для распознавания. Ведь здесь отсутствует как таковое причинение вреда здоровью гражданина, но идет нарушение законного права любого человека на физическую неприкосновенность. К побоям относят:
- ссадины;
- маленькие раны;
- кровоподтеки, синяки и т.д.
Важно учитывать, что только по заключению судмедэкспертизы определяется к какому виду относится тот или иной тип побоев. Какая статья за избиение несовершеннолетних? Это ст.116 УК РФ
Их вид напрямую влияет на то наказание, которое назначается правонарушителю. Допустим, при причинении легкого вреда применяется ст.115 УК РФ. Если побои несут характер средней тяжести, то виновный понесет наказание по ст.112. При нанесении значительного вреда здоровья уже можно говорить о применении ст.111.
Сложности при определении степени тяжести избиения несовершеннолетних по статьям УК РФ возникают потому, что совершаются они подчас родителями в виде наказания за какой-либо проступок. Ведь иногда некоторые просто не осознают, что существует четкая грань между побоями и обычным элементом воспитания.
Особенно тяжело приходится с подростками, чьи действия подчас провоцируют родителей на применение физической силы по отношению к ним.
Важно понимать, что начало судебного разбирательства может повлечь для всей семьи очень тяжелые финансовые и социальные последствия. Поэтому сотрудники правоохранительных органов и стараются найти причины для отказа в принятии заявления
Если все-таки дело доходит до суда, то нередко все заканчивается примирением сторон.
Побои родителями детей могут восприниматься первыми, как простой метод воспитания.
Существует и еще один важный нюанс, который является еще одним камнем преткновения при рассмотрении подобных дел. Если подросток сам пишет заявление в полицию на своих родителей, то те в свою очередь в злости на него за то, что он посмел это сделать, могут сильно избить его, что классифицируется уже как избиение.
Иногда дети подолгу выносят побои веря в то, что это является частью их воспитания и только уже становясь подростками, признаются в том, что родители издевались над ними. Но есть случаи, когда дети сами оговаривают своих родителей, преследуя при этом собственные цели. Все это создает определенные сложности при рассмотрении дел о детях, избитых родителями.
Понятие оскорбления
Оскорбление несовершеннолетнего – это унижение чести и достоинства ребенка со стороны обидчиков (взрослых или других детей). В отличие от обычного разговора на повышенных тонах, оскорбление предполагает наличие неприличной формы, нарушение этикета и общественных устоев. Зачастую такая форма выражается в использовании нецензурной брани, от которой, увы, не застрахован ни один современный человек. Иногда в нападках присутствует сравнение ребенка с животным или предметом – что само по себе является нарушением конституционных норм.
Итак, особенности оскорбления несовершеннолетнего выглядят следующим образом:
- Использование ругательных выражений;
- Подавление психологического состояния ребёнка;
- Физическое воздействие;
- Присутствие в речи прямых или косвенных угроз;
- Иные проявления грубости.
Нередко можно встретить споры о том, что можно считать оскорблением, а что нельзя? Вопрос, действительно, достаточно неоднозначный: с одной стороны, обидчик может проявлять несогласие с действиями своего оппонента, указывать на его ошибки, выражать собственное мнение, пусть и эмоционально. С другой стороны, даже в ходе общения на повышенных тонах нельзя переходить грань личностной неприязни к человеку. Поэтому, если в дискуссии используются бранные слова, некорректные сравнения, высмеивание черт другого человека – это можно квалифицировать как посягательство на честь и достоинство.
Совет №4. Геройский
Каждый день мой кабинет принимает на уроках ровно 107 учеников. Это больше сотни пар ног и рук, которые обрывают мои цветы, запихивают чипсы и семечки за шкафы и многое-многое другое. И это за те несколько минут, пока я дежурю в столовой. Иногда моей логике не поддаются некоторые факты: как за три минуты можно сломать китайскую розу, которая росла в кабинете 12 лет? Зачем нужно отламывать угол от стенда? И куда его теперь, этот трофей? На память?
Источник фото: rich-baby.ru
Совет следующий: чтобы сохранить светлые воспоминания от школьной жизни, постарайтесь как можно больше вещей испортить в кабинетах, чтобы и учитель никогда не смог забыть такие геройские поступки.
В какой форме подать заявление?
Можно подать отдельное заявление на имя судьи, указав номер дела, что не совсем удобно. Если есть сомнения в непредвзятости представителя инстанции, то документ следует заранее подавать через канцелярию. Почему? Если подать просьбу в устной форме, единственным доказательством обращения служит протокол судебного заседания.
И на стадии апелляции у судей не будет сомнений в том, что заявляющая сторона действительно просила вызвать свидетеля в гражданский процесс.
И еще. Если пункт о вызове присутствовал в заявлении в суд, то свою просьбу все равно надо озвучить суду. Это связано с тем, что одним из принципов гражданского процесса является устность.
Как помочь ребенку прекратить буллинг
Если родитель заподозрил, что ребенка буллят, он должен отнестись к этому со всей серьезностью и не откладывать решение проблемы. С буллингом ребенок не может справиться сам, поэтому ожидать, что все решится само собой, точно не стоит.
Первый этап — после того как вы наладили с ребенком контакт и проговорили ситуацию, похвалите его за открытость и поддержите, дайте понять, что вы рядом и готовы прийти на помощь.
При этом не давайте нереалистичных обещаний. Не надо говорить, что вы оставите все в секрете и никому ничего не скажете. Или что быстро во всем разберетесь, и с завтрашнего дня буллинг прекратится. Решение этой ситуации — долгий и сложный процесс.
Дальнейший план действий нужно обсудить и согласовать с вашим ребенком, не стоит отодвигать его в сторону и говорить: «Все, дальше я сам». Ребенок должен чувствовать, что теперь он тоже влияет на происходящее. Буллинг — это, безусловно, негативная ситуация, но вы можете показать способы выхода из нее. В конечном итоге, когда ситуация с буллингом будет закончена, ваш ребенок получит положительный опыт решения трудных жизненных ситуаций.
При этом помните, что вы боретесь не с самим обидчиком, а с ситуацией.
Второй этап — обсудите происходящее сначала с классным руководителем, а потом и со школьным психологом, возможно, понадобится поговорить с другими учителями. Выясните, знают ли они о ситуации, как она выглядит с их точки зрения, как они ее оценивают, что они уже предприняли или что собираются сделать для решения вопроса. Буллинг — это проблема группы, коллектива, и решить ее на расстоянии, без участия педагогов, невозможно. Поэтому план действий должен быть совместным.
Если на этом уровне проблема не решается, надо связываться с администрацией учебного заведения. Все факты общения с администрацией нужно сохранять в письменном виде, собирать доказательства на случай, если вопрос не будет решаться и на этом уровне.
Третий этап — пообщайтесь с родителями обидчика
Важно понимать, что этот разговор должен состояться лично, без свидетелей, на холодную голову и без эмоций. Подготовьтесь к тому, что родители обидчика скорее всего воспримут информацию «в штыки»
Важно показать, что вы хотите разобраться с проблемой, а не мстить самому обидчику. При этом дайте понять, что вы всерьез настроены решить проблему, и если родители не готовы идти на контакт, не бросите все на самотек.
Если разговоры не помогают, обращайтесь в вышестоящие организации и в правоохранительные органы
Для этого родителям важно собирать доказательную базу: письма, следы физического насилия, скриншоты переписки и т.д. — все это пригодится, если дело не будет двигаться с места
Конечно, есть еще и вариант перевода ребенка в другую школу, если ситуация заходит в тупик, но нет гарантий при этом, что проблема не повторится.
Что такое травма свидетеля
Давайте для начала разберемся, что такое психологическая травма и почему жертвой травмирующей ситуации становится не только тот, кто непосредственно пострадал в ней.
Психологическая травма – это последствия отрицательных психических воздействий, которые могут быть вызваны совершенно разными стрессовыми ситуациями. Они хоть и отличаются по характеру или интенсивности, но их объединяет то, что, оказываясь в такой ситуации, человек субъективно испытывает настолько сильное потрясение, что не может справиться. Это происходит тогда, когда возникает противоречие между двумя невозможностями: разрешить ситуацию и принять ее. Травмирующее событие как бы запечатлевается в психике и продолжает свою разрушительную деятельность. Внешне угроза миновала, но человек продолжает оставаться в ней.
Бездействие и молчание – те факторы, которые усиливают эффект от травмы. Сейчас у жертв насилия стало появляться больше возможностей для защиты и получения помощи. Общество, хоть и избирательно («сам виноват», «от этого еще не умирали», «ничего, мы через это прошли и не сломались»), начинает снимать с жертв «обет молчания». Но ситуация еще очень далека от идеала.
Острой темой в обществе на данный момент является такое явление, как насилие в школе. «Буллинг», «кибербуллинг», «моббинг» – эти термины уже у многих на слуху. Во многом благодаря развитию и доступности технологий. С одной стороны, стало появляться большое количество площадок для просвещения, с другой – стало труднее замалчивать проблему.
Важно понимать, что буллинг – это длительное психологическое и физическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, неспособного защитить себя в данной ситуации. Буллинг – это не разовый конфликт между равными по силе и социальному статусу, это не естественный элемент внутригрупповых взаимоотношений
Он несет в себе огромный разрушительный потенциал, схожий с тем, который человек испытывает при угрозе жизни. Люди – это «социальные животные». На протяжении многих тысячелетий изгнание из социума приводило к неминуемой гибели. И хотя в наше время мы уже не так зависимы от общества, потребность в принадлежности к коллективу и страх стать отверженным очень высоки. К тому же в основе школьной травли лежат факторы, которые способствуют усилению травматизации. Во-первых, это длительность воздействия. Ребенок, подвергающийся травле, большое количество времени проводит в школе, а выходя за ее пределы, ощущает угрозу столкнуться с действиями поджидающих обидчиков по дороге домой или на прогулке. Он все время в напряжении, в ожидании расправы. Организм просто не может выйти из состояния сильнейшего стресса. Во-вторых, жертва заведомо находится в состоянии беспомощности. Взрослому бывает нелегко принять меры для своей защиты, что уж говорить о детях. Находящаяся на низшей ступени групповой иерархии жертва не может рассчитывать даже на эмоциональную поддержку класса, а дать физический отпор более сильному обидчику или даже целой группе просто не в состоянии. Ребенок чувствует себя беспомощным, попавшим в безвыходную ситуацию. В-третьих, дети лишены возможности даже говорить о своих переживаниях. Самые частые фразы, которые может услышать ребенок: «не жалуйся/не ябедничай», «надо учиться договариваться», «сам виноват», «надо уметь защищать себя, дай кулаком в нос», «ты преувеличиваешь», «они просто играют». Последствия могут быть катастрофическими: от учебной неуспеваемости и низкой самооценки до проблем со здоровьем и суицида.
Но все же жертва травли может пытаться защитить себя, хотя бы закричать. А вот свидетели происходящего часто лишены и этого. А самое главное, что они сами не имеют права признать себя пострадавшими. Хотя последствия для них часто такие же, как и для самой жертвы. Свидетели так же проходят через ощущение своей беспомощности. Мир перестает быть безопасным: следующей жертвой может стать любой. А ощущение безопасности лежит в основе возможностей для дальнейшего развития. Очень часто именно не страх, а ощущение беспомощности побуждает свидетелей испытывать негативные переживания в адрес жертвы и присоединяться к агрессору – своеобразная месть за испытанный дискомфорт, попытка взять ситуацию под свой контроль.