Почему с подростками запреты не работают
— Несколько моих знакомых программистов категорически запретили своим детям любые компьютерные игры
Они сказали: «Нам неважно, что у других они есть. У них есть сигареты за школой в 13 лет, а у нас — нет
Другим можно выпить пива в 12 лет, у нас, извини, нет. Пиво, наркотики, алкоголь и компьютерные игры у нас под запретом. 18 лет тебе будет — делай, что захочешь, а пока извини». В этих семьях доступны все технологии онлайн-образования, любые курсы, репетиторы и так далее. Но компьютерные игры запрещены.
Мне очень импонирует как родителю эта технология. Там дети уже взрослые, они мне напоминают тех моих ровесников, которые выросли в семьях без телевизора. Есть ли в этом опасность — в пути полного ограничения? Что надо понимать родителям, которые на такой путь становятся? Или вам кажется, что это совсем рискованный шаг?
“Мой сын ничего не делает, только играет”
— Если это то, что предусмотрено правилами вашей семьи, вы так решили, то я с большим уважением отношусь к этому. И вообще к родителям, которые способны выработать свои правила, придерживаться их и стараться объяснять детям, а где-то — контролировать и ограничивать их.
Но компьютерные игры — это песчинка в цифровом море. Если в целом подросток имеет доступ к интернету, к соцсетям, если у него есть возможность общаться в каких-то чатах со своими сверстниками, но при этом у вас правило, что в компьютерные игры он не играет, и это такая договоренность, ваше требование — почему бы нет. Вполне рабочий метод, если это то, что поддерживают родители.
— Только мы тут не можем говорить про слово «договоренность», потому что ребенка обязали выполнять правило.
— Если ребенку очень хочется, а ему запрещают, он все равно найдет способ добиться своего — это же как запретный плод. Поиграет в компьютерную игру, пусть не со своего телефона или ноутбука. Есть друзья, есть еще кто-то.
Поэтому если родители хотят ограничить определенные игры, соцсети, контент — это то, что нужно доносить как правила. А не как лишение ребенка сладкого — «отобрали эту конфетку». Безусловно, многие компьютерные игры — это правда риск зависимости. Это такая технология. Кто-то на нее подсаживается, кто-то нет, это правда.
— Один ребенок вырастет и станет крутым программистом тех же самых игр, будет получать огромную зарплату и иметь интересную жизнь, а второй будет бесконечно играть и отходить от ноутбука только поесть и в туалет. У нас очень много писем от родителей: «Ему 20 лет, он лежит на диване и ничего не делает. Уходит в свою комнату, чтобы играть в стрелялки». Это, конечно, очень пугает.
Как быть, если у родителей отношений с подростком нет? Он ушел в школу в 7:30, а мы — на работу. Потом все вернулись, и дальше общение: «Как там уроки?» — «Нормально все». — «Почему по алгебре два получил?» — «Не знаю, что-то учитель не в настроении была». Дальше он в своем гаджете, мы — в своем. Все общение либо формальное, либо конфликтное, когда мы выясняем, какие у него оценки. Ему говоришь: «Давай посидим, поговорим, что-нибудь с тобой обсудим». А он: «Ну, мам, что мы с тобой будем обсуждать? Всё, поговорила со мной, иди. У меня все хорошо, мама». Отвали.
— Да, очень жизненно
Важно понимать, что подростковый возраст — это этап развития личности, который очень часто проходит по тому сценарию, который вы рассказали. Начинать резко налаживать отношения и устанавливать духовную близость с подростком родителям, правда, смысла нет
Это честно. Потому что в этот период его жизни родительский авторитет задвигается, и на передний план выходит социум. Он пробует отделить себя от родителей и понять: какой я отдельный без вас, мама с папой.
Договариваться и устанавливать общение важно до того, как наступил этот подростковый период. Родителям подростков стоит интересоваться эмоциональной сферой, но не устраивать из этого допрос
Если вы видите, что с вашим ребенком что-то не так, попробуйте задать простые вопросы. Как ты? Как настроение? Как дела?
Дети помладше сильно нуждаются в вас. И пока ваш родительский авторитет почти на максимуме, эти отношения и близость нужно устанавливать. Тогда даже в подростковом возрасте, даже когда ребенок скажет: «Мама, закрой дверь с той стороны», — у вас будет контакт. Да, это подросток, он сейчас так себя ведет, но у вас есть контакт и некое спокойствие, что если ему понадобится помощь или будет какой-то трудный для него вопрос, он обратится к вам. И у вас будет понимание, что вы его слышите, видите, чувствуете
Сейчас он не готов с вами обниматься и сидеть рядом на диване, потому что это нормально, он подросток и ему важно пройти этот этап
«Ты не воруешь, а просто берешь в долг»
— Ваш сын тоже покупал скины?
— Я уже не помню, но на почве этих скинов он начал общаться с человеком по имени Леон. Тот написал: «О, парень, какие у тебя крутые скины! Давай махнемся?» Потрясающий механизм: «У тебя скины по 1,5 тысячи рублей. Я тебе взамен даю за 5 тысяч». У 11-летнего ребенка вопросов не возникает. Плюс ко всему игра создает ощущение нереальности, какого-то чуда, сказки. Конечно, он хочет махнуться, такая выгодная сделка. А потом Леон вдруг пишет: «Подожди, чувак, только не сейчас, а через неделю, надо подождать».
— Запускает режим ожидания, крючок такой.
— Да, всю неделю ребенок мечтает, и в его глазах скин за 5 тысяч становится бесценным. Родители, если от этого оттаскивают, представляются ему идиотами. Критичность мышления снижена, а ощущение собственной крутости повышено. Поэтому появляются раздражительность, пренебрежительное отношение к близким.
И вот наступает время «Ч», приходит сообщение: «Знаешь, я подумал, у меня слишком ценный скин, да еще этот нож-бабочка вырос в цене. Ты мне доплати 1,5 тысячи и получишь его».
— Что сделал сын?
— Заплатил. С карты жены.
— Как он с карты мамы 1,5 тысячи заплатил сам?
— Потихонечку. Мы когда-то забрали у сына телефон, так как было залипалово, но ему нужно было делать уроки. Мы выдавали ему на время телефон жены. Номер карты он подсмотрел, а по телефону подтвердил код, сообщение стер и залег на дно. Поймают или нет? Не поймали.
«Забирайте деньги, диктуйте цифры» – осторожно, мошенники!
Однако Леон ничего не дал. Он написал, что есть еще более крутой скин, надо доплатить, и сын тогда получит и нож-бабочку, и новый скин, и еще все деньги вернутся. В общем, 22 раза сын в одностороннем порядке заплатил деньги и не собирался останавливаться. Его переживания по поводу обмана сменялись надеждой, азартом. Леон ему объяснял: «Ты не воруешь, ты просто берешь в долг, чтобы потом отдать».
В какой-то момент на Qiwi-кошельках, через которые все это проходило, закончились лимиты.
— Он создал Qiwi-кошельки? 11-летний мальчик это может?
— Три штуки. Очень легкий вход, вообще никакой системы безопасности. При наличии доступа к телефону — просто. Сын себе представлял, что он вот-вот купит игровой ноутбук, отдаст все деньги, которые он взял «в долг». И вот в то воскресенье Леон пишет: «Слушай, осталось чуть-чуть уже. Ты давай еще переведи».
А лимиты кончились. Тогда сын передал номер карты жены этому чуваку, а сам подтвердил эсэмэской платеж. Сбербанк, увидев странную транзакцию, заблокировал карту. У сына началась паника, скоро придут родители, и все откроется. Леон: «Надо разблокировать карту, найди кодовое слово». — «Что такое кодовое слово, я не знаю». — «Может быть, так собаку зовут или еще кого. Обычно в инструкции есть». — «Я не знаю, где лежат документы». — «Узнай, где они. Поищи». — «Я лучше сейчас что-нибудь с собой сделаю». — «Не надо, успокойся». — «Тебе главное, чтобы я заплатил 15 тысяч, а что будет у меня, тебя не волнует!»
И вот он закрылся в ванной, звонил по совету Леона в Сбербанк, там его что-то спросили, он испугался. Уже понятно, что все тайное стало явным, что уже не выкрутиться, что сейчас что-то произойдет, а что произойдет, неизвестно.
— Вам страшно было, когда вы читали, что он готов сделать что-то с собой?
— Конечно. Уровень его переживаний был почти невыносимым. Я благодарю высшие силы, что не случилось самого страшного. Но и мы постарались снизить градус тревоги, дали ребенку высказаться.
Я уже не помню, что мы сказали, но точно были слова поддержки, потому что в этот момент повышенной уязвимости ругать, обвинять и все остальное — опрометчиво. И уже после мы заблокировали доступ к компьютеру на какое-то время. Мы сказали, что нам всем нужно подумать, все переварить и понять, что делать дальше.
Эти стеклянные глаза знакомы многим родителям
— Было ли для вас все это неожиданностью? Я часто вижу мнение: «Надо заниматься ребенком, читать книги, водить в походы, и тогда он не будет зависим от компьютера». Вы можете сказать, что не занимались сыном?
— Мы занимались, у нас хорошая компания. Создавали обогащенную среду, у ребенка была культурная нагрузка. Накануне этих событий катались на великах, купили шашлык, устроили пикник в лесу, болтали. Все признаки нормального контакта были. При этом со школьной программой он справлялся легко, и время оставалось. Эти два пласта реальности вполне между собой сосуществовали — были тревожные сигналы, и были сигналы здоровые.
Тревожные сигналы я почему-то прозевал. Например, я многое списывал на подростковый период, все эти выплески агрессивные. Это сейчас я знаю, что в 11 лет этого быть еще не должно.
«Меня дважды выгоняли из школы, но я играл по 16 часов в день». Можно ли бросить видеоигры раз и навсегда
Мы по итогам достижений сына даже собрали игровой компьютер. Думал, может, я чего-то не понимаю, может, киберспорт — это будущее моего сына. Пусть тогда это будет сложноорганизованная деятельность. Я пригласил профессионального геймера, чтобы он помог со стратегией и командой. Но сына в это время интересовала уже не столько игра, сколько азартная деятельность. Он уже вляпался в зависимость от игры на деньги, был втянут в более серьезные вещи.
— То есть вы пошли по пути не запретить, а возглавить революцию?
— Конечно. Дети сейчас мечтают о киберспорте. Но это очень сложная работа. Я хотел, чтобы он прочувствовал, что это реальные нагрузки, целеполагание, лидерские качества, это определенный режим работы внимания.
Был еще сигнал. У него был простенький комп в комнате. Вроде бы мы следили, чтобы он за ним не сидел. Оказалось, что он ночами смотрел там фильмы, переписывался. А мы потом утром почему-то не могли разбудить ребенка. В школе он начал спать на уроках.
Должен быть режим, потому что формируется организм, сложные нейронные структуры, нейронные ансамбли — это все очень влияет на формирование функций внимания.
— Вы писали, что стали общаться с родителями других детей. И они вам рассказывали про игровую зависимость. Что именно?
— Например, когда старший брат говорит: «Если вы мне не будете давать играть, я буду бить младшую сестру». Рассказывали, как дети обзываются и матерятся: «Вы самые плохие родители». Постоянные порывы агрессии. Отсутствие контроля времени. Ребенок ничего не хочет, кроме игр.
Иногда говорят: «Пусть играет, наиграется». Не наиграется. Зависимость ненасыщаема — сколько бы ни играл, все мало. Родители понимают, что постоянно возвращаются к разговорам про телефон, к скандалам про телефон, к попытке ограничить, проконтролировать.
Отец и мать по большому счету имеют право на благодарность от ребенка, на «спасибо», на хорошо проведенное время. Когда что бы ты ни сделал, ты всегда виноват — это ненормально.
Ты стараешься сделать одно, другое, третье, создать обогащенную среду, а ребенку ничего не нравится. «Мне ничего не нравится, дайте телефон, и все», — это уже признак зависимости. Возникают проблемы с мотивацией, контактом, доверием. Все фокусируется вокруг одной темы.
Обычно если увлечение ребенка созидательное, то улучшается дисциплина, он больше успевает в других местах, появляется собранность, зрелость. А тут — отрешенное лицо. Эти стеклянные глаза знакомы многим родителям: «Ты меня не пробьешь, ты ничего обо мне не знаешь, ты меня не понимаешь».
— Примерно сколько детей, по вашим оценкам, находятся сейчас в таком состоянии?
— По моим ощущениям, не менее 60%.
— Вам известны какие-то креативные попытки родителей бороться с этим? Я, например, знаю историю папы, который тайком платил деньги друзьям-геймерам сына, чтобы они рушили его игру. Ему в конце концов стало неинтересно, перестал играть.
— Да, это в Китае было.
Мама одной девочки, которая очень увлеклась YouTube, предложила дочке не мыть посуду, а снимать ролик, как Маша моет посуду. И девочка включилась: «Сейчас я расскажу своим подписчикам, как мы моем посуду». Вполне себе креативный подход.
Вообще, обычно пытаются просто запретить. Один мальчик сидел в телефоне, увлекся в 12 лет ставками в букмекерских конторах. Папа даже вдохновился: «Это развивает интеллект». После того, как через месяц этой деятельности сын обругал папу матом и закатил ему истерику, тот отобрал телефон и больше не дает.
Мы как родители сталкиваемся с новым явлением, а отношение у нас еще не сформировалось. Гаджет — это не просто игрушка, это как бензопила, условно, это и полезная вещь и опасная. Чтобы ею пользоваться, нужно сначала сформировать определенные навыки. Ребенок их развить самостоятельно пока не может, нужен компетентный взрослый.
Причина № 3 – негатив и социальная составляющая
«Майнкрафт» – игра сетевая. Между игроками присутствует общение, они взаимодействуют. Поэтому родителям может показаться, что у ребенка коммуникативный навык не страдает
Естественно, это не так, ведь живое общение для детей крайне важно. В игре дети не настроены дружить, каждый ищет славу и признание
Игроки мечтают обрести чувство значимости и показать свой потенциал. А когда это не получается? Начинаются сыпаться оскорбления, угрозы, обзывательства и даже нецензурная брань. Ведь даже взрослые порой некорректно высказываются в Сети. Безнаказанность лишь подстегивает не сдерживать эмоции.
Согласно опросу чешских детей, 32 % из них сталкивались с какими-либо формами агрессии. А 5 % игроков утверждают, что периодически встречают пользователей, которые просто играют, но потом завязывают диалог и просят прислать им откровенные фотографии.
Причина № 5 – трата времени
Ребенок чрезвычайно затянут в процесс. Он не спешит удовлетворять свои первоочередные потребности, жалко времени на еду, питье и даже поход в туалет. Такие важные дела, как домашние задания, поддержание чистоты в комнате, откладываются на потом или делаются наспех.
Счет времени теряется. Режим дня сбивается. Ребенок физически присутствует дома, но мысли его далеко. Поэтому он действительно может не слышать, что ему говорят родители, забывать о своих обещаниях и бесконечно откладывать время окончания игры. Отсюда семейные конфликты.
Людмила Усеинова – детский психолог, основатель онлайн-центра.
— Умение работать с гаджетами и быть активным пользователем интернета – это в современном мире тождественно навыкам ходить и говорить. Поэтому выбросить из дома все гаджеты и отключить интернет равнозначно заклеить скотчем рот ребенку и связать его по ногам.
Бросаться в крайности не стоит. Сами по себе интернет, компьютеры, планшеты и телефоны не являются злом, если научить маленького пользователя ПРАВИЛЬНО фильтровать поток информации и использовать гаджеты как СРЕДСТВО в достижении своих целей, а не как возможность замещения живого общения и способ развлечения. А это уже все зависит напрямую от родителей.
Влиянием игры «Майнкрафт» на развитие ребенка, подростка и даже взрослого озабочены все психологи. Но из своей практики могу однозначно сказать, что чаще всего родители даже не знают, во что играет ребенок и, соответственно, не задумываются о влиянии игры на его психическое и физическое развитие.
А в колокол звонят, когда уже ребенок становится зависимым: агрессивным, раздражительным, интерес сводится только к игре.
Детская психика еще слишком слаба и легко поддается влиянию. Оставшись наедине с компьютерной игрой, ребенок становится беззащитным перед ней, и она поглощает его. Опасность «Майнкрафт» кроется в ее форме и содержании: мир представлен в кубическом формате и у ребенка формируется измененное восприятие действительности.
В моей практике был печальный случай, когда 10-летний мальчик видел мир кубическим, вплоть до того, что из предложенных геометрических фигур он распознавал только квадрат, а остальные были «лишние неквадраты». При этом его уровень развития до включения в игру «Майнкрафт» соответствовал возрасту.
После того как он «включился» в эту виртуальную игру, реальный мир перестал для него существовать. Конечно, это все произошло не за один день, и даже не за месяц.
Но почему тогда родители не беспокоились за здоровье своего ребенка? Потому что тогда их все устраивало – ребенок не приставал к ним с вопросами, различными просьбами, не требовал подарков, не «шлялся» по улице до глубокой ночи. Он «спокойно играл за компьютером и никого не беспокоил» — это дословная цитата мамы.
Еще в одной семье, где 14-летний подросток просто жил в этой кубической игре, незаметно для всех членов семьи весь интерьер квартиры был представлен в квадратной форме. Весь! Вплоть до посуды, аксессуаров и рисунка на обоях.
«Майнкрафт» опасен для незрелой детской психики, так как родители не могут ручаться, что смогут помочь ребенку не погрязнуть в этой игре, держать руку на пульсе и быть ему поддержкой, то лучше эту игру исключить из жизни ребенка любого возраста.
Вообще компьютерные игры я бы сравнила со знакомством ребенка с машиной. Можно просто с барского плеча купить дорогую тачку сыну и поставить себе галочку в графе «я крутой родитель». И не контролировать то, как любимое чадо пользуется столь дорогим подарком. И в этой ситуации мы понимаем, что велика вероятность лихачества за рулем и небезопасного поведения юного водителя.
А можно папе с собой с детства брать в гараж ребенка, показать устройство машины, научить слушать ее «сердце», «лечить» поломки. И тогда в свои 18 лет, заполучив водительские права и родительскую машину, сын уже иначе будет ценить ее и управлять ею, чтобы не сорвать движок, чтобы на скорости «не убить» резину и так далее. Культура вождения и безопасность вашего ребенка за рулем будет на совершенно ином уровне.
То же самое происходит и во время знакомства ребенка с любой компьютерной игрой – можно закрыть глаза на все, а можно с ребенком «правильно» познакомиться с игрой.
Создать для ребенка кубический мир или помочь стать самодостаточным, уверенным в себе и независимым от компьютерных игр – выбор за вами!
Вся семья в гаджетах: родители работают, а ребенок играет
— Как правильно дозировать время, которое дети проводят в гаджетах, в интернете?
— Существуют рекомендации Всемирной организации здравоохранения — детям от 0 до года не рекомендуется пользоваться гаджетами. В идеале — от 0 до 3 лет ограничивать полностью, по мнению экспертов. Никакое экранное время в этом возрасте ребенку не нужно. В данном случае оно не несет ни смысловой нагрузки, ни пользы.
Для детей от 3 до 5 лет есть нормы — час в день, но при этом экранное время должно быть дробным. Если 15 минут мультики, потом 15 минут — развивающие занятия, если это происходит под присмотром родителей. Максимум час в день.
Дальше идет младший и средний школьный возраст — примерно 2 часа в будни и 4 часа в выходной. Но отмечу, что с учетом дистанционного обучения эти нормы уже не вписываются в рекомендации ВОЗ.
Для подростков с 12 до 17 лет нет норм как таковых. Родители спрашивают: «Что делать, сколько разрешать — час, два, три, четыре?» Основная рекомендация в этом возрасте — договариваться про то, какие правила существуют в семье, вырабатывать семейный цифровой кодекс. Но при этом быть готовыми самим его по возможности соблюдать, поддерживая и помогая, в том числе, подросткам следовать вашему примеру.
— Но родители очень много работают. Телефон для родителей — это рабочий инструмент чаще всего.
— Да.
— Мне кажется, ребенку сложно понять, что мы не играем в гаджетах. Я — мама, которая работает удаленно — читаю тексты, правлю их. Поэтому я все время с телефоном в руках.
— Да, это правда, сейчас большая часть родителей работает дистанционно. Но в любом случае вы оговариваете некие правила с подростками и вместе их соблюдаете. Мы говорим про подрощенных детей, которые, скорее всего, понимают, что мама с папой работают. Например, за обедом, за ужином — это то время, которое вы можете провести без телефона. И требовать того же от ребенка.
Взрослый человек сам себе устанавливает норму <экранного времени>, при желании его контролирует. Но, по большей части, речь идет не про развлечения, а про работу, это правда.
Для подростков в гаджете есть развлечения, некое общение. Но и для них это обучение, какие-то дополнительные курсы и прочее. Так они входят во взрослую жизнь, в которой, возможно, им предстоит работать дистанционно.
Ребенка надо научить взаимодействовать с гаджетом. Так же, как мы в какой-то момент обучаем держать ложку, переходить дорогу на зеленый свет.
Рассказывать, что гаджет — это некий инструмент, и существуют правила его использования, безопасности и так далее. Объяснять их стоит не в подростковом возрасте, а чуть пораньше, начиная с младшего школьного возраста. Тогда к подростковому возрасту это войдет в норму.
— Мне кажется, что часть нашего страха связана с собственным опытом. Я знаю, как переходить дорогу на зеленый свет, как пользоваться ножом и вилкой. Но с телефоном сложнее. У меня стоит счетчик экранного времени, каждую неделю его открываю: «В смысле, сколько-сколько я была в Instagram?!» Когда это происходит? Вспоминаешь, что на вопросы по делу отвечал, работал… Но для нас самих сюрприз, как это соотносится с жизнью.
Мне очень важно то, что вы сказали про правила — есть время, когда гаджет убирают, телефон не включают. Мы с мужем порой ловим себя на том, что оба за едой сидим в телефонах и дети вокруг скучающие
Я говорю: «Слушай, через пять лет мы будем спрашивать ребенка: “Ну, как у тебя дела? Что у тебя произошло?” — “Мама, все нормально”, — и глаза в телефон. Поэтому важно сейчас закладывать, что во время еды мы не достаем телефон. И у нас есть время совместное, когда у всех телефоны убраны. А не так, что мы играем с ребенком, а при этом смотрим в гаджет.
Дети живут в мире экранов. Не отбирайте у них смартфоны, а сделайте их своими помощниками
— Да, по поводу совместного времени — очень правильная мысль. Родители тревожатся: «Его от телефона не оторвать». Я говорю: «Хорошо. Какую альтернативу вы ему можете предложить? Что есть такого, что и вам, и ребенку интересно делать вместе?»
Предложить такую альтернативу — это ваша задача, как взрослого, даже если ребенку 12–13 лет. И это совместное занятие должно быть действительно ребенку интересно, а не «потому что мама сказала». Лучше вас вашего ребенка никто не знает.
Это не значит, что нужно сидеть рядом с подростком безотрывно, это не младший школьник. Но какие-то семейные ценности, совместные занятия нужны. Выделите место и время, где все будут чем-то заняты вместе как семья, без телефонов.
Сын был уверен, что мы все разрушили
— Он пытался обойти запреты, взять телефон и так далее?
— У меня было опасение первое время, что вообще доверие потеряно. Я постоянно находился в страхе, что замышляется какая-то подпольная деятельность. Были прецеденты, попытки смартфон выкрасть. У нас были дома телефоны старые, он их находил и пытался получить к ним доступ.
Кроме того, сын был уверен, что мы все разрушили. Что если бы он заплатил этому Леону 15 тысяч, он бы получил и скины, и деньги.
Он думал, что тот блогер ему друг. Я предложил ему проверить, чего он стоит: «Если бы это была ошибка с твоей стороны, он бы вернул деньги?» — «Да!» И мы начали писать тому блогеру. Он старательно избегал контакта во всех сетях. Видно было, что читал сообщения, но игнорировал. Я сыну сказал: «Видишь?» Он признал: «Да, вижу». Взрослый парень принял деньги от несовершеннолетнего ребенка, нарушил закон Российской Федерации.
— А Леон?
— С Леоном мы тоже провели показательную работу. Написали ему сообщение, что родители ругались, но ничего страшного не произошло. И что у сына есть еще 30 тысяч, которые ему подарили на день рождения. Леон предложил старую схему, мол, плати, а все потом. Сын под моим контролем написал, что волнуется, не мошенник ли он. Получает ответ: «Что-то у тебя плохое настроение, мутный ты сегодня. Когда будешь готов платить, тогда приходи». Какой прекрасный ход! Ребенку нечего противопоставить: либо плати, либо вали.
Сын предлагает: «Давай ты мне что-то отдашь, скины, например, и тогда переведу». Леон ответил, что сын совершает большую ошибку, а Steam в курсе всего, и сейчас он на сына туда жалобу отправит. Я говорю: «Ты понимаешь, что он бы тебе ничего не заплатил?» Он говорит: «Да, теперь я, папа, понял». Мы эту галочку поставили.
«Собирают деньги на вакцину от коронавируса». Как мошенники обманывают владельцев банковских карт
В Steam сказали, что они не поддерживают мошенническую деятельность, но этот человек по-прежнему действует, его аккаунт и группы для обмена скинами, где он ищет жертв, не заблокировали. Это очень показательно. При этом, чтобы вернуть деньги от самой платформы за купленные игры, понадобилось три недели.
— То есть от мошенника ничего не получить, а потраченное на игры родители все же могут вернуть?
— Какие-то суммы, да. Например, Epic Games мне 20 тысяч вернули вообще без вопросов в один день. Steam сначала мне легко вернул почему-то 12 тысяч: «Мы готовы вам заплатить». Я говорю: «Откуда взялось 12? Вот 75». Потом мы две недели общались: «О, а это серьезная сумма». И это многомиллиардная компания. В итоге со скрипом вернули: «Мы в порядке исключения…»
— Вы писали на общую почту сначала?
— Это не так легко сделать, там нужно внимательно смотреть правила. Например, если игры купили, но не пользовались ими, то в течение двух недель с даты покупки игры можно вернуть и получить деньги на счет в Steam. В итоге я вернул и за такие, и за те, по которым срок возврата уже прошел. Я написал в поддержку, описал ситуацию. Так что если ребенок потратил на официальных сайтах без вашего ведома, то средства можно вернуть.
— А что полиция?
— Я обратился в полицию с заявлением на Леона с описанием ситуации, поговорил с дознавателем. А потом в возбуждении уголовного дела отказали, причины я не знаю, так как не видел уведомления об отказе.
Когда пытался найти копию этого документа в полиции, там долго искали кодовые номера, потом не было ответственного за это человека. Пытался несколько раз дозвониться — не получилось. Так что для меня это осталось пока загадкой.
В частном разговоре со следователем я выяснил, что такие дела бесперспективны, потому что мошенники обычно сидят на Украине или на других территориях СНГ. Иногда подобные схемы используют заключенные.
Влияние компьютерных игр на мозг
Еще в середине 90-х годов медики предупреждали, что видеоигры способны стимулировать только отделы мозга, отвечающие за движение и зрение. Увы, поэтому отделы, которые отвечают за обучение, поведение и эмоции, могут быть недоразвитыми.
Китайские ученые набрали две группы студентов. Первые ежедневно проводили онлайн не менее 10 часов, играя в игры наподобие World of Warcraft. И вторая группа, в которой студенты работали за компьютером не более 2-х часов в день. С помощью МРТ они наблюдали за деятельностью их мозга. Исследования показали, что в мозгу геймеров было меньше серого вещества.
В Чехии игра «Майнкрафт» чрезвычайно популярна. Многие дети становятся не просто фанатами, а фанатиками данной игры. Так, по результатам исследования, которое длилось 3 месяца, выявлено 24 % детей, играющих в «Майнкрафт» более 11 часов в неделю. 14 % играют больше 16 часов и почти 50 % делают это каждый день, включая выходные и праздники.
Также исследование подтвердило, что «Майнкрафт» вызывает у детей поведенческую зависимость. 28 % заявило, что теряет счет времени, у 22 % наблюдается жжение в глазах и столько же игроков испытывают дискомфорт и боль в спине.
Пять причин, по которым ваш ребенок не должен играть в «Майнкрафт»:
Чё