Нужно ли что-то менять?
По мере взросления ребенок начинает задумываться о причинах материнской нелюбви и возможности изменить свою жизнь. Как правило, такие мысли в голову приходят с опозданием, обычно уже после переезда из родимого гнезда. Правда, период жизни с родителями – самый важный, ведь именно в это время формируется человеческое мышление, происходит личностное становление. Поскольку девушки задаются вопросами о причинах и последствиях отношений с матерью с опозданием, в какой-то момент они понимают – с детства остался огромный букет проблем, обусловленный психологическими, эмоциональными травмами. Девушка, однажды попытавшаяся понять, почему мать ее не любит, экстраполирует такое отношение на всех вокруг и вскоре убеждает сама себя, что ее не будет любить никто.
Следствием отсутствия любви со стороны матери становится неуверенность в собственных силах и неспособность принять любовь окружающих. Женщина становится недоверчивой, вместе с тем несчастливой. Для нее очень сложно вступать в конкуренцию и здраво оценивать свои положительные качества – а это нарушает возможность функционировать в социуме и строить карьеру. Кроме того, такая девушка будет склонна все воспринимать очень уж близко к сердцу.
А возможно ли?
Иногда бывает так, что со стороны кажется, будто бы мать не любит дочь, но если войти в семью, становится ясно, что это лишь показушный аспект, и отношения на самом деле близкие, просто выглядят так некрасиво для внешнего человека. Гораздо чаще, впрочем, происходит обратное: за приятным фасадом таятся внутрисемейные конфликты, которым конца и края нет. Кто-то убежден, что на самом деле у матерей неприязни к дочерям быть не может, и все разговоры об этом – лишь сплетни завистливых. Другие говорят, что примеров вокруг полным-полно, более того, такое материнское отношение сказывается на жизни ребенка, и справиться с последствиями проблемы крайне сложно.
Есть такая наука – психология (psychologies). Почему матери не любят своих дочерей, как это можно заметить, как поменять ситуацию – всеми этими вопросами занимаются именно посвятившие себя такой области люди. Они заверяют, что отсутствие материнской любви выражается через эмоциональную отстраненность старшего от младшего. Как правило, такой родитель оказывает на чадо моральное давление. Теплом и лаской дома баловать не будут, а вот с критикой придется сталкиваться ежедневно
Любая неудача отмечается, на ней акцентируется внимание, мать заверяет, что она предупреждала ребенка о таком развитии событий
Правило № 1: Учитель и родители должны делать акцент на цели урока
— Здесь речь идет не о размытых понятиях, которые любят повторять коллеги вроде «сеять в учениках разумное, доброе, вечное», — уточняет эксперт. — Цель всегда можно «измерить». То есть она дает представление о том, что получится, зачем и когда, если ребенок выучит материал. К сожалению, такой подход используют далеко не все педагоги. Поэтому здесь должны подключаться родители.
Примерный диалог дома может выглядеть так:
— Мама, зачем мне учить эти глупые проценты? — спрашивает ребенок.
— Ты же хочешь себе дорогой велосипед, вчера смотрел в интернете, где можно купить в кредит. Будешь знать проценты — сможешь выбрать кредит и заодно проверить, такой ли он выгодный, как о нем в рекламе говорят.
Если учитель на уроке, а родители дома приучают ребенка во всем искать цель и значение, то вскоре к этому приучится и сам школьник.
Например, ученик постарше, увидев темы «Сообщающиеся сосуды» или «Термодинамика», может сказать: «О! Я пойму, как чинить карбюратор в машине. Папа что-то говорил об этом, но не мог вспомнить, а я разберусь и помогу ему».
Важный момент: таким образом, ребенок усваивает не только знания, но и компетенции — полезные навыки и установки, которые очень нужны в жизни.
Важны ли «клеточки» по математике?
Для родителей, чьи дети учатся в начальной школе, стандарты оформления стали серьезным раздражителем. Например, в математике есть четкие требования: до и после примеров, задач, надписей «Домашняя работа» должно быть соблюдено строгое количество клеток в виде отступов.
Малыши отсчитывают эти самые «клеточки», часто путаются и, несмотря на правильное решение задачи, все равно получают «тучки» в тетрадь. Школа считает, что таким образом приучает ребенка к порядку.
— Педагоги совместно с родителями разрабатывают предложения для Минобразования, чтобы это правило «клеточек» отменить, — замечает Тамара Мацкевич. — Но мы вряд ли что-то сможем исправить в одночасье и отменить соответствующие требования
Здесь можно советовать родителям не переживать за «клеточки», а лучше обращать внимание (свое и детей) на другие моменты, которые были описаны выше
Если требования к оформлению очень раздражают, просите учителей объяснять, почему для них «клеточки» и «отступы» так важны. Возможно, проговаривая свои аргументы, педагоги сами придут к решению, что настоящий смысл заключен не в форме, а в содержании работы.
Все советы относительно активной оценки, описанные в статье, выполнить несложно, считает Тамара Мацкевич. Родители и учителя в этом вопросе должны объединяться и практиковать технологию постоянно. В таком случае наши дети не только перестанут переживать из-за оценок, но и не станут спрашивать: «А зачем мне хорошо учиться?» Ученики будут четко осознавать, для чего ему тот или иной предмет. В этом, можно сказать, заключается глобальный смысл активного оценивания в школе.
— В 20 веке основной посыл образования был таким: учись, чтобы потом поступить в вуз и получить хорошую работу. Но сейчас школа должна ориентировать ученика на другое. На то, что вуз — не самоцель; что место работы можно создать самому, в том числе и для других; что для жизни намного важнее овладеть компетенциями, а не получить хорошие оценки в дневник.
Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту [email protected]
Почему взрослым людям важны оценки
В странах бывшего СССР сложилось устоявшееся мнение о том, что дети, которые получают хорошие оценки, хорошо устраиваются в жизни.
Некоторые студенты реально считают, что получение красного диплома позволит устроиться на хорошую работу и жить в роскоши. Тех, кто получает тройки почему-то считают глупыми людьми. Таким студентам «не светит» светлое будущее. Успешные личности (которые плохо учились или вообще не окончили колледж), как Марк Цукерберг, Томас Эдисон, Билл Гейтс, Альберт Эйнштейн не переубеждают общество в обратном.
Удивительно, но у каждого взрослого человека есть успешный одногруппник или одноклассник, который учился на одни тройки. Но даже такие реальные примеры забываются, когда ребенок приносит домой дневник с плохой отметкой.
Перед тем, как объяснить родителям что оценки не главное, нужно понять, что взрослые люди оценивают окружающих по уровню дохода. Большинство детей не могут зарабатывать, поэтому одним из критериев сравнения остаются отметки. Пятерки в дневнике означают, что ребенок относится к «касте лучших».
Возникает замкнутый круг.
Школьники и студенты не понимают, почему должны тратить большую часть своей жизни на получение хороших оценок. Но как только у них появляются собственные дети, требования к пятеркам в дневнике возвращаются из ниоткуда. В результате двойки и тройки не одну сотню лет ассоциируются с невежеством.
Как вести себя родителям, если ребенок тревожится из-за плохих оценок
Психолог объяснила нам, что поведение родителей очень сильно влияет на то, как дети будут относиться к выставленным им оценкам в школе.
Если ребенок вдруг приносит тройку в дневнике, родителям стоит спокойно выяснить, почему так получилось, и, если он скажет, что не понимает предмет, помочь ему разобраться в нем. Не обладаете сами такими знаниями — нанимайте репетитора, пытайтесь объяснить простейшие законы химии и физики на практике, развивайтесь сами параллельно с ребенком.
Если вы хотите начать развивать своего ребенка, обязательно предлагайте ему на выбор несколько дополнительных занятий — пусть он сам выберет то, что ему нравится больше всего. Не стоит выбирать интересы ребенка самостоятельно — пусть он сделает это. В любой ситуации пытайтесь взаимодействовать с ним, прислушиваться к каждому мнению, вникать в потребности.
Лично нам психолог посоветовала не требовать того, чтобы дочь была успешной во всем — так не бывает, ведь что-то у нее будет получаться лучше, а что-то хуже, и это вполне нормально. Она порекомендовала нам уяснить для себя то, что те предметы, которые даются для понимания ребенка хуже всего, нужны ему просто для расширения кругозора.
Правило № 2: Ребенок должен знать критерии оценки
Дети нередко переживают из-за плохой или, как им кажется, несправедливо поставленной оценки на уроке. В этот конфликт вовлекаются и родители: они либо ругают ребенка, либо предъявляют претензии учителю. Избежать таких ситуаций на самом деле просто. Достаточно четко договориться, что и как будет оценивать учитель.
Простой пример из начальной школы. Детям сказали нарисовать радугу на оценку. Учитель может сказать: «Начинайте работать, у вас есть 15 минут». А может все объяснить по пунктам: «Дети, вы должны использовать семь цветов; задействовать весь лист, а на краешек; линии старайтесь провести плавные, без разрывов и искривлений». Когда ребенку дадут такое задание, он поймет, что от него хотят.
В любом случае, даже если педагоги в вашей школе так не делают, родители могут решить вопрос частным образом.
— Например, вы не довольны оценкой, которую ваш сын или дочь получили за контрольную. Не надо звонить учителю со словами: «Что за балл вы поставили? Сын весь вечер тему учил!». Скажите так: «Объясните, пожалуйста, критерии выставления отметки по таким работам, чтобы я могла помочь своему ребенку и в следующий раз объяснила ему, почему выставлен именно такой балл».
Ребенок боится получить плохую оценку из-за тревожности родителей
Замечая то, как родители относятся к оценкам своего ребенка, некоторые школьники начинают относиться так же по-особенному. Все дело в том, что многие современные родители по-прежнему считают, что успешность детей в школе и их успех в жизни — это одно и то же. В результате этого они сильно расстраиваются из-за того, что их ребенок не так «успешен» как другие, в результате чего мало чего добьется в жизни. К большому сожалению, такое их настроение передается на дочь или сына и нередко даже перерастает в депрессию.
45-летний компьютер Apple будет продан за 1,5 млн $
Грузия начнет принимать туристов, которые вакцинировались от COVID-19
Воздух стал чище: как повлияла на климат пандемическая изоляция (исследования)
Некоторые родители и вовсе считают, что если ребенок получил в школе двойку, то они — плохие мама и папа. Для них низкая оценка, полученная ребенком в школе, — это настоящая катастрофа.
Таким родителям важно понимать, что подобным отношением они воспитывают в своем ребенке синдром отличника, который впоследствии может мешать ему полноценно наслаждаться жизнью, желая лучше выглядеть в глазах других людей
Родители слишком любят себя
Оказывается, многие родители очень любят хвалиться успехами своего школьника как собственными. Встречаясь с друзьями или родственниками, они то и дело хвалятся, что их ребенок отлично знает тот или иной предмет, получает только отличные оценки, посещает несколько кружков, да и вообще даст фору любому ровеснику.
Такое отношение воспитывает в детях понимание того, что успех родителей зависит от них. Конечно же, редкий ребенок желает сделать так, чтобы их мама или папа были безуспешными. К тому же, при таком отношении дети прекрасно понимают, что если их успех внезапно куда-то исчезнет, то для своих родителей они будут не настолько прекрасными.
В сложившейся ситуации полученная ребенком плохая оценка взращивает в нем чувство неуверенности в себе, которое побуждает негативные эмоции и расстройства. А все почему? Потому что родители слишком любят себя и готовы хвалиться за каждую положительную мелочь, пусть даже и не свою.
Иногда виноваты вовсе не родители
Порой школьники сильно печалятся из-за оценок, полученных в школе, вовсе не по вине родителей. Все дело в том, что в образовательных учреждениях порой встречаются очень строгие преподаватели, из-за которых дети сильно боятся получать низкие оценки. К тому же, в некоторых школах очень строго с дисциплиной, и к тем школьникам, которые получают неудовлетворительные отметки за свои знания, относятся не так, как к остальным, применяя к ним наказания.
Родителям следует обратить свое внимание на то, что в некоторых классах царит конкурентная среда, в которой одноклассники как бы соревнуются между собой, кто из них круче. В результате, те дети, которые получают низкие оценки, считаются изгоями — это не может не угнетать морально, ведь ребенок боится того, что одноклассники не примут его из-за плохой успеваемости
Кстати, именно это и было причиной плохого настроения моей дочери.
Тарковский, Шпаликов и Шукшин были однокурсниками: сегодня это вряд ли возможно
Причины частых опозданий могут быть в неуверенности: мнение врача
Эстония начинает принимать туристов, поставившим вакцину от COVID
Основные предпосылки
Поскольку дискуссии на тему того, почему матери не любят своих дочерей, а любят синовей, а также посвященные ситуациям, в которых мама не любит любого ребенка в принципе, буквально бесконечны, была издана книга, посвященная этому вопросу. Ее авторы попытались систематизировать самые часто встречающиеся случаи и ситуации, и на их базе выделили четыре основные причины явления.
Выясняя, почему мать любит сына больше, чем дочь, психологи установили, что чаще всего причина связана с отношениями между родителями. Женщина не любит выбранного ею мужчину, но уйти от него не хочет или боится, и дурное настроение и зло, связанное с этим, вымещает на ребенке. Она может бить чадо с малых лет, вряд ли будет его когда-нибудь баловать и уж тем более ценить по-достоинству. Для нее ребенок – это лишь воплощение того ненавистного мужчины, который вошел в ее жизнь. Такое чаще происходит, когда брак заключают из-за незапланированной беременности женщины.
Психологи призывают: не нужно становиться женой того, кто не вызывает уважения и любви. От такой ситуации пострадают все члены семьи, а выгоды не получит никто. Как писал в своих незабвенных творениях Хайям, одному быть – это несравнимо лучше, нежели с кем-то случайным и неподходящим.
Как себя чувствуют троечники
Родители часто забывают подумать о том, какой видит свою жизнь ребенок, не оправдывающий ожиданий.
В большинстве случаев троечник страдает от хронического стресса, комплекса неполноценности. Только представьте: учителя постоянно придираются, родители осуждают, а более успешные сверстники общаются с явным презрением. Ни один взрослый человек не смог бы спокойно жить в такой атмосфере. А троечники часто проводят в стрессе большую часть детства!
В лучшем случае не слишком успешные дети формируют свои компании, а в худшем — становятся изгоями, навсегда отдаляются от родителей.
Так стоят ли моральные страдания погони за высокими оценками? Ругая ребенка за двойки и тройки в дневнике, стоит задуматься, от чего будет больший урон: от двойки или от постоянного морального груза.